Министерство образования и науки Удмуртской Республики
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Удмуртской Республики
«Ижевский техникум индустрии питания»
Концепция деятельности сетевого Ресурсного центра на базе бюджетного профессионального образовательного учреждения «Ижевский техникум индустрии питания»
Авторы – разработчики:
1. Морозова Жанна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, методист БПОУ УР «Ижевский техникум индустрии питания»
2. Пушина Нина Вячеславовна, заместитель руководителя по учебно – методической работе БПОУ УР «Ижевский техникум индустрии питания»
Ижевск
2020
1. Миссия Ресурсного Центра и управление его деятельностью
Современное образование в России сегодня провозглашается сферой производства высшей ценности и главного капитала общества – человека, как личности, человека культуры, человека духовно-нравственного, воспринимающего себя как гражданина своей страны и как гражданина мира.
Данный подход является ведущим в настоящей Концепции. Информационный поток, в который ребёнок попадает с рождения, сегодня значительно увеличился и одновременно усложнился. Дифференцировать и направлять воздействие этого потока на каждом из образовательных этапов и призвано современное общее образование.
Инновационная структура – сетевой Ресурсный центр (далее РЦ), созданный на базе Ижевского техникума индустрии питания (далее ИТИП), должен способствовать формированию инфраструктуры образовательной среды на основе инновационной деятельности педагогов и на основе интеграции интересов образовательных организаций города и региона, в том числе с учётом интересов социальных партнёров.
В педагогической деятельности образовательных организаций сегодня стало актуально говорить о формировании так называемой образовательной общности обучающихся и педагогов. Обозначим это явление как образовательная общность (ОО), подразумевая при этом продуктивное сотрудничество учеников и педагогов, а так же все заинтересованных и информированных лиц, в той или иной образовательной области или направлении деятельности.
Это, в первую очередь, зависит от ценностных оснований, культурных образцов и традиций, сложившихся в той или иной организации. ОО обеспечивает «правильное» взросление обучающихся, создает условия для формирования их готовности к самостоятельной жизни и принятия ответственности за неё. Таким образом можно заключить, что ОО - это союз педагогов, обучающихся, их родителей, социальных партнёров и всех заинтересованных лиц, принимающих участие в жизни техникума.
По степени открытости ОО можно выделить педагогические общности, работающие с совершенно разным контингентом семей и детей. Речь здесь идет не только об отборе детей (инвалиды, одаренные, выдерживающие учебную нагрузку, имеющие определенные склонности и т. д), но и об осознанном выборе образовательной организации семьей ученика. Выбор семьи может быть связан с определенными социальными или этнокультурными интересами, стилем жизни, представлением о будущей карьере ребенка, представлением о роли организации и др.
Каждый раз эти параметры определяют и подтверждают миссию образовательной организации, модель ученика и выпускника, требований к его общей компетентности и др.
Эта деятельность повлечёт за собой некоторые изменения в деятельности образовательной организации под заявленные миссию и цели. Эти новые роли может взять на себя структура - сетевой Ресурсный Центр. Деятельность субъектов образования в образовательных организациях и в сетевом РЦ будет всегда тесно взаимосвязана, поскольку содержательные и организационные аспекты одни и те же. Тем не менее, деятельность РЦ сегодня явление достаточно новое, но очень популярное. Это могут быть новые метапредметные и межпредметные формы взаимодействия, тематические блоки, проекты, исследовательские формы, органы детского самоуправления, конкурсы профессионального мастерства WSR по возрастам и др.
В связи с этим, придётся перестраивать некоторые имеющиеся предметные курсы, вводить интегративные курсы, новые формы организации деятельности самих педагогов, таких, как семинары, тренинги, мастерские и др. Сетевой ресурсный Центр обеспечит опору на образовательно-развивающий потенциал ОО, позволит реализовать практико-ориентированное опережающее обучение с учётом возможностей методов сетевого взаимодействия и организационного менеджмента. РЦ будет осуществлять системное обновление процессов на основе реализации современного подхода к организации деятельности всех субъектов образования, в том числе разработкой необходимой учебно - методической базы.
Миссию деятельности сетевого РЦ на базе техникума можно обозначить следующим образом: становление актуальных форм координации и взаимодействия субъектов среднего, профессионального и дополнительного образования по отдельно заданным направлениям деятельности в условиях реализации ФГОС и стандартов WSR.
Именно сетевой РЦ выступит координатором взаимодействия всех заинтересованных сторон по внедрению и апробации инновационных образовательных процессов (по направлениям деятельности) и осуществит, соответственно, нормативное, учебно - методическое, информационное и организационное сопровождение инновационных образовательных программ в соответствии с современными требованиями и потребностями населения.
Основополагающими документами и правовой основой для деятельности РЦ являются:
-Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ»;
-Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р;
-Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271;
-ФГОС СПО, ФГОС СОО;
-Положение о сетевом Ресурсном Центре на базе техникума
Глоссарий, используемый субъектами взаимодействия:
* ресурсный центр (в широком смысле) – это форма объединения, интеграции и концентрации ресурсов (работодателей, образовательных организаций, физических лиц) как региональный комплекс и центр коллективного пользования заявленным ресурсом. Создаётся по заданию администрации на инициативной основе.
* ресурсный центр как структурное подразделение – организационная структура с учётом заявленных направлений, профилей, тенденций, учитывающая интересы социальных партнёров и заинтересованных образовательных организаций. По концентрации ресурсов определенного вида к ресурсам могут относиться: учебное хозяйство, лаборатория, мастерская, учебный полигон и др., с соответствующим нормативным, программно – планирующим, учебно – методическим и информационным обеспечением, разработанными усилиями специалистов и утверждёнными на основании имеющейся локальной базы техникума и РЦ.
* ресурсная группа – группа педагогов и администраторов, заинтересованных в продуктивной деятельности РЦ по заявленным направлениям, в том числе, это группы заинтересованных граждан, педагоги других образовательных организаций, действующие на основе устойчивой мотивации и профессиональной мобильности по заявленным направления деятельности в РЦ, позволяющие обеспечить продуктивное сетевое взаимодействие субъектов.
* инвентаризация ресурсов – кадровый потенциал организаций и развитие творческого потенциала педагогов, новые технологии и создание банка данных имеющихся технологий, методик и др., позволяющих создать инновационную образовательную среду.
Базовые принципы функционирования Ресурсного Центра с учётом имеющихся ресурсов:
1.Концентрация имеющихся ресурсов техникума: материальных, кадровых, информационных, обучающих, методических и др.
2.Сетевая организация взаимодействия субъектов образования с целью расширения доступа к имеющимся ресурсам техникума на основе соответствующих образовательных программ.
3.Преемственность и непрерывность образовательного процесса на основе формирования системы постоянной адаптации всех субъектов образования, удовлетворения их индивидуализированных образовательных потребностей, с учётом имеющихся ресурсов.
В современном образовательном проектном менеджменте существует восемь управленческих функций:
- прогнозирование;
-планирование;
-организация;
-координация;
-регулирование;
-контроль;
-стимулирование,
- анализ.
При этом анализ может присутствовать как в начале реализуемых процессов, так и в конце, по итогам полученных результатов. Все эти функции также используются при управлении деятельностью РЦ. Каждая функция выполняется за счёт соответствующего ряда задач.
К примеру, организационная функция предполагает:
- повышение уровня профессиональной компетентности субъектов взаимодействия;
- умение понять каждым участником соответствующую «политику» при реализации того или иного проекта или исследования, их назначение и цель, стремление к реализации этой цели и др.;
- каждый из участников группы по тому или иному вновь заявленному проекту или исследованию должен воспринимать конечное выполнение задания, как свою личную цель, независимо от его роли в реализации заявленного проекта.
Управление деятельностью РЦ осуществляется Координационным советом РЦ, состав которого утверждается руководителем и включает в себя следующих представителей:
- руководителя и заместителя руководителя организации, на базе которой организована работа сетевого РЦ;
- тьютора по сопровождению деятельности сетевого РЦ;
- представителя органов управления образования;
- представителей других образовательных организаций по направлению работы РЦ (при необходимости).
Координационный совет РЦ определяет общую стратегию работы, утверждает Концепцию, Программу и планы работы РЦ (перспективный и годовой). Общий контроль и организация деятельности РЦ осуществляются руководителем, его заместителем и куратором, ответственным за деятельность РЦ.
Кадровый состав РЦ формируется из педагогических работников техникума и сети, активно внедряющих в образовательный процесс инновационные технологии, методики и др., апробирующие и обобщившие свой профессиональный опыт и готовый к его трансляции.
Непосредственное оперативное управление деятельностью Центра осуществляет куратор РЦ. Куратор РЦ осуществляет общее руководство деятельностью РЦ по заданным направлениям деятельности и несет ответственность за выполнение годового плана работы. Куратор осуществляет всю организационную работу, налаживает связи с общественностью и с внешними организациями, распространяет информацию о деятельности РЦ. Координационный совет РЦ самостоятельно разрабатывает Программу своей деятельности и планирует мероприятия в целях выполнения поставленных задач и возложенных обязательств.
Программа и план работы утверждаются руководителем. Права и обязанности работников РЦ устанавливаются в соответствии с должностными инструкциями и правилами внутреннего распорядка для работников техникума, имеющих отношение к направлениям деятельности в сетевом ресурсном центре. Для организационного обеспечения своей деятельности РЦ отвечает за ведение следующей документации:
-годовой план работы РЦ (на учебный год);
-годовой отчет о работе Центра (за учебный год);
-приказы и инструкции вышестоящих организаций (при наличии);
-договора и соглашения с другими учреждениями и организациями (при необходимости).
Для успешной координации деятельности РЦ на сайте организации размещаются, и в дальнейшем, при необходимости, обновляются:
-Положение о деятельности сетевого РЦ;
- концепция и Программа деятельности сетевого РЦ;
- годовой план мероприятий деятельности сетевого РЦ;
-отчёты о выполнении заявленных планов;
- презентация вновь разработанных образовательных продуктов и материалов (всех).
В функционал деятельности в рамках сетевого РЦ также может войти следующее:
- разработка локальной нормативно-правовой базы и организационно-управленческих условий деятельности в рамках РЦ;
- информационное и консультационное обеспечение деятельности участников сетевого взаимодействия на основе государственно-общественного управления;
-процедура общественного участия субъектов взаимодействия в оценке качества образования в условиях реализации ФГОС различных уровней;
-выявление и оперативное распространение положительного опыта организации и функционировании субъектов сети, в т. ч. государственно-общественное управление деятельностью РЦ.
РЦ активно предлагает образовательным организациям, органам управления образованием, участникам государственно-общественного управления все те образовательные продукты, которые разрабатывает и издаёт на своей базе.
Это различные программы обучения, учебные материалы, концептуальные разработки, методические рекомендации, модели нормативно-правовых актов и др. Сюда войдёт разработка всех видов образовательных и рабочих программ в области заявленного содержания и направлений деятельности.
Педагоги изучают самые разнообразные методики и технологии, в том числе, кейс- технологии, технологии проведения проектной и исследовательской деятельности таким образом, чтобы владеть ими в совершенстве самим и, соответственно, переносить их на деятельность обучающихся любой образовательной ступени. Педагоги техникума смогут (при необходимости) оказать консультационную, методическую и организационную помощь всем заинтересованным лицам.
2.Деятельность Ресурсного Центра и формы работы с учётом ресурсов и направлений в соответствии с запросами образовательных уровней
Содержанием деятельности РЦ, как уже было отмечено, является разработка и сопровождение процессов инноваций в образовательной организации в условиях реализации ФГОС.
Педагогический коллектив организации (педагоги, задействованные в этих процессах) должен определиться с содержанием направлений деятельности, т.е. что именно они считают своим ресурсом (предмет, область, обеспечение и др.).
Запрос и востребованность со стороны участников сети будет определяться на основе экспертизы и диагностики внешних пользователей. В перспективе РЦ объединит заинтересованных субъектов образования, реализующих инновации по заявленным направлениям и обеспечит их связь с научными, методическими и другими организациями, заинтересованными в обновлении содержания и форм образовательной практики.
Силами специалистов РЦ предполагается демонстрация образцов новой практики образования, консультации образовательных учреждений по направлениям инновации, помощь в авторском оформлении и разработке востребованных технологий и методик, экспертиза деятельности (при необходимости) и др.
Направления деятельности РЦ (основных всего четыре) будем рассматривать в контексте взаимодействия субъектов ОО:
1. Проектная и исследовательская (учебная и научная) деятельность педагогов и обучающихся в условиях реализации ФГОС.
2. Предпрофильная и профильная подготовка обучающихся.
3. Организация работы с одарёнными детьми и детьми с особыми образовательными запросами.
4.Профориентационная работа и профессиональное самоопределение школьников (основание – Концепция профессионального самоопределения школьников)
В дальнейшем предполагается развивать также направление деятельности по наставничеству (в том числе, сетевому) для обучающихся техникума и для начинающих педагогов, пришедших на работу в техникум.
Учитывая, что сегодня практически все уровни образования работают в условиях требований своих ФГОС (начиная с дошкольной ступени), профориентационную работу рекомендуют проводить практически с дошкольных образовательных организаций. Считаем, что необходимо рассматривать преемственность всех образовательных ступеней, начиная с начальной школы.
В начальной школе:
-организация различных форм внутреннего и сетевого взаимодействия с другими образовательными организациями с целью организации урочной и внеурочной деятельности младших школьников;
-экспериментальная разработка и апробация организационных моделей урочной и внеурочной деятельности младших школьников, в том числе все виды сопровождения: информационное, методическое и др.;
-трансляция полученных результатов посредством создания инновационной сети;
-обеспечение коммуникационного пространства инновационной сети посредством организации урочной и внеурочной деятельности, в том числе с использованием информационных технологий.
Чтобы создать в перспективе продуктивный процесс сетевого взаимодействия, творческая группа педагогов, работающих в начальной школе, планирует создать нормативно-правовое обеспечение развития внутреннего и сетевого взаимодействия, разработать соответствующее программное обеспечение (образовательные, рабочие, инновационные программы) в условиях реализации ФГОС НОО.
В основной школе:
-организация различных форм внутреннего и сетевого взаимодействия с другими образовательными организациями с целью организации урочной и внеурочной деятельности школьников основной ступени школы;
-экспериментальная разработка и апробация организационных моделей урочной и внеурочной деятельности обучающихся основной школы, в том числе все виды сопровождения этой деятельности: учебное, информационное, методическое и др.;
-трансляция полученных результатов на основной ступени школы, посредством создания инновационной модели в школе и при создании сети;
-обеспечение коммуникационного пространства деятельности в школе и в сети посредством организации урочной и внеурочной деятельности школьников основной школы, в том числе с использованием информационно - коммуникационных технологий.
Чтобы в перспективе создать продуктивный процесс сетевого взаимодействия субъектов образования, творческая группа педагогов, работающих в основной школе, планирует создать нормативно-правовое обеспечение развития внутреннего и сетевого взаимодействия, разработать соответствующее программное обеспечение (образовательные, рабочие, инновационные программы) в условиях реализации ФГОС ООО. Планируется также разработать основной пакет учебных (образовательных и рабочих) программ соответствующих образовательных технологий (проектных и исследовательских) для общеобразовательной школы, направленных на достижение нового качества образования в рамках реализации ФГОС. Кроме того, предполагается разработать междисциплинарные программы, программы мониторинга качества, программы внеурочной деятельности, программы дополнительного образования, программы психолого-педагогического сопровождения, программы карьерно-образовательного выбора (предпрофильные и профильные и др.).
В средней школе (включая колледжи и техникумы, где обучение ведётся после 9-го класса школы) т.е., старшая ступень:
-организация различных форм внутреннего и сетевого взаимодействия с другими образовательными организациями с целью организации урочной и внеурочной деятельности старших школьников;
-экспериментальная разработка и апробация организационных моделей урочной и внеурочной деятельности старших школьников на основе проектной и исследовательской деятельности, в том числе все виды сопровождения: учебное, информационное, методическое и др.;
-трансляция полученных результатов посредством создания инновационной сети;
-обеспечение коммуникационного пространства инновационной сети посредством организации урочной и внеурочной деятельности, в том числе с использованием информационных технологий.
Чтобы создать в перспективе продуктивный процесс сетевого взаимодействия, творческая группа педагогов, работающих в основной и старшей школе, планирует создать комплексное (в т.ч. нормативно-правовое) обеспечение развития внутреннего и сетевого взаимодействия, разработать соответствующее программное обеспечение (образовательные, рабочие, инновационные программы) в условиях реализации ФГОС СОО.
Планируется также разработать основной пакет учебных (образовательных и рабочих) программ соответствующих образовательных технологий (проектных и исследовательских) для общеобразовательной школы, направленных на достижение нового качества образования в рамках реализации ФГОС. Кроме того, предполагается разработать междисциплинарные программы, программы мониторинга качества, программы внеурочной деятельности, программы дополнительного образования, программы психолого-педагогического сопровождения, программы карьерно-образовательного выбора (предпрофильные и профильные и др.).
В школе/техникуме должно быть сформировано экспертное сообщество педагогов, способное разрабатывать и реализовывать образовательные и прикладные программы для всех образовательных уровней. В это сообщество должны входить ученые, педагоги, бизнесмены и другие заинтересованные лица, в т. ч. социальные партнёры.
Предполагается создание внутренних и внешних информационных каналов продвижения инновационных образовательных (проектных и исследовательских) технологий в различных образовательных областях согласно заявленным профилям, к примеру, гуманитарному, естественнонаучному и др. Для этого будут задействованы такие ресурсы, как конференции, повышение квалификации, издание и продвижение учебно-методических и др. материалов нового поколения, образовательный портал школы.
Продуктивная организация деятельности РЦ в перспективе даст преимущества всем его участникам - субъектам:
Школа/техникум:
-обеспечение инновационного характера развития среднего образования по уровням;
-реализация возможности привлечения дополнительных ресурсов;
- формирование и ведение банка данных инновационного опыта в школе;
- разработка и реализация инновационных программ, проектов, исследований;
- разработка нормативно-правовой базы и организационно-управленческой модели обучения всех заинтересованных субъектов взаимодействия при интеграции ресурса школы/техникума и Центра;
- разработка, апробация, распространение образовательных программ по профилям и областям, комплектов учебно-методических материалов, комплектов контрольно-оценочных и учебно – методических материалов в рамках проектной и исследовательской деятельности по направлениям и образовательным областям;
- консультационное сопровождение деятельности всех заинтересованных субъектов;
- государственно-общественное управление образовательными процессами;
-повышение социального имиджа и уровня конкурентоспособности образовательной организации.
Иные образовательные организации (по видам направлений деятельности):
-проведение анализа и сопоставления содержания в образовательных и иных программах в условиях реализации ФГОС по образовательным уровням;
-внедрение в образовательный процесс инновационных образовательных программ, содержащих профильные компоненты, включая интерактивные формы обучения и проектные (в том числе кейсы) технологии;
-реализация механизмов государственно – общественного управления;
-проведение мероприятий по продвижению идеологии и моделей расширения общественного участия в управлении образованием: конференции, форумы родительской, ученической, педагогической общественности и т. п.;
-разработанные и реализуемые другими образовательными организациями, методическими центрами и др., программы просвещения родительской, ученической, педагогической общественности в инновационных условиях с учётом требований ФГОС;
-разработка инструментов взаимодействия субъектов (Положения и регламенты конкурсов, олимпиад и др.), направленных на формирование позитивного имиджа (привлекательного образа) организации, на стимулирование к общественному участию субъектов в деятельности образовательной организации;
- информационно-разъяснительная работа, педагогическое и управленческое просвещение родителей и общественности;
- генерация новых идей и практик в области среднего, профессионального и дополнительного образования;
- обнаружение и распространение средствами сети интересного опыта, лучших практик, традиций в образовании;
- вовлечение новых участников в образовательные процессы;
- концептуальная, правовая, методическая и психологическая поддержка участников взаимодействия сети;
- развитие взаимопонимания и сотрудничества, партнерства всех субъектов сети.
Чтобы осуществить продуктивное взаимодействие субъектов сети, необходимо, прежде всего, провести инвентаризацию имеющихся ресурсов и обеспечить их дальнейшее планомерное накопление.
К ресурсам мы можем относить всё, что будет позитивно влиять на всю деятельность РЦ. В первую очередь, это обеспеченность компетентными кадрами, уровень их квалификации, отношение к детям и делу, нравственно-психологический климат в сообществе педагогов.
Ресурсы накапливаются с течением времени и зависят от многих факторов, в том числе и от финансов, в связи с чем для начала необходимо их классифицировать (Таблица 1).
Таблица 1
Классификация ресурсов
№ п/п |
РЕСУРСЫ |
1. |
Человеческие ресурсы. Профессиональная карьера. Квалификация персонала |
2. |
Собственность, имущество, способ реализации прав собственности |
3. |
Оборудование, инструмент, материалы, запасы, продукция (любая) и др. |
4. |
Источники финансирования, капитал, инвестиции |
5. |
Технологии, инновации как товар |
6. |
Ценности моральные, этические нормы профессиональной и корпоративной деятельности |
7. |
Информация. Связи. Менеджмент |
8. |
Инфраструктура РЦ как обслуживание интересов образовательной организации, муниципалитета, региона и др. |
Более подробно состояние ресурсов должно быть отражено в Программе деятельности РЦ, с учётом обеспечения заявленных направлений деятельности и реализуемых образовательных областей и программ по профилям. Инновации действительно будут значимыми, если результаты всех процессов со временем будут востребованы не только в самой организации, но и за её пределами – в сети и социуме.
Сегодня по некоторым проблемным точкам в педагогической практике нет однозначных решений, в связи с чем необходима разработка новых образовательных методик и технологий. В первую очередь, это относится к процессам в области реализации проектной и исследовательской деятельности, включая наличие информационных ресурсов и IT - технологий.
Не смотря на конкретные требования ФГОС различных образовательных уровней к этим процессам, возможности и ресурсы образовательных организаций достаточно разные. Все инновационные процессы должны начинаться с обеспечения нормативной базой именно проектной и исследовательской деятельности, поскольку это прописано как требование ФГОС, начиная с начальной школы.
В дальнейшем эта работа будет пронизывать всё остальное: работа в рамках предпрофильного и профильного обучения; работа с детьми с особыми образовательными потребностями; работа в области профориентации, включая процессы WSR и др.
Все заявленные направления деятельности, без исключения, могут быть реализованы через проекты и исследования. Очевидно, что в первую очередь этими технологиями и методиками должны владеть именно педагоги любых образовательных организаций. Чтобы обеспечить кадры владением рассматриваемых технологий, при обучении и взаимодействии между субъектами могут быть использованы самые разнообразные формы работы:
1. Организационно-деятельностная игра. Данная форма позволит согласовать разные взгляды и представления в коллективе и сообществе, позволит выработать общее решение при постановке новых образовательных задач.
2. Круглый стол. На базе РЦ будут проходить обсуждения актуальных вопросов по проблемам интеграции детско-взрослой общности в том или ином направлении с приглашением заинтересованных лиц и специалистов других образовательных организаций.
3. Методическое сопровождение педагогов - инноваторов (курирование) согласно индивидуальному плану инновационной деятельности педагога – инноватора в рамках деятельности Ресурсного Центра с дальнейшим оформлением и популяризацией полученных образовательных продуктов.
4. Мастер-классы будут проводиться в целях демонстрации полученных образцов теории и практики.
5. Различные формы тренингов. Позволят усилить мастерство отдельных педагогов, другим преодолеть трудности в профессиональной деятельности, направленной на формирование продуктивных и позитивных отношений в детско-взрослой образовательной общности образовательных организаций.
Данные и иные формы взаимодействия заинтересованных субъектов будут включать как педагогов своей организации, так и педагогов других организаций.
К постоянно используемым формам, направленным на освоение и трансляцию инноваций, можно отнести следующие:
-консультации (групповые, индивидуальные, сетевые, скайп – консультирование и т. д.);
-стажировки;
-учебно - методическое сопровождение деятельности педагогов-инноваторов (курирование) согласно индивидуальному плану;
-практикумы и их тиражирование;
-методические выставки (брошюры, бюллетени);
-индивидуальное наставничество (для начинающих педагогов и обучающихся);
-конкурсы профессионального мастерства;
-конференции для детей и взрослых;
-семинары;
- сетевые проекты и др.
Заявленные формы работы будут использоваться в РЦ по согласованию и запросу педагогов как самой организации, так и педагогов других образовательных организаций, осваивающих аналогичные технологии.
В рамках деятельности РЦ предполагается проводить открытые уроки, мастер-классы по актуальным и востребованным направлениям и темам, с учётом методики и дидактики той или иной образовательной области, с обязательным выходом на проектную и исследовательскую деятельность.
Все образовательные продукты, изданные в рамках деятельности РЦ, будут учитывать спрос на те или иные актуальные материалы, апробированные в РЦ. В области дополнительного образования РЦ планирует обеспечить успешную адаптацию внеурочных форм с учётом заявленных направлений деятельности, в том числе при взаимодействии с организациями среднего профессионального и высшего образования.
3. Предполагаемые результаты и оценка деятельности Ресурсного Центра по направлениям деятельности с учётом заданных критериев и показателей
Очевидно, что особенности профессиональной деятельности в различных образовательных организациях должны создаваться именно в расчете на получение качественно новых востребованных образовательных технологий, соответственно учитывающих портреты и модели обучающихся и выпускников.
Описание и практическое достижение таких социальных эффектов для новых разновидностей образовательных организаций, в частности – для техникума - РЦ, направленной на формирование детско-взрослой образовательной общности, представляется особенно важным.
В качестве главного «выхода» жизнедеятельности техникума – РЦ, мы рассматриваем социально значимые и обладающие определенным качеством результаты - результаты образованности обучающихся на всех образовательных уровнях.
Социальные вклады, итоги и последствия жизнедеятельности техникума – РЦ, то есть позитивные изменения в динамике, включая и те изменения, которые впоследствии создадут позитивную общественную репутацию РЦ, его благоприятный образ (имидж) у потенциальных заказчиков и партнеров, то есть в последствии только усилят образовательный потенциал при интеграции организаций, сотрудничающих в рамках деятельности сетевого РЦ.
Ожидаемые результаты и эффекты деятельности РЦ:
-осознание родителями своего права влиять на образование своих детей и права на управление организацией как ценности и важнейшего права гражданина.
-рост престижа общественного участия в управлении образованием;
-рост влиятельности органов государственно-общественного управления в образовании и обществе;
-создание механизмов, форматов и площадок для диалога и переговоров образовательной организации - власти - общественности о качестве образования и образовательной политики города и региона;
-создание и структурирование ответственной и заинтересованной образовательной общественности, как равноправного партнера;
-рост открытости образования усилиями самого образования;
-повышение ориентации образовательных программ (результатов и условий образования) на потребности населения;
-повышение ответственности образовательных организаций, администраций, педагогов за результаты своей деятельности;
-рост социального и профессионального потенциала среднего и профессионального образования и его влиятельности за счет объединения усилий и ресурсов с общественностью;
-новое качество социализации старшеклассников и студентов на основе опыта участия в работе органов государственно-общественного управления;
-освоение и развитие стратегического характера управления организацией (на основе стратегий, согласованных со всеми субъектами - участниками образовательного процесса).
В процессе разработки концепции деятельности РЦ на базе техникума нами были спрогнозированы возможные риски и проблемы, с которыми мы можем столкнуться в процессе функционирования сетевого Ресурсного Центра:
-необходимость выстраивания индивидуальных траекторий взаимодействия с образовательными организациями, находящимися в разных условиях функционирования (город – село, удаленность от организации и др.);
- неготовность на начальном этапе деятельности РЦ отдельных высококвалифицированных педагогов к происходящим изменениям в их деятельности;
-слабая оснащенность образовательного процесса качественными, современными техническими средствами;
-недостаточное количество действующих образовательных и других программ;
-отсутствие нормативно-правового обеспечения механизма финансирования деятельности сетевого Ресурсного Центра.
Эффективность реализации деятельности РЦ будет оцениваться по следующим критериям:
-уровень удовлетворенности всех субъектов - участников техникума и сети;
-уровень полученной компетентности педагогов техникума и сети.
Объёмными показателями в этом случае могут быть:
-количество групп, обучающихся, педагогов, работающих в новом формате и использующих новые образовательные технологии;
-количество разработанных востребованных образовательных продуктов по всем заявленным направлениям деятельности
Будут также учтены состояние и важнейшие характеристики внешней среды, в том числе - требования вышестоящих органов управления образованием.
В ходе мониторинга и оценки состояния деятельности сетевого РЦ будут использованы:
-разработанный инструментарий мониторинга (анкеты, опросники для педагогов и руководства, интервью и др.);
-разработанная локальная нормативно - правовая база для процедур оценки качества инновационных образовательных процессов;
-разработанная методика для проведения различных экспертиз (внутренних и внешних) всевозможных образовательных продуктов и технологий, в первую очередь проектных и исследовательских (в том числе кейсов);
-подготовка аналитических отчётов для заинтересованных структур, в т. ч., для органов управления образованием.
Формы оценки реализации деятельности сетевого РЦ:
-социологические исследования;
-диагностика;
-экспертиза;
-мониторинги и др.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.