КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Оценка 4.7

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Оценка 4.7
Документация
docx
география
04.09.2021
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
КОНТРОЛЬНО-оценочная деятельность.docx

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Кондратьева Ольга Владимировна,

учитель географии

ГУО «СШ № 2 г. Белыничи»

В вопросах организации контрольно-оценочной деятельности накоплен большой опыт. Но, по-прежнему, актуальность вопроса оценочной деятельности учащихся на уроке не снижается, по-прежнему эти вопросы остаются сложнейшими педагогическими проблемами.

Я попробую еще раз осмыслить проблему оценивания ЗУН учащихся с целью дальнейшего совершенствования практики оценивания и повышения качества и эффективности урока.

Начать хотелось бы с основных нормативных документов, которые регламентируют контрольно-оценочную деятельность учителя, которые каждый учитель обязан знать, и умело применять знания на практике.Прежде всего, это 10-балльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего и профессионально-технического образования, которая была введена МО РБ в 2002 году, где для оценки результатов учебной деятельности учащихся были выделены пять уровней усвоения учебного материала.

Идея не новая. Еще в 18 веке М.Ломоносов предложил критерии, которые включали в себя все, что учеником сделано или упущено, усвоено или не совсем и обозначались они следующим образом:

·       ВИ – все исполнено;

·       НУ – не знал урока;

·       НЧУ – не знал части урока;

·       ЗУНТ – знал урок не твердо;

·       НЗ – не знал задачи;

·       ВИЗ – все исполнил с избытком.

Здесь видно, что есть определенное сходство с пятью уровнями нынешней 10- балльной системы:

·       1-2 – низкий уровень;

·       3-4 – удовлетворительный;

·       5-6 – средний;

·       7-8 – достаточный;

·       9-10 – высокий.

Первый уровень (низкий) – действия на узнавание, распознавание и различение понятий (объектов изучения).

Второй уровень (удовлетворительный) – действия по воспроизведению учебного материала (объектов изучения) на уровне памяти.

Третий уровень (средний) – действия по воспроизведению учебного материала (объектов изучения) на уровне понимания; описание и анализ действий с объектами изучения.

Четвертый уровень (достаточный) – действия по применению знаний в знакомой ситуации по образцу; объяснение сущности объектов изучения;выполнение действий с четко обозначенными правилами; применение знаний на основе обобщенного алгоритма для решения новой учебной задачи.

Пятый уровень (высокий) – действия по применению знаний в

незнакомых, нестандартных ситуациях для решения качественно новых задач; самостоятельные действия по описанию, объяснению и преобразованию объектов изучения.

В целях регулирования контрольно-оценочной деятельности

педагогических работников, осуществления единых подходов при

организации проверки и оценки учебных достижений учащихся были изданы НОРМЫ оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам.

Учебный процесс это деятельность трехсторонняя. Ее участниками являются: учащиеся, учителя и родители. Каждый участник заинтересован в достижении учебных результатов, и в том, чтобы эти результаты были оценены объективно, чтобы были исключены случаи субъективных и ошибочных суждений, чтобы отметки отражали действительную успеваемость учащихся. Сегодня,  учащиеся и их родители ждут от учителя,прежде всего, чтобы он понимал их и их проблемы и вместе с тем был строг,

последователен и справедлив.

Известный педагог Евгений Ильин писал: «В оценке зачастую мало педагогики и много власти».Задача каждого педагога строить образовательный процесс таким образом, чтобы в его оценке власти было мало, а педагогики много. Любая оценка, которую учащийся считает справедливой, неважно, положительная она или отрицательная, сказывается на мотивах, становится стимулом их

деятельности и поведения в будущем.

Прежде всего, мне хотелось бы уточнить  понятия:

«Оценка» и «Отметка», т.к. от понимания сути того или иного термина зависит, что каждый из нас вкладывает в его понимание.

В педагогике под проверкой и оценкой знаний учащихся понимают

выявление и сравнение на том или ином этапе обучения результатов учебной деятельности учащихся с требованиями программы.Согласно толковым словарям русского языка, слова оценка и отметка не являются синонимами:

·       Оценка – это мнение о ценности, уровне или качестве чего-либо;

·       Отметка – это установленное государственными стандартами

обозначение степени знаний ученика.

Согласно нормативному документу:

·       Оценка – развернутая словесная характеристика результатов,

прилежания, стремления, усилий и творчества учащегося.

·       Оценить – значит определить степень, уровень, качество выполнения учащимися задач, поставленными перед ними в процессе обучения.

Когда учитель оценивает учащегося, он высказывает, прежде всего,

свое личное мнение о конкретной работе конкретного учащегося.

·       Отметка – это результат процесса оценивания, его условно-формальное (знаковое), количественное выражение оценки учебных достижений учащихся в цифрах и баллах.

Когда учитель ставит отметку, на первый план выдвигается

общегосударственный стандарт качества знаний. При этом зачастую за выставленной отметкой не проявляется сам процесс получения знаний. Отметка выводится из оценки, а потому оценка должна предшествовать отметке. В практике учителей наблюдается обратная картина: учителя вначале ставят учащимся отметки и лишь, затем комментируют их. Более того, комментарий часто носит краткий, свернутый характер.

Смысл комментирования отметок заключается, во-первых, в указании на наиболее типичные ошибки в учебной работе ученика, во-вторых, в стимулировании интереса к учению, открытии перспектив перед ним, в- третьих, в обеспечении согласия учащегося с выставляемой ему отметкой.Эффективность отметки возрастает, если ученик внутренне согласен с ней.

Контроль – процедура проверки и оценки учебных достижений учащихся, направленная на установление степени соответствия реально достигнутых результатов учебной деятельности каждым учащимся планируемым результатам обучения в предметно-деятельностной форме, определённых

образовательными стандартами и учебными программами.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О КОНТРОЛЕ?

·       Вид контроля.

·       Цель.

·       Сроки проведения.

·       Как провести?

·       Что должно проверяться?

Различают следующие основные виды контроля: текущий, периодический (промежуточный) и итоговый.

Текущий контроль подразделяется на поурочный и тематический, значимость которого определяется спецификой учебного предмета. Текущий контроль – наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Обычно он сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому проводится на первых этапах обучения, когда еще трудно говорить о сформированности умений и навыков учащихся. Его основная цель – анализ хода формирования знаний и умений учащихся. Это дает учителю и ученику возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению; возвратиться к еще не усвоенным правилам, операциям и действиям. Текущий контроль особенно важен для учителя как средство своевременной корректировки своей

деятельности, внесения изменений в планирование последующего обучения и предупреждения неуспеваемости. В данный период школьник должен иметь право на ошибку, на подробный, совместный с учителем анализ последовательности учебных действий.

Периодический контроль – проверка степени усвоения учащимися учебного материала за длительный период времени. Периодический контроль проводится по завершении изучения большой темы. Назначение (функция) периодического контроля: систематизировать и обобщить материал всей темы; путем повторения и проверки знаний предупредить забывание, закрепить его как базу, необходимую для изучения последующих

разделов учебного предмета.

Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени – четверть, полугодие, год. Итоговый контроль производится накануне перевода учащихся в следующий класс или на следующую степень обучения.

Методы контроля – это способы, с помощью которых можно получить наиболее объективную информацию о качестве образовательного процесса и результатах учебной деятельности учащихся. К ним относятся: индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием контрольных вопросов и заданий, собеседования, дидактические тесты, диктанты, самостоятельные и контрольные работы, наблюдения, лабораторные и практические работы, лабораторные опыты,

экспериментальные исследования, рефераты и другие методы и средства контроля.

ЦЕЛИ КОНТРОЛЯ

·       определение качества усвоения учащимися учебного материала – уровня овладения знаниями, умениями и навыками, предусмотренных программой;

·       обнаружение достижений и успехов учащихся;

·       указание путей совершенствования, углубления знаний, умений;

·       создание условий для включения школьников в активную

деятельность;

·       обучение школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле;

·       воспитание у учащихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы.

10-балльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся многофункциональна.

·       Образовательная функция. Сущность: использование разнообразных форм, методов и средств контроля результатов обучения, которые содействуют продвижению учащихся к достижению более высоких уровней усвоения учебного материала; заключается в ориентации учителя на активизацию мышления, познавательную деятельность, мотивационную и волевую сферу учащихся.

·       Контролирующая функция. Сущность: объективное определение уровня усвоения учебного материала в процессе контроля и аттестации учащихся.

·       Диагностическая функция. Сущность: анализ, оперативное

регулирование и коррекция образовательного процесса и учебной

деятельности.

·       Стимулирующая функция. Сущность: установление динамики

достижений учащихся в усвоении знаний, характера  познавательной деятельности, развития индивидуальных качеств личности на всех этапах учебной деятельности. Контроль должен стимулировать желание ребенка заниматься данным предметом.

·       Социальная функция. Сущность: дифференцированный подход к осуществлению проверки и оценки результатов учебной деятельности учащихся, учёт их индивидуальных возможностей и потребностей. Предполагает, что способствует достижению определенного уровня образования в соответствии с образовательными стандартами и социальным заказом общества и государства.

Среди признаков, характеризующих работу учителей, которые добились наибольших успехов в обучении, можно выделить следующие: предъявлялись высокие требования, выполнение которых последовательно контролировалось и оценивалось; умело использовались оценки и отметки в целях развития личности учащихся. К основным типичным субъективным ошибкам оценивания в школе относятся (по страницам литературы):

·       великодушие, снисходительность, проявляется в завышении отметок;

·       перенос симпатии или антипатии с ученика на оценку (отметку);

·       оценка по настроению;

·       отсутствие твердых критериев (преподаватель ставит высокие отметки за слабые ответы, и наоборот);

·       центральная тенденция (проявляется в стремлении избежать крайних отметок, например, не ставить единиц, двоек и десяток);

·       неустойчивость системы (преподаватель то долго не спрашивает, то весь урок опрашивает);

·       близость оценки той, которую ставят коллеги (например, по

большинству предметов ученик не отличается успехами, в такой ситуации трудно выставлять высокие отметки по своему предмету);

·       перенос оценки за поведение на оценку по учебному предмету и др.

Говоря об оценках и отметках, не следует упускать из виду их связь с уроками в целом:

·       Оценки и отметки могут существенно способствовать делу повышения успеваемости, но не совершают «чудес».

·       Оценки и отметки – важное средство воспитания. Однако если

взаимоотношения между учителем и учащимися не на должном

уровне, если учитель не обладает авторитетом, учащиеся сомневаются в его справедливости, то оценки и отметки утрачивают свое воспитательное воздействие.

·       Оценки и отметки – важный метод стимулирования активности учащихся, однако не единственный и далеко не в каждом случае самый подходящий.

·       Оценка знаний будет только в том случае педагогически правильной, если она стимулирует, а не тормозит развитие школьников.

Выставление оценок по предметам способствует развитию ученика если:

·       он понял, что от него требуют;

·       он не сомневается в справедливости спрашиваемых знаний и

необходимости требуемых умений;

·       он убежден, что может постигнуть требуемое, что полученная отметка зависит только от него самого и степени его усердия.

Если эти условия выполнены, то ставить отметку можно.

Для повышения качества знаний полезно использовать правило: проверяй все, что задаешь, оценивай достаточно полно, ставь отметку только за существенное.

Для многих учащихся оценка перестала быть стимулом стремления к знаниям, а служит для накопления формального балла для поступления в вуз.

По результатам психолого-педагогических исследований:

·       97 % учащихся говорят о том, что отметка нужна и даже необходима, они не хотят учиться без отметок, аргументируя это тем, что начнётся неразбериха, проблемы с дисциплиной и т. д. Но современная оценочная система устраивает не всех.

·       100% родителей считают, что отметка в школе нужна. Отметка помогает родителям осуществлять контроль, следить за успехами и видеть пробелы в знаниях. Большинство родителей считают, что знания важнее отметки, однако мнение об учёбе своего ребёнка строят в первую очередь, основываясь на отметках в дневнике и журнале.

Заключение

Учитель в своей работе должен использовать не только общепринятые формы контроля (самостоятельная и контрольная работы, устный опрос у доски и так далее), но и систематически изобретать, внедрять свои средства контроля.

Учитель должен уметь сделать процесс обучения не только эффективным, но и интересным для детей. Систематический контроль знаний и умений учащихся – одно из основных условий повышения качества обучения.

Умелое владение учителем различными формами контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности учащихся в обучении, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика.

Контроль для учащихся должен быть обучающим, а, следовательно, он будет и развивающим и воспитывающим.

В результате проведения нетрадиционных форм контроля знаний и умений раскрываются индивидуальные особенности детей, повышается уровень подготовки к урокам, что позволяет своевременно устранять недостатки и пробелы в знаниях учащихся, повышает эффективность самого процесса обучения.

Один известный педагог писал: «Я пришел к ужасному выводу, что я как учитель являюсь главной фигурой в классе. Своим личным поведением я формирую климат в наших отношениях. Всё зависит от моего повседневного настроения. Я, учитель, обладаю громадной властью над детьми, я могу сделать жизнь каждого из них несчастной или, наоборот, радостной. Я могу быть орудием пытки или источником вдохновения».

Исходя из вышесказанного, хотелось бы подчеркнуть, что в наших руках, в руках учителя великая сила, которая может двигать вперед развитие ребенка, заставить его верить в свои силы, а может и уничтожить.


 

К ОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

К ОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Первый уровень (низкий) – действия на узнавание, распознавание и различение понятий (объектов изучения)

Первый уровень (низкий) – действия на узнавание, распознавание и различение понятий (объектов изучения)

С егодня , учащиеся и их родители ждут от учителя,прежде всего, чтобы он понимал их и их проблемы и вместе с тем был строг, последователен…

С егодня , учащиеся и их родители ждут от учителя,прежде всего, чтобы он понимал их и их проблемы и вместе с тем был строг, последователен…

При этом зачастую за выставленной отметкой не проявляется сам процесс получения знаний

При этом зачастую за выставленной отметкой не проявляется сам процесс получения знаний

Текущий контроль особенно важен для учителя как средство своевременной корректировки своей деятельности, внесения изменений в планирование последующего обучения и предупреждения неуспеваемости

Текущий контроль особенно важен для учителя как средство своевременной корректировки своей деятельности, внесения изменений в планирование последующего обучения и предупреждения неуспеваемости

Образовательная функция. Сущность: использование разнообразных форм, методов и средств контроля результатов обучения, которые содействуют продвижению учащихся к достижению более высоких уровней усвоения учебного материала; заключается…

Образовательная функция. Сущность: использование разнообразных форм, методов и средств контроля результатов обучения, которые содействуют продвижению учащихся к достижению более высоких уровней усвоения учебного материала; заключается…

Социальная функция. Сущность: дифференцированный подход к осуществлению проверки и оценки результатов учебной деятельности учащихся, учёт их индивидуальных возможностей и потребностей

Социальная функция. Сущность: дифференцированный подход к осуществлению проверки и оценки результатов учебной деятельности учащихся, учёт их индивидуальных возможностей и потребностей

Оценки и отметки – важное средство воспитания

Оценки и отметки – важное средство воспитания

Заключение Учитель в своей работе должен использовать не только общепринятые формы контроля (самостоятельная и контрольная работы, устный опрос у доски и так далее), но и…

Заключение Учитель в своей работе должен использовать не только общепринятые формы контроля (самостоятельная и контрольная работы, устный опрос у доски и так далее), но и…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.09.2021