Формирование у школьников навыков самоконтроля и самооценки как элементов учебной самостоятельности. При подготовке к итоговым контрольным работам вся работа строится через обнаружение причин своих ошибок с помощью системы последовательных операций. Организация учебного занятия дает больше возможностей для становления индивидуальных способов понимания и индивидуального стиля учебной работы, помогает освоить приемы и техники самоконтроля и самооценки.
Контрольно-оценочная деятельность.doc
Фамилия педагога_________Швацкая О.Н.____________________________
Контрольнооценочная деятельность
Организационные
формы
деятельности
Для учащихся
Цель
Подготовка к итоговым контрольным работам
Формирование у школьников навыков самоконтроля и самооценки как
элементов учебной самостоятельности.
4
Основные задачи
1. Создать условия для учебного сотрудничества через разные формы
работы.
2. Обучить учащихся техникам пооперационного самоконтроля и
самооценки .
3. Разработать с обучающимися «инструментарий» самоконтроля и
самооценки.
Механизм
деятельности
При подготовке к итоговым контрольным работам вся работа строится
через обнаружение причин своих ошибок с помощью системы
последовательных операций:
осознание (воспроизведение) собственных действий, которые привели к
ошибочному решению;
построение (восстановление) эталонного варианта общего способа
действия (его операциональный состав) по решению подобных заданий;
сравнение собственных действий с эталоном (общим способом) и
выявление дефектов в них (ошибочных операций);
вывод о причинах ошибки.
Для удобства работы используется таблицаматрица, Е.Д.Божович ,которая
вклеивается в тетрадь для контрольных работ.
(таблица 1)
Задание,
в
котором
была
сделана
ошибка
Причины ошибки
Как
действовал
я?
Как надо
было
действовать
Почему
я
ошибся?
Как
избежать
ошибки?
Решение
похожей
задачи. Цикл работы
1. Учащимся выдается текст работы в следующем виде:
(таблица 2)
Критерии
оценки
Оценка
моя
учител
я
Задания
Трудности,
прогнозируемые
ошибки
1
2.
3
4
5.
Перед тем как приступить к выполнению работы учащиеся,
совместно с учителем анализируют задания, выделяют критерии
оценки каждого задания в баллах за каждое задание.
По ходу выполнения работы учащиеся выписывают в последний
столбец (таблица 2) возникающие у них трудности и сомнения по
поводу правильности выполнения того или иного задания с
объяснением почему он так думает, а также оценивает себя по
заданным критериям.
2) На следующем уроке дети получают проверенные работы с
содержательной оценкой и начинают соотносить оценку учителя по
каждому критерию со своей оценкой, определяя как получилась
общая оценка всей работы.
3) Далее учащиеся начинают разбираться с причинами ошибок и
трудностей, возникших у них в ходе выполнения данной работы,
заполняя таблицу №1.
Таким образом, через систему таких уроков формируется
диагностикокоррекционный способ работы над ошибками, который
опирается на действие самоконтроля и самооценки.
4) После определения причин ошибок начинается этап коррекции. С
этой целью создается система специальных заданий.
Задания оформляются на карточках и располагаются на «столе заданий». К ним подбираются средства решения (это могут быть
алгоритмы действий, правила, словесные указания, схемы, модели,
чертежи), которые располагаются на «столе помощи».
С помощью карточекпомощников дети работают над своими
умениями, самостоятельно определяя объем и содержание
тренировки, и консультируются в случаях затруднения у учителя, или
у своих товарищей. После тренировки ребенок переходит к работе на
оценку, самостоятельно определяя время перехода к ней.
Роль учителя, на данном этапе сводится к консультации ребенка по
поводу соответствия выбранного задания, умению, которое
необходимо отработать. Здесь же большое внимание необходимо
уделять тому, как ребенок использует карточкипомощники и тому,
чтобы средства, которые предложены учащимся действительно
являлись средствами организации детской работы.
Таким образом, организация учебного занятия дает больше
возможностей для становления индивидуальных способов понимания
и индивидуального стиля учебной работы, помогает освоить приемы и
техники самоконтроля и самооценки.
Учитель имеет возможность не только консультировать учащихся по
их запросу, но и проводить педагогическое наблюдение за
становлением индивидуального действия:
как ведет себя ученик при подборе задания;
к кому и в какой момент обращается за помощью,
какие задает вопросы;
самостоятельно ли начинает и завершает работу на занятии;
берет ли задание на дом и в каком объеме. Результат (рб)
Ученик умеет:
определять свои затруднения;
осознавать границы собственных знаний и незнаний;
анализировать результат своего труда;
ставить задачи по совершенствованию уже сделанного;
производить оценку знаний или способов их добывания.
Для того, чтобы каждый ученик научился самостоятельно
контролировать и оценивать себя и других, необходим
систематический опыт следующих действий:
определять то, что будет проверяться (типология заданий);
составлять проверочные задания (в том числе, задания с
«ловушками»);
выделять сложность задания, приписывать заданиям баллы по
сложности;
находить и создавать образцы для проверки работы;
сопоставлять работу с образцом;
давать характеристику ошибок и выдвигать гипотезы об их причинах
(овладение диагностикокоррекционным способом работы над
ошибками);
Контрольно-оценочная деятельность
Контрольно-оценочная деятельность
Контрольно-оценочная деятельность
Контрольно-оценочная деятельность
Контрольно-оценочная деятельность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.