Контрольная работа."Законы хорошо организованной школы"
Оценка 4.6

Контрольная работа."Законы хорошо организованной школы"

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
детская психология +1
СCУЗ, ВУЗ
03.01.2024
Контрольная работа."Законы хорошо организованной школы"
Законы хорошо организованной школы
Законы хорошо организованной школы.docx

Оглавление

 

Введение............................................................................................................................. 3

«Законы хорошо организованной школы» по одноимённой работе Я.А.Коменского............................................................................................................................. 5

Заключение........................................................................................................................... 13

Список использованной литературы........................................................................................................................... 15

 

 

 

 


 

Введение

 

Ян Амос Коменский – это  выдающийся представитель мировой науки в гуманитарной области знания. Он был общественным деятелем, реформатором школьного дела в ряде стран Европы.

Так же Коменский был философом, разрабатывающим гуманистические основы совершенствования общества и человека; создателем педагогического учения, которое составляет целую эпоху в развитии теории и практики воспитания, образования, обучения. Наследие великого педагога широко освещалось в мировой науке, а также в историко-педагогических исследованиях. К учению Коменского часто обращались все ученые в области истории педагогики, освещая, анализируя его труды с разных позиций.

Мудрая и гуманная педагогика Коменского не сразу нашла свое воплощение. Так, некоторые его сочинения получили признание и широко распространились еще при жизни педагога, что сделало его известным. Но мир вскоре забыл его, как забыл и его могилу, а его сочинения, разрозненные и рассеянные по свету, преследуемые и скрываемые, подвергались оскорбительным нападкам. Так было двести лет, но XIX век вновь открыл Коменского, и его мысли не только разлетелись по свету, но и нашли широкое применение. Сочинения Коменского признали гениальными, а его самого причислили к ряду самых великих мыслителей человечества.

Актуальность исследования заключается во все возрастающем интересе  к Я.А. Коменскому, каждое новое  поколение учителей находит в его трудах мудрые мысли и советы.

Ученый оставил обширное наследие, состоящее из многочисленных педагогических трудов. Один из путей  исправления мира он видел в совершенствовании системы воспитания и образования людей.

Труд Я.А.Коменского «Законы хорошо организованной школы» написано в 1652 г. на латинском языке («Leges scholae bene ordinatae»). Впервые опубликовано в 1657 г. в томе третьем амстердамского Собрания дидактических сочинений Коменского. Первый русский Перевод с языка оригинала под редакцией П. Ф. Каптерева издан в 1893 г.

Этот небольшой трактат примыкает к работам Яна Амоса Коменского, посвященным практическим вопросам организации, функционирования и управления школой. А. А. Красновский очень точно назвал "Законы..." одним из первых в истории педагогики трактатов, в котором дано решение принципиальных вопросов о целях, содержании, методах и организационных формах деятельности школы как социального института по передаче культуры новым поколениям. На основе "Законов..."  Коменского составлялись школьные кодексы в XVIII и XIX вв.

Школу Коменский рассматривает как сложную многофункциональную систему, тесно связанную с другими социальными институтами. В "Законах..." регламентируются отношения между школой, государством, семьей и церковью.

Тщательно нормируются взаимоотношения между учителями и школьным руководством. Коменский выделяет все главные составляющие педагогического процесса, рассматривает взаимосвязи между ними, четко определяет их функции в целостной системе школьного организма.

Целью данной работы является изучение труда Я.А.Коменского «Законы хорошо организованной школы».

 

 

 


 

«Законы хорошо организованной школы» по одноимённой работе Я.А.Коменского

 

Ян Амос Коменский – создатель первой в мире целостной теории воспитания и обучения – родился в 1592 году в Южной Моравии (на территории современной Чехии). Годы его жизни пришлись преимущественно на XVII век – на переходную эпоху, сочетавшую черты средневековья и нового времени, когда совершались великие научные открытия, и в то же время еще горели костры инквизиции [3].

Педагогическая деятельность начинается складываться в ранние годы ученого, во время того, как Коменский был священником, был написан первый труд «Письма к небу», создана антикатолическая книга «Разоблачение антихриста». Будучи ректором национальной школы, расположенной в городе Лешно, Коменский начинает работать над главным трудом всей своей жизни, состоящим из четырех томов, под названием «Великая дидактика». В «Великой дидактике» ученый пытается донести до общественности, что главнейшей наукой человечества является педагогика.

Параллельно с работой над четырехтомником Коменский создает несколько трудов, отражающих эту же идею главенства педагогики – «Открытая дверь языков», «Открытая дверь предметов», «Предвестник пансофии». В этот период Ян Амос Коменский приобретает известность, его деятельность становится признанной. В первой части своей «Дидактики» педагог развивает идею реформирования школы, которую подхватывает Швеция и внедряет в деятельность.

Коменский становится хорошим преподавателем, отказывается от политических воззрений и начинает писать новый труд «Мир чувственных вещей в картинках», чуть позже занимается разработкой пособия, в котором предусмотрено обучение детей латинскому языку.

Коменский, разрабатывая новые подходы в педагогике как науке, руководствовался несколькими принципами: желанием охватить знаниями большую массу людей, выстроить жизненные познания в определенной системе, прийти от размеренности к общей гармонии.

Противоречия, характерные для переходной эпохи, побуждали мыслителей того времени искать пути оптимизации жизнедеятельности общества того времени в различных ее аспектах.

Ян Амос Коменский направил свои усилия в сторону преобразования существовавшей тогда системы воспитания и обучения детей, поскольку корень зла, существующего в обществе, он рассматривал как результат ошибок в воспитании. «Юношество, – писал он, – растет без должного ухода, наподобие леса, которого никто не насаждает, никто не орошает, не обрезывает, не выпрямляет. Поэтому дикие и неукротимые нравы и обычаи владеют миром и всеми городами и селениями, всеми домами и всеми людьми, у которых в теле и душе – везде величайшее множество неурядиц» [1, с.258].

«В человеческом роде, – продолжал Коменский, – нельзя противодействовать злу удачнее, как противодействовать ему в раннем возрасте человека … если мы желаем, чтобы были хорошо благо­устроены и процветали церкви, государства и хозяйства, прежде всего упорядочим школы и дадим им расцвести, чтобы они стали истинными и живыми мастерскими людей и рассадниками для церквей, государств и хозяйств. Так – достигнем мы нашей цели, по-иному – никогда» [1, с.259].

Осмыслив и обобщив накопленный к тому времени опыт воспитания и образования подрастающих поколений в семье и школе, Коменский впервые в истории разработал целостную педагогическую теорию и практическую модель новой организации школ.

Кроме того, Коменский попытался создать школы нового типа, составил ряд учебников, которые еще при его жизни получили распространение по всему миру. В том числе он создал первый в истории человечества учебник, в котором иллюстрации использовались в качестве дидактического средства, облегчающего усвоение учебного материала [3].

Главной целью воспитания и обучения Коменский считал развитие и совершенствование человека на пользу самому себе и другим людям. По мнению Коменского, в процессе воспитания и обучения необходимо одновременно развивать у ребенка интеллект, нравственность (добродетель) и религиозность.

Коменский Я.А. так выражает мысль о хорошо организованной школе: «Чтобы образовать людей, знающих вещи, опытных в деятельности и мудрых в использовании знания и действия, наша мастерская гуманности, школа, должна вести умы через вещи таким образом, чтобы везде соблюдалась польза и предупреждалось злоупотребление. Это принесёт значительную пользу во всей жизни (хозяйственной, государственной, церковной)».

Так прописаны в труде законы для учителей:

1. Учителя должны быть люди набожные, честные, деятельные и трудолюбивые; не только для вида, но и на самом деле они должны быть живыми образцами добродетелей, которые они должны привить другим.

2. Чтобы быть в состоянии бодро выполнять обязанности своей профессии и предохранять себя от скуки и отвращения, они должны остерегаться слишком низко ценить себя и относиться к самим себе с презрением. Они поставлены на высоко почётном месте, им вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем. Их труды служат на благо человеческого рода.

3. И так как это столь великое дело приходится предпринимать рискованным образом с применением собственной мудрости и собственных сил, то прежде всего они смиренно предадут самих себя, свои работы и преуспеяния своих учеников Богу, и просящих Отца соблюсти их в своей добродетели.

4. Мощно увлекать учеников благим примером; ибо нет ничего естественнее, как то, чтобы последующие ступали по следам предыдущих и чтобы ученики, воспитывались по образцу учителя. Поэтому наши учителя должны остерегаться походить на тех придорожных Меркуриев, которые показывают простёртой рукой, куда нужно идти, а сами не идут.

5. Развитие умеренности и трезвости, а через то - здравого и бодрого духа будет лежать на обязанности всех учителей. Учителя должны заботится о том, чтобы быть для учеников в пище и одежде образцом простоты, в деятельности - примером бодрости и трудолюбия, и поведении-скромности и благонравия, в речах - искусства разговора и молчания, словом, быть образцом благоразумия в частной и общественной жизни.

6. Учителя должны знать, хотеть и уметь сделать умы всех своих учеников мудрыми, языки - красноречивыми, руки - искусными для письма и других действий, и опять-таки при помощи постоянных примеров, наставлений и практики.

7. Они должны прежде всего учить самому необходимому благочестию, затем добродетели в обращении с людьми и, наконец, внешнему украшению жизни - наукам.

Стоит сказать о важном аспекте, который Коменский раскрывает   в своем труде.

В огромном неисчерпаемом наследии Яна Амоса Коменского для нас представляет особенный интерес тема, связанная с применением в его педагогической системе школьного театра хорошо организованной школе. 

Среди схоластических методов обучения, основанных на зубрёжке, театр как метод дидактики заметно выделялся. С XVI века школьный театр прочно утвердился в педагогической системе иезуитов как средство обучения латинскому языку, риторике, поэтике, как средство воспитания в духе католицизма. В педагогической практике протестантских педагогов XVI в. театр так же представлен: его применяли, например, в своей деятельности Йоган Штурм и Филипп Меланхтон.

Роль театра в методической системе воспитания и обучения Коменского не была главной, но, безусловно, была значимой, ключевой. Об этом красноречиво свидетельствует сам учёный.

Описывая в «Автобиографии» опыт педагогической деятельности в Шарош-Патаке, в частности, он упоминает о возникших разногласиях с ректором школы Толнаем, которые касались невозможности полностью воплотить в жизнь «метод», в том числе, и такую его часть как театральные представления. Коменский «с самого начала советовал, чтобы были введены какие-нибудь театральные представления, имея определённый опыт, что это самое эффективное средство для изгнания душевной вялости и для возбуждения живости» [3, с.64], но этому всячески препятствовали.

Образы персонажей, одновременно такие разноплановые и знакомые актёрам-школьникам позволяют играть их естественно и выразительно. Ремарки авторы указывают на обязательное применение реквизита: персонажи появляются в королевском замке со своими орудиями труда, что в свою очередь является не только театральным, но и дидактическим приёмом.

Театральные представления не являются по замыслу Коменского разовыми мероприятиями. Среди «законов хорошо организованной школы» сформулированы им и «законы о театральных представлениях», сообразно которым, предполагалось, «чтобы каждый класс ежегодно четыре раза выставлял своих учеников на подмостки театра»; «чтобы, распределённое по различным ролям, было представлено всё, пройденное в течение триместра»; «чтобы самые торжественные представления давались в конце года, перед переводом из класса в класс» [5, с.140].

Идея оформления в форме пьесы и постановки на сцене всего учебного материала позволяет выделить театр Коменского как отличный от театра иезуитов, где тематика школьного театра была исключительно религиозного характера. Естественно, что материал «Преддверия», «Двери», «Зала», предполагаемых к постановкам в первых трёх классах, диктовал и совершенно особый жанр драматургии, отличный от распространённых в иезуитской школе жанров моралите и миракль. Хотя, несомненно, в содержание спектаклей в философском, логическом, политическом и богословском классах должно было воплотиться с этих ведущих жанрах эпохи.

Например, в логическом классе Коменский предлагает построить представление на основе состязания триединого искусства Грамматики, Логики и Метафизики, что соответствует моралите. Рекомендуя к постановке сценическую обработку учебных курсов, Коменский решал важнейшую задачу: тщательного подбора материала для пьес, «устраняя посторонние истории», могущие повредить процессу воспитания.

Главной целью драматических представлений является, по мысли педагога, подготовка детей к тому, чтобы «благопристойно выполнять всякую роль и во всём вести себя непринуждённо». Театр Коменского задуман как педагогическое средство могущее приносить «более, чем один результат»
[4, с.378].

Система применения театра как педагогического средства, созданная Яном Амосом Коменским, чрезвычайно интересна и актуальна для современного образования. Одним из удачнейших примеров развития этих идей Коменского в XX веке, на наш взгляд, является использование театра в вальдорфской педагогике.

Мы также пытаемся использовать театральную деятельность дошкольников и младших школьников в процессе обучения. Следуя идее Коменского обучать риторике уже на этапе материнской школы, мы начинаем пропедевтичекий курс риторики с трёхлетнего возраста, применяя при этом принцип природосообразности.

В соответствии с психофизическими особенностями детей младшего возраста, их желанием действовать, слабо развитым аналитическим мышлением, ситуативностью и диалогичностью их речи, мы пошли путём развития художественно-игровой деятельности через обогащение театральным искусством сюжетно-ролевой игры.

Процесс игры-драматизации по сказке имеет и другую принципиальную особенность. Важно то, что мы никогда не занимаемся распределением ролей. Осваивая сказку, эпизод за эпизодом, мы позволяем всем детям сыграть в каждом эпизоде все роли. Таким образом, технология игры-драматизации позволяет каждому ребёнку, даже самому слабому, сыграть все роли в сказке. И испытать удовольствие оттого, что и у него тоже получилось! Следуя завету Коменского, мы учим всех всему, если применить этот принцип к отдельному классному коллективу.

Значительно повышается мотивация к занятиям риторикой, когда в программе основным средством развития коммуникативно-риторических умений является театр. Мы пробуем создавать вместе с детьми и дидактические пьесы для изучения истории, и инсценировать их. Использование театральной деятельности принесёт свои плоды в изучении любого школьного курса.

Исследование творческого метода применения театра в школе, предложенного Коменским, незаслуженно обойдено вниманием отечественных учёных. Театр-игра на уроке и вне него – абсолютно современное, природосообразное, культуросообразное и гуманистическое средство. Для того, чтобы сделать театр процветающим в нашем образовании, необходимо поучиться у Коменского: проанализировать методику перевода учебного прозаического текста в драматургический, исследовать технологию самой театральной деятельности.

Безусловно, Ян Амос Коменский и его эпоха, глубоко пропитанная идеями театра, может раскрыть нам множество интереснейших путей в педагогике.

 


 

Заключение

 

Как мы выяснили в ходе исследования, Ян Амос Коменский внес огромный вклад в развитие педагогики как науки. В свое время никто не одобрил методику, разработанную Коменским, в которой были освящены совершенно новые педагогические идеи. Методика не была принята современниками, так как считалась чрезмерно «еретичной». Многие направления имели глубокий христианский уклон, учиться в его школе было очень просто и интересно. Для того времени это считалось невозможным. Однако по истечении небольшого количества времени методика Коменского была принята в обществе и признана одной из эффективных.

Учебные пособия, созданные Коменским для начального обучения, ещё при его жизни были переведены на много языков. Его педагогические идеи оказали глубокое влияние на развитие школы и педагогики во многих странах. Они были восприняты и русской передовой педагогикой.

Наглядность, активность, доступность обучения — эти принципы сегодня входят в методику любого предмета.

И сегодня любой педагог, где бы он ни жил, в какой бы сфере образования ни работал, непременно обращается к трудам Коменского — основоположника современной науки об образовании и воспитании. И разве не современно звучат такие слова: «Руководящей основой нашей дидактики пусть будет: исследование и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся же больше бы учились».

Таким образом, мы выяснили, что чешский учитель, философ, выдающийся деятель Ян Амос Коменский жил во времена перемен не только в политической жизни, но и во времена коренного изменения отношения к педагогической науке. Научные исследования и труды Я. А. Коменского вошли в педагогическую науку как одни из важных произведений в педагогике.

Изучая труды чешского учителя Яна Амоса Коменского, мы обнаружили, что в его труде теоретически обоснованы и раскрыты принципы наглядности в процессе обучения; обоснованы и применены на практике принципы сознательности, системности, последовательности и прочности обучения; стремятся развивать познавательные способности учащихся; разработаны система и принципы классно-урочной системы обучения; выдвинул идею о постулатах хорошо организованной школы, как для учителя, так и ля учеников.

 

 


 

Список использованной литературы

 

1.     Коменский Я.А. Автобиография // Избранные педагогические сочинения: в 2-х т., Т.1. – М.: Просвещение, 1982.

2.     Коменский Я.А. Великая дидактика / Коменский Я.А. Избранные педагогические   сочинения:   В   2-х  т. Т.1. – М.: Педагогика, 1982. – с.242-476.

3.     Коменский Я.А. Законы хорошо организованной школы / Коменский Я.А. Избранные педагогические   сочинения:   В   2-х  т. Т.2. – М.: Педагогика, 1982. – с.133-163.

4.     Коменский Я.А. Фрагменты из учебника «Школа-игра» // Избранные педагогические сочинения: в 2-х т., Т.2. – М.: Просвещение, 1982.

5.     Кратохвил М. Жизнь Яна Амоса Коменского. – М.: Просвещение, 1991.

6.     Пискунов А.И. Жизнь, деятельность и педагогическое наследие Я.А.Коменского / Коменский Я.А. Избранные педагогические   сочинения:   В   2-х  т. Т.1. – М.: Педагогика, 1982. – с.7-24.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Оглавление

Оглавление

Введение Ян Амос Коменский – это выдающийся представитель мировой науки в гуманитарной области знания

Введение Ян Амос Коменский – это выдающийся представитель мировой науки в гуманитарной области знания

Коменского. Первый русский Перевод с языка оригинала под редакцией

Коменского. Первый русский Перевод с языка оригинала под редакцией

Законы хорошо организованной школы» по одноимённой работе

Законы хорошо организованной школы» по одноимённой работе

Противоречия, характерные для переходной эпохи, побуждали мыслителей того времени искать пути оптимизации жизнедеятельности общества того времени в различных ее аспектах

Противоречия, характерные для переходной эпохи, побуждали мыслителей того времени искать пути оптимизации жизнедеятельности общества того времени в различных ее аспектах

Главной целью воспитания и обучения

Главной целью воспитания и обучения

Меркуриев, которые показывают простёртой рукой, куда нужно идти, а сами не идут

Меркуриев, которые показывают простёртой рукой, куда нужно идти, а сами не идут

Описывая в «Автобиографии» опыт педагогической деятельности в

Описывая в «Автобиографии» опыт педагогической деятельности в

Например, в логическом классе Коменский предлагает построить представление на основе состязания триединого искусства

Например, в логическом классе Коменский предлагает построить представление на основе состязания триединого искусства

И испытать удовольствие оттого, что и у него тоже получилось!

И испытать удовольствие оттого, что и у него тоже получилось!

Заключение Как мы выяснили в ходе исследования,

Заключение Как мы выяснили в ходе исследования,

процессе обучения; обоснованы и применены на практике принципы сознательности, системности, последовательности и прочности обучения; стремятся развивать познавательные способности учащихся; разработаны система и принципы классно-урочной системы…

процессе обучения; обоснованы и применены на практике принципы сознательности, системности, последовательности и прочности обучения; стремятся развивать познавательные способности учащихся; разработаны система и принципы классно-урочной системы…

Список использованной литературы 1

Список использованной литературы 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.01.2024