Контрольная работа по теме «Состав слова»
1 вариант
ФИ _______________________________________________________________
1. Соотнеси названия частей слова с их толкованием
Основа слова |
часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов |
Корень |
часть слова без окончания
|
Окончание |
часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов
|
Приставка |
главная часть слова, в которой заключено значение всех однокоренных слов
|
Суффикс |
изменяемая часть слова, которая служит для образования формы слова и связи слов в предложении |
2. Найди в каждой группе «лишние» слова и вычеркни их. В остальных словах выдели корень.
А) Слеза, слезинка, слезать, слезливый, слезится.
Б) Рисунок, рисование, зарисовка, рисовый, нарисовать.
3. В какой строчке даны формы одного и того же слова. Докажи, выделив окончание и основу.
А) Мечта, мечты, мечтой;
Б) Мечтатель, помечтать, размечтался;
В) Мечтательный, мечтать, мечтательная.
4. Составь и запиши словосочетания, изменяя слова в скобках по смыслу. Выдели в них окончания.
Любоваться чем? (природа, картина) _______________________________________
Класть что? (книга, кукла) ________________________________________________
5. Подбери к данным словам противоположные по значению слова (антонимы) с тем же корнем. Выдели приставки во всех словах.
Прилететь - __________________________________________________
Завязать - ____________________________________________________
Уплыть - ____________________________________________________
6. Измени и запиши слова так, чтобы они обозначали: а) маленькие предметы; б) людей по роду занятий или профессии; в) признак предмета. Выдели корень и суффикс во всех словах.
А) _____________________________
Час Б) ________________________________
В) ________________________________
7. Запиши 1-2 слова с данными суффиксами. Выдели в них суффиксы.
-еньк-, -оньк- ____________________________________________________________
-к- _____________________________________________________________________
-ищ- ____________________________________________________________________
8. Разбери слова по составу.
Речной, придворная, настенный, пуховый, свисток, тропинка.
9. Узнай слова по описанию. Запиши их и разбери по составу.
А) Корень такой же, как в слове городок, приставка – как в слове засуха, суффикс – как в слове лесной, окончание, как в слове сильный __________________________.
Б) Корень такой же, как в слове светильник, приставка – как в слове рассмешить, окончание – как в слове пешеход ___________________________________________.
10. Запиши по 2 слова в каждый столбик в соответствии со схемами. Разбери записанные слова по составу.
Заморозки, каменистый, травинка, лисёнок, рыбак, походка, посёлок.
|
|
|
|
Количество баллов ______________ Отметка _____________
Контрольная работа по теме «Состав слова»
2 вариант
ФИ _______________________________________________________________
1. Соотнеси названия частей слова с их толкованием
Суффикс |
часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов |
Окончание |
часть слова без окончания
|
Корень |
часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов
|
Приставка |
главная часть слова, в которой заключено значение всех однокоренных слов
|
Основа слова |
изменяемая часть слова, которая служит для образования формы слова и связи слов в предложении |
2. Найди в каждой группе «лишние» слова и вычеркни их. В остальных словах выдели корень.
А) Путь, путник, путать, путевой.
Б) Смешной, смех, смешать, насмешка, рассмешить.
3. В какой строчке даны формы одного и того же слова. Докажи, выделив окончание и основу.
А) Травинка, травы, травка;
Б) Травушка, травушки, травушку;
В) Травянистый, травяной, травоядный.
4. Составь и запиши словосочетания, изменяя слова в скобках по смыслу. Выдели в них окончания.
Радоваться чему? (подарок, праздник) _______________________________________
Подметать чем? (веник, щётка) ___________________________________________
5. Подбери к данным словам противоположные по значению слова (антонимы) с тем же корнем. Выдели приставки во всех словах.
Закопать - __________________________________________________
Отклеить - ____________________________________________________
Надуть - ____________________________________________________
6. Измени и запиши слова так, чтобы они обозначали: а) маленькие предметы; б) людей по роду занятий или профессии; в) признак предмета. Выдели корень и суффикс во всех словах.
А) _________________________________________
Машина Б) __________________________________________
В) __________________________________________
7. Запиши 1-2 слова с данными суффиксами. Выдели в них суффиксы.
-еньк-, -оньк- ____________________________________________________________
-к- _____________________________________________________________________
-ищ- ____________________________________________________________________
8. Разбери слова по составу.
Подземный, свисток, ёнок, лесной, свисток, дождинка.
9. Узнай слова по описанию. Запиши их и разбери по составу.
А) Корень такой же, как в слове моряк, приставка – как в слове прибить, суффикс – как в слове городской, окончание, как в слове ранний __________________________.
Б) Корень такой же, как в слове выезд, приставка – как в слове разносчик, окончание – как в слове куст ___________________________________________.
10. Запиши по 2 слова в каждый столбик в соответствии со схемами. Разбери записанные слова по составу.
Придворная, каменистый, травинка, котёнок, часик, находка, просёлок.
|
|
|
|
Количество баллов ______________ Отметка _____________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.