Система наставничества как одна из форм развития молодого преподавателя
ГБПОУ «Самарский политехнический колледж»
преподаватели-наставники Бурсова Е.П.,Намычкина И.А.
В настоящее время актуальным вопросом является рассмотрение системы наставничества как наиболее эффективного пути использования человеческого ресурса для достижения стратегических задач. Необходимость возрождения данной системы наставничества была признана для подготовки и адаптации молодых препоавателей .
Наставничество распространяется на образование и воспитание.От того, насколько успешно пройдет адаптация молодого педагога, зависит очень многое, а именно, качество его работы, желание развивать свое профессиональное мастерство, мотивация к работе и в целом желание остаться в данной профессии.
Организация наставничества в нашей образовательной организации осуществляется согласно программе наставничества Мы используем вариант взаимодействия «опытный педагог –молодой преподаватель», классический вариант поддержки для приобретения молодым преподавателем необходимых профессиональных навыков (организационных, профессиональных) и закрепление на данном месте работы.
Основной целью наставничества является оказание помощи молодым (начинающим) специалистам в их профессиональном становлении и развитии, содействие росту профессионального мастерства педагогических работников.
За каждым начинающим преподавателем закрепляется наставник – преподаватель, имеющий высшую квалификационную категорию и имеющий педагогическое образование.
Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Возникает жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога-наставника. Программа наставничества рассчитана на один год. Учебный год направлен на психологическую адаптацию молодого педагога, а также вхождение в особенности деятельности образовательной организации именно медицинского профиля.
Наставничество является двусторонним процессом. Основным условием эффективности обучения наставником молодого специалиста профессиональным знаниям, умениям и навыкам является - его готовность к передаче опыта. А основным условием эффективного обучения молодого специалиста – его желание, потребность принять предоставляемую информацию и передачу практических навыков наставником.
Когда молодой педагог приступает к профессиональной деятельности, он нуждается в поддержке. Мы считаем, что необходимо обратить особое внимание молодого специалиста на:
- требования к организации учебного процесса в колледже;
- требования к ведению учебной документации, заполнению электронного журнала;
- формы и методы организации внеурочной деятельности обучающихся;
- механизм использования дидактического, наглядного и других материалов;
- использование в учебной деятельности возможностей информационно- образовательной среды;
- знакомство с электронными образовательными ресурсами;
- ИКТ - компетентности преподавателя.
Для молодого специалиста большую эффективность имеют новые формы работы:
- психологические тренинги,
- творческие лаборатории,
- психолого-педагогические деловые игры, диспуты, конкурсы,
- «мозговые штурмы»,
- разработка и презентация уроков,
- презентация себя как педагога, классного руководителя,
- защита творческих работ,
- передача педагогического опыта от поколения к поколению.
Процесс адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности можно считать законченным, если преподаватель овладел необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками организации учебной деятельности. Проведение занятий должно стать привычным, работа не вызывать чувства страха, неуверенности.
При завершении периода становления составляется заключение, в котором определяется эффективность адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности.
Литература
1. Ведерникова Л. В. Педагогическая поддержка саморазвития педагога М: МАНПО- № 4 2010 — с 87–99;
2. Ведерникова Л. В. Подготовка педагога как творческого профессионала Ишим: Издательство: ИГПИ им П. П.Ершова — 2006, с.109;
3. Дуброва Т.И. Модель профессионального наставничества в подготовке рабочих кадров// «Среднее профессиональное образование» .-2020.-№5(297). С. 27-31
4. Полат Е. С. Новые педагогические и образовательные технологии в системе образования. Под ред. .М.:АСТ, 2000.- 352с
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.