Концепции менеджмента
Параллельно со школами можно выделить 3 основополагающих концептуальных подхода: процессуальный, системный, ситуационный
Процессуальный подход рассматривает управление как процесс взаимосвязанных функций, связанных последовательно и параллельно.
![]() |
Рис. 2.1. Процессуальный подход
Коммуникация — обмен информацией как внутри, так и во вне орга низации, на основе которого руководитель получает данные для приня тия необходимых управленческих решений и доводит принятые решения до сведенья сотрудников организации, рассчитывая на их понимание.
Управленческое решение — акт целенаправленного воздействия системы управления организации на её структурные подразделения, основанный на анализе производственной ситуации, определении це лей действия и содержащий программы достижения целей.
Системный подход формирует основные принципы и законы, по ко торым протекают процессы в организации. Берталанфи в 1968 г. разра ботал общую теорию системы. Богданов в разработанной им всеобщей организационной науке сформулировал общие принципы и законы, по которым протекают процессы в организации. Центральное место в си стемном подходе занимает понятие системы. Система — это совокуп ность из двух и более элементов, удовлетворяющая трём условиям:
1. Поведение каждого элемента влияет на поведение целого.
2. Поведение элементов и их воздействие на целое взаимозависимы.
3. Система является подсистемой одной или более подсистем и за висит от их функционирования.
Системный подход — это методология комплексного анализа, ис ходящая из принципа взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, и предполагающая рассмотрение изучаемой проблемы или объекта не только как самостоятельной системы, но и как части некоторой большой системы. Системный подход требует анализа максимально возможного числа связей для последующего их ранжирования по степени важности, выбора существенных факторов и их оценки.
Системный подход можно интерпретировать как сочетание комплекс ного анализа, системного моделирования и системного управления.
Процесс управления предприятием может быть представлен в виде следующих моделей:
12
Кибернетическая модель (рис. 2.2) позволяет разделить описание процесса управления на объект и субъект управления. Представляет управление, в качестве кибернетической самообучающейся системы, производящей сравнение того, что получилось на выходе с тем, что было запланировано на входе и корректирующей обьектуправления и управ ляющие воздействия в соответствии с изменениями внешней среды.
![]() |
Рис. 2.2. Кибернетическая модель процесса управления
Каноническая модель (рис. 2.3) ориентирована на внешнюю среду. С помощью этой модели исследуются связи процессов, происходящих в ор ганизации с внешней средой через входы и выходы объекта управления.
![]() |
Рис. 2.3. Каноническая модель процесса управления
Иерархическая модель может определять организационную струк туру управления (рис. 2.4) или декомпозицию цели организации в цели её структурных подразделений.
Функциональный
руководитель
Руководитель отдела
Рис. 2.4. Иерархическая модель процесса управления
13
Сетевая модель (рис. 2.5) позволяет представить события процесса производства и связи между ними. Элементами сети являются работы (исследовательские, экспериментальные, конструкторские, производ ственные, финансовые, сбытовые, транспортные, управленческие и др.), изображаемые в виде стрелок. Их конечные результаты (события) изо бражены в виде узлов сети, пронумерованные от начального события до конечного. Сетевая модель позволяет оптимизировать стоимостные, временные и технические характеристики процесса.
![]() |
Рис. 2.5. Сетевая модель процесса управления
Ситуационный подход — пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.
Центральный момент — ситуация — конкретный набор обстоя тельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Ситуация характеризуется ситуационными переменными.
Методология ситуационного подхода может быть сведена к четы рём шагам:
1. Руководитель должен быть знаком со средствами проф. управ ления, школами, подходами.
2. Должен понимать достоинства и недостатки каждого метода.
3. Должен правильно оценивать ситуацию, выделять ситуационные переменные.
4. Должен увязать конкретные приёмы с конкретными ситуациями.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.