Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
НОВГОРОДСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра кадровой политики и управления персоналом
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО КУРСУ: «Системный анализ»
АВТОР РАБОТЫ:
Студент группы_05-18 нуо__Якубова
__Кристина Викторовна_
(Ф.И.О.)
_________________________________
(подпись)
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:
Должность, звание к. э. н., доцент
_Птицына Елена Вячеславовна
(Ф.И.О.)
________________________________
(зачтено/незачтено)
_________________________________
(подпись)
Великий Новгород
2021г
Содержание
С.
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................... 3
Глава 1 Описание объекта (процесса) как системы.................................. 6
Глава 2 Качественные методы системного анализа................................. 9
Глава 3 Разработка методики системного анализа................................. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................... 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК...................................................... 31
Системный подход – направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов (И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин); совокупности взаимодействующих объектов (Л. фон Берталанфи); совокупности сущностей и отношений (А. Д. Холл, Р. И. Фейджин, поздний Л. фон Берталанфи). Системный анализ базируется на своём особом методе, сущность проста – все элементы системы и все операции в ней должны рассматриваться как единое целое в совокупности взаимосвязи.Если объединить приведенные выше определения системного подхода, то системный подход – это способ научного познания, который позволяет рассмотреть объект, проблему, процесс, как систему с выделением в нем компонентов: внутренних и внешних связей, которые влияют на результаты ее функционирования. Системный подход может быть многоцикловым процессом познания и поиска причин и решений для достижения определенной цели.
- общенаучная методологическая концепция исследования, проектирования и управления объектами и явлениями;
- средство исследования не любых объектов, а систем;
- исследование целостных, интегративных свойств системы, выявление ее структуры и функций;
- выявление всех основных взаимосвязей и взаимодействий в системах с использованием логического, математического и организационного моделирования;
- последовательный переход от общего к частному, когда в основе рассмотрения лежит конкретная конечная цель.
Таким образом, суть системного подхода состоит во взаимосвязанном, целостном рассмотрении и решении различных аспектов и сторон формирования, функционирования и улучшения больших (сложных) социально-экономических систем. При изучении любого сложного объекта или процесса исследования в первую очередь выявляются и анализируются наиболее характерные для него системные аспекты, определяющие его развитие.
Системный подход вместо интуитивных решений, основанных на практическом опыте специалистов, выдвигает методы рациональных, качественных и количественных оценок. При системном подходе все частные локальные цели и задачи подчиняются общей глобальной цели.
Использование системного подхода позволяет увидеть многие, казалось бы, уже хорошо изученные объекты и процессы в новом свете. При этом зачастую удается выявить ранее не замеченные свойства, важные для понимания сущности финансово-хозяйственных процессов на предприятиях и определения возможных тенденций их развития.
Раскрывая таким образом методологическую сущность системного подхода, можно выделить следующие основные этапы данного способа исследования различных объектов и явлений:
1. Выделение объекта исследований, определение границ объекта, его элементов, связей с окружающей средой;
2. Установление цели (целей) исследования, определение системообразующих компонентов системы, иерархических уровней и подсистем данной системы;
3. Определение системообразующих свойств, связей и отношений между подсистемами системы;
4. Определение критерия (критериев) целесообразного функционирования системы, а также максимальных и минимальных значений переменных (свойств) системы, т.е. условий, границ ее существования;
5. Установление механизма (определение структур) функционирования или развития системы.
Рассмотрим основные компоненты исследовательской контрольной работы:
Цель: получить водительское удостоверение
Задачи:
− Изучить процесс получение водительского удостоверения;
− Выделить подсистемы, элементы, связи и функции процесса как системы;
− Выявить взаимодействия системы с внешней средой;
− Ознакомиться с качественными методами системного анализа;
− Выявить проблему;
− Сформировать цель для решения проблемы, построить «Дерево целей»;
− Построить сетевой график «вершина-событие», определить временные параметры работ - ранний старт, ранний финиш, поздний старт и поздний финиш.
Методы: качественные: метод сценариев, морфологический, «Дерево целей», сетевой график, «Черный ящик» , метод анализа, синтеза, графический метод, табличный.
Объект: рассмотрение жизненной ситуации «получение водительского удостоверения» как системы.
Рассмотрим определения термину «система».
Термин система используется в тех случаях, когда необходимо охарактеризовать исследуемый или практикуемый объект, о котором невозможно сразу дать представление.
В определении термина «Система» должны быть указания на её ключевые свойства, а именно:
1. Наличие множества элементов, которые при определенных условиях могут быть рассмотрены, как система;
2. Наличие связей между элементами, которые превосходят по мощности связи с элементами не входящие в данную систему;
3. Целостность самого объекта и динамичность его развития.
Следовательно, процесс получения водительского удостоверения сложен, так как не всем сразу легко дается учеба, сдача экзаменов и вообще найти хорошую автошколу. Можно назвать системой процесс получения прав, так как система - это комплекс элементов, находящихся во взаимодействии. Рассмотрим рисунок 1.




Рис .1. Система получения прав
На данном рисунке мы видим, подсистему получение водительских прав и компоненты системы. В силу принципа иерархичности любая система по своей структуре может быть разбита на компоненты, представлены подсистемами и элементами, а сама она является частью еще более общей системы.
В тоже время элементы и подсистемы можно рассматривать как отдельные системы. Понятие подсистемы подразумевает, что выделяется относительно независимая часть системы, обладающая определенными свойствами, имеющая подцель, на достижение которой ориентирована.
Подсистема может состоять из еще более детальных подсистем иерархии и количество которых зависят от внутренней сложности системы.
Элемент – это придел
разбиения системы, с точки зрения конкретной задачи и постановленной цели.
Следовательно, СП позволяет раскрыть целостность объекта, выявить связи в нем и
свести все в единую теоретическую картину. Реализацию СП обеспечивает
совокупность методов и процедур, называемых системным анализом.
Возможность применения качественных методов системного анализа в организации.
Рассмотрим методы системного анализа, представим их характеристику в таблице 1:
Таблица 1
|
№ п/п |
Наименование метода |
Характеристика (с указанием особенностей применения) |
Достоинства |
Недостатки |
|
1 |
Метод экспертных оценок |
В процессе принятия решений эксперты выполняют информационную и
аналитическую работу по формированию и оценке решений. Все многообразие
решаемых ими задач сводится к трем типам: формирование объектов, оценка
характеристик, формирование и оценка характеристик объектов. |
Метод экспертных оценок применяется для решения проблем прогнозирования, планирования и разработки программ деятельности, нормирования труда, выбора перспективной техники, оценки качества продукции. |
Трудно распределить правильно роли и критерии экспертам, чтобы не возникло конфликтов. |
|
2 |
Метод «Дельфи» |
Метод Дельфи является методом прогноза, при котором с помощью анкет проводится
индивидуальный опрос экспертов в несколько этапов, вплоть до момента решения
поставленной задачи, при условии отсутствия личного общения между экспертами. |
Можно смело использовать этот метод, благодаря которому при правильной организации процесса можно получить превосходные результаты. |
Если неправильно организовать процесс, то результаты будут плохими |
|
3 |
Метод«Мозгового штурма» |
Оперативный метод решения проблемы на основе
стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения
предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в т.ч.
самых фантастических: любая мысль, высказанная вслух, включается в число
рассматриваемых, чем больше идей − тем лучше. Затем из общего числа
высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы
на практике. На предварительном этапе качество предложенных способов не
учитывается, то есть предметом поиска является создание возможно большего
количества вариантов решения задачи. |
Данный метод наиболее продуктивен на этапе разработки решения по реализации поставленной цели, при раскрытии механизма функционирования системы, при выборе критерия решения проблемы |
Недостатки в том, что для достижения успеха должны соблюдаться следующие условия: •наличие вдохновителя идей; •группа экспертов не превышает 5-6 человек; •потенциал исследователей соизмерим; •обстановка спокойная; •соблюдены равные права, может быть предложено любое решение, критика идей не допускается; •продолжительность работы не более 1 часа. Если они соблюдаться не будут, то и метод будет не актуален. |
|
4 |
Метод сценариев |
Основная идея данного метода - выявление связей
различных элементов системы, которые проявляются при том или ином событии или
ограничении. Результатом такого исследования является совокупность сценариев
возможных направлений решения проблемы, из которых путем сопоставления по
какому - либо критерию можно было бы выбрать наиболее приемлемые. 5.Интерпретация выбранных сценариев развития
среды:сопоставление результатов третьего и четвертого этапов; множество
допущений для различных временных горизонтов; расширенное толкование
отдельных сценариев. |
Техника сценариев дает возможность своевременно реагировать на изменение тенденций и принимать противодейст-вующие меры. |
Для техники сценариев разработаны различные подходы, но все концепции совпадают в следующих моментах: • исходный пункт должен быть всегда точным анализом настоящей ситуации; •для воздействующих величин (ограничений) с неясным развитием в будущем должны быть сделаны рациональные предложения. |
|
5 |
Морфологический метод |
Данный метод предусматривает поиск всех возможных решений проблемы путем исчерпывающей переписи этих решений. Основной идеей морфологического анализа является упорядочение процесса выдвижения и рассмотрения различных вариантов решения задачи. Расчет строится на том, что в поле зрения могут попасть варианты, которые ранее не рассматривались. |
Применение данного метода рационально для простых объектов и там, где возможно найти новую идею за счет комбинации известных решений (реклама,дизайн и т.п.). |
Главными недостатками метода является упрощенность подхода к анализу объекта и возможность получения слишком большого для рассмотрения числа вариантов.
|
|
6 |
Метод «Дерево целей» |
Метод «Дерева целей» ориентирован на получение
полной и относительно устойчивой структуры целей, проблем, направлений. |
Если верно стуктурировать «Дерево целей», то на протяжении какого - то периода времени будет меняться мало . |
Уязвимым местом «дерева» целей являются «узлы деления», то есть точки разложения общих целей на более частные (подцели), поскольку нередко бывает трудно обеспечить полноту деления и совместимость, единство основания для деления. |
|
7 |
Сетевое планирование |
Сетевое
планирование – генеральный инструмент проектного управления. Оно помогает
максимально эффективно использовать потенциал сотрудников компании, проводить
инновационные разработки и выводить новые бренды на потребительский рынок. В рамках деятельности любой компании лучше всего строить график по методу критического пути. Этот способ построения имеет несколько ключевых пунктов: -формулировка цели планирования; установление возможных ограничений (ресурсы, финансы); -определение состава действий, которые нужны для достижения цели (все действия оформляются отдельными файлами, загружаются в программу типа MS Visio или пишутся на обычных карточках); -для каждого действия отмечаются длительность выполнения, ресурсы, инструменты и ответственных лиц; -составление иерархии действий; -отображение взаимосвязи между операциями (в т.ч. по самым ранним и поздним срокам начала и окончания процесса); -вычисление резерва времени для каждого действия (разница между ранним и поздним началом или окончанием проекта); определение критического пути, в котором нет временного резерва для каждого действия, т.е. все они выполняются слаженно, быстро и без перерывов. |
Фактически планирование – это комплекс расчетных, организационных и графических методов, которые позволяют не только осуществлять качественную разработку проекта, но помогают перестроить его в режиме реального времени в зависимости от меняющихся внешних условий. Оно позволяет равномерно распределить задачи с учетом: -ограниченности ресурсов (материальных и нематериальных); -регулярно обновляемой информации; -отслеживания сроков выполнения. |
Если данный метод будет сотрудникам не понятный, то эффективной работы не будет. |
В данной контрольной работе я выбрала процесс получения прав, так как этот процесс сложен. Так как не каждый человек четко знает действия, которое он должен совершить, чтобы стать ближе к цели.
Давайте рассмотрим классификацию системы:
1. По способу степени взаимодействия системы с внешней средой, она является открытой;
2. По сложности: сложная, так как имеет большое количество связей в своей структуре;
3. По видам: социальная, так как относиться к человеку;
4. По уровню специализации: комплексная;
по способу описания системы: детерминированная;
5. По продолжительности функционирования системы получение водительских прав кратковременного действия.
Понятие системы возникает там и тогда, где проводиться замкнутая граница между неограниченными и некоторым ограниченным множеством элементов.
Частным случаем выделение системы из среды является её определение через входы и выходы посредством которых система общается с внешней средой. Рассмотрим рисунок 2 «Черный ящик».
Рассмотрим «Дерево целей» на рисунке 3. Дерево целей – это структурированная, построенная по иерархическому принципу (распределенная по уровням) совокупность целей экономической системы, программы, плана.

![]()





Чтобы правильно определить последовательность наших действий, необходимо построить сетевой график «Вершина – событие». Сетевой график – динамическая модель производственного процесса, отражающая технологическую зависимость и последовательность выполнения комплекса работ, связывающая их свершение во времени с учётом затрат ресурсов и стоимости работ с выделением при этом узких (критических) мест. Основные элементы сетевого графика – работа и событие.
Предлагаю ознакомиться с сетевым графиком «Вершина - событие» при получении прав.
Рис. 4. Сетевой график «Вершина - событие»
В целом, несмотря на имеющиеся различия, можно выделить некоторые общие черты: основой системного анализа является системный подход, который предполагает реализацию процесса решения проблем как системы, т.е. в основе системного анализа лежит концепция системы. Он основан на вариантном подходе (обязательно осуществляется сопоставление альтернативных решений). Системный анализ предназначен в первую очередь для решения слабоструктурированных проблем перспективного характера, то есть проблем, для которых не полностью определены требования стоимости или времени, и поэтому широко используются качественные суждения в анализе и согласовании различных точек зрения, что, в свою очередь, требует особого внимания к факторам риска и неопределенности, их учету и оценке при выборе наилучших вариантов среди возможных. Важной особенностью системного анализа является широкое применение принципа обратной связи, когда решение каждой частной задачи с позиции полученного эффекта должно сопоставляться с предварительно поставленными целями.
В данной работе все компоненты составляющие части мы можем рассмотреть и увидеть их взаимосвязь.
Следовательно, все задачи, которые были поставлены в контрольной работе, достигнуты.
1. Волкова, В. Н.Теория систем и системный анализ : учебник для бакалавров /В. Н. Волкова, А. А. Денисов. — М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2012 — 679 с. — Серия : Бакалавр.
2. Горбенко А. О. Информационные системы в экономике [Электронный ресурс] : учебное пособие / А. О. Горбенко.—3-е изд. (эл.).—Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf :295 с.).—М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.—Систем. требования: Adobe Reader XI ; экран 10".
3. Спицнадель В. Н. С 72 Основы системного анализа: Учеб. пособие. — СПб.: «Изд. Дом «Бизнесс-пресса», 2000 г. — 326 с.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.