Контрольная работа
по теме
«Создание специальных условий в образовательной организации для получения
образования обучающихся с ОВЗ»
Задания:
1. Познакомиться с предлагаемыми примерными критериями оценки специальных условий в образовательной организации для получения образования обучающихся с ОВЗ
2. Оценить, на Ваш взгляд, имеющиеся специальные условия в Вашей образовательной организации (отметить цветом выбранное Вами количество баллов по каждому параметру анализа).
Критерий 1. Оценка соответствия адаптированной образовательной программы требованиям ФГОС.
Параметры анализа |
Индикаторы |
Примерная оценка |
1. Структурная полнота адаптированной образовательной программы обучающихся с ОВЗ |
1.1. Наличие обязательной (инвариантной) части и части, формируемой участниками образовательной деятельности (вариативной) |
- наличествуют все, хорошо раскрыты: 3 балла, - наличествуют все, раскрыты формально: 2 балла, - отсутствует хотя бы 1 элемент: 1 балл - отсутствует 2 и более элементов: 0 баллов |
|
1.2. Соотношение частей инвариантной и вариативной |
|
|
1.3. Наличие других обязательных элементов ООП, указанных в ФГОС |
|
|
Наличие характеристики всех групп обучающихся в организации с указанием их особых образовательных потребностей |
- наличествуют подробные характеристики всех, групп обучающихся: 3 балла, - наличествуют формальные характеристики всех, групп обучающихся: 2 балла, - наличествуют характеристика основной группы обучающихся: 1 балл, - характеристика отсутствует: 0 баллов |
2. Соответствие сроков освоения АОП |
2.1. Соотношение реального срока освоения АОП обучающимися нормативному. |
- соответствует: 1 балл - не соответствует: 0 баллов |
3. Характеристика содержания образования обучающихся с ОВЗ |
3.1. Наличие дифференцированных учебных планов для разных групп обучающихся |
- наличествуют учебные планы для всех групп обучающихся: 3 балла, - наличествует 1 учебный план: 1 балл, общий для всех обучающихся. |
|
3.2. Соответствие учебного плана действующим нормативным документам |
- все планы соответствуют полностью: 3 балла, - планы соответствуют, но в 1 имеются мелкие недочеты: 2 балла, - мелкие недочеты имеют место во всех |
|
|
планах: 1 балл, - в планах имеют место существенные недочеты: 0 баллов |
|
3.3. Соответствие учебного плана требованиям ФГОС |
- все планы соответствуют ФГОС полностью: 3 балла, - планы соответствуют, но в 1 имеются мелкие недочеты: 2 балла, - мелкие недочеты имеют место во всех планах: 1 балл, - в планах имеет место существенное несоответствие ФГОС: 0 баллов |
|
4.2. Полнота и четкость формулировок образовательных задач в рабочих программах, их соответствие содержанию |
- соответствуют полностью: 3 балла, - в целом соответствуют, но в отдельных имеются мелкие недочеты: 2 балла, - мелкие недочеты имеют место во многих: 1 балл, - имеет место существенное несоот-ветствие: 0 баллов |
|
4.3. Полнота и четкость формулировок задач, связанных с формированием жизненной компетенции, их соответствие содержанию |
- соответствуют полностью: 3 балла, - в целом соответствуют, но в отдельных имеются мелкие недочеты: 2 балла, - мелкие недочеты |
|
|
имеют место во многих: 1 балл, - имеет место существенное несоот-ветствие: 0 баллов |
Критерий 2. Оценка организационных аспектов реализации адаптированной образовательной программы.
Параметры анализа |
Индикаторы |
Примерная оценка |
1. Разнообразие категорий обучающихся, осваивающих АОП |
2.1. Количество групп обучающихся с ОВЗ, обучающихся в образовательной организации (в соответствии с заключением ПМПК) |
3 группы и более: 3 балла, 2 группы: – 2 балла, 1 группа: 1 балл |
|
2.2. Наличие АОП (либо частей в структуре АОП) для разных групп обучающихся с учетом их образовательных потребностей |
наличествуют 3 и более: 3 балла, наличествуют 2: 2 балла, наличествует 1: 1 балл |
3. Соответствие планирования образовательной деятельности нормативным документам |
3.1. Наличие планов реализации АОП в организации |
соответствуют полностью: 3 балла, в целом соответствуют, но имеются мелкие недочеты: 2 балла, имеются многие |
|
|
мелкие недочеты во многих: 1 балл, имеет место существенное несоот-ветствие: 0 баллов |
|
3.2. Наличие дифференцированных планов образовательной деятельности для разных групп обучающихся |
5 и более планов: 3 балла, 3-4 плана: 2 балла, не менее 2 планов: 1 балл отсутствуют: 0 баллов |
|
3.3. Наличие дифференцированных планов внеучебной деятельности для разных групп обучающихся |
5 и более планов: 3 балла, 3-4 плана: 2 балла, не менее 2 планов: 1 балл отсутствуют: 0 баллов |
4. Соответствие расписания образовательной деятельности нормативным документам |
4.1. Наличие дифференцированных расписаний осуществления образовательной деятельности для разных групп обучающихся |
5 и более расписаний: 3 балла, 3-4 расписаний: 2 балла, не менее 2 расписаний: 1 балл отсутствуют: 0 баллов |
|
4.2. Степень соответствия расписаний осуществления образовательной деятельности нормативным документам |
соответствуют полностью: 3 балла, в целом соответствуют, но имеются мелкие недочеты: 2 балла, имеются многие мелкие недочеты во многих: 1 балл, имеет место существенное несоот-ветствие: 0 баллов |
5. Соответствие организации образовательной деятельности расписанию |
5.1. Соблюдение расписания образовательной деятельности |
соблюдается полностью: 3 балла, в целом соблюдается, но имеют место мелкие нарушения: 2 балла, в целом соблюдается, но имеют место многие мелкие в целом |
|
|
соблюдается, но имеют место мелкие нарушения: 1 балл, имеет место сущест-венное несоблюдение: 0 баллов |
6. Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в образовательной деятельности |
6.1. Проведение комплекс-ного психолого-педагогиче-ского обследования обучающихся*) |
применяется в системе: 3 балла, применяется в отношении отдельных групп обучающихся: 2 балла, применяется эпизодически: 1 балл, отсутствует: 0 баллов |
6.2. Использование индивидуальных и групповых форм обучения |
||
6.3. Наличие формы отражения результатов обследования (Карта развития либо др.) |
||
7. Взаимодействие специалистов |
7.1. Наличие плана взаимодействия |
применяется в системе: 3 балла, применяется в отношении отдельных групп обучающихся: 2 балла, применяется эпизодически: 1 балл, отсутствует: 0 баллов |
7.2. Использование разнообразных форм координации деятельности |
||
8. Участие родителей в реализации АОП |
8.1. Участие в управлении ОО |
участвует не менее половины: 3 балла, участвует инициатив-ная группа группа: 2 балла, имеет эпизодический характер: 1 балл, отсутствует: 0 баллов |
8.2. Участие в образовательной деятельности |
Критерий 3. Оценка методик и технологий реализации адаптированной образовательной программы.
Параметры анализа |
Индикаторы |
Примерная оценка |
1. Качество применения используемых методик и технологий |
1.1. Соответствие используемых методик и технологий типологическим особенностям обучающихся |
способствуют повыше-нию результатов: 3 балла, дают положительные результаты: 2 балла, соответствуют в удовлетворительной степени: 1 балл, не соответствуют: 0 баллов |
1.2. Соответствие используемых методик и технологий индивидуальным особенностям обучающихся |
||
2. Адекватность применяемых методик и технологий ожидаемым результатам |
2.1. Наличие перечня к каждой предметной области |
наличествуют по всем областям: 3, наличествуют по 4-7 областям: 2 балла, наличествуют по 1-3 областям: 1 балл, отсутствуют: 0 баллов |
2.2. Систематичность применения |
имеет место постоянно: 3 балла, имеет место при решении конкретных задач: 2 балла, имеет эпизодический характер: 1 балл, отсутствует: 0 баллов |
|
2.3. Комплексность применения |
||
3. Формы организации образовательной деятельности |
3.1. Наличие разнообразных форм |
применяются 3: 3 балла, применяются 2: 2 балла, применяется только 1: 1 балл |
3.2. Использование дистанционных форм |
применяется: 1 балл, не применяется: 0 баллов |
|
|
3.3. Использование форм сетевого взаимодействия
|
|
4. Использование специфических образовательных технологий |
4.1. Соответствие образовательным потребностям обучающихся |
имеет место постоянно: 3 балла, имеет место при решении конкретных задач: 2 балла, имеет эпизодический характер: 1 балл, отсутствует: 0 баллов |
4.2. Систематичность |
||
5. Использование ИКТ-технологий |
5.1. Систематичность |
имеет место постоянно: 3 балла, имеет место при решении конкретных задач: 2 балла, имеет эпизодический характер: 1 балл, отсутствует: 0 баллов |
6. Адаптация методик и технологий к образовательным потребностям детей |
6.1. Использование заимствованных адаптированных технологий |
имеются 3 и более: 3 балла, имеются 2: 2 балла, имеется хотя бы 1: 1 балл, отсутствуют: 0 баллов |
6.2. Наличие собственных адаптированных технологий |
||
7. Выбор методик и технологий |
7.1. Адекватность выбора методик и технологий |
всегда имеет место: 3 балла, чаще имеет место: 2 балла, редко имеет место: 1 балл, отсутствует: 0 баллов |
Критерий 4. Оценка методического обеспечения реализации адаптированной образовательной программы.
Параметры анализа |
Индикаторы |
Примерная оценка |
Соответствие методического обеспечения реализуемым программам |
Наличие учебников и/или учебных материалов к образовательным областям |
наличествует 75 % и более: 3 балла, наличествует 51-74%: 2 балла, наличествует 26-50%: 1 балл, наличествует 25% и менее: 0 баллов |
Наличие УМК к образовательным областям |
||
Наличие собственных методических материалов разработок |
||
Соответствие дидактических средств реализуемым программам |
Наличие дидактических материалов ко всем направлениям образовательной работы, в том числе специфических для разных групп обучающихся |
полностью обеспечивают решение всех задач: 3 балла, наличествует, но обеспечивают решение основных задач: 2 балла, наличествует, но недостаточно обеспечивают учебный процесс: 1 балл, отсутствуют: 0 баллов |
Наличие электронных образовательных ресурсов, соответствующих особым образовательным потребностям обучающихся |
||
Наличие собственных методических материалов, разработанных для разных групп обучающихся |
||
Качество использования дидактических средств |
Дифференцированность |
всегда имеет место: 3 балла, чаще имеет место: 2 балла, редко имеет место: 1 балл, отсутствует: 0 баллов |
Адекватность |
||
Адаптация дидактических средств |
Использование заимство-ванных дидактических средств |
имеются, используются постоянно: 3 балла, имеются, используются достаточно часто: 2 балла, имеются, но использу-ются редко: 1 балл, отсутствуют: 0 баллов |
Наличие собственных дидактических средств |
Критерий 5. Оценка методического сопровождения реализации адаптированной образовательной программы.
Параметры анализа |
Индикаторы |
Примерная оценка |
Система методической работы |
Наличие центра управления методической работой |
наличествует, хорошо организовано: 3 балла, наличествует, организация удовлетворительная: 2 балла, в большей мере формально: 1 балл, отсутствуют – 0 баллов |
Наличие общего плана методической работы |
||
Наличие методических объединений |
||
Управление методической работой |
Формы управления методической работой |
разнообразные исполь-зуются систематически: 3 балла, разнообразные исполь-зуются эпизодически: 2 балла, используются формаль-но: 1 балл, отсутствуют – 0 баллов |
Формы стимулирования методической работы |
||
Наличие библиотеки методической литературы |
наличествует, хорошо организовано: 3 балла, наличествует, организация удовлетворительная: 2 балла, в большей мере формально: 1 балл, отсутствуют – 0 баллов |
|
Наличие фонда методических разработок и материалов |
||
Результативность методической работы |
Наличие публикаций по итогам работы |
имеет место систематически: 3 балла, имеет место часто: 2 балла, редко имеет место: 1 балл, отсутствует: 0 баллов |
Проведение семинаров и др. мероприятий по распространению опыта |
||
Подготовка методических материалов |
||
|
Проведение открытых занятий, мастер-классов и др. |
|
|
Участие в проектах, грантах |
Критерий 6. Оценка системы специальной поддержки освоения основной образовательной программы детьми с ОВЗ.
Параметры анализа |
Индикаторы |
Примерная оценка |
1. Структурная полнота специальной поддержки освоения основной образовательной программы обучающихся с ОВЗ*) |
1.1. Наличие поддержки педагогической |
Наличие оценивается по выделенным индикаторам: - наличие программы,1 - наличие планов работы,1 - наличие специалистов,1 - наличие условий.1 Каждый показатель оценивается в баллах: наличествует – 1 балл, отсутствует – 0 баллов. |
1.2. Наличие поддержки социально-педагогической |
||
1.3. Наличие поддержки логопедической |
||
1.4. Наличие поддержки психологической |
||
|
1.5. Наличие поддержки медицинской |
|
|
Наличие специально оснащенных помещений |
|
Наличие плана работы с обучающимися |
||
|
Наличие планов групп-повой и индивидуальной работы с обучающимися |
наличествует: 1 балл, отсутствует: 0 баллов |
|
Наличие формализованных результатов мониторинга социального развития обучающихся |
|
|
Наличие методического оснащения педагогической поддержки |
|
|
Наличие плана педагогической поддержки во внеучебной деятельности |
|
2. Характеристика социально-педагогической поддержки**) |
Наличие специалистов соответствующего профиля |
наличествует: 1 балл, отсутствует: 0 баллов |
|
Наличие планов социально-педагогической поддержки обучающихся |
наличествует: 1 балл, отсутствует: 0 баллов |
|
Количество обучающихся, получающих социально-педагогическую поддержку |
наличествует: 1 балл, отсутствует: 0 баллов |
|
Количество семей обучающихся, получающих социально-педагогическую поддержку |
наличествует: 1 балл, отсутствует: 0 баллов |
3. Характеристика психологической поддержки**) |
Наличие плана работы с обучающимися |
наличествует: 1 балл, отсутствует: 0 баллов |
Наличие специально оснащенных помещений |
||
Наличие плана работы с обучающимися |
||
|
Наличие расписания занятий с педагогом психологом |
наличествует: 1 балл, отсутствует: 0 баллов |
|
Наличие формализованных результатов мониторинга психического развития обучающихся |
наличествует: 1 балл, отсутствует: 0 баллов |
|
Наличие методического оснащения психологической поддержки |
наличествует: 1 балл, отсутствует: 0 баллов |
|
Наличие разнообразного оборудования и материала для психологической поддержки |
наличествует: 1 балл, отсутствует: 0 баллов |
4. Характеристика медицинской поддержки**) |
Наличие специалистов соответствующего профиля |
наличествует: 1 балл, отсутствует: 0 баллов |
Наличие специально оснащенных помещений |
||
Наличие специального медицинского оборудования для проведения профилактических, и оздоровительных мероприятий. |
||
|
Наличие специального медицинского оборудования для проведения аппаратного лечения обучающихся с нарушением зрения, слуха, ОДА |
наличествует: 1 балл, отсутствует: 0 баллов |
|
Наличие плана работы с обучающимися |
наличествует: 1 балл, отсутствует: 0 баллов |
|
Наличие формализованных результатов мониторинга медицинской поддержки обучающихся |
наличествует: 1 балл, отсутствует: 0 баллов |
*) Структура специальной поддержки создается дифференцированно для каждой группы детей с ОВЗ с учетом их типологических и индивидуальных образовательных потребностей.
**) Содержание и формы педагогической и других направлений специальной поддержки оцениваются с учетом типологических и индивидуальных образовательных потребностей определенных групп. Они могут быть различными в работе с детьми с нарушениями речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, сенсорной сферы и др.
Критерий 7. «Материально-техническое обеспечение реализации адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ»
Параметры анализа |
Индикаторы |
Примерная оценка |
1.Соответствие помещений особенностям развития обучающихся и их образовательным потребностям*) |
1.1.Наличие помещений удобных и безопасных для проведения образовательной деятельности |
наличествуют в достаточном количестве: 3 балла, наличествуют, обеспечивая основные потребности АОП: 2 балла, наличествуют, обеспечивая не все потребности АОП: 1 балла, наличествуют, но не соответствуют потребностям АОП: 0 баллов |
1.2.Наличие необходимого оборудования для совместной и индивидуальной активности обучающихся |
||
2. Соответствие технических средств потребностям образовательного процесса*) |
2.1.Наличие аудиовизуальных средств |
наличествуют в достаточном количестве: 3 балла, наличествуют, обеспечивая основные потребности АОП: 2 балла, наличествуют, обеспечивая не все потребности АОП: 1 балла, наличествуют, но не соответствуют потребностям АОП: 0 баллов |
2.2.Наличие компьютерной техники |
||
2.3.Наличие средств, позволяющих использовать электронные образовательные ресурсы |
||
|
2.4.Наличие специфических технических средств обучения*) |
|
3.Соответствие предметной среды образовательным потребностям обучающихся*) |
3.1.Наличие безбарьерной среды |
Полностью организована: 3 балла, большая часть условий обеспечена: 2 балла, обеспечены отдельные условия: 1 балл, отсутствует: 0 баллов |
3.2.Наличие необходимых технических средств*) |
наличествуют в достаточном количестве: 3 балла, наличествуют, обеспечивая основные потребности АОП: 2 балла, наличествуют, обеспечивая не все потребности АОП: 1 балла, наличествуют, но не соответствуют потребностям АОП: 0 баллов |
|
4.Соответствие среды задачам физического развития обучающихся |
4.1.Наличие спортивного зала с соответствующим оборудованием |
наличествует: 1 балл, отсутствует: 0 баллов |
4.2.Наличие спортивной площадки и спортивного инвентаря |
*) оценка осуществляется дифференцированно с учетом особых образовательных потребностей обучающихся
**) оценка осуществляется только в отношении адаптированных образовательных программ для умственно отсталых обучающихся.
Критерии и шкала оценивания качества контрольной работы
№ п\п |
Оцениваемые параметры |
Баллы |
1 |
Контрольная работа выполнена полностью. |
8 |
2 |
Контрольная работа выполнена частично. Авторская позиция выражена вполне определённо. |
6-7 |
3 |
Контрольная работа выполнена. Авторская позиция выражена недостаточно чётко. |
4-5 |
4 |
Авторская позиция практически отсутствует. |
2-3 |
5 |
Контрольная работа не выполнена. |
1 |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.