В данном материале анализируется статья Яна Амоса Каменского "Метод нравственного воспитания" ("Великая дидактика"). В ней рассматривается одна из основных проблем в педагогике. Главная идея автора в этой статье - важность нравственности и благочестия, в воспитании которых он выделяет 16 основных правил.
            
        
        
        
                    
                
                    Федеральное агентство по образованию
«Поморский государственный университет имени М.В.Ломоносова»
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Кафедра педагогики начального образования и социальной педагогики
Контрольная работа по курсу
«История образования и педагогической мысли»
                                                                        Выполнила студентка IV    курса
                                                                        по специальности
                                                                        «Художественное образование»
                                                                       заочного отделения ФПНО и СП
                                                                       Бодякина Наталья Николаевна
                                                                       Проверил:
                                                                       преподаватель Старостина Е.Н.Архангельск. 2009.
Ян   Амос   Каменский.   «Великая   дидактика»,   глава  XXIII  «Метод
нравственного воспитания».
Для   анализа   произведения   педагогов   прошлого   я   выбрала   «Великую
дидактику» (главу о методе нравственного воспитания) Я.А.Каменского. Я
считаю,   что   эта   проблема   с   давних   лет   и   по   сей   день   является   одной   из
основных в педагогике. 
Жизнь   и   педагогическое   творчество   Коменского   (1592   –   1670)
совпадают     с   крупнейшими   политическими   событиями   в   Западной   Европе
XVII   века.   В   различных   странах   эти   события   протекали   поразному.   В
основном   они   сводились   к   довольно   длительному,   нередко   мучительному
приспособлению   производственных   отношений   к   новым   назревавшим
производительным   силам,   когда   в   недрах   феодализма   создавались   основы
капиталистического   строя.   К   этим   событиям   относятся:   тридцатилетняя
война,   начавшаяся   в   Чехии,   как   борьба   чешского   народа   с   немецкими
католическими феодалами во главе с немецкими императорами из династии
Габсбургов, в которую втянулись все наиболее мощные государства Европы
того времени; буржуазная революция в Англии, победа буржуазного строя в
Нидерландах;   борьба   русского   народа   с   польской   феодальной   агрессией;
борьба   украинского   и   белорусского   народа   за   свою   независимость   от
феодальной шляхетской Польши. Экономическая и политическая борьба не
могла не отразиться и на идеологии. Идеологическая борьба принимает не
менее острые формы и в той или иной степени затрагивает довольно широкие
народные массы. 
Коменский жил и творил в то время, когда значительно подорванная
реформационным   движением   католическая   церковь   повела   ожесточённую
борьбу   с   малейшими   отклонениями   в   вопросах   веры,   а   тем   более   с
проявлением   свободомыслия.   Огнём   и   мечом   католическая   церковь
уничтожала представителей научного мировоззрения. 17 февраля 1600 года
сожжён на костре смелый мыслитель Джордано Бруно, в 1616 году прошёл
первый   процесс   над   величайшим   астрономом   Галилеем,   в   этом   же   году
католическая церковь осудила учение Коперника, в 1619 году погиб на костре
Лючинио Вани, в 1621 году в Париже был сожжён Жан Фонтанье, а в 1633
году суд инквизиции вторично привлёк к ответственности Галилея, который
под страхом смерти вынужден был отречься от своего правильного учения. До
Коменского   воспитание   и   образование   подрастающих   поколений   являлось
делом   частным,   делом   семьи,   в   лучшем   случае   делом   отдельныхпредставителей   феодального   строя,   стоявших   во   главе   более   или   менее
крупных  феодальных  единиц  – князей  светской  или  церковной  власти.  На
другой   классовой   основе   аналогичное   положение   создавалось   к   концу
средневековья   и   к   началу   нового   времени   в   городских   общинах   с
господствовавшими   в   них   цеховыми   объединениями   ремесленников.   Но
школы   феодалов,   как   и   городские   школы   ремесленников,   пополнялись
учащимися из детей, родители которых принадлежали к привилегированному
положению, и только случайно, за счёт чейто благотворительности, в них
попадали наиболее способные дети бедняков. В своей знаменитой «Великой
дидактике» Коменский выдвигает дерзкую для того времени мысль – учить
всех   –   богатых   и   бедных,   знатных   и   незнатных,   даровитых   и   отсталых,
мальчиков и девочек. В основе педагогического мировоззрения Коменского
лежит   принцип   гуманизма,   провозглашённый   эпохой   Возрождения   наук   и
искусств и ставший достоянием передовой философии и педагогики нового
времени. 
Основной идеей произведения является высказывание автора о том,
что ничто не может быть существеннее, чем нравственность и благочестие,
которое постигается в изучении мудрости. Он утверждает, что «… следует
как   можно   более   заботиться   о   том,  чтобы   искусство   внедрять   настоящим
образом   нравственность, было поставлено надлежащим образом в школах,
чтобы школы вполне стали, как их называют, «мастерскими людей».
Каменский   выделил   шестнадцать   правил   искусства   развивать
нравственность:
1. Добродетели   должны   быть   внедряемы   юношеству   все   без
исключения. 
2. К основным, или, как их называют, «кардинальным» добродетелям
относятся мудрость, умеренность, мужество и справедливость.
3. Мудрость   юноши   должны   почерпать   из   хорошего   наставления,
изучая   истинные   различия   вещей   и   их   достоинство.   Только   в
истинном   суждении   о   вещах   есть   истинная   основа   всякой
добродетели. Ничего нет в человеческой жизни более гибельного,
чем те превратные суждения, когда вещам даётся ненадлежащая
оценка. Каждый с детства должен иметь о вещах истинные мнения,
эта привычка действовать правильно обратится у него во вторую
природу.
4. умеренности   должно   обучаться   на   протяжении   всего   времени
обучения, привыкая соблюдать умеренность в пище и питье, во сне
и бодрствовании, в работе и играх, в разговоре и молчании. 
5. Мужеству   учиться   преодолевая   самих   себя,   сдерживание   своё
влечение   к   излишней   беготне   или   игре   вне   или   за   пределами
положенного   времени,   в   обуздывании   нетерпеливости,   ропота,
гнева.   Человек   –   существо   разумное   и   он   должен   привыкать
руководиться разумом, обдумывая свои действия.6. Справедливости  учатся, никого  не оскорбляя,  воздавая  каждому
своё,   избегая   лжи   и   обмана,   проявляя   исполнительность   и
любезность. 
7. Юношеству необходимы виды мужества: благородное прямодушие
и выносливость в труде. Добродетель развивается посредством дел,
а не посредством болтовни. 
8. Благородное   прямодушие   достигается   частым   общением   с
благородными людьми и исполнением на их глазах всевозможных
поручений.   Ученики   должны   скромно   обращаться   и   ежедневно
беседовать   о   различных   предметах   с   учителями,   товарищами,
родителями и другими людьми.
9. Привычку к труду юноши приобретут в том случае, если постоянно
будут   заняты   какимлибо   серьёзным   или   занимательным   делом.
Даже   в   забавах   можно   научиться   тому,   что   впоследствии   при
случае может принести серьёзную пользу. 
10.Особенно необходимо внушить детям родственную справедливости
добродетель   –   готовность   услужить   другим   и   охоту   к   этому.
Себялюбие является источником неурядиц в человеческих делах,
поскольку   каждый   хлопочет   только   о   своих   делах,   отодвигая   в
сторону   заботу   об   общем   благе.   Нужно   старательно   внушать
юношеству назначение нашей жизни. 
11.Развитие добродетелей нужно начинать с самых юных лет, прежде
чем порок овладеет душой. Много значит привычка, приобретённая
с юных лет, так как «долго будет хранить сосуд тот запах, которым
пропитался с первого раза».
12.Добродетелям учатся, постоянно осуществляя честное. Познанию
мы учимся познанием, действию – действием, а значит, послушанию
–   послушанием,   воздержанию   –   воздержанием,   правдивости   –
говоря правду, а настойчивости – действуя настойчиво. 
13.Перед   юношами   постоянно   должны   сиять   примеры   порядочной
жизни   родителей,   учителей,   сотоварищей.   Дети   –   это   обезьяны,
чтобы они не видели – хорошее или дурное, они стремятся этому
подражать даже без всякого внешнего побуждения. 
14.Нужно примеры сопровождать наставлениями и правилами жизни
для того, чтобы исправлять, дополнять и укреплять подражание. 
15.Самым тщательным образом нужно оберегать детей от сообщества
испорченных людей, чтобы они не заразились от них. Вследствие
испорченности   нашей   природы,   зло   распространяется   легче   и
держится   упорнее,   поэтому   всячески   нужно   предохранять
молодёжь от всех поводов к нравственной испорченности. 
16.Чтобы   к   детям   не   могло   проникнуть   какоелибо   зло,   то   для
противодействия   дурным   нравам   совершенно   необходима
дисциплина.   Она   должна   царить   в   школах   не   столько   радипреподавания   наук   (которые,
  при   правильном   методе
преподавания,   являются   для   человеческого   ума   наслаждением   и
приманкой), сколько ради нравов. 
В   настоящее   время   проблема   воспитания   нравственным   методом   ,
указанная   Каменским,   находит   отражение   и   в   трудах   советских   и
современных педагогов. Например, В.М.Бехтерев в 1914 году утверждал, что
«… от детальной разработки вопроса о музыкальном воспитании с раннего
детского возраста в значительной мере зависит эстетическое, а следовательно,
и нравственное воспитание человеческой личности». 
Д.Б.Кабалевский не раз указывал на связь этического начала с началом
эстетическим, которая проявляется на каждом шагу жизни. Он так же , как
Каменский считает, что «…для человека с хорошим вкусом, с жизненным
опытом плохой фильм, бессодержательная книга, пошлая песенка безопасны,
так как он сам умеет отличать хорошее от плохого, благородное от пошлого,
но дети и подростки не имеют ещё ни жизненного опыта, ни выработанного
эстетического вкуса», поэтому им нужен правильный пример.
В настоящее время в проблеме «наука – искусство» выделены две точки
зрения. Представители литературы и искусства стремятся добиться в школе
равновесия между наукой и искусством, а представители науки, к сожалению
таковых   встречается   не   так   редко,   считают,   что   искусство   вовсе   не
обязательно   для   воспитания   человека.   Сегодня   в   школе   существует
очевидный крен в сторону точных наук при ущемлении наук гуманитарных,
связанных   с   художественной   культурой,   с   искусством,   с   эстетическим
воспитании   в   широком   смысле   этого   слова.   Это   сильно   ослабляет   силу
воздействия общей воспитательной работы школы.