Данная контрольная работа составлена на основании материала демоверсии всероссийской проверочной работы по химии в 2017 г. Применяется в качестве проверки базовых знаний у учащихся 11 класс при изучении химии 1 час в неделю. Состоит из двух вариантов. Рассчитана на 45 минут
Контрольная работа №1 11 кл
Вариант 1.
1. Из курса химии Вам известны следующие способы разделения смесей:
отстаивание, фильтрование, дистилляция (перегонка), действие магнитом,
выпаривание, кристаллизация.
На рисунках 1–3 представлены примеры использования некоторых из перечисленных
способов.
Рис.1 Рис.2 Рис.3
Какие из названных способов разделения смесей можно применить для очищения:
1) муки от попавших в неё железных опилок;
2) воды от растворённых в ней неорганических солей?
Запишите в таблицу номер рисунка и название соответствующего способа разделения
смеси. (таблицу перечертите в тетрадь)
Номер рисунка
Способ разделения смеси
Смесь
Мука и попавшие в неё
железные опилки
Вода с растворёнными в ней
неорганическими солями
2.На рисунке изображена модель электронного строения атома некоторого химического
элемента.
На основании анализа предложенной модели выполните следующие задания:
1) определите химический элемент, атом которого имеет такое электронное строение;
2) укажите номер периода и номер группы в Периодической системе химических
элементов Д.И. Менделеева, в которых расположен этот элемент;
3) определите, к металлам или неметаллам относится простое вещество, которое образует
этот химический элемент.
Ответы запишите в таблицу (таблицу перечертите в тетрадь)
Символ
химического
элемента
№ периода
№ группы
Металл/неметалл3. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева – богатое хранилище
информации о химических элементах, их свойствах и свойствах их соединений,
о закономерностях изменения этих свойств, о способах получения веществ, а также
о нахождении их в природе. Так, например, известно, что с увеличением порядкового
номера
химического элемента в периодах радиусы атомов уменьшаются, а в группах
увеличиваются.
Учитывая эти закономерности, расположите в порядке увеличения радиусов атомов
следующие элементы: C, Si, Al, N. Запишите обозначения элементов в нужной
последовательности.
4. В приведённой ниже таблице перечислены характерные свойства веществ, которые имеют
молекулярное и ионное строение.
Характерные свойства веществ
Молекулярного строения
• при обычных условиях имеют жидкое,
газообразное и твёрдое агрегатное
состояние;
• имеют низкие значения температур
кипения и плавления;
• неэлектропроводные;
• имеют низкую теплопроводность
Ионного строения
твёрдые при обычных условиях;
• хрупкие;
• тугоплавкие;
• нелетучие;
• в расплавах и растворах проводят
электрический ток
Используя данную информацию, определите, какое строение имеют вещества азот N2
и поваренная соль NaCl. (дайте развернутый ответ).
Прочитайте следующий текст и выполните задания 5–8.
В пищевой промышленности используется пищевая добавка Е526, которая
представляет собой гидроксид кальция Ca(OH)2. Она находит применение при
производстве:
фруктовых соков, детского питания, маринованных огурцов, пищевой соли, кондитерских
изделий и сладостей.
Получение гидроксида кальция в промышленном масштабе возможно путём
смешивания оксида кальция с водой, этот процесс называется гашение.
Широкое применение гидроксид кальция получил в производстве таких строительных
материалов, как белила, штукатурка и гипсовые растворы. Это связано с его способностью
взаимодействовать с углекислым газом CO2, содержащимся в воздухе. Это же свойство
раствора гидроксида кальция применяется для измерения количественного содержания
углекислого газа в воздухе.
Полезным свойством гидроксида кальция является его способность выступать в роли
флокулянта, очищающего сточные воды от взвешенных и коллоидных частиц (в том числе
солей железа). Он также используется для повышения рН воды, так как природная вода
содержит вещества (например, кислоты), вызывающие коррозию в сантехнических трубах.
5. Составьте молекулярное уравнение реакции получения гидроксида кальция, которая
упоминалась в тексте.
6. Объясните, почему этот процесс называют гашением.
7. Составьте молекулярное уравнение реакции между гидроксидом кальция и
углекислым
газом, которая упоминалась в тексте. Объясните, какие особенности этой реакции
позволяют использовать её для обнаружения углекислого газа в воздухе.
8. Составьте сокращённое ионное уравнение упомянутой в тексте реакции междугидроксидом кальция и соляной кислотой.
9. Хотя растения и животные нуждаются в соединениях фосфора как элемента, входящего
в состав жизненно важных веществ, загрязнение природных вод фосфатами крайне
негативно сказывается на состоянии водоемов. Сброс фосфатов со сточными водами
вызывает бурное развитие синезеленых водорослей, а жизнедеятельность всех прочих
организмов угнетается. Определите количество катионов и анионов, образующихся при
диссоциации 25 моль ортофосфата натрия.
10. Дайте объяснение: Иногда в сельской местности женщины совмещают окраску волос хной с
мытьем в русской бане. Почему при этом окраска получается более интенсивной?
11. Дана схема окислительновосстановительной реакции
H2S + Fe2O3 ? FeS + S + H2O.
Расставьте коэффициенты. Запишите электронный баланс.
Укажите окислитель и восстановитель.
12. Пропан сгорает с низким уровнем выброса токсичных веществ в атмосферу, поэтому его
используют в качестве источника энергии во многих областях, например, в газовых
зажигалках и при отоплении загородных домов.
Какой объём углекислого газа (н.у.) образуется при полном сгорании 4, 4 г пропана?
Запишите подробное решение задачи.
13. Физиологическим раствором в медицине называют 0,9%ный раствор хлорида натрия в
воде. Рассчитайте массу хлорида натрия и массу воды, которые необходимы для
приготовления 500 г физиологического раствора.
Запишите подробное решение задачи.Контрольная работа №1 11 кл
Вариант 2.
1.Из курса химии Вам известны следующие способы разделения смесей:
отстаивание, фильтрование, дистилляция (перегонка), действие магнитом,
выпаривание, кристаллизация.
На рисунках 1–3 представлены примеры использования некоторых из перечисленных
способов.
Рис.1 Рис.2 Рис.3
Какие из названных способов разделения смесей можно применить для очищения:
1) серы от попавших в неё железных опилок;
2) воды от частичек глины и песка?
Запишите в таблицу номер рисунка и название соответствующего способа разделения
смеси. (таблицу перечертите в тетрадь)
Номер рисунка
Способ разделения смеси
Смесь
Порошок серы и попавшие в
неё железные опилки
Вода с частичками глины и
песка.
2.На рисунке изображена модель электронного строения атома некоторого химического
элемента.
На основании анализа предложенной модели выполните следующие задания:
1) определите химический элемент, атом которого имеет такое электронное строение;
2) укажите номер периода и номер группы в Периодической системе химических
элементов Д.И. Менделеева, в которых расположен этот элемент;
3) определите, к металлам или неметаллам относится простое вещество, которое образует
этот химический элемент.Ответы запишите в таблицу (таблицу перечертите в тетрадь)
Символ
химического
элемента
№ периода
№ группы
Металл/неметалл
3. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева – богатое хранилище
информации о химических элементах, их свойствах и свойствах их соединений,
о закономерностях изменения этих свойств, о способах получения веществ, а также
о нахождении их в природе. Так, например, известно, что у химического элемента в
периодах электроотрицательность увеличивается, а в группах уменьшается.
Учитывая эти закономерности, расположите в порядке увеличения электроотрицательности
следующие элементы: F, Na, N, Mg. Запишите обозначения элементов в нужной
последовательности.
4. В приведённой ниже таблице перечислены характерные свойства веществ, которые имеют
молекулярное и ионное строение.
Характерные свойства веществ
Молекулярного строения
• при обычных условиях имеют жидкое,
газообразное и твёрдое агрегатное
состояние;
• имеют низкие значения температур
кипения и плавления;
• неэлектропроводные;
• имеют низкую теплопроводность
Ионного строения
твёрдые при обычных условиях;
• хрупкие;
• тугоплавкие;
• нелетучие;
• в расплавах и растворах проводят
электрический ток
Используя данную информацию, определите, какое строение имеют вещества кислород
О2
и сода Na2CО3. (дайте развернутый ответ).
Прочитайте следующий текст и выполните задания 5–8.
В пищевой промышленности используется пищевая добавка Е526, которая
представляет собой гидроксид кальция Ca(OH)2. Она находит применение при
производстве:
фруктовых соков, детского питания, маринованных огурцов, пищевой соли, кондитерских
изделий и сладостей.
Получение гидроксида кальция в промышленном масштабе возможно путём
смешивания оксида кальция с водой, этот процесс называется гашение.
Широкое применение гидроксид кальция получил в производстве таких строительных
материалов, как белила, штукатурка и гипсовые растворы. Это связано с его способностью
взаимодействовать с углекислым газом CO2, содержащимся в воздухе. Это же свойство
раствора гидроксида кальция применяется для измерения количественного содержания
углекислого газа в воздухе.
Полезным свойством гидроксида кальция является его способность выступать в роли
флокулянта, очищающего сточные воды от взвешенных и коллоидных частиц (в том числе
солей железа). Он также используется для повышения рН воды, так как природная вода
содержит вещества (например, кислоты), вызывающие коррозию в сантехнических трубах.
5. Составьте молекулярное уравнение реакции получения гидроксида кальция, которая
упоминалась в тексте.6. Объясните, почему этот процесс называют гашением.
7. Составьте молекулярное уравнение реакции между гидроксидом кальция и
углекислым
газом, которая упоминалась в тексте. Объясните, какие особенности этой реакции
позволяют использовать её для обнаружения углекислого газа в воздухе.
8. Составьте сокращённое ионное уравнение упомянутой в тексте реакции между
гидроксидом кальция и соляной кислотой.
9. Хотя растения и животные нуждаются в соединениях фосфора как элемента, входящего
в состав жизненно важных веществ, загрязнение природных вод фосфатами крайне
негативно сказывается на состоянии водоемов. Сброс фосфатов со сточными водами
вызывает бурное развитие синезеленых водорослей, а жизнедеятельность всех прочих
организмов угнетается. Определите количество катионов и анионов, образующихся при
диссоциации 15 моль ортофосфата калия.
10. Дайте объяснение: Почему все виды укладки волос обычно выполняют с помощью
нагревания?
11. Дана схема окислительновосстановительной реакции
Расставьте коэффициенты. Запишите электронный баланс.
Укажите окислитель и восстановитель.
12. Пропан сгорает с низким уровнем выброса токсичных веществ в атмосферу, поэтому его
используют в качестве источника энергии во многих областях, например, в газовых
зажигалках и при отоплении загородных домов.
Какой объём углекислого газа (н.у.) образуется при полном сгорании 5г пропана?
Запишите подробное решение задачи.
13. Фармацевту необходимо приготовить 5%ный раствор иода, который используют для
обработки ран.
Какой объем раствора может приготовить фармацевт из 10 г кристаллического иода, если
плотность раствора должна быть 0,950г/мл?