Контрольная работа №1 по теме: «Словосочетания. Простое предложение».
Вариант 1
Прочитайте текст и выполните задание 1-10
(1) Самым древним изображениям зонтов, дошедшим до нашего времени, более трёх тысяч лет. (2)«Авторские права» на зонт принадлежат Китаю, где обыкновенный рабочий-плотник в X веке до н. э. изготовил для своей жены «крышу, которая находилась всегда при ней».
(3)Как это часто бывает с новинками, зонты стали предметом высочайшей роскоши и привилегией избранных— царей и вельмож. (4)Им зонты служили им одновременно защитой от солнца и отличительным знаком, демонстрировавшим знатность и богатство его обладателя. (5)Так, король Сиама имел обыкновение прогуливаться под зонтом с семью куполами, украшенным бриллиантами и золотом. (6)Король Бирмы имел зонт из 24 куполов, за что и получил прозвище «повелитель 24 зонтов». (7) Позднее культ зонта встречался и на Африканском континенте, и в далёкой Австралии. (8) И там зонт превратился в настоящий в настоящий символ власти.
(9) С Востока он перекочевал в Грецию, потом обосновался в Риме, довольно поздно перебрался в средневековую Европу, где появились прелестные кружевные дамские зонты от солнца.
(10)Вторая волна популярности зонтов пришлась на XVIII век, когда их стали использовать для укрытия от дождя. Идея показалась настолько удачной, что эта функция, в конце концов, закрепилась за зонтом как основная.
(12) В России зонты появились в конце XVIII века.
(Из материалов интернета)
1.В каком из приведённых ниже предложений содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему зонт стал очень популярным в мире изобретением?»
1) Зонт стал очень популярным изобретением в мире, потому что давал возможность царям и вельможам демонстрировать знатность и богатство.
2) Зонт стал очень популярным изобретением в мире, потому что оказался очень полезной вещью в любой стране: укрывал от солнца или дождя.
3) Зонт стал очень популярным изобретением в мире, потому что был изобретён в Китае.
4) Зонт стал очень популярным изобретением в мире вещью по причине большой схожести с куполом.
2. Среди предложений 1-5 найдите такое(ие), которое(ые) связано(ы) с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер(а) этого(их) предложения(ий).
3. Из предложения 7 выпишите все словосочетания.
4.Из предложения 2 выпишите словосочетание(я), построенные на основе подчинительной связи примыкание.
5.Из предложения 8 выпишите словосочетание(я), построенные на основе подчинительной связи управление.
6. Из предложения 12 выпишите словосочетание(я), построенные на основе подчинительной связи согласование.
7.Укажите цифрой, сколько подчинительных именных словосочетаний входит в состав предложения 9.
8. Замените словосочетание «король из Сиамы» (предложение 5), построенное на основе подчинительной связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
9. Замените словосочетание «поздно перебрался» (предложение 9), построенное на основе подчинительной связи примыкание, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
10. Замените словосочетание «дамские зонты» (предложение 9), построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
11.Установите соответствие между главным и зависимым словами, выбрав словосочетания без нарушения норм управления (предложное и беспредложное управление): к каждой строке (буквенной) подберите соответствующую позицию из строки с цифрой.
Главное слово: А) оплатить; Б) отзыв; В) учебник; Г) платить; Д) сочинение; Е) рецензия
Зависимое слово: 1)литературы; 2) за проезд; 3) на повесть;4) по литературе; 5) услуги; 6) о книге.
12.Какое утверждение является неверным?
1) Предложение-основная синтаксическая единица, выражающая основную законченную мысль, содержащая сообщение, вопрос или побуждение.
2) Грамматическая основа предложения всегда состоит из двух главных членов предложения.
3)Предложение, в котором одна грамматическая основа называется простым.
4) Побудительные предложения содержат побуждение (приказ, просьбу, совет и т.п.)
13. В каком предложении грамматическая основа указана неверно?
1) Над рябиной молчаливой клён таинственный поник.
2) Холмы, луга и долы ковёр зимы покрыл.
3) Прибрежные холмы заросли сочной травой и кустарником.
4) Не оборачиваясь, он направился к самолёту.
14. Укажите предложение с обратным порядком слов.
1) Ветер целыми днями рвал и трепал деревья.
2) Иногда к вечеру между хмурыми низкими тучами пробивался на западе золотистый снег низкого солнца.
3) Воздух делался чист и ясен.
4) Солнечный свет ослепительно сверкал между листвой, между деревьями.
15. Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Выполните синтаксический разбор.
Н..ступает ра(н/нн)ее утро постепе(н/нн)о светле…т синее небо и все предметы оз..рё(н/нн)ые ярким светом пр…обретают естестве(н/нн)ую окраску.
. Установите соответствие между предложениями т допущенными в них грамматическими ошибками (нарушение норм согласования и управления): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.
Любовь к Одинцовой, которую Базаров долго не признавал, сильно изменило его.
Контрольная работа №1 по теме: «Словосочетания. Простое предложение».
Вариант 2
Прочитайте текст и выполните задание 1-10
(1) О древности происхождения веера свидетельствуют легенды и мифы разных народов. (2) Древние греки утверждали, что первый веер получился из крыла Эола, повелителя ветров.
(3) Красивая китайская легенда рассказывает, что первый веер принадлежал Великой Богине ветра. (4) Богиня долго путешествовала по планете и исполнилась сострадания к тяжкой человеческой доле. (5) Чтобы её хоть немного облегчить, Великая Богиня ветра подарила людям свой волшебный веер. (6) Теперь любой человек, попав в беду, мог создать ветер и таким образом обратиться за помощью к Богине. (7) Китайская традиция также приписывает изобретение веера мифическому императору древности Шуню.
(8) Другая история, более реальная, рассказывает о том, что в жаркий летний день китайская императрица Вон Ванк, желая освежиться, сорвала с дерева лист и обмахнула им несколько раз. (9) И произошло это более трёх тысяч лет тому назад. (10) Так или иначе, но веер как особый аксессуар, используемый для овевания и охлаждения, был известен на Востоке ещё с глубокой древности.
(11) Происхождение веера до сегодняшнего дня точно не установлено. (12) И китайцы, и индийцы утверждали и утверждают, что они узнали о веере раньше японцев, с древних времён использовавших веер в боевых искусствах.
1.В каком из приведённых ниже предложений содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Великая Богиня ветра из красивой китайской легенды подарила веер людям?»
1) Богиня хотела помочь китайской императрице Вон Ванк избавиться от духоты, безветрия, жары.
2) Великая Богиня ветра хотела угодить мифическому императору древности Шуню.
3) Богиня ветра подарила веер людям из сострадания к их тяжкой доле на земле, чтобы человек сам мог создать ветер и так получить помощь Богини.
4) Китайская Великая Богиня ветра поспорила с спмим крылатым Эолом , повелителем ветров, что сила её дуновения больше, и боги решили это испытать на земле.
2. Среди предложений 1-5 найдите такое(ие), которое(ые) связано(ы) с предыдущим с помощью формы слова. Напишите номер(а) этого(их) предложения(ий).
3. Из предложения 1 выпишите все словосочетания.
4.Из предложения 12 выпишите словосочетание(я), построенные на основе подчинительной связи примыкание.
5.Из предложения 3 выпишите словосочетание(я), построенные на основе подчинительной связи управление.
6. Из предложения 2 выпишите словосочетание(я), построенные на основе подчинительной связи согласование.
7.Укажите цифрой, сколько подчинительных глагольных словосочетаний входит в состав предложения 4.
8. Замените словосочетание «из крыла Эола» (предложение 2), построенное на основе подчинительной связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
9. Замените словосочетание «точно не установлено» (предложение 11), построенное на основе подчинительной связи примыкание, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
10. Замените словосочетание «мифическому императору» (предложение 7), построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
11.Установите соответствие между главным и зависимым словами, выбрав словосочетания без нарушения норм управления (предложное и беспредложное управление): к каждой строке (буквенной) подберите соответствующую позицию из строки с цифрой.
Главное слово: А) проникнуть; Б) преимущество; В) превосходство; Г) беспокоиться; Д) исполнен; Е) тревожиться
Зависимое слово: 1)на мать; 2) почтения; 3) о сыне;4) еад кем-то; 5) тревогой; 6) перед нами.
12.Какое утверждение является неверным?
1)По количеству грамматических основ предложение делится на простые и сложные.
2) Простое предложение с одним главным членом называется односоставным.
3) Повествовательное предложение – это предложение, в конце которого ставится точка.
4) В распространённых предложениях обязательно есть второстепенные членыю
13. В каком предложении грамматическая основа указана неверно?
1) Дождь припустил уже во всю осеннюю мощь.
2) Деревья целыми днями рвал и трепал ветер.
3) Плывущие по реке брёвна сталкивались друг с другом.
4) Я миновал осиновый подлесок и в небольшой ложбинке увидел костёр.
15. Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Выполните синтаксический разбор.
И густое молоко льющ…еся из глиня(н/нн)ого кувшина и пышный к…равай в плетё(н/нн)ой к…рзине, и сп…лза…щая салфетка выписа(н/нн)ы художником во всех деталях и с особой выразительностью.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.