СПЕЦИФИКА ПОНЯТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Оценка 4.7

СПЕЦИФИКА ПОНЯТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Оценка 4.7
Лекции
docx
русский язык +1
Взрослым
03.01.2018
СПЕЦИФИКА ПОНЯТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Каждый день мы вступаем во взаимодействие. Взаимодействие человека как личности с окружающим миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни, и, прежде всего в производственной деятельности. В этом и кроется актуальность данного исследования. Объект исследования – социальная психология. Предмет исследования – классификации межличностных отношений. Цель: рассмотреть понятие межличностных отношений и их возможные классификации.Научная работа.
меж.docx
СПЕЦИФИКА ПОНЯТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 1.1. Понятие межличностных отношений как психологической категории Общение – самое широкое по своему объему и содержанию понятие. Оно включает в себя всевозможные контакты, возникающие между людьми, независимо от их содержания и формы [8;69]. Межличностные   отношения —  более   узкое,   чем   общение,  понятие. Оно   включает   в   себя   только   такие   отношения   между   людьми,   которые описываются   в   психологических   терминах,   связаны   с   восприятием   и оценкой людьми друг друга как личностей и выражают их субъективное, эмоциональное отношение друг к другу [3;75]. Что касается общения, то оно может не иметь эмоциональной окрас­ ки (например, чисто деловое общение между собой двух или нескольких людей, которые не имеют особых личных взаимоотношений). Отличие общения от взаимодействия состоит в следующем. Общение необязательно включает в себя те или иные действия, предпринимаемые людьми   и   предназначенные   для   оказания   друг   на   друга   определенного воздействия   (например,   простой   обмен   информацией   или   какими­либо сведения между людьми). Взаимодействие, напротив, обязательно включает в   себя   определенные   действия,   предпринимаемые   одним   человеком относительно   другого   и   рассчитанные   на   оказание   определенного воздействия на него. Проблематика   межличностных   отношений   в   малой   группе   –   одна   из наиболее разработанных в социальной психологии. Существуют определенные концепции, характеризующие этот вопрос. А.В. Петровский предлагает концепцию межличностных отношений, в которой   данные   отношения   моделируются   в   форме   трехслойной   сферы: эмоциональные   отношения,  основанные   на   симпатиях   и   антипатиях   членов коллектива; ценности и нормы, принятые членами группы как второй слой; и глубинные   образования   малой   группы,   характеризующиеся   совместной деятельностью и общими целями. Н.Н.  Обозов   считает,  что   межличностные   отношения  –  это   взаимная готовность субъектов к определенному типу взаимодействия. Расширенное   понимание   системы   межличностных   отношений   мы находим у В.Б. Ольшанского, который включает в эту системы социально­ перцептивные   процессы   и   аттракцию,   и   процессы   взаимовлияния   людей   и ролевые   отношения.   В.Б.   Ольшанский   различает   в   межличностных отношениях инструментальные, функциональные отношения и экспрессивные, эмоциональные. Я.Л.   Коломинский   включает   в   систему   межличностных   отношений   в малой группе как личные, так и деловые, Т.Е. Конникова добавляет к этим двум   компонентам   еще   и   третий   –   выделяя   подсистему   гуманистических отношений.   При   этом   личностные   отношения   понимаются   здесь   как складывающиеся в группе стихийно, а гуманистические отражают результат взаимодействия первых двух компонентов системы[5;115]. Таким   образом,   межличностные   отношения   –   важный   компонент психологии групп, характеризующий их и оказывающий многогранное влияние на их деятельность и на входящих в них людей. На основе рассмотренных выше точек зрения дадим обобщенное определение понятию межличностных отношений. Межличностные   отношения   людей   –   это   субъективные   связи, возникающие   в   результате   их   фактического   взаимодействия   и сопровождаемые уже различными эмоциональными и другими переживаниями (симпатиями и антипатиями) индивидов, в них участвующих. Межличностные отношения возникают и складываются прежде всего на основе чувств, эмоционально­личностных отношений друг к другу. Различают две группы таких чувств:  конъюнктивные,   к   которым   относятся   чувства,   сближающие людей, объединяющие их; испытывающие их люди демонстрируют готовность к сотрудничеству и совместным действиям;  дизъюнктивные   чувства,   разъединяющие   людей,   вызывающие нежелание сотрудничать [2;162]. Поэтому   межличностные   отношения   представляют   собой   систему избирательных   связей,  устанавливающихся  между  людьми  в  форме  чувств, суждения и обращения друг к другу. Основой и механизмом  межличностных отношений является общение между   людьми.   Под   общением   понимается   взаимодействие   между отдельными   людьми,   осуществляемое   с   помощью   средств   речевого   и неречевого воздействия, в результате которого возникают психологический контакт и определенные отношения между участниками общения. Общение порождается потребностями человека как социального, разумного существа, как носителя сознания.  Именно общению принадлежит фундаментальная роль в возникновении, развитии и трансформации не только межличностных отношений, но и самого человеческого   общества.   Вне   общения   человеческое   общество   немыслимо. Общение выступает в нем как способ объединения как отдельных людей, так и  их   групп,   общностей.  Вместе   с   тем   оно   выступает   как   способ   развития самих этих индивидов. Общение одновременно есть реальность общественных отношений и реальность межличностных отношений. Подводя итог обзору вопроса межличностных отношений в психологии можно   отметить,   что   межличностные   отношения   имеют   классификации, рассматриваются   в   статике   и   динамике,   а   также   включают   в   себя   много вопросов,   получивших   самостоятельное   обширное   изучение   (например, вопросы межличностного восприятия, общения и др.) 1.2. Компоненты межличностных отношений В структуре взаимоотношений выделяют три компонента: когнитивный, эмоциональный, поведенческий. Когнитивный   компонент   межличностных   отношений   включает   в   себя все   психические   процессы:   ощущения,   восприятие,   представление,   память, мышление, воображение. Взаимодействующий с другими людьми человек с помощью   этих   процессов   познает   индивидуально­психологические особенности партнеров по совместной деятельности.  Под   влиянием   особенностей   взаимных   восприятий   складываются   и   Наиболее   существенными   и   взаимоотношения. взаимопонимание, характеристиками   взаимопонимания   являются   его   адекватность   и идентификация. Адекватность   взаимопонимания   представляет   собой   точность психического   отражения   одной   личностью   другой.   Идентификация   во взаимопонимании   представляет   собой   отождествление   индивидом   своей личности   с   личностью   другого   индивида.   Здесь   проявляется   механизм сравнения   явлений,   предметов   и   образов.   Как   целенаправленный   процесс идентификация   заканчивается   определением   сходства   или   различия   между двумя личностями в сознании каждого из них. Эмоциональный компонент взаимоотношений выражает положительные или   отрицательные   переживания,   возникающие   у   человека   под   влиянием индивидуально­психологических особенностей других людей. Это могут быть симпатии или антипатии, удовлетворенность собой, партнером, работой и т.д.  Эмоциональная   идентификация   проявляется   в   отождествлении   двух субъектов   друг   с   другом   и   сопровождается   симпатией   –   эмоциональным откликом   на   переживания   другого,   сопереживанием   и   сочувствием. Эмоциональный компонент выполняет основную регулирующую функцию при неофициальных взаимоотношениях. Ведущую роль в регулировании взаимоотношений играет поведенческий компонент.   Он   включает   невербальные   средства   общения   и   действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Александрова   Н.В.,   Эйдемиллер   Э.Г. Коммуникативная   компетентность   ­   эффективность   в   профессии   Тарабанова   В.А., (когнитивно­поведенческая   модель   социально­психологического тренинга менеджеров и врачей) // Журнал практического психолога. ­ 1999. ­ №7­8. 2. Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. ­ М.: Изд­во МГУ, 1991. ­ 150 с. 3. Батаршев А.В. Психология личности и общения. ­ М.: Владос, 2004. ­ 246 с. 4. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. ­ М.: Владос, 2008. ­ 325 с. 5. Горянина В.А. Психология общения: Учебное пособие. ­ М.: Академия, 2004. ­ 416 с. 6. Коноваленко   М.Ю.   Психология   общения:   Учебник   для   СПО   /   М.Ю. Коноваленко, В.А. Коноваленко. ­ Люберцы: Юрайт, 2016. ­ 468 c. 7. Ночевник М.Н. Человеческое общение. ­ М.: Политиздат, 1988. ­ 127 с. 8. Столяренко   Л.Д.   Психология   общения:   Учебник   /   Л.Д.   Столяренко, С.И. Самыгин. ­ Рн/Д: Феникс, 2013. ­ 317 c. 9. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения: Учебник для начального проф. образования / Г.М. Шеламова. ­ М.: ИЦ Академия, 2013. ­ 192 c. 10.Шипицына Л.М. Навыки общения. ­ СПб., 2001. ­ 246 с

СПЕЦИФИКА ПОНЯТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

СПЕЦИФИКА ПОНЯТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

СПЕЦИФИКА ПОНЯТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

СПЕЦИФИКА ПОНЯТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

СПЕЦИФИКА ПОНЯТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

СПЕЦИФИКА ПОНЯТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

СПЕЦИФИКА ПОНЯТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

СПЕЦИФИКА ПОНЯТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

СПЕЦИФИКА ПОНЯТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

СПЕЦИФИКА ПОНЯТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.01.2018