СПЕЦИФИКА ПОНЯТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

  • Лекции
  • docx
  • 04.01.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Каждый день мы вступаем во взаимодействие. Взаимодействие человека как личности с окружающим миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни, и, прежде всего в производственной деятельности. В этом и кроется актуальность данного исследования. Объект исследования – социальная психология. Предмет исследования – классификации межличностных отношений. Цель: рассмотреть понятие межличностных отношений и их возможные классификации.Научная работа.
Иконка файла материала меж.docx
СПЕЦИФИКА ПОНЯТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 1.1. Понятие межличностных отношений как психологической категории Общение – самое широкое по своему объему и содержанию понятие. Оно включает в себя всевозможные контакты, возникающие между людьми, независимо от их содержания и формы [8;69]. Межличностные   отношения —  более   узкое,   чем   общение,  понятие. Оно   включает   в   себя   только   такие   отношения   между   людьми,   которые описываются   в   психологических   терминах,   связаны   с   восприятием   и оценкой людьми друг друга как личностей и выражают их субъективное, эмоциональное отношение друг к другу [3;75]. Что касается общения, то оно может не иметь эмоциональной окрас­ ки (например, чисто деловое общение между собой двух или нескольких людей, которые не имеют особых личных взаимоотношений). Отличие общения от взаимодействия состоит в следующем. Общение необязательно включает в себя те или иные действия, предпринимаемые людьми   и   предназначенные   для   оказания   друг   на   друга   определенного воздействия   (например,   простой   обмен   информацией   или   какими­либо сведения между людьми). Взаимодействие, напротив, обязательно включает в   себя   определенные   действия,   предпринимаемые   одним   человеком относительно   другого   и   рассчитанные   на   оказание   определенного воздействия на него. Проблематика   межличностных   отношений   в   малой   группе   –   одна   из наиболее разработанных в социальной психологии. Существуют определенные концепции, характеризующие этот вопрос. А.В. Петровский предлагает концепцию межличностных отношений, в которой   данные   отношения   моделируются   в   форме   трехслойной   сферы: эмоциональные   отношения,  основанные   на   симпатиях   и   антипатиях   членов коллектива; ценности и нормы, принятые членами группы как второй слой; иглубинные   образования   малой   группы,   характеризующиеся   совместной деятельностью и общими целями. Н.Н.  Обозов   считает,  что   межличностные   отношения  –  это   взаимная готовность субъектов к определенному типу взаимодействия. Расширенное   понимание   системы   межличностных   отношений   мы находим у В.Б. Ольшанского, который включает в эту системы социально­ перцептивные   процессы   и   аттракцию,   и   процессы   взаимовлияния   людей   и ролевые   отношения.   В.Б.   Ольшанский   различает   в   межличностных отношениях инструментальные, функциональные отношения и экспрессивные, эмоциональные. Я.Л.   Коломинский   включает   в   систему   межличностных   отношений   в малой группе как личные, так и деловые, Т.Е. Конникова добавляет к этим двум   компонентам   еще   и   третий   –   выделяя   подсистему   гуманистических отношений.   При   этом   личностные   отношения   понимаются   здесь   как складывающиеся в группе стихийно, а гуманистические отражают результат взаимодействия первых двух компонентов системы[5;115]. Таким   образом,   межличностные   отношения   –   важный   компонент психологии групп, характеризующий их и оказывающий многогранное влияние на их деятельность и на входящих в них людей. На основе рассмотренных выше точек зрения дадим обобщенное определение понятию межличностных отношений. Межличностные   отношения   людей   –   это   субъективные   связи, возникающие   в   результате   их   фактического   взаимодействия   и сопровождаемые уже различными эмоциональными и другими переживаниями (симпатиями и антипатиями) индивидов, в них участвующих. Межличностные отношения возникают и складываются прежде всего на основе чувств, эмоционально­личностных отношений друг к другу. Различают две группы таких чувств: конъюнктивные,   к   которым   относятся   чувства,   сближающие людей, объединяющие их; испытывающие их люди демонстрируют готовность к сотрудничеству и совместным действиям;  дизъюнктивные   чувства,   разъединяющие   людей,   вызывающие нежелание сотрудничать [2;162]. Поэтому   межличностные   отношения   представляют   собой   систему избирательных   связей,  устанавливающихся  между  людьми  в  форме  чувств, суждения и обращения друг к другу. Основой и механизмом  межличностных отношений является общение между   людьми.   Под   общением   понимается   взаимодействие   между отдельными   людьми,   осуществляемое   с   помощью   средств   речевого   и неречевого воздействия, в результате которого возникают психологический контакт и определенные отношения между участниками общения. Общение порождается потребностями человека как социального, разумного существа, как носителя сознания.  Именно общению принадлежит фундаментальная роль в возникновении, развитии и трансформации не только межличностных отношений, но и самого человеческого   общества.   Вне   общения   человеческое   общество   немыслимо. Общение выступает в нем как способ объединения как отдельных людей, так и  их   групп,   общностей.  Вместе   с   тем   оно   выступает   как   способ   развития самих этих индивидов. Общение одновременно есть реальность общественных отношений и реальность межличностных отношений. Подводя итог обзору вопроса межличностных отношений в психологии можно   отметить,   что   межличностные   отношения   имеют   классификации, рассматриваются   в   статике   и   динамике,   а   также   включают   в   себя   много вопросов,   получивших   самостоятельное   обширное   изучение   (например, вопросы межличностного восприятия, общения и др.) 1.2. Компоненты межличностных отношений В структуре взаимоотношений выделяют три компонента: когнитивный, эмоциональный, поведенческий.Когнитивный   компонент   межличностных   отношений   включает   в   себя все   психические   процессы:   ощущения,   восприятие,   представление,   память, мышление, воображение. Взаимодействующий с другими людьми человек с помощью   этих   процессов   познает   индивидуально­психологические особенности партнеров по совместной деятельности.  Под   влиянием   особенностей   взаимных   восприятий   складываются   и   Наиболее   существенными   и   взаимоотношения. взаимопонимание, характеристиками   взаимопонимания   являются   его   адекватность   и идентификация. Адекватность   взаимопонимания   представляет   собой   точность психического   отражения   одной   личностью   другой.   Идентификация   во взаимопонимании   представляет   собой   отождествление   индивидом   своей личности   с   личностью   другого   индивида.   Здесь   проявляется   механизм сравнения   явлений,   предметов   и   образов.   Как   целенаправленный   процесс идентификация   заканчивается   определением   сходства   или   различия   между двумя личностями в сознании каждого из них. Эмоциональный компонент взаимоотношений выражает положительные или   отрицательные   переживания,   возникающие   у   человека   под   влиянием индивидуально­психологических особенностей других людей. Это могут быть симпатии или антипатии, удовлетворенность собой, партнером, работой и т.д.  Эмоциональная   идентификация   проявляется   в   отождествлении   двух субъектов   друг   с   другом   и   сопровождается   симпатией   –   эмоциональным откликом   на   переживания   другого,   сопереживанием   и   сочувствием. Эмоциональный компонент выполняет основную регулирующую функцию при неофициальных взаимоотношениях. Ведущую роль в регулировании взаимоотношений играет поведенческий компонент.   Он   включает   невербальные   средства   общения   и   действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1. Александрова   Н.В.,   Эйдемиллер   Э.Г. Коммуникативная   компетентность   ­   эффективность   в   профессии   Тарабанова   В.А., (когнитивно­поведенческая   модель   социально­психологического тренинга менеджеров и врачей) // Журнал практического психолога. ­ 1999. ­ №7­8. 2. Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. ­ М.: Изд­во МГУ, 1991. ­ 150 с. 3. Батаршев А.В. Психология личности и общения. ­ М.: Владос, 2004. ­ 246 с. 4. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. ­ М.: Владос, 2008. ­ 325 с. 5. Горянина В.А. Психология общения: Учебное пособие. ­ М.: Академия, 2004. ­ 416 с. 6. Коноваленко   М.Ю.   Психология   общения:   Учебник   для   СПО   /   М.Ю. Коноваленко, В.А. Коноваленко. ­ Люберцы: Юрайт, 2016. ­ 468 c. 7. Ночевник М.Н. Человеческое общение. ­ М.: Политиздат, 1988. ­ 127 с. 8. Столяренко   Л.Д.   Психология   общения:   Учебник   /   Л.Д.   Столяренко, С.И. Самыгин. ­ Рн/Д: Феникс, 2013. ­ 317 c. 9. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения: Учебник для начального проф. образования / Г.М. Шеламова. ­ М.: ИЦ Академия, 2013. ­ 192 c. 10.Шипицына Л.М. Навыки общения. ­ СПб., 2001. ­ 246 с