Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 10 класса

  • Контроль знаний
  • docx
  • 25.01.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Контрольные материалы для 10 класса по русскому языку
Иконка файла материала Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 10 класса.docx

Диктанты

 

Входной контрольный диктант

   Цель: проверить соответствие знаний, умений и навыков обучающихся 

требованиям государственно гостандарта и программы по русскому языку.

 

Дом Пушкина

Дом Пушкина в Михайловском хоть и музей, а живой. Он наполнен теплом, приветлив и светел. Комнаты его всегда пронизаны запахами хорошего дерева и свежей земли. Когда в рощах зацветают сосны, душистая пыльца облаком стоит над домом.

Но вот приходит время, и на усадьбе зацветают липы. Тогда дом пропитывается запахами воска и мёда. Липы стоят рядом с домом, и в дуплах их живут дикие пчёлы.

В доме много хорошего псковского льняного белья — скатертей, полотенец, занавесей. У льна свой аромат — прохладный, крепкий. Когда льняные вещи в доме стареют, их заменяют свежими, вновь вытканными сельскими ткачихами на старинных станах.

Вещи из льна обладают удивительным свойством — там, где они, всегда пахнет свежестью. Учёные говорят, что лён сберегает здоровье человека. Тот, кто спит на грубой льняной простыне, носит на теле льняную рубашку, утирается льняным полотенцем, — почти никогда не хворает простудой.

Пушкинские крестьяне, как и все псковичи, издревле любили выращивать лён, и он славился по всей России и за её пределами. Двести лет тому назад в Пскове была даже английская торговая контора, которая скупала лён и льняные изделия и отправляла их в Англию.

От льна, цветов, яблок в пушкинских комнатах всегда пахнет солнцем, чистотой, хотя в иной день через музей проходят тысячи людей. (По С. Гейченко.)

(190 слов.)

Грамматическое задание.

1. Выполните фонетический разбор прилагательного ДУШИСТАЯ.

2. Выполните морфемный разбор следующих слов: ПОДАВАЛСЯ, ПЕРЕВЕРНУТЫМ.

3. Выполните словообразовательный разбор глагола ВСПАРХИВАЛИ.

4. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

5. Составьте графическую схему первого предложения пятого абзаца-Пушкинские крестьяне, как и все псковичи, издревле любили выращивать лён, и он славился по всей России и за её пределами.

 

Тишина

А за дубами — Диканька с её великолепным дворцом, окружённым парком, сливающимся с дубовыми лесами, в которых водились даже стада диких коз.

Я целый день провёл в этом лесу, октябрьский солнечный день.

Тишина поразительная. Ни лист, ни веточка не шелохнутся. Если только смотреть на солнце — переливается в воздухе прозрачная, блестящая паутина между тонкой порослью, да если прислушаться — зашелестит на миг упавший с дерева дубовый лист. Земля была устлана плотно прибитыми накануне дождём жёлтыми листьями, над которыми стоят ещё зелёные, не успевшие пожелтеть и опасть листья молодой поросли. Ни звука, ни движения.

Только лапчатый кленовый лист, прозрачно-жёлтый на солнце, стоит боком к стеблю и упорно правильным движением качается в стороны, как маятник: то вправо, то влево. Долго он качался и успокоился только тогда, когда оторвался, зигзагами полетел вниз и слился с жёлтым ковром. Да ещё тишина нарушилась двумя красавицами — дикими козами, которые быстро пронеслись мимо меня и скрылись в лесной балке... И конца-краю нет этому лесу. А посреди него — поляны, где пасутся табуны...

Вот Волчий Яр, откуда открывается внизу далеко-далеко необъятный горизонт, прорезанный голубой лентой Ворсклы, то с гладким степным, то с лесистым обрывистым берегом... (По В. А. Гиляровскому.)

(185 слов.)                      

Диканька, Ворсклы, Волчий Яр - слова написать на доске.

 

 

Тестирование по орфографии.

   Цель: проверить соответствие знаний, умений и навыков обучающихся 

требованиям государственно гостандарта и программы по русскому языку по разделу «Орфография»

 

1 вариант

1.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

1. эмал..вый 2. бессонн..ца 3. податл..вый 4. удоста..ваться 5. виновн..к

 

2. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

1. г..мназист 2. к..сательная 3. д..ликатес 4. усм..рённый 5. приг..реть

 

3. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква О.

1. попроб..вать 2. засчит..вать 3. прониз..вать 4. погляд..вать 5. размат..вать

 

4. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

1. в..плеск, ра..двинуть 2. пр..людный, пр..чёска 3. от..гнул, поз..крывал 4. с..грал, дез..нфекция

5. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

1. комп..нент 2. к..нвоировать 3. неизгл..димый 3. крок..дил 4. заб..раться

 

6.Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

1. на..кусил, по..тащил 2. бе..делье, в..плывать 3. пр..забавный, пр..зыв 4. раз..скал, по..грать 5. пр..бежище, пр..града

 

7. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

1. удоста..вавший 2. черешн..вый 3. преодол..вая 4. ноздр..ватый 5. дешёв..нький

 

8. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

1. и..гиб, бе..заботный 2. раз..слать, н..стоять 3. по..ставил, о..бросил 4. пр..езжий, пр..злой 5. контр..гра, роз..ск

 

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

1. пр..говор, пр..долгий 2. от..гнуть, з..месить 3. по..стегнул, о..бил 4. пр..звонкий, пр..жать 5. от..езд, из..являть

10. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

1. и..подтишка, ра..бег 2. пр..ютить, пр..поднёс 3. под..скать, за..грал 4. о..гладил, по..ставка 5. нен..глядный, з..йти

 

11. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

1. проб..раться 2. г..рдиться 3. велос..пед 4. нац..ональный 5. адр..совать

 

12. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

А.претерп..вать

Б.привередл..вый

В.плутони..вый

Г.успока..ваться

1) А, Б, Г 2) А, Б, В 3) В, Г 4) А, В

 

13. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1)пр..старелый, пр..дел (желаний) , пр..поднести 2) бе..конечный, и..подтишка, ра..жалобить

3) о..гадать, о..биться, пре..писанный 4) об..скать, дез..нфекция, без..скусный

 

14. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) бе..челюстной, и..казить, чре..мерно 2) пр..творить (в жизнь) , пр..секать, пр..клонение

3) кар..ерист, в..ются, видеос..ёмка 4) без..нициативный, до..грать, без..нтересно

 

15. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) меж..языковой, об..яснение, неот..емлемый 2) и..коверкать, бе..жизненный, ра..торгнуть

3) пр..лестная, пр..образовать, пр..митивный 4) без..дейный, пред..дущий, супер..гра

 

16. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) пр..образовать, пр..рекание, пр..ближённый 2) пре..сказательница, по..чинение, о..торгать

3) ра..ползаться, и..тратить, бе..содержательный 4)под..грать, пост..ндустриальный, с..мпровизировать

 

17. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) бл..годенствие, прин..ровиться, пол..гаться 2) нак..пивший, благосл..вение, надл..мить

3) оз..боченный, раск..лоть, р..сточек 4)заб..левание, обр..зцовый, уд..стоен

 

18. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) пр..амурский, пр..толстый, пр..командировать 2) под..грать, сверх..нтересный, небез..звестный

3) и..кажённый, бе..жалостный, ни..послать 4) по..веска, пре..теча, по..зарядка

 

19. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) экз..менатор, парад..ксальный, пол..скать (кошку) 2) ав..нгард, утр..мбовать, возг..рание

3) фил..рмония, рест..врировать, безотл..гательный 4) ц..ремония, заг..релый, неприк..сновенность

 

20. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) проб..раться, ут..шать, нар..кание 2) погл..щать, обог..щать, изв..ниться

3) восх..щение, зан..мать, декл..рация 4) об..няние, нав..ждение, заг..релый

 

21. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) пом..гать, д..кумент, безотл..гательный 2) изл..жение, д..рижировать, д..лёкая

3) в..новатый, пов..р, вбл..зи 4) акв..рельный, з..ря, ук..ротить

 

22. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) и..подтишка, не..группированный, в..бираться 2) не..плаченный, п..догреть, нед..есть

3) пр..вычка, пр..возмочь, пр..образование 4) раз..скивать, пост..ндустриальный, под..тожить

 

23. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) сх..матический, к..мпонент, предл..гается 2) обн..вленный, сост..вление, проб..раться

3) сист..матизация, ф..рмулировка, ум..лчать 4) обог..щение, сл..гаемое, д..льнейшая

 

24. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) анал..гичный, р..довой, фраз..ологизм 2) вд..хновлять, об..днённый, эл..мент

3) ст..листический, педаг..гический, зан..маться 4) сат..рический, бл..гословение, ок..заться

 

25. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) пров..ряющий, ф..лология, пол..жение 2) бл..годарный, закр..пление, опр..делить

3) экон..мический, приоб..дриться, изгот..вление 4) просл..дить, расст..лать, изм..няющийся

 

26. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) нед..чёты, не..знакомленный, з..рождаться 2) пр..вращение, пр..образовать, пр..искусный

3) ра..хаживать, и..вержение, ди..пропорция 4) дез..нформация, про..нформировать, небез..звестный

 

27. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) не..жиданный, с..мнение, н..завтра 2) пр..забавный, пр..следовать, пр..рекание

3) и..бежать, ни..падающий, ра..веселый 4) об..грать, раз..скать, за..скивающий

 

28. В каком ряду во всех словах на месте пропуска не пишутся разделительные Ь и Ъ? 1) меж...областной, трёх...язычный, п...янящий 2) шифон...ер, без...укоризненный, трех...этажный 3) без...аварийный, бар…ерный, разоб...ется 4) супер...интересный, Мин...юст, под...ыграть

 

29. Вставьте пропущенные в словах буквы и графически объясните Ваш выбор

Ч..ткие контуры, бессч..тное богатство, смешной медвеж..нок, ж..лтый пуш..к, ш..коладный торт, камыш..вая крыша, разожж..нный костёр, заверш..нный урок, ударил вожж..й, кот уч..ный, поч..тный гражданин, суш..ные груши, возвращ..нное обещание, последние подсч..ты, обреч..нный на смерть узник.

 

30.Выпишите из текста 10 разных орфограмм. Объясните орфограммы графически.

Утро было праздничное, жаркое; радостно, наперебой трезвонили над Донцом, над зелеными горами колокола, уносились туда, где в ясном воздухе стремилась к небу белая церковка на горном перевале. Говор гулом стоял над рекой, а на баркасе прибывало по ней в монастырь все больше и больше народу, все гуще пестрели праздничные малороссийские наряды. Я нанял лодку, и молоденькая хохлушка легко и быстро погнала ее против течения по прозрачной воде Донца, в тени береговой зелени. И девичье личико, и солнце, и тени, и быстрая речка - все было так прелестно в это милое утро...

 

2 вариант

1.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

1. знач..мый 2. блещ..шь 3. утеша..мый 4. маж..шь 5. выруч..нный

 

2. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

1. и..тратил, ра..будил 2. пр..странно, пр..вык 3. раз..грал, сверх..дея 4. н..грузить, раз..брал 5. под..езд, раз..яснил

 

3. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

1. и..правил, ра..делил 2. пр..высил, пр..колол 3. на..строил, по..пункт 4. под..брал, н..правил 5. пр..дорогой, пр..зыв

 

4. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

1. созн..вать 2. разг..реться 3. мен..джмент 4. выст..лить 5. оп..раясь

 

5. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

1. бе..связный, ра..жать 2. пр..брежный, пр..вык 3. по..шивка, о..дышался 4. пред..юньский, по..ск 5. от..звал, р..зослал

 

6. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

1. предназн..чение 2. предпол..гать 3. пост..мент 4. п..лисадник 5. ц..ремония

 

7. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

1. неразб..риха 2. д..фференцировать 3. ут..пический 4. ун..кальный 5. пр..тендовать

 

8. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

1. рол..вой 2. фасол..вый 3. преодол..вая 4. дешёв..нький 5. отзывч..вость

 

9. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

1. к..рикатура 2. инц..дент 3. разг..реться 4. кор..бельный 5. инт..ресный

 

10. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

1. р..форма 2. те..ретический 3. дем..сезонный 4. заж..гающий 5. оп..раться

 

11. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) нап..дающий, по-фр..нцузски, обж..гать 2) пом..стить, расст..лая, с..туация

3) рег..ональный, сн..жать, проб..раться 4) рел..гиозный, св..дание, экз..менатор

 

12. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) расп..ложиться, з..облачный, пр..бабушка 2) беспр..ютный, пр..стройка, пр..волжский

3) с..ронизировать, об..скивать, со..скатель 4) не..держанный (тон) , ра..гром, ра..бежаться

 

13. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) н..лево, д..гадываться, нед..верчивый 2) под..тожить, без..скусственный, не..скусный

3) беспр..станный, пр..следовать, пр..вращение 4) бе..ценный, и..мерить, ..бросить

 

14. В каком ряду во всех трёх словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) к..рмилец, невм..готу, обм..нуться 2) наистр..жайший, ор..беть, перег..ревший

3) проб..раться, разг..няя, невыр..зительный 4) ср..внительный, тр..пинка, агр..ном

 

15. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А.успока..ваться

Б.отрасл..вой

В.скле..вающий

Г.ткан..вый

1) А, Б, Г 2) А, Б, В 3) В, Г 4) А, В

 

16. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) пр..увеличивать, пр..одолеть, пр..града 2) бе..дарно, бе..пристрастный, ра..шифровать

3) о..далённый, на..треснутый, на..пиленный 4) из..мать, дез..нформация, от..граться

 

17. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) зап..здалый, предст..вление, ст..рожевой 2) к..лыхаясь, отгор..диться, оп..лчение

3) бл..гоухать, пл..вец, распол..жение 4) г..рячий, прип..сённый, пап..ротник

18. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1)зап..здалый, предст..вление, ст..рожевой 2) к..лыхаясь, отгор..диться, оп..лчение

3) бл..гоухать, пл..вец, распол..жение 4) г..рячий, прип..сённый, пап..ротник

 

19. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) по..кладка, о..бойный, на..строчный 2) пр..встать, пр..дирчивый, пр..надлежать

3) на..граться, сверх..нвестиции, из..мать 4) бар..ерный, с..язвить, обез..яна

 

20. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1)л..зурь, выр..зительный, покл..ниться 2) прик..сновение, комп..тентный, тр..петать

3)г..потеза, изб..рательная, оч..рстветь 4) д..шевизна, разд..вить, под..вая

 

21. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) соб..рутся, заг..релый, к..ммерсант 2) пер..одика, к..пошится, предв..рительный

3) с..туация, ср..жаться, б..седующий 4) см..гчение, увл..кательный, упр..стить

 

22. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) с..беседник, з..речный, в..обще 2) непр..ступная (скала) , пр..обретённый, пр..звание

3) ра..крыть, ни..ложенный, во..гордиться 4) без..мянный, на..менование, из..мать (из оборота)

 

23. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) вы..вление, зат..мнённый, ст..раться 2) те..ретический, постр..ение, дисципл..нировать

3) уд..вольствие, к..ммуникабельный, бл..стеть 4) отл..чительный, комп..тентность, р..шить

 

24. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) к..мментарий, ор..гинальный, раст..рать 2) ап..льсиновый, г..ктар, к..сающийся

3) альм..нах, см..шать, л..гический 4) пр..ктический, оц..нить, ед..ноличный

 

25. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) с..мейный, ч..ловечество, оз..рять 2)м..лчаливый, бл..годушие, зан..маться

3) возвр..щение, согр..вать, л..рический 4) гл..внейший, преод..ление, д..намичный

 

26. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) с..глашающийся, не..своенный, н..ивысший 2) пр..остановиться, пр..суждение, пр..озёрный

3) ни..вергаться, и..чезающий, и..готовить 4) сверх..нтересный, небез..нтересный, по..нтересоваться

 

27. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1)осн..стить, задр..жать, аргум..нтировать 2) р..стовщический, соприк..сновение, ..реол

3) благотв..рительный, в..кансия, разб..лтать 4) р..вномерный, пан..рама, комп..нент

 

28. В каком ряду во всех словах на месте пропусков не пишутся разделительные Ь и Ъ? 1) ф...юзеляж, солов...иный, эспан...олка 2) без...упречный, контр...атака, сверх...интересный, 3) без...ответственный, без...ядерный, без...апелляционный 4) пред...уведомление, пред...явить, необ...езженный

 

29. Вставьте пропущенные в словах буквы и графически объясните Ваш выбор

Тихий ш..рох, говорить общ.., благодарить горяч.., боч..нок с водой, жж..ный кофе, асфальтированное ш..ссе, искусный ж..нглёр, вертеть трещ..тку, словно ш..лковая ш..рстка, опытный ш..фер, двойной ш..в, холщ..вый меш..к, моч..ные яблоки, золоч..ная серёжка.

 

30. Выпишите из текста 10 разных орфограмм. Объясните орфограммы графически.

       Утро было праздничное, жаркое; радостно, наперебой трезвонили над Донцом, над зелеными горами колокола, уносились туда, где в ясном воздухе стремилась к небу белая церковка на горном перевале. Говор гулом стоял над рекой, а на баркасе прибывало по ней в монастырь все больше и больше народу, все гуще пестрели праздничные малороссийские наряды. Я нанял лодку, и молоденькая хохлушка легко и быстро погнала ее против течения по прозрачной воде Донца, в тени береговой зелени. И девичье личико, и солнце, и тени, и быстрая речка - все было так прелестно в это милое

 

 

Р.Р. Контрольное сочинение-рассуждение по прочитанному тексту

 

Цель: формирование способности правильно понимать исходный текст, отбирать материал, необходимый для написания сочинения; умения и навыки  в производстве правильной литературной речи в устной и письменной формах;  развитие  образного и логического мышления, чувства языка, аналитические и творческие способности учащихся.

 

Итоговая контрольная работа

Итоговая контрольная работа в форме ЕГЭ

Цель: осуществить контроль овладения знаний, умений, навыков по всем разделам учебной дисциплины.

 

1 вариант

1. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1. дОлбит 2. щЁлкать 3. наделИт 4. прИбыл

 

2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1. Этот человек любит испытывать судьбу, участник всех опасных переходов, одним словом, очень РИСКОВАННЫЙ.

2. Стрекочут кузнечики, НЕСТЕРПИМЫЙ зной стоит над лугом.

3. На СБОРНОМ пункте было много народу, но работы еще не начинались.

4. Многие наши фильмы получили ПРИЗНАНИЕ и наших зрителей, и за рубежом.

 

3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1. по обеим сторонам; 2. более пятиста долларов; 3. опытные инженеры; 4. розовый какаду.

 

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Проезжая мимо родной деревни, …

1. мне стало не по себе.

2. ваши сердца забились сильнее.

3. писатель ещё раз испытал радость воспоминаний о детстве.

4. ему не в чем себя было упрекнуть.

 

5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1. Благодаря умелых действий пожарных возгорание удалось погасить в считанные минуты.

2. Ввиду непредвиденных обстоятельств поездка группы специалистов откладывается.

3. Подписание договора свидетельствует о нормализации отношений между странами.

4. По окончании переговоров на высшем уровне президенты ответили на вопросы журналистов.

 

6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1. Теперь химики приготовляют синтетическое волокно, которое не загнивает в воде.

2. В городском поселении Удельная (Московская область) работает единственная в стране биофабрика, которая выращивает медицинских пиявок и поставляет их в медицинские учреждения России.

3. Деревня, возле которой студенты расположились на отдых, находилась севернее старинного городка С.

4. Вероника подарила матери золотое кольцо, которое понравилось ей с первой минуты.

7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

В первых картинах И.Н. Никитина есть некоторая упрощё(1)ость: фигуры выхваче(2)ы из темноты неопределё(3)ого пространства лучом яркого света и существуют вне связи со средой.

1. 1 2. 2 3. 1, 2 4. 1, 2, 3

 

8. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) прогр..ссивный, с..нкционировать, возр..ст; 2) в..рховье, разв..твление, ш..птаться;

3) отб..рает, орнам..нт, прогр..ммировать; 4) осл..плённый, к..снулся, сув..ренитет.

9. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

1. дыш..шь, обид..вший; 2. эконом..шь, замасл..нный; 3. дремл..шь, приемл..мый; 4. реж..шь, прикле..вший.

 

10. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. фасол..вый;

Б. отрасл..вой;

В. настойч..вость;

Г. догадл..вый.

1) А, Б 2) А, Б, В 3) А, В, Г 4) В, Г

11. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1. Раневская приезжает из Парижа, ЧТО(БЫ) покаяться в своих грехах, а ТАК(ЖЕ) найти покой в родном имении.

2. Первые несколько лет, прожитые в Вене, стали для Бетховена (ПО)ИСТИНЕ счастливейшим временем его жизни, ПОТОМУ(ЧТО) именно здесь он приобрёл настоящую известность.

3. Страсть к чтению у Башкирцевой была ненасытна, способность работать - громадная, (ПРИ)ТОМ пищей для её ума были (КАК)БУДТО все предметы.

4. (ПО)ВИДИМОМУ, Боттичелли был учеником известного живописца Филиппе Липпи, а ТАК(ЖЕ) флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккио.

 

12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Дуэль подвергалась критике со стороны мыслителей-демократов (1) видевших в ней проявление сословного предрассудка дворянства (2) и (3) противопоставляющих дворянскую честь человеческой.

1. 1,2,3 2. 1,2 3. 1,3 4. 1

 

13. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) За этот день мы успели посетить не только Ливадийский дворец но и знаменитую «Поляну сказок».

2) А солдат ест себе горелую кашу да хозяев похваливает.

3) Седого старика окружила толпа весёлых и шумных ребятишек и стала просить его показать ещё несколько фокусов.

4) Я попросил дядю Сашу не обижать моего брата или вовсе не приходить к нам в гости.

14. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

Раздался оглушительный выстрел и запахло порохом.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

15.Укажите верную морфологическую характеристику слова ПОДСПУДНО.

Требование толерантности подспудно содержится в «золотом правиле» нравственности, гласящем: «Чего в другом не любишь, того не делай сам».

1. Прилагательное 2. Наречие 3. Причастие 4. Деепричастие

 

Прочитайте текст и выполните задания 16 - 20.

(1)Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. (2)Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете. (3)Дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4)Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).

(5)Настя слала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6)Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.

(7)Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость.

(8)– Дорогой мой, – сказала Катерина Ивановна, – не взыщите с меня, со старой. (9)Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10)В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. (11)Да и кое-какие деревья я посадила сама.

(12)Она одевалась очень долго. (13)Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.

(14)Уже вечерело. (15)Сад облетел. (16)Палые листья мешали идти. (17)Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. (18)Далеко над лесом висел серп месяца.

(19)Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.

(20)Я крепко держал её, чтобы она не упала. (21)Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.

(22)– Не дай вам бог, родной мой, – сказала она мне, – дожить до такой одинокой старости! (23)Не дай вам бог!

(24)Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!                                 (К. Паустовский «Телеграмма»)

 

16. Укажите способ образования слова ПЕРЕРЫВ (предложение 5).

17. Из предложений 7 – 9 выпишите притяжательное местоимение.

18. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании НИКОГДА НЕ ЖАЛОВАЛАСЬ (предложение 1).

19. Среди предложений 7 – 13 найдите односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения.

20. Напишите небольшое сочинение-рассуждение (5 – 10 предложений). Объясните, как вы понимаете смысл предложения 22 текста: «Не дай вам бог, родной мой, – сказала она мне, – дожить до такой одинокой старости!»

 

2 вариант

 

1. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1. позвонИм 2. рвалА 3. грАжданство 4. давнИшний

 

2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1. ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе.

2. Для него, видимо, это был единственный СПАСАТЕЛЬНЫЙ аргумент.

3. Всего три месяца назад этот спортсмен дебютировал как солист на ОТБОРОЧНОМ региональном этапе.

4. Рассвет прояснил ГОРИСТЫЕ берега, открыл море по всему горизонту.

 

3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1. из полтора метров материи; 2. уважаемые директора; 3. пара ботинок; 4. до тысяча девятьсот пятого года. 

 

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Находясь в пути, …

1) мне приснился сон.

2) всегда думаешь о доме.

3) нам приносили свежие газеты.

4) всегда вспоминается дом.

5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1. Вопреки прогнозу специалистов безработица в стране резко выросла.

2. То, что выросло в огороде, удалось заготовить на зиму без потерь.

3. Те, кто хотел отправиться на отдых, приобрёл путёвку заранее.

4. Старшеклассники не только хорошо играли в футбол, но и увлекались фехтованием.

 

6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

1. Надо быть благодарным родителям за ту заботу, которую они проявляют о тебе.

2. Закон, который приняла Государственная дума РФ, поступил на утверждение Президента.

3. Учащиеся пользуются толковым словарём, который написал выдающийся лингвист Сергей Иванович Ожегов.

4. В августе в городе Жуковском, который расположен на юго-востоке Подмосковья, успешно прошёл авиасалон МАКС-2011.

 

7.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Своеобразие художестве(1)ого мира ра(2)их повестей Н.В. Гоголя связа(3)о с использованием фольклорных традиций: име(4)о в народных сказаниях, полуязыческих легендах и преданиях писатель нашёл темы и сюжеты для своих произведений.

1. 1, 2, 3 2. 2, 3, 4 3. 1, 3 4. 1, 2, 4

 

8. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1.вызв..лить, выр..стающий, предст..вительный; 2. вл..стелин, пок..рать, укр..титель;

3.пок..ряющий, з..ря, провозгл..шать; 4. упл...няя (бетон), к..саться, к..мпаньон.

9. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1. догон..шь, озадач..вший;

2. разбуд..шь, омыва..мый;

3. беспоко..шься, подстрел..нный;

4. шепч..шься, расчист..вший.

10. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

А. претерп..вать

Б. привередл..вый

В. алюмини..вый

Г. успока..ваться

1) А, Б, Г 2) А, Б, В 3) В, Г 4) А, В

11. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1. Воспитательное значение художественной литературы огромно, (ПО)ТОМУ что она действует на мысли человека ТАК(ЖЕ) сильно, как и на чувства.

2. Художники-импрессионисты большое внимание уделяли свету, постоянно меняющемуся (В)ТЕЧЕНИЕ дня, и воздуху, в который КАК(БЫ) погружены предметы и фигуры людей.

3. (И)ТАК, все мои блестящие надежды рушились, и (В)МЕСТО весёлой московской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой.

4. Лесная малина (ПО)СРАВНЕНИЮ с садовой мелкая, но гораздо более сладкая и душистая, (ПО)ЭТОМУ, даже выращивая прекрасную крупную садовую малину, деревенские жители любят ходить за лесной.

 

12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых впредложении должны стоять запятые?

Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.

1. 1, 2, 3 2. 1, 2 3. 3, 4 4. 1, 2, 3, 4

 

13. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1. Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.

2. Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу отношений Гёте с великим русским поэтом А.С.Пушкиным.

3. От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов.

4. В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.

 

14. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Люди на берегу бросили работу ( ) и глядели на подходившие суда.

1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

15. Укажите верную морфологическую характеристику слова СВЯЗАН.

Животное обладает большим умом, но его ум всегда связан с определённой ситуацией.

1. Прилагательное 2. Причастие 3. Наречие 4. Деепричастие

 

Прочитайте текст и выполните задания 16 - 20.

(1)Это было на оккупированной немцами территории в Орловской области.

(2)В деревеньке произошла стычка немцев с партизанами. (3)После перестрелки партизаны отошли в лес, а немцы тоже куда-то делись, наверное, переместились в другой населённый пункт. (4)Во дворе дома, где обитала женщина-крестьянка с двумя мальчишками, остался лежать тяжело раненный немецкий солдат. (5)Без сознания, стонет. (6)И вот задача для женщины с мальчишками: что с ним делать? (7)Добить? (8)Но разве они способны на такое? (9)Оставить так, пусть сам «доходит»? (10)Но ведь человек всё-таки. (11)Каково слушать его предсмертные стоны?

(12)В конце концов они, сжалившись, затащили его в избу, дали попить. (13)Он - таки через несколько дней пришёл в себя. (14)Теперь уж и вовсе невозможно было добить его, несмотря на то что он враг, оккупант.

(15)Шаг за шагом, день за днём начали они немца чисто по-человечески выхаживать. (16)Каждое существо, которому помогаешь, невольно и неизбежно привязывает к себе. (17)И, конечно, женщина и мальчишки тоже стали привязываться к раненому.

(18)Так среди чудовищной мясорубки и бойни той жуткой войны расцвёл цветок милосердия. (19)И когда при новой перестрелке партизан и фашистов немца всё же убили, его (вы, может быть, не поверите) жалели уже почти как родного. (20)Нарочно не придумаешь такого сюжета — настолько необыкновенны, интересны, общечеловечны, гуманны, остры, прекрасны материал и сам сюжетный ход этого эпизода.            (В. Солоухин)

 

16. Укажите способ образования слова ХОД (предложение 20).

17. Из предложений 15 - 18 выпишите указательное местоимение.

18. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ ВЫХАЖИВАТЬ (предложение 15).

19. Среди предложений 12 - 15 найдите сложное предложение, часть которого является односоставным безличным предложением. Напишите номер этого предложения.

20. Напишите небольшое сочинение-рассуждение (5 – 10 предложений). Объясните, как вы понимаете смысл предложения 16 текста: «Каждое существо, которому помогаешь, невольно и неизбежно привязывает к себе».

 

 

 

Лингвистический анализ текста

Цель: осуществить контроль овладения знаний, умений, навыков по разделам учебной дисциплины.

 

Задания 1-7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию 1-7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Утя

(1) Когда ему было четыре года, пришла похоронка на отца. (2) Мать закричала так страшно, что от испуга он онемел и с тех пор говорил только одно слово: «Утя».

(3) Его так и звали: Утя.

(4) Мы играли с ним по вечерам в большом пустом учреждении среди столов, стульев, шкафов. (5) В этом учреждении его мать служила уборщицей и ночным сторожем.

(7) Утя не мог говорить, но слышал удивительно. (8) Ни разу не удавалось мне спрятаться от него за шкафом или под столом. (9) Утя находил меня по дыханию.

(10) Было у нас еще одно занятие – старый патефон. (11) Иголок не было, и мы приловчились слушать пластинку через ноготь большого пальца. (12) Ставили ноготь в звуковую дорожку, приникали ухом и терпели, так как ноготь сильно разогревался. (13) Одну пластинку мы крутили чаще других.

(14) Цыганочка смуглая, смуглая,

Вот колечко круглое, круглое,

Вот колечко с пальчика, пальчика,

Погадай на мальчика, мальчика.

(15) Потом патефон у нас отобрали.

(16) Утя учился с нами в нормальной школе на одни пятерки, потому что на вопросы отвечал письменно и имел время списать.

(17) Утю все жалели, кроме нас, сверстников. (18) Мы обходились с ним как с ровней, и это отношение было справедливым, потому что для нас Утя был вполне нормальным человеком.

(19) Мать возила Утю по больницам, таскала по знакомым. (20) Когда приходили цыгане, просила цыганок погадать.

(21) Ей посоветовали пойти в церковь. (23) Она пошла. (24) Но сколько ни ходила мать в церковь, Утя молчал. (25) Но чем чаще мать ходила в церковь, тем больше верила, что Утя исцелится.

(26) И Утя заговорил! (27) Не от гаданий-шептаний, не от молений. (28) Мы купались, и я его нечаянно столкнул с высокого обрыва в реку. (29) Он упал в воду во всей одежде, быстро всплыл и заорал:

- (30) Ты что, зараза, толкаешься?!

(31) После этого ошалело выпучил глаза, растопырил руки и стал тонуть. (32) Мы вытащили его, он выскочил на берег, плясал, кувыркался, ходил на руках и кричал:

(33) Цыганочка смуглая, смуглая,

Вот колечко круглое, круглое,

Вот колечко с пальчика, пальчика,

Погадай на мальчика, мальчика.

(34) Помню, что мы особо не удивились, что Утя заговорил. (35) Мы даже оборвали его болтовню, что было несправедливо по отношению к человеку, молчавшему десять лет.(36) Утя побежал домой, по дороге называл вслух все, что видел: деревья, траву, заборы, дома, машины, столбы. (37) Ворвался в дом и крикнул:

- (38) Есть хочу!

(39) Его мать упала без чувств, а очнувшись, зажгла свечку перед недавно купленной иконой.

(40) Утя уснул после полуночи. (41) Мать сидела у кровати до утра, вздрагивала и крестилась, когда сын ворочался во сне...  (По В. Крупину)

*Владимир Николаевич Крупин (род. в 1941 году) – современный писатель, автор повестей «Живая вода», «Люби меня, как я тебя», рассказов для детей. В 2011 году стал первым лауреатом Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

1. Задания 1–7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию 1–7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

 

1. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему Утя, молчавший десять лет, заговорил?»

1) Мать возила Утю по больницам, и врачи помогли.

2) Ребята бросили Утю с обрыва в воду, и он, испугавшись, заговорил. 3) Уте надоело, что его жалеют учителя.

4) Цыганка нагадала.

2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово ИГОЛОК (предложение 11).

1. острый колючий росток хвойных деревьев

2. острые выросты, колючки на теле животных

3. тонкий и острый стерженек, зацепляемый бороздками пластинки и приводящий в колебание мембрану

4. тонкий металлический заостренный стержень с ушком для вдевания нити

3. Укажите, какое средство изобразительности используется в предложении 35.

1) метафора 2) сравнение 3) эпитет 4) оксюморон

4. Укажите ошибочное суждение.

1. В слове БЕРЕГ (предложение 32) последний звук - [к].

2. В слове СТУЛЬЕВ (предложение 4) количество букв и звуков совпадает.

3. В слове ЧУВСТВ (предложение 39) все согласные твердые.

4. В слове СВЕРСТНИКОВ (предложение 17) согласный звук [т] является непроизносимым.

5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1. погадать (предложение 20)

2. выскочил (предложение 32)

3. не удавалось (предложение 8)

4. удивительно (предложение 7)

6. В каком слове правописание приставки не зависит от последующего согласного?

1. вздрагивала (предложение 20)

2. всплыл (предложение 29)

3. спрятаться (предложение 8)

4. исцелится (предложение 25)

7. В каком слове правописание Н (НН) подчиняется правилу: «В суффиксах полных страдательных причастий совершенного вида пишется две буквы Н »?

1. нечаянно (предложение 28)

2. удивительно (предложение 7)

3. письменно (предложение 16)

4. купленной (предложение 39)

2. Задания 1-9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания 1 – 9 записываются словами или цифрами.

1 Замените разговорное слово «БОЛТОВНЯ» в предложении 35 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

2 Замените словосочетание ЗВУКОВАЯ ДОРОЖКА (предложение 12), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

3 Выпишите грамматическую основу предложения 21.

4 Среди предложений 36-40 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.

Он упал в воду во всей одежде,(1) быстро всплыл и заорал:

- Ты что,(2) зараза, (3) толкаешься?!

После этого ошалело выпучил глаза,(4) растопырил руки и стал тонуть.

6. Укажите количество грамматических основ в предложении 11. Ответ запишите цифрой.

7. В приведённых ниже сложных предложениях из прочитанного текста пронумерованы знаки препинания. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) знак(-и) препинания между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Утю все жалели, кроме нас, (1) сверстников. Мы обходились с ним как с ровней,(2) и это отношение было справедливым,(3) потому что для нас Утя был вполне нормальным человеком.

Мать возила Утю по больницам,(4) таскала по знакомым. Когда приходили цыгане,(5) просила цыганок погадать.

8. Среди предложений 26-32 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.

9. Среди предложений 17-25 найдите сложное предложение с разными видами связи – сочинительной и подчинительной. Напишите номер этого предложения.

1. Используя прочитанный текст части 2, выполните задание:

Напишите сочинение-рассуждение.

Объясните, как Вы понимаете смысл последнего предложения текста: «(41) Мать сидела у кровати до утра, вздрагивала и крестилась, когда сын ворочался во сне...»

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования).

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответы Задание

 

Вариант 1

А1

2

А2

3

А3

1

А4

3

А5

2

А6

3

А7

4

В1

разговор или речь

В2

дорожка для звука

В3

посоветовали

В4

39

В5

2, 3

В6

2

В7

2

В8

32

В9

18

 

 

 

НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

 

Нормы оценки  призваны обеспечить одинаковые требо­вания к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки раз­личных сторон владения устной и письменной формами русско­го языка (критерии оценки орфографической и пунктуацион­ной грамотности, языкового оформления связного высказыва­ния, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов конт­рольных работ; 4) количество отметок за различные виды конт­рольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умени­ям и навыкам, над которыми они работали или работают к мо­менту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) зна­ние полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунк­туационные навыки; 3) речевые умения.

 

Оценка устных ответов учащихся

 

Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение при­менять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следую­щими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изучен­ный материал, дает правильные определения языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходи­мые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно со­ставленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяю­щий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 — 2 недочета в пос­ледовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении поня­тий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои приме­ры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание боль­шей части соответствующего раздела изучаемого материала, до­пускает ошибки в формулировке определений и правил, искажа­ющие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладе­нию последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное не­знание или непонимание материала. 

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовре­менный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выво­дится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

 

Оценка диктантов

 

Диктант — одна из основных форм проверки орфографичес­кой и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, ко­торые должны отвечать нормам современного литературного язы­ка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается: для V класса — 90— 100 слов, для VI класса - 100-110, для VII - 110-120, для VIII - 120-150, для IX класса — 150—170 слов. (При подсчете слов учитыва­ются как самостоятельные, так и служебные слова.)

 

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он мо­жет состоять из следующего количества слов: для V класса — 15-20, для VI класса - 20-25, для VII класса - 25-30, для VIII класса - 30 - 35, для IX класса - 35 - 40.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать в себя основные орфограм­мы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявле­ние прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктан­ты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограм­мы были бы представлены не менее чем 2 — 3 случаями. Из изу­ченных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные; они должны быть представлены 1 — 3 случаями. В целом количе­ство проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превы­шать: в V классе — 12 различных орфограмм и 2 — 3 пунктограмм,

в VI классе — 16 различных орфограмм и 3 — 4 пунктограмм,

в VII классе -20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм,

в VIII классе - 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм,

в IX классе — 24 различных орфограммы и 15 пунктограмм.

 

В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере зак­реплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).

В диктантах должно быть: в V классе — не более 5 слов, в VIVII классах - не более 7 слов, в VIII-IX классах - не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специ­ально обучались.

До конца первой четверти (а в V классе — до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для пре­дыдущего класса.

 

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются ор­фографические и пунктуационные ошибки:

1) в переносе слов;                                                                                            

2) на правила, которые не включены в школьную программу;

3) на еще не изученные правила;

4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные на­писания, искажающие звуковой облик слова, например: «ра-по-тает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вме­сто земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошиб­ки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При
подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым
относятся ошибки:                                                         

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наи­менованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, пра­вописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилага­тельными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;

6) в случаях трудного различения не я ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);

7) в собственных именах нерусского происхождения;

8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

 

Необходимо учитывать также повторяемость и однотип­ность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же сло­ве или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматичес­ких (в армии, вообще; колют, борются) и фонетических (пиро­жок, сверчок) особенностях данного слова.

 

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в кото­ром для выяснения правильного написания одного слова требует­ся подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода воды, рот ротик, грустный — грустить, резкий — резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (ис­правление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений. Более 5 исправлений не влечет выставление отрицательной оценки.    

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфогра­фических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсут­ствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставлять­ся при 3 орфографических ошибках, если среди них есть одно­типные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографи­ческие и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных оши­бок при отсутствии орфографических ошибок. В IV классе до­пускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографи­ческих и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуа­ционных ошибках, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфогра­фических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуацион­ных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается бал­лом «1».

При некоторой вариативности количества ошибок, учитывае­мых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» — 4 орфографические ошибки (для V класса - 5 орфографических ошибок), для оцен­ки «2» — 7 орфографических ошибок.

 

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографичес­кого, грамматического) задания, выставляются две оценки (за каж­дый вид работы).

При оценке выполнения дополнительных заданий рекоменду­ется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выпол­нено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой выполнено менее половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитыва­ются при выведении оценки за диктант.

 

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендует­ся руководствоваться следующим:

Оценка «5»  ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 — 2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3 — 4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается бал­лом «1».

 

Оценка сочинений и изложений

 

Сочинения и изложения — основные формы проверки уме­ния правильно и последовательно излагать мысли, уровня рече­вой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в VIX классах проводятся в соот­ветствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».

Примерный объем текста для подробного изложения: в V клас­се -100-150 слов, в VI классе - 150-200, в VII классе - 200-250, в VIII классе - 250-350, в IX классе - 350-450 слов.

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в VIII и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Рекомендуется следующий примерный объем классных сочи­нений: в V классе — 0,5— 1,0 страницы, в VI классе —1,0—1,5, в VII классе - 1,5-2,0, в VIII классе - 2,0-3,0, в IX классе - 3,0-4,0 страницы.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зави­сит от многих обстоятельств, в частности, от стиля и жанра сочи­нения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.

С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) со­блюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметка­ми: первая ставится за содержание и речевое оформление, вто­рая - за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пун­ктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следую­щим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;   

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

 

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учи­тывается:

разнообразие словаря и грамматического строя речи;

стилевое единство и выразительность речи;

число речевых недочетов.

 

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником оши­бок - орфографических, пунктуационных и грамматических.

 

Основные критерии оценки

«5»

Содержание и речь

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.                                          -

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием ис­пользуемых синтаксических конструкций, точностью словоупот­ребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 — 2 речевых недочета.

Грамотность

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

 

«4»

Содержание и речь

1. Содержание работы в основном соответствует теме (име­ются незначительные отклонения от темы).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единич­ные фактические неточности.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно раз­нообразен.

5. Стиль работы отличается единством и достаточной вырази­тельностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержа­нии и не более 3 — 4 речевых недочетов.

Грамотность                                                                                        

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошиб­ки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических оши­бок, а также 2 грамматические ошибки.

 

«3»

Содержание и речь

1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изло­жения.

4. Беден словарь, и однообразны употребляемые синтакси­ческие конструкции, встречается неправильное словоупотреб­ление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержа­нии и 5 речевых недочетов.

Грамотность

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошиб­ки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных оши­бок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в IV классе — 5 орфографических ошибок и 4 пунктуа­ционные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

 

Ошибки и недочеты в сочинениях и изложениях

Следует различать понятия «ошибка» и «недочет». Ошибка - это нарушение требований к правильности речи, нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим «так сказать нельзя». Недочет - это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это неправильно», недочет - с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано». Другими словами, недочет - это скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи.

Речевые недочеты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и выражений задаче речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль или искажают ее, не раскрывают отношения автора к описываемым фактам, не соответствуют стилю изложения. Речевыми недочетами можно считать:

- повторение одного и того же слова;

- однообразие словарных конструкций;

- неудачный порядок слов;

- различного рода стилевые смешения.

 

Ошибки в содержании сочинений и изложений

Ошибки в содержании сочинения или изложения показывают, что ученик не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения.

Фактические ошибки

В изложении:

неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей.

 

В сочинении:

искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат.

 

Логические ошибки

-нарушение последовательности в высказывании;

-отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями;

-неоправданное повторение высказанной ранее мысли;

-раздробление одной микротемы другой микротемой;

-несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей;

-перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению);

-неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица.

 

Речевые ошибки

К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые, в свою очередь, делятся на семантические и стилистические.

К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:

•       употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;

•       неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень; учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;

•       нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;

•       употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно;

•       пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);

•       стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная черта характера; приближался все ближе и ближе;

Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:

•       неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кити было два парня: Левин и Вронский;

•       неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи, например: Рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей;

•       смешение лексики разных исторических эпох;

•       употребление штампов.

Речевые ошибки в построении текста:

•       бедность и однообразие синтаксических конструкций;

•       нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед;

•       стилистически неоправданное повторение слов;

•       неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи, например: Иванов закинул удочку, и она клюнула;

•       неудачный порядок слов.

 

Грамматические ошибки

Грамматические ошибки - это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.

Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.

Разновидности грамматических ошибок

•       Словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т.п.). Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические.

•       Морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичанины; спортсмены в кан оях; ихний улыбающий ребенок; ложит и т.д.)

•       Синтаксические

а)     Ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении, например: браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;

б)     ошибки в структуре простого предложения:

- нарушение связи между подлежащим и сказуемым, например: солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны;

- нарушение границы предложения, например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке;

- разрушение ряда однородных членов, например: настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн;

- ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, например; причалившая лодка к берегу; На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени;

- местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего, например: Кусты, они покрывали берег реки;

- пропуски необходимых слов, например: Владик прибил доску и побежал в волейбол.

в) ошибки в структуре сложного предложения:

- смешение сочинительной и подчинительной связи, например: Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами;

- отрыв придаточного от определяемого слова, например: Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе;

г) смешение прямой и косвенной речи;

д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например: терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная.

Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании браконьерам, промышляющих в лесах не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании умчался в синею даль ошибка орфографическая, так как вместо юю по правилу написано другое.

 

В сочинении и изложении все ошибки выносятся на поля. Для выведения отметок однородные ошибки суммируются и число их цифрами указывается перед каждой отметкой.

Первой ставится отметка за содержание и речь. Перед нею записывается число ошибок в содержании и число речевых ошибок (С – Р).

Перед второй отметкой – за грамотность – указывается число орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок (IV – Г).

В целом запись выглядит так:

                                                      0 – 2              4

                                                      4 – 3 – 1        3

                                  

Оценка обучающих работ

 Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность письма, 5) полнота выполнения работы.

Оценка «5» ставится в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. Оценка «4» ставится, если ученик допустил 1-2 ошибки, «3» - 3-4 ошибки, «2» - 5-7 ошибок, более 7 ошибок - «1».

Первая и вторая работа, как классная , так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ  соответствующего или близкого вида.

 

Оценка тестов

 

При проведении тестовых работ  критерии оценок следующие:

«5» - 89-100%;

«4» - 70-88%;

«3» - 50-70%;

«2» - менее 50%.

 

Выведение итоговых отметок

 

За учебную четверть (учебное полугодие) и учебный год ставится итоговая отметка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.