Контрольная работа по системному анализу

  • docx
  • 14.10.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала SISTEMNYJ_ANALIZ_KR_1.docx

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

НОВГОРОДСКИЙ ФИЛИАЛ

 

Кафедра кадровой политики и управления персоналом

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

ПО КУРСУ: «Системный анализ»

 

 

 

АВТОР РАБОТЫ:

Студент группы_05-18 нуо__Якубова

__Кристина Викторовна_

(Ф.И.О.)

_________________________________

(подпись)

 

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

Должность, звание к. э. н., доцент

_Птицына  Елена Вячеславовна

(Ф.И.О.)

________________________________

(зачтено/незачтено)

_________________________________

(подпись)

 

 

 

 

 

 

 

Великий Новгород

2021г

 


Содержание

 

С.

 

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................... 3

 

Глава 1 Описание объекта (процесса) как системы.................................. 6

Глава 2 Качественные методы системного анализа................................. 9

Глава 3 Разработка методики системного анализа................................. 24

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................... 30

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК...................................................... 31

 

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Системный подход – направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов (И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин); совокупности взаимодействующих объектов (Л. фон Берталанфи); совокупности сущностей и отношений (А. Д. Холл, Р. И. Фейджин, поздний Л. фон Берталанфи). Системный анализ базируется на своём особом методе, сущность проста все элементы системы и все операции в ней должны рассматриваться как единое целое в совокупности взаимосвязи.Если объединить приведенные выше определения системного подхода, то системный подход – это способ научного познания, который позволяет рассмотреть объект, проблему, процесс, как систему с выделением в нем компонентов: внутренних и внешних связей, которые влияют на результаты ее функционирования. Системный подход может быть многоцикловым процессом познания и поиска причин и решений для достижения определенной цели.

-       общенаучная методологическая концепция исследования, проектирования и управления объектами и явлениями;

-       средство исследования не любых объектов, а систем;

-       исследование целостных, интегративных свойств системы, выявление ее структуры и функций;

-       выявление всех основных взаимосвязей и взаимодействий в системах с использованием логического, математического и организационного моделирования;

-       последовательный переход от общего к частному, когда в основе рассмотрения лежит конкретная конечная цель.

Таким образом, суть системного подхода состоит во взаимосвязанном, целостном рассмотрении и решении различных аспектов и сторон формирования, функционирования и улучшения больших (сложных) социально-экономических систем. При изучении любого сложного объекта или процесса исследования в первую очередь выявляются и анализируются наиболее характерные для него системные аспекты, определяющие его развитие.

Системный подход вместо интуитивных решений, основанных на практическом опыте специалистов, выдвигает методы рациональных, качественных и количественных оценок. При системном подходе все частные локальные цели и задачи подчиняются общей глобальной цели.

Использование системного подхода позволяет увидеть многие, казалось бы, уже хорошо изученные объекты и процессы в новом свете. При этом зачастую удается выявить ранее не замеченные свойства, важные для понимания сущности финансово-хозяйственных процессов на предприятиях и определения возможных тенденций их развития.

Раскрывая таким образом методологическую сущность системного подхода, можно выделить следующие основные этапы данного способа исследования различных объектов и явлений:

1.   Выделение объекта исследований, определение границ объекта, его элементов, связей с окружающей средой;

2.   Установление цели (целей) исследования, определение системообразующих компонентов системы, иерархических уровней и подсистем данной системы;

3.   Определение системообразующих свойств, связей и отношений между подсистемами системы;

4.   Определение критерия (критериев) целесообразного функционирования системы, а также максимальных и минимальных значений переменных (свойств) системы, т.е. условий, границ ее существования;

5.   Установление механизма (определение структур) функционирования или развития системы.

Рассмотрим основные компоненты исследовательской контрольной работы:

Цель: получить водительское удостоверение

Задачи:

      Изучить процесс получение водительского удостоверения;

      Выделить подсистемы, элементы, связи и функции процесса как системы;

      Выявить взаимодействия системы с внешней средой;

      Ознакомиться с качественными методами системного анализа;

      Выявить проблему;

      Сформировать цель для решения проблемы, построить «Дерево целей»;

      Построить сетевой график «вершина-событие», определить временные параметры работ - ранний старт, ранний финиш, поздний старт и поздний финиш.

Методы: качественные: метод сценариев, морфологический, «Дерево целей», сетевой график, «Черный ящик» , метод анализа, синтеза, графический метод, табличный.

Объект: рассмотрение жизненной ситуации «получение водительского удостоверения» как системы.


 

Глава 1 Описание объекта (процесса) как системы

 

Рассмотрим определения термину «система».

Термин система используется в тех случаях, когда необходимо охарактеризовать исследуемый или практикуемый объект, о котором невозможно сразу дать представление.

В определении термина «Система» должны быть указания на её ключевые свойства, а именно:

1.             Наличие множества элементов, которые при определенных условиях могут быть рассмотрены, как система;

2.             Наличие связей между элементами, которые превосходят по мощности связи с элементами не входящие в данную систему;

3.             Целостность самого объекта и динамичность его развития.

Следовательно, процесс получения водительского удостоверения сложен, так как не всем сразу легко дается учеба, сдача экзаменов и вообще найти хорошую автошколу. Можно назвать системой процесс получения прав, так как система - это комплекс элементов, находящихся во взаимодействии. Рассмотрим рисунок 1.


 

Получение прав
«Заказчик»,Желающий получить права ,Деньги за обучение
«Исполнитель»,Автошкола

,Инструктор по вождению,Учебный автомобиль,Инспектор ГИБДД
Добросовестное посещение мною занятий
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис .1. Система получения прав

На данном рисунке мы видим, подсистему получение водительских прав и компоненты системы. В силу принципа иерархичности любая система по своей структуре может быть разбита на компоненты, представлены подсистемами и элементами, а сама она является частью еще более общей системы.

В тоже время элементы и подсистемы можно рассматривать как отдельные системы. Понятие подсистемы подразумевает, что выделяется относительно независимая часть системы, обладающая определенными свойствами, имеющая подцель, на достижение которой ориентирована.

Подсистема может состоять из еще более детальных подсистем иерархии и количество которых зависят от внутренней сложности системы.

Элемент это придел разбиения системы, с точки зрения конкретной задачи и постановленной цели.
Следовательно, СП позволяет раскрыть целостность объекта, выявить связи в нем и свести все в единую теоретическую картину. Реализацию СП обеспечивает совокупность методов и процедур, называемых системным анализом.


 

Глава 2 Качественные методы системного анализа.

 

Возможность применения качественных методов системного анализа в организации.

Рассмотрим методы системного анализа, представим их характеристику в таблице 1:



Таблица 1

Характеристика методов системного анализа

№ п/п

Наименование метода

Характеристика (с указанием особенностей применения)

Достоинства

Недостатки

1

Метод экспертных оценок

В процессе принятия решений эксперты выполняют информационную и аналитическую работу по формированию и оценке решений. Все многообразие решаемых ими задач сводится к трем типам: формирование объектов, оценка характеристик, формирование и оценка характеристик объектов.
Формирование объектов включает определение возможных событий и явлений, построение гипотез, формулировку целей, ограничений, вариантов решений, определение признаков и показателей для описания свойств объектов и их взаимосвязей. В задаче оценки характеристик эксперты производят измерения достоверности событий и гипотез, важности целей, значений признаков и показателей, предпочтений решений.
Для применения метода экспертных оценок в системном анализе необходимо рассмотреть вопросы подбора экспертов, проведения опроса и обработки его результатов.
После проведения опроса группы экспертов осуществляется обработка результатов. Исходной информацией для нее являются числовые данные, выражающие предпочтения экспертов, и содержательное обоснование этих предпочтений. Целью обработки является получение обобщенных данных и новой информации, содержащейся в скрытой форме в экспертных оценках. На основе результатов обработки формируется решение проблемы.

Метод экспертных оценок применяется для решения проблем прогнозирования, планирования и разработки программ деятельности, нормирования труда, выбора перспективной техники, оценки качества продукции.

Трудно распределить правильно роли и критерии экспертам, чтобы  не возникло конфликтов.

2

Метод «Дельфи»

Метод Дельфи является методом прогноза, при котором с помощью анкет проводится индивидуальный опрос экспертов в несколько этапов, вплоть до момента решения поставленной задачи, при условии отсутствия личного общения между экспертами.
Основная цель метода Дельфи
 – выработка рекомендаций для принятия решений, полученных в результате анонимного обмена мнениями между участниками группы экспертов. Его идея заключается в том, что, если грамотно произвести обработку и анализ персональных предложений экспертов касательно решения конкретной задачи, можно будет получить обобщенный результат, максимально надежный и достоверный.
С целью практического применения данного метода создаются 2 группы. Первая – это эксперты, которые будут искать решение поставленной задачи. Вторая – аналитики, задача которых – систематизировать мнения экспертов.
Метод Дельфи состоит из трех этапов, а именно: предварительный, основной и аналитический.
Предварительный этап.
На данном этапе производится формирование экспертной и аналитической групп. Для того, чтобы не создавать дополнительных сложностей при анализе мнений, состав экcпертной группы не должен превышать 20 человек.
 
Основной этап.
Во время второго этапа выполняются следующие действия:
1. Ставится общая задача. При этом цель экспертов в данном случае – разбить поставленную крупную задачу на ряд более мелких. Аналитики составляют общий вопросник из отобранных ими самых распространенных подзадач, сформулированных экспертами.
2.Полученный предварительный опросник направляется экспертам для уточнения, нужно ли еще что-то добавить или изменить. В результате получается массив ответов с подробной информацией, с помощью которого аналитики составляют новый, более точный и приближенный к изучаемой задаче опросник.
3.Новый опросник вновь направляется экспертам. На этом подэтапе им необходимо предоставить свои пути решения поставленной задачи, а также изучить альтернативные позиции других членов экспертной группы. Здесь в обязательном порядке производится оценка по заранее оговоренным ключевым параметрам, таким как экономическая эффективность, наличие ресурсов, приемлемый срок реализации и др. При этом сотрудники аналитической группы из общей массы выделяют наиболее перспективные мнения экспертов и стремятся их максимально сблизить. В случае, если чьи-то мнения явно не совпадают с мнением большинства членов экспертной группы, эти мнения сообщаются всем экспертам. Далее на основании вновь полученной информации эксперты могут менять свои предложения. Данная процедура может повторяться несколько раз, до тех пор, пока эксперты не достигнут консенсуса, после чего на основании общей оценки аналитическая группа подготовит практические рекомендации для решения поставленной задачи.
Аналитический этап.
На этом этапе проводится окончательный комплексный анализ мнений экспертов и вырабатывается окончательный вариант решения поставленной задачи.

Можно смело использовать этот метод, благодаря которому при правильной организации процесса можно получить превосходные результаты.

Если неправильно организовать процесс, то результаты будут плохими

3

Метод«Мозгового штурма»

Оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в т.ч. самых фантастических: любая мысль, высказанная вслух, включается в число рассматриваемых, чем больше идей − тем лучше. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. На предварительном этапе качество предложенных способов не учитывается, то есть предметом поиска является создание возможно большего количества вариантов решения задачи. 
После того, как прекращается "поток идей", эксперты осуществляют критический отбор предложений, учитывая ограничения организационного и экономического характера.
Отбор лучшей идеи может осуществляться по нескольким критериям.

Данный метод наиболее продуктивен на этапе разработки решения по реализации поставленной цели, при раскрытии механизма функционирования системы, при выборе критерия решения проблемы

Недостатки в том, что для достижения успеха должны соблюдаться следующие условия:

•наличие вдохновителя идей;

•группа экспертов не превышает 5-6 человек;

•потенциал исследователей соизмерим;

•обстановка спокойная;

•соблюдены равные права, может быть предложено любое решение, критика идей не допускается;

•продолжительность работы не более 1 часа.

 Если они соблюдаться не будут, то и метод будет не актуален.

4

Метод сценариев

Основная идея данного метода - выявление связей различных элементов системы, которые проявляются при том или ином событии или ограничении. Результатом такого исследования является совокупность сценариев возможных направлений решения проблемы, из которых путем сопоставления по какому - либо критерию можно было бы выбрать наиболее приемлемые.
Для разработки сценариев отработан алгоритм из восьми этапов:
1. Структурирование и ограничение поля деятельности предприятия: выделение предмета исследования (нефть, газ, основная химия, РФ, Азия, ЕС); анализ фактического состояния поля исследования; согласование задач со всеми участниками проекта.
2.Идентификация и структурирование существенных областей влияния на поле исследования: выявление возможных факторов и альтернатив; определение направления и силы их влияния на будущее организации.
3.Определение тенденций развития: прогноз фактического состояния; установление различий в величинах с явной тенденцией и с неявным развитием; для областей с нечетким развитием выработать альтернативные варианты, описывающие будущее состояние системы.
4.Формирование и отбор гармонизирующихся альтернативных допущений: проверка множества допущений на целостность, логику, непротиворечивость, выбор 2-3 вариантов по критериям отличающихся высокой сочетаемостью предположений,большой различимостью, высокой вероятностью событий.

5.Интерпретация выбранных сценариев развития среды:сопоставление результатов третьего и четвертого этапов; множество допущений для различных временных горизонтов; расширенное толкование отдельных сценариев.
6.Введение в анализ разрушительных (противодействующих) событий: учет возможных противодействующих событий; выделение событий, оказывающих наиболее сильное воздействие на организацию.
7.Разработка сценария и уменьшение возможного ущерба: сопоставление стратегических проблем предприятия и выбранных вариантов развития среды; оценка характера и степени воздействия вариантов развития на стратегические сферы действий предприятия.
8.Концепция эффективных мероприятий: перенос сценария на практическую основу.

Техника сценариев дает возможность своевременно реагировать на изменение тенденций и принимать противодейст-вующие меры.

Для техники сценариев разработаны различные подходы, но все концепции совпадают в следующих моментах:

 исходный пункт должен быть всегда точным анализом настоящей ситуации;

•для воздействующих величин (ограничений) с неясным развитием в будущем должны быть сделаны рациональные предложения.

5

Морфологический метод

Данный метод предусматривает поиск всех возможных решений проблемы путем исчерпывающей переписи этих решений.

Основной идеей морфологического анализа является упорядочение процесса выдвижения и рассмотрения различных вариантов решения задачи. Расчет строится на том, что в поле зрения могут попасть варианты, которые ранее не рассматривались.

Применение данного метода рационально для простых объектов и там, где возможно найти новую идею за счет комбинации известных решений (реклама,дизайн и т.п.).

Главными недостатками метода является упрощенность подхода к анализу объекта и возможность получения слишком большого для рассмотрения числа вариантов.

 

6

Метод «Дерево целей»

Метод «Дерева целей» ориентирован на получение полной и относительно устойчивой структуры целей, проблем, направлений.
Для достижения этого при построении вариантов  структуры следует учитывать  закономерности целеобразования и использовать принципы и методики формирования иерархических структур целей и функций. Целевое начало в деятельности организации  задается в первую очередь тем, что  ее деятельность находится под влиянием интересов различных групп людей. Целевое начало в функционировании организации отражает интересы таких  групп или совокупностей людей, как собственники организации, сотрудники организации, покупатели, деловые партнеры, местное сообщество и общество в целом.

Если верно стуктурировать «Дерево целей», то на протяжении какого - то периода времени будет меняться мало .

Уязвимым местом «дерева» целей  являются «узлы деления», то есть точки  разложения общих целей на более  частные (подцели), поскольку нередко  бывает трудно обеспечить полноту деления  и совместимость, единство основания  для деления.

7

Сетевое планирование

Сетевое планирование – генеральный инструмент проектного управления. Оно помогает максимально эффективно использовать потенциал сотрудников компании, проводить инновационные разработки и выводить новые бренды на потребительский рынок.
Сетевое планирование  позволяет определить примерную дату окончания проекта за счет анализа сроков выполнения его реализованных и нереализованных частей. В его основе лежит простое математическое моделирование комплексных мероприятий и точечных действий для решения какой-то одной конкретной задачи.
Ключевой целью сетевого планирования в управлении является сокращение продолжительности проекта при условии сохранения параметров качества и объема продукции.

В рамках деятельности любой компании лучше всего строить график по методу критического пути. Этот способ построения имеет несколько ключевых пунктов:

-формулировка цели планирования;

установление возможных ограничений (ресурсы, финансы);

-определение состава действий, которые нужны для достижения цели (все действия оформляются отдельными файлами, загружаются в программу типа MS Visio или пишутся на обычных карточках);

-для каждого действия отмечаются длительность выполнения, ресурсы, инструменты и ответственных лиц;

-составление иерархии действий;

-отображение взаимосвязи между операциями (в т.ч. по самым ранним и поздним срокам начала и окончания процесса);

-вычисление резерва времени для каждого действия (разница между ранним и поздним началом или окончанием проекта);

определение критического пути, в котором нет временного резерва для каждого действия, т.е. все они выполняются слаженно, быстро и без перерывов.

Фактически планирование – это комплекс расчетных, организационных и графических методов, которые позволяют не только осуществлять качественную разработку проекта, но помогают перестроить его в режиме реального времени в зависимости от меняющихся внешних условий.

Оно позволяет равномерно распределить задачи с учетом:

-ограниченности ресурсов (материальных и нематериальных);

-регулярно обновляемой информации;

-отслеживания сроков выполнения.

Если данный метод будет сотрудникам не понятный, то эффективной работы не будет.


Глава 3 Разработка методики системного анализа

 

В данной контрольной работе я выбрала процесс получения прав, так как этот процесс сложен.  Так как не каждый человек четко знает действия, которое он должен совершить, чтобы стать ближе к цели.

Давайте рассмотрим классификацию системы:

1.     По способу степени взаимодействия системы с внешней средой, она является открытой;

2.     По сложности: сложная, так как имеет большое количество связей в своей структуре;

3.     По видам: социальная, так как относиться к человеку;

4.     По уровню специализации: комплексная;
по способу описания системы: детерминированная;

5.     По продолжительности функционирования системы получение водительских прав кратковременного действия.

 Понятие системы возникает там и тогда, где проводиться замкнутая граница между неограниченными и некоторым ограниченным множеством элементов.

Частным случаем выделение системы из среды является её определение через входы и выходы посредством которых система общается с внешней средой. Рассмотрим рисунок 2  «Черный ящик».

 


Получение водительского удостоверения


-Планирование времени обучения;
-Моя  мотивация;
- Денежные средства
,Управляющая подсистема
Управляемая под-м
,Макросреда,ВХОД,ВЫХОД / РЕЗУЛЬТАТ,ИНФОРМАЦИЯ,Документы на получение водительского удостоверения,Оплата обучения,Поиск автошколы,Учебная машина,Инструктор ГИБДД и инструктор по вождению,Законодательство (проверка всех документов, правильность и точность заполнения),«+»
1) Сдача экзамена

2) Получение водительского удостоверения
,«-»
1) Отказ в получении прав по состоянию здоровья
2) Трудности в поиске автошколы
3) Сложность программы ГИБДД
,Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений,Рис. 2. Чёрный ящик 

 

 

 

 

 

 

 

 



Рассмотрим «Дерево целей» на рисунке 3. Дерево целей – это структурированная, построенная по иерархическому принципу (распределенная по уровням) совокупность целей экономической системы, программы, плана.



 

Получение водительского удостоверения,Сдать экзамен,Заключить договор,Заявление,Паспорт,фотографии,Оплатить обучение,Получить медицинскую справку,Сдать экзамен в ГИБДД,Теоретический экзамен,Экзамен по первоначальнным навыком управления ТС,Узнать в какой день можно прийти и время,Прийти и получить права 

 


Рис.3. Дерево целей

Забрать водительское удостоверение
Выбрать автошколу
Пройти обучение по программе ГИБДД,Выучить ПДД,Сдать внутренний экзамен
Узнать и собрать документы которые нужны
Пройти медицинское освидетельствование
Экзамен по управлению ТС в условиях дорожного движения
Сдать все документы в автошколу


Чтобы правильно определить последовательность наших действий, необходимо построить сетевой график «Вершина – событие». Сетевой график – динамическая модель производственного процесса, отражающая технологическую зависимость и последовательность выполнения комплекса работ, связывающая их свершение во времени с учётом затрат ресурсов и стоимости работ с выделением при этом узких (критических) мест. Основные элементы сетевого графика – работа и событие.

Предлагаю ознакомиться с сетевым графиком «Вершина - событие» при получении прав.


Поиск автошколы,3.Сбор всех необходимых документов,4.Учеба по программе ГИБДД,1.Сдача документов и написание заявления,2.Оплата обучения,5.Подготовка к внутреннему экзамену, к теоретическому и практическому,6. Сдача экзамена,7.Сдача теоретического экзамена,8. Сдача экзамена по первоначальным навыкам управления ТС в условия дорожного движения,9.Получение прав,СТАРТ,ФИНИШ,5 д.,2нед.,3 мес.,1 д.,1 д. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 4. Сетевой график «Вершина - событие»


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В целом, несмотря на имеющиеся различия, можно выделить некоторые общие черты: основой системного анализа является системный подход, который предполагает реализацию процесса решения проблем как системы, т.е. в основе системного анализа лежит концепция системы. Он основан на вариантном подходе (обязательно осуществляется сопоставление альтернативных решений). Системный анализ предназначен в первую очередь для решения слабоструктурированных проблем перспективного характера, то есть проблем, для которых не полностью определены требования стоимости или времени, и поэтому широко используются качественные суждения в анализе и согласовании различных точек зрения, что, в свою очередь, требует особого внимания к факторам риска и неопределенности, их учету и оценке при выборе наилучших вариантов среди возможных. Важной особенностью системного анализа является широкое применение принципа обратной связи, когда решение каждой частной задачи с позиции полученного эффекта должно сопоставляться с предварительно поставленными целями.

В данной работе все компоненты составляющие части мы можем рассмотреть и увидеть их взаимосвязь.

Следовательно, все задачи, которые были поставлены в контрольной работе, достигнуты.


 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Волкова, В. Н.Теория систем и системный анализ : учебник для бакалавров /В. Н. Волкова, А. А. Денисов. — М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2012 — 679 с. — Серия : Бакалавр.

2. Горбенко А. О. Информационные системы в экономике [Электронный ресурс] : учебное пособие / А. О. Горбенко.—3-е изд. (эл.).—Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf :295 с.).—М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.—Систем. требования: Adobe Reader XI ; экран 10".

3. Спицнадель В. Н. С 72 Основы системного анализа: Учеб. пособие. — СПб.: «Изд. Дом «Бизнесс-пресса», 2000 г. — 326 с.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также