Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Голицынская средняя общеобразовательная школа №1
Концепция воспитательной системы
Профессиональная траектория обучающихся в системе духовно-нравственного воспитания
Номинация
Духовно-нравственное воспитание
Участник Педагогического марафона классных руководителей – 2021
«Учительство Подмосковья – воспитанию будущего поколения России!»
Классный руководитель 8 «В» класса
Филатенкова Анастасия Михайловна
Голицыно
2020
Содержание
Введение ……………………………………………………………………….3
Цели и задачи воспитательной системы …………………………………….5
Основные направления воспитательной системы в профориентации …….7
Методы, принципы и формы профориентации ……………………………..8
Формы совместной работы классного руководителя с родителям ………..9
Этапы воспитательной системы ……………………………………………..10
Заключение ……………………………………………………………………14
Список литературы …………………………………………………………...15
Введение
Одним из основных принципов современного образования согласно федеральному закону РФ №273 является «свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей...». И общее образование как вид образования «направлено на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования». Поэтому формирование у обучающихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности является очень важным в воспитательной работе школы и класса.
Система воспитания будущего поколения должна быть основана на определенной системе моральных ценностей, которая лучше способствует формированию самопознания и профессионального самоопределения и, соответственно, становлению культурной, интеллектуальной и активной личности. Такие ценности как гуманные отношения между детьми, семья, культура общения, трудолюбие, самовоспитание, бережное отношение к природе, чувство долга и ответственности за свое поведение играют главную роль в жизни школьников.
Формирование общечеловеческих ценностей у детей зависит от его окружения. Классный руководитель, имея духовные и моральные ценности, показывая сильные личностные качества, проявляет любовь и заботу о своих учениках. «Если наша забота о ребенке исходит из чувства преданности и любви, мы можем творить воспитательные чудеса» (Ш.А. Амонашвили).
В моей работе с классом духовно-нравственное направление стало опорой для дальнейшего развития и совершенствования воспитательной системы класса. Я являюсь классным руководителем 8в класса и обучающиеся данного класса вовлечены во 2 этап воспитательной системы «Профессиональная траектория обучающихся в системе духовно-нравственного воспитания, где духовно-нравственное направление развития осуществляется через профориентацию. Система профориентации является составляющей общей системы трудовой подготовки школьников, непрерывного образования и воспитания, цель которых - всестороннее развитие личности, раскрытие всех творческих сил и способностей, формирование духовной культуры подрастающего поколения. Реализация системы профориентации обеспечивается решением комплекса задач, направленных на профессиональное самоопределение обучающихся.
Можно выделить ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения:
· система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности;
· диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии;
· общественно-значимые мотивы выбора профессии;
· формирование элементов духовной культуры в процессе подготовки обучающихся к сознательному выбору профессии.
В современных условиях жизни школьникам сложно сделать правильный выбор в профессиональном самоопределении. Опираясь на проект «Билет в будущее» и совместную деятельность школы и родителей я решила создать воспитательную систему, направленную на профориентацию обучающихся. Многие школьники после 9 класса уходят из школы, чтобы получить профессиональное обучение и начать работать. Проект «Билет в будущее» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование» - это проект по ранней профессиональной ориентации школьников 6–11-х классов. Школьники могут проверить свои знания мира профессий и определиться с профессиональными предпочтениями путем интерактивного тестирования, получить информацию о самых востребованных компетенциях из разных сфер, познакомиться с картой профессий и пройти онлайн-курсы.
Актуальность моей воспитательной системы заключается в том, что формирование осознанности и готовности к выбору обучающимися профессиональной траектории является очень важным в современных условиях общества.
Данная воспитательная система основана на педагогических теориях А.В. Луначарского, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинского. В их работах говорилось о том, что в трудовом воспитании и профориентации молодежи должна присутствовать духовность, т.е. само представление о труде следует поднимать до уровня «духовной потребности», связанной с вдохновением, творчеством, моральной чистотой, осознанностью его социальной ценности.
Цели и задачи воспитательной системы
Я разработала свою воспитательную систему «Профессиональная траектория обучающихся в системе духовно-нравственного воспитания», рассчитанную на обучающихся 7-9 классов.
Цель воспитательной системы - организовать деятельность обучающихся, чтобы они глубже включились в процесс профессионального самоопределения, который обусловлен расширением и углублением творческой, общественно-значимой (трудовой, познавательной, игровой, коммуникативной) деятельности обучающихся, формированием нравственной, эстетической и экологической культуры.
Задачи воспитательной системы:
Основные направления воспитательной системы в профориентации:
1. Профессиональное воспитание;
2. Профессиональная информация;
3. Профессиональная консультация и диагностика;
4. Профессиональный отбор (подбор);
5. Трудоустройство;
6. Профессиональная адаптация.
Основные компоненты профориентации
Логико-содержательный Личностный Управленческий
Все компоненты связаны в интегрированную схему взаимодействия.
Логико-содержательный компонент – профессиональное просвещение учащихся, развитие их интересов и склонностей, максимально приближенных к профессиональным; профессиональная консультация, профессиональный подбор, социально – профессиональная адаптация.
Личностный компонент – личность школьника рассматривается в качестве субъекта развития профессионального самоопределения. Последнее характеризуется активной позицией, т.е. стремлением к творческой деятельности, самовыражением и самоутверждением в профессиональной деятельности; направленностью, т.е. устойчивой доминирующей системой мотивов, убеждений, интересов, отношением к усваиваемым знаниям и умениям, социальным нормам и ценностям; уровнем нравственной и эстетической культуры; развитием самосознания; представлением о себе, своих способностях, особенностях характера.
Управленческий компонент направлен на сбор и обработку информации о процессах, явлениях или состоянии системы профориентации, выработку программы действий, регулирование процесса реализации и разработку рекомендаций по её совершенствованию.
Принципы воспитательной системы:
Методы:
Формы профориентационной работы в школе:
Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. Классный руководитель должен выступать в роли советчика, консультанта-специалиста, непосредственного представителя учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой.
Профориентационная работа также направлена на тесное сотрудничество классного руководителя, родителей и школы в целом. Совместная деятельность реализуется через различные формы коллективного взаимодействия и способствует адаптации школьников, их самопознанию и профессиональному самоопределению.
Этапы воспитательной системы
Программа воспитательной деятельности класса, которая способствуют развитию личности каждого ученика состоит из приобретения определённых знаний, умений и навыков и реализуется с помощью оценки результатов в конце каждого учебного года.
Воспитательная система включает 3 этапа:
I этап – 7 класс (пассивно-поисковый) 2021-2022 учебный год.
Этап формирования профессиональной направленности.
Цель: сформировать общественно значимые мотивы выбора профессии и осознанный интерес к проблеме выбора профессии.
Задачи:
1. Целенаправленное знакомство с профессиями, ознакомление с потребностями региона в кадрах;
2. Выявление и развитие профессиональных интересов;
3. Формирование общественно значимых мотивов выбора профессии;
4. Актуализация проблемы самопознания и самовоспитания;
Формы работы:
1.Знакомство с профессиями родителей;
2.Взаимодействие родителей и классного руководителя, проведение анкетирования детей и родителей;
3.Психолого-педагогическое сопровождение (диагностика).
4.Проведение классных часов, участие в конкурсных мероприятиях (конкурс рисунков, сочинений, агитбригадах, видео и слайд-фильмов);
5.Участие в внеклассной деятельности (театры, кружки, секции, экскурсии, выставки);
6.Участие проекте «Билет в будущее»;
7. Посещение тематического парка «Мастерславль».
Предполагаемый результат – сформированность мотивации к выбору профессии и осознание интереса к проблеме ее выбора.
Участвуя в проекте «Билет в будущее» обучающиеся 7в класса прошли следующие этапы:
1. Регистрация платформе (с помощью родителей)
2. Создание личного кабинета
3. Профориентационная онлайн-диагностика (комплекс тестовых заданий)
4. Практические мероприятия (на уровне «начинающий»)
На данном этапе обучающиеся посетили тематический парк «Мастерславль» - город мастеров. Дети смогли поучаствовать в мастер-классах по различным направлениям, например, служащий в банке или работа пожарного.
5. Общие рекомендации.
После порождения всех этапов у обучающихся 7в класса были выявлены следующие профессиональные компетенции:
II этап – 8 класс 2021-2022 учебный год.
Этап формирования профессионального самосознания.
Цель: подготовить обучающихся к осознанному выбору профессии.
Задачи:
1. Ознакомление с основами правильного выбора профессии.
2. Развитие качеств, необходимых для овладения избранной профессией и адекватной самооценки профессионально важных качеств;
3.Мониторинг готовности к профессиональному самоопределению и через анкетирование обучающихся и их родителей;
4.Оказание помощи классному руководителю в анализе и оценке склонностей и интересов обучающихся;
5.Формирование у обучающихся адекватной самооценки.
Формы работы:
1.Участие проекте «Билет в будущее»;
2.Психолого-педагогическое сопровождение (диагностика).
3.Участие в мероприятии «Ярмарка профессий».
4. Проведение бесед, классных часов.
Предполагаемый результат – развитие личных качеств, способствующих осознанному выбору профессии.
III этап – 9 класс 2021-2022 учебный год.
Этап уточнения социально - профессионального статуса.
Цель: Сформировать убежденность в правильности выбора профессии.
Задачи:
1. Продолжение изучения личности ученика с целью корректировки профессиональных намерений и путей продолжения образования.
2. Создание условий для активной пробы сил в различных видах трудовой деятельности, максимально приближенной к профессиональной.
Формы работы:
1.Участие в проекте «Билет в будущее»;
2.Психолого-педагогическое сопровождение (диагностика).
3.Участие в «Ярмарке профессий».
4. Проведение бесед, классных часов.
Предполагаемый результат – осознание выбора своей профессии, получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Заключение
Продукт деятельности школьников – конкретный выбор профессии, в котором реализуются их знания, умения, познавательные возможности. Они должны осознавать вместе с учителем, что выполняемая трудовая подготовка в школе должна быть общественно-полезной, воспитывающей нравственно, физически и духовно здорового человека. Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями. Всестороннее развитие личности, формирование эстетических, экологических, нравственных и творческих элементов духовной культуры у школьников – одна из задач профориентационной работы в школе. И задача классного руководителя – воспитать будущих молодых рабочих и специалистов так, чтобы, выйдя из школы, чтобы они были способны вносить красоту в жизнь, в труд, в отношения людей. По завершению 3 этапа моей воспитательной деятельности в школе каждый ученик получит свой билет в будущее – свою профессию!!!
Список литературы
1. Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.- С.78
2. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика – 2005 - №2 – С. 67-68
3. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12
4. Педагогическая диагностика в работе классного руководителя / сост. Н.А. Панченко. – Волгоград: Учитель, 2009. – 128 с.
5. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети: метод. пособие для воспитателей, классных руководителей. – М.: Пед. общ-во России. 2000. – 304 с.
6. Профориентация старших школьников в процессе трудового обучения. М.Просвещение,1972.
7. Павлютенкова Е. Профориентация учащихся. К., Рад.школа, 1983.
8. Прошицкая Е.Н. Выбирайте профессию. М., Просвещение,1991.
9. Способности и склонности. Под ред. Голубевой Э.А. М.,Просвещение,1991.
10. Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М. Просвещение , 1986.
11. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в воспитании. М. Просвещение ,1978.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.