Контрольная тестовая работа по истории России для 6 класса в двух вариантах. Работа выполнена с использованием заданий ОГЭ различного уровня сложности. на выполнение работы отводится 90 минут. Тесты содержат задания с выбором ответов, выполнением хронологических заданий, работа с картой и иллюстративным материалом
Итоговый тест 6 класс.docx
Итоговая контрольная работа за курс 6 класса по теме «Русь в 914 веках»
Вариант 1.
1. В каком году произошло крещение Руси?
1) 882 г. 2) 988 г. 3) 1097 г. 4) 1147 г
2. Как назывался сбор дани князем на Руси в X в.?
1) десятина 2) полюдье 3) вира 4) вервь
3. Что согласно летописи стало одной из причин призвания варяжских князей в IX в.?
1) разгром Русью Хазарского каганата
2) неудачная война Руси с Византией
3) набеги половцев на Русь
4) межплеменные усобицы на севере Руси
4. Прочтите отрывок из источника и укажите век, когда произошли описанные события.
«И пришли немцы к Чудскому озеру, и встретил их Александр и изготовился к бою, и
пошли они друг против друга, и покрылось озеро Чудское множеством тех и других
воинов. Отец Александра, Ярослав, прислал ему на помощь младшего брата Андрея с
большою дружиною. Да и у князя Александра было много храбрых воинов. Так и мужи
Александра исполнились духа ратного, ведь были сердца их, как сердца львов, и
воскликнули: «О княже наш славный! Ныне пришло нам время положить головы свои за
тебя». Была же тогда суббота, и, когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча
жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что
двинулось замёрзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью».
1) XII в. 2) XIII в. 3) XIV в. 4) XV в.
5. Укажите имя киевского князя Х в., войска которого разгромили Хазарский каганат.
1) Олег 2) Игорь 3) Святослав 4) Владимир
6. Какое литературное произведение было создано в период существования
Древнерусского государства?
1) «Повесть о разорении Рязани Батыем» 2) «Задонщина»
3) «Слово о законе и благодати» 4) «Житие протопопа Аввакума»
7. Рассмотрите схему. В изображённой на схеме битве русские полки возглавлял
1) Александр Невский 2) Дмитрий Донской 3) Иван III 4) Иван IV
8. Рассмотрите иллюстрацию и выполните задание.
Укажите вид искусства, представленный на данной иллюстрации.
1) фреска 2) скань 3) миниатюра 4) зернь
9. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Укажите
ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов:
1) объединение Киева и Новгорода под властью князя Олега
2) дунайские походы князя Святослава Игоревича
3) призвание на княжение варягов
4) введение уроков и погостов
10. Установите соответствие между князьями и событиями, произошедшими во время их
княжения: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из
второго столбца.
КНЯЗЬЯ
СОБЫТИЯ А) Олег Вещий
Б) Владимир Святославич
В) Ярослав Мудрый
1) принятие Русью христианства
2) разгром Хазарского каганата
3) составление Русской Правды
4) объединение Киева и Новгорода
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
11. Какие города не были разорены монгольскими войсками в ходе нашествия хана Батыя
на русские земли в 1237—1242 гг.? Найдите в приведённом ниже списке названия двух
городов и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Рязань 2) Владимир 3) Новгород 4) Псков 5) Киев
12. Запишите термин, о котором идёт речь.
«Ханская грамота, подтверждающая права русских князей на правление в период
ордынского владычества».
13. Сравните позиции Москвы и Твери в борьбе за роль центра объединения русских
земель. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во
вторую — порядковые номера черт различия.
1) на княжеском престоле находились потомки Рюрика
2) поддержка князя митрополитом
3) разорение княжества в первой половине XIV в. в результате подавления мощного
антиордынского восстания
4) расположение на торговых путях
Черты
сходства
Черты различия
14. Запишите слово, пропущенное в схеме. 15. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, обозначают
занятия восточных славян.
1) переложное земледелие 2) кочевое скотоводство
3) охота 4) бортничество 5) рыболовство
16. Назовите имя монгольского хана, о котором говорится в тексте. Укажите век, к
которому относятся события, описанные в тексте.
Из исторического произведения
«Всю ночь и утро монгольское войско продвигалось в направлении богатого северного
города Новгорода. Но к полудню идти вперёд уже стало невозможно. Кони постоянно
проваливались по брюхо в рыхлый снег. Ростепель обращала ещё недавно крепкие дороги в
набухшие бурные потоки. Кони падали. Всадники, поднимая их, выбивались из сил.
Проводники из пленных говорили, что дальше дорога будет ещё хуже, что на пятьдесят
дней всякая езда по дорогам прекратится, пока поднявшаяся вода в реках не утечёт в море.
Воины стали громко роптать, ведь и без того потери монголов в этом походе были уже
очень велики. На одном перекрёстке, где был вкопан высокий, в три человеческих роста,
деревянный крест, войско остановилось. Татары сошли с коней, чтобы дать им передышку.
Старые монголы обступили тесным кольцом своего начальника и стали восклицать: «Здесь
проклятое место! …В этой земле и так уже полегло много наших воинов. Совсем не
осталось корма нашим коням. Не надо нам богатого Новгорода. Повернём назад!»
Монгольский хан, разоривший и разграбивший уже множество русских городов, не
желал отказываться от своих планов, тем более что богатый торговый город был уже
совсем близко. Но доводы опытных воинов заставили его задуматься… Не дойдя сто вёрст
до Новгорода, у Игнач Креста хан приказывает повернуть назад в степи».
17. В последнем абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где говорится о
решении, причины которого указаны в тексте. Назовите не менее двух фактов,
приведённых в отрывке, которые явились причинами этого решения.
18. В осаждённой войском хана Батыя Рязани сын князя обращается к отцу с вопросом:
«Ведь сильны русские воины, почему не можем победить врага?»
1) Укажите век, когда могли произойти описанные события.
2) Представителем какого народа был полководец, войско которого осаждало город?
3) Почему русским землям не удалось дать отпор врагу?
19. Существует точка зрения, что, несмотря на различия, политика Дмитрия Донского и
политика Ивана Калиты имела общие черты. Приведите не менее двух фактов,
подтверждающих эту общность.
20. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Население Древнерусского
государства». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему.
План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания
любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные явления, связанные с
темой «Население Древнерусского государства». Итоговая контрольная работа за курс 6 класса по теме «Русь в 914 веках»
Вариант 2.
1. В каком году согласно летописному преданию в Новгород были приглашены на
княжение варяги?
1) 862 г. 2) 907 г. 3) 1097 г. 4) 1113 г
2. Какой город не был взят монголами во время Батыева нашествия?
1) Новгород 2) Киев 3) Козельск 4) Рязань
3. Что из названного было одной из причин возникновения удельной системы на Руси в XII–
XIII вв.?
1) несовершенный порядок наследования престола в Древнерусском государстве
2) усиление внешней опасности со стороны варягов
3) принятие христианства 4) нашествие на Русь монголов
4. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите князя, о котором идёт речь.
«Этот князь дал сражение меченосцам на льду Чудского озера, убил у них четыреста
рыцарей, взял в плен пятьдесят и истребил много чуди. Эта битва названа Ледовым
побоищем. Он торжественно вошёл в Новгород, ведя за собой скованных пленников.
Гроссмейстер боялся, что князь подступит к самой Риге, и обратился за помощью к Дании.
Новгородский князь, довольный избавлением Пскова, заключил мир, по которому немцы
отказались от некоторых владений».
1) Юрий Долгорукий 2) Александр Невский
3) Иван Калита 4) Дмитрий Донской
5. Укажите князя, к деятельности которого относится составление свода законов Русская
Правда. 1) Игорь Старый 2) Святослав Игоревич
3) Владимир Святославич 4) Ярослав Мудрый
6. Укажите русского иконописца, который вместе с Феофаном Греком расписывал стены
Благовещенского собора Московского Кремля.
1) Андрей Рублёв 2) Фёдор Конь 3) Аристотель Фиораванти 4) Симон Ушаков
7. Рассмотрите схему и ответьте на вопрос.
Какой цифрой на схеме обозначен племенной центр ильменских словен?
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
8. Рассмотрите иллюстрацию и выполните задание. Укажите князя, возглавлявшего русские войска в битве, фрагмент которой
иллюстрирует данное изображение.
1) Владимир I 2) Александр Невский 3) Дмитрий Донской 4) Иван III
9. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде по
следовательности цифр выбранных элементов.
1) поход князя Олега на Царьград 2) начало составления Русской Правды
3) установление уроков и погостов 4) первое упоминание Москвы в летописи
10. Установите соответствие между событиями истории Древней Руси и их датами: к каж
дому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
СОБЫТИЯ
А) гибель князя Святослава Игоревича
Б) крещение Руси
В) поход князя Олега на Царьград
ДАТЫ
1) 907 г.
2) 957 г
3) 972 г.
4) 988 г.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
11. Укажите категории зависимого населения Древнерусского государства, к которым
относились люди, соглашавшиеся работать на определённых условиях, но зависимое
положение которых не распространялось на членов их семей и не передавалось по
наследству. Найдите в приведённом списке две категории и запишите цифры, под
которыми они указаны.
1) бояре 2) ремесленники 3) рядовичи 4) купцы 5) закупы
12. Запишите понятие, о котором идёт речь.
«Поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских
богатырей».
13. Сравните черты взаимоотношений Руси и Орды в конце XIII в. и в конце XIV в. Выбери
те и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую — поряд
ковые номера черт различия.
1) попытки организации московскими князьями сопротивления ордынскому
владычеству
2) получение русскими князьями ярлыков на княжение
3) сбор дани с русских земель баскаками
4) уплата русскими землями дани Орде
Черты
сходства
14. Запишите слово, пропущенное в схеме.
Черты различия 15. Ниже приведены исторические термины. Все они, за исключением одного, относятся к
истории восточных славян VIII−X вв.
Баскаки, дружина, урок, вервь, полюдье.
Найдите и запишите термин, относящийся к другому периоду.
16. Укажите время (с точностью до половины века), к которому относится начало
процесса, описанного в тексте. Назовите предшественника князя, о котором идёт речь в
отрывке, на киевском престоле.
Из сочинения историка
«Начался период раздробленности Древнерусского государства. Это был
закономерный процесс, вызванный политическими и экономическими причинами. С одной
стороны, отсутствие твёрдого порядка престолонаследия объясняло отчасти стремление
некоторых князей, не растрачивая силы на борьбу за киевский престол, закрепить свою
власть на определённой территории и передать её по наследству. С другой стороны,
закрепившейся на своих вотчинах местной знати было выгодней иметь своего князя,
защищающего её права, чем поддерживать великого князя киевского. Тенденции к
разделению усилились после смерти последнего могущественного киевского князя
Мстислава Великого. Заинтересованность князей в укреплении своих уделов
способствовала динамичному экономическому развитию русских земель. В каждом из
княжествгосударств продолжала развиваться культура, складывались местные культурные
традиции. Строились замечательные архитектурные сооружения; создавались летописные
своды; расцветала литература, публицистика. Однако отсутствие политического и
военного единства привело к ослаблению обороноспособности русских земель.
Тем не менее понятие Русской земли как единого целого не исчезло. Во всех
княжествах и землях проживали люди, составлявшие единую древнерусскую народность,
они говорили на одном языке, исповедовали православное христианство. В Киеве по
прежнему проживал митрополит, возглавлявший единую Русскую Церковь. Церковь
выступала за единство Руси, осуждала усобицы, пыталась примирить князей. Несмотря на
свою самостоятельность, княжества продолжали жить по законам Древнерусского
государства, восходящим к Русской Правде».
17. В первом абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где описана ситуация, о
последствиях которой сказано в тексте. Назовите не менее двух фактов, приведённых в
отрывке, которые явились последствием указанной ситуации. 18. Существует точка зрения, что в период раздробленности, несмотря на различия в
устройстве политически независимых княжеств, в развитии русских земель было много
общего. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эту общность.
19. Существует точка зрения, что, несмотря на различия, в политике Ярослава Мудрого и
политике Владимира Мономаха было много общего. Приведите не менее двух фактов,
подтверждающих эту общность.
20. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Происхождение и расселение
восточных славян». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту
тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение
содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные события
(явления), связанные с происхождением и расселением восточнославянских племён.
Контрольная работа по истории России 6 класс
Контрольная работа по истории России 6 класс
Контрольная работа по истории России 6 класс
Контрольная работа по истории России 6 класс
Контрольная работа по истории России 6 класс
Контрольная работа по истории России 6 класс
Контрольная работа по истории России 6 класс
Контрольная работа по истории России 6 класс
Контрольная работа по истории России 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.