Концепция экологического воспитания дошкольников
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение
приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и
профессий.
На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком
выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем
будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того,
чтобы это не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и
ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с
дошкольного возраста, так как именно на этапе дошкольного детства ребенок
получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о
разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического
мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но
происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка,
сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и
беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир
природы, помогают наладить взаимоотношения с ним
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания.
В современных
условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется,
проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и
актуальность. С принятием законов Российской Федерации "Об охране
окружающей природной среды" и "Об образовании" созданы
предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования
населения. "Указ президента Российской Федерации по охране
окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" (с учетом Декларации
Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией).
Соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование
в разряд первостепенных государственных проблем.
Указанные
документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного
экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. В связи
с этим, в 90-е годы было создано значительное количество
программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников.
Современная дошкольная
педагогика придает большое значение занятиям: они оказывают положительное
воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному
и личностному развитию, планомерно готовят их к обучению в школе. Важно также
вовлекать детей в практическую деятельность: во дворе детского сада и всего
помещениях, дома, во время экскурсий.
Главные аспекты работы
педагога с детьми - разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в
обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и
всесторонне развитого человека.
Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
Именно
на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о
природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него
формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные
элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии:
если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой:
понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают
маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с
ним.
В связи с этим в 90-е годы в России было создано значительное количество
программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Рядом
психологов созданы авторские программы, в которых представлены психологические
аспекты экологического образования дошкольников.
В последнее время идет интенсивный творческий процесс в регионах России.
Педагоги, экологи разрабатывают программы экологического образования детей
с учетом местных природных и социальных условий, национальных
традиций (в Петербурге, в Якутии, Перми, Екатеринбурге, Тюмени, Нижневартовске,
Нижнем Новгороде, на Дальнем Востоке).
Цель экологического воспитания дошкольников - формирование начал экологической культуры - базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.
Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания, которая,
ориентируясь на общегуманистические ценности, ставит задачу личностного
развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры -
базисные качества человеческого начала в человеке. Красота, добро, истина в
четырех ведущих сферах действительности - природе, «рукотворном мире»,
окружающих людях и себе самом - это те ценности, на которые ориентируется
дошкольная педагогика нашего времени.
Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе
взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром,
который их окружает: растениями, животными (сообществами живых организмов), их
средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного
происхождения.
Задачи экологического
воспитания - это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной
модели, при которой достигается эффект - очевидные проявления начал
экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу.
Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение - конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию.
Отношение, построенное вне понимания закономерных связей в природе,
социоприродных связей человека с окружающей средой, не может быть стержнем
экологической воспитанности, не может стать началом развивающегося
экологического сознания, ибо оно игнорирует объективно существующие процессы и
опирается на субъективный фактор.
Данная концепция
опирается на ведущие международные и отечественные документы: материалы форума
в Рио-де-Жанейро в 1992 году, документы 1-й Межправительственной конференции по
вопросам образования в области окружающей среды (Тбилиси, 1977) и
Международного конгресса «Тбилиси + 10» (Москва, 1987), Закон Российской
Федерации «Об охране окружающей природной среды» (1991), «Постановление об
экологическом образовании», выработанное совместно Министерством образования и
Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации
(1994).
Концепция опирается на ведущие материалы в области образования,
имеющие для нее непосредственное значение: Концепцию дошкольного воспитания
(1989) и Концепцию общего среднего экологического образования (1994). Первая
позволяет ассимилировать передовые гуманистические идеи
личностно-ориентированной модели воспитания дошкольников и обеспечить связь
экологического воспитания со всей сферой воспитания детей этого возраста.
Вторая - является ориентиром в вопросах содержания экологического образования в
звене, которое непосредственно примыкает к дошкольному периоду и таким образом
позволяет обеспечить преемственность и взаимосвязь двух звеньев в системе непрерывного
экологического образования.
Как начальное звено, экологическое воспитание детей дошкольного
возраста имеет важное социальное значение для всего общества: своевременно
закладываются основы экологической культуры в человеческой личности,
одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого
населения страны - работники сферы дошкольного воспитания и родители детей,
что, безусловно, имеет значение для всеобщей экологизации сознания и мышления.
Таким образом, концепция экологического воспитания дошкольников -
это первая попытка сформулировать основные идеи и положения нового направления
дошкольной педагогики. Концепция позволяет определять перспективы его развития,
создавать конкретные программы и технологии, организовывать практическую
деятельность различных дошкольных учреждений.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.