Контрольная работа "История образования и педагогической мычли"
Оценка 4.9
Лекции +1
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
13.04.2018
В данном материале анализируется статья Яна Амоса Каменского "Метод нравственного воспитания" ("Великая дидактика"). В ней рассматривается одна из основных проблем в педагогике. Главная идея автора в этой статье - важность нравственности и благочестия, в воспитании которых он выделяет 16 основных правил.
контрольная работа по ИОиПМ.doc
Федеральное агентство по образованию
«Поморский государственный университет имени М.В.Ломоносова»
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Кафедра педагогики начального образования и социальной педагогики
Контрольная работа по курсу
«История образования и педагогической мысли»
Выполнила студентка IV курса
по специальности
«Художественное образование»
заочного отделения ФПНО и СП
Бодякина Наталья Николаевна
Проверил:
преподаватель Старостина Е.Н. Архангельск. 2009.
Ян Амос Каменский. «Великая дидактика», глава XXIII «Метод
нравственного воспитания».
Для анализа произведения педагогов прошлого я выбрала «Великую
дидактику» (главу о методе нравственного воспитания) Я.А.Каменского. Я
считаю, что эта проблема с давних лет и по сей день является одной из
основных в педагогике.
Жизнь и педагогическое творчество Коменского (1592 – 1670)
совпадают с крупнейшими политическими событиями в Западной Европе
XVII века. В различных странах эти события протекали поразному. В
основном они сводились к довольно длительному, нередко мучительному
приспособлению производственных отношений к новым назревавшим
производительным силам, когда в недрах феодализма создавались основы
капиталистического строя. К этим событиям относятся: тридцатилетняя
война, начавшаяся в Чехии, как борьба чешского народа с немецкими
католическими феодалами во главе с немецкими императорами из династии
Габсбургов, в которую втянулись все наиболее мощные государства Европы
того времени; буржуазная революция в Англии, победа буржуазного строя в
Нидерландах; борьба русского народа с польской феодальной агрессией;
борьба украинского и белорусского народа за свою независимость от
феодальной шляхетской Польши. Экономическая и политическая борьба не
могла не отразиться и на идеологии. Идеологическая борьба принимает не
менее острые формы и в той или иной степени затрагивает довольно широкие
народные массы.
Коменский жил и творил в то время, когда значительно подорванная
реформационным движением католическая церковь повела ожесточённую
борьбу с малейшими отклонениями в вопросах веры, а тем более с
проявлением свободомыслия. Огнём и мечом католическая церковь
уничтожала представителей научного мировоззрения. 17 февраля 1600 года
сожжён на костре смелый мыслитель Джордано Бруно, в 1616 году прошёл
первый процесс над величайшим астрономом Галилеем, в этом же году
католическая церковь осудила учение Коперника, в 1619 году погиб на костре
Лючинио Вани, в 1621 году в Париже был сожжён Жан Фонтанье, а в 1633
году суд инквизиции вторично привлёк к ответственности Галилея, который
под страхом смерти вынужден был отречься от своего правильного учения. До
Коменского воспитание и образование подрастающих поколений являлось
делом частным, делом семьи, в лучшем случае делом отдельных представителей феодального строя, стоявших во главе более или менее
крупных феодальных единиц – князей светской или церковной власти. На
другой классовой основе аналогичное положение создавалось к концу
средневековья и к началу нового времени в городских общинах с
господствовавшими в них цеховыми объединениями ремесленников. Но
школы феодалов, как и городские школы ремесленников, пополнялись
учащимися из детей, родители которых принадлежали к привилегированному
положению, и только случайно, за счёт чейто благотворительности, в них
попадали наиболее способные дети бедняков. В своей знаменитой «Великой
дидактике» Коменский выдвигает дерзкую для того времени мысль – учить
всех – богатых и бедных, знатных и незнатных, даровитых и отсталых,
мальчиков и девочек. В основе педагогического мировоззрения Коменского
лежит принцип гуманизма, провозглашённый эпохой Возрождения наук и
искусств и ставший достоянием передовой философии и педагогики нового
времени.
Основной идеей произведения является высказывание автора о том,
что ничто не может быть существеннее, чем нравственность и благочестие,
которое постигается в изучении мудрости. Он утверждает, что «… следует
как можно более заботиться о том, чтобы искусство внедрять настоящим
образом нравственность, было поставлено надлежащим образом в школах,
чтобы школы вполне стали, как их называют, «мастерскими людей».
Каменский выделил шестнадцать правил искусства развивать
нравственность:
1. Добродетели должны быть внедряемы юношеству все без
исключения.
2. К основным, или, как их называют, «кардинальным» добродетелям
относятся мудрость, умеренность, мужество и справедливость.
3. Мудрость юноши должны почерпать из хорошего наставления,
изучая истинные различия вещей и их достоинство. Только в
истинном суждении о вещах есть истинная основа всякой
добродетели. Ничего нет в человеческой жизни более гибельного,
чем те превратные суждения, когда вещам даётся ненадлежащая
оценка. Каждый с детства должен иметь о вещах истинные мнения,
эта привычка действовать правильно обратится у него во вторую
природу.
4. умеренности должно обучаться на протяжении всего времени
обучения, привыкая соблюдать умеренность в пище и питье, во сне
и бодрствовании, в работе и играх, в разговоре и молчании.
5. Мужеству учиться преодолевая самих себя, сдерживание своё
влечение к излишней беготне или игре вне или за пределами
положенного времени, в обуздывании нетерпеливости, ропота,
гнева. Человек – существо разумное и он должен привыкать
руководиться разумом, обдумывая свои действия. 6. Справедливости учатся, никого не оскорбляя, воздавая каждому
своё, избегая лжи и обмана, проявляя исполнительность и
любезность.
7. Юношеству необходимы виды мужества: благородное прямодушие
и выносливость в труде. Добродетель развивается посредством дел,
а не посредством болтовни.
8. Благородное прямодушие достигается частым общением с
благородными людьми и исполнением на их глазах всевозможных
поручений. Ученики должны скромно обращаться и ежедневно
беседовать о различных предметах с учителями, товарищами,
родителями и другими людьми.
9. Привычку к труду юноши приобретут в том случае, если постоянно
будут заняты какимлибо серьёзным или занимательным делом.
Даже в забавах можно научиться тому, что впоследствии при
случае может принести серьёзную пользу.
10.Особенно необходимо внушить детям родственную справедливости
добродетель – готовность услужить другим и охоту к этому.
Себялюбие является источником неурядиц в человеческих делах,
поскольку каждый хлопочет только о своих делах, отодвигая в
сторону заботу об общем благе. Нужно старательно внушать
юношеству назначение нашей жизни.
11.Развитие добродетелей нужно начинать с самых юных лет, прежде
чем порок овладеет душой. Много значит привычка, приобретённая
с юных лет, так как «долго будет хранить сосуд тот запах, которым
пропитался с первого раза».
12.Добродетелям учатся, постоянно осуществляя честное. Познанию
мы учимся познанием, действию – действием, а значит, послушанию
– послушанием, воздержанию – воздержанием, правдивости –
говоря правду, а настойчивости – действуя настойчиво.
13.Перед юношами постоянно должны сиять примеры порядочной
жизни родителей, учителей, сотоварищей. Дети – это обезьяны,
чтобы они не видели – хорошее или дурное, они стремятся этому
подражать даже без всякого внешнего побуждения.
14.Нужно примеры сопровождать наставлениями и правилами жизни
для того, чтобы исправлять, дополнять и укреплять подражание.
15.Самым тщательным образом нужно оберегать детей от сообщества
испорченных людей, чтобы они не заразились от них. Вследствие
испорченности нашей природы, зло распространяется легче и
держится упорнее, поэтому всячески нужно предохранять
молодёжь от всех поводов к нравственной испорченности.
16.Чтобы к детям не могло проникнуть какоелибо зло, то для
противодействия дурным нравам совершенно необходима
дисциплина. Она должна царить в школах не столько ради преподавания наук (которые,
при правильном методе
преподавания, являются для человеческого ума наслаждением и
приманкой), сколько ради нравов.
В настоящее время проблема воспитания нравственным методом ,
указанная Каменским, находит отражение и в трудах советских и
современных педагогов. Например, В.М.Бехтерев в 1914 году утверждал, что
«… от детальной разработки вопроса о музыкальном воспитании с раннего
детского возраста в значительной мере зависит эстетическое, а следовательно,
и нравственное воспитание человеческой личности».
Д.Б.Кабалевский не раз указывал на связь этического начала с началом
эстетическим, которая проявляется на каждом шагу жизни. Он так же , как
Каменский считает, что «…для человека с хорошим вкусом, с жизненным
опытом плохой фильм, бессодержательная книга, пошлая песенка безопасны,
так как он сам умеет отличать хорошее от плохого, благородное от пошлого,
но дети и подростки не имеют ещё ни жизненного опыта, ни выработанного
эстетического вкуса», поэтому им нужен правильный пример.
В настоящее время в проблеме «наука – искусство» выделены две точки
зрения. Представители литературы и искусства стремятся добиться в школе
равновесия между наукой и искусством, а представители науки, к сожалению
таковых встречается не так редко, считают, что искусство вовсе не
обязательно для воспитания человека. Сегодня в школе существует
очевидный крен в сторону точных наук при ущемлении наук гуманитарных,
связанных с художественной культурой, с искусством, с эстетическим
воспитании в широком смысле этого слова. Это сильно ослабляет силу
воздействия общей воспитательной работы школы.
Контрольная работа "История образования и педагогической мычли"
Контрольная работа "История образования и педагогической мычли"
Контрольная работа "История образования и педагогической мычли"
Контрольная работа "История образования и педагогической мычли"
Контрольная работа "История образования и педагогической мычли"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.