Контрольная работа по теме: «Русь в IX – первой половине XII века» 10 класс
Оценка 4.6

Контрольная работа по теме: «Русь в IX – первой половине XII века» 10 класс

Оценка 4.6
docx
28.11.2019
Контрольная работа по теме: «Русь в IX – первой половине XII века» 10 класс
10 к.р..docx

Контрольная работа по теме: «Русь в IX – первой половине XII века».

1 – вариант.

1. Племенной союз восточных славян:

1) древляне                      2) печенеги                         3) хазары                       4) мордва

 

2. Основное занятие восточных славян:

1) земледелие                    2) скотоводство                3) охота                       4) добыча руды

 

3. Бог грома и молнии у восточных славян:

1) Перун                           2) Ярило                      3) Зевс                        4) Стрибог

 

4. Собирание мёда у восточных славян – это:

1) скотоводство                    2) земледелие                  3) бортничество                4) ремесло

 

5. Князь, который считается основателем правящей династии древнерусских князей:

1) Рюрик                           2) Олег                  3) Игорь                        4) Святослав

 

6. Что стало одним из ре­зуль­та­тов внеш­не­по­ли­ти­че­ской де­я­тель­но­сти князя Свя­то­сла­ва Игоревича?

1) разгром Ха­зар­ско­го каганата

2) разгром печенегов

3) разгром половцев

4) подписание пер­во­го тор­го­во­го до­го­во­ра Руси с Византией

 

7. Что стало след­стви­ем вос­ста­ния древ­лян в 945 г.?

1) упорядочение сбора дани кня­ги­ней Ольгой

2) принятие Русью христианства

3) включение в Рус­скую прав­ду статей, огра­ни­чи­вав­ших кров­ную месть

4) начало раз­дроб­ле­ния Древ­не­рус­ско­го государства

 

8. Укажите князя, в годы правления которого был заключён первый письменный договор между Русью и Византийской империей.

1) Ярослав Мудрый              2) Олег Вещий             3) Игорь Старый            4) Владимир Святой

 

9. Прочтите отрывок из летописи и укажите князя, о котором идёт речь.

«И сел [князь] в Киеве, и сказал: «Да будет это мать городам русским». И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью. Тот князь начал ставить города и установил дани славянам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по 300 гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам…»

1) Рюрик                                2) Олег                          3) Игорь                  4) Святослав

 

10. Следствием активной военной деятельности князя Святослава Игоревича стало:

1) расширение границ Древнерусского государства

2) прекращение набегов печенегов

3) объединение Киева и Новгорода под властью одного князя

4) прекращение военных походов на Византию

 

11. Установите соответствие между событиями  и их датами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. –

СОБЫТИЕ

ГОДЫ

А) восстание в Киеве

Б) разгром Хазарского каганата

В) съезд князей в Любече

Г) восстание древлян, смерть Игоря

Д) образование Древнерусского государства

 

1) 882 год

2) 945 год

3) 965 год

4) 1097 год

5) 1111 год

6) 1113 год

 

 

12. Установите соответствие между князьями и событиями, произошедшими в годы их правления: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

КНЯЗЬ

СОБЫТИЕ

А) Олег

Б) Святослав

В) Святополк

Г) Ярослав Мудрый

Д) Владимир Мономах

 

1) убийство Бориса и Глеба

2) крещение Руси

3) разгром Хазарского каганата

4) объединение Киева и Новгорода под единой княжеской властью

5) строительство Софийского собора в Киеве

6) разгром половцев

 

13. Установите соответствие между терминами и их определениями: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ТЕРМИН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

А) вотчина

Б) полюдье

В) закуп

Г) митрополит

Д) рядович

 

1) место сбора дани

2) глава русской православной церкви

3) человек зависимый по договору

4) объезд князем с дружиной подвластных земель с целью сбора дани

5) разорившийся общинник, отрабатывающий долг.

6) наследственное земельное владение

 

14. Ниже при­ведён спи­сок тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к со­бы­ти­ям и яв­ле­ни­ям, про­ис­хо­див­шим в пе­ри­од су­ще­ство­ва­ния Древ­не­рус­ско­го го­су­дар­ства. 

1) мит­ро­по­лит

2) вира

3) ярлык

4) ста­ро­об­ряд­цы

5) под­сеч­ное зем­ле­де­лие

6) по­лю­дье

Най­ди­те и за­пи­ши­те по­ряд­ко­вые но­ме­ра тер­ми­нов, от­но­ся­щих­ся к дру­го­му ис­то­ри­че­ско­му пе­ри­о­ду.

 

15. За­пи­ши­те тер­мин, о ко­то­ром идёт речь. 

На­род­ное со­бра­ние у во­сточ­ных сла­вян, об­суж­да­ю­щее важ­ней­шие во­про­сы жизни пле­ме­ни; впо­след­ствии орган управ­ле­ния в го­ро­дах, в том числе в Нов­го­ро­де, где на нём вы­би­ра­ли по­сад­ни­ка и дру­гих пред­ста­ви­те­лей вла­сти.

16. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы

Из работы Н. М. Карамзина «История государства Российского».

 

«Самовластие в России утвердилось с общего согласия граждан: так повествует наш летописец — и рассеянные племена славянские основали государство. Отечество наше, слабое, разделённое на малые области, обязано величием своим счастливому введению монархической власти.

    Варяги... правили ими без угнетения и насилия, брали дань лёгкую и наблюдали справедливость. Господствуя на морях, варяги, или норманны, долженствовали быть образованнее славян или финнов, могли сообщить им некоторые выгоды новой промышленности и торговли, благодетельные для парода. Бояре славянские, недовольные властию завоевателей, которая уничтожала их собственную, выгнали их; но распрями личными обратили свободу в несчастье... и ввергнули отечество в бездну зол междоусобия. Тогда граждане вспомнили, может быть, о выгодном и спокойном правлении норманнском: нужда в благоустройстве и тишине велела забыть народную гордость; и славяне, убеждённые — так говорит предание — советом новгородского старейшины Гостомысла, потребовали властителей от варягов.

    Братья, именем Рюрик, Синеус и Трувор, знаменитые или родом или делами, согласились принять власть над людьми, которые, умев сражаться за вольность, не умели ею пользоваться».

1)Какое историческое событие нашло отражение в документе? Как историки определяют роль этого события? Назовите век, к которому оно относится.

 

2)Используя текст документа укажите, что лежало в основе объединения восточнославянских племен в единое государство? Укажите, какие преимущества, по мнению автора, подтолкнули восточных славян призвать "властителей от варягов", после того как бояре славянские выгнали их? Всего укажите не менее двух преимуществ.

 

3)В чём видит Н. М. Карамзин особенности описываемого им явления? Какие доводы приводит историк, говоря о цивилизующей роли варягов? Укажите всего не менее двух положений

 

 

 

Контрольная работа по теме: «Русь в IX – первой половине XII века».

2 – вариант.

1. Народ, который не относится к индоевропейцам:

1) арабы                    2) германцы                         3) кельты                      4) славяне

 

2. К системам земледелия восточных славян  не относится:

1) подсечно – огневое                 2) переложное                        3) ирригационное

 

3. Племенной союз восточных славян:

1) меря                      2) радимичи                    3) половцы                       4) хазары

 

4. Бог солнца у восточных славян:

1) Перун                           2) Ярило                      3) Зевс                        4) Стрибог

 

5. Князь, который считается основателем Древнерусского государства:

1) Рюрик                           2) Олег                  3) Игорь                        4) Святослав

 

6. Что явилось одним из последствий крещения Руси?

1) развитие культурных связей с Византийской империей

2) образование Древнерусского государства

3) начало политической раздробленности Древнерусского государства

4) победа князя Владимира в борьбе за киевский престол

 

7. Что стало одним из ре­зуль­та­тов не­удач­ных по­хо­дов князя Игоря Старого на Византию?

1) призвание ва­ря­гов на Русь

2) изменение усло­вий до­го­во­ра Руси с Ви­зан­ти­ей 911 года

3) прекращение тор­гов­ли Руси с Византией

4) восстание древ­лян 945 года

 

8. Первый свод законов Древнерусского государства «Русская Правда» связан с именем:

1) Владимира Мономаха                                                2) Ярослава Мудрого

3) Владимира Святославича                                          4) Святослава Игоревича

 

9. Прочтите отрывок из летописи и укажите князя, о военном походе которого идёт речь.

«И с этими всеми пошёл… на конях и в кораблях, и было кораблей числом 2000. И пришёл к Царьграду: греки город затворили. И вышел… на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и разбили множество палат, и церкви пожгли. …И повелел своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали: «Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь»».

1) Олег Вещий                                                                    2) Святослав Игоревич

3) Ярослав Мудрый                                                           4) Владимир Святославич

 

10. Во время правления Ярослава Мудрого не произошло:

1) принятие христианства                                           2) издание  «Правды Ярослава»

3) неудачная война с Византией                                 4) династические браки

11. Установите соответствие между событиями  и их датами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. –

СОБЫТИЕ

ГОДЫ

А) разгром половцев Владимиром Мономахом

Б) принятие Русью христианства

В) принятие «Правды Ярославичей»

Г) разгром  печенегов Ярославом Мудрым

Д) призвание варягов на Русь

 

1) 862 год

2) 882 год

3) 988 год

4) 1072 год

5) 1036  год

6) 1111 год

 

 

12. Установите соответствие между князьями и событиями, произошедшими в годы их правления: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

КНЯЗЬ

СОБЫТИЕ

А) Игорь

Б) Ольга

В) Владимир Святой

Г) Ярослав Мудрый

Д) Владимир Мономах

 

1) крещение Руси

2) написание «Поучения детям»

3) написание «Повести временных лет»

4) первая реформа налогообложения

5) разгром печенегов

6) восстание древлян, приведшее к гибели киевского князя

 

13. Установите соответствие между терминами и их определениями: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ТЕРМИН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

А) погост

Б) вече

В) урок

Г) холоп

Д) смерд

 

1) сельский житель, который нес повинности только князю

2) размер дани

3) домашние слуги

4) народное собрание у славян

5) место сбора дани

6) несвободный человек

 

14Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к пе­ри­о­ду Древ­не­рус­ско­го го­су­дар­ства. 

1) Смерд, 2) по­ме­щик, 3) ря­до­вич, 4) по­жи­лое, 5) бо­ярин, 6) закуп.

Най­ди­те и за­пи­ши­те по­ряд­ко­вые но­ме­ра тер­ми­нов, от­но­ся­щих­ся к дру­го­му ис­то­ри­че­ско­му пе­ри­о­ду.

15.Напишите термин о котором идет речь

Де­неж­ный штраф в поль­зу князя за убий­ство сво­бод­но­го че­ло­ве­ка в Древ­не­рус­ском го­су­дар­стве на­зы­вал­ся…

16.Прочтите отрывок из исторического документа и кратко ответьте на вопросы

Из сочинения историка В.О. Ключевского

 

«С половины XII в. становятся заметны признаки запустения Киевской Руси. Речная полоса по среднему Днестру с притоками, издавна так хорошо заселённая, с этого времени пустеет, население ее исчезает куда-то. <...> В числе семи запустелых городов Черниговской земли мы встречаем один из самых старинных и богатых городов Поднепровья - Любеч. Одновременно с признаками отлива населения из Киевской Руси замечаем и следы упадка её экономического благосостояния: Русь, пустея, вместе с тем и беднела. <...> Отлив населения из Поднепровья шёл в двух направлениях, двумя противоположными струями. Одна струя направлялась на запад, на Западный Буг, в область верхнего Днестра и верхней Вислы, в глубь Галиции и Польши. Так южнорусское население из Поднепровья возвращалось на давно забытые места, покинутые его предками. Другая струя колонизации из Приднепровья направляется в противоположный угол Русской земли, на северо-восток, за реку Угру, в междуречье Оки и Верхней Волги. <... > Она - источник всех основных явлений, обнаружившихся в жизни верхневолжской Руси с половины XII в.; из последствий этой колонизации сложился весь политический и общественный быт этой Руси».

1)Как назывался период в истории России, о котором идёт речь в документе? Укажите его хронологические рамки.

 

     2)О каких явлениях, характерных для данного периода, свидетельствует документ? Назовите не менее двух явлений. Используя текст документа и знания по истории, укажите причины этих явлений (не менее двух причин).

 

3)Как оценивает историк последствия отмеченных в документе явлений? Назовите не менее двух последствий усиления верхневолжской Руси в дальнейшей российской истории.

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по теме: «Русь в IX – первой половине XII века».

 

№п/п

1 – вариант.

2 – вариант.

Часть I.

1

1

1

2

1

3

3

1

2

4

3

2

5

1

1

6

1

1

7

1

2

8

2

2

9

2

1

10

1

1

11- 2 б.

63421

63451

12- 2 б.

43156

64152

13 - 2 б.

64523

54261

14 – 1 б.

34

24

15 – 1 б.

вече

вира

16 – 8 б.

1.

1) в документе нашёл отражение факт призвания на Русь варягов;

2) это событие нередко рассматривалось как начало формирования Древнерусского государства;

3) это событие относится к IX в.

2.

1) По мнению автора в основе объединения восточнославянских племен в единое государство лежало общее согласие граждан.

2) Преимущества:

— правление без угнетения и насилия;

— варяги брали легкую дань и наблюдали справедливость

— варяги могли сообщить им некоторые выгоды новой промышленности и торговли, благодетельные для народа

3. Могут быть названы следующие положения:

Н. М. Карамзин видит особенности возникновения Древнерусского государства в том, что:

— призвание варягов положило начало русской государственности;

— славяне и финно-угорские племена добровольно призвали на княжение варягов;

— нужда в благоустройстве и тишине, преодолении распрей и усобиц заставила обратиться за помощью к варягам.

Н. М. Карамзин приводит следующие доводы:

— варяги были более образованны, чем славяне и финно-угры;

— варяги могли передать более отсталым народам свои знания, навыки;

— варяги показали пример правления без угнетения и насилия;

— варяги сыграли роль военной силы, остановившей усобицы

 

 

 

1.

1) название периода — политическая раздробленность (или: феодальная раздробленность, государственная раздробленность, Русь удельная);

2) хронологические рамки: середина XII в. (или 30-е гг. XII в.) —XV в.

2.

1. Могут быть названы такие явления, как:

— отток населения из Киевской Руси;

— запустение городов Киевской Руси;

— колонизация северо-западных и северо-восточных русских земель.

2. Могут быть названы причины этих явлений:

— потеря Киевом своей исторической роли вследствие перемещения основных торговых путей;

— падение роли «пути из варяг в греки»;

— постоянные междоусобицы, вызванные борьбой за «киевский стол»;

— набеги кочевников, ослаблявшие Киевскую землю.

3.

1. Может быть приведена следующая оценка:

— усиление и возвышение Северо-Восточной Руси;

— политический и общественный быт Северо-Восточной Руси во многом был обусловлен притоком населения из Киевской Руси.

2. Указаны последствия усиления верхневолжской Руси:

— Северо-Восточная Русь стала в дальнейшем центром объединения всех русских земель;

— политический институт власти Северо-Восточной Руси (сильная княжеская власть) распространится на все Русское государство.

 

 

 

 

 

Контрольная работа по теме: «Русь в IX – первой половине XII века» 10 класс

Контрольная работа по теме: «Русь в IX – первой половине XII века» 10 класс

Контрольная работа по теме: «Русь в IX – первой половине XII века» 10 класс

Контрольная работа по теме: «Русь в IX – первой половине XII века» 10 класс

Контрольная работа по теме: «Русь в IX – первой половине XII века» 10 класс

Контрольная работа по теме: «Русь в IX – первой половине XII века» 10 класс

Контрольная работа по теме: «Русь в IX – первой половине XII века» 10 класс

Контрольная работа по теме: «Русь в IX – первой половине XII века» 10 класс

Контрольная работа по теме: «Русь в IX – первой половине XII века» 10 класс

Контрольная работа по теме: «Русь в IX – первой половине XII века» 10 класс

Контрольная работа по теме: «Русь в IX – первой половине XII века» 10 класс

Контрольная работа по теме: «Русь в IX – первой половине XII века» 10 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.11.2019