Государственное бюджетное професиональное образовательное учреждение самарской области
«самарский политехнический колледж»
Контрольно-оценочные средства для оценки итоговых образовательных результатов по ПМ 01 Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышленных организаций
по профессии
13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)
Самара 2023
Рассмотрено цикловой комиссией
Специальных электрических дисциплин
Председатель ___________ Намычкина И.А.
Протокол ______ от _____________ 2023 г
Составитель: Намычкина И.А., преподаватель ГБПОУ «Самарский политехнический колледж»
Содержание
|
Пояснительная записка |
4 |
1 |
Формы промежуточной аттестации по профессиональному модулю |
5 |
2 |
Результаты освоения ПМ |
6 |
3 |
Задания для оценки освоения МДК 01.01 Основы слесарно-сборочных и электромонтажных работ |
11 |
4 |
Задания для оценки МДК 01.02 Монтаж и ремонт электрооборудования промышленных организаций |
20 |
5 |
Задания для оценки учебной и производственной практики |
34 |
|
Литература |
40 |
Пояснительная записка
Результатом освоения профессионального модуля ПМ.01 Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышленных организаций является готовность обучающегося к выполнению вида профессиональной деятельности по осуществлению сборке, монтажа, регулировке и ремонту узлов и механизмов оборудования промышленных предприятий и составляющих его профессиональных компетенций:
ПК 1.1 |
Выполнять слесарную обработку, пригонку и пайку деталей и узлов различной сложности в процессе сборки |
ПК 1.2 |
Изготовлять приспособления для сборки и ремонта |
ПК 1.3 |
Выполнять и устранять дефекты во время эксплуатации оборудования и при проверке его в процессе ремонта |
ПК 1.4 |
Составлять дефектные ведомости на ремонт электрооборудования |
общих компетенций, формирующихся в процессе освоения ПМ.01:
ОК. 1. |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять устойчивый интерес. |
ОК. 2. |
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем. |
ОК. 3. |
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
ОК. 4. |
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
ОК. 5. |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК. 6. |
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 7. |
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
Формой аттестации по профессиональному модулю является экзамен (квалификационный). Итогом экзамена является однозначное решение: «вид профессиональной деятельности освоен / не освоен».
1. Формы промежуточной аттестации по профессиональному модулю
Элемент модуля |
Форма контроля и оценивания |
|
Промежуточная аттестация |
Текущий контроль |
|
МДК 01.01 Основы слесарно-сборочных и электромонтажных работ |
Дифференцированный зачет |
Защита практических работ. Тестирование. Устный опрос. Решение мини-кейса. Контрольные работы |
МДК 01.02 Монтаж и ремонт электрооборудования промышленных организаций |
Дифференцированный зачет |
Защита практических работ. Тестирование. Устный опрос. Решение мини-кейса. Контрольные работы |
Учебная практика |
Дифференцированный зачет |
Собеседование Отчет |
Производственная практика |
Дифференцированный зачет |
Собеседование Отчет |
Экзамен по модулю |
Экзамен |
|
2. Результаты освоения ПМ
В результате контроля и оценки по профессиональному модулю осуществляется комплексная проверка следующих профессиональных и общих компетенций:
Профессиональные компетенции |
Показатели оценки результата |
ПК 1.1 Выполнять слесарную обработку, пригонку и пайку деталей и узлов различной сложности в процессе сборки.
|
Показатель 1 Выполнение слесарной и механической обработки в пределах различных классов; Показатель 2 Определение маркировки проводов и их применение; Показатель 3 Выполнение лужения и пайки жил проводов и кабелей; Показатель 4 Выполнение соединения жил проводов опрессовкой; Показатель 5 Составление технологической карты прокладки кабеля; Показатель 6 Выполнение монтажа проводов и тросов; Показатель 7 Определение безопасности при выполнении слесарно – сборочных электромонтажных работ. |
ПК 1.2 Изготовлять приспособления для сборки и ремонта
|
Показатель 1 Выполнение расчётов и эскизов, необходимых при сборке изделия |
ПК 1.3 Выполнять и устранять дефекты во время эксплуатации оборудования и при проверке его в процессе ремонта |
Показатель 1 Монтаж осветительных установок; Показатель 2 Сборка, монтаж и регулировка электродвигателей переменного тока; Показатель 3 Определения операций обслуживания электрооборудования; Показатель 4 Ремонт электрооборудования промышленных предприятий; |
ПК 1.4 Составлять дефектные ведомости на ремонт электрооборудования |
Показатель 1 Составление дефектных ведомостей на ремонт осветительной электроустановки; Показатель 2 Составление дефектных ведомостей на ремонт трансформатора |
Общие компетенции |
Показатели оценки результата |
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем. |
Показатель 1 Правильная организации рабочего места согласно СНИП. Показатель 2 Соблюдение последовательности, точности и скорости выполнения практических работ согласно инструкционно – технологических карт. Показатель 3 Экономное расходование материалов и электроэнергии в соответствии с нормативами. Показатель 4 Бережное обращение с оборудованием, приборами, инструментами согласно технических требований. Показатель 5 Соблюдение техники безопасности и пожарной безопасности в соответствии с инструкциями по охране труда и технике безопасности Показатель 6 Рациональное распределение времени на все этапы выполнения профессиональных задач.
|
ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
Показатель 1 Точность анализа рабочей ситуации и выбора последовательности выполнения операций при работе с инструментом и приспособлениями. Показатель 2 Экономное расходование материалов и электроэнергии в соответствии с нормативами. Показатель 3 Следование требованиям документации на оборудование. Показатель 4 Соблюдение техники безопасности и пожарной безопасности в соответствии с инструкциями по охране труда и технике безопасности.
|
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
Показатель 1 Объём использования различных источников информации: справочная литература, инструкции, инструкционо-технологические карты, схемы, таблицы.
|
ОК 5. Использовать информационно – коммуникативные технологии в профессиональной деятельности. |
Показатель 1 Своевременность и точность использования различных электронных источников: электронных учебников, схем, таблиц и др. для качественного выполнения профессиональных задач.
|
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
Показатель 1 Коммуникабельность при взаимодействии с обучающимися, преподавателями, руководителями практики в ходе обучения и членами бригады |
Профессиональные и общие компетенции, которые возможно сгруппировать для проверки |
Показатели оценки результата |
ПК 1.1 Выполнять слесарную обработку, пригонку и пайку деталей и узлов различной сложности в процессе сборки. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем;
|
Выполнение слесарной и механической обработки в пределах различных классов; Определение маркировки проводов и их применение; Выполнение лужения и пайки жил проводов и кабелей; Выполнение соединения жил проводов опрессовкой; Составление технологической карты прокладки кабеля; Выполнение монтажа проводов и тросов; Определение безопасности при выполнении слесарно – сборочных электромонтажных работ. |
ПК 1.2 Изготовлять приспособления для сборки и ремонта. ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентом; ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы; |
Выполнение расчётов и эскизов, необходимых при сборке изделия |
ПК 1.3 Выполнять и устранять дефекты во время эксплуатации оборудования и при проверке его в процессе ремонта. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы; ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
Выполнение монтажа осветительных электроустановок; Выполнение сборки, монтажа и регулировки электродвигателей переменного тока; Определение операций обслуживания электрооборудования; Выполнение ремонта электрооборудования промышленных предприятий. |
ПК 1.4 Составлять дефектные ведомости на ремонт электрооборудования. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 5. Использовать информационно – коммуникативные технологии в профессиональной деятельности. |
Составление дефектных ведомостей на ремонт осветительной электроустановки; Составление дефектной ведомостей на ремонт трансформаторов. |
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
ПО1- выполнения слесарных, слесарно-сборочных и электромонтажных работ
уметь:
У1- выполнять ремонт осветительных электроустановок, силовых трансформаторов, электродвигателей;
У2- выполнять монтаж осветительных электроустановок, трансформаторов, комплексных трансформаторных подстанций;
У3- выполнять прокладку кабеля, монтаж воздушных линий, проводов и тросов;
У4- выполнять слесарную и механическую обработку в пределах различных классов точности и чистоты;
У5- выполнять такие виды работ, как пайка, лужение и другие;
У6- читать электрические схемы различной сложности;
У7 - выполнять расчеты и эскизы, необходимые при сборки изделия;
У8- выполнять сборку, монтаж и регулировку электрооборудования промышленных предприятий;
У9- ремонтировать электрооборудование промышленных предприятий в соответствии с технологическим процессом;
У10- применять безопасные приемы ремонта;
У11- проводить дефектовку электрооборудования промышленных предприятий
У12- составлять дефектные ведомости.
знать:
З1 - технологические процессы сборки, монтажа, регулировки и ремонта;
З2 - слесарные, слесарно-сборочные операции, их назначение;
З3 - приемы и правила выполнения операций;
З4 - рабочие (слесарно-сборочный) инструмент и приспособления, их устройство, назначение и приемы пользования;
З5 - наименование, маркировку, свойства обрабатываемого материала;
З6 - требования безопасности выполнения слесарно-сборочных и электромонтажных работ;
З7 - назначение дефектных ведомостей.
3. Задания для оценки освоения МДК 01.01 Основы слесарно-сборочных и электромонтажных работ
Задание 1 Тест
Проверяемые результаты обучения:
З1 - технологические процессы сборки, монтажа, регулировки и ремонта;
З2 - слесарные, слесарно-сборочные операции, их назначение;
З3 - приемы и правила выполнения операций;
З4 - рабочие (слесарно-сборочный) инструмент и приспособления, их устройство, назначение и приемы пользования.
Материал для преподавателя содержит эталоны ответов, для учащихся текст задания выдается без эталонов.
Выберите правильный ответ:
1. На какие виды делятся напильники:
а) на обыкновенные специальные;
б) на обыкновенные, специальные и рашпили;
в) на обыкновенные, специальные, рашпили и надфили.
Эталон: в.
2. Какие бывают шаберы:
а) плоские двусторонние;
б) составные;
в) плоские односторонние;
г) трёхгранные.
Эталон: а.
3. Чем очищаются напильники от стружки:
а) стальными щётками;
б) специальными острозаточенными лопаточками из латуни, алюминия или твёрдых пород дерева;
в) ветошью.
Эталон: а, б.
4. Как контролируется плоскость в процессе опиливания с помощью линейки на просвет:
а) вдоль плоскости;
б) поперёк плоскости;
в) по диагонали плоскости.
Эталон: а, б, в.
5. Чем заканчивается отделка опиливаемых поверхностей:
а) личными и бархатными напильниками;
б) бумажной или полотняной абразивной шкуркой;
в) абразивными.
Эталон: а, б, в.
6. Инструмент, с помощью которого можно осуществить контроль плоскости плоских поверхностей называются:
а) лекальной линейкой;
б) штангенциркуль;
в) угольником;
г) транспортиром.
Эталон: б.
7. Алмазные надфили применяют:
а) для ювелирных работ;
б) для обработки мягких материалов (свинец, олово, медь);
в) для обработки твёрдых материалов;
г) для доводки режущего твёрдосплавного инструмента.
Эталон: в, г.
8. Для того чтобы быстрее сделать опиливание торца детали, необходимо:
а) как можно быстрее перемещать напильник по опиливанию поверхности;
б) крепко прижимать напильник к опиливаемой поверхности и делать медленные проходы.
Эталон: б.
9. Какой из перечисляемых способов опиливание плоских поверхностей даёт большую точность:
а) продольный штрих;
б) поперечный штрих;
в) перекрёстный штрих;
г) косой штрих.
Эталон: в.
10. Больше или меньше единиц зернистости должен иметь круг для более чистой и точной обработки деталей:
а) меньше;
б) больше;
в) среднее число единиц.
Эталон: а.
11. Назначение разверток:
а) для нарезания резьбы;
б) для чистовой обработки отверстий;
в) для сверления отверстий.
Эталон: б.
12. Какие электромонтажные материалы используются при ремонте электроустановок?
а) провода;
б) льняные нити;
в) металлические лотки;
г) кабели;
д) кабель-каналы
Эталон: а, г.
13. Чем отличается кабель от провода:
а) кроме изоляции имеет герметичную оболочку;
б) кроме изоляции имеет защитную оболочку;
в) кроме изоляции имеет наружный покров из хлопчатобумажной пряжи;
г) кроме изоляции имеет герметичную и защитную оболочку.
Эталон: г.
14. Назвать кабели:
а) АВВГ; б) АППВ; в) ПРКС; г) АСБ; д) АПР; е) АНРГ; ж) ПРТО; з) ВРБ
Эталон: а, г, е, з.
15. Используя вышестоящий ряд маркировок проводов и кабелей, указать материалы с алюминиевой жилой:
Эталон: а, б, г, д, е.
16. Какие электромонтажные изделия применяют для крепления электроустановочных изделий к бетонным стенам:
а) гвозди;
б) шурупы;
в) капроновые и металлические дюбели;
г) дюбель-винты.
Эталон: в, г.
17. Какие материалы не относятся к диэлектрическим?
а) уголь;
б) стекло;
в) фарфор;
г) керамика.
Эталон: а.
18. Чем отличаются диэлектрики от проводников?
а) имеют большее электрическое сопротивление;
б) имеют равное электрическое сопротивление;
в) имеют меньшее электрическое сопротивление.
Эталон: а.
Критерии оценки усвоения знаний:
Балл Отметка
90 ÷ 100 5 отлично
80 ÷ 89 4 хорошо
70 ÷ 79 3 удовлетворительно
менее 70 2 не удовлетворительно
Задание 2 Составление таблицы по теме: «Марки и области применения проводов и кабелей»
Проверяемые результаты обучения:
З5 - наименование, маркировку, свойства обрабатываемого материала;
Составление таблицы по теме: «Марки и области применения проводов и кабелей»
Марка провода |
Расшифровка аббревиатуры |
Область применения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Уровень сформированности умений оценивается по пятибалльной системе в процессе выполнения работы (наблюдения за деятельностью обучаемых) и проверке представляемых отчетов.
Задание 3 Контрольная работа
Проверяемые результаты обучения:
ПО1- выполнения слесарных, слесарно-сборочных и электромонтажных работ;
У2- выполнять монтаж осветительных электроустановок, трансформаторов, комплексных трансформаторных подстанций;
У3- выполнять прокладку кабеля, монтаж воздушных линий, проводов и тросов;
З6-требования безопасности выполнения слесарно-сборочных и электромонтажных работ;
Вопросы контрольной работы
а) перечислить типы соединения проводов;
б) указать правильную последовательность оконцевания провода наконечником;
в) назначение уплотнительной пасты;
г) назначение бандажей при ступенчатой разделке кабеля;
д) какие инструменты используются для резки защитной оболочки;
е) для чего предназначены герметичная и защитная оболочка кабеля?
ж) назначение опрессовки и каким инструментов она осуществляется?
Критерии оценки усвоения знаний:
Балл Отметка
90 ÷ 100 5 отлично
80 ÷ 89 4 хорошо
70 ÷ 79 3 удовлетворительно
менее 70 2 не удовлетворительно
Задание 4 Практическое задание по теме: «Монтаж и соединение проводов и кабелей»
Проверяемые результаты обучения:
ПО1- выполнения слесарных, слесарно-сборочных и электромонтажных работ;
У3- выполнять прокладку кабеля, монтаж воздушных линий, проводов и тросов;
З3 - приемы и правила выполнения операций;
Практическое задание по теме: «Монтаж и соединение проводов и кабелей».
Выполнить работу в соответствии с технологической картой и составить отчет.
Критерии оценки усвоения знаний:
Уровень сформированности умений оценивается по пятибалльной системе в процессе выполнения работы (наблюдения за деятельностью обучаемых) и проверке представляемых отчетов.
Задание 5 Контрольная работа 2
Проверяемые результаты обучения:
З6 - требования безопасности выполнения слесарно-сборочных и электромонтажных работ.
Материал для преподавателя содержит эталоны ответов, для учащихся текст задания выдается без эталонов.
Выберите правильный ответ:
1. В радиусе скольких метров от места касания электрическим проводом земли можно попасть под шаговое напряжение?
а. 3 метра
б. 5 метра
в. 7 метра
г. 10 метров
д. 15 метров
Эталон: г.
2. Как необходимо передвигаться в зоне шагового напряжения?
а. Бегом.
б. Гусиным шагом.
в. Перекатыванием.
г. Обычным шагом.
Эталон: б.
3. К какой группе относится плакат «Не включать. Работают люди».
а. Запрещающий
б. Предупреждающий
в. Указательный
Эталон: а.
4. На какие группы делятся плакаты по охране труда для электроустановок.
а. запрещающие и предупреждающие
б. указательные, запрещающие, предписывающие
в. указательные, запрещающие, предписывающие, предупреждающие
Эталон: в.
5. К какой группе относится плакат « Не влезай. Убьёт».
а. запрещающий
б. Указательный
в. предупреждающий
Эталон: в.
6. К какой группе относится плакат «ОСТОРОЖНО ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ»
а. запрещающий
б. предупреждающий
в. указательный
Эталон: б.
7. к какой группе относится плакат «РАБОТАТЬ ЗДЕСЬ»
а. указательной
б. предписывающей
в. предупреждающей
Эталон: б.
Критерии оценки усвоения знаний:
Балл (отметка)
90 ÷ 100 5 отлично
80 ÷ 89 4 хорошо
70 ÷ 79 3 удовлетворительно
менее 70 2 не удовлетворительно
Задание 6 Тестовые задания «Рабочий инструмент и приспособления, их устройство, назначение и приёмы пользования»
Проверяемые результаты обучения:
ПО1- выполнения слесарных, слесарно-сборочных и электромонтажных работ
З 5 - наименование, маркировку, свойства обрабатываемого материала;
З 6 - требования безопасности выполнения слесарно-сборочных и электромонтажных работ;
Тест
1. Какие электромонтажные инструменты используются при ремонте электроустановок?:
а) кузнечные клещи;
б) механические и электрофугальные молотки;
в) пресс-молоты;
г) пресс-клещи;
д) пресс-ножницы.
Эталон: б, г, д.
2. Назначение пресс-клещей:
а) для скручивания жил проводов;
б) для заворачивания самонарезающих винтов;
в) для опрессовки жил проводов и кабелей;
г) для пробивных работ.
Эталон: в.
3. Для чего предназначены круглогубцы?:
а) для забивки дюбелей;
б) для опрессовки жил проводов и кабелей;
в) для округления концов алюминиевых жил проводов;
г) для округления концов медных жил проводов;
Эталон: в, г.
4. Клещи какого типа выпускает промышленность?:
а) для снятия изоляции;
б) для термитной сварки проводов;
в) универсальные;
г) гидравлические монтажные;
д) для опрессовки жил проводов и кабелей.
Эталон: все.
5. Для чего предназначены металлические ерши?:
а) для зачистки наружных поверхностей жил проводов и кабелей;
б) для зачистки контактных поверхностей деталей;
в) для зачистки только алюминиевых контактов;
г) для зачистки внутренних поверхностей наконечников жил и соединительных гильз .
Эталон: г.
6. Какие инструменты применяют для сверления отверстий в бетоне и кирпиче:
а) электрические дрели;
б) циркулярные пилы;
в) перфораторы;
г) электромеханические молотки.
Эталон: в, г.
7. Какой тип бурения эффективнее используется в бетоне и кирпиче:
а) ударный;
б) вращательный;
в) ударно-вращательный.
Эталон: в.
8. За счёт чего осуществляется удар поршня монтажного пистолета ПЦ-52 при забивке дюбелей?:
а) за счёт мощности приводного электродвигателя;
б) за счёт силы, создаваемой длинными рукоятками;
в) за счёт давления пороховых газов;
г) за счёт массы инструмента.
Эталон: в.
9. К какой группе средств механизации относится электрофицированые и пневматические инструменты индивидуального пользования с электродвигателем мощностью до 1 кВт?:
а) к механизированному инструменту;
б) к средствам малой механизации;
в) к средствам большой механизации.
Эталон: а.
10. Прямое назначение перфораторов:
а) для сверления отверстий по металлу;
б) ударно-вращательное бурение отверстий в бетоне, кирпиче;
в) для забивки дюбелей;
г) для установки саморезов.
Эталон: б.
Критерии оценки усвоения знаний:
Балл (отметка)
90 ÷ 100 5 отлично
80 ÷ 89 4 хорошо
70 ÷ 79 3 удовлетворительно
менее 70 2 не удовлетворительно
4. Задания для оценки МДК 01.02 Монтаж и ремонт электрооборудования промышленных организаций
Задание 1 Зачёт по схемам пуска люминесцентных ламп низкого давления и ламп ДРЛ
Проверяемые результаты обучения:
ПО1- выполнения слесарных, слесарно-сборочных и электромонтажных работ
З1 - технологические процессы сборки, монтажа, регулировки и ремонта;
У1- выполнять ремонт осветительных электроустановок, силовых трансформаторов, электродвигателей;
У2- выполнять монтаж осветительных электроустановок, трансформаторов, комплексных трансформаторных подстанций;
Тест к заданию Анализ схемы пуска люминесцентных ламп низкого давления.
Ответить на вопросы:
1.Назначение стартера. (Предназначен для срабатывания пускового дросселя);
2. Назначение пускового дросселя. (Для создания импульса повышенного напряжения
и зажигания лампы);
3. Назначение конденсатора (С2) стартера. (Для предохранения стартера от пробоя в
момент прохождения по схеме импульса повышенного напряжения);
4. Назначение конденсатора С1. (Для предохранения всей пусковой схемы от повышенного напряжения);
5. Объяснить работу схемы. (При включении лампы в сеть по цепи пройдёт ток, который вызовет тлеющий разряд между электродами стартера. Вследствие этого оба электрода стартера будут нагреваться и замкнутся между собой, т.к. один из них биметаллический и при нагреве изогнется. При этом тлеющий разряд прекратится, прекратится и нагрев электродов. При остывании биметаллический электрод изогнется в обратную сторону, и электрическая цепь лампы прервётся. При прерывании цепи исчезающее магнитное поле дополнительной обмотки дросселя вызовет импульс повышенного напряжения в основной обмотке , под действием которого предварительно разогретое пространство между электродами лампы пробьётся и лампа запустится.
Анализ схемы пуска ламп ДРЛ:
Ответить на вопросы:
1.Из чего состоит пускорегулирующее устройство лампы (ПРУЛ)? (из разрядника Р, селенового выпрямителя В, зарядного сопротивления R, конденсатора С);
2.Назначение селенового выпрямителя. (предотвращает разряжение конденсатора в цепь лампы)
3. Объяснить работу схемы. (При включении лампы в сеть ток, проходя через выпрямитель СВ и зарядное сопротивление R заряжает конденсатор С. Когда напряжение на конденсаторе С достигнет примерно 200В, происходит пробой воздушного промежутка разрядника Р и конденсатор С разряжается на дополнительную обмотку дросселя Д1, в результате чего в основной обмотке Д создаётся повышенное напряжение, импульсом которого и зажигается лампа Л.
Уровень сформированности умений оценивается по пятибалльной системе в процессе представленных ответов.
Задание 2 Тестовые задания и заполнение таблицы неисправностей
асинхронных электродвигателей
Проверяемые результаты обучения:
ПО1- выполнения слесарных, слесарно-сборочных и электромонтажных работ;
З1 - технологические процессы сборки, монтажа, регулировки и ремонта;
У1- выполнять ремонт осветительных электроустановок, силовых трансформаторов, электродвигателей;
У2- выполнять монтаж осветительных электроустановок, трансформаторов, комплексных трансформаторных подстанций
Тест
1. С какой периодичностью проводят на производстве осмотры электродвигателей?:
а) 1 раз в смену;
б) не реже 1 раза в неделю;
в) не реже 1 раза в декаду;
г) не реже 1 раза в месяц;
д) по графику, утверждённому гл энергетиком.
Эталон: д.
2. Что контролируется при осмотре электродвигателей напряжением до 10 кВ?:
а) температуру помещения, в котором работает двигатель;
б) нагрузку двигателя;
в) температуру корпуса двигателя и вибрацию при его работе;
г) температуру подшипников, обмоток, корпусов, нагрузку, вибрацию.
Эталон: г.
3. В каком месте проверяют температуру подшипников качения электродвигателя?:
а) на вкладыше с внутренней стороны при останове машины;
б) на вкладыше с наружной стороны при работе машины;
в) на внешнем кольце в момент останова машины;
г) на внешнем кольце при работе машины;
Эталон: в.
4. Предельно допустимая температура подшипников качения электродвигателя:
а) 700С;
б) 800С;
в) 1000С;
г) 125-1300С;
д) температура не регламентируется.
Эталон: б.
5. По какой причине происходит повышенная вибрация электродвигателя при работе?:
а) неравномерность нагрузки по фазам статорной обмотки;
б) ослабли анкерные болты крепления двигателя на фундаментной плите;
в) обрыв заземления машины;
г) несоосность полумуфт соединительной муфты между двигателем и редуктором привода.
Эталон: б, г.
6. По какой причине электродвигатель постоянного тока не идёт в ход:
а) обрыв в обмотке якоря;
б) замыкание между петушками коллектора;
в) неправильно установлены щётки;
г) перегорели предохранители.
Эталон: а, г.
7. К какой неисправности приведёт неправильная установка щёткодержателя двигателя постоянного тока?:
а) двигатель берёт ток больше номинального;
б) искрение под всеми щетками;
в) нагрев коллектора.
Эталон: б, в.
8. Что приводит к перегреву сердечника статора?:
а) повышенное искрение щёток;
б) напряжение сети выше номинального;
в) плохой контакт в пайках ротора;
г) плохой контакт в пайках статора.
Эталон: б.
9. По какой причине двигатель с короткозамкнутым ротором не идёт в ход?:
а) перегорели предохранители;
б) неисправен автоматический выключатель;
в) сработало тепловое реле.
Эталон: все.
10. К чему приведёт плохой контакт в соединениях между пусковым реостатом и контактными кольцами?:
а) двигатель с короткозамкнутым ротором не развивает номинальной частоты вращения с загрузкой;
б) двигатель с короткозамкнутым ротором не развивает номинальной частоты вращения вхолостую;
в) двигатель с фазным ротором не развивает номинальной частоты вращения с загрузкой;
г) двигатель с фазным ротором не развивает номинальной частоты вращения с загрузкой;
Эталон: в.
Таблица
Неисправность |
Причина |
Способы устранения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Критерии оценки усвоения знаний:
Балл (отметка) вербальный аналог
90 ÷ 100 5 отлично
80 ÷ 89 4 хорошо
70 ÷ 79 3 удовлетворительно
менее 70 2 не удовлетворительно
Задание 3 Контрольный срез
Проверяемые результаты обучения:
ПО1- выполнения слесарных, слесарно-сборочных и электромонтажных работ;
З 1 - технологические процессы сборки, монтажа, регулировки и ремонта;
У 1- выполнять ремонт осветительных электроустановок, силовых трансформаторов, электродвигателей;
У 2- выполнять монтаж осветительных электроустановок, трансформаторов, комплексных трансформаторных подстанций;
Вариант 1
1.Почему трансформатор называется статическим аппаратом? (в нём нет перемещающихся деталей и механизмов)
2.Если первичная обмотка трансформатора является обмоткой ВН, то какой трансформатор с точки зрения входного и выходного напряжения? (понижающий, т.к.первичная обмотка соединена с источником тока и она высшего напряжения, значит с обмотки низшего напряжения НН ток идёт к потребителям)
3.Охарактеризовать режим холостого хода трансформатора. (вторичная обмотка трансформатора обесточена, т.к включенные потребители отсутствуют и цепь её разомкнута. По первичной обмотке протекает ток холостого хода)
4.Какой коэффициент трансформации имеют понижающие трансформаторы? (n < 1)
5.Периодичность плановых осмотров трансформаторов.(на подстанциях с обслуживающим персоналом – не реже1 раза в смену; на подстанциях без обслуживающего персонала – не реже 1 раза в месяц; на трансформаторных пунктах – не реже 1 раза в 6 месяцев.)
Вариант 2
1.Почему трансформатор называется электромагнитным аппаратом?(работает на законе электромагнитной индукции)
2.Если первичная обмотка трансформатора является обмоткой НН, то какой трансформатор с точки зрения входного и выходного напряжения?(повышающий, т.к.первичная обмотка соединена с источником тока и она низшего напряжения, значит с обмотки высшего напряжения ВН ток идёт к потребителям)
3.Охарактеризовать рабочий режим трансформатора.(вторичная обмотка трансформатора соединена с потребителем и по обоим обмоткам идёт ток нагрузки)
4.Какой коэффициент трансформации имеют повышающие трансформаторы?(n > 1)
5.Когда проводятся внеплановые осмотры трансформаторов.(всегда при резком изменении температуры окружающей среды и в случаях аварийного отключения аппаратами токовой и дифференциальной защиты.)
Критерии оценки усвоения знаний:
Балл (отметка)
90 ÷ 100 5 отлично
80 ÷ 89 4 хорошо
70 ÷ 79 3 удовлетворительно
менее 70 2 не удовлетворительно
Задание 4 Тесты рубежного контроля
Проверяемые результаты обучения:
ПО1- выполнения слесарных, слесарно-сборочных и электромонтажных работ;
З1 - технологические процессы сборки, монтажа, регулировки и ремонта;
У1- выполнять ремонт осветительных электроустановок, силовых трансформаторов, электродвигателей;
У2- выполнять монтаж осветительных электроустановок, трансформаторов, комплексных трансформаторных подстанций;
Вариант 1
1. Краткое устройство люминесцентной лампы низкого давления?:
а) стеклянная колба, цоколь, два электрода, газовая камера;
б) стеклянная колба, цоколь, два электрода, нить накала;
в) стеклянная колба, два цоколя, четыре электрода, две нити накала;
г) стеклянный плафон, патрон, держатель.
Эталон: в.
2. Назначение стартера в люминесцентных лампах:
а) предохранить лампу от перенапряжения;
б) предохранить конденсатор от пробоя;
в) обеспечить срабатывание дросселя;
г) непосредственно включить лампу.
Эталон: в.
3. Назначение автоматического выключателя в схеме привода двигателей переменного тока:
а) для осуществления тепловой защиты обмоток двигателя;
б) для защиты обслуживающего персонала при обслуживании машины;
в) для осуществления токовой защиты обмоток двигателя.
Эталон: в.
4. Как реверсировать асинхронный двигатель при собранной нереверсивной схеме?:
а) поменять фазы местами на пускателе;
б) поменять пускатель;
в) поменять питающий кабель;
г) поменять любые 2 фазы местами в коробке подключения;
Эталон: г.
5. По какой причине происходит повышенная вибрация электродвигателя при работе?:
а) неравномерность нагрузки по фазам статорной обмотки;
б) ослабли анкерные болты крепления двигателя на фундаментной плите;
в) обрыв заземления машины;
г) несоосность полумуфт соединительной муфты между двигателем и редуктором привода.
Эталон: б, г.
6. Как осуществляется осмотр оборудования подстанций?:
а) со снятием и регулировкой аппаратуры;
б) с выключением оборудования;
в) только визуально и на слух;
г) с доливкой масла в бак трансформатора.
Эталон: в.
7. Что имеет право сделать электромонтёр при осмотре оборудования трансформаторной подстанции? :
а) переставить кабели;
б) долить масло в бак трансформатора;
в) только открыть дверцу шкафа КРУ;
г) заменить электроизмерительные приборы.
Эталон: в.
8. Какие электрические аппараты относятся к коммутационным?:
а) автоматические выключатели; б) предохранители;
в) силовые контакторы; г) командоаппараты;
д) контроллеры; е) электромагнитные пускатели;
ж) рубильники; з) пакетники.
Эталон: г, д, ж, з.
9. Какой тип расцепителя автоматического выключения имеют автоматы
серии АП-50Б?:
а) тепловой (биметаллический);
б) электромагнитный;
в) комбинированный.
Эталон: б.
10. Какую функцию выполняет заземление?:
а) защищает обмотки двигателя от большого тока в случаях короткого замыкания;
б) защищает обслуживающий персонал от поражения электрическим током в случаях короткого замыкания;
в) защищает электрические цепи от перегрева;
г) предохраняет оборудование от выхода из строя.
Эталон: б.
Вариант 2
1. Краткое устройство люминесцентной лампы высокого давления?:
а) стеклянная колба, цоколь, два электрода, газовая камера;
б) стеклянная колба, цоколь, два электрода, нить накала;
в) стеклянная колба, два цоколя, четыре электрода, две нити накала;
г) стеклянный плафон, патрон, держатель.
Эталон: а.
2. Назначение конденсатора в люминесцентных лампах:
а) предохранить лампу от перенапряжения;
б) предохранить стартер от пробоя;
в) обеспечить срабатывание дросселя;
г) непосредственно включить лампу.
Эталон: б.
3. Назначение реле максимального тока в схеме привода двигателей переменного тока:
а) для осуществления тепловой защиты обмоток двигателя;
б) для защиты обслуживающего персонала при обслуживании машины;
в) для осуществления токовой защиты обмоток двигателя.
Эталон: а.
4. Чем реверсирован асинхронный двигатель при собранной реверсивной схеме?:
а) заменой фаз местами на пускателе;
б) установкой двух пускателей;
в) поменять питающий кабель;
г) поменять любые 2 фазы местами в коробке подключения;
Эталон: б.
5. По какой причине сильно искрят щётки электродвигателя при работе?:
а) щётки плохо пришлифованы;
б) ослабли анкерные болты крепления двигателя на фундаментной плите;
в) обрыв заземления машины;
г) контактные кольца имеют неровную поверхность.
Эталон: а, г.
6. Как осуществляется осмотр оборудования подстанций?:
а) со снятием и регулировкой аппаратуры;
б) с выключением оборудования;
в) только визуально и на слух;
г) с доливкой масла в бак трансформатора.
Эталон: в.
7. Какие работы не производит электромонтёр при осмотре оборудования трансформаторной подстанции? :
а) переставляет кабели;
б) доливает масло в бак трансформатора;
в) открывает дверцу шкафа КРУ;
г) меняет электроизмерительные приборы.
Эталон: а, б, г.
8. Какие электрические аппараты относятся к защитным?:
а) автоматические выключатели; б) предохранители;
в) силовые контакторы; г) командоаппараты;
д) контроллеры; е) электромагнитные пускатели;
ж) рубильники; з) пакетники.
Эталон: а, б.
9. Какой тип расцепителя автоматического выключения имеют автоматы
серии А-1200?:
а) тепловой (биметаллический);
б) электромагнитный;
в) комбинированный.
Эталон: а.
10. Какую функцию выполняет заземление?:
а) защищает обмотки двигателя от большого тока в случаях короткого замыкания;
б) защищает обслуживающий персонал от поражения электрическим током в случаях короткого замыкания;
в) защищает электрические цепи от перегрева;
г) предохраняет оборудование от выхода из строя.
Эталон: б.
Критерии оценки усвоения знаний:
Балл (отметка) вербальный аналог
90 ÷ 100 5 отлично
80 ÷ 89 4 хорошо
70 ÷ 79 3 удовлетворительно
менее 70 2 не удовлетворительно
Задание 5 Практическое задание: «Монтаж схемы нереверсивного пуска асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором»
Проверяемые результаты обучения:
ПО1- выполнения слесарных, слесарно-сборочных и электромонтажных работ;
З1 - технологические процессы сборки, монтажа, регулировки и ремонта;
У1- выполнять ремонт осветительных электроустановок, силовых трансформаторов, электродвигателей;
У2- выполнять монтаж осветительных электроустановок, трансформаторов, комплексных трансформаторных подстанций;
У5- читать электрические схемы различной сложности;
У6- выполнять расчеты и эскизы, необходимые при сборке изделия;
Практическое задание: «Монтаж схемы реверсивного пуска асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором»
Выполнить работу в соответствии с технологической картой и составить отчет.
Критерии оценки усвоения знаний:
Уровень сформированности умений оценивается по пятибалльной системе в процессе выполнения работы (наблюдения за деятельностью обучаемых) и проверке представляемой схемы пуска.
Задание 6 Контрольная работа
Проверяемые результаты обучения:
З3 - приемы и правила выполнения операций;
З6 - требования безопасности выполнения слесарно-сборочных и электромонтажных работ;
У8- выполнять сборку, монтаж и регулировку электрооборудования промышленных предприятий;
Контрольная работа
Вариант 1.Составить инструкционно-технологическую карту на проведение технического обслуживания асинхронных электродвигателей.
Вариант 2.Составить инструкционно-технологическую карту на проведение технического обслуживания трансформатор.
Критерии оценки усвоения знаний:
Уровень сформированности умений оценивается по пятибалльной системе в процессе выполнения работы (наблюдения за деятельностью обучаемых) и проверке представляемых отчетов.
Задание 7 Миникейсы
Проверяемые результаты обучения:
З3 - приемы и правила выполнения операций;
З4 - рабочие (слесарно-сборочный) инструмент и приспособления, их устройство, назначение и приемы пользования;
З6 - требования безопасности выполнения слесарно-сборочных и электромонтажных работ;
У9- ремонтировать электрооборудование промышленных предприятий в соответствии с технологическим процессом;
У10- применять безопасные приемы ремонта
Вариант 1. При проведении ТО электродвигателей с фазным ротором электромонтёр обнаружил нагрев корпуса вследствие сильного искрения в щеточном механизме. Указать причины этой неисправности, правильные дальнейшие действия электромонтёра и предложить способы устранения неисправностей.
Вариант 2. В результате срабатывания газового реле трансформатора на подстанции произошло отключение производственного цеха, работающего в полном режиме в конце месяца, стараясь выполнить производственный план. Указать причины срабатывания газового реле, правильные дальнейшие действия электромонтёра и предложить способы устранения неисправностей.
Вариант 3. Во время работы асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором остановился и при повторном включении не пошёл в ход. Указать причины этой неисправности, правильные дальнейшие действия электромонтёра в этой ситуации и способы устранения неисправностей.
Критерии оценки усвоения знаний:
Уровень сформированности умений оценивается по пятибалльной системе в процессе выполнения работы (наблюдения за деятельностью обучаемых) и проверке представляемых отчетов.
Задание 8 Тестовые задания
Проверяемые результаты обучения:
З7 - назначение дефектных ведомостей.
У11- проводить дефектацию электрооборудования промышленных предприятий
У12- составлять дефектные ведомости.
Вариант 1
1.Назначение дефектной ведомости:
а) спланировать ремонтные работы;
б) дать указания при проведении ремонта;
в) указать дальнейшую пригодность и методы восстановления деталей;
г) указать мероприятия ремонта оборудования.
Эталон: в.
2.Какой вид технической документации имеется на подстанции для записи замечаний и неполадок в работе электрооборудования:
а) оперативный журнал;
б) журнал распоряжений;
в) журнал дефектов;
г) журнал отключений.
Эталон: в.
3.В каком журнале отображаются в хронологическом порядке все операции, проведённые на электрооборудовании в текущую смену и все выявленные нарушения нормальной работы?:
а) оперативном журнале;
б) журнале распоряжений;
в) журнале дефектов;
г) журнале отключений.
Эталон: а.
4. Назначение суточных ведомостей:
а) для записи неполадок в работе электрооборудования;
б) для записи показаний контролирующих приборов;
в) для записи распоряжений вышестоящего технического персонала;
Эталон: б.
5.В каких случаях дефектная ведомость не составляется?:
а) при текущем устранении неисправностей электрооборудования;
б) при плановом ремонте;
в) при проведении мероприятий, проводящих в порядке текущей эксплуатации;
Эталон: а, в.
6. Кто из персонала составляет дефектную ведомость?:
а) дежурный электромонтёр;
б) мастер смены;
в) электрослесарь-дефектовщик;
г) электромонтёр, производящий ремонт.
Эталон: в, г.
Критерии оценки усвоения знаний:
Балл (отметка) вербальный аналог
90 ÷ 100 5 отлично
80 ÷ 89 4 хорошо
70 ÷ 79 3 удовлетворительно
менее 70 2 не удовлетворительно
5. Задания для оценки учебной и производственной практики
Дифференцированный зачет по учебной практике выставляется по результатам выполнения практического задания в учебно – производственных мастерских ГБПОУ «Самарский политехнический колледж».
Учебная практика
Код ПК |
Наименование ПК |
Виды работ, обеспечивающих формирование ПК |
ПК 1.1
|
Выполнять слесарную обработку, пригонку и пайку деталей и узлов различной сложности в процессе сборки.
|
1. разметка, подготовка, рубка металла; 2. правка, гибка, резка, резание, опиливание; 3. сверление, зенкование и развёртывание отверстий; 4. нарезание резьбы; 5. сборка разъёмных соединений; 6. сборка не разъёмных соединений; 7. сборка деталей и узлов, передающих вращательное движение; 8. соединение, ответвление, присоединение проводов и кабелей к контактным выводам электрооборудования; 9. пайка алюминиевых и медных жил; 10. опрессовка, оконцевание, соединение алюминиевых и медных жил; 11. припой, выбор припоя, соединение однопроводных жил; 12. оконцевание медных проводов и кабелей; 13. методы электросварки жил проводов и кабелей; 14. вспомогательные электромонтажные работы; 15. разметка трасс, мест установки светильников; 16.безопасность труда, электробезопасность и пожарная безопасность в учебных мастерских; 17. организация рабочего места и требования безопасности работ при выполнении слесарно – сборочных работ; 18. организация рабочего места и безопасность труда при выполнении электромонтажных работ. |
ПК 1.2
|
Изготовлять приспособления для сборки и ремонта.
|
1.освоение приёмов с помощью механизированных инструментов; -2.работа с электрифицированным инструментом; 3. монтаж и техническое обслуживание электропроводки и осветительных электроустановок; 4. монтаж установочной арматуры и светильников; 5. установка штепсельных розеток и выключателей; 6. осмотр состояния пускорегулирующей арматуры и его оценка; 7. осмотр контролёров, проверка состояния контактов; 8. освоение приёмов сборки схем, включающих пускорегулирующую аппаратуру; 9. монтаж электродвигателей. |
ПК 1.3 |
Выявлять и устранять дефекты во время эксплуатации оборудования и при проверке его в процессе ремонта.
|
1. техническое обслуживание и ремонт пускорегулирующей аппаратуры; 2. техническое обслуживание и ремонт электрических машин переменного тока; 3. ремонт машин постоянного тока; 4. техническое обслуживание и ремонт трансформаторов; 5. техническое обслуживание и ремонт распределительных устройств; 6. техническое обслуживание элементов электроавтоматики.
|
ПК 1.4 |
Составлять дефектные ведомости на ремонт электрооборудования.
|
1. дефектация электрических машин; 2. дефектация трансформаторов. |
ПК |
Объект оценивания |
Инструмент оценки |
ПК 1.1. Выполнять слесарную обработку, пригонку и пайку деталей и узлов различной сложности в процессе сборки. ПК 1.2. Изготовлять приспособления для сборки и ремонта. ПК 1.3. Выявлять и устранять дефекты во время эксплуатации оборудования и при проверке его в процессе ремонта. ПК 1.4. Составлять дефектные ведомости на ремонт электрооборудования. |
Продукт деятельности (детали и узлы после обработки, пригонки и пайки)
|
Практическое задание № 1 Практическое задание № 2 |
Процесс деятельности
|
Практическое задание 1
Изготовьте приспособления «Провода с обжатыми наконечниками»
Оснащение: рабочий стол, резиновый коврик
Инструменты:
- бокорезы;
- плоскогубцы;
- круглогубцы;
- клещи для снятия изоляции;
- монтёрский нож;
Расходные материалы:
- провод ПВС 1х0,75 мм2 – 1,5 м
- наконечники различные
Спецодежда:
- халат;
- головной убор.
Практическое задание 2
Ознакомиться со схемой принципиальной электрической осветительной сети, собранной на электромонтажном столе. Определить дейекты и заполнить дефектную ведомость.
Оснащение: электромонтажный стол, резиновый коврик, стенд с электрической схемой осветительной сети
Инструменты:
- бокорезы,
- плоскогубцы,
- круглогубцы;
- отвертка плоская,
- отвертка крестовая,
- монтёрский нож.
Измерительный инструмент:
- мультиметр.
Расходные материалы:
- провод – 3,0 м.
Документация:
- Схема электрическая принципиальная осветительной сети
- Дефектная ведомость
Спецодежда:
- халат;
- головной убор.
Дефектная ведомость
Неисправности
|
Причина неисправности |
Способ устранения неисправности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дифференцированный зачет по производственной практике выставляется по результатам проверки оформленного отчета и собеседованию.
Производственная практика
Код ПК |
Наименование ПК |
Виды работ, обеспечивающих формирование ПК |
ПК 1.1
|
Выполнять слесарную обработку, пригонку и пайку деталей и узлов различной сложности в процессе сборки.
|
1. комплексные слесарные работы обучающихся; 2. монтаж электрического контакта проводов; 3. демонстрация концевой разделки кабеля; 4. монтаж электропроводок; 5. монтаж установочной электроаппаратуры и светильников; |
ПК 1.2 |
Изготовлять приспособления для сборки и ремонта.
|
1.сборка электрооборудования (электродвигателя, трансформатора); 2. монтаж электрооборудования; 3. регулировка и мелкий ремонт электрооборудования; |
ПК 1.3 |
Выявлять и устранять дефекты во время эксплуатации оборудования и при проверке его в процессе ремонта.
|
1. техническое обслуживание и текущий ремонт электродвигателей переменного тока, трансформаторов, пускорегулирующей аппаратуры; |
ПК 1.4 |
Составлять дефектные ведомости на ремонт электрооборудования.
|
1.разборка, мелкий ремонт и сборка электрических машин, трансформаторов и пускорегулирующей аппаратуры; |
Задание для оформления отчета по производственной практике
1. Дневник по производственной практике
2. Краткая характеристика предприятия – места прохождения практики
3. Должностная инструкция электромонтера (основные положения)
4. Правила монтажа открытой и скрытой электропроводки
5. Этапы разборки электродвигателя
6. ТО электродвигателя
7. Дефектные ведомости на электрооборудование ( 2-3 образца с предприятия)
Литература
1. Костенко Е.М. «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного и бытового электрооборудования» Практическое пособие (PDF-книга)
2. Макиенко Н.И. «Общий курс слесарного дела».- М.:В/Ш 2010 г. (переиздание)
3. Покровский Б.С., Скакун В.В. «Слесарное дело».- М.: Академия, 2009
4. Сибикин Ю.Д. « Справочник электромонтёра по ремонту электрооборудования промышленных предприятий».- М.: Академия, 2009
Интернет-ресурсов:
- http://www.electrolibrary.info/books/20lessons.htm"20 Уроков по Электромонтажу Иллюстрированное практическое руководство для начинающих электромонтажников"
- http://yanviktor.narod.ru/ - Электролаборатория
- http://energo-argo.narod.ru - "Всё для электрика" Законы,Правила,Журналы,Паспорта,Стандарты,Инструкции, Программы,Справочники и т.д.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.