филиал государственного автономного профессионального образовательного учреждения
Свердловской области «Нижнетагильский государственный профессиональный колледж имени Никиты Акинфиевича Демидова» ГАОУ СПО СО «НТГПК им. Н.А. Демидова»
РАССМОТРЕНО на заседании ПЦК профессиональных дисциплин протокол № ___от ____________201__г председатель ________О.М. Госькова |
УТВЕРЖДАЮ Заведующая учебной частью ____________ М.Ф. Кравченко «_____»______________ 201__г.
|
Программа промежуточной аттестации
(в форме зачета) по междисциплинарному курсу 04.05
«Технология социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями»
для студентов очного отделения специальности СПО
040401 «Социальная работа»
Разработчик:
преподаватель Ю.С. Кирякова
2015
пояснительая записка
Материалы промежуточной аттестации предназначены для контроля и оценки образовательных достижений студентов, освоивших программу междисциплинарного курса 04.05. «Технология социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями» для специальности 040401 «Социальная работа».
В ходе освоения МДК 04.05 «Технология социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями» обучающийся должен:
уметь:
- применять различные формы, методы и технологии по осуществлению социальной работы в соответствии со спецификой профессиональной деятельности;
- осуществлять организацию социальной работы в различных сферах;
- осуществлять организационно - управленческую деятельность по межведомственному взаимодействию специалистов и учреждений разных систем;
- определять объем деятельности специалистов, необходимый для решения конкретных задач по оказанию помощи и поддержки клиенту;
знать:
- сущность и особенности различных сфер жизнедеятельности людей;
- особенности и содержание социальной работы в различных сферах;
- специфику деятельности специалиста, необходимой для решения конкретных задач по оказанию помощи и поддержки клиенту;
- технологию организационной деятельности специалиста;
- правовые аспекты социальной работы в различных сферах;
Программа промежуточной аттестации включают контрольные материалы промежуточного контроля знаний в форме теоретических вопросов и творческого проекта по предложенной теме, направленной на проверку усвоения практических умений.
Обучающимся предлагаются темы проекта за три дня до сдачи зачета. Один проект выполняется одним обучающимся. На зачете обучающиеся защищают проект по выбранной теме, который сопровождается презентацией.
Содержание проекта
1.Введение (историческая справка, актуальность, новизна).
2.Описание проектной деятельности (поэтапно).
3.Задачи проекта.
4.Теоретическая часть (правила, нормативы, ГОСТы).
5.Список литературы (библиография).
Требования к оформлению и защите проекта
Объем проекта может колебаться в пределах 5-7 печатных страниц, напечатанных полуторным интервалом. Поля размеров 3х2х2х1. приложения к работе не входят в ее объем.
Проект должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения, от второго лица, множественного числа (мы), с соблюдением стилистики.
Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу.
Должна быть соблюдена последовательность написания библиографического аппарата.
Тему проекта выбирать самостоятельно. Обучающиеся при защите проекта делают устное сообщение, в котором освещают тему, цель, задачи проекта, обосновывают их актуальность, коротко характеризует основное содержание изученного теоретического материала, перечисляют сделанное и делает выводы.
Выступление на 3-5 минут.
Критерии оценивания
Оценка 5 (отлично) оценивается ответ, который показывает прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; владение законодательной базой по специальности, умение объяснять сущность проблем, процессов, основных технологий, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа.
Оценка 4 (хорошо) оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; владение законодательной базой по специальности, умение объяснять сущность проблем, процессов, основных технологий, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается одна - две неточности в ответе.
Оценка 3 (удовлетворительно) оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой предметной области, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы; знанием основных вопросов теории; слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры; недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
Оценка 2 (неудовлетворительно) оценивается ответ, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы; незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов; неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Допускаются серьезные ошибки в содержании ответа.
Промежуточная аттестация по МДК 04.05 «Технология социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями» проводится в форме дифференцированного зачета.
Продолжительность зачета на одного обучающегося составляет в общей сложности 20 минут и распределяется следующим образом:
-защита и ответы на вопросы - 10 мин. (на каждого обучающегося);
- защита проекта – 5-7 мин.
Вопросы для зачета
1. Понятие и сущность социальной профилактики. Основные черты социально-правовой профилактики. Принципы, формы, методы, средства, виды социально-правовой профилактики. Общая профилактика, индивидуальная профилактика. Специальная профилактика.
2. Особенности профилактики девиантного поведения и правонарушений несовершеннолетних.
3. Нормативные акты, регулирующие деятельность по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
4. Понятия, характеризующие категории несовершеннолетних, их родителей и применяемые к ним меры воздействия: безнадзорный; беспризорный; несовершеннолетний, находящийся в социально-опасном положении; несовершеннолетние, совершающие антиобщественные действия; несовершеннолетние, совершающие правонарушения; семья, находящаяся в социально-опасном положении; индивидуальная профилактическая работа; профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
5. Основные задачи по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
6. Профилактика правонарушений несовершеннолетних как особый вид социальной практики. Организационно-методическое обеспечение борьбы с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних.
7. Методы общесоциальной, микросредовой (общей) групповой и индивидуальной профилактики. Особенности профилактики среди несовершеннолетних различных возрастных групп и социально правового статуса.
8. Принципы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
9. Конституционные принципы в основе правового регулирования предупреждения преступлений несовершеннолетних. Уголовно-правовая, уголовно-процессуальная, уголовно-исполнительная основы профилактики правонарушений несовершеннолетних.
10. Гражданско-правовые, жилищные, трудовые, семейно-правовые основы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-риядские руководящие принципы).
11. Субъекты профилактического воздействия, общая характеристика, классификация.
12. Специализированные субъекты профилактики безнадзорности и правонарушений
13. Неспециализированные субъекты профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
14. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
15. Основные задачи деятельности комиссий, их роль по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и меры по защите их прав
16. Формы и методы работы комиссий по делам несовершеннолетних с семьями группы риска и семьями, находящимися в социально-опасном положении. Принципы деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
17. Органы управления социальной защитой населения и специализированные учреждения социального обслуживания для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации
18. Органы управления образованием и образовательные учреждения
19. Органы управления образованием - как субъекты системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
20. Органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи
21. Специально-учебно-воспитательные учреждения открытого типа. Их виды. Основания и порядок помещения несовершеннолетних в специально-учебно-воспитательное учреждение
22. Задачи, функции и специфическая деятельность специально-учебно-воспитательных учреждений открытого типа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
23. Специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. Их виды. Основания и порядок помещения несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа
24. Задачи, функции и специфическая деятельность учебно-воспитательных учреждений закрытого типа по профилактике безнадзорности и правонарушений.
25. Органы опеки и попечительства как субъекты системы профилактики. Задачи, функции и специфическая деятельность органов опеки и попечительства по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Их полномочия
Темы творческого проекта
1. Особенности правовой защиты несовершеннолетних и необходимость ее усиления.
2. Причины и условия безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
3. Законность и эффективность профилактических мер.
4. Концепция и планы предупреждения преступности и преступлений несовершеннолетних.
5. Субъекты организации профилактики безнадзорности и правонарушений.
6. Детский дом семейного типа.
7. Приемная семья.
8. Правовые основы предупреждения беспризорности и правонарушений несовершеннолетних.
9. Организация предупреждения беспризорности и правонарушений несовершеннолетних правоохранительными органами.
10. Семейное неблагополучие и преступность несовершеннолетних.
11. Общая профилактика беспризорности и правонарушений несовершеннолетних.
12. Индивидуальная профилактика беспризорности и правонарушений несовершеннолетних.
13. Эффективность и результативность индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей.
14. Нормативно-правовое регулирование применения мер взыскания к несовершеннолетним в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
15. Гарантии исполнения Федерального закона от 24 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
16. Прокурорский надзор за соблюдением законов органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
17. Порядок исключения несовершеннолетних, не получивших основного общего образования, из образовательного учреждения.
18. Социальная реабилитация.
19. Полномочия комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
20. Региональные программы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
21. Региональное законодательство по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
22. Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении.
23. Организация досуга учащихся в образовательных учреждениях.
24. Специально-учебно-воспитательные учреждения открытого типа
25. Специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа
Литература
1. Галаганов В.П. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации [Текст]: учебник/ В.П. галаганов. – М.: КНОРУС, 2010. – 160 с. – (Среднее профессиональное образование) ISBN 978-5-406-00007-6
2. Кошелев Н.С. Социальное обслуживание и права населения [Текст]: практическое пособие/ Н.С. Кошелев. – 2-е изд., прераб. – М.: Издательство «Омега-Л», 2010. – 83 с.: табл. – (Социальная защита) ISBN 978-5-370-01784-1
3. Основы социальной работы [Текст]: Учебник./ Отв. ред. П.Д. Павленок. – М., 2003г. ISBN 5-16-000484-Х
4. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения [Текст]:Учеб. пособие/ отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 184 с. ISBN 9785-16-003790-5
5. Платонова Н.М. Теория и методика социальной работы [Текст]:учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений/ Н.М. Платонова, Г.Ф. нестерова. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. –384 с. ISBN 978-5-7695-5919-8
6. Савинов А.Н. Организация работы органов социальной защиты [Текст]: учеб.пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений/ А.Н. савинов. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 224 с. ISBN 978-5-7695-5930-3
7. Социальная работа [Текст]: учебное пособие/ под общ.ред. Проф. В.И. Курбатова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 480 с. ISBN 5-222-03811-4
8. Социальная работа [Текст]: Учебное пособие/ под ред. д.п.н., проф. Н.ф. Басова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 364с.ISBN 978-5-394-00778-1
9. Технологии социальной работы [Текст]: учебник/ под. Ред. В.И. Жукова. – М.: Издательство РГСУ: Издательство «Омега-Л», 2011. – 388 с. ISBN 978-5-7139-0870-6 (Издательство РГСУ) ISBN 978-5-370-02376-7 (Издательство «Омега-Л»)
10. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности [Текст]/ под ред. проф. П.Д. Павленка: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. – 596с. ISBN 5-94789-802-Х
Дополнительные источники:
1. Основы социальной работы: учеб.пособие для студ. высш. учебн. заведения/ Н.Ф. Басов, В.М. Басова, О.Н. Бессонова и др.; под ред. Н.Ф. Басова. – М., 2012г. – 288с
2. Методика и технологии работы социального педагога [Текст]: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений/ [Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова и др.]; под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – 4-е изд., стер. – М.: М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 192 с. ISBN 978-5-7695-4466-8
3. Назарова Е.Н. Основы социальной медицины [Текст]: учеб.пособие для студ. учреждений высш. проф. образования/Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 368 с. ISBN 978-5-7695-7069-8
4. Современная энциклопедия социальной работы/ под ред. Академика РАН В.И. Жукова. – 2-е изд., доп. и перера. – М.: Издательство РГСУ, 2012. – 412с.
5. Социальная педагогика [Текст]: Курс лекций/ под общ.ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. цент ВЛАДОС, 2010. – 416 с. ISBN 5-691-00372-0
6. Социальная работа: теория и практика [Текст]: Учеб. Пособие./ Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М., 2013г ISBN 5-16-000551-Х
7. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: Учебник для вузов. – 2-е изд.. перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. – 464с.
8. Теория и методика социальной работы. Краткий курс под редакцией академика Жукова В.И. – М., Союз. – 2011. – 188с
9. Хетагурова А.к. Паллиативная помощь. Медико-социальные принципы и основы сестринского ухода [Текст]/ Приложение к журналу «Сестринское дело» Выпуск № 3 (11). – М.: Издательский дом «медицинский вестник», 2013. – 80 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.