Контрольная работа по теме "Морфемика. Орфография" проверяет знание учащихся по строению слова, умение формулировать правило, умение определять принадлежность слова к той или иной орфограмме. А также информационную компетентность учеников 5 класса, а именно, умение преобразовывать информацию из текстовой в схематическую.
Контрольная работа по теме: «Морфемика. Орфография» 5 класс
I вариант
1.Спишите слова. Выделить в них суффиксы:
Перевозчик, орешек, пожарник, старец, стыдливый.
2.Выполните морфемный разбор слова заморский2, соблюдая при разборе все ТРИ пункта.
3.Спишите. Вставьте пропущенные буквы З или С. Выделите в каждом слове орфограмму:
Бе…болезненный, бе…шумный, в..дыхать, бе..цельный, бе..жалостный, бе..чувственный.
4. Спишите. Вставьте пропущенные буквы в словах. Выделите в них орфограммы.
Составьте с ними словосочетания.
Отр…стить, ч...лка, прил...гательное, крыж...вник, ш...рох, ш...лковый, приш...л, ж..лудь,
ул...жить, р...сток, ц…ган, ц…ркуль, синиц…, Кислиц…н, лекц…я
5.Спишите предложения. Вставьте пропущенные буквы, подчеркните их:
Мы с товарищем предпол…гали выехать до ра…света, но выехали поз..но. В степи
ст..яла тишь, а р…стительность встр...чалась ре..ко. Ж..лудь – это плод дуба. Здесь было
много интересных р...стений. Учитель биологии прочитала нам лекц…ю о том, как
ухаживать за нарц…ссами. Далеко ра…носится грохот льющейся с обрыва воды.
А) Выпишите из предложений 2 слова с изменяемой приставкой.
Б) Выпишите из предложений 2 слова с неизменяемой приставкой.
В) Выпишите 2 слова, в которых есть корень с чередованием букв ОА.
Г) Выпишите 1 слово с буквой И после Ц.
6. Дайте полный ответ на вопрос: Почему в слове ЖЁЛТЫЙ пишется буква Ё?
7. Внимательно прочитайте слова с пропущенными буквами. Спишите слова, распределяя
их на 2 столбика и вставляя пропущенные буквы. Самостоятельно дайте название каждому
столбику:
Дикц…я, р…стение, подр…сли, спиц…, милиц…я, ц…ферблат, зар…сли, Куниц…н, редакц…я,
отр…стать, взр…щённый, р…сток.
8. Прочитайте внимательно текст:
В русском языке очень много разделов, каждый из которых изучает определённые
единицы языка. Вы уже познакомились с некоторыми из них. Теперь вам известно, что
синтаксис изучает словосочетания и предложения. Фонетика – звуки нашего языка. Лексика
занимается его словарным составом. Морфемика объясняет нам, из каких частей состоят
слова. Правильно написать то или иное слово помогает раздел науки – орфография.
До конца учебного года вам осталось изучить раздел науки о языке, который
называется морфология. А вот что изучает морфология, вы узнаете на следующем уроке!
Задание: Выберите из текста нужную вам информацию и постройте схему
«Разделы русского языка»Контрольная работа по теме: «Морфемика. Орфография» 5 класс
II вариант
1.Спишите слова. Выделите в них суффиксы:
тракторист, рязанец, строитель, мешочек, пушистый.
2.Выполнить морфемный разбор слова тросточка2, соблюдая при разборе все ТРИ пункта.
3.Спишите. Вставьте пропущенные буквы З или С. Выделите в каждом слове орфограмму:
В...крикнуть, ра...жимать, в...порхнуть, ра...гадать, ..дуть, и...чезать.
4.Вставьте пропущенные буквы в словах. Выделите в них орфограммы. Составьте с ними
словосочетания.
Пол...жить, ж...кей, пол...гаться, капюш...н, ч...рствый, ш...л, зар...сли, прил...жение,
выр...щенный, ш...в, ц…пленок, акац…я, умниц…, ц…нк, Пшениц…на.
5.Спишите предложения. Вставьте пропущенные буквы, подчеркните их:
Учитель географии ра…сказывал нам, что рис р...стет на болотистых м...стах. Я
предпол...гал увидеть людей, но это были лоси. Пч…лки собирают с р…стений вкусный мед.
Когда ребята распол..жились у костра,
начался интересный ра...говор. Ц…рковое
представление ц…ган было интересным.
А) Выпишите из предложений 2 слова с изменяемой приставкой.
Б) Выпишите из предложений 2 слова с неизменяемой приставкой.
В) Выпишите 2 слова, в которых есть корень с чередованием букв ОА.
Г) Выпишите 1 слово с буквой Ы после Ц.
6. Дайте полный ответ на вопрос: Почему в слове ИЗВЕСТИТЬ на конце приставки пишется
буква З?
7. Внимательно прочитайте слова с пропущенными буквами. Спишите слова, распределяя
их на 2 столбика и вставляя пропущенные буквы. Самостоятельно дайте название каждому
столбику:
На ц…почках, предл…гать, изл…жение, ц…фра, ц…линдр, предл…жение, распол…житься,
овц…, купц…, сестриц…н, выл…жить, прил…гательное, иллюминац…я.
8. Прочитайте внимательно текст:
В русском языке очень много разделов, каждый из которых изучает определённые
единицы языка. Вы уже познакомились с некоторыми из них. Теперь вам известно, что
синтаксис изучает словосочетания и предложения. Фонетика – звуки нашего языка. Лексика
занимается его словарным составом. Морфемика объясняет нам, из каких частей состоят
слова. Правильно написать то или иное слово помогает раздел науки – орфография.
До конца учебного года вам осталось изучить раздел науки о языке, который
называется морфология. А вот что изучает морфология, вы узнаете на следующем уроке!
Задание: Выберите из текста нужную вам информацию и постройте схему
«Разделы русского языка»5555555555555555555555
Контрольная работа по теме «Морфемика».
1.Списать, вставить пропущенные буквы.
История одной яблоньки.
Росла в лсу дикя яблня. Осенью упало с нё кислое яблко. Птицы склевали яблко, поклвали и
зёрнышки. Одно только зёрнышко спряталсь в землю.
Зиму пролжало зёрнышко под снегм. А весной, когда пригрело сонце, зерно стало рсти… Из
почки наверху вышли зелёные отрстки. Почка за почкой, листик за листиком, веточка за
веточкой – и лет через пять хрошенькая яблонька прорсла на том месте, где упало зёрнышко.
Пришл в лес сдовник с заступом, выкопал яблоньку осторожно, перенёс её в сад и посдил в х
рошую землю…
Года через три прихдили из других садов брать от вырщенной яблоньки побеги для прищепа.
( По К.Ушинскому)
2.Грамматическое задание.
1 вариант
2 вариант
1.Выпишите слова с нулевым окончанием (например, пришёл, в лес, садовник)
1.Выпишите слова, которые не имеют окончаний (например, только, когда).
2.Выпишите 5 слов с приставками.
2.Выпишите 5 слов с суффиксами.3.Выполните морфемный разбор слов зёрнышко, проросла.
3.Выполните морфемный разбор слов: яблоньку, посадил.
4.Выполните синтаксический разбор предложения: Росла в лесу дикая яблоня.
4.Выполните синтаксический разбор предложения: Осенью упало с неё кислое яблоко.
Контрольная работа по теме «Морфемика».
1.Списать, вставить пропущенные буквы.
История одной яблоньки.
Росла в лсу дикя яблня. Осенью упало с нё кислое яблко. Птицы склевали яблко, поклвали и
зёрнышки. Одно только зёрнышко спряталсь в землю.
Зиму пролжало зёрнышко под снегм. А весной, когда пригрело сонце, зерно стало рсти… Из
почки наверху вышли зелёные отрстки. Почка за почкой, листик за листиком, веточка за
веточкой – и лет через пять хрошенькая яблонька прорсла на том месте, где упало зёрнышко.
Пришл в лес сдовник с заступом, выкопал яблоньку осторожно, перенёс её в сад и посдил в х
рошую землю…
Года через три прихдили из других садов брать от вырщенной яблоньки побеги для прищепа.
( По К.Ушинскому)
2.Грамматическое задание.
1 вариант
2 вариант
1.Выпишите слова с нулевым окончанием (например, пришёл, в лес, садовник)
1.Выпишите слова, которые не имеют окончаний (например, только, когда).
2.Выпишите 5 слов с приставками.
2.Выпишите 5 слов с суффиксами.
3.Выполните морфемный разбор слов зёрнышко, проросла.3.Выполните морфемный разбор слов: яблоньку, посадил.
4.Выполните синтаксический разбор предложения: Росла в лесу дикая яблоня.
4.Выполните синтаксический разбор предложения: Осенью упало с неё кислое яблоко.