Утверждаю
Директор МБОУ СОШ «ЦО №1
______________ Л.И. Шурыгина
Приказ № 241 от 01.09.2021
Контрольно-измерительные материалы
по учебному предмету «Химия»
8 класс
Перечень контрольных работ:
1. Контрольная работа №1 за I триместр «Химические элементы и вещества в свете атомно-молекулярного учения. Химические реакции»
2. Контрольная работа №2 «Законы сохранения массы и энергии. Веществ в окружающей нас природе. Понятие о газах. Основные классы неорганических соединений».
3. Контрольная работа №3 «Итоговая по курсу 8 класса».
Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения контрольной работы №1 за I триместр «Химические элементы и вещества в свете атомно-молекулярного учения. Химические реакции» (8 класс)
1. Назначение КИМ – проведение мониторинга учебных достижений обучающихся, установление уровня освоения обучающимися образовательного стандарта основного общего образования по химии в 8 классе по теме: «Химические элементы и вещества в свете атомно-молекулярного учения. Химические реакции», контроля достижения планируемых предметных и метапредметных результатов.
2. Документы, определяющие содержание КИМ
Содержание контрольной работы определяет Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования базовый уровнь (приказ Минобразования России от от 17 декабря 2010 г. № 1897).
Содержание работы соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 11.12.2020)).
3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
Разработка КИМ контрольной работы по химии для 8 класса осуществлялась с учетом планируемых результатов обучения учащихся средней школы, зафиксированных во ФГОС.
Суть данных положений состоит в следующем.
· КИМ ориентированы на проверку усвоения системы знаний, которая рассматривается в качестве инвариантного ядра содержания действующих программ по химии для общеобразовательных учреждений. В федеральном компоненте стандарта эта система знаний представлена в виде требований к подготовке выпускников. С данными требованиями соотносится уровень предъявления химического содержания и его проверки КИМ.
· КИМ призваны обеспечивать возможность дифференцированной оценки учебных достижений выпускников, изучающих химию на различном уровне. В этих целях проверка усвоения основных элементов содержания курса химии осуществляется на трех уровнях сложности: базовом, повышенном. Учебный материал, на основе которого строятся задания, отбирается по признаку его значимости для общеобразовательной подготовки выпускников средней школы.
· Выполнение заданий предусматривает осуществление испытуемым определенных действий, например: характеризовать особенности состава и строения органических веществ; давать названия органических веществ на основании современной номенклатуры;умение составлять структурные формулы органических веществ. Умение осуществлять разнообразные действия при выполнении работы рассматривается в качестве показателя усвоения изученного материала с необходимой глубиной понимания.
4. Характеристика структуры
Контрольная работа по химии разработана в соответствии с рабочей программой за 8 класс, составленной на основе авторской программы Кузнецовой Н.Е., и представлена в виде комбинированной контрольной работы (2 варианта).
В контрольной работе две части:
Часть 1 содержит задания №1-3 с кратким ответом. С их помощью проверяется базовый уровень подготовки учеников – знание основных терминов, понятий и формул. За выполнение заданий №1-3 этой части выставляется 1 балл.
Часть 2 содержит 2 задания повышенного уровня сложности. Задание №4 – вычисление количества веществ, задание №5 – расстановка коэффициентов в химической реакции.
Распределение заданий контрольной работы с учетом максимального первичного балла за выполнение каждого типа заданий дается в таблице 1.
Таблица 1. Распределение заданий по типам
№ |
Тип заданий |
Число заданий |
Максимальный первичный балл |
Процент от максимального первичного балла для заданий каждого типа |
1 |
С кратким ответом |
3 |
6 |
42,86% |
2 |
С развернутым ответом |
2 |
8 |
57,14% |
|
Итого |
5 |
14 |
100% |
№ |
Уровень сложности |
Число заданий |
Максимальный первичный балл |
Процент от максимального первичного балла для заданий каждого типа |
1 |
Базовый |
3 |
6 |
42,86% |
2 |
Повышенный |
2 |
8 |
57,14% |
|
Итого |
5 |
14 |
100% |
Общее количество баллов 7.
На выполнение отводится 40 минут.
Критерии оценивания: Всего в контрольной работе 5 заданий:
ЧАСТЬ 1 – 3 задания (2 балла за верный ответ, макс. 6 баллов)
ЧАСТЬ 2– 2 задания (4 балла за верный ответ, макс. 8 баллов)
Максимальный балл за контрольную работу - 14.
На оценку «5» - 12-14 баллов (более 85%)
На оценку «4» - 9-11 баллов (от 65% до 84%)
На оценку «3» - 5-8 баллов (от 36% до 64%)
Менее 5 баллов – оценка «2» (менее 36%)
Кодификатор элементов содержания для проведения контрольной работы №1 по химии в 8 классе
№ |
Уровень |
Максимальный |
КЭС |
Контролируемые элементы содержания |
1 |
Базовый |
2 |
1.4, |
Валентность
химических элементов. Степень окисления химических элементов, |
2 |
Базовый |
2 |
1.4 |
Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов |
3 |
Базовый |
2 |
1.4 |
Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов |
4 |
Повышенный |
4 |
4.5.3 |
Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции |
5 |
Повышенный |
4 |
2.1 |
Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях |
Контрольная работа №1 по химии за первый триместр.
Вариант 1.
Часть1.
1.Опишите следующее вещество - Fe2O3 по плану:
а) Тип вещества (простое или сложное);
б) Качественный состав и количественный состав;
в) Относительная молекулярная масса;
г) Массовые доли элементов.
2.Найдите элементы по их положению в ПСХЭ:
а) период -4, группа- II, главная подгруппа. Составьте формулу этого элемента с азотом.
б) период -3, группа-V , главная подгруппа. Составьте формулу этого элемента с кислородом.
в) период -6, группа- II, главная подгруппа. Составьте формулу этого элемента с хлором.
г) период -5, группа- VII, главная подгруппа. Составьте формулу этого элемента с водородом.
3. Определите валентности элементов по химической формуле
а) SiH4 б) Al2S3 в) ZnCl2 г) N2O
Часть 2.
4. Вычислите количество вещества образующейся меди, если в реакцию с водородом вступает оксид меди (II) массой 64 г (CuO + H2 = Cu + H2O).
5. Расставьте коэффициенты, преобразовав схемы в уравнения реакции:
FeO + CO →Fe+CO2
Na+H2O →NaOH+H2
Na+NH3 →NaNH2+H2
Вариант 2.
Часть 1.
1. Опишите следующее вещество - Al2S3 по плану:
а) Тип вещества (простое или сложное);
б) Качественный состав и количественный состав;
в) Относительная молекулярная масса;
г) Массовые доли элементов.
2.Найдите элементы по их положению в ПСХЭ:
а) период -4, группа- I, главная подгруппа. Составьте формулу этого элемента с азотом.
б) период -3, группа-VI , главная подгруппа. Составьте формулу этого элемента с кислородом.
в) период -4, группа-VII, побочная подгруппа. Составьте формулу этого элемента (валентность II) с хлором.
г) период -2, группа- I, главная подгруппа. Составьте формулу этого элемента с водородом.
3. Определите валентности элементов по химической формуле
а) CH4 б) Na2S в) MgCl2 г) NO2
Часть 2.
4. Вычислите количество вещества сульфида натрия, если в реакцию с натрием вступает сера массой 12,8 г (2Na+S=Na2S).
5. Расставьте коэффициенты, преобразовав схемы в уравнения реакции:
H2O+K→ H2+ KOH
CaO+ H2O→Ca(OH)2
Fe+ H2O→Fe3O4+H2
Ответы к контрольной работе.
№ |
Вариант 1 |
Вариант 2 |
1 |
Fe2O3 а) Тип вещества (простое или сложное)/ 0,5 б. б) Качественный состав и количественный состав: состоит из двух атомов железа и трех атомов кислорода/0,5 б. в) Относительная молекулярная масса: Mr(Fe2O3) = Ar(Fe)*2+Ar(O)*3=56*2+16*3=160/0,5 б. г)Массовые доли элементов: w(Fe)= Ar(Fe)*2/ Mr(Fe2O3)=0.7 или 70% w(O)= Ar(O)*3/ Mr(Fe2O3)=0.3 или 30% /0,5 б. Итого: 2 балла |
Al2S3 а) Тип вещества (простое или сложное)/ 0,5 б. б) Качественный состав и количественный состав: состоит из двух атомов алюминия и трех атомов серы/0,5 б. в) Относительная молекулярная масса: Mr(Al2S3) = Ar(Al)*2+Ar(S)*3=27*2+32*3=150/0,5 б. г)Массовые доли элементов: w(Al)= Ar(Al)*2/ Mr(Al2S3)=0.36 или 36% w(S)= Ar(S)*3/ Mr(Al2S3)=0.64 или 64% /0,5 б. Итого: 2 балла |
2 |
а) Ca. Ca3N2. б) P. P2O5. в) Ba. BaCl2 г) I. HI Итого: 2 балла |
а) K.K3N б) S. SO3. в) Mn. MnCl2. г) Li.LiH Итого: 2 балла |
3 |
IV I III II II I I II а) SiH4 б) Al2S3 в) ZnCl2 г) N2O Итого: 2 балла |
IV I I II II I IV II а) CH4 б) Na2S в) MgCl2 г) NO2 Итого: 2 балла |
4 |
Дано: m(CuO)=64 г. Найти: n(Cu)-? Решение: CuO + H2 = Cu + H2O n(CuO)=m(CuO)/M(CuO)=64/80=0,8 моль n(CuO) =1 n(Cu) 1. Следовательно: n(Cu)= 0,8 моль Ответ: образуется количество меди равное 0,8 моль. Итого: 4 балла |
Дано: m(S)=12,8 г. Найти: n(Na2S)-? Решение: 2Na+S=Na2S n(S)=m(S)/M(S)=12.8/32=0,4 моль n(S) = 1 n(Na2S) 1. Следовательно: n(Na2S)= 0,4 моль Ответ: образуется количество сульфида натрия равное 0,4 моль. Итого: 4 балла |
5 |
FeO + CO =Fe+CO2 2Na+2H2O =2NaOH+H2 2Na+2NH3 =2NaNH2+H2 Итого: 4 балла |
2H2O+2K= H2+2KOH CaO+ H2O=Ca(OH)2 3Fe+ 4H2O=Fe3O4+4H2 Итого: 4 балла |
Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения контрольной работы №2 за 1 полугодие «Законы сохранения массы и энергии. Веществ в окружающей нас природе. Понятие о газах. Основные классы неорганических соединений». (8 класс)
1. Назначение КИМ – проведение мониторинга учебных достижений обучающихся, установление уровня освоения обучающимися образовательного стандарта основного общего образования по химии в 8 классе по теме: «Законы сохранения массы и энергии. Веществ в окружающей нас природе. Понятие о газах. Основные классы неорганических соединений». контроля достижения планируемых предметных и метапредметных результатов.
2. Документы, определяющие содержание КИМ
Содержание контрольной работы определяет Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования базовый уровнь (приказ Минобразования России от от 17 декабря 2010 г. № 1897).
Содержание работы соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 11.12.2020)).
3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
Разработка КИМ контрольной работы по химии для 8 класса осуществлялась с учетом планируемых результатов обучения учащихся средней школы, зафиксированных во ФГОС.
Суть данных положений состоит в следующем.
· КИМ ориентированы на проверку усвоения системы знаний, которая рассматривается в качестве инвариантного ядра содержания действующих программ по химии для общеобразовательных учреждений. В федеральном компоненте стандарта эта система знаний представлена в виде требований к подготовке выпускников. С данными требованиями соотносится уровень предъявления химического содержания и его проверки КИМ.
· КИМ призваны обеспечивать возможность дифференцированной оценки учебных достижений выпускников, изучающих химию на различном уровне. В этих целях проверка усвоения основных элементов содержания курса химии осуществляется на трех уровнях сложности: базовом, повышенном. Учебный материал, на основе которого строятся задания, отбирается по признаку его значимости для общеобразовательной подготовки выпускников средней школы.
· Выполнение заданий предусматривает осуществление испытуемым определенных действий, например: характеризовать особенности состава и строения органических веществ; давать названия органических веществ на основании современной номенклатуры;умение составлять структурные формулы органических веществ. Умение осуществлять разнообразные действия при выполнении работы рассматривается в качестве показателя усвоения изученного материала с необходимой глубиной понимания.
4. Характеристика структуры
Контрольная работа по химии разработана в соответствии с рабочей программой за 8 класс, составленной на основе авторской программы Кузнецовой Н.Е., и представлена в виде комбинированной контрольной работы (2 варианта).
В контрольной работе две части.
Часть 1 содержит 10 заданий с выбором одного правильного ответа из трёх предложенных. С их помощью проверяется базовый уровень подготовки учеников – знание основных терминов, понятий и формул. За выполнение каждого задания этой части выставляется 1 балл.
Часть 2 состоит из 3 заданий. 2 задания повышенного уровня сложности с кратким ответом, на установление структуры атомов, определение класса неорганических веществ и названия. За выполнение каждого задания можно получить максимально 2 балла. 1 задание - расчетная задача на нахождение простейшей формулы вещества. За выполнение задания максимально можно получить 3 балла.
Распределение заданий контрольной работы с учетом максимального первичного балла за выполнение каждого типа заданий дается в таблице 1.
Таблица 1. Распределение заданий по типам
№ |
Тип заданий |
Число заданий |
Максимальный первичный балл |
Процент от максимального первичного балла для заданий каждого типа |
1 |
С выбором ответа |
10 |
10 |
58,82 |
2 |
С кратким ответом |
2 |
4 |
23,53 |
3 |
С развернутым ответом |
1 |
3 |
17,65 |
|
Итого |
13 |
17 |
100% |
№ |
Уровень сложности |
Число заданий |
Максимальный первичный балл |
Процент от максимального первичного балла для заданий каждого типа |
1 |
Базовый |
10 |
10 |
58,82 |
2 |
Повышенный |
3 |
7 |
41,17 |
|
Итого |
13 |
17 |
100% |
Общее количество баллов 17.
На выполнение отводится 40 минут.
Кодификатор элементов содержания для проведения контрольной работы №2 по химии в 8 классе.
Год кодификатора ФИПИ – 2020 г.
Уровень аттестации – ОГЭ.
Уровень контрольной работы – Текущий.
№ |
Уровень |
Максимальный |
КЭС |
Контролируемые элементы содержания |
1 |
Базовый |
1 |
1.6 |
Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений |
2 |
Базовый |
1 |
1.3 |
Строение веществ. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая |
3 |
Базовый |
1 |
1.1 |
Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева |
4 |
Базовый |
1 |
1.3 |
Строение веществ. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая |
5 |
Базовый |
1 |
4.5.2 |
Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе |
6 |
Базовый |
1 |
4.5.1 |
Вычисления
массовой доли химического элемента в веществе |
7 |
Базовый |
1 |
4.5.1 |
Вычисления массовой доли химического элемента в веществе |
8 |
Базовый |
1 |
1.6 |
Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений |
9 |
Базовый |
9 |
2.4 |
Катионы
и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних) |
10 |
Базовый |
1 |
1.6 |
Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений |
11 |
Повышенный |
2 |
1.6 |
Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений |
12 |
Повышенный |
2 |
1.1 |
Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева |
13 |
Повышенный |
3 |
4.5.1 |
Вычисления
массовой доли химического элемента в веществе |
Критерии оценивания:
Всего в полугодовой контрольной работе 13 заданий:
ЧАСТЬ 1 – 10 заданий (1 балл за верный ответ, макс. 10 баллов)
ЧАСТЬ 2 – 3 задания (2 балла за верный ответ, 1 балл – неполный ответ); 13 задание (3 балла, 2 балла неполный ответ – вычислено количество искомого вещества, 1 балл – найдено количество известного вещества, всего 7 баллов).
Максимальный балл за контрольную работу - 17.
На оценку «5» - 15-17 баллов (более 85%)
На оценку «4» - 12-14 баллов (от 65% до 84%)
На оценку «3» - 6-11 баллов (от 36% до 64%)
Менее 6 баллов – оценка «2» (менее 36%)
Ключ к ответам:
№ части |
Вариант 1 |
Вариант 2 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Часть 1 |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Часть 2 |
1. ОКСИДЫ MgO – оксид магния, P2O5 – оксид фосфора КИСЛОТЫ H2SO4 – серная кислота HF – фтороводородная (плавиковая) кислота ОСНОВАНИЯ Fe(OH)3 – гидроксид железа (III) KOH – гидроксид калия СОЛИ Ba(NO3)2 – нитрат бария НЕМЕТАЛЛЫ (простое вещество): S – сера МЕТАЛЛЫ (простое вещество): Na – натрий 2.
ВЫСШИЕ ОКСИДЫ SO3 – ковалентная полярная, СО2 - ковалентная полярная. |
1. ОКСИДЫ BaO – оксид бария, P2O5 – оксид фосфора КИСЛОТЫ H2SO3 – сернистая кислота HF – фтороводородная (плавиковая) кислота ОСНОВАНИЯ Fe(OH)2 – гидроксид железа (II) NaOH – гидроксид натрия СОЛИ Zn(NO3)2– нитрат цинка НЕМЕТАЛЛЫ (простое вещество): Si – кремний МЕТАЛЛЫ (простое вещество):Mg – магний 2.
ВЫСШИЕОКСИДЫ P2O5 - ковалентная полярная, N2O5 - ковалентная полярная. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Часть 3. |
|
Д а н о Найти: NaxCyOz Решение. Ответ: Эмпирическая формула вещества Na2CO3
|
Контрольная работа по химии за I полугодие. 8 класс.
1 вариант
Часть 1.Тестовые задания с выбором одного правильного ответа.
1. Число атомов всех химических элементов в молекуле фосфорной кислоты:
А. 3 Б. 8 В. 7
2. Ионная связь в ряду соединений:
А.КCl,Li2O, MgCl2Б. HBr, P2O5, H2O В. P2O5, NO, Na2O
3. Число протонов, нейтронов и электронов в атоме кислорода соответственно:
А. 6,8,16 Б. 8,8,8 В. 8,16,8
4. Ковалентная полярная связь в ряду соединений:
А.HBr,CuO, Cl2Б. HBr, P2O5, H2O В. P2O5, NO, Na2O
5. В 170 г воды растворили 30 г соли. Массовая доля соли в полученном растворе:
А. 15 % Б. 20 % В. 10%
6. Относительная молекулярная масса Al2(SO4)3равна:
А. 342 Б. 358 В. 150
7. Массовая доля кислорода в H3PO4 равна:
А. 65% Б. 70% В. 49%
8. Указанные вещества формулы, которых HCl,H2SO4, H3PO4, H2SiO3, HF являются представителями класса:
А. Оснований Б. Кислот. В. Солей
9.Вещество, при растворении в воде которого электролитической диссоциации практически не происходит (нерастворимое вещество)
А. Гидроксид калия Б. Сульфат натрия В. Хлорид серебра
10. Среди веществ, формулы которых BaCl2,CaO, CaCO3, NaOH, Mg(OH)2, SiO2 нет представителя класса: А. Кислот Б. Оксидов В. Оснований
Часть 2.
11. Назовите вещества, формулы которых MgO, S, P2O5, H2SO4, Fe(OH)3, Na, KOH, HF, Ba(NO3)2, и укажите класс, к которому они относятся.
12. Изобразите схемы электронного строения атомов химических элементов серы и углерода. Запишите формулы соединенийвысших оксидов. Определите типы химических связей в молекуле.
13.Найти эмпирическую формулу оксида марганца МnхОу содержащего 63,2% марганца и 36,8% кислорода.
2 вариант
Часть 1.Тестовые задания с выбором одного правильного ответа.
1. Число атомов всех химических элементов в молекуле серной кислоты:
А. 3 Б. 8 В. 7
2. Ковалентная неполярная связь в ряду соединений:
А.H2,O2, Cl2Б. HBr, P2O5, H2O В. P2O5, NO, Na2O
3. Число протонов, нейтронов и электронов в атоме фтора соответственно:
А. 9,10,9 Б. 9,9,9 В. 9,19,9
4. Ионная химическая связь в ряду соединений:
А.HBr, CuO, Cl2Б. HBr, P2O5, H2OВ. Al2O3, CuO, Na2O
5. В 180 г воды растворили 20 г соли. Массовая доля соли в полученном растворе:
А. 90% Б. 20 % В. 10%
6. Относительная молекулярная масса Ca2(PO4)3равна:
А. 342 Б. 308 В. 365
7. Массовая доля кислорода в Al2(SO4)3 равна
А. 50% Б. 56% В. 48%
8. Вещество, при растворении в воде которого электролитической диссоциации практически не происходит (нерастворимое вещество)
А. Гидроксид калия Б. Сульфат бария В. Хлорид натрия
9. Указанные вещества формулы, которых NaCl,K2SO4, Na3PO4, Li2SiO3, AlF3 являются представителями класса:
А. Оснований Б. Кислот. В. Солей
10. Среди веществ, формулы которых BaCl2, CaO, HCl, NaF, Mg(NO3)2, SiO2 нет представителя класса: А. Кислот Б. Оксидов В. Оснований Г. Солей
Часть 2.Задания со свободным ответом.
11. Назовите вещества, формулы которых BaO, Si, P2O5, H2SO3, Fe(OH)2, Mg, NaOH, HF, Zn(NO3)2, и укажите класс, к которому они относятся.
12. Изобразите схемы электронного строения атомов химических элементов фосфора и азота. Запишите формулы высших оксидов и укажите тип связи в соединении.
Часть 3. Решите задачу.
13.Найти эмпирическую формулу вещества, содержащего 43,4% натрия, 11,3% углерода и 45,3% кислорода.
Спецификация КИМ
для проведения контрольной работы №3 по теме: «Итоговая контрольная работа по химии по курсы 8 класса».
Предмет: «ХИМИЯ» 8 класс
Учебник для общеобразовательных организаций/ Химия: 8 класс. - Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара
Вид контроля: итоговый
Назначение контрольной работы:
- проверить успешность в освоении содержания курса химии 8 класса,
- выявить успешность в освоении предметных умений.
Дополнительное оборудование контрольных измерительных заданий:
- таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде,
- электрохимический ряд напряжений металлов,
- периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.
Характеристика структуры и содержания работы
Подходы к отбору содержания контрольной работы:
Разработка заданий осуществлялась с учетом следующих общих положений.
• Ориентированы на проверку усвоения системы знаний, которая рассматривается в качестве инвариантного ядра содержания действующих программ по химии для основной школы.
• Призваны обеспечивать возможность дифференцированной оценки. В этих целях проверка усвоения основных элементов содержания курса химии осуществляется на трех уровнях сложности: базовом, повышенном и высоком.
Каждый вариант контрольной работы состоит из __2__ частей.
Часть 1 содержит ___13_________ заданий базового и повышенного уровня сложности
Часть 2 содержит ___2______ задания высокого уровня сложности, с развернутым ответом.
Задания расположены по принципу постепенного нарастания уровня их сложности.
Таблица
Распределение заданий по уровням сложности, проверяемым элементам предметного, содержания, уровню подготовки, типам заданий и времени выполнения
№ задания |
уровень |
Что проверяется |
Примерное время выполнения задания |
|
Коды проверяемых элементов содержания |
Коды проверяемых требований к уровню подготовки учащихся |
|||
1 |
базовый |
1.1. |
1.1., 2.3.1,2.5.1 |
1 мин. |
2 |
базовый |
1.1,1.2. |
2.2.1., 2.5.1. |
1 мин. |
3 |
базовый |
1.3. |
2.4.3. |
1 мин. |
4 |
базовый |
1.4. |
1.2., 2.4.2 |
1 мин. |
5 |
базовый |
1.6. |
2.4.1.,2.4.4. |
1 мин. |
6 |
базовый |
1.6. |
2.4.1.,2.4.4. |
1 мин. |
7 |
базовый |
3.2. |
2.3.3. |
1 мин. |
8 |
базовый |
2.1. |
1.1.,2.5.3. |
1 мин. |
9 |
базовый |
2.2. |
2.4.5. |
1 мин. |
10 |
базовый |
2.3., 2.4. |
2.2.3 |
1 мин. |
11 |
базовый |
2.5. |
2.4.6., 2.5.3. |
1 мин. |
12 |
повышенный |
1.6. |
2.4.1., 2.4.4. |
4 мин. |
13 |
повышенный |
2.2. |
2.4.5. |
4 мин. |
14 |
Высокий |
2.1., 2.5.3.1.3.2.1., 3.2.2., 3.2.4 |
1.1.,2.2.3., 2.3.3.,2.4.6.,2.5.3. |
10 мин. |
15 |
Высокий
|
2.1., 4.5.3. |
2.5.3., 2.8.3 |
10 мин. |
Распределение заданий по уровням сложности
№ п/п |
Уровни |
№ заданий |
Количество заданий |
% от общего количества |
1 |
Базовый |
1-11 |
11 |
74% |
2 |
Повышенный |
12-13 |
2 |
13% |
3 |
Высокий |
14-15 |
2 |
13% |
Перечень элементов предметного содержания, проверяемых на контрольной работе
Код содержательного блока |
Код контролируемого элемента |
Элементы содержания |
1 |
Вещество |
|
|
1.1. |
Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева |
|
1.2. |
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева |
|
1.2.1 |
Группы и периоды Периодической системы. Физический смысл порядкового номера химического элемента |
|
1.2.2. |
Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева |
|
1.3. |
Строение веществ. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. |
|
1.4. |
4 Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов. |
|
1.5. |
Чистые вещества и смеси |
|
1.6. |
Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений |
2 |
Химическая реакция |
|
|
2.1. |
Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях |
|
2.2. |
Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии |
|
2.6. |
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель |
3 |
Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах |
|
|
3.1. |
Химические свойства простых веществ |
|
3.1.2. |
Химические свойства простых веществ-неметаллов: водорода, кислорода, галогенов |
|
3.2. |
Химические свойства сложных веществ |
|
3.2.1. |
Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных |
|
3.2.2. |
Химические свойства оснований |
|
3.2.3. |
Химические свойства кислот |
|
3.2.4. |
Химические свойства солей (средних) |
|
3.3. |
Взаимосвязь различных классов неорганических веществ |
4 |
Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии |
|
|
4.1. |
Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов |
|
4.2. |
Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-) |
|
4.3. |
Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ) |
|
4.4. |
Получение и изучение свойств изученных классов неорганических веществ |
|
4.5. |
Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций |
|
4.5.1. |
Вычисления массовой доли химического элемента в веществе |
|
4.5.2. |
Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе |
|
4.5.3. |
Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции |
5 |
Химия и жизнь |
|
|
5.1. |
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни |
|
5.2. |
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия |
|
5.3. |
Человек в мире веществ, материалов и химических реакций |
ТАБЛИЦА 2. Перечень требований к уровню подготовки обучающихся
Код требований |
Описание требований к уровню подготовки, |
1 |
Знать/понимать: |
1.1. |
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ, уравнения химических реакций; |
1.2. |
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, катион, анион, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, растворы, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, основные типы реакций в неорганической химии; |
1.2.1. |
характерные признаки важнейших химических понятий; |
1.2.2. |
о существовании взаимосвязи между важнейшими химическими понятиями; |
1.3. |
смысл основных законов и теорий химии: атомно-молекулярная теория; законы сохранения массы веществ, постоянства состава; Периодический закон Д.И. Менделеева |
1.4. |
первоначальные сведения о строении органических веществ |
2. |
Уметь: |
2.1. |
Называть: |
2.1.1 |
химические элементы; |
2.1.2 |
соединения изученных классов неорганических веществ; |
2.1.3 |
органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, ацетилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, глюкоза, сахароза |
2.2 |
Объяснять: |
2.2.1 |
физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в Периодической системе Д.И. Менделеева, к которым элемент принадлежит; |
2.2.2 |
закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп, а также свойства образуемых ими высших оксидов |
2.2.3 |
сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена |
2.3 |
Характеризовать: |
2.3.1 |
химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; |
2.3.2 |
взаимосвязь между составом, строением и свойствами неорганических веществ; |
2.3.3 |
химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, кислот, оснований и солей); |
2.3.4 |
взаимосвязь между составом, строением и свойствами отдельных представителей органических веществ |
2.4 |
Определять/классифицировать: |
2.4.1 |
состав веществ по их формулам; |
2.4.2 |
валентность и степень окисления элемента в соединении; |
2.4.3 |
вид химической связи в соединениях; |
2.4.4 |
принадлежность веществ к определенному классу соединений; |
2.4.5 |
типы химических реакций; |
2.4.6 |
возможность протекания реакций ионного обмена; |
2.4.7 |
возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ: с кислородом, водородом, металлами, водой, основаниями, кислотами, солями |
2.5 |
Составлять: |
2.5.1 |
схемы строения атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева; |
2.5.2 |
формулы неорганических соединений изученных классов; |
2.5.3 |
уравнения химических реакций |
2.6 |
Обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием |
2.7 |
Проводить опыты / распознавать опытным путем: |
2.7.1 |
подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ; |
2.7.2 |
по получению, собиранию и изучению химических свойств неорганических веществ; |
2.7.3 |
газообразные вещества: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; |
2.7.4 |
растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора; |
2.7.5 |
кислоты, щелочи и соли по наличию в их растворах хлорид-, сульфат-, карбонат-ионов и иона аммония__
|
2.8 |
Вычислять: |
2.8.1 |
массовую долю химического элемента по формуле соединения; |
2.8.2 |
массовую долю вещества в растворе; |
2.8.3 |
количество вещества, объем или массу вещества по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции |
2.9 |
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: |
2.9.1 |
безопасного обращения с веществами и материалами в повседневной жизни и грамотного оказания первой помощи при ожогах кислотами и щелочами; |
2.8.2 |
массовую долю вещества в растворе; |
2.8.3 |
количество вещества, объем или массу вещества по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции |
На выполнение _________заданий отводится _40____минут.
Контрольная работа составляется в __2____ вариантах.
Задания в контрольной работе оцениваются в зависимости от сложности задания разным количеством баллов.
Таблица Критерии оценивания
№ задания |
Количество баллов |
1 |
1 |
2 |
1 |
3 |
1 |
4 |
1 |
5 |
1 |
6 |
1 |
7 |
1 |
8 |
1 |
9 |
1 |
10 |
1 |
11 |
1 |
12 |
2 |
13 |
2 |
14 |
4 Ошибок нет – 4 балла Допущена 1 ошибка – 3 балла Допущено 2 ошибки – 2 балла Допущено 3 ошибки –1 балл Допущено 4 ошибки –0балл |
15 |
3 Ошибок нет – 3 балла Допущена 1 ошибка – 2 балла Допущено 2 ошибки – 1 балла Допущено 3 ошибки –0 балл |
|
|
Итого |
__22____ балла |
Таблица Перевод баллов к 5-балльной отметке
Баллы |
Отметка |
19-22 балла |
Отметка «5» |
13-18 баллов |
Отметка «4» |
7-12 баллов |
Отметка «3» |
0-6 баллов |
Отметка «2» |
Контрольная работа №3 «Итоговая контрольная работа по химии по курсы 8 класса».
Инструкция для учащихся
Работа состоит из 2 частей и включает 15 заданий. На его выполнение отводится 40 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку. Если не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
I вариант
Часть 1
1. Четыре энергетических уровня содержит электронная оболочка атома:
а) калия
б) бериллия
в) кремния
г) гелия
2. Шесть электронов находятся на внешнем энергетическом уровне атома:
а) золота
б) углерода
в) хром
г) кислорода
3. Выберите соединение с ковалентной полярной связью:
а) H2
б) H2S
в) NaI
г) N2
4. Выберите формулу соединения серы, в котором она проявляет степень окисления -2
а) SO2
б) SO3
в) MgS
г) SF6
5. Выберите формулу оксида железа (III):
а) FeO
б) FeCl3
в) Fe2O3
г) ОF2
6. Выберите ряд формул, в котором все вещества являются основаниями:
а) Fe2O3, ZnO, Cu(OH)2
б) Ba(NO3)2, Ba(OН)2, Н2SО4
в) КОН, Fe(OH)3, NaОН
г) Zn(OН)2, НCl, H2O
7. Оксид кальция СаО реагирует с:
а) HNO3
б) Li2O
в) Cu
г)MgSO4
8.Сумма коэффициентов в уравнении реакции
CuO + Al → Cu + Al2O3 |
равна |
1) |
7 |
2) 5 |
3) |
8 |
4) |
9 |
9. Уравнение реакции замещения:
а) Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2
б) ZnO + H2SO4 = ZnSO4 + H2O
в) Cu(OH)2 = CuO + H2O
г) Fe + S = FeS
10. Выберите уравнение электролитической диссоциации для Ba(NO3)2:
а) Ba(NO3)2 = Ba2+ + NO3-
б) Ba(NO3)2 = Ba + 2 NO3
в) Ba(NO3)2 = Ba2+ + 6 NO-
г) Ba(NO3)2 = Ba2+ + 2 NO3-
11. Выберите краткое ионное уравнение для реакции 2КОН + Н2SО4 = К2SО4 + 2Н2О
а) ОН- + Н+= Н2О
б) 2КОН + 2 Н+= 2К++ 2Н2О
в) 2ОН- + 2Н+= 2Н2О
г) 2К++ 2ОН-+ 2 Н++ SО42-= 2К++SО42-+2Н2О
В задании 12.13 на установление соответствия запишите напротив цифр букву
12. Установите соответствие между формулой вещества и его принадлежностью к определенному классу неорганических соединений.
Класс веществ: Формула вещества:
1) оксиды а) HNO2
2) основания б) P2O5
3) кислоты в) Fe(OH)3
4) соли г) Mg(NO3)2
13. Установите соответствие между уравнением реакции и типом химической реакции
УРАВНЕНИЕ |
|
|
|
ТИП РЕАКЦИИ |
|
1) |
O2 + 4NO2 + 2H2O = |
4HNO3 |
А) реакция разложения |
||
2) |
AgNO3 + HCl = AgCl + HNO3 |
Б) реакция соединения |
|||
3) |
CaCO3 = CaO + CO2 |
|
|
В) реакция замещения |
|
4) |
Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu |
Г) реакция обмена |
|||
Часть 2
14. Напишите уравнения практически осуществимых химических реакций.Выберите реакцию обмена и запишите ее в молекулярном и ионном виде.
1. Cu + O2 =
2. CuO + H2O =
3. CuO + H2SO4 =
4. CuSO4 + NaOH =
15. Составьте уравнение реакции горения кальция. Вычислите, какой объём кислорода (н.у.) потребуется для полного сжигания 20 г кальция.
Вариант 2.
Инструкция для учащихся
Работа состоит из 2 частей и включает 15 заданий. На его выполнение отводится 40 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку. Если не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
2 вариант
Часть 1
1. Шесть энергетических уровней содержит электронная оболочка атома:
а) калия
б) золота
в) кремния
г) гелия
2. Четыре электрона находятся на внешнем энергетическом уровне атома:
а) золота
б) углерода
в) хром
г) кислорода
3. Выберите соединение с ковалентной неполярной связью:
а) H2
б) H2S
в) NaI
г) N2
4. Вещество, в котором сера проявляет степень окисления +4, имеет формулу:
а) H2S
б) SO2
в) SO3
г) Na 2S
5. Вещество, имеющее формулу NaNO3, называется:
а) карбонат натрия
б) нитрит натрия
в) хлорид натрия
г) нитрат натрия
6. Ряд формул, в котором все вещества являются оксидами:
а) ZnO, ZnCl2 , HCl
б) SO3 , MgO, CuO
в) KOH, K 2O, MgO
г) HNO3 , P2O5 , NaCl
7. Серная кислота реагирует с:
а) HNO3
б) СO
в) Cа
г)MgSO4
8. Уравнение реакции разложения:
а) Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2
б) ZnO + H2SO4 = ZnSO4 + H2O
в) Cu(OH)2 = CuO + H2O
г) Fe + S = FeS
9.Сумма коэффициентов в уравнении реакции
CuO + Мg → Cu + MgO |
равна |
1) |
7 |
2) 4 |
3) |
8 |
4) |
9 |
10. Выберите уравнение электролитической диссоциации для сульфата хрома (3) Cr2(SO4)3:
а) Cr2(SO4)3 = Cr3+2 + (SO4)32-
б) Cr2(SO4)3 = 2Cr3+ + SO42-
в) Cr2(SO4)3 = Cr3++ 3SO42-
г) Cr2(SO4)3 = 2Cr3+ + 3SO42-
11. Какое краткое ионное уравнение отображает сущность процесса NaOH + HCl = NaCl + H2O
а) H+ + OH-= H 2O
б) NaOH + H+ = Na+ + H 2O
в) 2H++ 2OH- = 2 H2 O
г) OH- + HCl = Cl-+ H 2O
В задании 12.13 на установление соответствия запишите напротив цифры букву
12. Установите соответствие между формулой вещества и его принадлежностью к определенному классу неорганических соединений.
Класс веществ: Формула вещества:
1) оксиды а) NaOH г) NaNO3
2) основания б) HCl д) H2
3) кислоты в) CaO
4) соли
13 . Установите соответствие между уравнением реакции и типом химической реакции
1) |
CaO2 + 2H2O =Ca(OH)2 |
|
А) реакция разложения |
|
2) |
AgNO3 + CаCl2 = AgCl + Са(NO3)2 |
Б) реакция соединения |
||
3) |
MgCO3 = MgO + CO2 |
|
|
В) реакция замещения |
4) |
Fe + HgSO4 = FeSO4 + Hg |
Г) реакция обмена |
||
Часть 2
14. Напишите уравнения практически осуществимых химических реакций. Выберите реакцию обмена и запишите ее в молекулярном и ионном виде.
1. Mg + O2 =
2. MgO + H2SO4 =
3. MgSO4 + NaOH =
4. Cu + HCl =
15. Составьте уравнение реакции горения магния. Вычислите, какой объём кислорода (н.у.) потребуется для полного сжигания 40 г магния.
Ответы по итоговой работе
Часть 1
№ задания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Ввариант 1 |
а |
г |
б |
в |
в |
в |
а |
4 |
а |
г |
в |
Вариант 2 |
б |
б |
г |
б |
г |
б |
в |
в |
2 |
г |
а |
Часть 2
№ задания |
12 |
13 |
Ввариант 1 |
1б, 2в, 3а, 4г |
1б, 2г, 3а, 4в |
Вариант 2 |
1в, 2а, 3б, 4г |
1б, 2г, 3а, 4в |
Часть 2
1 вариант
Задание 14
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Баллы |
2Cu + O2 = 2CuO |
1 |
CuO + H2SO4= CuSO4 +H2O |
1 |
CuSO4 + 2NaOH = Na2SO4 + Cu(OH)2↓ Cu2+ + SO42- + 2Na+ + 2OH- = 2Na+ + SO42- + Cu(OH)2↓ Cu2+ + 2OH- = Cu(OH)2↓ |
2 |
Максимальный балл |
4 |
2 вариант
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Баллы |
2Mg + O2 = 2MgO |
1 |
MgO + Н2SО4 = MgSО4 + Н2O |
1 |
MgSО4 + 2NaOH = Mg(OH)2↓ + Na2SО4 Mg2+ + SO42- + 2Na+ + 2OH- = Mg(OH)2↓+2Na+ + SO42- Mg2+ + 2OH- = Mg(OH)2↓ |
2 |
Максимальный балл |
4 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.