Контрольно-оценочные средства
Оценка 5

Контрольно-оценочные средства

Оценка 5
Документация
docx
МХК
Взрослым
21.02.2018
Контрольно-оценочные средства
Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплины Основы философии разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 22.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта базового уровня подготовки и рабочей программы учебной дисциплины Основы философии . КОС включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета.
КОС ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ ТОРАТ 15.docx
ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса Система менеджмента качества Контрольно­оценочные средства                               ФГОС­ППССЗ 23.02.03  ­УМК­ОГСЭ. 01 ­ 2017 «УТВЕРЖДАЮ» Зам.директора по УР  ГБПОУ«Сахалинский техникум отраслевыхтехнологий и сервиса» _______________Л.С.Панькова «_______»____________2017 г. Комплект  контрольно­оценочных средств  по учебной дисциплине  ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ основной образовательной программы (ОПОП)  по специальности/профессии 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта 2 Комплект контрольно­оценочных средств  рассмотрен и одобрен на заседании  предметной (цикловой) комиссии Общих  гуманитарных и социально­экономических   дисциплин УТВЕРЖДАЮ: Заместитель директора  по учебной работе  ________________ Л.С. Панькова Протокол № _____ «___»__________2017 г. «_____» _______________ 2017 г. Председатель _____________Л.И. Давыденко МП СОГЛАСОВАНО: Зам.директора по НМР __________________ В.ГСафина Комплект   контрольно­оценочных   средств   по   учебной   дисциплины   Основы   философии разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по   специальности   среднего   профессионального   образования   22.02.03   Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта базового уровня подготовки и рабочей программы учебной дисциплины Основы философии  . Организация­разработчик:  ГБПОУ  «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» Разработчики: Сафина В. Г, преподаватель ГБПОУ «СТОТиС» 3 СОДЕРЖАНИЕ 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 2 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ,  ПОДЛЕЖАЩИЕ ПРОВЕРКЕ 3 ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 ТИПЫ КОНТРОЛЬНОГО ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ ОСВОЕНИЯ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5 МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО УЧЕБНОЙ  4 4 7 10 23 ДИСЦИПЛИНЕ 4 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Контрольно­оценочные   средства   (КОС)   предназначены   для   контроля   и   оценки образовательных достижений обучающихся, осваивающих программу учебной дисциплины Основы   философии.КОС   включают   контрольные   материалы   для   проведения   текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета. 2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке В результате освоения учебной дисциплины Основы философии обучающийся должен обладать   предусмотренными     ФГОС   СПОпо   специальности   23.02.03Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта  следующими  умениями (У), знаниями (З), которые формируют профессиональные и общие компетенции.  Код У1 Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Умение ориентироваться в наиболее общих   философских   проблемах бытия,           познания,   ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;   З1 Знание   основных   категорий   и понятий философии; З2 Знание   роли   философии   в жизни человека и общества; З3 Знание основ философского учения о бытии; Основные показатели оценки результатов Иметь   представление   о     влиянии   фундаментальных философских   идей   на   развитие   науки,   искусства, социальной и политической мысли. Продемонстрировать понимание актуальных проблем современности. Воспроизвести   нужную   информацию   из     различных источников. Применить   научные   аргументы   и   факты   для подтверждения своего мнения. Понимать   связь   между   философским   учением   о познании и науками, которые он изучает. Понимать   функции   философии   и   ее   роль   в   жизни человека и общества. Формулировать основные понятия  и категории  философии: бытие, небытие, материя, сознание, жизнь и   смерть,   картина   мира,   смысл   жизни,   ценности, познание, свобода  Знать  определения   основных   категорий   и   понятий философии. Понимать,   что   научившись   философски   мыслить, постоянно развивать свой ум. Знать социальные аспекты развития общества. Понимать   роль   философии   в   жизни   человека   и общества   в   различные   исторические   эпохи (античность,     средние   века,   эпоха   Возрождения, Новое и Новейшее время)  Знать этапы эволюции философской мысли. Продемонстрировать понимание основ философского учения о бытии: основные понятия, основные законы. Знать наиболее общие философские проблемы бытия.   стать   человеком   можно,   лишь   думать   и 5 З4 Знание сущности процесса познания; Продемонстрировать   понимание  наиболее   общих З5 Знание основ научной, философской и религиозной картин мира; З6   свободе Знание   об   условиях   формирования личности, и ответственности   за   сохранение жизни,   окружающей среды;   культуры,   З7 Знание   о   социальных   и   этических проблемах, связанных с развитием и использованием   достижений   науки, техники и технологий.     представителей философских проблем познания.  Понимать сущность процесса познания:    Различать   чувственное   познание   (ощущение, восприятие, представление) и рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение)  Знать структуру сознания (сознательное и  бессознательное).  Иметь   представление   о   том,   какими   методами   и приемами человек познает мир.  Знать, что результат процесса познания – истина.   Понимать взаимосвязь языка и мышления.  Знать   историю   философии, философской мысли и основные философские идеи. Знать основные категории научной картины мира. Понимать роль науки в современной жизни. Различать   особенности   научной,   философской   и религиозной картин мира: общее и  специфическое Знать условия формирования личности. Перечислить условия формирования свободы и  ответственности человека за сохранение жизни,  культуры, окружающей среды. Понимать роль свободы и смысла жизни как основ формирования культуры гражданина и будущего  специалиста. Знать проблемы изучения человека. Воспроизводить особенности самобытности.  Понимать   место   и   роль   искусства   в   познании   и воспитании человека. Понимать   место   и   роль  тех   наук,   которые   лежат  в основе   его   специальности   с   современной   научной картиной   мира,   понимать   роль   и   место   религии   в понимании мира, в изменении человеческой природы. Знать   о     социальных   и   этических   проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.  Оценивать последствия НТП и модернизации. Продемонстрировать понимание глобальных проблем, стоящих перед человечеством. Российской     6 3. Оценка освоения учебной дисциплины Предметом   оценки   служат   умения   и   знания,   предусмотренные   ФГОС   по   учебной дисциплине  Распределение оценивания результатов обучения по видам контроля Виды аттестации Код Наименование элемента умений или знаний У1 Умение ориентироваться в наиболее общих философских бытия, познания,   ценностей,   свободы   и   смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; проблемах     З1 З2 З3 Знание  основных   категорий   и   понятий философии; Знание роли философии в жизни человека и общества; Знание  основ   философского   учения   о бытии; З4 Знание сущности процесса познания; З5 Знание  основ   научной,   философской   и религиозной картин мира; З6 Знание  об   условиях   формирования личности,   свободе   и   ответственности   за сохранение   жизни,   культуры,   окружающей 7 Промежуточ ная аттестация Диф.зачет Текущий контроль индивидуальные задания устный опрос творческие задания тестирование терминологический  диктант письменные домашние   задания терминологический  диктант индивидуальные задания тестирование индивидуальные задания творческие задания письменные домашние   задания индивидуальные задания устный опрос тестирование индивидуальные задания устный опрос тестирование терминологический  диктант письменные домашние   задания индивидуальные задания устный опрос творческие задания письменные домашние   задания индивидуальные задания устный опрос творческие задания среды; З7  о   социальных   и   этических Знание проблемах,   связанных   с развитием   и использованием достижений науки, техники и технологий. письменные домашние   задания индивидуальные задания устный опрос творческие задания письменные домашние   задания 8 ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса Система менеджмента качества Контрольно­оценочные средства                               ФГОС­ППССЗ 23.02.03  ­УМК­ОГСЭ. 01 ­ 2017 Распределение типов контрольных заданий по элементам знаний и умений Содержание учебного материала по программе УД Тип контрольного задания У1 З1 З2 З3 З4 З5 З6 З7 Раздел 1. Основные идеи истории мировой философии от античности до новейшего времени Раздел 3. Духовная жизнь человека (наука, религия, искусство) Тема 3.1. Философия и научная картина  мира Тема 3.2. Философия и религия Тема 3.3. Философия и искусство Тема 4.1. Философия и история Тема 4.2. Философия и культура УО ПД\з ИЗ, ТЗ ТЗ, ИЗ ТС ИЗ ПД\з ТЗ ТД ИЗ ИЗ Раздел 4. Социальная жизнь УО, ИЗ ИЗ ИЗ ТЗ ИЗ ТД ИЗ ТЗ УО, ИЗ ТЗ, ИЗ ПД\з, УО УО, ИЗ УО, ИЗ Тема 1.1. Философия, ее смысл, функции и  роль в обществе Тема 1.2. Философия античного мира и  Средних веков Тема 1.3. Философия Нового и новейшего  времени Тема 2.1. Человек как главная философская проблема Тема 2.2. Проблема сознания Тема 2.3. Учение о познании УО  УО ТС ТС ПД\з ТС ТД ТС ИЗ ИЗ ТС Раздел 2. Человек – сознание ­ познание ИЗ ИЗ, УО ТС ИЗ ТД УО ТС ИЗ ТС ТС УО, П\Дз Тема 4.3. Философия и глобальные  проблемы современности Тема 4.4. Будущее человека и человечества. УО, ИЗ УО УО, ТД УО, ТЗ УО ТС ТЗ ИЗ ИЗ ПД\з Обозначение ИЗ ­ индивидуальные задания (в том числе: проблемные и логические, работа с оригинальными текстами) ТЗ – творческие задания (эссе, доклады, рефераты, презентации)  ПД\з  ­ письменные домашние  задания ТС ­ тестирование УО – устный опрос ТД ­ терминологический диктант 10 ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса Система менеджмента качества Контрольно­оценочные средства                               ФГОС­ППССЗ 23.02.03  ­УМК­ОГСЭ. 01 ­ 2017 Распределение типов и количества контрольных заданий по элементам знаний и умений, контролируемых на промежуточной аттестации. Содержание учебного материала по программе УД Тип контрольного задания У1 З1 З2 З3 З4 З5 З6 З7 Раздел 1. Основные идеи истории мировой философии от античности до новейшего времени Тема 1.1. Философия, ее смысл, функции и  роль в обществе Тема 1.2. Философия античного мира и  Средних веков Тема 1.3. Философия Нового и новейшего  времени Тема 2.1. Человек как главная философская проблема Тема 2.2. Проблема сознания Тема 2.3. Учение о познании З1 З1 З1 З1 З6, З1 З1 З3 З4 З2 З2, 34 З1 Раздел 2. Человек – сознание ­ познание З3 З5 З1 З4 З1 З1 Раздел 3. Духовная жизнь человека (наука, религия, искусство) Тема 3.1. Философия и научная картина  мира Тема 3.2. Философия и религия Тема 3.3. Философия и искусство Тема 4.1. Философия и история Тема 4.2. Философия и культура З1 З1 З1, З2 З1, З7 З1 З7 З3 Раздел 4. Социальная жизнь З1, З4 З2, З4 З5 З3, З5 З1 З2 З3 З1 З2 З4 З4 З1 З3 З2 З1 З4 З5,З8 З6,З9 З5, З6 З3, З5 З2, З3, З7, З8 З6, З8 Тема 4.3. Философия и глобальные  проблемы современности Тема 4.4. Будущее человека и человечества. З1 З3 З1,З5 З2,З4 З1 З2 З7 З3,З4 З5, З8 З6 В­ вопросы дифференцированного зачета Распределение типов и количества контрольных заданий по элементам знаний и умений, контролируемых на промежуточной аттестации. Содержание учебного материала по программе УД Тип контрольного задания У1 З1 З2 З3 З4 З5 З6 З7 Раздел 1. Основные идеи истории мировой философии от античности до новейшего времени Тема 1.1. Философия, ее смысл, функции и  роль в обществе Тема 1.2. Философия античного мира и  Средних веков Тема 1.3. Философия Нового и новейшего  времени Тема 2.1. Человек как главная философская проблема Тема 2.2. Проблема сознания В1 В5 В3 В6 Раздел 2. Человек – сознание ­ познание В9 В8 В2 В4 В7 В10 Тема 2.3. Учение о познании Тема 3.1. Философия и научная картина  мира Тема 3.2. Философия и религия Тема 3.3. Философия и искусство Тема 4.1. Философия и история Тема 4.2. Философия и культура В11 Раздел 3. Духовная жизнь человека (наука, религия, искусство) В21 В22 В12 В15 Раздел 4. Социальная жизнь В14 В13 В16 В17 12 Тема 4.3. Философия и глобальные  проблемы современности Тема 4.4. Будущее человека и человечества. В­ вопросы дифференцированного зачета В18 В20 В19 13 ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса Система менеджмента качества Контрольно­оценочные средства                               ФГОС­ППССЗ 23.02.03  ­УМК­ОГСЭ. 01 ­ 2017 4. Типы контрольного задания для оценки освоения  учебной дисциплины Вопросы и задания по разделам Раздела 1.Основные идеи истории мировой философии от античности до новейшего  времени Тема 1.1. Философия, ее предмет, направление, функции и роль в обществе. Задание 1. ответьте на вопросы.  Перечислите известные вам определения философии. Какое из них вы считаете наиболее удачным? Объясните свой выбор. Нужна ли философия человеку и обществу? Обоснуйте свою точку зрения. Перечислите функции философии. Прокомментируйте их. Перечислите основные проблемы философии. Какую из них вы считаете наиболее важной? Почему? Задание 2. Какие из перечисленных ниже смыслов связываются со словами  «философия», «философ», «философский», «философствование» в обыденном словоупотреблении?  Заполните таблицу. СЛОВО Философ Философия Философский Философствование СМЫСЛЫ Мировоззрение, отношение к жизни, миру, к самому себе; заумный; мудрец; беспредметное рассуждение;   человек   «   не   от   мира   сего»;   трудный   для   понимания   или   неразрешимый; праздное   словопрение;   всезнайка,   эрудит;   общий   подход   к   делу,   занятию;   имеющий отношение   к   философии;   теоретик;   жизнеобъясняющие   концепции;   мыслитель;   мораль, правила жизни; балабол; жизненное кредо; наука; ученый; искусство; теория чего – либо; отвлеченное размышление; беспристрастный, смотрящий на вещи «с точки зрения вечности»; мудрость;   мудрствование;   наукообразный;   глубокий,   достигающий   сути   предмета;   некто рассудительный;   пустой,   не   имеющий   отношение   к   делу;   краснобайство;   занимающийся философией; «пофигист», пространная, многословная речь. Задание 3.  Подготовиться   к   терминологическому   диктанту.   Повторить   понятия   и   определения: философия,   онтология,   антропология,   гносеология,   аксиология,   методология,   этика, мировоззрение,понятийность, логичность, дискурсивность. Задание 4. Подготовиться к обсуждению проблемных вопросов: А) «Могут ли быть философские решения окончательными   и однозначными?»,  Б)Некоторые   считают,   что   «Люди,   для   того,   чтобы   быть   людьми,   должны философствовать».   Значит   ли   это,   что   если   Вы   не   философствуете,   значит,   Вы   не человек? Задание 5. Тест. Инструкция: прочитайте вопрос и отметьте 1 правильный вариант ответа  1) С греческого языка слово «философия» переводится как:  1) любовь к истине 2) любовь к мудрости 3) учение о мире 4) божественная мудрость 2) Впервые употребил слово «философия» и назвал себя «философом»:  1) Сократ 2) Аристотель 3) Пифагор 4) Цицерон 3) Определите время возникновения философии:  1) середина III тысячелетия до н.э. 2) VII­VI в.в. до н.э. 3) XVII­ХVIII в.в.  4) V­XV в.в.  4) Основы бытия, проблемы познания, назначение человека и его положение в мире изучает:  1) философия  2) онтология  3) гносеология  4) этика 5) Мировоззренческая форма общественного сознания, рационально обосновывающая  предельные основания бытия, включая общество и право:  1) история  2) философия  3) социология  4) культурология  6) Мировоззренческая функция философии состоит в том, что:  1) философия осуществляет рефлексию современной ей культуры  2) философия направляет деятельность людей на борьбу с недостатками существующего  строя  3) философия способствует улучшению характеров людей  15 4) философия помогает человеку понять самого себя, своё место в мире  7) Мировоззрение – это:  1) совокупность знаний, которыми обладает человек  2) совокупность взглядов, оценок, эмоций, характеризующих отношение человека к миру и к самому себе  3) отражение человеческим сознанием тех общественных отношений, которые объективно  существуют в обществе  4) система адекватных предпочтений зрелой личности  8) Определяющим признаком религиозного мировоззрения является:  1) вера в единого бога­творца  2) отрицание человеческой свободы, вера в то, что все поступки изначально определены  богом  3) презрительное отношение к достижениям науки, отрицание их достоверности  4) вера в сверхъестественные, потусторонние силы, обладающие возможностью влиять на  ход событий в мире  9) Направление, отрицающее существование Бога, называется:  1) атеизм 2) скептицизм 3) агностицизм 4) неотомизм 10) Согласно марксистской философии, суть основного вопроса философии состоит в:  1) движущих силах развития общества 2) смысле жизни  3) соотношении природного и социального миров  4) отношении сознания к материи ОТВЕТЫ : 1б,2а,3б,4а, 5б,6г, 7б, 8б, 9а, 10г. Тема 1.2 Философия античного мира и Средних веков Вариант 1 Задание 1. Определите, кому принадлежат высказывания 1. Я знаю, что ничего не знаю.  2. Онпосоветовал афинянам принять постановление: «Считать ослов конями»; когда сочли нелепостью, он заметил: « А ведь вы простым голосованием делаете из невежественных людей  ­ полководцев». 3.  Если   настало   тебе   время   переносить   неприятности   –   неси   их   бодро,   а   не   как   осел, противясь, стеная и  изнемогая под напором кнута. 4. Смерть не имеет никакого отношения к нам, ибо то, что разложилось, не чувствует, а то, что не чувствует, не имеет к нам никакого отношения. Пока мы есть, смерти нет, а когда есть смерть, то уже нет нас». 5. Я ем, чтобы жить, а другие люди живут, чтобы есть.  6. Не делать другим, чего не желаешь себе 16 Задание 2. Приведите в соответствие 1. Когда отец привел его учиться к Сократу, великий мудрец рассказал, что накануне ночью видел во сне белого лебедя – знамение, что у него будет новый ученик, который в будущем станет одним из самых просвещенных  мыслителей в мире.  2. (ок. 623 ­544 до н.э.), согласно легенде, был сыном правителя небольшой области в северо – восточной Индии. Он воспитывался в роскоши, ничего не зная о страданиях. Но однажды, выйдя за пределы дворца, он поочередно увидел старика, больного и похоронную процессию. 3.  Этот   философ   был   хранителем   государственного   архива   при   династии   Чжоу   и чрезвычайно   образованным   человеком.   В   знак   протеста   против   интриг,   смут   и   войн   в государстве он покинул страну. На пограничной заставе его попросили оставить что – либо стране  он передал начальнику стражи рукопись «Дао дэ цзин» (Книга о пути и силе».  4. Этот философ родился в богатой аристократической семье. Вопреки желанию родителей Фома вступает в нищенствующий орден доминиканцев. Пытаясь образумить Фому, родители заточили его   в башне фамильного замка, где тот провел больше года, но не отказался от своего выбора.  а) Сиддхартха Гаутамаб) Фома Аквинскийв) Платонг) Лао – цзы Задание 3. Назовите имя 1. Назовите настоящее имя Платона, почему ему дали  такое прозвище?  2. Лао –цзы – что означает его имя?  3. Каким животным называли себя киники и  Диоген и почему?  4. По   преданию,   у   духовных   истоков   древнегреческой   цивилизации   стоят   семь мудрецов, назовите их имена. Задание 4. Определите, кто автор учения 1. К   избавлению   от   страданий   –   нирване   –   ведет   «восьмеричный   путь».   У   этого   пути несколько   этапов:   праведное   знание,   жизнь   –   страдание,   причина   страданий   –   ниши желания, прекращение страданий есть подавление желаний.  2.   Будучи   блестящим   математиком   ,   он   поставил   число   в   центр   своих   философских размышлений, числа – основа и начало всякой вещи и Вселенной в целом: суть каждого явления может быть записана в цифровом ряде. Смена времен года, движение светил, циклы развития   жизни,   музыкальная   гармония   –   все   подчиняется   соответствующим математическим закономерностям.  3. Среди его произведений известны такие диалоги, как «Государство»,  «Пир», «Федон», «Федр».   Исходный   путь   размышлений   Платона   можно   представить   следующим   образом: «Может   ли   быть   совершенным   мир,   где   столько   зла   и   горя,   где   убивают   мудрецов   и возвышают   обманщиков?   Если   творец   всемогущ   идеален   ,   но   как   он   мог   создать   столь несовершенный мир. Задание 5.  Составьте  сравнительную  таблицу: « Философия  Древнего  Китая и Древней Индии». 17 Вариант 2 Задание 1. Определите, кому принадлежат высказывания 1. Платон мне друг, но истина дороже. 2. Однажды некто попросил у тирана Дионисия денег. Тот заметил: « Ты ведь говоришь, что мудрец не ведает нужды». – «Дай мне денег, ­ перебил Аристипп, ­ а потом мы разберем этот вопрос» ­ и, получив деньги, сказал: «Вот видишь, я и вправду не ведаю нужды». 3.  Возвышая духовное и принижая материальное,   он часто повторял: « Я стыжусь своего тела». 4.На вопрос, какое вино ему вкуснее пить, он ответил: «Чужое».  5.  Молодым людям следует почаще смотреться в зеркало: красивым – чтобы не срамить своей красоты, безобразным – чтобы воспитанием скрасить безобразие.  6.Все хотят быть блаженными, но не все могут. Задание 2. Приведите в соответствие 1. Этот философ был приглашен ко двору царя Филиппа в качестве воспитателя юного Александра Македонского.  Существует такое высказывание Александра о своем учителе: «Я чту учителя наравне со своим отцом, так как если отцу я обязан жизнью, то ему тем, что дает ей цену». 2. Родился в знатной, но обедневшей семье, когда его отцу было почти 70 лет. Через два года отец умер, оставив   семью без средств   к существованию. В детстве Кун Фу –цзы   был вынужден   зарабатывать   на   жизнь   трудом   сторожа   и   пастуха.   В   15   лет   живой   ум   и потребность   в   учебе   подтолкнули   его   к   самообразованию.   Благодаря   своим   знаниям   он получил место чиновника в царстве Лу.  3. Этот философ родился в 354 г. в Северной Африке, которая тогда была частью Римской империи, в нумидийском городе Тагасте, а умер в 430 г. , прожив 76 лет. На его глазах рухнула великая империя, а за годы жизни сменилось двадцать императоров. Долгие годы был священником в Италии, а после рукоположения в епископы вернулся в родную ему Африку, в город Гиппон. Он умер в то время, когда его город осаждали вандалы. Основные произведения «Исповедь» и «О граде Божием». 4. Он начал свою сознательную жизнь с того, что пошел к дельфийскому оракулу и спросил, как ему нужно жить. Предсказатель ответил, что нужно произвести переоценку ценностей. Философ понял это по – своему и начал чеканить фальшивые монеты, попался и был отдан в рабство.  а) Кун Фу –цзыб) Августинв) Диогенг) Аристотель Задание 3. Назовите имя 1.Его  настоящее имя Сиддхартха Гаутама, как  стали позже его называть и почему?) 2.В 386 г. до н. э. Платон основал в Афинах школу, получившую название Академия. Почему школа названа именно так?  3.По преданию, у духовных истоков древнегреческой цивилизации стоят  семь мудрецов, назовите их имена. 4.Какое  прозвище получил Августин Аврелий? Почему?  18 Задание 4. Определите, кто автор учения 1.Традиции   воплощены   в   ритуалах,   нормах   вежливости.   Если   человек   будет   строго соблюдать все предписания, то в его поведении не окажется места для конфликтов и зла. Благовоспитанность связана с почитанием предков. Его ученики , записав мысли составили книгу «Лунь –юй» (Беседы и суждения) 2. Вспоре истина рождается, и ее необходимо правильно принять. Умение принимать  истину он называетмайевтикой (по – гречески – искусство принимать роды.) Важным элементом философии является сомнение. Он в споре всегда использует иронию. 3.   Список   работ   «Физика»,   «Метафизика»,   «Политика»,   «Этика»,   Трактат   «О   душе». Политика тесно связана с этикой: правитель должен придерживаться правил морали и, как глава семьи, быть справедливым домочадцам. Задание 5.  Составьте  сравнительную  таблицу: « Философия  Древнего  Китая и Древней Индии». Тема 1.3. Философия Нового и новейшего времени Занятие 1. ТЕСТ. Инструкция: прочитайте вопрос и отметьте 1 правильный вариант ответа  1) К характерным особенностям русской философии относится:  1) Рационализм  2) Эмпиризм  3) Антропологизм  4) Панлогизм  2) По мнению современников, «создал у нас любовь к наукам и охоту к чтению»  1) В.Г. Белинский  2) Г.Р. Державин  3) Л.Н. Толстой  4) Н.И. Новиков  3) Вопрос о роли и месте России в истории человечества был поставлен в «Философических  письмах»:  1) В. Соловьевым  2) П. Чаадаевым  3) А. Хомяковым  4) А. Герценом  4) Основной идеей западничества является  1) Сила власти – царю, сила мнения – народу  2) Россия должна развиваться по европейскому пути  3) Прогресс общества связан с развитием монархической власти 4) Православие, самодержавие, народность 5) Наиболее близка к воззрениям «западников» идеология партии  1) Единая Россия 2) ЛДПР 3) Союз правых сил 4) КПРФ 19 6) Вера в нравственную чистоту русского крестьянства характерна для:  1) Русских марксистов 2) Экзистенциалистов 3) Славянофилов 4) Иосифлян 7) Смысл притчи Достоевского о «слезинке ребёнка» из романа «Братья Карамазовы»  заключается в том, что  1) Надо любить детей  2) Мировая гармония не стоит даже одной человеческой жизни  3) Дети чище и добрее взрослых  4) В страданиях детей повинен социальный строй общества  8) Философское учение, основанное Львом Николаевичем Толстым  1) Почвенничества 2) Философия всеединства 3) Народничества 4) Этика ненасилия 9) Отечественный мыслитель, впервые создавший всеобъемлющую философскую систему на  началах христианского гуманизма  1) В.С. Соловьев 2) Н.А. Бердяев 3) А.Н. Радищев 4) Ф.М. Достоевский 10) Согласно учению О. Конта развитие человеческого общества проходит последовательно  три стадии или состояния человеческого духа: а) мифологическую – философскую – позитивную;  б) теологическую – метафизическую – позитивную;  в) религиозную – натуралистическую – позитивную;  г) философскую – позитивную – религиозную.  11) Известное утверждение прагматизма (по Ч. Пирсу): а) истина – то, что доказано; б) истина – то, что полезно; в) истина – то, что привычно; г) истина – то, что непостижимо. 12) Согласно психоаналитическому учению З. Фрейда, жизнь в целом и большинство  конкретных поступков человека определяется: а) мышлением; б) бессознательным; в) разумом; г) рассудком.  13) Девизом философии Нового времени становится изречение: а б научную картину мира в противовес церковной – «ничего со слов»; Квинта Тертуллиана – «верую, ибо абсурдно»; И. Ньютона, выразившее стремление учёных­естественников и философов выработать 20 Протагора – «человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, Ансельма Кентерберийского – «вера ищет разум», выразившее стремление учёных­ в теологов научно обосновать церковную картину мира; г несуществующих – что они не существуют». 14) Английский философ Джордж Беркли (1685–1753) обосновывал положение о том, что «быть» означает: а) существовать независимо от нашего сознания; б) определяться совокупностью свойств в пределах субстанции; в) быть воспринимаемым ощущениями; г) существовать в человеческом представлении. 15) Известное утверждение прагматизма (по Ч. Пирсу): а) истина – то, что доказано; б) истина – то, что полезно; в) истина – то, что привычно; г) истина – то, что непостижимо. ОТВЕТЫ: 1В,2Б,3Б, 4Б, 5В, 6В, 7Б,  А, 9Б, 10А, 11А, 12Б, 13Б, 14А, 15А. Раздел 2. Человек – сознание ­ познание Тема 2.1. Человек как главная философская проблема ЗАДАНИЕ 1. Ж.­П. Сартр считает, что «нет никакой природы человека, как нет и Бога, который бы его задумал. Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но и такой, каким он хочет стать».  Можно   ли   согласиться   с   философом?   За   счёт   чего,   по   его   мнению,   происходит становление человека? ЗАДАНИЕ 2. Как следует понимать следующее высказывание Э. Фромма из его «Кредо»: «Я верю, что каждый человек представляет всё человечество. Все мы святые и грешники, но ни один не превосходит другого и не судья ему. Все мы прозрели вместе с Буддой, всех нас распяли на кресте вместе с Христом, и все мы убивали и грабили вместе с Чингисханом, Сталиным и Гитлером»? ЗАДАНИЕ  3. Выберите те черты человека, которые характеризуют его личность: физическая сила, сила воли, ответственность, высокий рост, свобода, развитый художественный вкус, музыкальная   одарённость,   безответственность, голубоглазость, рабская покорность, интеллектуальное богатство, чувствительность к боли, страх высоты, темперамент, математическая одарённость, смелость, самосознание, цепкая память, тучность, трудолюбие.   личное   достоинство,   разумность, ЗАДАНИЕ  4. ТЕСТ.  21 1. Укажите, кто из указанных мыслителей представляет экзистенциально­персоналистскую  стратегию интерпретации человека:  а) Платон; б) И. Кант; в) А. Камю.  2. Определите, какие из ниже перечисленных концепций антропогенеза отстаивают идею  естественного происхождения человека:  а) креационистская;  б) трудовая;  в) уфологическая.  3. Учение, согласно которому смысл человеческой жизни состоит в достижении счастья,  называется:  а) гедонизм; б) эвдемонизм; в) ригоризм.  4. Раздел философии, изучающий природу, сущность и предназначение человека ­ это : а) онтология;б) гносеология;в) антропология. 5. К вопросам современной антропологии не относится вопрос: а) б) в) 6. Биологическая природа человека проявляется: что первично; что такое личность; в чем смысл жизни. а) в его анатомии и физиологи; б)в генофонде; в) все ответы  верны. 7. Понятие характеризующее человека, как общественное существо: а) индивидуальность; б)личность; в) индивид 8. Под социальным в человеке понимают: а) сознание и разум; б)способность практически действовать; в) все ответы верны. 9. Единичный представитель человеческого рода: а) человек; б)индивид; в) личность. аксиология; этика; эстетика. 10. Философское учение о ценностях и их природе: а) б) в) 11. Что имел в виду К. Маркс, когда писал: «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, она есть совокупность всех общественных отношений»: а б в человек – это марионетка в руках общества; сущность человека социальна, а не биологична; изменение общественных отношений меняет личность. 22 12. В структуру человека как живой системы сегодня не включается: а б в психическое; социальное; идеальное. ОТВЕТЫ: 1В, 2Б, 3А, 4В, 5А, 6В, 7Б, 8В, 9А, 10Б, 11В, 12В Тема 2.2. Проблема сознания Задание 1.Сознание первично по отношению к материи, сознание вторично по отношению к материи. А вы как думаете? В каком смысле сознание производно от материи. Задание 2.Подготовьтесь к терминологическому диктанту.  Сознание, бессознательное, самосознание, подсознание, воля отражение, идеальное,  рефлексия, когнитивный уровень, мышление, разум, рассудок, воля, эмоции, интуиция,  интеллект, рефлекс, архетип, психоанализ, сублимация, вытеснение, внимание, память,  психика, язык, знак, образ, значение, кибернетика, деятельностный подход,  интенциональность, искусственный интеллект. Задание 3.«Мозг выделяет мысль, так же как печень выделяет желчь. Мозг материален,  печень материальна, желчь материальна, значит, и мысль должна быть материальна». Дайте  критический анализ этого высказывания. Задание 4. В чем существенное различие процессов отражения в живой и неживой природе? Расположите   в   порядке   возрастания   уровня   сложности   следующие   формы   отражения: чувствительность, психика, сознание, мышление, раздражимость, ощущения. Задание 5. Является ли труд главной причиной возникновения мышления у человека? Какие еще концепции генезиса сознания вы знаете? Задание6.   Можно   ли   считать   творчество   главным   отличием   человеческого   сознания   от машинного интеллекта? Согласны ли вы с высказыванием А. Эйнштейна о том, что машина будет в состоянии решать какие угодно проблемы, но никогда не сумеет поставить хотя бы одну. Тема 2.3. Учение о познании  Задание 1. Составьте таблицу: Исторические этапы философского осознания бытия. Назовите основные формы бытия. Задание 2. Дайте определения категории истина, ложь, заблуждение. Перечислите критерии истины. Попробуйте указать их преимущества и недостатки. Назовите виды Истины, дайте их характеристику. 23 Задание 3.Заполните таблицу: Критерии истины в разных философских концепциях Концепция истины Классическая Когерентности Прагматическая Определение истины Критерии истины Задание 4. Можно ли утверждать, что горы, реки, моря, звёзды и т.д. – это объективная истина?   Что   вы   видите   общего   и   в   чём   различие   понятий   «объективная   реальность»   и «объективная истина»? Задание 5. Проанализируйте следующие определения истины: – истина – это то, что приносит пользу, способствует карьере; – истина – это то, что «экономно описывает объект»; – истина – это то, что согласуется с правилами и законами логики; – истина – это результат соглашения между людьми; – истина – это общепринятая точка зрения; – истина – это процесс верного отражения мира в сознании; – истина – это то, что ясно и чётко мыслится; – истина – это правдивое, честное высказывание; – истина – это положение, которое можно непосредственно подтвердить опытом. Задание 6. ТЕСТ. Инструкция: прочитайте вопрос и отметьте 1 правильный вариант ответа  1. Познание в современной философии преимущественно рассматривается как: а б в г способности, умения, навыки в определённой области деятельности; значимая информация в аспекте деятельности; объективная реальность, данная в сознании действующего человека; обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний. 2.  Раздел философии, изучающий проблему бытия, называется: аксиологией; а б методологией; в г онтологией; антологией. 3. Категория «бытие» вводится в философский обиход: а Парменидом; б Ж.П. Сартром; в Аристотелем; г Буддой. 4. Понятие … обозначает реальную основу конкретного мира, проявляющуюся в различных формах существования предметов и явлений: а б в пространство; время; сознание; 24 г субстанция. 5. В истории философии существовали различные мнения о том, сколько субстанций лежит в основе бытия. Дуалистами называют тех философов, которые: а б в признают первичность одного из двух начал – материального или идеального; считают равноправными как материальное, так и идеальное начала; утверждают необходимость учёта множественности факторов (начал), определяющих развитие мира; г вариантыб и в верны. 6. Основными формами бытия являются: а «взаимодействие   между   материей   и   информацией»,   «выделение   и   сохранение единства»; б материальное, идеальное, человеческое, социальное; в г объективное, субъективное, имманентное, трансцендентное; сознательное, бессознательное, подсознательное, духовное. 7. Субъект познания в современной гносеологии – это: абстрактный индивид; реальный учёный или философ; технические средства (компьютер, научное оборудование и т.д.); а б в г мыслительный коллектив. 8. Практика по своим функциям в процессе познания не является: а б в г основой познания и его движущей силой; целью познания; критерием истины; успешной заменой теоретических исследований и научного творчества.  9. Научное познание принципиально отличается от других форм осмысления мира наличием: субъективизма и предвзятости; а б методов – приёмов, способов организации познавательной деятельности; в г веры в непогрешимость авторитетных учёных; синкретизма,   т.е.   слитности   материального   и   идеального,   субъективного   и объективного, природного и человеческого.  10. Наука как специфический тип духовного производства и социальный институт возникла в эпоху: античности; а б средних веков; в Возрождения; г Нового времени. Ответы: 1г,2в, 3а, 4а, 5б, 6б, 7г, 8б, 9б, 10г. Раздел 3. Духовная жизнь человека (наука, религия, искусство) Тема 3.1. Философия и научная картина мира Задание 1. ТЕСТ 1) Основа бытия, существующая сама по себе независимо ни от чего другого,  25 1) Субстанция  2) Сознание  3) Интенция  4) Атрибут  2) Равноправие материального и духовного первоначал бытия провозглашает  1) Дуализм  2) Монизм  3) Скептицизм  4) Релятивизм  3) Существование множества исходных оснований и начал бытия утверждает  1) Плюрализм  2) Эмпиризм  3) Релятивизм  4) Агностицизм  4) Утверждение, соответствующее метафизическому пониманию материи  1) Материя вечна, несотворённа и неуничтожима  2) Материя тождественна веществу  3) Материя создана Богом  4) Материя в своей основе состоит из идеальных форм  5) Атомистическую гипотезу строения материи впервые выдвинул:  1) Августин  2) Спиноза  3) Демокрит 4) К. Маркс  6) Материя есть первоисточник бытия, утверждает  1) Материализм  2) Идеализм  3) Интуитивизм  4) Иррационализм  7) «Философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана  человеку в его ощущениях» есть  1) Материя 2) Явления 3) Мера 4) Качество 8) В марксизме материя трактуется как  1) Единство энергии и сознания 2) Вещество 3) Объективная реальность 4) Энергия 9) Что из нижеперечисленного не относится к атрибутам материи?  1) Структурность 2) Движение 26 3) Отражение 4) Стабильность 10) К идеальным явлениям относится  1) Свет 2) Всемирное тяготение 3) Совесть 4) Время 11) Неотъемлемое существенное свойство вещи, явления, объекта называется  1) Акциденцием 2) Атрибутом 3) Качеством 4) Апорией 12) Способ существования материи  1) Движение 2) Поток сознания 3) Небытие 4) Неподвижность 13) К атрибутам материи не относится  1) Структурность 2) Движение 3) Покой 4) Отражение 14) Высшая форма движения материи ­это  1) Механическое движение 2) Биологическое движение 3) Социальное движение 4) Физическое движение 15) Суть космогонической гипотезы «Большого взрыва» состоит в предположении о том, что 1) Вселенная погибнет в результате взрыва ядра Галактики  2) В центре Галактики происходят регулярные взрывы, изменяющие пространственно­ временные характеристики Вселенной  3) Вселенная возникла в результате взрыва микроскопической частицы  4) Через несколько миллиардов лет Солнце взорвётся и уничтожит Землю  16) Последовательность состояний отражает категория  1) Время 2) Пространство 3) Материя 4) Необходимость 17) Форма бытия материи, выражающая её протяженность, структурность, сосуществование  и взаимодействие элементов во всех материальных системах  1) Движения 2) Время 3) Пространство 27 4) Качество 18)  Важнейшее специфическое свойство биологического времени  1) Обратимость 2) Цикличность 3) Двумерность 4) Антропность 19) Важнейшее специфическое свойство биологического пространства  1) Амбивалентность 2) Асимметричность 3) Четырёхмерность 4) Однородность 20) Совокупность естественных условий существования человека и общества  1) Мир 2) Практика 3) Космогенез 4) Природа Ответы: 1а,2а,3а,4а,5в,6а,7а,8в,9б, 10а,11в,12а, 13в,14в,15в, 16а, 17в,18г,19а, 20а. Тема 3.2. Философия и религия Задание 1.  Выделите моральные и религиозные нормы в заповедях мировых религий. Как религия связана с нравственностью? Задание2. Составить кластер на тему «Мировые религии». Задание 3. Подготовить доклады по темам: «Мировые религии», «Национальные религии»,                                                                              «Что объединяет религии мира». Задание 4. Подготовиться к обсуждению темы «Религия в современном обществе». Тема 3.3. Философия и искусство Задание 1.Искусство ­ феномен, организующий жизнь. Как вы понимаете эти слова?  Задание  2. «Гений – совершенный человек». Составьте характеристику Гения. Задание 3.  Подготовка докладов  на темы «Направления современного искусства», «Талант и гений, соотношения гения и гениальности», «Дегуманизация искусства»,  «Искусство в  эпоху постмодернизма». 28 Задание 4. В чем проявляетсякризис современного искусства?  Задание 5. Составьте сравнительную таблицу: «Сходство и отличие философии от  искусства, религии, науки и идеологии». Задание 6. Как соотносятся техника и искусство? В чем их сходство и в чем отличие? Задание 7. Что такое философия искусства? Возможно ли сопоставление двух этих  понятий? Ведь философия ­ это любовь к мудрости, искусство ­ это торжество прекрасного. Задание 8. В чем разница между искусством и подражанием? Подражает ли искусство  природе?  Задание 9. Когда появляется искусство? Причины появления искусства. Какова сущность  искусства? Раздел 4. Социальная жизнь Тема 4.1. Философия и история Задание 1. Есть ли в человеческой истории смысл, цель, направленность?  Предполагает ли концепция прогресса наличие этих факторов в истории? Задание   2.  Выявите   среди   достижений   человечества   наиболее   важныедля   развития истории: водопровод, ветреная мельница,медицина, огонь, колесо, демократия, самолет, разделение   труда,атомная   бомба,   товарно­денежные отношения, спутник, компьютер, государство, торговля, армия, книгопечатание.   частная   собственность, 3.   Сенека,   Ницше,   Руссо,   Великие   мыслители   Платон, Задание    Толстой, так   или   иначе,   считали,   что   движение   человечества   вперед  таит   в   себе   смертельную опасность   и   во   имя   егоспасения   необходим   возврат   рода   людского   к   первоистокам своего   бытия   (к   природе,   к   патриархальному   образу   жизниидеального   «   золотого века»). перспективы Считаете развития   человечества?Возможен   ли   возврат   человечества   из   настоящего   в   «золотой век» прошлого?Существовал ли на заре человечества «золотой век»? правомерной такую   вы   оценку     ли     Задание4. Какие черты присущи методологии цивилизационного анализа истории? Задание5.Выдающийся английский историк Тойнби (1889­1975гг.) в свое знаменитом труде  «Исследование истории», считал, что в прошлом в истории человечества существовала  21 цивилизация, а ныне из них сохранили жизнеспособность лишь 5 цивилизаций. В силу каких причин, по мнению английского историка, произошел распад многих  цивилизаций и сохраняют жизнеспособность лишь некоторые из них. Задание6. Как следует понимать следующее высказывание Э. Фромма из его «Кредо»: «Я  верю, что каждый человек представляет всё человечество. Все мы святые и грешники, но ни  один не превосходит другого и не судья ему. Все мы прозрели вместе с Буддой, всех нас  29 распяли на кресте вместе с Христом, и все мы убивали и грабили вместе с Чингисханом,  Сталиным и Гитлером»? Задание 7. Выявите в нижеизложенных суждениях причины, формыпроявления,  проблемы и пути решения кризиса современнойцивилизации: человечество становится  все более бездуховным идинамично материально развивается, остановить гонку вооружений, человек эгоцентричен и у него все возрастают материальныепотребности, растет  индивидуализм и отчуждение между людьми,усиливается неравномерность развития  различных стран,массовая культура становится доминантной в составе  духовнойкультуры, сохранить в человеке все человеческое, растетэкологическая  опасность, создавать безотходные технологии,человеку осуществить коренную  переоценку ценностей иценностных ориентиров, происходит информатизация и компьютеризация общества. Россия в выборе пути развития должнаопираться на тысячелетний опыт  В процессе развития Россия не должна полностью демонтировать командно­ Задание 8.В ходе обсуждения вопроса о выборе Россией пути развития студентами  были высказаны следующие точки зрения: ­ административную систему, а на основе еепозитивного потенциала строить социализм с человеческимлицом; ­ самобытного уклада жизнинарода, используя огромный внутренний потенциал, духовное богатство православия и русской культуры; ­Создавая новую цивилизацию, России следует использоватьвсе ее наивысшие достижения за  рубежом и стремиться в первуюочередь к формированию у себя цивилизованного рынка идемократии, дающей каждому человеку возможность реализовать себя.                                                                                                                              Какова ваша позиция по данной проблеме? Тема 4.2. Философия и культура Задание 1. подготовьте доклад на тему: «Массовая культура», «Контркультура»,  «Субкультура». Задание 2. Механизм развития культуры можно охарактеризовать с помощью следующих  понятий: Задание 3. Существует множество трактовок культуры. Среди них происходит сведение  содержания культуры: ­ к совокупности материальных и духовных ценностей; ­ к навыкам и умениям, поведению и действию людей; ­ к ценностным ориентациям; ­ к нормам и символам.  30 Ответьте: Во­первых, можно ли свести культуру к одной из вышеуказанных характеристик; во­ вторых, почему существует множество определений культуры; в­третьих, является  ли культура отдельной сферой в структуре общества? Задание 4.Определите, что можно отнести к элементам материальной или духовной,  внутренней или внешней культуры: скульптура, картина, совесть, профессиональные навыки, книга, речь, идея, массовое  сознание, любовь, идеал, орудие труда, поступок, достоинство, технология. Задание 5. Почему материальная и духовная культуры не существуют друг без друга? Задание 6. Каково отличие культурного человека от некультурного? Задание 7. Выявите признаки, присущие культурам Запада и Востока: созерцательность,  деловитость, рациональность, мифологичность, вера в харизму лидера, индивидуализм,  законопослушание, общинность, прагматизм, жертвенность, демократичность, произвол, духовность, материальность, собственнические стремления, свобода, деспотия,  медитация.  Какие из них характерны для культуры  России? Задание 8. Взаимоотношению цивилизации с культурой даются самые разные оценки: ­ цивилизация представляет смертельный рок для культуры; культура способна облагородить и очеловечить современнуюцивилизацию; цивилизация усиливает духовность культуры и способствует ее развитию; цивилизация делает современную культуру все более бездуховной, порождая  низкопробную массовую культуру.                                     А каково Ваше мнение по этому вопросу? ­ ­ ­ Тема 4.3. Философия и глобальные проблемы современности Задание 1. Выскажите свое отношение к  глобальным проблемам современности.      1.Что для Вас значит любить природу?          2. Эвтаназия ­ это убийство или акт милосердия по отношению к безнадежно больному, страдающему человеку? Аргументируйте свой выбор.      3. Определите свое отношение к «суррогатному материнству» . Какие осложнения вызывает практика искусственного оплодотворения и «суррогатного материнства»? Не несет ли она угрозу нравственности, семье?           4.Искусственное   прерывание   беременности вызывает   у   населения   разных   стран   прямо противоположную реакцию. При этом борьба мнений ведется под знакомсоблюдения либо прав матери (сторонники аборта), либо прав «не родившегося» ребенка (противники аборта). Чьи права поддерживаете Вы? С какого срока беременности должно реализовываться право ребенка на жизнь?          5.   Как вы относитесь к трансплантологии? Оцените её перспективы с этико­правовых позиций.       6. .Клонирование   –   это   благо   или   зло? Что,   по­вашему,   несет   этот   эксперимент   для человечества? 31 7. Ф. Бэкон сказал: «Природу побеждают подчиняясь». Согласны ли Вы с этим? Задание 2. Выберите правильный ответ: 1) С глобальными проблемами (экологическими, военными и др.), человечество вплотную столкнулось:  а б в г вXII–XIII вв.; вXVI–XVII вв.;  на рубеже XIX–XX вв.; на рубеже XX–XXI вв. 2). Глобальные проблемы – это: а объективный, естественный процесс распространения достижений «высоких» культур на весь мир, с целью «подъема» «низших» культур на уровень передовых стран Запада; б общепланетарные проблемы, которые угрожают самому существованию цивилизации и даже жизнина планете; в господство   США   над   всеми   остальными   народами   и   культурами   с   целью   их эксплуатации; г процесс   дифференциации,   обособления     локальных   цивилизаций,тенденция   к размыванию   нравственных   устоев   и   потере   цивилизационных   ценностей,   приоритет чувственных наслаждений, ослабление ответственности за продолжение рода. 3). В число глобальных проблем «второго плана» включают: распространение СПИДа, проблемы здравоохранения в целом; предотвращение   мировой   термоядерной   войны,   установление   ненасильственного а международный терроризм, наркобизнес и наркоманию; б в мира; г вариантыа и б верны. 4). Специфичность глобальных проблем состоит в том, что: а в   них   переплетаются   мировоззренческие,   научно­технические,   социальные, экономические, политические и др. аспекты; б в они должны рассматриваться с учетом специфики конкретной страны, региона мира; при   их   анализе   участвуют   многие   науки   –   физика,   химия,   биохимия,   генетика, антропология, экология, психология и др.);  г для их изучения и разрешения нужны ресурсы, капитальные вложения. д К   обострению   каких   проблем   современности   приводит   неограничиваемое   развитие техники? Ответы: 1б,2б,3в,4а. Задание 3. Роль техники в контексте глобальных проблем. Задание  4. Как русская философия рассматривает «технический» Апокалипсис? Задание   5.  Дайте   определения:   техника,   техническое   знание,   научно­техническая революция,  технологическая  экспансия,  антропология  техники,  техническое  образование, техническое воспитание, «интеллектуальный империализм», «механическая цивилизация», техницизм, технический прогресс, технократическая концепция. 32 Тема 4.4. Будущее человека и человечества.  Задание 1.Продолжится ли эволюция человека?  Задание   2.  Будущее   человечества:   перечислите   четыре   основных   сценария   развития, обозначенных Римским клубом. Задание 3. Используя теории футурологов, ответьте на вопросы: Каким будет мир? Пойдут ли перемены на пользу или во вред человеку? Каким должен быть человек, чтобы стать вровень с миром, созданным им? Задание  4.  Подготовить   доклады   по   темам:   «Будущее   и   философия   времени», «Прогнозирование будущего и футурология», «Технологическая сингулярность»,   «Возникновение искусственного интеллекта». Задание 5. Приведите  примеры несбывшихся прогнозов. Задание   6.  Какие   вы   знаете: Оптимистические   сценарии   будущего?  Пессимистические сценарии будущего? Задание 7. Составьте характеристику  Человека будущего Задание 8. Как футурологи представляют будущее компьютерных технологий? 5. Материалы для итоговой аттестации по учебной дисциплине Итоговая   аттестация   по   учебной   дисциплине   проводится   в   форме дифференцированного   зачета   в   соответствии   с   Положением   о   текущем   контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся 33 Философия и мировоззрение.  1. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе. 2. Философия античного мира.  3. Философия средних веков.  4. Философия Нового времени. Немецкая классическая философия (Кант и Гегель). 5. Пост  классическая философия второй половины 19 – 20 века. 6. Русская философия 19­20 веков. 7. Человек как главная философская проблема. 8. Современная наука и философия о проблеме происхождения человека 9. Основополагающие категории человеческого бытия: творчество, счастье, любовь, труд,  игра, вера, смерть. 10. Проблемы сознания. Сознание, мышление, язык.  11. Учение о познании. 12. Категория «бытие».  13. Материя и ее свойства.  14. Философия и религия. 15. Философия и искусство. 16. Философские концепции исторического развития: однолинейного, многолинейного,  циклического развития.  17. Философия и культура. 18. Философия и глобальные проблемы современности. 19.Будущее человека и человечества. 20. Философия и наука. 21. Образ природы в философии. 22. Проблема жизни в философии. Лист согласования Дополнения и изменения к комплекту КОС на учебный год 34 Дополнения и изменения к комплекту КОСна __________ учебный год по дисциплине _________________________________________________________________  В комплект КОС внесены следующие изменения: ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ Дополнения   и   изменения   в   комплекте   КОС   обсуждены   на   заседании   ЦМК _______________________________________________________ «_____» ____________ 20_____г. (протокол № _______ ).  Председатель  ЦМК ________________ /____ Разработчик: Сафина В.Г 35

Контрольно-оценочные средства

Контрольно-оценочные средства

Контрольно-оценочные средства

Контрольно-оценочные средства

Контрольно-оценочные средства

Контрольно-оценочные средства

Контрольно-оценочные средства

Контрольно-оценочные средства

Контрольно-оценочные средства

Контрольно-оценочные средства

Контрольно-оценочные средства

Контрольно-оценочные средства

Контрольно-оценочные средства

Контрольно-оценочные средства

Контрольно-оценочные средства

Контрольно-оценочные средства

Контрольно-оценочные средства

Контрольно-оценочные средства

Контрольно-оценочные средства

Контрольно-оценочные средства

Контрольно-оценочные средства

Контрольно-оценочные средства

Контрольно-оценочные средства

Контрольно-оценочные средства

Контрольно-оценочные средства

Контрольно-оценочные средства

Контрольно-оценочные средства

Контрольно-оценочные средства

Контрольно-оценочные средства

Контрольно-оценочные средства

Контрольно-оценочные средства

Контрольно-оценочные средства

Контрольно-оценочные средства

Контрольно-оценочные средства

Контрольно-оценочные средства

Контрольно-оценочные средства

Контрольно-оценочные средства

Контрольно-оценочные средства

Контрольно-оценочные средства

Контрольно-оценочные средства

Контрольно-оценочные средства

Контрольно-оценочные средства

Контрольно-оценочные средства

Контрольно-оценочные средства

Контрольно-оценочные средства

Контрольно-оценочные средства

Контрольно-оценочные средства

Контрольно-оценочные средства

Контрольно-оценочные средства

Контрольно-оценочные средства

Контрольно-оценочные средства

Контрольно-оценочные средства

Контрольно-оценочные средства

Контрольно-оценочные средства

Контрольно-оценочные средства

Контрольно-оценочные средства

Контрольно-оценочные средства

Контрольно-оценочные средства

Контрольно-оценочные средства

Контрольно-оценочные средства

Контрольно-оценочные средства

Контрольно-оценочные средства

Контрольно-оценочные средства

Контрольно-оценочные средства

Контрольно-оценочные средства

Контрольно-оценочные средства

Контрольно-оценочные средства

Контрольно-оценочные средства

Контрольно-оценочные средства

Контрольно-оценочные средства
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2018