Бюджетное профессиональное образовательное учреждение чувашской Республики
«Чебоксарское музыкальное училище (техникум) им. Ф.П. Павлова» Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики
Итоги изучения программы по учебному предмету
ПО.01.УП.01. «Специальность. Балалайка»
ПП.02 Педагогическая практика
Выполнил (ла): Климшина Елена Владимировна студентка 2 курса
специальность 53.02.03 Инструментальное
исполнительство. Инструменты народного оркестра
(балалайка)
Муниципальное бюджетное учреждение
Место прохождения дополнительного образования «Чебоксарская
практики детская музыкальная школа №5 им. Ф. М. Лукина» по учебному предмету ПО.01.УП.01. «Специальность. Балалайка» дополнительной
Программа обучения предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства
«Народные инструменты» (5/6 лет) Проверила Г.В. Киселева
Чебоксары
2018
Индивидуальный план на 2017 / 2018 учебный год Иванова Александра
учащегося 4 класса
обучающегося по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты» (балалайка)
Аудиторные занятия 2,5 часа в неделю.
Основные тематические направления педагогической работы с учеником
Таблица 1
№ п/п |
Тема |
Содержание |
1. |
Введение
|
Правила поведения в школе, техника безопасности и техника пожарной безопасности. Составление расписания. Перечень средства обучения, в т.ч. дидактических и технических |
2. |
Повторение пройденного материала |
Повторение произведений 3 класса. Закрепление музыкальных терминов. |
3. |
Ознакомление и теоретический разбор произведений. |
Самостоятельный устный и практический разбор на инструменте нового задания в классе под наблюдением педагога. Словесная характеристика замысла, характера музыкального произведения и анализ средств музыкальной выразительности, применяемых композитором в настоящем произведении. |
4. |
Развитие музыкальнослуховых представлений и художественного мышления. |
Работа над формами – простая трехчастная, рондо вариационная, циклическая форма сюита (части современных и классических сюит), сонатина, части старинных сонат. Работа над произведениями кантиленного характера. Развитие навыков музыкального восприятия и способности к художественному переживанию. Работа над выразительностью и художественным образом в произведениях. |
5. |
Основные способы звукоизвлечения и приемы игры |
Усвоение и осознанное воспроизведение учащимися более сложных приемов звукоизвлечения, штрихов и всей шкалы динамических оттенков на примере изучаемых произведений. Приемы – натуральные и искусственные флажолеты, глиссандо, тремоло, шумовые эффекты (игра за подставкой, на грифе). Мелизмы – форшлаги, элементы трели, морденты. Штрихи: legato, non legato, detache, portato, marcato, staccato, staccatissimo. Работа, направленная на развитие мелкой техники. |
6. |
Разбор и разучивание репертуара |
Разбор и сквозное проигрывание при ознакомлении с новым произведением. Определение его особенностей: характер, лад, размер, границы фраз, местные и главные кульминации, повторяющиеся или однородные элементы и т. д. Разучивание произведения с учетом фразировки, штрихов, метроритмической структуры, примерной динамики под непосредственным контролем педагога. Исполнение 6-8 разнохарактерных произведений: крупная форма, кантилена, виртуозного характера; пьесы зарубежных, русских, советских, современных композиторов, национально-регионального компонента, обработки народных песен и танцев. |
7. |
Развитие технических навыков на основе изучения инструктивного материала |
Развитие исполнительской техники в работе над этюдами, упражнениями и гаммами. Гаммы в две октавы в темпах moderato и allegro с динамическим развитием (crescendo, diminuendo): - мажорные гаммы: E - dur, F - dur, G – dur. - минорные гаммы: е - moll, f - moll, g – moll. Тонические трезвучия и обращения в изучаемых тональностях. Хроматические гаммы в изучаемых тональностях. Основные виды аккордов (T, S, D) в изучаемых тональностях; 2-4 этюда на овладение и развитие новых приемов, развитие мелкой и аккордовой техники, позиционной игры, на растяжку пальцев левой руки, разнообразие ритмических формул. |
8. |
Формирование музыкально – ритмической способности у учащихся |
На основе инструктивного материала: упражнения гаммообразные ритмические группировки в темпах moderato и allegro на одной ноте и в движении - 1+2, 1+3, 1+4, 2+1, 2+2, 2+4, 3+1, 3+3, 4+1, 4+2, 4+4. |
9. |
Музыкальные термины |
Знакомство с основными музыкальными терминами по списку. |
10. |
Самостоятельное изучение обучающимся музыкального произведения |
Одна пьеса в тональностях не более 4-х знаков (мелодический рисунок гаммообразного и хроматического движения, ломанными интервалами, арпеджио основных аккордов, разнообразие ритмических формул). Форма - простая двух-трех частная, с элементами вариации. |
11. |
Подготовка к концертному выступлению |
Психологическая и практическая подготовка учащегося к концертному выступлению с учетом требований к внешнему виду и сценическому поведению. |
12. |
Сценическая подготовка |
Выступления учащихся в различных аудиториях и залах. Формирование художественно-эстетических норм и правил сценического поведения. Оценивание и навыки адекватного самоанализа выступления ученика. |
Компоненты, которые необходимо учитывать при составлении репертуара индивидуального учебного плана, обучающегося:
- стили и жанры – барокко, галантный стиль, старинная музыка, классицизм, романтизм, советская и современная, оригинальная музыка;
- формы – простая трехчастная, рондо, вариационная, сюита (части современных и классических сюит), сонатина, части старинных сонат
- приемы игры – натуральные и искусственные флажолеты, глиссандо, шумовые эффекты (игра за подставкой, на грифе); мелизмы – форшлаги, элементы трели, морденты;
- штрихи: legato, non legato, detache, portato, , marcato, staccato, staccatissimo.
- гаммы в две октавы в темпах moderato и allegro динамическим развитием (crescendo, diminuendo): мажорные гаммы: E - dur, F - dur, G – dur.
минорные гаммы: е - moll, f - moll, g – moll.
- тонические трезвучия и обращения в изучаемых тональностях;
- хроматические гаммы в изучаемых тональностях;
- основные виды аккордов (T, S, D) в изучаемых тональностях;
- упражнения гаммообразные ритмические группировки в темпах moderato и allegro на
одной ноте и в движении (1 = четверти, 2 = восьмым, 3 = триолям, 4 =
шестнадцатым) 1+2, 1+3, 1+4, 2+1, 2+2, 2+4, 3+1, 3+3, 4+1, 4+2, 4+4;
- 2-4 этюда на овладение и развитие новых приемов, развитие мелкой и аккордовой техники, позиционной игры, на растяжку пальцев левой руки, разнообразие ритмических формул.
Tranquillo транквильо спокойно
Leggiero леджьеро легко
Agitato ажитато взволнованно
Grazioso грациозо изящно
Giocoso джиокозо игриво
Scherzando скерцандо шутливо
Maestoso маэстозо торжественно
Morendo морэндо замирая
Calando каляндо затихая
Smorzando сморцандо угасая
Самостоятельное изучение музыкального произведения (4 класс) Уровень знаний, умений и навыков в исполняемой учащимся самостоятельной пьесе должен соответствовать по художественно–техническим компонентам требований второго класса. Для наиболее способных учащихся уровень знаний, умений и навыков должен соответствовать программе предыдущего класса (третьего класса).
Одна пьеса в тональностях не более 4-х знаков (мелодический рисунок гаммообразного и хроматического движения, ломанными интервалами, арпеджио основных аккордов, разнообразие ритмических формул). Форма - простая двух-трёх частная, с элементами вариационной. Предлагается предварительная репетиция с концертмейстером.
Примерный список произведений для самостоятельного разучивания Новиков А. Смуглянка. Рачевский (обр.) Старинный голландский народный танец.
6-8 разнохарактерных произведений: циклическая форма, пьесы зарубежных, русских, советских, современных композиторов, национально-регионального компонента, обработки народных песен и танцев. Выбор репертуара основывается на принципе индивидуального подхода.
Примерный репертуарный список к изучению в 4 классе Выбор репертуара основывается на принципе индивидуального подхода к учащимся.
Произведения циклической формой.
Цыганков А. Детская сюита
Обработки народных песен и танцев
Трояновский Б "Час да по часу"
Шалов А. (обр.) Шуточная
Произведения зарубежных, русских, советских композиторов
Гендль Г. Жига. Прелюдия
Моцарт В.А. Аллегретто из оперы «Похищение из Сераля»
Андреев В. Искорки Вальс
Глазунов А. Пиццикато. Из балета «Раймонда». Переложение В. Глейхмана Шевченко А. Заводная машинка
Произведения национально-регионального компонента
Воробьев Г. Чувашская лирическая и плясовая
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.