Контроля знаний по биологии за курс среднего общего образования. Вариант 3

  • doc
  • 02.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Вариант-3.doc

Контроля знаний по биологии за курс 

среднего общего образования.

Вариант 3

 

 

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1.      Раскрытие и закрытие соцветия одуванчика в течение дня является примером проявления у растений жизненного свойства:
а) развитие;
б) размножение;
в) движение; +
г) обмен веществ.

2.      Важнейшим условием жизни грибов является:
а) достаточная освещенность;
б) наличие органических веществ, необходимых для их питания; +
в) совместное обитание с растениями;
г) возможность формирования плодового тела, необходимого для размножения.

3.      Основу слоевища лишайника составляют клетки:
а) цианобактерий;
б) гриба; +
в) многоклеточной водоросли;
г) одноклеточной водоросли.

4.      На рисунке представлен агротехнический прием:

а) пасынкование;
б) мульчирование;
в) пикировка; +
г) стратификация.

5.      Конечным продуктом фотосинтеза у зеленых растений является вещество:
а) крахмал; +
б) хлорофилл;
в) углекислый газ;
г) вода.

6.      Могут размножаться спорами:
а) папоротники и хвойные;
б) хвощи и папоротники; +
в) папоротники и покрытосеменные;
г) мхи и хвойные.

7.      Формула цветка шиповника:
а) *Ч5Л5Т5П1;
б) *Ч5Л5ТП1;
в) *Ч5Л5ТП; +
г) *Ч5+5Л5ТП.

8.      Органами зрения у пауков являются:
а) 1 пара фасеточных глаз;
б) 4 пары простых глаз; +
в) 1 пара фасеточных и 2 пары простых глаз;
г) 1 пара фасеточных и 3 пары простых глаз.

9.      Гельминтами называют:
а)
всех червей;
б) всех червей, паразитирующих в организме животных и человека; +
в) только плоских червей, паразитирующих в организме животных и человека;
г) только круглых червей, паразитирующих в организме животных и человека.

10.  Земноводные, являясь холоднокровными животными с невысоким уровнем обмена веществ, ведут активную жизнедеятельность благодаря:
а) всеядности;
б) развитию с метаморфозом;
в) питанию только богатой белками животной пищей; +
г) способности к длительному пребыванию под водой.

11.  Овладение умением разводить и поддерживать огонь было жизненно необходимым для:
а) австралопитеков;
б) человека умелого;
в) человека прямоходящего;
г) неандертальцев. +

12.  Основная клетка нервной ткани – нейрон обычно состоит из:
а) тела, одного короткого и нескольких длинных отростков;
б) тела, одного длинного и нескольких коротких отростков; +
в) нескольких тел, одного короткого и одного длинного отростка;
г) нескольких тел с отходящими от них длинными  и короткими отростками.

13.  К основным методам физиологии человека как науки следует отнести:
а) препарирование с применением хирургических инструментов;
б) исследования с применением микроскопической техники (микроскопирование);
в) наблюдение и эксперимент; +
г) ультразвуковые исследования (УЗИ) и электрокардиографию (ЭКГ).

14.  Исходя из особенностей строения организма человека, его сердце следует отнести к следующему уровню организации:
а) атомно-молекулярному;
б) тканевому;
в) органному; +
г) системному.

15.  Надкостница не может обеспечить:
а) рост кости в длину; +
б) чувствительность кости;
в) питание кости;
г) срастание кости после переломов.

16.  Вакцину используют для формирования у человека:
а) естественного врожденного иммунитета;
б) естественного приобретенного иммунитета;
в) искусственного активного иммунитета; +
г) искусственного пассивного иммунитета.

17.  При малокровии ткани тела человека испытывают недостаток:
а) кислорода; +
б) питательных веществ;
в) воды и минеральных солей;
г) всех названных веществ.

18.  Защитный рефлекс дыхательной системы, возникающий при раздражении бронхов:
а) чихание;
б) кашель; +
в) зевота;
г) смех.

19.  Из указанных значений энергетической ценности продуктов ее наименьшее количество выражает:
а) 500 Дж;
б) 50 калорий; +
в) 0,5 Калорий;
г) 5 килокалорий.

20.  К водорастворимым относится витамин:
а) А;
б) С; +
в)
D;
г) Е.

21.  Повреждение наружных покровов, вызванное действием высокой температуры или химических веществ, – это:
а) потертость;
б) опрелость;
в) ожог; +
г) отморожение.

22.  В процесс дрессировки собак для выполнения команд (вперёд, сидеть, стоять и др.) вовлекается поведенческий механизм:
а) импринтинг;
б) условный рефлекс; +
в) привыкание;
г) повышение чувствительности.

23.  Наиболее быстро развиваются в крупных промышленных городах болезни:
а) желудочно-кишечного тракта;
б) верхних дыхательных путей и легких; +
в) кожи;
г) опорно-двигательного аппарата.

24.  Повышенные дозы облучения человеческого организма не вызывают:
а) нарушений функции кроветворения;
б) злокачественных опухолей;
в) желудочно-кишечных кровотечений;
г) инфаркта миокарда.

25.  Первым этапом в синтезе белков в эукариотической клетке является:
а) перевод последовательности нуклеотидов РНК в последовательность аминокислот;
б) соединение нуклеотидов для формирования полипептидов;
в) трансляция последовательности нуклеотидов ДНК в аминокислотную последовательность;
г) передача информации от ДНК к иРНК.  

 

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1.            Корень может:
I. поглощать воду с растворенными веществами. +
II. закреплять растения в почве. +
III. расти за счет вставочной меристемы.
IV. синтезировать аминокислоты, гормоны, алкалоиды. +
V. образовывать чешуевидные листья на старых участках корней.
а) I, II, III;
б)
I, II, IV; +
в)
II, IV, V;
г)
I, III, V.

2.            В составе жилки листа можно обнаружить:
I. ситовидные трубки с клетками спутницами. +
II. сосуды. +
III. склеренхиму. +
IV. уголковую колленхиму. +
V. паренхиму. +
а) I, III, IV;
б)
I, II, IV, V;
в)
I, II, III, V;
г)
I, II, III, IV, V. +

3.            Для цветковых растений произрастающих в воде характерно:
I. плохое развитие или отсутствие механической ткани. +
II. хорошее развитие механической ткани.
III. хорошее развитие древесины, обеспечивающей передвижение воды по растению.
IV. наличие крупных межклетников в тканях корней, листьев и стебля. +
V. преобладание в пучках ксилемы и плохое развитие флоэмы.
а) I, III;
б)
II, V;
в)
I, IV; +
г) II, III, IV.

4.             Гидрофиты - водные растения, погруженные в воду только нижней частью. Их почки возобновления находятся в воде. Что из перечисленных элементов имеют листья и стебли большинства гидрофитов.
I. Крупные воздухоносные полости.
II. Углекислый газ, содержащийся в полостях мезофилла, может использоваться растением для фотосинтеза.
III. Кислород, который может использоваться растением для дыхания.
IV. Хорошо выраженную склеренхиму, расположенную в центре данных органов.
V. Слабо развитую ксилему.
а) I, II, III, IV;
б) I. III, V;
в) I, II, III, V;
г) I, II, III, IV, V.

5.             Растения, цветущие и плодоносящие один раз в жизни, после чего полностью отмирающие относятся к группе монокарпиков. Какие из перечисленных ниже растений, следует отнести к этой группе? I. Агава. II. Осока. III. Бамбук.
IV. Сахарный тростник. V. Финиковая пальма.
а) I, II, V;
б) I. III;
в) I, V;
г) I, III, IV.

6.            На лапках у комнатной мухи находятся органы чувств:
I. зрения.
II. обоняния.
III. осязания. +
IV. вкуса. +
V. слуха.
а) II, IV, V;
б)
I, III, IV;
в)
III, V;
г) III, IV.

7.             Потребление пищи имеет большое значение для жизнедеятельности животных.
Для хищников важно еще ее и добыть. Какие, из перечисленных морских хищных рыб, используют стратегию активного преследования добычи?
I. Тунец. II. Зубатка. III. Рыба-меч. IV. Макрель. V. Палтус.
а) I, III, IV;
б) II, IV, V;
в) I, II, V;
г) I. II, IV.

8.             Какие из приведенных ниже фактов, указывают на преимущество дыхания в воздухе перед дыханием в воде?
I. Поскольку воздух имеет меньшую плотность, чем вода, то затраты энергии на движение воздуха по дыхательным поверхностям меньше.
II. Кислород диффундирует в воздухе скорее, чем в воде.
III. Содержание кислорода в воздухе выше, чем в равном объеме воды.
а) I и II;
б) I и III;
в) II и III;
г) I, II и III. +

9.            Секрет копчиковой железы предохраняет оперение птиц от намокания.
Эта железа хорошо развита у:
I. бакланов.
II. гагар. +
III. гусей. +
IV. уток. +
V. цапель.
а)
I, III, V;
б)
I, II, IV;
в)
II, III, IV; +
г)
II, IV, V.

10.        Рога, являющиеся образованиями кориума и состоящие из костной ткани имеют:
I. индийский носорог.
II. северный олень. +
III. африканский буйвол.
IV. сибирский козерог.
V. жираф. +
а) I, V;
б)
II, V; +
в)
I, IV, V;
г)
II, III, IV.

Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет».

 

1.            Тело низших растений всегда представлено слоевищем с крупными листьями.

2.            Водорослями называют любые растения, обитающие в воде.

3.            Колючки боярышника являются видоизмененными побегами. +

4.            У водных растений устьица расположены на нижней стороне листа.

5.            В хлоропластах растительных клеток на свету откладывается первичный крахмал. +

6.            Стебли многолетних растений всегда могут выполнять фотосинтезирующую функцию.

7.            Бесполое размножение хламидомонады происходит при наступлении неблагоприятных условий.

8.            Нервная система медузы устроена сложнее, чем у полипов. +

9.            Основная масса мышц у птиц располагается на брюшной стороне. +

10.        К группе кожных желёз млекопитающих относятся потовые, сальные и молочные. +

11.        При сильном похолодании некоторые птицы могут впадать в спячку. +

12.        Парасимпатическая нервная система увеличивает секрецию слюны, симпатическая – останавливает. +

13.         Червеобразный отросток (аппендикс) не имеет полости.

14.         В норме слюны у человека выделяется меньше, чем желудочного сока. +

15.         Во время отдыха количество сахара в крови уменьшается. +

Часть 4. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

1.            Соотнесите систематические группы растений (А–Б) с их
признаками (1–5).

Признаки:

1. Гаметофит раздельнополый.                     

2. Гаметофит обоеполый, на нем развиваются
и мужские и женские гаметы.

3. Гаметофит представлен заростком.

4. Для оплодотворения необходима водная среда.

5. Для оплодотворения не нужна водная среда.

Систематическая группа:

А. Покрытосеменные

Б. Папоротниковидные

 

Признаки

1

2

3

4

5

Систематическая группа

А

Б

Б

Б

А

 

2.            Установите соответствие между перечисленными группами организмов (1–5) и их ролью в цепях питания (А-В).

Организмы:

1. Сапротрофные бактерии.

2. Зеленые растения.

3. Травоядные животные.

4. Хищные животные.

5. Плесневые грибы.

Трофические уровни:

А. Консументы.

Б. Редуценты.

В. Продуценты.

Характеристики

1

2

3

4

5

Группы организмов

Б

В

А

А

Б

 

 

 

 

 

Матрица ответов на задания

Вариант 3

Задание 1.

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

в

б

б

в

а

б

в

б

б

в

11-20

г

б

в

в

в

в

а

б

б

б

21-25

в

б

б

г

г

 

 

 

 

 

Задание 2.

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

 

б

г

в

в

б

г

а

г

в

б

Задание 3.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

прав. "ДА"

 

 

Х

 

Х

 

 

Х

Х

Х

Х

Х

 

Х

Х

неправ "нет"

Х

Х

 

Х

 

Х

Х

 

 

 

 

 

Х

 

 

Задание 4.

1.             

Признаки

1

2

3

4

5

Систематическая группа

А

Б

Б

Б

А

  1.  

Характеристики

1

2

3

4

5

Группы организмов

Б

В

А

А

Б