Концепция воспитательной системы
Оценка 4.8

Концепция воспитательной системы

Оценка 4.8
Мероприятия
doc
классное руководство
27.02.2022
Концепция воспитательной системы
Концепция воспитательной системы.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Голицынская средняя общеобразовательная школа №1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Концепция воспитательной системы

Профессиональная траектория обучающихся в системе духовно-нравственного воспитания

 

Номинация

Духовно-нравственное воспитание

 

                                                                                                                       

 

Участник Педагогического марафона классных руководителей – 2021

«Учительство Подмосковья – воспитанию будущего поколения России!»

Классный руководитель 8 «В» класса      

Филатенкова Анастасия Михайловна

 

 

 

 

 

Голицыно

2020

Содержание

 

Введение ……………………………………………………………………….3                                                         

Цели и задачи воспитательной системы …………………………………….5  

Основные направления воспитательной системы в профориентации …….7

Методы, принципы и формы профориентации ……………………………..8

Формы совместной работы классного руководителя с родителям ………..9

Этапы воспитательной системы ……………………………………………..10

Заключение ……………………………………………………………………14

Список литературы …………………………………………………………...15        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одним из основных принципов современного образования согласно федеральному закону РФ №273 является «свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей...». И общее образование как вид образования «направлено на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования». Поэтому формирование у обучающихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности является очень важным в воспитательной работе школы и класса.

Система воспитания будущего поколения должна быть основана на определенной системе моральных ценностей, которая лучше способствует формированию самопознания и профессионального самоопределения и, соответственно, становлению культурной, интеллектуальной и активной личности. Такие ценности как гуманные отношения между детьми, семья, культура общения, трудолюбие, самовоспитание, бережное отношение к природе, чувство долга и ответственности за свое поведение играют главную роль в жизни школьников.

Формирование общечеловеческих ценностей у детей зависит от его окружения. Классный руководитель, имея духовные и моральные ценности, показывая сильные личностные качества, проявляет любовь и заботу о своих учениках. «Если наша забота о ребенке исходит из чувства преданности и любви, мы можем творить воспитательные чудеса» (Ш.А. Амонашвили).

В моей работе с классом духовно-нравственное направление стало опорой для дальнейшего развития и совершенствования воспитательной системы класса. Я являюсь классным руководителем 8в класса и обучающиеся данного класса вовлечены во 2 этап воспитательной системы «Профессиональная траектория обучающихся в системе духовно-нравственного воспитания, где духовно-нравственное направление развития осуществляется через профориентацию. Система профориентации является составляющей общей системы трудовой подготовки школьников, непрерывного образования и воспитания, цель которых - всестороннее развитие личности, раскрытие всех творческих сил и способностей, формирование духовной культуры подрастающего поколения. Реализация системы профориентации обеспечивается решением комплекса задач, направленных на профессиональное самоопределение обучающихся.

Можно выделить ряд направлений, способствующих  решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения:

·        система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности;

·        диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии;

·        общественно-значимые мотивы выбора профессии;

·        формирование элементов духовной культуры в процессе подготовки обучающихся к сознательному выбору профессии.

В современных условиях жизни школьникам сложно сделать правильный выбор в профессиональном самоопределении. Опираясь на проект «Билет в будущее» и совместную деятельность школы и родителей я решила создать воспитательную систему, направленную на профориентацию обучающихся. Многие школьники после 9 класса уходят из школы, чтобы получить профессиональное обучение и начать работать. Проект  «Билет в будущее» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование»  - это проект по ранней профессиональной ориентации школьников 6–11-х классов. Школьники могут проверить свои знания мира профессий и определиться с профессиональными предпочтениями путем интерактивного тестирования, получить информацию о самых востребованных компетенциях из разных сфер, познакомиться с картой профессий и пройти онлайн-курсы.

Актуальность моей воспитательной системы заключается в том, что формирование осознанности и готовности к выбору обучающимися профессиональной траектории является очень важным в современных условиях общества.

 

news

 

Данная воспитательная система основана на педагогических теориях А.В. Луначарского, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинского. В их работах говорилось о том, что в трудовом воспитании и профориентации молодежи должна присутствовать духовность, т.е. само представление о труде следует поднимать до уровня «духовной потребности», связанной с вдохновением, творчеством, моральной чистотой, осознанностью его социальной ценности.

 

 

 

 

Цели и задачи воспитательной системы

 

Я разработала свою воспитательную систему «Профессиональная траектория обучающихся в системе духовно-нравственного воспитания», рассчитанную на обучающихся 7-9 классов.

Цель воспитательной системы - организовать деятельность обучающихся, чтобы они глубже включились в процесс профессионального самоопределения, который обусловлен расширением и углублением творческой, общественно-значимой (трудовой, познавательной, игровой, коммуникативной) деятельности обучающихся, формированием нравственной, эстетической и экологической культуры.

Задачи воспитательной системы:

  • осознание своих желаний и возможностей;
  • исследование способностей, интересов, интеллектуальных и личностных особенностей;
  • ознакомление с основными принципами выбора профессии, планирования карьеры;
  • знакомство с особенностями современного рынка труда;
  • помощь в сопоставлении своих возможностей с требованиями выбираемых профессий; проведение профессиональной консультации, оказание помощи учащимся в оценке своих способностей и качеств, применительно к конкретным видам трудовой деятельности;
  • помощь в осознании трудностей в достижении профессиональных целей и найти пути их преодоления;
  • создание условий для практической пробы сил в различных видах деятельности;
  • формирование профессионального намерения и оказание помощи в его реализации; изучение эффективности всей профориентационной работы.

Основные направления воспитательной системы в профориентации:

1.     Профессиональное воспитание;

2.     Профессиональная информация;

3.     Профессиональная консультация и диагностика;

4.     Профессиональный отбор (подбор);

5.     Трудоустройство;

6.     Профессиональная адаптация.

 

Основные компоненты профориентации

 

 

Логико-содержательный           Личностный         Управленческий

          Все компоненты связаны в интегрированную схему взаимодействия.

Логико-содержательный компонент – профессиональное просвещение учащихся, развитие их интересов и склонностей, максимально приближенных к профессиональным; профессиональная консультация, профессиональный подбор, социально – профессиональная адаптация.

Личностный компонент – личность школьника рассматривается в качестве субъекта развития профессионального самоопределения. Последнее характеризуется активной позицией, т.е. стремлением к творческой деятельности, самовыражением и самоутверждением в профессиональной деятельности; направленностью, т.е. устойчивой доминирующей системой мотивов, убеждений, интересов, отношением к усваиваемым знаниям и умениям, социальным нормам и ценностям; уровнем нравственной и эстетической культуры; развитием самосознания; представлением о себе, своих способностях, особенностях характера.

Управленческий компонент направлен на сбор и обработку информации о процессах, явлениях или состоянии системы профориентации, выработку программы действий, регулирование процесса реализации и разработку рекомендаций по её совершенствованию.

Принципы воспитательной системы:

  • принцип сознательности в выборе профессии;
  • принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям человека и потребностям общества;
  • принцип активности: человек сам активно выбирает профессию;
  • принцип развития: профессия должна давать возможности для развития личности.

Методы:

  • лекционный метод передачи знаний;
  • дискуссионный метод обсуждения различных профориентационных проблем;
  • метод анализа конкретных ситуаций;
  • учебно-игровая деятельность.

Формы профориентационной работы в школе:

  • Профориентационные игры (деловые игры, игры-погружения, игры-путешествия; сюжетно-ролевые игры).
  • Проведения старшеклассниками занятий в младших классах;
  • Участие детей в школьных кружках и секциях по профессиональным интересам;
  • Участие детей в школьных конкурсах в рамках тематических недель, посвященных профессиям;
  • Сотрудничество родителей, классного руководителя и школы, чтобы помочь обучающимся в профессиональном самоопределении.

Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. Классный руководитель должен выступать в роли советчика, консультанта-специалиста, непосредственного представителя учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой.

http://festival.1september.ru/articles/522312/img4.gif

 

Профориентационная работа также направлена на тесное сотрудничество классного руководителя, родителей и школы в целом. Совместная деятельность реализуется через различные формы коллективного взаимодействия и способствует адаптации школьников, их самопознанию и профессиональному самоопределению.

 

           

Этапы воспитательной системы

Программа воспитательной деятельности класса, которая способствуют развитию личности каждого ученика состоит из приобретения определённых знаний, умений и навыков и реализуется с помощью оценки результатов в конце каждого учебного года.

Воспитательная система включает 3 этапа:

I этап – 7 класс (пассивно-поисковый) 2021-2022 учебный год.

Горизонтальный свиток: 7 класс
2019-2020 
учебный год
https://sgptt.ru/images/files/docs/news/Proforientacija-dlja-shkolnikov-shapka-1.jpeg

Этап формирования профессиональной направленности.

                     

Цель: сформировать общественно значимые мотивы выбора профессии и осознанный интерес к проблеме выбора профессии.

Задачи:

1. Целенаправленное знакомство с профессиями, ознакомление с потребностями региона в кадрах;

2. Выявление и развитие профессиональных интересов;

3. Формирование общественно значимых мотивов выбора профессии;

4. Актуализация проблемы самопознания и самовоспитания;

Формы работы:

1.Знакомство с профессиями родителей;

2.Взаимодействие родителей и классного руководителя, проведение анкетирования детей и родителей;

3.Психолого-педагогическое сопровождение (диагностика).

4.Проведение классных часов, участие в конкурсных мероприятиях (конкурс рисунков, сочинений, агитбригадах, видео и слайд-фильмов);

5.Участие в внеклассной деятельности (театры, кружки, секции, экскурсии, выставки);

6.Участие проекте «Билет в будущее»;

7. Посещение тематического парка «Мастерславль».

Предполагаемый результат  – сформированность мотивации к выбору профессии и осознание интереса к проблеме ее выбора.

Участвуя в проекте «Билет в будущее» обучающиеся 7в класса прошли следующие этапы:

1.     Регистрация платформе (с помощью родителей)

2.     Создание личного кабинета

3.     Профориентационная онлайн-диагностика (комплекс тестовых заданий)

4.     Практические мероприятия (на уровне «начинающий»)

На данном этапе обучающиеся посетили тематический парк «Мастерславль» - город мастеров. Дети смогли поучаствовать в мастер-классах по различным направлениям, например, служащий в банке или работа пожарного.

5.     Общие рекомендации.

 

После порождения всех этапов у обучающихся 7в класса были выявлены следующие профессиональные компетенции:

II этап – 8 класс 2021-2022 учебный год.

Этап формирования профессионального самосоз­нания.

Горизонтальный свиток: 8 класс
2020-2021
 учебный год
https://sgptt.ru/images/files/docs/news/Proforientacija-dlja-shkolnikov-shapka-1.jpeg

 

Цель: подготовить обучающихся к осознанному выбору профессии.

Задачи:

1. Ознакомление с основами правильного выбора профессии.

2. Развитие качеств, необходимых для овла­дения избранной профессией и адекватной самооценки профессионально важных качеств;

3.Мониторинг готовности к профессиональному самоопределению и через анкетирование обучающихся и их родителей;

4.Оказание помощи классному руководителю в анализе и оценке склонностей и интересов обучающихся;

5.Формирование у обучающихся адекватной самооценки.

Формы работы:

1.Участие проекте «Билет в будущее»;

2.Психолого-педагогическое сопровождение (диагностика).

3.Участие в мероприятии «Ярмарка профессий».

4. Проведение бесед, классных часов.

Предполагаемый результат – развитие личных качеств, способствующих осознанному выбору профессии.

III этап – 9 класс 2021-2022 учебный год.

Этап уточнения социально - профессионального статуса.

Горизонтальный свиток: 9 класс
2021-2022
учебный год
https://sgptt.ru/images/files/docs/news/Proforientacija-dlja-shkolnikov-shapka-1.jpeg

 

Цель: Сформировать убежденность в правильности выбора профессии.

Задачи:

1. Продолжение изучения личности ученика с целью корректировки профессиональных намерений и путей продолжения образования.

2. Создание условий для активной пробы сил в различных видах трудовой деятельности, максимально приближенной к профессиональной.

Формы работы:

1.Участие в проекте «Билет в будущее»;

2.Психолого-педагогическое сопровождение (диагностика).

3.Участие в «Ярмарке профессий».

4. Проведение бесед, классных часов.

Предполагаемый результат – осознание выбора своей профессии, получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

 

Заключение

Продукт деятельности школьников – конкретный выбор профессии, в котором реализуются их знания, умения, познавательные возможности. Они должны осознавать вместе с учителем, что выполняемая трудовая подготовка в школе должна быть общественно-полезной, воспитывающей нравственно, физически и духовно здорового человека. Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями. Всестороннее развитие личности, формирование эстетических, экологических, нравственных и творческих элементов духовной культуры у школьников – одна из задач профориентационной работы в школе. И задача классного руководителя – воспитать будущих молодых рабочих и специалистов так, чтобы, выйдя из школы, чтобы они были способны вносить красоту в жизнь, в труд, в отношения людей. По завершению 3 этапа моей воспитательной деятельности в школе каждый ученик получит свой        билет в будущее – свою профессию!!!

 

                http://chancetotrip.com/wp-content/uploads/2014/06/life_ticket_quote_ChanceToTrip.com_.png

 

 

Список литературы

 

1.           Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.- С.78

2.           Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика – 2005 - №2 – С. 67-68

3.           Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12

4.           Педагогическая диагностика в работе классного руководителя / сост. Н.А. Панченко. – Волгоград: Учитель, 2009. – 128 с.

5.           Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети: метод. пособие для воспитателей, классных руководителей. – М.: Пед. общ-во России. 2000. – 304 с.

6.           Профориентация старших школьников в процессе трудового обучения. М.Просвещение,1972.

7.           Павлютенкова Е. Профориентация учащихся. К., Рад.школа, 1983.

8.           Прошицкая Е.Н. Выбирайте профессию. М., Просвещение,1991.

9.           Способности и склонности. Под ред. Голубевой Э.А. М.,Просвещение,1991.

10.  Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М. Просвещение , 1986.

11.  Ушинский К.Д. О нравственном элементе в воспитании. М. Просвещение ,1978.


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Содержание Введение ………………………………………………………………………

Содержание Введение ………………………………………………………………………

Введение Одним из основных принципов современного образования согласно федеральному закону

Введение Одним из основных принципов современного образования согласно федеральному закону

Профессиональная траектория обучающихся в системе духовно-нравственного воспитания , где духовно-нравственное направление развития осуществляется через профориентацию

Профессиональная траектория обучающихся в системе духовно-нравственного воспитания , где духовно-нравственное направление развития осуществляется через профориентацию

Школьники могут проверить свои знания мира профессий и определиться с профессиональными предпочтениями путем интерактивного тестирования, получить информацию о самых востребованных компетенциях из разных сфер, познакомиться…

Школьники могут проверить свои знания мира профессий и определиться с профессиональными предпочтениями путем интерактивного тестирования, получить информацию о самых востребованных компетенциях из разных сфер, познакомиться…

Цели и задачи воспитательной системы

Цели и задачи воспитательной системы

Профессиональное воспитание; 2

Профессиональное воспитание; 2

Методы: лекционный метод передачи знаний; дискуссионный метод обсуждения различных профориентационных проблем; метод анализа конкретных ситуаций; учебно-игровая деятельность

Методы: лекционный метод передачи знаний; дискуссионный метод обсуждения различных профориентационных проблем; метод анализа конкретных ситуаций; учебно-игровая деятельность

Профориентационная работа также направлена на тесное сотрудничество классного руководителя, родителей и школы в целом

Профориентационная работа также направлена на тесное сотрудничество классного руководителя, родителей и школы в целом

Цель: сформировать общественно значимые мотивы выбора профессии и осознанный интерес к проблеме выбора профессии

Цель: сформировать общественно значимые мотивы выбора профессии и осознанный интерес к проблеме выбора профессии

Предполагаемый результат – сформированность мотивации к выбору профессии и осознание интереса к проблеме ее выбора

Предполагаемый результат – сформированность мотивации к выбору профессии и осознание интереса к проблеме ее выбора

Цель: подготовить обучающихся к осознанному выбору профессии

Цель: подготовить обучающихся к осознанному выбору профессии

Задачи: 1. Продолжение изучения личности ученика с целью корректировки профессиональных намерений и путей продолжения образования

Задачи: 1. Продолжение изучения личности ученика с целью корректировки профессиональных намерений и путей продолжения образования

Список литературы 1.

Список литературы 1.

Павлютенкова Е. Профориентация учащихся

Павлютенкова Е. Профориентация учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2022