Концепция деятельности сетевого Ресурсного центра на базе бюджетного профессионального образовательного учреждения «Ижевский техникум индустрии питания»

  • Документация
  • docx
  • 15.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Инновационная концепция деятельности сетевого ресурсного центра на базе образовательной организации по заявленным, актуальным для среднего и профессионального образования, направлениям деятельности
Иконка файла материала Документ 2 Концепция деятельности сетевого ресурсного центра.docx

Министерство образования и науки Удмуртской Республики

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение 

Удмуртской Республики 

«Ижевский техникум индустрии питания»

 

http://www.75shg-bilim.kz/images/articles/2018/05/05/otd_shkol.jpg

Концепция деятельности сетевого Ресурсного центра на базе бюджетного профессионального образовательного учреждения «Ижевский техникум индустрии питания»

 

 

Авторы – разработчики:

1. Морозова Жанна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, методист БПОУ УР «Ижевский техникум индустрии питания»

2. Пушина  Нина Вячеславовна, заместитель руководителя по учебно – методической работе БПОУ УР «Ижевский техникум индустрии питания»

 

 

 

 

Ижевск

2020

1.     Миссия Ресурсного Центра и управление его деятельностью

 

       Современное образование в России сегодня провозглашается сферой производства высшей ценности и главного капитала общества – человека, как личности, человека культуры, человека духовно-нравственного, воспринимающего себя как гражданина своей страны и как гражданина мира.

Данный подход является ведущим в настоящей Концепции.      Информационный поток, в который  ребёнок попадает с рождения, сегодня значительно увеличился и одновременно усложнился. Дифференцировать и направлять воздействие этого потока на каждом из образовательных этапов и призвано современное общее образование.

           Инновационная структура – сетевой Ресурсный центр (далее  РЦ), созданный на базе  Ижевского техникума индустрии питания (далее ИТИП), должен способствовать формированию инфраструктуры образовательной среды на основе инновационной деятельности педагогов и на основе интеграции интересов образовательных организаций города и региона, в том числе с учётом интересов социальных партнёров.    

   В педагогической деятельности образовательных организаций сегодня стало актуально говорить о формировании так называемой образовательной общности обучающихся и педагогов. Обозначим это явление как образовательная общность  (ОО), подразумевая при этом продуктивное сотрудничество учеников и педагогов, а так же все заинтересованных и информированных лиц, в той или иной образовательной области или направлении деятельности.

Это, в первую очередь, зависит от ценностных оснований, культурных образцов и традиций, сложившихся в той или иной организации. ОО обеспечивает «правильное» взросление обучающихся, создает условия для формирования их готовности к самостоятельной жизни и принятия ответственности за неё. Таким образом можно заключить, что ОО - это союз педагогов, обучающихся, их родителей, социальных партнёров и всех заинтересованных лиц, принимающих участие в жизни техникума.

По степени открытости ОО  можно выделить педагогические общности, работающие с совершенно разным контингентом семей и детей. Речь здесь идет не только об отборе детей (инвалиды, одаренные, выдерживающие учебную нагрузку, имеющие определенные склонности и т. д), но и об осознанном выборе  образовательной организации семьей ученика.  Выбор семьи может быть связан с определенными социальными или этнокультурными интересами, стилем жизни, представлением о будущей карьере ребенка, представлением о роли организации и др.

Каждый раз эти параметры определяют  и подтверждают  миссию образовательной организации, модель ученика и выпускника, требований к его общей компетентности и др.

Эта деятельность повлечёт за собой некоторые изменения в деятельности образовательной организации под заявленные миссию и цели. Эти новые роли может взять на себя структура - сетевой Ресурсный Центр. Деятельность субъектов образования в образовательных организациях  и в сетевом  РЦ  будет всегда тесно взаимосвязана, поскольку содержательные и организационные аспекты одни и те же. Тем не менее, деятельность РЦ сегодня явление достаточно новое, но очень популярное. Это могут быть новые метапредметные и межпредметные формы взаимодействия, тематические блоки, проекты, исследовательские формы, органы детского самоуправления, конкурсы профессионального мастерства WSR по возрастам  и др.  

        В связи с этим, придётся перестраивать некоторые имеющиеся  предметные курсы, вводить интегративные курсы, новые формы организации деятельности самих педагогов, таких, как семинары, тренинги, мастерские и др. Сетевой ресурсный Центр обеспечит опору на образовательно-развивающий потенциал ОО, позволит реализовать практико-ориентированное опережающее обучение с учётом возможностей методов сетевого взаимодействия и организационного менеджмента. РЦ будет осуществлять системное обновление процессов на основе реализации современного подхода к организации деятельности всех субъектов образования, в том числе разработкой необходимой учебно - методической базы.

       Миссию деятельности сетевого РЦ на базе техникума  можно обозначить следующим образом: становление актуальных форм координации и взаимодействия субъектов среднего, профессионального и дополнительного  образования по отдельно заданным  направлениям деятельности в условиях реализации ФГОС и стандартов WSR.

       Именно сетевой РЦ выступит координатором взаимодействия всех заинтересованных сторон по внедрению и апробации инновационных образовательных процессов (по направлениям деятельности) и осуществит, соответственно, нормативное, учебно - методическое, информационное и организационное сопровождение инновационных образовательных программ в соответствии с современными требованиями и потребностями населения.

Основополагающими документами и правовой основой для деятельности РЦ являются:

-Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ»;

-Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р;

-Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271;

-ФГОС СПО, ФГОС СОО;

-Положение о сетевом Ресурсном Центре на базе техникума

      Глоссарий, используемый субъектами взаимодействия:

* ресурсный центр (в широком смысле) – это форма объединения, интеграции и концентрации ресурсов (работодателей, образовательных организаций, физических лиц) как региональный комплекс и центр коллективного пользования заявленным ресурсом. Создаётся по заданию администрации на инициативной основе.

* ресурсный центр как структурное подразделение – организационная структура с учётом заявленных направлений, профилей, тенденций, учитывающая интересы социальных партнёров и заинтересованных образовательных организаций. По концентрации ресурсов определенного вида к ресурсам могут относиться: учебное хозяйство, лаборатория, мастерская, учебный полигон и др., с соответствующим нормативным, программно – планирующим, учебно – методическим и информационным обеспечением, разработанными усилиями специалистов  и утверждёнными на основании имеющейся локальной базы техникума  и РЦ.

* ресурсная группа – группа педагогов и администраторов, заинтересованных в продуктивной деятельности РЦ по заявленным направлениям, в том числе, это группы  заинтересованных граждан, педагоги других образовательных организаций, действующие на основе устойчивой мотивации и профессиональной мобильности по заявленным направления деятельности в РЦ, позволяющие обеспечить продуктивное сетевое взаимодействие субъектов.

* инвентаризация ресурсов – кадровый потенциал организаций и развитие творческого потенциала педагогов, новые технологии и создание банка данных имеющихся технологий, методик и др., позволяющих создать инновационную образовательную среду.

       Базовые принципы функционирования Ресурсного Центра с учётом имеющихся ресурсов:

1.Концентрация имеющихся ресурсов техникума: материальных, кадровых, информационных, обучающих, методических и др.

2.Сетевая организация взаимодействия субъектов образования с целью расширения доступа к имеющимся ресурсам техникума на основе соответствующих образовательных программ.

3.Преемственность и непрерывность образовательного процесса на основе формирования системы постоянной адаптации всех субъектов образования, удовлетворения их индивидуализированных образовательных потребностей, с учётом имеющихся ресурсов.

       В современном образовательном проектном менеджменте существует восемь управленческих функций:

- прогнозирование;

-планирование;

-организация;

-координация;  

-регулирование;  

-контроль;  

-стимулирование,

- анализ.

При этом  анализ может присутствовать как в начале реализуемых процессов, так и в конце, по итогам полученных результатов. Все эти функции также используются  при управлении деятельностью РЦ.  Каждая функция выполняется  за счёт соответствующего ряда задач.

        К примеру, организационная функция предполагает:

- повышение уровня профессиональной компетентности субъектов взаимодействия;

- умение понять каждым участником соответствующую  «политику» при реализации того или иного проекта или исследования, их назначение и цель, стремление к реализации этой цели и др.;

- каждый из участников группы по тому или иному вновь заявленному проекту или исследованию  должен воспринимать конечное выполнение  задания, как свою личную цель, независимо от его роли в реализации заявленного проекта.

       Управление деятельностью РЦ осуществляется Координационным советом РЦ, состав которого утверждается руководителем  и включает в себя  следующих  представителей:

- руководителя  и заместителя руководителя организации, на базе которой организована работа сетевого  РЦ;

- тьютора по сопровождению деятельности сетевого РЦ;

- представителя органов управления образования;

- представителей других образовательных организаций по направлению работы РЦ (при необходимости).

        Координационный совет РЦ определяет общую стратегию работы, утверждает Концепцию, Программу и планы работы РЦ (перспективный и годовой). Общий контроль и организация деятельности РЦ осуществляются руководителем, его заместителем и куратором, ответственным за деятельность РЦ.

Кадровый состав РЦ формируется из педагогических работников техникума и сети, активно внедряющих в образовательный процесс инновационные технологии, методики и др., апробирующие и обобщившие свой профессиональный опыт и готовый к его трансляции.

Непосредственное оперативное управление деятельностью Центра осуществляет куратор РЦ. Куратор РЦ осуществляет общее  руководство деятельностью РЦ по заданным направлениям деятельности и несет ответственность за выполнение годового плана работы. Куратор   осуществляет  всю организационную работу, налаживает связи с общественностью и с внешними организациями, распространяет информацию о деятельности РЦ. Координационный совет РЦ самостоятельно разрабатывает Программу своей деятельности и планирует мероприятия в целях выполнения поставленных задач и возложенных обязательств.

Программа и план работы утверждаются руководителем. Права  и обязанности работников РЦ устанавливаются в соответствии с должностными инструкциями и правилами внутреннего распорядка для работников техникума, имеющих отношение к направлениям деятельности  в сетевом ресурсном  центре. Для организационного обеспечения своей деятельности РЦ отвечает за ведение следующей документации:  

-годовой план работы РЦ (на учебный год);  

-годовой отчет о работе Центра (за учебный год); 

-приказы и инструкции вышестоящих организаций (при наличии);  

-договора и соглашения с другими  учреждениями и организациями (при необходимости).    

       Для успешной координации деятельности РЦ на сайте организации размещаются, и в дальнейшем, при необходимости, обновляются:

-Положение о деятельности сетевого РЦ;

-  концепция и Программа деятельности  сетевого РЦ;

- годовой план мероприятий деятельности сетевого РЦ;

-отчёты о выполнении заявленных планов;

- презентация вновь разработанных  образовательных продуктов и материалов (всех).

       В функционал деятельности в рамках  сетевого РЦ также может войти следующее:

- разработка локальной нормативно-правовой базы и организационно-управленческих условий деятельности в рамках РЦ;

- информационное и консультационное обеспечение деятельности участников сетевого взаимодействия на основе  государственно-общественного управления;

-процедура общественного участия субъектов взаимодействия в оценке качества образования в условиях реализации ФГОС различных уровней;

-выявление и оперативное распространение положительного опыта организации и функционировании субъектов сети, в т. ч.  государственно-общественное управление деятельностью РЦ.

       РЦ  активно предлагает образовательным организациям, органам управления образованием, участникам государственно-общественного управления все те образовательные продукты, которые разрабатывает и издаёт на своей базе.

Это различные программы обучения, учебные материалы, концептуальные разработки, методические рекомендации, модели нормативно-правовых актов и др.  Сюда войдёт  разработка всех видов образовательных и рабочих  программ в области заявленного  содержания и направлений деятельности.

Педагоги изучают самые разнообразные методики и технологии, в том числе, кейс- технологии, технологии  проведения проектной и исследовательской деятельности таким образом, чтобы владеть ими в совершенстве самим и, соответственно,  переносить их на деятельность обучающихся  любой образовательной ступени.  Педагоги техникума смогут (при необходимости) оказать консультационную, методическую и организационную помощь всем заинтересованным лицам.

 

2.Деятельность  Ресурсного Центра и формы работы  с учётом  ресурсов и направлений в соответствии с запросами образовательных уровней

       Содержанием деятельности РЦ, как уже было отмечено, является разработка и сопровождение процессов инноваций в образовательной организации в условиях реализации ФГОС.

Педагогический коллектив организации (педагоги, задействованные в этих процессах) должен определиться с содержанием направлений деятельности, т.е. что именно они считают своим ресурсом (предмет, область, обеспечение  и др.).

Запрос и востребованность со стороны участников сети будет определяться на основе экспертизы и диагностики внешних пользователей. В перспективе РЦ объединит заинтересованных субъектов образования, реализующих инновации по заявленным направлениям и обеспечит их связь с научными, методическими и другими организациями, заинтересованными в обновлении содержания и форм образовательной практики.

Силами специалистов РЦ предполагается демонстрация образцов новой практики образования, консультации образовательных учреждений по направлениям инновации, помощь в авторском оформлении и разработке востребованных технологий и методик, экспертиза деятельности (при необходимости) и др.

         Направления деятельности РЦ (основных всего  четыре) будем рассматривать в контексте взаимодействия субъектов ОО:

1. Проектная и исследовательская (учебная и научная) деятельность педагогов и обучающихся в условиях реализации ФГОС.

2. Предпрофильная и профильная подготовка обучающихся.

3. Организация работы с одарёнными детьми и детьми с особыми образовательными запросами.

4.Профориентационная работа и профессиональное самоопределение школьников (основание – Концепция профессионального самоопределения школьников)

В дальнейшем предполагается развивать также направление деятельности по наставничеству (в том числе, сетевому) для обучающихся техникума и для начинающих педагогов, пришедших на работу в техникум.

Учитывая, что сегодня практически все уровни образования работают в условиях требований своих ФГОС (начиная с дошкольной ступени), профориентационную  работу рекомендуют проводить практически с дошкольных образовательных организаций.  Считаем, что необходимо рассматривать преемственность всех образовательных ступеней, начиная с начальной школы.

        В начальной школе:

-организация различных форм внутреннего и сетевого взаимодействия с другими образовательными организациями с целью организации урочной и внеурочной деятельности младших школьников;

-экспериментальная разработка и апробация  организационных моделей урочной и внеурочной деятельности младших школьников, в том числе все виды сопровождения: информационное, методическое и др.;

-трансляция полученных результатов посредством создания инновационной сети;

-обеспечение коммуникационного пространства инновационной сети посредством организации урочной и внеурочной деятельности, в том числе с использованием информационных технологий.

        Чтобы создать в перспективе продуктивный процесс сетевого взаимодействия, творческая группа педагогов, работающих в начальной школе, планирует создать нормативно-правовое обеспечение развития внутреннего и сетевого взаимодействия, разработать соответствующее программное обеспечение (образовательные, рабочие, инновационные программы) в условиях реализации ФГОС НОО.

В основной школе:

-организация различных форм внутреннего и сетевого взаимодействия с другими образовательными организациями с целью организации урочной и внеурочной деятельности школьников основной ступени школы;

-экспериментальная разработка и апробация  организационных моделей урочной и внеурочной деятельности обучающихся основной школы, в том числе все виды сопровождения этой деятельности: учебное,  информационное, методическое и др.;

-трансляция полученных результатов на основной ступени школы, посредством создания инновационной модели в школе и при создании сети;

-обеспечение коммуникационного пространства деятельности в школе и в сети посредством организации урочной и внеурочной деятельности школьников основной школы, в том числе с использованием информационно - коммуникационных технологий.

        Чтобы в перспективе создать продуктивный процесс сетевого взаимодействия субъектов образования, творческая группа педагогов, работающих в основной школе, планирует создать нормативно-правовое обеспечение развития внутреннего и сетевого взаимодействия, разработать соответствующее программное обеспечение (образовательные, рабочие, инновационные программы) в условиях реализации ФГОС ООО. Планируется также разработать основной пакет учебных  (образовательных и рабочих) программ соответствующих образовательных  технологий (проектных и исследовательских) для общеобразовательной школы, направленных на достижение нового качества образования в рамках реализации ФГОС. Кроме того, предполагается разработать междисциплинарные программы, программы мониторинга качества, программы внеурочной деятельности, программы дополнительного образования, программы психолого-педагогического сопровождения, программы  карьерно-образовательного выбора (предпрофильные и профильные и др.).

В средней школе (включая колледжи и техникумы, где обучение ведётся после 9-го класса школы) т.е., старшая ступень:

-организация различных форм внутреннего и сетевого взаимодействия с другими образовательными организациями с целью организации урочной и внеурочной деятельности старших школьников;

-экспериментальная разработка и апробация  организационных моделей урочной и внеурочной деятельности старших школьников на основе проектной и исследовательской деятельности, в том числе все виды сопровождения: учебное, информационное, методическое и др.;

-трансляция полученных результатов посредством создания инновационной сети;

-обеспечение коммуникационного пространства инновационной сети посредством организации урочной и внеурочной деятельности, в том числе с использованием информационных технологий.

        Чтобы создать в перспективе продуктивный процесс сетевого взаимодействия, творческая группа педагогов, работающих в основной и старшей школе, планирует создать комплексное (в т.ч. нормативно-правовое) обеспечение развития внутреннего и сетевого взаимодействия, разработать соответствующее программное обеспечение (образовательные, рабочие, инновационные программы) в условиях реализации ФГОС СОО.

      Планируется также разработать основной пакет учебных  (образовательных и рабочих) программ соответствующих образовательных  технологий (проектных и исследовательских) для общеобразовательной школы, направленных на достижение нового качества образования в рамках реализации ФГОС. Кроме того, предполагается разработать междисциплинарные программы, программы мониторинга качества, программы внеурочной деятельности, программы дополнительного образования, программы психолого-педагогического сопровождения, программы  карьерно-образовательного выбора (предпрофильные и профильные и др.).

В школе/техникуме  должно быть  сформировано экспертное сообщество педагогов, способное разрабатывать и реализовывать образовательные  и прикладные программы для всех образовательных уровней. В это сообщество должны входить ученые, педагоги, бизнесмены и другие заинтересованные лица, в т. ч. социальные партнёры.

Предполагается создание внутренних и внешних информационных каналов продвижения инновационных образовательных (проектных и исследовательских) технологий в различных образовательных областях согласно заявленным профилям, к примеру, гуманитарному,  естественнонаучному и др. Для этого будут задействованы такие ресурсы, как  конференции, повышение квалификации, издание и  продвижение учебно-методических  и др. материалов нового поколения, образовательный  портал школы.

       Продуктивная организация деятельности РЦ в перспективе даст преимущества всем его участникам - субъектам:

       Школа/техникум:

-обеспечение инновационного характера развития среднего образования по уровням;

-реализация возможности привлечения дополнительных ресурсов;

- формирование и ведение банка данных инновационного опыта в школе;

- разработка и реализация инновационных программ, проектов, исследований;

- разработка нормативно-правовой базы и организационно-управленческой модели обучения всех заинтересованных субъектов взаимодействия при интеграции ресурса школы/техникума и Центра;

- разработка, апробация, распространение образовательных программ по профилям и областям, комплектов учебно-методических материалов, комплектов контрольно-оценочных и учебно – методических материалов в рамках проектной и исследовательской деятельности по направлениям и образовательным областям;

- консультационное сопровождение деятельности всех заинтересованных субъектов;

- государственно-общественное управление образовательными процессами;

-повышение социального имиджа и уровня конкурентоспособности образовательной организации.

       Иные образовательные организации (по видам направлений деятельности):

-проведение анализа и сопоставления содержания в образовательных и иных программах в условиях реализации ФГОС по образовательным уровням;

-внедрение в образовательный процесс инновационных образовательных программ, содержащих профильные компоненты, включая интерактивные формы обучения и проектные (в том числе кейсы) технологии;

-реализация механизмов государственно – общественного управления;

-проведение мероприятий по продвижению идеологии и моделей расширения общественного участия в управлении образованием: конференции, форумы родительской, ученической, педагогической общественности и т. п.;

-разработанные и реализуемые другими образовательными организациями, методическими центрами и др., программы просвещения родительской, ученической, педагогической общественности в инновационных условиях с учётом требований ФГОС;

-разработка  инструментов взаимодействия  субъектов (Положения и регламенты конкурсов, олимпиад и др.), направленных на формирование позитивного имиджа (привлекательного образа) организации, на стимулирование к общественному участию субъектов в деятельности образовательной  организации;

- информационно-разъяснительная работа, педагогическое и управленческое просвещение родителей и общественности;

- генерация новых идей и практик в области среднего, профессионального и дополнительного образования;

- обнаружение и распространение средствами сети интересного опыта, лучших практик, традиций в образовании;

- вовлечение новых участников в образовательные процессы;

- концептуальная, правовая, методическая и психологическая поддержка участников взаимодействия сети;

- развитие взаимопонимания и сотрудничества, партнерства всех субъектов сети.

      Чтобы осуществить продуктивное взаимодействие субъектов сети, необходимо, прежде всего, провести инвентаризацию имеющихся ресурсов и обеспечить их дальнейшее планомерное накопление.

К ресурсам мы можем относить всё, что будет позитивно влиять  на всю деятельность РЦ. В первую очередь, это обеспеченность компетентными кадрами, уровень их квалификации, отношение к детям и делу, нравственно-психологический климат в сообществе педагогов.

     Ресурсы накапливаются с течением времени и зависят от многих факторов, в том числе и  от финансов, в связи с чем для начала необходимо их классифицировать (Таблица 1).

Таблица 1

 

Классификация ресурсов

 

№ п/п

РЕСУРСЫ

1.

Человеческие ресурсы. Профессиональная карьера. Квалификация персонала

2.

Собственность, имущество, способ реализации прав собственности

3.

Оборудование, инструмент, материалы, запасы, продукция (любая) и др.

4.

Источники финансирования, капитал, инвестиции

5.

Технологии, инновации как товар

6.

Ценности моральные, этические нормы профессиональной и корпоративной деятельности

7.

Информация. Связи. Менеджмент

8.

Инфраструктура РЦ как обслуживание интересов образовательной организации, муниципалитета,  региона и др.

 

      Более подробно состояние ресурсов должно быть отражено в Программе деятельности РЦ, с учётом обеспечения заявленных направлений деятельности и реализуемых образовательных областей и программ по профилям. Инновации действительно будут значимыми, если результаты всех процессов со временем  будут востребованы не только в самой организации, но и за её пределами – в сети и социуме.

     Сегодня по некоторым проблемным точкам в педагогической практике нет однозначных решений,  в связи с чем необходима разработка новых образовательных  методик и технологий. В первую очередь, это относится к процессам в области реализации проектной и исследовательской деятельности, включая наличие информационных ресурсов и  IT - технологий.

Не смотря на конкретные требования ФГОС различных образовательных уровней к этим процессам, возможности и ресурсы образовательных организаций достаточно разные. Все инновационные процессы должны начинаться с обеспечения нормативной базой именно проектной и исследовательской деятельности, поскольку это прописано как требование ФГОС, начиная с начальной школы.

 В дальнейшем эта работа будет пронизывать всё остальное: работа  в рамках предпрофильного и профильного обучения; работа с детьми с особыми образовательными потребностями; работа в области профориентации, включая процессы WSR  и др.

Все заявленные направления деятельности, без исключения, могут быть реализованы через проекты и исследования. Очевидно, что в первую очередь этими технологиями и методиками должны владеть именно педагоги любых образовательных организаций. Чтобы обеспечить кадры владением рассматриваемых технологий, при обучении и взаимодействии между субъектами могут быть использованы самые разнообразные формы работы:

1. Организационно-деятельностная игра. Данная форма позволит согласовать разные взгляды и представления в коллективе и сообществе, позволит выработать общее решение при постановке новых  образовательных задач.

2. Круглый стол. На базе РЦ будут проходить обсуждения актуальных вопросов по проблемам интеграции детско-взрослой общности в том или ином направлении с приглашением заинтересованных лиц и специалистов других образовательных организаций.

3. Методическое сопровождение педагогов - инноваторов (курирование) согласно индивидуальному плану инновационной деятельности педагога – инноватора в рамках деятельности Ресурсного Центра с дальнейшим оформлением и популяризацией полученных  образовательных продуктов.

4. Мастер-классы будут проводиться в целях демонстрации полученных образцов теории и практики.

5. Различные формы тренингов. Позволят усилить мастерство отдельных педагогов, другим преодолеть трудности в профессиональной деятельности, направленной на формирование продуктивных и позитивных отношений в детско-взрослой образовательной общности образовательных организаций.

       Данные и иные формы  взаимодействия заинтересованных субъектов будут включать  как педагогов своей  организации, так и педагогов  других организаций.

К постоянно используемым формам, направленным на освоение и трансляцию инноваций, можно отнести следующие:

-консультации (групповые, индивидуальные, сетевые, скайп – консультирование и т. д.);

-стажировки;

-учебно - методическое сопровождение деятельности педагогов-инноваторов (курирование) согласно индивидуальному плану;

-практикумы и их тиражирование;

-методические выставки (брошюры, бюллетени);

 -индивидуальное наставничество (для начинающих педагогов и обучающихся);

-конкурсы профессионального мастерства;

-конференции для детей и взрослых;

-семинары;

- сетевые проекты и др.

             Заявленные формы работы будут использоваться в РЦ по согласованию и запросу педагогов как самой организации, так и педагогов других образовательных организаций, осваивающих аналогичные технологии.

В рамках деятельности РЦ предполагается  проводить открытые уроки,  мастер-классы по актуальным и востребованным направлениям и темам, с учётом  методики и дидактики той или иной образовательной области, с обязательным выходом на проектную и исследовательскую деятельность.   

Все  образовательные продукты, изданные в рамках деятельности РЦ, будут учитывать спрос на те  или иные актуальные материалы, апробированные в РЦ.  В области дополнительного образования РЦ планирует обеспечить успешную адаптацию внеурочных форм с учётом заявленных направлений деятельности, в том числе при взаимодействии с организациями среднего  профессионального и высшего образования.

  

3. Предполагаемые результаты  и оценка деятельности Ресурсного Центра по направлениям деятельности с учётом  заданных критериев и показателей

 

      Очевидно, что особенности профессиональной деятельности в различных  образовательных организациях  должны создаваться именно в расчете на получение качественно новых востребованных образовательных технологий, соответственно учитывающих портреты и модели обучающихся и выпускников.

Описание и практическое достижение таких социальных эффектов для новых разновидностей образовательных организаций, в частности – для техникума - РЦ, направленной на формирование детско-взрослой образовательной общности, представляется особенно важным.  

В качестве главного «выхода» жизнедеятельности техникума – РЦ, мы рассматриваем социально значимые и обладающие определенным качеством результаты - результаты образованности обучающихся на всех образовательных уровнях.

Социальные вклады, итоги и последствия жизнедеятельности техникума – РЦ, то есть позитивные изменения в динамике, включая и те изменения, которые впоследствии создадут позитивную общественную репутацию РЦ, его благоприятный образ (имидж) у потенциальных заказчиков и партнеров, то есть в последствии только усилят образовательный  потенциал при интеграции организаций, сотрудничающих в рамках деятельности сетевого РЦ.   

Ожидаемые результаты и эффекты деятельности РЦ:

-осознание родителями своего права влиять на образование своих детей и права на управление организацией как ценности и важнейшего права гражданина.

-рост престижа общественного участия в управлении образованием;

 -рост влиятельности органов государственно-общественного управления в образовании и обществе;

-создание механизмов, форматов и площадок для диалога и переговоров образовательной организации - власти - общественности о качестве  образования и  образовательной политики города и региона;

-создание и структурирование ответственной и заинтересованной образовательной общественности, как равноправного партнера;

-рост открытости образования усилиями самого образования;

-повышение ориентации образовательных программ (результатов и условий образования) на потребности населения;

-повышение ответственности образовательных организаций, администраций, педагогов за результаты своей деятельности;

-рост социального и профессионального потенциала среднего и профессионального образования и его влиятельности за счет объединения усилий и ресурсов с общественностью;

-новое качество социализации старшеклассников и студентов на основе опыта участия в работе органов государственно-общественного управления;

-освоение и развитие стратегического характера управления организацией (на основе стратегий, согласованных со всеми субъектами - участниками образовательного процесса).

         В процессе разработки концепции деятельности РЦ на базе техникума нами были спрогнозированы возможные риски и проблемы, с которыми мы можем столкнуться в процессе функционирования сетевого Ресурсного Центра:

-необходимость выстраивания  индивидуальных траекторий взаимодействия с образовательными организациями, находящимися в разных условиях функционирования (город – село, удаленность от организации и др.);

- неготовность на начальном этапе деятельности РЦ отдельных высококвалифицированных педагогов  к происходящим изменениям в их деятельности;

-слабая оснащенность образовательного процесса качественными, современными техническими средствами;

-недостаточное количество действующих образовательных и других  программ;

-отсутствие нормативно-правового обеспечения механизма финансирования деятельности сетевого Ресурсного Центра.

          Эффективность реализации деятельности РЦ будет оцениваться по следующим критериям:

-уровень удовлетворенности всех субъектов - участников техникума и сети;

-уровень полученной компетентности педагогов техникума и сети.

      Объёмными показателями в этом случае могут быть:

-количество групп, обучающихся, педагогов, работающих в новом формате и использующих новые образовательные технологии;

-количество разработанных востребованных образовательных продуктов по всем заявленным направлениям деятельности

       Будут также учтены состояние и важнейшие характеристики внешней среды, в том числе - требования вышестоящих органов управления образованием.

В ходе  мониторинга и оценки состояния деятельности сетевого РЦ будут использованы:

азработанный инструментарий мониторинга (анкеты, опросники для педагогов и руководства, интервью и др.);

 -разработанная локальная нормативно  - правовая база для процедур оценки качества инновационных образовательных процессов;

-разработанная методика для проведения различных экспертиз (внутренних и внешних) всевозможных образовательных продуктов и технологий, в первую очередь проектных и исследовательских (в том числе кейсов);

-подготовка аналитических отчётов для заинтересованных структур, в т. ч., для органов управления образованием.

Формы оценки реализации деятельности сетевого РЦ:

-социологические исследования;

-диагностика;

-экспертиза;

-мониторинги и др.