Министерство образования Московской области |
Государственное образовательное учреждениевысшего образования Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет» (ГОУ ВО МО «ГСГУ»)Зеленая ул., 30, г. Коломна, 140411тел. (849661) 5-13-30, факс (849661) 0-15-47; 3-25-62Е-mail: mo_gsgu@mosreg.ru; www.gukolomna.ru ОГРН 1035004258475ИНН/КПП 5022014285/502201001 |
Контрольная работа
«Психофизиология личности как фактор успешной реализации дифференцированного обучения»
Выполнила Кашина Раиса Владимировна
Одинцовский г.о. Введенская СОШ№3
г.Звенигорода
группа ПФЛ 1-21
Содержание
1.Введение
2.Основная часть
Психологические различия мальчиков и девочек в процессе обучения
1. Разные способности
2. Многое зависит от темперамента
3. Тревожность
4. Учеба и агрессивность
Заключение
Советы педагогам и родителям
Психологические различия мальчиков и девочек в процессе обучения
Очень это трудное дело - начать школьную жизнь. Привыкание к школе, к новому укладу жизни, к новым требованиям называется школьной адаптацией, и у одних детей протекает легко и быстро, а у других - труднее и долго. Кто же труднее адаптируется к новой ситуации?
Обычно это мальчики. Девочки более общительны, контактны, легче перестраивают
свои отношения, подстраиваются под ситуацию. Мальчики при любом изменении
привычной жизни страдают больше. Но вот парадокс: сами мальчики значительно
чаще, чем девочки, стремятся к новому, к изменениям в жизни, сами изменяют
ситуацию.
Разные способности
Мальчики и девочки 6 - 7 лет готовы к школьному обучению весьма
неодинаково. Различия заключаются в несколько лучшей интеллектуальной и
эмоционально-личностной готовности девочек, в силу чего они, оказавшись в
начальной школе, имеют ряд преимуществ. Поэтому не случайно школьная успешность
мальчиков и девочек в первом классе также различается. В частности, усредненная
оценка успешности мальчиков по основным предметам равняется 3,9 баллам (по
традиционной 5-балльной шкале), а у девочек - 4,3 балла. Естественно, что не в пользу
мальчиков различается и физиологическая "цена", которую
"платит" организм ребенка за процесс обучения. Так, к концу обучения
в первом классе утомление у мальчиков в среднем в 6 раз выше, чем у девочек.
Школьная успешность мальчиков и девочек во многом зависит от врожденных
особенностей функциональной организации мозга. Считается, что у мальчиков
дольше созревает левое полушарие, а у девочек - правое. Девочки в целом
считаются более "речевыми", они раньше начинают говорить, а значит, и
все психические функции, которые появляются после возникновения речи,
развиваются уже на этом фоне. Им обычно легче учиться в школе, по крайней мере,
в начальной и средней. Мальчики зачастую начинают говорить несколько позже, и
до определенного возраста их психическое развитие проходит без прессинга
собственной речи. Зато у них раньше формируется специализация правого полушария
мозга по пространственно-временной ориентации.
Обращает на себя внимание еще и то обстоятельство, что у девочек
отметки за год по разным предметам отличаются незначительно, обычно не более
чем на 1 балл. У мальчиков ведомости чаще пестрят полным набором из
"троек", "четверок" и "пятерок". Возможно, это
связано с тем, что мальчики болезненнее реагируют на необходимость использовать
разные типы мышления, в зависимости от предмета. А вот девочки с успехом
применяют одну и ту же тактику при изучении совершенно разного материала.
Многое зависит от темперамента
Весьма значительный вклад в школьную успешность первоклассников привносят
индивидуально-типологические особенности, в частности, всем хорошо известные
типы темперамента. Больше всего проблем с получением высоких оценок испытывают
мальчики-меланхолики и девочки-холерики. По всей вероятности, затруднения в
получении высоких оценок у детей с данными типами темперамента во многом
определяются несоответствием их поведения стереотипным представлениям о
мужественности и женственности, которых придерживается подавляющее большинство
людей, в том числе и учителя. Так, мальчики-меланхолики весьма ранимы,
впечатлительны и медлительны. Им не хватает бойкости, активности, стремления
отстаивать себя и свою позицию. В случае неудач они могут и всплакнуть. Такое
поведение расценивается как не совсем мальчишеское и частенько осуждается не только
сверстниками, но и самим учителем.
Девочки-холерики, наоборот, слишком активны, самостоятельны, бойки, вспыльчивы,
беспокойны и непоседливы. В конфликтных ситуациях они активно отстаивают себя,
подчас с применением рукоприкладства, что совсем не радует окружающих. Да и
высидеть в течение 40 минут на одном месте для такой девочки проблематично.
Наиболее "удачным" с точки зрения обучения в начальной
школе является сангвинический тип темперамента, особенно для мальчиков. Дети
данного типа в меру активные и живые, они весьма общительны, позитивны,
умеренно агрессивны и тревожны. Именно сангвиники доставляют учителю начальных
классов меньше всего проблем. Но начиная приблизительно со средней школы, тип
темперамента ребенка перестает быть одним из определяющих факторов достижения
высоких оценок, и подчас "неудобный" холерик оказывается в числе
сильнейших учеников, тогда как всех устраивающий сангвиник переходит в разряд
безнадежных троечников.
Тревожность
Немалый интерес представляет и вклад в школьную успеваемость такой
психологической составляющей, как личностная тревожность ребенка. В частности,
у мальчиков средневысокие и несколько завышенные значения личностной
тревожности оказывают стимулирующее влияние на школьную успешность. Естественно,
что если личностная тревожность слишком сильно выражена, то хорошо учиться
такой мальчик не сможет. У девочек наблюдается диаметрально противоположная
картина: самые высокие оценки получают девочки, имеющие средние и несколько
сниженные индивидуальные значения личностной тревожности. Повышенные же
значения выраженности данной психологической характеристики приводят к
формированию боязни школы и школьной неуспешности. Объясняются такие различия
тем, что повышенная тревожность у мальчиков и девочек по-разному влияет, прежде
всего, на мотивационный компонент учебной деятельности. Так, оказалось, что
повышенная тревожность заставляет мальчиков всерьез озаботиться и получаемыми
оценками, и собственным соответствием статусу школьника - практически взрослого
самостоятельного человека. Естественно, что подобные заботы весьма позитивно
сказываются на качестве работы ребенка с учебным материалом. Повышенная же
тревожность у девочек отнюдь не вызывает волнений по поводу получаемых оценок,
зато вызывает серьезную обеспокоенность межличностными взаимоотношениями со
взрослыми и сверстниками. Повышенное внимание таких девочек к их межличностным
взаимоотношениям с окружающими начинает мешать учебной деятельности и приводит,
в конечном итоге, к снижению школьной успешности.
Учеба и агрессивность
Высокий уровень агрессивности приводит к значительному снижению
школьной успешности, прежде всего у девочек. По всей вероятности, данное
явление связано с рассогласованием высокой агрессивности, находящей свое
соответствующее выражение в поведении такого ребенка со сложившимися в обществе
стереотипами женственности. У мальчиков снижение успеваемости наблюдается
только в том случае, если индивидуальные показатели агрессивности являются
очень высокими, выходя за все разумные диапазоны. Интересно также отметить, что
практическое отсутствие агрессивности в структуре формирующейся личности
ребенка также приводит к снижению школьной успешности, что, вероятно, указывает
на снижение энергетических ресурсов организма таких детей.
Советы педагогам и родителям:
Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков.
Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное - по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире.
Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
Старайтесь, давая задания мальчикам, как в детском саду, в школе, так и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.
С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам, подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.
Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.
В.Д. Еремеева в своей книге «Мальчики и девочки два разных мира» отразила различия между мальчиками и девочками
Эта книга — попытка взглянуть на ребенка с разных сторон. И как на биологическое существо, подчиняющееся жестким законам природы так же, как и все живые существа. И как на индивида, т.е. существо особое, созданное в одном экземпляре, неповторимое, со своей линией развития, заданной генетически. И как на маленького человека (личность), живущего в совершенно определенном обществе и в конкретный период развития этого общества, т.е. подчиняющегося законам развития психики, как общим, так и связанным с тем окружением, в котором он растет. И как на индивидуальность: человека со своим, пусть даже маленьким, опытом, своими вкусами и пристрастиями, привязанностями, интересами, своим характером и темпераментом, который по-своему видит, слышит и чувствует. Только познав и поняв, как развивается, растет, мыслит и чувствует именно этот ребенок, мы сможем помочь ему найти свое место в этом сложном мире, развить все те прекрасные возможности, которые именно ему даны природой, компенсировать то, чем природа, увы, его не одарила. А это значит — сделать так, чтобы его детство (пора, когда закладываются все наши будущие успехи и неудачи) было по-настоящему счастливым.
Задумаемся: а зачем человеку детство, и почему оно у нас такое долгое? Этот вопрос поставил в свое время великий советский психолог А. Н. Леонтьев. И сам ответил на него: такое долгое детство у нас потому, что мы, люди, в процессе длительной эволюции приобрели очень сложные, уникальные функции мозга, такие, как речь, речевое мышление, творчество, творческое, абстрактное, мышление, воображение и т.д., и поэтому требуется длительное время, чтобы эти сложные функции мозга сформировались.
Очевидно, что никакие инструкции, приказы и директивы не могут ускорить нейрогенетические и нейробиологические процессы развития мозга, а замедлить могут. Можно ли вообще строить новое здание или новую педагогику, не понимая значения фундамента?
К сожалению, сегодня в педагогической практике «можно» все: обучать, развивать, воспитывать, формировать личность, не учитывая, не понимая, а чаще всего, просто не зная общих законов развития человека и его психики. Особенно это пагубно для малыша в дошкольном детстве, если в семье или в детском саду не понимают главного: как развивается мозг ребенка и зачем человеку детство.
Детство для человека — это уникальная пора развития всех психических функций, механизмов речи, речевого мышления, памяти, социальных эмоций, механизмов контроля произвольных движений, за которые ответственны высшие структуры мозга — его кора. За короткое время (до 7 лет) формируются у маленького ребенка разные типы мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-речевое, в основе которых лежат ассоциативные процессы, способность обобщать и строить систему обобщений. Ассоциативные процессы связаны с развитием функций самых сложных систем мозга — ассоциативных лобных и нижнетеменных областей, обеспечивающих общую стратегию функционального развития всего мозга.
Литератара В.Д. Еремеева «Мальчики и девочки два разных мира»
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.