МБУ ДО «Детская школа искусств №57»
Контрольно-измерительный материал по сольфеджио
Класс 1 ФО, ОНИ
Вид промежуточный контроль
Форма контроля контрольный урок
Сроки проведения 4 четверть
Цель работы определение уровня знаний, умений и навыков учащихся 1 класса по учебному предмету «Сольфеджио» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» 8(9) лет, «Народные инструменты» 5(6) лет.
Метод контроля, задания |
Проверяемые знания и умения |
Инструкция по прове- дению (для педагога)/ выполнению работы |
Инструкция по оцениванию |
Продолжительность Выполнения работы |
Устные вопросы на знание музыкальной терминологии, понятий: 1. Если звуки встали в ряд, получился ? – (звукоряд) 2. Какие бывают звукоряды? 3. Что такое лад? 4. Сколько в ладу ступеней? 5. Назовите устойчивые и неустойчивые ступени. Главные и побочные ступени. 6. Что такое тональность? 7. Строение мажорной гаммы? 8. Какие мажорные тональности мы знаем, какие в них ключевые знаки? 9. С какой минорной тональностью мы знакомы? 10. Какие виды движения в мелодии мы знаем?
|
Знания первичных теоретических понятий, в том числе профессиональной музыкальной терминологии: · Звуки высокие, средние, низкие. · Звукоряды. · Лад: мажор-минор; ступени устойчивые-неустойчивые; главные-побочные; вводные. Разрешение неустойчивых ступеней, опевание Т; тоническое трезвучие. · Тон-полутон. Строение мажорной (минорной) гаммы. · Тональности До, Соль, Фа, Ре мажор, ля минор. Ключевые знаки, «#» и «b». · Виды движения в мелодии. · Метр, ритм, размер 24 34, такт, затакт. Длительности: целая, половинная, четверть, восьмые. Пауза. · Интервал. |
Преподаватель задаёт необходимые для выполнения задания вопросы в течении урока, учащиеся отвечают в индивидуальном порядке. |
«5» - учащийся работает активно, верно отвечает на вопросы. «5-»- учащийся допустил одну ошибку. «4»- две ошибки. «4-» - три ошибки. «3» - четыре ошибки. «3-» - пять-шесть ошибок. «2» - семь-восемь ошибок. |
В течение всего урока. |
Интонирование музыкальных элементов: · пение нотами мажорных звукорядов от звуков ↑↓ · опевание тоник ↑↓ · пение мажорных трезвучий от звуков ↑↓ |
Знание названия и расположения звуков, навыки интонирования. |
Упражнения пропеваютя хором и индивидуально под аккомпанемент преподавателя. |
«5» - чистое интонирование, хорошее знание элементов. «5-» - незначительные погрешности в интонировании. «4» - не достаточно чистая интонация. «4-» - не чистая интонация, не осмысленность ответа. «3» - ошибки в названии элементов, не уверенное владение интонацией; «3-» - плохое владение слуховыми навыками, грязная интонация. «2» - ошибки, плохое владение интонацией, отсутствие теоретических знаний.
|
3 мин |
Тональность До мажор: · разрешение неустойчивых ступеней; определение на слух. · определение на слух простых попевок, вида движения мелодии в них, пение нотами (устные диктанты). · определение на слух главных гармонических функций. |
Знание простейших понятий, связанных со строением лада, взаимодействием устойчивых и неустойчивых, главных и побочных ступеней; навыков определения на слух видов движения в небольших простых попевках. |
Преподаватель игрет названные в задании элементы, учащиеся по слуху анализируют и отвечают индивидуально. |
«5» - чистое интонирование, хорошее знание элементов лада. «5-» - незначительные погрешности в интонировании. «4» - не достаточно чистая интонация. «4-» - не чистая интонация, не осмысленность ответа. «3» - ошибки в определении элементов, не уверенное владение интонацией; «3-» - плохое владение слуховыми навыками, грязная интонация. «2» - ошибки, плохое владение интонацией, отсутствие теоретических знаний.
|
5 мин |
«Три синички» · назвать лад, характер песни; · назвать количество фраз; · назвать встречающиеся виды движения в мелодии; · пение со словами и нотами с показом по столбице; · пение с ритмическим остинато; · игра песни в мажорных тональностях. |
Музыкальная память, знание элементов лада, интонирование, метроритм. |
Задание выполняется группой (пение) и индивидуально.
|
«5» - все верно «5-»- одна ошибка «4»- две ошибки «4-» - три ошибки «3» - четыре ошибки «3-» - пять-шесть ошибок «2» - семь-восемь ошибок |
10 мин |
«Снегурочка» · назвать лад, характер песни; · назвать количество фраз; · назвать встречающиеся виды движения в мелодии; · пение со словами и нотами с показом по столбице; · игра песни в тональности ля минор.
|
Музыкальная память, знание элементов лада, интонирование, метроритм. |
Задание выполняется группой (пение) и индивидуально.
|
«5» - все верно «5-»- одна ошибка «4»- две ошибки «4-» - три ошибки «3» - четыре ошибки «3-» - пять-шесть ошибок «2» - семь-восемь ошибок |
5 мин |
Метроритм 1. Что такое метр?, (ритм?) 2. Какие бывают доли? 3. Какие длительности мы знаем?
|
Знание понятий: метр, ритм, сильная и слабая доли, размер 24 34, такт, затакт. Длительности: целая, половинная, четверть, восьмые. Пауза. Умение на слух определить размер, ритмический рисунок. Умение прочитать (прохлопать, простучать) ритмический рисунок.
|
Преподаватель проводит устный опрос на знание понятий о метроритме. Преподаватель пропевает небольшие музыкальные фразы или прохлопывает небольшие ритмические рисунки; учащиеся повторяют по памяти и называют рисунок ритмослогами (выкладывают ритмическими карточками). |
«5» - все верно «5-»- одна ошибка «4»- две ошибки «4-» - три ошибки «3» - четыре ошибки «3-» - пять-шесть ошибок «2» - семь-восемь ошибок |
10 мин |
Слуховой анализ интервалов вне лада: м.7, ч.5, м.3, б.6, ч.8, б.2.
(б.3, ч.5, м.2, м.6, б.7, ч.4)
(м.3, б.6, ч.8, б.2, ч.4, б.3, б.7)
(ч.5, м.2, м.6, б.3, м.7, ч.4, б.2)
1. Что такое интервал? Какие бывают интервалы?
|
Знание понятий: интервал; консонансы и диссонансы; названия, состав ступеней и обозначения простых интервалов. Навыки определения на слух интервалов в гармоническом и мелодическом звучании. |
· Преподаватель играет интервал, учащиеся отвечают индивидуально. · Преподаватель играет цепочку из 6 интервалов, учащиеся выкладывают ответ карточками.
|
«5» - все верно «5-»- одна ошибка «4»-две ошибки «4-» - три ошибки «3» - четыре ошибки «3-» - пять ошибок «2» - шесть ошибок |
5 мин |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.