Пояснительная записка
Промежуточная аттестация (итоговый контроль) по истории
КИМ 7 класс.
Промежуточная аттестация (итоговый контроль) состоит из двух частей. Работа охватывает содержание курса истории России с с конца XVI века по XVII век и историю Нового времени того же периода. В работе проверяется умение решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала.
В контрольной работе даны задания базового и повышенного уровней сложности. Они располагаются по принципу нарастания от базовой в части 1 к усложненным и сложным, требующим развернутого ответа в части 2. Часть А содержит 10 заданий с выбором ответа. К каждому заданию дается три ответа, только один из которых верный. Часть В состоит из более сложных 3-х заданий с кратким ответом в виде слова (словосочетания) или набора цифр. Они позволяют проверить умения классифицировать и систематизировать знания. Задание части С содержит задание повышенной сложности, требующий открытого, развернутого ответа.
Спецификация итоговой работы по истории
Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения итоговой диагностической работы по истории в 7 классе
1. Назначение работы
Итоговая контрольная работа позволяет оценить уровень подготовки учащихся 7 класса по предмету «История», выявить наиболее трудные для усвоения элементы содержания.
2. Документы, определяющие содержание итоговой диагностической работы
Содержание работы определяет Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования, базовый уровень (приказ Минобразования России от 17.12.2010 года № 1897).
Содержание работы соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки РФ 17.05.2012 № 413).
3. Подходы к отбору содержания и структуры КИМ
Подходы к отбору проверяемых элементов и конструированию заданий определялись с учётом требований указанных выше документов, и содержат требования, как к составу исторических знаний, так и к умениям, которыми должен овладеть учащийся. Принципиально важен был учёт:
1) целей исторического образования в основной школе;
2) специфики курса истории основной школы:
3) ориентации не только на знаниевый, но и в первую очередь на деятельностный компонент исторического образования.
Содержание предмета «История» включает изучение двух курсов: истории России, занимающей приоритетное место в учебном процессе, и всеобщей истории. В итоговой диагностической работе представлены задания, ориентированные на проверку знаний по истории России и истории зарубежных стран, изучаемой в курсе Новой истории.
4. Характеристика структуры и содержания итоговой диагностической работы
Работа охватывает содержание курса истории России (XVI-XVII вв.) и курса Новой истории зарубежных стран (XVI-XVIII вв.)
Общее количество заданий - 16. Работа содержит 15 заданий с кратким ответом и 1 задание с развёрнутым ответом.
Распределение заданий по частям экзаменационной работы
Части работы |
Количество заданий |
Максимальный первичный балл |
Тип заданий |
Часть 1 |
12 |
12 |
С выбором ответа |
Часть 2 |
3 |
6 |
С кратким ответом |
Часть 3 |
1 |
3 |
С развернутым ответом |
Итого |
16 |
21 |
|
5. Распределение заданий итоговой диагностической работы по содержанию, проверяемым умениям и вилам деятельности
Задания 1-12 условно разделены на тематические блоки: 1) Новая история зарубежных стран в XVI-XVIII вв.; 2) История России в XVI-XVII вв.
Задания 1-12 нацелены преимущественно на проверку знаний по истории.
Задания 13-19 направлены преимущественно на проверку умений, формируемых в процессе исторического образования. Эти задания посвящены истории России в XVI-XVII вв.
Таблица 1. Распределение заданий по проверяемым умениям и видам деятельности (для заданий, направленных исключительно на проверку знаний, указаны проверяемые знания).
|
Проверяемые
элементы |
Число |
Максимальный |
Процент максимального первичного балла за всю Работу - 27 |
1 |
Знание фатов |
3 |
3 |
11,1% |
2 |
Поиск информации в источнике |
3 |
3 |
11,1% |
3 |
Знание причин и следствий |
3 |
3 |
11,1% |
4 |
Знание фактов истории культуры |
3 |
3 |
11,1% |
5 |
Установление последовательности событий, явлений, процессов |
1 |
1 |
3,7% |
6 |
Систематизация
фактов, понятий |
1 |
1 |
3,7% |
7 |
Работа с иллюстрациями |
2 |
4 |
14,8% |
8 |
Систематизация
исторической |
1 |
1 |
3,7% |
9 |
Систематизация
исторической |
1 |
1 |
3,7% |
10 |
Составление
исторического |
1 |
3 |
26% |
6. Распределение заданий КИМ по уровню сложности
В основу распределения заданий по уровню сложности положена характеристика видов деятельности, используемых учащимися при выполнении соответствующих заданий.
К базовому уровню сложности относятся задания, в которых учащимся 7 класса предлагается выполнить операцию узнавания даты, факта и т п., опираясь на представленную в явном виде информацию. К базовому уровню относятся задания 1-12.
К повышенному уровню сложности относятся задания, в которых от учащегося требуется самостоятельно воспроизвести, частично преобразовать и применить информацию в типовых ситуациях. При этом деятельность учащегося является по преимуществу репродуктивной. К повышенному уровню относятся задания 13-15.
К высокому уровню сложности относятся задания, при выполнении которых учащиеся производят частично-поисковые действия, используя приобретённые знания и умения в нетиповых ситуациях или создавая новые правила, алгоритмы действий, т.е. новую информацию. К высокому уровню сложности относится задание 16.
7. Продолжительность итоговой диагностической работы
На выполнение работы отводится до 45 минут. Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий, составляет:
1) для каждого задания части 1 с выбором одного варианта ответа – 1–2 минуты;
2) для каждого задания части 2 с кратким ответом – 3–4 минут;
3) для задания части 3 с развернутым ответом – 5–7 минут
8. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
За верное выполнение каждого заданий с выбором ответа (1-12) выставляется 1 балл. Задание с выбором ответа считается выполненным верно, если учащийся указал только номер правильного ответа. Во всех остальных случаях (выбран другой ответ; выбрано два или более ответа, среди которых может быть и правильный; ответ на вопрос отсутствует), задание считается невыполненным.
Задание с кратким ответом (13-15) считается выполненным верно, если верно указана цифра, последовательность цифр. За правильный ответ на задания 13-15 ставятся 2 балла. Если допущена одна ошибка, то ответ оценивается в 1 балл. Если допущены две и более ошибок или ответ отсутствует, то ставится 0 баллов.
Задание 16 оценивается в 3 балла зависимости от полноты и правильности ответа в соответствии с критериями оценивания.
Таблица 2. Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале.
Отметка по пятибалльной шкале |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
|
0-6 |
7-11 |
12-16 |
17-21 |
85 – 100% – оценка «5»
84 – 65% - оценка «4»
64 – 50% - оценка «3»
Менее 50% - оценка «2»
Итоговая контрольная работа по курсу история 7 класс
Вариант 1. Часть 1.
1. Кто из перечисленных исторических деятелей был первым президентом США?
1) Бенджамин Франклин
2) Джордж Вашингтон
3) Томас Джефферсон
4) Александр Гамильтон
2. Прочтите отрывок из нормативного акта и укажите год, когда был издан этот акт. «...Должен быть взимаем, введён и установлен постоянный ежегодный сбор на содержание 10 тысяч человек конницы и 20 тысяч человек пехоты в Англии, Шотландии и Ирландии для защиты и обеспечения их безопасности, а также на содержание необходимого числа кораблей для охраны морей... Оливер Кромвель, главнокомандующий вооружёнными силами Англии, Шотландии и Ирландии, признаётся и настоящим объявляется пожизненно лордом-протектором республики Англии, Шотландии и Ирландии и владений, им принадлежащих...»
1) 1640 г.
2) 1653 г.
3) 1689 г.
4) 1707 г.
3. Что из перечисленного стало одним из последствий реформации в Европе?
1) ликвидация католицизма
2) значительный передел земельной собственности
3) начало Великих географических открытий
4) создание теократического государства - Папской области
4. Укажите учёного, открывшего закон всемирного тяготения.
1) Исаак Ньютон
2) Томас Гоббс
3) Рене Декарт
4) Николо Макиавелли
5. К какому времени завершилось формирование единого Российского государства?
1) конец XIV века
2) начало XV века.
3) конец XV века
4) начало XVI века
6. В каком году закончилась Ливонская война?
1) 1497 г.
2) 1533 г.
3) 1552 г.
4) 1583 г.
7. Кто из названных лиц был современником Ивана IV?
1) Дмитрий Донской
2) Сергий Радонежский
3) Иван Калита
4) Ермак Тимофеевич
8. Последователей Иосифа Волоцкого - настоятеля Иосифо-Волоколамского монастыря - называли
1) казаками
2) иосифлянами
3) опричниками
4) нестяжателями
9. Какое из перечисленных событий произошло в правление Ивана Грозного?
1) Крещение Руси
2) основание Москвы
3) установление опричнины
4) ликвидация ордынского владычества
Ответ:
10. Андрей Рублёв был известным
1) воином, участвовавшим в Куликовской битве
2) иконописцем, написавшим «Троицу»
3) зодчим, построившим Покровский собор
4) печатником, выпустившим первую в России печатную книгу «Апостол»
11. Прочитайте фрагмент из литературного памятника XVI века и укажите его название.
«Стол, и блюда, и поставцы, и ложки, и всякие сосуды, и ковши, и братины, воды согрев;... перемыть и вытереть и высушить... Избу, и стены, и лавки, и скамьи, и пол, и окна, и двери...- все вымыть и вытереть, и вымести и выскрести, и всегда бы было чисто;... перед нижним крыльцом положить сена, чтобы грязные ноги вытирать, тогда и лестница не загрязнится; в сенях перед дверями рогожку или ветхий войлок положить или тряпку - вытирать грязные ноги, чтобы в плохую погоду полов не пачкать...»
1) «Задонщина»
2) «Хождение за три моря»
3) «Домострой»
4) «Повесть временных лет»
12. Как называются события российской истории, сопровождающиеся разрушением государственной власти, народными восстаниями, иностранной интервенцией, самозванством?
1) опричнина
2) смута
3) нашествие
4) колонизация
Часть 2.
13. Расположите в хронологической последовательности названные события. Запишите полученную последовательность цифр в строку ответов.
1) избрание царем Михаила Романова на Земском соборе
2) присоединение к России Астраханского ханства
3) принятие Иваном IV царского титула
14. Какие два из названных событий относятся к Смутному времени? Запишите цифры, под которыми они указаны, в строку ответов.
1) восстание И. Болотникова 2) учреждение патриаршества
3) введение опричнины 4) действия Первого и Второго ополчений
15. Установите соответствие между именами исторических деятелей и событиями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ИМЕНА |
СОБЫТИЕ |
A) Патриарх Никон Б) Степан Разин B) Михаил Романов |
1) восстание 1670-1671 гг. 2) Земский собор 1613 г. 3) Переяславская Рада 4) церковный раскол |
Часть 3.
16. Рассмотрите репродукцию с картины художника Э. Лисснера «Восстание Болотникова» и ответьте на вопросы.
1) Когда произошло восстание под предводительством И. Болотникова?
2) Какие виды войск были у восставших?
3) Чем вооружены восставшие?
Вариант 2. Часть 1.
1. Морской путь из Европы в Индию был открыт экспедицией, которую возглавлял
1) Васко да Гама 2) Бартоломеу Диаш 3) Фернан Магеллан 4) Христофор Колумб
2. Термин «Варфоломеевская ночь» связан с событиями, которые произошли в 1572 г.
1) в Испании 2) в Англии 3) во Франции 4) в Австрии
3. Прочтите отрывок из исторического документа и укажите десятилетие, когда он был создан.
«Верховная законодательная власть республики Англии. Шотландии и Ирландии и впадений, ни принадлежащих, сосредоточивается и пребывает в одном лице и народе, представленном в парламенте: титул этого лица - лорд-протектор республики Англии. Шотландии и Ирландии».
1) 1640-е гг. 2) 1650-е гг. 3) 1660-е гг. 4) 1680-е гг.
4. Что стало одной из причин начала освободительной борьбы Нидерландов от власти
1) подписание Утрехтской унии
2) попытка Филиппа II искоренить кальвинизм в Нидерландах
3) объявление о низложении Филиппа II в Нидерландах
4) провозглашение республики в Нидерландах
5. Предприятие, основанное на разделение труда и ручной технике:
1) мастерская 2) цех 3) мануфактура 4) фабрика
6. В каком городе было создано Второе ополчение в период Смуты:
1) в Рязани 2) в Ярославле 3) в Смоленске 4) в Нижнем Новгороде
7. Прочтите отрывок из нормативно-правового акта и укажите страну, в которой он был принят.
«...Объявляются подозрительными: 1) те, кто своим поведением или связями, речами или сочинениями проявили себя как сторонники тирании, феодализма и враги свободы... 4) государственные служащие, отрешенные или смешённые со своих должностей. Национальным Конвентом или его комиссарами и не восстановленные в них, а именно тс из них, которые были или должны быть смещены на основании закона от 12 августа: 5) те из бывших дворян, которые являются мужьями, женами, отцами, матерями, сыновьями или дочерьми, братьями, сестрами или бывшими служащими эмигрантов, если они не проявляли постоянно своей привязанности к Республике...».
1) Англия 2) Франция 3) Испании 4) Пруссия
8. Что из перечисленного стало одним из последствий начала промышленного переворота в Англии?
1) появление первых мануфактур 2) формирование класса наемных работников
3) начало процесса огораживаний 4) появление международной торговли
9. Кто является автором трактатов «О происхождении и основах неравенства среди людей» и «Об общественном договоре»?
1) Жан-Жак Руссо 2) Денни Дидро 3) Вольтер 4) Шарль Лун Монтескье
10. В 1775 г. Континентальный конгресс, состоящий из представителей североамериканских колоний Англии, принял решение о создании Континентальной армии. Кто был назначен главнокомандующим этой армией?
1) Александр Гамильтон 2) Джеймс Мэдисон 3) Томас Джефферсон 4) Джордж Вашингтон
11. Прочитайте фрагмент из литературного памятника XVI века и укажите его название.
«Тогда князь великий Дмитрий Иванович и брат его, князь Владимир Андреевич, полки поганых вспять повернули и начали их бить и сечь беспощадно, тоску на них наводя. И князья их попадали с коней, а трупами татарскими поля усеяны и кровью их реки потекли. Тут рассыпались поганые в смятении и побежали непроторенными дорогами в Лукоморье, скрежеща зубами и раздирая лица свои»
1) «Задонщина» 2) «Хождение за три моря» 3) «Домострой» 4) «Повесть временных лет»
12. Какое учебное заведение было открыто в 1687 году
1) Славяно-греко-латинская академия 2) Академия наук
3) Московский университет 4) первая цифровая школа
При выполнении заданий 12-14 запишите ответ так, как написано в задании
13. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Запищите цифры, которыми обозначены события в правильной последовательности в таблицу.
1) взятие Бастилии, начало Вешкой французской революции
2) написание «95 тезисов» Мартина Лютера
3) подписание Аутсбургского религиозного мира
14. Какие из перечисленных событий произошли в XVII в? В ответе запишите цифры, под которыми они указаны.
1) «Славная революция» в Англии 2) провозглашение независимости США
3) Изгнание польских интервентов из Москвы 4) введение опричнины
15. Установите соответствие между терминами и их значением. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ТЕРМИНЫ |
ЗНАЧЕНИЕ |
A) мануфактура Б) крепостное право B) гетман
|
1) форма зависимости крестьян, проявлявшаяся в прикреплении их к земле и полном подчинении власти землевладельца 2) общий сход, народное собрание 3) предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике 4) выборный начальник украинского казачьего войска и верховный правитель (с 1648 г.) |
16. В этой войне участвовали несколько европейских государств, российская армия нанесла несколько поражений сильной прусской армии Фридриха II и дошла до Берлина.
1. Укажите название войны, о которой идет речь.
2. Укажите десятилетие, когда она началась.
3. Какое последствие имела эта война для Франции.
Ответы к заданиям
№ задания |
Ответы 1 вариант |
Ответы 2 вариант |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
3 |
3 |
2 |
3 |
4 |
1 |
4 |
5 |
4 |
3 |
6 |
4 |
4 |
7 |
4 |
2 |
8 |
2 |
1 |
9 |
3 |
1 |
10 |
2 |
4 |
11 |
3 |
1 |
12 |
2 |
3 |
13 |
321 |
231 |
14 |
14 |
13 |
15 |
412 |
314 |
16 |
1) В 1606-1607 гг. 2) Пехота и конница. 3) Копьями, вилами, топорами, саблями, пушками и др. |
1. Семилетняя война. 2. 1760-е гг. 3. Война покончила с могуществом Франции в Америке, Франция потеряла почти все свои колониальные владения. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.