КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Кондратьева Ольга Владимировна,
учитель географии
ГУО «СШ № 2 г. Белыничи»
В вопросах организации контрольно-оценочной деятельности накоплен большой опыт. Но, по-прежнему, актуальность вопроса оценочной деятельности учащихся на уроке не снижается, по-прежнему эти вопросы остаются сложнейшими педагогическими проблемами.
Я попробую еще раз осмыслить проблему оценивания ЗУН учащихся с целью дальнейшего совершенствования практики оценивания и повышения качества и эффективности урока.
Начать хотелось бы с основных нормативных документов, которые регламентируют контрольно-оценочную деятельность учителя, которые каждый учитель обязан знать, и умело применять знания на практике.Прежде всего, это 10-балльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего и профессионально-технического образования, которая была введена МО РБ в 2002 году, где для оценки результатов учебной деятельности учащихся были выделены пять уровней усвоения учебного материала.
Идея не новая. Еще в 18 веке М.Ломоносов предложил критерии, которые включали в себя все, что учеником сделано или упущено, усвоено или не совсем и обозначались они следующим образом:
· ВИ – все исполнено;
· НУ – не знал урока;
· НЧУ – не знал части урока;
· ЗУНТ – знал урок не твердо;
· НЗ – не знал задачи;
· ВИЗ – все исполнил с избытком.
Здесь видно, что есть определенное сходство с пятью уровнями нынешней 10- балльной системы:
· 1-2 – низкий уровень;
· 3-4 – удовлетворительный;
· 5-6 – средний;
· 7-8 – достаточный;
· 9-10 – высокий.
Первый уровень (низкий) – действия на узнавание, распознавание и различение понятий (объектов изучения).
Второй уровень (удовлетворительный) – действия по воспроизведению учебного материала (объектов изучения) на уровне памяти.
Третий уровень (средний) – действия по воспроизведению учебного материала (объектов изучения) на уровне понимания; описание и анализ действий с объектами изучения.
Четвертый уровень (достаточный) – действия по применению знаний в знакомой ситуации по образцу; объяснение сущности объектов изучения;выполнение действий с четко обозначенными правилами; применение знаний на основе обобщенного алгоритма для решения новой учебной задачи.
Пятый уровень (высокий) – действия по применению знаний в
незнакомых, нестандартных ситуациях для решения качественно новых задач; самостоятельные действия по описанию, объяснению и преобразованию объектов изучения.
В целях регулирования контрольно-оценочной деятельности
педагогических работников, осуществления единых подходов при
организации проверки и оценки учебных достижений учащихся были изданы НОРМЫ оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам.
Учебный процесс это деятельность трехсторонняя. Ее участниками являются: учащиеся, учителя и родители. Каждый участник заинтересован в достижении учебных результатов, и в том, чтобы эти результаты были оценены объективно, чтобы были исключены случаи субъективных и ошибочных суждений, чтобы отметки отражали действительную успеваемость учащихся. Сегодня, учащиеся и их родители ждут от учителя,прежде всего, чтобы он понимал их и их проблемы и вместе с тем был строг,
последователен и справедлив.
Известный педагог Евгений Ильин писал: «В оценке зачастую мало педагогики и много власти».Задача каждого педагога строить образовательный процесс таким образом, чтобы в его оценке власти было мало, а педагогики много. Любая оценка, которую учащийся считает справедливой, неважно, положительная она или отрицательная, сказывается на мотивах, становится стимулом их
деятельности и поведения в будущем.
Прежде всего, мне хотелось бы уточнить понятия:
«Оценка» и «Отметка», т.к. от понимания сути того или иного термина зависит, что каждый из нас вкладывает в его понимание.
В педагогике под проверкой и оценкой знаний учащихся понимают
выявление и сравнение на том или ином этапе обучения результатов учебной деятельности учащихся с требованиями программы.Согласно толковым словарям русского языка, слова оценка и отметка не являются синонимами:
· Оценка – это мнение о ценности, уровне или качестве чего-либо;
· Отметка – это установленное государственными стандартами
обозначение степени знаний ученика.
Согласно нормативному документу:
· Оценка – развернутая словесная характеристика результатов,
прилежания, стремления, усилий и творчества учащегося.
· Оценить – значит определить степень, уровень, качество выполнения учащимися задач, поставленными перед ними в процессе обучения.
Когда учитель оценивает учащегося, он высказывает, прежде всего,
свое личное мнение о конкретной работе конкретного учащегося.
· Отметка – это результат процесса оценивания, его условно-формальное (знаковое), количественное выражение оценки учебных достижений учащихся в цифрах и баллах.
Когда учитель ставит отметку, на первый план выдвигается
общегосударственный стандарт качества знаний. При этом зачастую за выставленной отметкой не проявляется сам процесс получения знаний. Отметка выводится из оценки, а потому оценка должна предшествовать отметке. В практике учителей наблюдается обратная картина: учителя вначале ставят учащимся отметки и лишь, затем комментируют их. Более того, комментарий часто носит краткий, свернутый характер.
Смысл комментирования отметок заключается, во-первых, в указании на наиболее типичные ошибки в учебной работе ученика, во-вторых, в стимулировании интереса к учению, открытии перспектив перед ним, в- третьих, в обеспечении согласия учащегося с выставляемой ему отметкой.Эффективность отметки возрастает, если ученик внутренне согласен с ней.
Контроль – процедура проверки и оценки учебных достижений учащихся, направленная на установление степени соответствия реально достигнутых результатов учебной деятельности каждым учащимся планируемым результатам обучения в предметно-деятельностной форме, определённых
образовательными стандартами и учебными программами.
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О КОНТРОЛЕ?
· Вид контроля.
· Цель.
· Сроки проведения.
· Как провести?
· Что должно проверяться?
Различают следующие основные виды контроля: текущий, периодический (промежуточный) и итоговый.
Текущий контроль подразделяется на поурочный и тематический, значимость которого определяется спецификой учебного предмета. Текущий контроль – наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Обычно он сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому проводится на первых этапах обучения, когда еще трудно говорить о сформированности умений и навыков учащихся. Его основная цель – анализ хода формирования знаний и умений учащихся. Это дает учителю и ученику возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению; возвратиться к еще не усвоенным правилам, операциям и действиям. Текущий контроль особенно важен для учителя как средство своевременной корректировки своей
деятельности, внесения изменений в планирование последующего обучения и предупреждения неуспеваемости. В данный период школьник должен иметь право на ошибку, на подробный, совместный с учителем анализ последовательности учебных действий.
Периодический контроль – проверка степени усвоения учащимися учебного материала за длительный период времени. Периодический контроль проводится по завершении изучения большой темы. Назначение (функция) периодического контроля: систематизировать и обобщить материал всей темы; путем повторения и проверки знаний предупредить забывание, закрепить его как базу, необходимую для изучения последующих
разделов учебного предмета.
Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени – четверть, полугодие, год. Итоговый контроль производится накануне перевода учащихся в следующий класс или на следующую степень обучения.
Методы контроля – это способы, с помощью которых можно получить наиболее объективную информацию о качестве образовательного процесса и результатах учебной деятельности учащихся. К ним относятся: индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием контрольных вопросов и заданий, собеседования, дидактические тесты, диктанты, самостоятельные и контрольные работы, наблюдения, лабораторные и практические работы, лабораторные опыты,
экспериментальные исследования, рефераты и другие методы и средства контроля.
ЦЕЛИ КОНТРОЛЯ
· определение качества усвоения учащимися учебного материала – уровня овладения знаниями, умениями и навыками, предусмотренных программой;
· обнаружение достижений и успехов учащихся;
· указание путей совершенствования, углубления знаний, умений;
· создание условий для включения школьников в активную
деятельность;
· обучение школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле;
· воспитание у учащихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы.
10-балльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся многофункциональна.
· Образовательная функция. Сущность: использование разнообразных форм, методов и средств контроля результатов обучения, которые содействуют продвижению учащихся к достижению более высоких уровней усвоения учебного материала; заключается в ориентации учителя на активизацию мышления, познавательную деятельность, мотивационную и волевую сферу учащихся.
· Контролирующая функция. Сущность: объективное определение уровня усвоения учебного материала в процессе контроля и аттестации учащихся.
· Диагностическая функция. Сущность: анализ, оперативное
регулирование и коррекция образовательного процесса и учебной
деятельности.
· Стимулирующая функция. Сущность: установление динамики
достижений учащихся в усвоении знаний, характера познавательной деятельности, развития индивидуальных качеств личности на всех этапах учебной деятельности. Контроль должен стимулировать желание ребенка заниматься данным предметом.
· Социальная функция. Сущность: дифференцированный подход к осуществлению проверки и оценки результатов учебной деятельности учащихся, учёт их индивидуальных возможностей и потребностей. Предполагает, что способствует достижению определенного уровня образования в соответствии с образовательными стандартами и социальным заказом общества и государства.
Среди признаков, характеризующих работу учителей, которые добились наибольших успехов в обучении, можно выделить следующие: предъявлялись высокие требования, выполнение которых последовательно контролировалось и оценивалось; умело использовались оценки и отметки в целях развития личности учащихся. К основным типичным субъективным ошибкам оценивания в школе относятся (по страницам литературы):
· великодушие, снисходительность, проявляется в завышении отметок;
· перенос симпатии или антипатии с ученика на оценку (отметку);
· оценка по настроению;
· отсутствие твердых критериев (преподаватель ставит высокие отметки за слабые ответы, и наоборот);
· центральная тенденция (проявляется в стремлении избежать крайних отметок, например, не ставить единиц, двоек и десяток);
· неустойчивость системы (преподаватель то долго не спрашивает, то весь урок опрашивает);
· близость оценки той, которую ставят коллеги (например, по
большинству предметов ученик не отличается успехами, в такой ситуации трудно выставлять высокие отметки по своему предмету);
· перенос оценки за поведение на оценку по учебному предмету и др.
Говоря об оценках и отметках, не следует упускать из виду их связь с уроками в целом:
· Оценки и отметки могут существенно способствовать делу повышения успеваемости, но не совершают «чудес».
· Оценки и отметки – важное средство воспитания. Однако если
взаимоотношения между учителем и учащимися не на должном
уровне, если учитель не обладает авторитетом, учащиеся сомневаются в его справедливости, то оценки и отметки утрачивают свое воспитательное воздействие.
· Оценки и отметки – важный метод стимулирования активности учащихся, однако не единственный и далеко не в каждом случае самый подходящий.
· Оценка знаний будет только в том случае педагогически правильной, если она стимулирует, а не тормозит развитие школьников.
Выставление оценок по предметам способствует развитию ученика если:
· он понял, что от него требуют;
· он не сомневается в справедливости спрашиваемых знаний и
необходимости требуемых умений;
· он убежден, что может постигнуть требуемое, что полученная отметка зависит только от него самого и степени его усердия.
Если эти условия выполнены, то ставить отметку можно.
Для повышения качества знаний полезно использовать правило: проверяй все, что задаешь, оценивай достаточно полно, ставь отметку только за существенное.
Для многих учащихся оценка перестала быть стимулом стремления к знаниям, а служит для накопления формального балла для поступления в вуз.
По результатам психолого-педагогических исследований:
· 97 % учащихся говорят о том, что отметка нужна и даже необходима, они не хотят учиться без отметок, аргументируя это тем, что начнётся неразбериха, проблемы с дисциплиной и т. д. Но современная оценочная система устраивает не всех.
· 100% родителей считают, что отметка в школе нужна. Отметка помогает родителям осуществлять контроль, следить за успехами и видеть пробелы в знаниях. Большинство родителей считают, что знания важнее отметки, однако мнение об учёбе своего ребёнка строят в первую очередь, основываясь на отметках в дневнике и журнале.
Заключение
Учитель в своей работе должен использовать не только общепринятые формы контроля (самостоятельная и контрольная работы, устный опрос у доски и так далее), но и систематически изобретать, внедрять свои средства контроля.
Учитель должен уметь сделать процесс обучения не только эффективным, но и интересным для детей. Систематический контроль знаний и умений учащихся – одно из основных условий повышения качества обучения.
Умелое владение учителем различными формами контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности учащихся в обучении, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика.
Контроль для учащихся должен быть обучающим, а, следовательно, он будет и развивающим и воспитывающим.
В результате проведения нетрадиционных форм контроля знаний и умений раскрываются индивидуальные особенности детей, повышается уровень подготовки к урокам, что позволяет своевременно устранять недостатки и пробелы в знаниях учащихся, повышает эффективность самого процесса обучения.
Один известный педагог писал: «Я пришел к ужасному выводу, что я как учитель являюсь главной фигурой в классе. Своим личным поведением я формирую климат в наших отношениях. Всё зависит от моего повседневного настроения. Я, учитель, обладаю громадной властью над детьми, я могу сделать жизнь каждого из них несчастной или, наоборот, радостной. Я могу быть орудием пытки или источником вдохновения».
Исходя из вышесказанного, хотелось бы подчеркнуть, что в наших руках, в руках учителя великая сила, которая может двигать вперед развитие ребенка, заставить его верить в свои силы, а может и уничтожить.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.