Концепция воспитательной системы

  • Мероприятия
  • doc
  • 27.02.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Концепция воспитательной системы.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Голицынская средняя общеобразовательная школа №1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Концепция воспитательной системы

Профессиональная траектория обучающихся в системе духовно-нравственного воспитания

 

Номинация

Духовно-нравственное воспитание

 

                                                                                                                       

 

Участник Педагогического марафона классных руководителей – 2021

«Учительство Подмосковья – воспитанию будущего поколения России!»

Классный руководитель 8 «В» класса      

Филатенкова Анастасия Михайловна

 

 

 

 

 

Голицыно

2020

Содержание

 

Введение ……………………………………………………………………….3                                                         

Цели и задачи воспитательной системы …………………………………….5  

Основные направления воспитательной системы в профориентации …….7

Методы, принципы и формы профориентации ……………………………..8

Формы совместной работы классного руководителя с родителям ………..9

Этапы воспитательной системы ……………………………………………..10

Заключение ……………………………………………………………………14

Список литературы …………………………………………………………...15        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одним из основных принципов современного образования согласно федеральному закону РФ №273 является «свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей...». И общее образование как вид образования «направлено на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования». Поэтому формирование у обучающихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности является очень важным в воспитательной работе школы и класса.

Система воспитания будущего поколения должна быть основана на определенной системе моральных ценностей, которая лучше способствует формированию самопознания и профессионального самоопределения и, соответственно, становлению культурной, интеллектуальной и активной личности. Такие ценности как гуманные отношения между детьми, семья, культура общения, трудолюбие, самовоспитание, бережное отношение к природе, чувство долга и ответственности за свое поведение играют главную роль в жизни школьников.

Формирование общечеловеческих ценностей у детей зависит от его окружения. Классный руководитель, имея духовные и моральные ценности, показывая сильные личностные качества, проявляет любовь и заботу о своих учениках. «Если наша забота о ребенке исходит из чувства преданности и любви, мы можем творить воспитательные чудеса» (Ш.А. Амонашвили).

В моей работе с классом духовно-нравственное направление стало опорой для дальнейшего развития и совершенствования воспитательной системы класса. Я являюсь классным руководителем 8в класса и обучающиеся данного класса вовлечены во 2 этап воспитательной системы «Профессиональная траектория обучающихся в системе духовно-нравственного воспитания, где духовно-нравственное направление развития осуществляется через профориентацию. Система профориентации является составляющей общей системы трудовой подготовки школьников, непрерывного образования и воспитания, цель которых - всестороннее развитие личности, раскрытие всех творческих сил и способностей, формирование духовной культуры подрастающего поколения. Реализация системы профориентации обеспечивается решением комплекса задач, направленных на профессиональное самоопределение обучающихся.

Можно выделить ряд направлений, способствующих  решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения:

·        система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности;

·        диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии;

·        общественно-значимые мотивы выбора профессии;

·        формирование элементов духовной культуры в процессе подготовки обучающихся к сознательному выбору профессии.

В современных условиях жизни школьникам сложно сделать правильный выбор в профессиональном самоопределении. Опираясь на проект «Билет в будущее» и совместную деятельность школы и родителей я решила создать воспитательную систему, направленную на профориентацию обучающихся. Многие школьники после 9 класса уходят из школы, чтобы получить профессиональное обучение и начать работать. Проект  «Билет в будущее» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование»  - это проект по ранней профессиональной ориентации школьников 6–11-х классов. Школьники могут проверить свои знания мира профессий и определиться с профессиональными предпочтениями путем интерактивного тестирования, получить информацию о самых востребованных компетенциях из разных сфер, познакомиться с картой профессий и пройти онлайн-курсы.

Актуальность моей воспитательной системы заключается в том, что формирование осознанности и готовности к выбору обучающимися профессиональной траектории является очень важным в современных условиях общества.

 

news

 

Данная воспитательная система основана на педагогических теориях А.В. Луначарского, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинского. В их работах говорилось о том, что в трудовом воспитании и профориентации молодежи должна присутствовать духовность, т.е. само представление о труде следует поднимать до уровня «духовной потребности», связанной с вдохновением, творчеством, моральной чистотой, осознанностью его социальной ценности.

 

 

 

 

Цели и задачи воспитательной системы

 

Я разработала свою воспитательную систему «Профессиональная траектория обучающихся в системе духовно-нравственного воспитания», рассчитанную на обучающихся 7-9 классов.

Цель воспитательной системы - организовать деятельность обучающихся, чтобы они глубже включились в процесс профессионального самоопределения, который обусловлен расширением и углублением творческой, общественно-значимой (трудовой, познавательной, игровой, коммуникативной) деятельности обучающихся, формированием нравственной, эстетической и экологической культуры.

Задачи воспитательной системы:

  • осознание своих желаний и возможностей;
  • исследование способностей, интересов, интеллектуальных и личностных особенностей;
  • ознакомление с основными принципами выбора профессии, планирования карьеры;
  • знакомство с особенностями современного рынка труда;
  • помощь в сопоставлении своих возможностей с требованиями выбираемых профессий; проведение профессиональной консультации, оказание помощи учащимся в оценке своих способностей и качеств, применительно к конкретным видам трудовой деятельности;
  • помощь в осознании трудностей в достижении профессиональных целей и найти пути их преодоления;
  • создание условий для практической пробы сил в различных видах деятельности;
  • формирование профессионального намерения и оказание помощи в его реализации; изучение эффективности всей профориентационной работы.

Основные направления воспитательной системы в профориентации:

1.     Профессиональное воспитание;

2.     Профессиональная информация;

3.     Профессиональная консультация и диагностика;

4.     Профессиональный отбор (подбор);

5.     Трудоустройство;

6.     Профессиональная адаптация.

 

Основные компоненты профориентации

 

 

Логико-содержательный           Личностный         Управленческий

          Все компоненты связаны в интегрированную схему взаимодействия.

Логико-содержательный компонент – профессиональное просвещение учащихся, развитие их интересов и склонностей, максимально приближенных к профессиональным; профессиональная консультация, профессиональный подбор, социально – профессиональная адаптация.

Личностный компонент – личность школьника рассматривается в качестве субъекта развития профессионального самоопределения. Последнее характеризуется активной позицией, т.е. стремлением к творческой деятельности, самовыражением и самоутверждением в профессиональной деятельности; направленностью, т.е. устойчивой доминирующей системой мотивов, убеждений, интересов, отношением к усваиваемым знаниям и умениям, социальным нормам и ценностям; уровнем нравственной и эстетической культуры; развитием самосознания; представлением о себе, своих способностях, особенностях характера.

Управленческий компонент направлен на сбор и обработку информации о процессах, явлениях или состоянии системы профориентации, выработку программы действий, регулирование процесса реализации и разработку рекомендаций по её совершенствованию.

Принципы воспитательной системы:

  • принцип сознательности в выборе профессии;
  • принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям человека и потребностям общества;
  • принцип активности: человек сам активно выбирает профессию;
  • принцип развития: профессия должна давать возможности для развития личности.

Методы:

  • лекционный метод передачи знаний;
  • дискуссионный метод обсуждения различных профориентационных проблем;
  • метод анализа конкретных ситуаций;
  • учебно-игровая деятельность.

Формы профориентационной работы в школе:

  • Профориентационные игры (деловые игры, игры-погружения, игры-путешествия; сюжетно-ролевые игры).
  • Проведения старшеклассниками занятий в младших классах;
  • Участие детей в школьных кружках и секциях по профессиональным интересам;
  • Участие детей в школьных конкурсах в рамках тематических недель, посвященных профессиям;
  • Сотрудничество родителей, классного руководителя и школы, чтобы помочь обучающимся в профессиональном самоопределении.

Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. Классный руководитель должен выступать в роли советчика, консультанта-специалиста, непосредственного представителя учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой.

http://festival.1september.ru/articles/522312/img4.gif

 

Профориентационная работа также направлена на тесное сотрудничество классного руководителя, родителей и школы в целом. Совместная деятельность реализуется через различные формы коллективного взаимодействия и способствует адаптации школьников, их самопознанию и профессиональному самоопределению.

 

           

Этапы воспитательной системы

Программа воспитательной деятельности класса, которая способствуют развитию личности каждого ученика состоит из приобретения определённых знаний, умений и навыков и реализуется с помощью оценки результатов в конце каждого учебного года.

Воспитательная система включает 3 этапа:

I этап – 7 класс (пассивно-поисковый) 2021-2022 учебный год.

Горизонтальный свиток: 7 класс
2019-2020 
учебный год
https://sgptt.ru/images/files/docs/news/Proforientacija-dlja-shkolnikov-shapka-1.jpeg

Этап формирования профессиональной направленности.

                     

Цель: сформировать общественно значимые мотивы выбора профессии и осознанный интерес к проблеме выбора профессии.

Задачи:

1. Целенаправленное знакомство с профессиями, ознакомление с потребностями региона в кадрах;

2. Выявление и развитие профессиональных интересов;

3. Формирование общественно значимых мотивов выбора профессии;

4. Актуализация проблемы самопознания и самовоспитания;

Формы работы:

1.Знакомство с профессиями родителей;

2.Взаимодействие родителей и классного руководителя, проведение анкетирования детей и родителей;

3.Психолого-педагогическое сопровождение (диагностика).

4.Проведение классных часов, участие в конкурсных мероприятиях (конкурс рисунков, сочинений, агитбригадах, видео и слайд-фильмов);

5.Участие в внеклассной деятельности (театры, кружки, секции, экскурсии, выставки);

6.Участие проекте «Билет в будущее»;

7. Посещение тематического парка «Мастерславль».

Предполагаемый результат  – сформированность мотивации к выбору профессии и осознание интереса к проблеме ее выбора.

Участвуя в проекте «Билет в будущее» обучающиеся 7в класса прошли следующие этапы:

1.     Регистрация платформе (с помощью родителей)

2.     Создание личного кабинета

3.     Профориентационная онлайн-диагностика (комплекс тестовых заданий)

4.     Практические мероприятия (на уровне «начинающий»)

На данном этапе обучающиеся посетили тематический парк «Мастерславль» - город мастеров. Дети смогли поучаствовать в мастер-классах по различным направлениям, например, служащий в банке или работа пожарного.

5.     Общие рекомендации.

 

После порождения всех этапов у обучающихся 7в класса были выявлены следующие профессиональные компетенции:

II этап – 8 класс 2021-2022 учебный год.

Этап формирования профессионального самосоз­нания.

Горизонтальный свиток: 8 класс
2020-2021
 учебный год
https://sgptt.ru/images/files/docs/news/Proforientacija-dlja-shkolnikov-shapka-1.jpeg

 

Цель: подготовить обучающихся к осознанному выбору профессии.

Задачи:

1. Ознакомление с основами правильного выбора профессии.

2. Развитие качеств, необходимых для овла­дения избранной профессией и адекватной самооценки профессионально важных качеств;

3.Мониторинг готовности к профессиональному самоопределению и через анкетирование обучающихся и их родителей;

4.Оказание помощи классному руководителю в анализе и оценке склонностей и интересов обучающихся;

5.Формирование у обучающихся адекватной самооценки.

Формы работы:

1.Участие проекте «Билет в будущее»;

2.Психолого-педагогическое сопровождение (диагностика).

3.Участие в мероприятии «Ярмарка профессий».

4. Проведение бесед, классных часов.

Предполагаемый результат – развитие личных качеств, способствующих осознанному выбору профессии.

III этап – 9 класс 2021-2022 учебный год.

Этап уточнения социально - профессионального статуса.

Горизонтальный свиток: 9 класс
2021-2022
учебный год
https://sgptt.ru/images/files/docs/news/Proforientacija-dlja-shkolnikov-shapka-1.jpeg

 

Цель: Сформировать убежденность в правильности выбора профессии.

Задачи:

1. Продолжение изучения личности ученика с целью корректировки профессиональных намерений и путей продолжения образования.

2. Создание условий для активной пробы сил в различных видах трудовой деятельности, максимально приближенной к профессиональной.

Формы работы:

1.Участие в проекте «Билет в будущее»;

2.Психолого-педагогическое сопровождение (диагностика).

3.Участие в «Ярмарке профессий».

4. Проведение бесед, классных часов.

Предполагаемый результат – осознание выбора своей профессии, получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

 

Заключение

Продукт деятельности школьников – конкретный выбор профессии, в котором реализуются их знания, умения, познавательные возможности. Они должны осознавать вместе с учителем, что выполняемая трудовая подготовка в школе должна быть общественно-полезной, воспитывающей нравственно, физически и духовно здорового человека. Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями. Всестороннее развитие личности, формирование эстетических, экологических, нравственных и творческих элементов духовной культуры у школьников – одна из задач профориентационной работы в школе. И задача классного руководителя – воспитать будущих молодых рабочих и специалистов так, чтобы, выйдя из школы, чтобы они были способны вносить красоту в жизнь, в труд, в отношения людей. По завершению 3 этапа моей воспитательной деятельности в школе каждый ученик получит свой        билет в будущее – свою профессию!!!

 

                http://chancetotrip.com/wp-content/uploads/2014/06/life_ticket_quote_ChanceToTrip.com_.png

 

 

Список литературы

 

1.           Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.- С.78

2.           Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика – 2005 - №2 – С. 67-68

3.           Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12

4.           Педагогическая диагностика в работе классного руководителя / сост. Н.А. Панченко. – Волгоград: Учитель, 2009. – 128 с.

5.           Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети: метод. пособие для воспитателей, классных руководителей. – М.: Пед. общ-во России. 2000. – 304 с.

6.           Профориентация старших школьников в процессе трудового обучения. М.Просвещение,1972.

7.           Павлютенкова Е. Профориентация учащихся. К., Рад.школа, 1983.

8.           Прошицкая Е.Н. Выбирайте профессию. М., Просвещение,1991.

9.           Способности и склонности. Под ред. Голубевой Э.А. М.,Просвещение,1991.

10.  Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М. Просвещение , 1986.

11.  Ушинский К.Д. О нравственном элементе в воспитании. М. Просвещение ,1978.


Скачано с www.znanio.ru