«Огонёк» - российский и советский общественно-политический и литературно-художественный иллюстрированный еженедельный журнал. В 1974 году тираж составил 2 миллиона. Награждён Орденом Ленина Высшая награда Союза Советских Социалистических Республик в 1973 году. C 1923 года выходит в Москве. Журнал выходит по понедельникам тиражом 69 000 экземпляров в формате А4, объем журнала составляет 64 - 80 полос.
Журнал о современной жизни для современного человека, которому интересно жить в XXI веке в нашем изменяющемся обществе. Читатель журнала имеет собственный взгляд на жизнь. Для него важна карьера и профессиональная самореализация, но также важно жить полной жизнью: иметь семью, друзей, интересный досуг и увлечения. Читатель «Огонька» - активный потребитель, он хорошо ориентируется в море информации и имеет собственные приоритеты выбора.
1 (2).docx
Концепция и история журнала «Огонек»
«Огонёк» российский и советский общественнополитический и
литературнохудожественный иллюстрированный еженедельный журнал. В
1974 году тираж составил 2 миллиона. Награждён Орденом Ленина Высшая
награда Союза Советских Социалистических Республик в 1973 году. C 1923
года выходит в Москве. Журнал выходит по понедельникам тиражом 69 000
экземпляров в формате А4, объем журнала составляет 64 80 полос.
Журнал о современной жизни для современного человека, которому
интересно жить в XXI веке в нашем изменяющемся обществе. Читатель
журнала имеет собственный взгляд на жизнь. Для него важна карьера и
профессиональная самореализация, но также важно жить полной жизнью:
иметь семью, друзей, интересный досуг и увлечения. Читатель «Огонька»
активный потребитель, он хорошо ориентируется в море информации и имеет
собственные приоритеты выбора.
«Огонек» для такого читателя умный и доверительный собеседник, с
которым можно говорить практически обо всем. Журнал щедро
схемами и элементами
иллюстрирован фотографиями,
рисунками,
инфографики. Содержит много прикладной, потребительской информации.
Стиль подачи говорить просто о сложном. Этим он и актуален в наши дни.
В 1899 году появился журнал, которому суждено было на протяжении
целого века исполнять роль единственного еженедельника, который в России
совмещал традиции «Лайфа» и «Тайма», «Пари матч» и «Шпигеля». С этим
журналом сотрудничали лучшие фотографы, писатели и поэты, репортеры и
фельетонисты [16].
Подшивки «Огонька» бережно сохранялись и передавались от старших
читателей к подрастающим младшим. Статьи в «Огоньке» обсуждались,
пересказывались. На мнение, высказанное в журнале, ссылались как на неоспоримый авторитет. Из цветных вкладок первого в России
иллюстрированного журнала читатели «Огонька» составляли альбомы и
украшали этими скромными репродукциями свое бытие, развешивая картинки
по стенам.
Все годы существования «Огонек», как в зеркале, четко отражал на
страницах журнала реальную жизнь с ее многообразием событий. Менялась
страна, менялись и люди: «Огонек» становился другим вместе с ними, но
всегда оставался «своим» журналом для огромного круга читателей. И для
каждого читателя он публиковал чтото очень важное.
Первый номер «Огонька» вышел в свет в четверг 9 (21) декабря 1899
года как еженедельное иллюстрированное литературнохудожественное
приложение к газете «Биржевые ведомости», которую выпускал в Петербурге
крупный издатель С.М. Пропер. С 1902 года «Огонек» стал самостоятельным,
самым дешевым и очень популярным журналом с тиражом в 120 тысяч
экземпляров, отставая по тиражу только от ежемесячной «Нивы». Примерно
одну треть журнала уже в те годы занимали фоторепортажи. В начале века
«Огонек» выходил на восьми страницах в 1/8 печатного листа. В
революционные годы (с 1918 по 1923) выпуск «Огонька», как и многих других
российских газет и журналов, прекратился. И хотя в начале двадцатых годов в
российской журналистике началось оживление, ни одно из новых изданий не
смогло заменить такой родной и знакомый «старорежимный» «Огонек» [16].
В 1923 году несколько московских журналистов, писателей и
издательских работников объединились вокруг Михаила Кольцова, одного из
самых ярких журналистов революционной эпохи. Кольцов говорил: «Мы
решили попробовать, удастся ли со старым названием поставить советский
журнал». Вся редакция помещалась в тесной комнате в одном из московских
переулков.
Журнал выходил на шероховатой бумаге,
с разной периодичностью от одной недели до десяти дней. Но уже в конце 1923 года
тираж «Огонька» составил 42 тысячи экземпляров, а уже в 1925 году достиг
полумиллиона. Тогда же сформировались основные принципы: хороший
литературный язык, сдобренный известной долей консервативного официоза,
ставка на иллюстративный ряд, на классический макет, на присутствие в
каждом номере обязательных элементов (довольно скоро таким элементом
стал кроссворд).
После того, как Кольцов был репрессирован в 1938 году, недолгое
время журналом руководил один из соавторов «12 стульев» Евгений Петров.
Редакторы менялись, а в начале 50х редактором журнала на несколько лет
стал знаменитый советский поэт Алексей Сурков. Именно при Алексее
Суркове окончательно оформились «фирменные» черты огоньковского стиля:
портрет знаменитого человека на обложке (космонавта, спортсмена, артиста,
передовика труда), рассказ и стихи в каждом номере, иногда детектив с
продолжением, фоторепортаж и яркие цветные слайды, имеющие
декоративный характер. Также появилась так называемая «вкладка», имевшая
в истории советской культуры уникальную функцию с помощью цветных
репродукций громадные массы людей знакомились с шедеврами мировой
культуры, с русской классикой и с официозной советской живописью. Так с
помощью «Огонька» очень активно и действенно формировались
эстетические вкусы поколений, «эстетика миллионов», с которой потом
пришлось сражаться в 60е годы советской интеллигенции, и которая была
одним из самых твердых базисных опор консервативного общества
брежневского периода[15;117].
Фактически это был журнал для консервативных обывателей, который в
середине 80х гг. переживал упадок. Тираж журнала не расходился, и его
продавали в киосках по сниженной цене. Но уже в конце 1987 г. «Огонек»
стал самым популярным из еженедельных журналов. Сам В. Коротич не особенно отличился здесь как писатель и публицист, но он сумел привлечь в
журнал много интересных и оригинальных авторов. С журналом начали
сотрудничать такие ученые, как Д.С. Лихачев, С.С. Аверинцев, И.В.
ПетряновСоколов.
Одной из центральных тем журнала стала судьба деятелей культуры,
пострадавших от репрессий и преследований властей. Мы могли узнать
благодаря «Огоньку» подробности трагической судьбы поэта Николая
Гумилева, но также и подробности разгрома журнала «Новый мир» в 1969
1970 гг. Мы смогли прочесть о судьбе и работах художника Роберта Фалька, о
подробностях травли Бориса Пастернака. Журнал публиковал не только
новые серии стихов Евгения Евтушенко, но и подборки стихов поэтов,
погибших в годы сталинских репрессий или вернувшихся домой, но после
долгих лет заключения и ссылки. Журнал рисовал поновому образы многих
деятелей революции А. Луначарского, А. Коллонтай, Ф. Раскольникова, В.
Чапаева, П. Дыбенко. «Огонек» первым опубликовал фрагмент из романа А.
Рыбакова «Дети Арбата».
В 1991 году главным редактором стал Лев Гущин. Ему предстояла
непростая задача реформировать «Огонек», приспособив его к рыночным
условиям. К концу 1994го года экономическая ситуация не позволяла
выжить на рынке печати такому дорогому, громоздкому и старомодному
культурному продукту. Последние преобразования в «Огоньке» в начале 1995
года наиболее приблизили его к стандартам западных иллюстрированных
изданий и объем, и информационная насыщенность, и использование
компьютерной графики сделали журнал совершенно другим, не похожим на
старый советский журнал.
В 1998 году главным редактором «Огонька» стал Владимир Чернов,
пришедший в журнал еще при Виталии Коротиче [16]. В октябре 2003 года пост главного редактора занял известный
российский журналист Виктор Лошак. В ноябре 2004 года Виктор Лошак
заявил о своем уходе после того, как владельцы журнала предложили новую
концепцию издания журнал для молодых и богатых. В. Лошак в тот момент
посчитал, что журнал «Огонёк» не может одномоментно стать подобным
журналом. По его мнению, «Огонёк» с его 105летней историей (на момент
обсуждения вопроса) нельзя было быстро и резко развернуть. И его как
главного редактора устраивал статус журнала как общественно
политического издания. Внутри журнала можно было сделать некие ходы,
однако радикальная революция на пользу старому бренду вряд ли пошла.
Известно, что часто бренд сам определяет рамки своей аудитории. И жизнь
полугодовая работа по новой идее показала, что данная новация была
ложной, что был сделан неверный шаг. Из «Огонька» хотели сделать еще один
глянцевый журнал о прекрасной жизни для прекрасных молодых людей.
После того, как «Огонёк» в новой концепции не пошел, владельцы
задумались о возможном выставлении на рынок его как бренда. Тут и
появились покупатели питерская компания «ТелекомИнвест», которая
ранее планировала выйти на рынок СМИ. После приобретения журнала
«Огонёк» она сделала В. Лошаку предложение о создании издательского дома
журнала «Огонек», которое показалось интересным редактору. Лично для
него это стало вызовом.
Виктор Лошак отметил, что «Огонек» больше не будет журналом для
молодых и богатых. Как пояснил Лошак, к этому выводу его привели
ожидания читателей и потребности рынка. «Нельзя не использовать то, что
«Огонек» является брендом, известным в каждой российской семье»,
добавил он. В дальнейшем журнал будет развиваться как общественно
информационное периодическое издание, он не будет насыщен политикой,
хотя какаято политическая картинка в нем будет. Это будет журнал о меняющемся человеке в меняющейся стране. В целом журналу будет
интересен человек, а потом уже государство и его проблемы. Каждый
материал в журнале будет чтивом, а читатель мог бы вместе с «Огоньком»
подумать и поспорить. Но в то же время, в журнале должна быть и какаято
развлекательная часть, потому что современная аудитория это не столько
читатели книг, сколько телезрители и поклонники Интернета. Поэтому
визуальный ряд журнала будет не менее важным, чем его содержательная
часть. При этом журнал займет либеральнопатриотическую позицию, то есть
это будет журнал либеральных взглядов людей, которые связывают свою
жизнь и жизнь своей семьи с Россией.
«Огонек» политическое печатное издание, имеющее свою историю, не
зная которую трудно понять специфику становления издания в целом.
Концепция и история журнала «Огонек»
Концепция и история журнала «Огонек»
Концепция и история журнала «Огонек»
Концепция и история журнала «Огонек»
Концепция и история журнала «Огонек»
Концепция и история журнала «Огонек»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.