Концепция охраны и укрепления здоровья
1. Государственная политика в области охраны и укрепления здоровья.
2. Нормативные документы, регламентирующие профилактическую деятельность.
3. Концепция здоровья здоровых.
Государственная политика в области здравоохранения
Государственная политика в области здравоохранения направлена на создание таких условий для системы здравоохранения, которые позволяют осуществлять санитарное просвещение населения, профилактику заболеваний, обеспечивать оказание медицинской помощи гражданам, проводить научные исследования в области здравоохранения и подготовку медицинских и фармацевтических работников, поддерживать и развивать материально - техническую базу системы здравоохранения.
Государственная политика в области здравоохранения строится на принципах:
• поддержки мер по сохранению и укреплению здоровья населения;
• отнесения здоровья населения к факторам обеспечения национальной безопасности;
• соблюдения прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья населения и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
• ответственности органов государственной власти, юридических лиц и должностных лиц за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья населения;
• приоритетности финансирования системы здравоохранения; обеспечения гарантий предоставления гражданам медицинской помощи, соответствующей установленным стандартам качества медицинской помощи;
• обеспечения системы здравоохранения соответствующими финансовыми ресурсами; разграничения полномочий и предметов ведения в области здравоохранения между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления;
• соблюдения единства интересов граждан и государства в области здравоохранения; доступности медицинской помощи гражданам на территории всей Российской Федерации;
• реорганизации государственно - муниципального сектора путем передачи в государственно - муниципальный сектор ведомственных организаций здравоохранения;
• ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц за неисполнение законодательства Российской Федерации в области здравоохранения;
• экономической заинтересованности граждан и юридических лиц в сохранении и укреплении здоровья населения;
• социальной справедливости при реализации прав граждан в области здравоохранения;
• социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья; координации действий органов государственной власти и органов местного самоуправления в области здравоохранения;
• приоритетности мер по профилактике заболеваний, обеспечению санитарно - эпидемиологического благополучия населения, санитарному просвещению населения и пропаганде здорового образа жизни;
Тема 1.2. Концепция охраны и укрепления здоровья
1. Государственная политика в области охраны и укрепления здоровья.
2. Нормативные документы, регламентирующие профилактическую деятельность.
3. Концепция здоровья здоровых.
Государственная политика в области здравоохранения
Государственная политика в области здравоохранения направлена на создание таких
условий для системы здравоохранения, которые позволяют осуществлять санитарное
просвещение населения, профилактику заболеваний, обеспечивать оказание медицинской
помощи гражданам, проводить научные исследования в области здравоохранения и
подготовку медицинских и фармацевтических работников, поддерживать и развивать
материально техническую базу системы здравоохранения.
Государственная политика в области здравоохранения строится на принципах:
поддержки мер по сохранению и укреплению здоровья населения;
отнесения здоровья населения к факторам обеспечения национальной безопасности;
соблюдения прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья населения и
обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
ответственности органов государственной власти, юридических лиц и должностных
лиц за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья населения;
приоритетности финансирования системы здравоохранения; обеспечения гарантий
предоставления гражданам медицинской помощи, соответствующей установленным
стандартам качества медицинской помощи;
обеспечения системы здравоохранения соответствующими финансовыми ресурсами;
разграничения полномочий и предметов ведения в области здравоохранения между
Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного
самоуправления;
соблюдения единства интересов граждан и государства в области здравоохранения;
доступности медицинской помощи гражданам на территории всей Российской
Федерации;
реорганизации государственно муниципального сектора путем передачи в
муниципальный сектор ведомственных организаций
государственно
здравоохранения;
ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления и
должностных лиц за неисполнение законодательства Российской Федерации в области
здравоохранения;
экономической заинтересованности граждан и юридических лиц в сохранении и
укреплении здоровья населения;
социальной справедливости при реализации прав граждан в области здравоохранения;
социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья; координации действий
органов государственной власти и органов местного самоуправления в области
здравоохранения;
приоритетности мер по профилактике заболеваний, обеспечению санитарно
эпидемиологического благополучия населения, санитарному просвещению населенияи пропаганде здорового образа жизни;
преемственности действий медицинских работников на всех этапах оказания
медицинской помощи;
равных условий деятельности организаций здравоохранения, за исключением случаев,
установленных законодательством РоссийскойФедерации;
государственной поддержки научных исследований в области разработки новых
методов профилактики заболеваний, диагностики и лечения;
участия населения в решении вопросов сохранения и укрепления здоровья, а также
управления здравоохранением; развития международного сотрудничества в области
здравоохранения.
Государственная, муниципальная и частная системы здравоохранения, развитие
которых гарантируется Конституцией Российской Федерации, составляют единую
систему здравоохранения.
Организацию управления системой здравоохранения осуществляют органы
управления здравоохранением.
В системе здравоохранения Российской Федерации формируются государственно
муниципальный сектор здравоохранения и частный сектор здравоохранения.
К государственно муниципальному сектору относятся:
органы управления здравоохранением, Российская академия медицинских наук,
которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по
реализации государственной политики,
выполнению программ в области
здравоохранения и развитию медицинской науки;
организации здравоохранения государственной и муниципальной форм собственности,
подчиненные органам управления здравоохранением;
медицинские организации, создаваемые органами исполнительной власти Российской
Федерации помимо федерального органа исполнительной власти в области
здравоохранения, и органов исполнительной власти в области здравоохранения
субъектов Российской Федерации.
К частному сектору относятся организации здравоохранения частной формы
собственности, а также граждане, занимающиеся частной медицинской деятельностью.ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ, ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И
ВОЗМОЖНЫЕ МЕРЫ ИХ РЕШЕНИЯ
Правовая база системы охраны здоровья
В Конституции Российской Федерации (далее — Конституция) определено, что
здоровье людей в Российской Федерации охраняется (статья 7) и каждый имеет право на
охрану здоровья (статья 41), благоприятную окружающую среду и достоверность
информации о ней, возмещение ущерба, причиненного здоровью экологическим
правонарушением (статья 42), а также указано, что поощряется деятельность,
способствующая укреплению здоровья человека, развитию физкультуры и спорта,
экологии и санитарноэпидемиологическому благополучию, финансируются федеральные
программы охраны и укрепления здоровья населения (статья 41).
Охрану здоровья населения, вопросы обязательного медицинского страхования
Конституция относит к совместному ведению Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации.
Конституция закрепляет право граждан на медицинскую помощь, которая является
механизмом социальной защиты. Правовые режимы бесплатной медицинской помощи
гарантируются государством за счет средств бюджетов и обязательного медицинского
страхования, что свидетельствует об экономическом содержании правовой нормы
бесплатной медицинской помощи. Правовой режим платной для граждан медицинской
помощи является проявлением конституционных гарантий на медицинскую помощь и
свободное развитие.
Конституция определяет (статья 114), что Правительство обеспечивает проведение
в Российской Федерации единой государственной политики в области здравоохранения. С
этой целью принимаются меры по развитию государственной, муниципальной и частной
систем здравоохранения (статья 41).
Федеральным Конституционным Законом о Правительстве Российской Федерации
(статья 16) установлено, что Правительство Российской Федерации принимает меры по
реализации прав граждан на охрану здоровья,
обеспечению санитарно
эпидемиологического благополучия. При этом в Законе указано на развитие системы
бесплатного образования, обеспечение государственной поддержки фундаментальной
науки (статья 17), разработку и осуществление мер по развитию физической культуры,
спорта и туризма, а также санаторнокурортной сферы (статья 18). Это свидетельствует о
том, что данный Федеральный закон определяет здравоохранение как подсистему охраны
здоровья.
Федеральным законом "Основы законодательства об охране здоровья граждан" (в
дальнейшем — Основы) были дифференцированы понятия охрана здоровья и
здравоохранение: охрана здоровья (статья 1) рассматривается как система политических,
экономических, правовых, социальных, культурных, научных, медицинских, санитарно
гигиенических, противоэпидемических мер. Мерами по охране здоровья гражданобеспечивается общественное здоровье, т.е. здоровье населения всей страны и больших
групп людей, здравоохранение — обеспечивает индивидуальное здоровье.
Генеральной целью охраны здоровья в соответствии со статьей 8 Основ является
поддержание долголетней активной жизни, которое достигается сохранением и
укреплением физического и психического здоровья каждого человека, предоставлением
ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Неотъемлемое право на охрану
здоровья, обеспечиваются охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий
труда, быта и отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией
доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной
медикосоциальной помощи.
Актуальные вопросы организационной системы охраны здоровья
В настоящее время необходимо решать задачу формирования общей
государственной стратегии "Здоровье для всех" на основе единой структурированной
системы охраны здоровья населения,
создания государственной статистики
общественного здоровья и разработки механизмов взаимодействия системы охраны
здоровья с другими системами, равно как взаимосвязей с собственными подсистемами.
Необходимость и срочность ее принятия определяется ухудшением популяционного
и индивидуального (личного) здоровья населения, пониманием приоритета сохранения и
укрепления здоровья, потребностью в оптимизации затрат на здравоохранение и растущим
спросом на качественные медицинские услуги.
Приоритетом должно стать формирование системы охраны здоровья, а все ее
компоненты должны стать самостоятельными подсистемами. Система охраны здоровья,
сформированная структурно, должна определяться показателями, характеризующими
каждую ее составляющую. В этом случае появится реальная возможность оценивать
влияние на здоровье населения всех включенных в систему компонентов, в том числе и
здравоохранения.
В настоящее время наименее разработаны показатели, позволяющие оценить влияние
на здоровье факторов социальноэкономического благополучия, здорового образа жизни,
влияния экологии. Это может быть достигнуто в рамках социальногигиенического
мониторинга, реализуемого в соответствии с положением, утвержденным Правительством
Российской Федерации.
В основу формирования систем охраны здоровья и здравоохранения должны быть
заложены принципы государственной ответственности за здоровье граждан и
ответственности граждан за свое здоровье.
Вместе с тем за последние несколько лет Россия регрессировала по основным
показателям здоровья населения: уровню смертности и средней продолжительности
жизни, заболеваемости и инвалидности населения, в том числе в связи с проблемами в
системе здравоохранения.
В настоящее время необходима модернизация и повышение эффективности
здравоохранения исходя из главного приоритета — сохранение и укрепление здоровья
человека. В этой связи возрастает значимость системы здравоохранения как важного
компонента обеспечения здоровья населения.
Здравоохранение как социальный институт, воздействуя на формирование и
эффективное использование человеческого капитала, может выступать в качестве
социальной предпосылки экономического роста,
фактора обеспечения
конкурентоспособной экономики страны на мировом рынке.Задача удвоения ВВП требует ответа на ряд вопросов. Например, какой уровень
здоровья граждан России обеспечит этот прирост и какой вклад здравоохранения и
других составляющих системы охраны здоровья (политической стабильности, уровня
доходов населения, состояния окружающей среды, качества питания, транспортной и
экономической доступности медицинской помощи) необходим для этого.
К основным проблемам системы здравоохранения следует отнести следующее:
— конституционные гарантии бесплатной медицинской помощи носят
декларативный характер и не сбалансированы с финансовыми ресурсами, а права граждан
на ее получение четко не определены. По данным ВОЗ Россия находится в предпоследней
пятерке из 196 стран по реализации такой цели здравоохранения как "справедливое
финансирование". На практике это означает снижение доступности медицинской помощи
определенного качества для основной части населения. В результате человек, имеющий
низкие доходы, не может получить необходимую ему, по состоянию здоровья,
медицинскую помощь. Как следствие, нарастает платность при получении медицинской
помощи, в том числе в теневых формах;
— управление ресурсами здравоохранения осуществляется неэффективно,
используемая бюджетносметная модель финансирования консервирует избыточную сеть
медицинских учреждений.
Направление дополнительных средств в здравоохранение в связи с
неэффективностью ее организационнофинансовых механизмов не изменит ситуацию.
Имеются диспропорции между видами и уровнями медицинской помощи —
приоритет отдается дорогостоящим стационарным методам лечения. Изза отсутствия
финансовых стимулов эффективного хозяйствования страдает качество предоставляемой
медицинской помощи при возрастающих издержках. Федеральный центр не выполняет в
должной мере регулирующий функции по выравниванию условий предоставления
медицинской помощи:
— страховые принципы финансирования здравоохранения не получили должной
реализации. Системы обязательного страхования рисков, связанные со здоровьем граждан,
страхование на случай болезни, от несчастных случаев на производстве и
профзаболеваний, по временной нетрудоспособности в связи с болезнью и другие
разобщены;
— обязательное медицинское страхование не ввело страховые механизмы,
способствующие развитию конкуренции и не включило в оборот здравоохранения
необходимого объема финансовых ресурсов, не стало механизмом их эффективного
расходования;
— работники здравоохранения относятся к одной из самых мало оплачиваемых
категорий. Система и уровень оплаты труда не мотивируют их к качественной и
результативной работе;
— отмечается увеличение стоимости новых медицинских технологий и рост затрат
на здравоохранение, что обостряет проблему экономической эффективности
использования ресурсов;
— происходит усиление импортозависимости по лекарственным средствам и
медицинской технике и оборудованию;
— отсутствие системообразующих законов, регулирующих сферу здравоохранения,
не позволило сформировать единство этого социального института, а переход к
частноправовому регулированию данных отношений привел к ослаблению управляющейфункции государства, не сформированы и рыночные отношения между субъектами
системы здравоохранения;
— существующая многоканальность финансирования и различный правовой режим
расходования финансовых средств бюджетов всех уровней, обязательного и
добровольного медицинского страхования, платных услуг, является одной из причин их
неэффективного расходования;
— наблюдается потеря системности и управляемости отраслью при сохранившихся
органах управления всех уровней;
— отмечается нечеткость разделения компетенции Российской Федерации, ее
субъектов и органов местного самоуправления. Процесс делегирования полномочий для
здравоохранения прошел в двух направлениях: по вертикали по разделению компетенции
— государственное и муниципальное здравоохранение, что можно рассматривать как
децентрализованный вариант реализации прав и гарантий граждан, а также частное, и по
горизонтали по разделению функций — общественное, ведомственное. При этом между
подсистемами, нет четких границ, недостаточно конкретно содержание их деятельности и
критерии оценки результатов;
— противоречивость статуса медицинских учреждений. Конституция определила,
что государственные и муниципальные медицинские учреждения оказывают бесплатную
для граждан медицинскую помощь, а нормы Гражданского Кодекса Российской
Федерации определяют, что учреждением признается организация, созданная
собственником для осуществления управленческих, социальнокультурных или иных
функций некоммерческого характера и финансируется им полностью или частично.
При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по
обязательствам учреждения несет собственник имущества. В реальной жизни учреждение
вынуждено самостоятельно зарабатывать недостающие денежные средства для
обеспечения своей деятельности за счет оказания платных услуг. В результате в
здравоохранении в одном ряду на основе государственной и муниципальной
собственности одновременно реализуются и государственные, и рыночные отношения.
Формирующиеся рыночные отношения на основе различных видов собственности
изменили здравоохранение как социальный институт, в котором остались прежние
принципы финансирования сети учреждений при снижении относительных показателей их
обеспеченности финансовыми ресурсами. При этом государственные и муниципальные
учреждения здравоохранения вынуждены приобретать материальнотехнические ресурсы
по рыночным ценам. Возник дисбаланс доходов и расходов учреждений.
До настоящего времени развитие здравоохранения в нашей стране не приобрело
характер зависимости от потребностей граждан, как потребителей медицинской помощи.
Человек не стал центральной фигурой при формировании правоотношений на получение
медицинской помощи, Потребности человека, государства, направленные на обеспечение
необходимого уровня здоровья, не стали основой формирования организационно
экономической модели здравоохранения.КОНЦЕПЦИЯ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ЗДОРОВЫХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КОНЦЕПЦИИ
Под охраной здоровья здорового человека в настоящей Концепции понимается
совокупность мер политического, духовного, экономического, правового, социального,
культурного,
санитарноэпидемического характера,
направленных на оптимизацию условий для формирования, активного сохранения,
восстановления и укрепления здоровья, обеспечивающих снижение заболеваемости и
увеличение популяции здоровых и практически здоровых людей.
медицинского,
научного,
Адаптация — активный процесс приспособления к окружающей среде,
направленный на формирование и сохранение возможного оптимального баланса между
субъектом, его внутренним состоянием и окружающей его внешней средой.
Восстановительная медицина
это система знаний и практической
деятельности, целенаправленных на восстановление функциональных резервов человека,
повышение уровня его здоровья и качества жизни, сниженных в результате
неблагоприятного воздействия факторов среды и деятельности или в результате болезни
(на этапе выздоровления или ремиссии), путем применения, преимущественно,
немедикаментозных методов.
Гигиеническое воспитание и обучение система образования, включающая в себя
комплексную просветительную,
обучающую и воспитательную деятельность,
направленную на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на
формирование культуры здоровья, закрепление гигиенических навыков, создание
мотивации для ведения здорового образа жизни, как отдельных людей, так и общества в
целом.
Д е задаптация – это состояние, переходное между здоровьем и болезнью, или
даже сама болезнь в её скрытой (или явной, но непознанной) форме. Дезадаптация
возникает в основном тогда, когда сумма платы за адаптированность к тому или иному
экстремальному воздействию выходит за пределы биосоциального бюджета организма.
Здоровый образ жизни категория общего понятия "образ жизни", включающая в
себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры и
гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, предупреждать
развитие его нарушений и поддерживать оптимальное качество жизни.Здоровье как высшая социальноэкономическая ценность – это не только
отсутствие болезней, но и благополучие граждан в гармонии с окружающей их
физической, социальной, экономической и культурной средой.
Здоровье индивида – это динамическое состояние (процесс) сохранения и развития
его биологических,
физиологических и психических функций оптимальной
трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности
активной жизни.
Здоровье популяции
– процесс социальноисторического развития
психосоциальной и биологической жизнеспособности населения, проживающего на
определенной территории в ряде поколений, повышение его трудоспособности и
производительности коллективного труда, роста экономического доминирования,
совершенствование вида Homo sapiens. Мотивация к формированию потребности в
здоровье — побуждение индивидуумов к действиям, направленным на укрепление,
сохранение и восстановление здоровья, профилактику заболеваний и других нарушений
здоровья.
Качество жизни
категория, включающая в себя сочетание условий
жизнеобеспечения и состояния здоровья, позволяющих достичь физического,
психического и социального благополучия и самореализации.
Концепция системе взглядов, определяющий замысел, ведущая мысль какого
либо произведения, научного труда, проекта и т.д.
Медицина труда
комплексная наука, изучающая состояние здоровья
работающего человека и производственных коллективов с целью управления им.
Включает оценку состояния здоровья и причин его формирования; выявление влияния
факторов производственной среды и трудового процесса на здоровье, работоспособность;
разработку и применение оздоровительных мер, диагностики и лечения заболеваний,
связанных с трудовой деятельностью; методов реабилитации, рационального
трудоустройства; научное обоснование и практическое применение системы
профилактических мероприятий: гигиенических,
медицинских,
социальных.
эргономических,
Медицинская реабилитация
это раздел восстановительной медицины,
направленный на восстановительное лечение и вторичную профилактику заболеваний,
увеличение функциональных резервов, компенсацию нарушенных функций и возвращение
дееспособности.
Общественное здравоохранение система научных и практических мер и
обеспечивающих их структур медицинского и немедицинского характера, деятельность,
которой направлена на реализацию концепции охраны и укрепления здоровья населения,
профилактику заболеваний и травм, увеличение продолжительности активной жизни и
трудоспособности посредством объединения усилий общества. Относится к системе
охраны здоровья и, как и здравоохранение, рассматривается как система
жизнеобеспечения населения.
Оздоровление раздел восстановительной медицины, направленный на повышение
функциональных резервов и адаптивных возможностей человека, предупреждение
заболеваний и улучшение качества жизни у лиц, ослабленных в результате действия
неблагоприятных факторов среды и деятельности или имеющих функциональные
преморбидные расстройства здоровья.Профилактика заболеваний — система мер медицинского и немедицинского
характера, направленная на предупреждение, снижение риска развития отклонений в
состоянии здоровья и заболеваний, предотвращение или замедление их прогрессирования,
уменьшение их неблагоприятных последствий.
Реабилитация восстановление или компенсация нарушенных функций и
трудоспособности человека, достигаемых применением государственных и общественных
медицинских, профессиональных и социальных мероприятий.
Социальногигиенический мониторинг государственная система наблюдения,
анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а
также определения причинноследственных связей между состоянием здоровья населения
и воздействием факторов среды обитания человека.
Укрепление здоровья — процесс, позволяющий людям повысить контроль за
своим здоровьем, а также улучшить его. Лежит в основе разработки и формирования
политики и стратегии государства и общества, направленной на улучшение состояния
здоровья населения и повышение качества жизни
Функциональные резервы регуляторные возможности человека по поддержанию
жизнедеятельности и адаптивных свойств саморегулируемых систем организма.
2. ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ
КОНЦЕПЦИИ
Анализ состояния проблемы охраны здоровья здоровых в Российской Федерации
доказывает ее безусловную актуальность как фактора национальной безопасности и
стратегической цели отечественного здравоохранения. Данная проблема возникла в
результате критически низкого уровня состояния популяционного здоровья и особенно
усилилась в связи с разразившимся демографическим кризисом, наряду с
прогрессирующей нехваткой сил и средств для обеспечения необходимого объема и
качества медицинской помощи все более возрастающему потоку больных людей.
Ожидание высокой эффективности реализации Концепции охраны здоровья
здоровых в Российской Федерации основано на международном опыте внедрения
профилактических программ и разработок, экономический эффект которых по данным
ВОЗ достигает соотношения 1:8.
Экономическая целесообразность внедрения концепции определяется также
методологией оздоровительный мероприятий, основанной на преимущественном
применении немедикаментозных технологий и ограничении приема лекарств, высокие
цены на которые делают их малодоступными для большей части населения.
Потребность в разработке данной концепции вызвана также низким уровнем
развития культуры здоровья у населения и сохраняющимся в обществе
потребительским отношением к здоровью. Нет личной ответственности в части его
сохранения и укрепления, у каждого конкретного индивида, низки гигиенические
навыки. Остается высоким уровень загрязнения окружающей природной среды.
Медленно улучшается санитарное состояние городов и населенных пунктов, их
благоустройство.
Неудовлетворительно выполняются мероприятия, направленные на охрану
здоровья работающих граждан. Не налажено полноценное обеспечение населениядоброкачественными пищевыми продуктами и питьевой водой.
В последние 2530 лет прогрессируют социально зависимые и профессионально
обусловленные дефекты здоровья населения (дезадаптивные синдромы, социально
экологическое утомление и переутомление, стрессогенные заболевания).
Недостаточное внимание уделяется развитию системы общественного
здравоохранения, физической культуры и спорта, образованию в области
формирования культуры здоровья.
Идея создания массовой национальной системы оздоровления с выходом на
индивидуальное самосознание, на образ жизни, на оперативный контроль за резервами
здоровья, на формирование экономической ценности здоровья, на систему
самооздоровления и эффективного применения здоровьесберегающих технологий
находится вне фокуса государственной политической доминанты.
Таким образом, потребность в разработке концепции охраны здоровья здоровых
в Российской Федерации определяется следующими основными обстоятельствами:
необходимостью создания основ устойчивого экономического и духовного
развития России, обеспечения высокого качества жизни народа, укрепления и
развития генофонда нации;
необходимостью обеспечения здоровой, активной и творческой жизни
населения как основной задачи государственной социальной политики;
признанием роли здоровья населения как стратегического потенциала,
фактора национальной безопасности, стабильности и благополучия общества;
необходимостью ориентации на здоровье как социальное свойство личности,
обеспечивающее в условиях рыночной экономики конкурентоспособность,
благополучие семьи, профессиональное долголетие, обеспеченную старость;
приданием здоровью полисистемного свойства, включающего: человека
развивающегося, как источника интеллектуальных ресурсов нации; экономику как
структуру реализации благополучия нации; экологию как совокупность необходимых
физических и химических условий окружающей среды; социальную политику как
механизм регуляции приоритетов охраны здоровья здорового человека.
необходимостью формирования культуры здоровья, раскрытия механизмов
сохранения, формирования и укрепления здоровья в процессе индивидуального
развития и реализации потенциала человека с учетом генетических, физиологических,
психологических, интеллектуальных, генеративных функций.
Охрана и укрепление здоровья здоровых проводится в отношении граждан
Российской Федерации, как абсолютно здоровых людей (57%), так и имеющих 12
заболевания в состоянии стойкой ремиссии (5570%). Из числа последних наиболее
многочисленна часть населения, имеющая дезадаптационные явления, состояние
хронической усталости, явления утомления и переутомления, снижение умственной и
физической работоспособности. Названные состояния при продолжающемся воздействии
физических и социальных факторов с высокой вероятностью приводят к обострению
основного заболевания, развитию сопутствующих.
Настоящая Концепция определяет средне и долгосрочную национальную
политику развития здравоохранения в области доказательной, превентивной
медицины на основе отечественного и международного опыта.
Данная концепция рассматривается как составная часть Концепции охраны
здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 г., расширяет ее иконкретизирует в отношении системы охраны и укрепления здоровья здоровых людей.
Следует отметить, что в Российской Федерации уже принят ряд законодательных
актов и программных документов в области охраны здоровья населения. К ним, в
частности, относятся:
“Основы законодательства Российской Федерации по охране здоровья граждан”,
определившие профилактическую деятельность одним из основных направлений
здравоохранения;
Федеральный закон "О санитарноэпидемиологическом благополучии населения",
ряд статей которого определяет, что гигиеническое воспитание и обучение граждан,
направленные на повышение их санитарной культуры, профилактику заболеваний и
распространение знаний о здоровом образе жизни, являются обязательными,
Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и Концепция
государственной политики в области здорового питания до 2005 года, направленные
на улучшение качества и структуры питания как одного из основных факторов,
определяющих здоровье населения;
Федеральный закон "О предупреждении распространения в Российской Федерации
заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧинфекции)".
Федеральный закон “О физической культуре и спорте в Российской Федерации” и
Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на
период до 2005 г., в которых физическая культура и спорт рассматриваются как
одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания
высокой работоспособности человека.
Федеральный закон "Об ограничении курения табака", определивший правовые
основы ограничения курения табака в целях снижения заболеваемости населения.
Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской
Федерации, в которой изложены основные принципы развития здравоохранения,
направленные на улучшение качества диагностики заболеваний, лечения больных.
Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 г.,
определившая необходимость реализации первоочередных мер, направленных на
изменение образа жизни людей, формирование у них приоритетного отношения к
проблеме здоровья ориентированного на минимизацию факторов, негативно
влияющих на здоровье.
Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015
г., определившая приоритеты в области укрепления здоровья и увеличения
ожидаемой продолжительности жизни, в области стимулирования рождаемости и
укрепления семьи, в области миграции и расселения.
Постановление Правительства Российской Федерации “Об утверждении Положения
о социальногигиеническом мониторинг”, направленного на определения причинно
следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием
факторов среды обитания человека и совершенствование информационной системы
в сфере охраны здоровья населения.
Выполняется ряд федеральных целевых программ: "Дети России" (включающая 10
подпрограмм в том числе "Безопасное материнство", "Детиинвалиды"), "Молодежь
России", "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (20022005
годы)", "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их
незаконному обороту", "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в РоссийскойФедерации".
Настоящая Концепция концентрирует и развивает указанные направления
деятельности по охране и укреплению здоровья здорового населения, определяет
основные направления развития экспрессдиагностики уровней здоровья, пути сохранения
и увеличения функциональных резервов человека, принципы создания индивидуальных и
популяционных систем оздоровительных технологий.
Концепция является основой для разра6отки комплекса мероприятий в области
охраны и укрепления здоровья здорового населения, предусматривающих объединение
усилий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федераций, органов местного самоуправления, организаций и
самих граждан.
3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ
Целью Концепции охраны здоровья здорового человека в Российской Федерации
(далее именуется Концепция) является создание системы формирования, активного
сохранения, восстановления и укрепления здоровья людей, реализации потенциала
здоровья для ведения активной производственной, социальной и личной жизни
направленных на снижение преждевременной смертности, заболеваемости, инвалидизации
населения, увеличение средней продолжительности и качества жизни, улучшение
демографической ситуации в стране.
Основными задачами Концепции являются:
разработка перспективных и увеличение объема существующих оздоровительных
мероприятий по укреплению здоровья и профилактике заболеваний;
укрепление, сохранение здоровья, сокращение сроков восстановления здоровья
(сниженных функциональных резервов) путем внедрения в практику здравоохранения
современных методов экспресс диагностики и комплексных оздоровительных технологий
с использованием всего арсенала немедикаментозных средств;
развитие и сохранение трудового потенциала страны, реализация человеком своих
здоровья,
формирование и сохранение профессионального
способностей,
профессионального долголетия;
увеличение продолжительности жизни населения за счет поддержания резервов
здоровья и здоровьесберегающих технологий, путем сокращения заболеваемости и
травматизма, предупреждения преждевременной и предотвратимой смертности, в первую
очередь, в трудоспособных и детских возрастах;
определение способностей, индивидуальности, формирование личности человека,
мотивации к труду и здоровому образу жизни, уверенности в своем здоровье для
достижения высоких результатов;
обеспечение межведомственного и многоуровневого подходов в вопросах
повышения качества жизни, улучшения условий труда, быта и отдыха населения,
формирования здорового образа жизни.
4. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
В целях успешной реализации Концепции необходимо руководствоваться
следующими принципами:
доступность мероприятий по экспресс оценке состояния здоровья и
оздоровлению населения вне зависимости от социального статуса граждан, уровня ихдоходов и места жительства;
приоритет оздоровительных и профилактических мер в области общественного
здравоохранения;
непрерывность оздоровительных мероприятий в течение всей жизни человека;
ответственность человека за свое здоровье и здоровье своих близких;
реализация внутренней гармонии физического, психического, духовного
состояния человека, а также гармонии с экологической и социальной средой;
направленность на количественную оценку резервных возможностей организма и
их коррекцию для реализации человеком потенциала здоровья;
консолидация действий органов исполнительной власти всех уровней, организаций
и граждан по формированию и реализации комплексных программ охраны здоровья
здорового человека;
многоуровневый подход к организации оздоровительных и профилактических
мероприятий с учетом как общих потребностей населения страны в целом, так и
специфических особенностей населения различных регионов, отдельных социальных,
профессиональных и возрастных групп;
единство всей системы охраны здоровья независимо от территориальных и
ведомственных разграничений;
единство медикопрофилактической, оздоровительной и экономической
эффективности системы охраны и укрепления здоровья здоровых.
5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ
ЗДОРОВОГО ЧЕЛОВЕКА
Политика в области охраны здоровья здорового человека предусматривает право
человека на здоровье, системное развитие здравоохранения, развитие межотраслевого
сотрудничества в формировании и реализации потенциала здоровья человека.
Ключевой проблемой для всех направлений охраны здоровья является
формирование культуры здоровья, повышение престижности здоровья, самосознание
ценности здоровья как фактора жизнестойкости, активного долголетия.
Наиболее приоритетным направлением является повышение уровня
психофизического состояния здоровья, поддержание оптимальной работоспособности,
качества жизни населения и достижения индивидуумом генетически детерминированной
продолжительности жизни, обеспечивающего в конечном итоге:
потребность к более здоровому образу жизни;
культурный, социальный и экономический мотив к сохранению и укреплению
здоровья;
высокий профессионализм работающих;
социальную доминанту рыночного взаимодействия граждан с работодателями,
страховыми компаниями и государственными структурами.
Приоритетными направлениями реализации Концепции в области политики
являются:
создание всеми доступными информационными,
административными,
финансовыми,
правовыми средствами социальнонравственной доминанты в
индивидуальном, коллективном сознании на ценность здоровья как национальную черту,
как на личную ответственность перед собой, семьей и государством. Объектом
воздействия является индивидуальное сознание, особенности ведущих черт личности,моральные ценности, групповые пристрастия, здоровые мотивы и потребности,
родительская любовь, стремление к самодостаточности, здоровый эгоцентризм, традиции,
обычаи, ритуалы, привычки, патриотический менталитет в образе жизни цивилизованной
страны;
поддержание творческой и трудовой активности как нормативной силы общества;
организация культуры образа жизни для воспроизводства здоровья;
поддержание социального статуса семьи как источника сохранения генофонда;
приоритетность в сохранении профессионализма как результат здоровья;
создание программ “социальное здоровье нации” путем приоритетов страховой,
налоговой политики, экономического регулирования финансового обеспечения
образования, медицины, культуры.
В области экономики:
придание здоровью ценности человека в достижении экономических целей,
поставленных работодателями. Здоровый человек как экономическая единица это
высокая работоспособность, психическая выносливость, социальная устремленность к
исполнению профессиональных обязанностей. Здоровье это природная база
профессионального долголетия, которая напрямую зависит от соответствия культуры
образа жизни требованиям профессии, от уровня научнообоснованных норм труда,
поддерживающих психофизиологический потенциал и способности к конкретному виду
труда.
Основное содержание экономической политики работодатель и наемный рабочий в
равной степени несут ответственность за здоровье, только работодатель больше за
общественное здоровье, а наемный рабочий за индивидуальное.
В области восстановительной и профилактической медицины: Субъектом
становится преимущественно не больной, а здоровый человек. С правовой точки зрения
здоровье становится ключевым элементом производственной деятельности. В условиях
рыночной экономики восстановительная и профилактическая медицина приобретает
статус производственной отрасли, т.е. ее функция воспроизводство трудового ресурса
нации, развития здоровья, профессионального долголетия, безопасности труда,
уменьшения потока больных. Здоровьецентристская философия законодательно
закрепляет обязательство работодателей всех экономических укладов удовлетворять
претензии работника на право быть здоровым и работоспособным, на право того медико
санитарного, гигиенического, эргономического регламента и условий труда, которые
способствуют укреплению и охране его здоровья. В случае снижения функциональных
резервов приоритетными становятся: ранняя диагностика текущего состояния и уровней
здоровья, комплексное и эффективное оздоровление и полное восстановление
трудоспособности человека.
Концепция направлена на все слои населения и включает следующие
приоритеты:
Обеспечение здоровья детей. Обеспечение здоровья всех новорожденных, детей
младшего и школьного возраста, что обеспечит им более здоровое начало жизни.
Риск развития врожденных аномалий у детей на четверть обусловлены
генетическими отклонениями и условиями среды, важным фактором становится
злоупотребление матери алкоголем и наркотиками. Основными причинами смерти
детей первого года жизни являются отдельные состояния, возникающие в
перинатальном периоде и врождённые аномалии. Среди детей старше 1 года –болезни органов дыхания, в т.ч. пневмонии, внешние причины. Смерть от внешних
причин во многом зависит от социального статуса семьи, образа жизни родителей.
Кроме того, от образа жизни зависит потенциальная опасность ВИЧинфицирования
и наркотической зависимости новорождённого.
Здоровье молодежи. Молодежь должна быть более здоровой и лучше
подготовлена к тому, чтобы выполнять свои обязанности в обществе. Необходимо
учитывать, что в подростковом возрасте закладывается отношение к питанию,
физкультуре, курению, формируется образ жизни, сексуальное поведение и
одновременно проявляются факторы риска хронических заболеваний старшего
возраста. Резко изменяется структура угроз здоровью, включающих алкоголь и
наркотики, правонарушения, групповое насилие и нежелательную беременность.
Особого внимания заслуживает репродуктивное здоровье женщин и качество
потомства, для достижения которого наиболее значимо: грамотное планирование
семьи, включая предотвращение нежелательной беременности, обеспечение
безопасного материнства, профилактика детской инвалидности.
Укрепление здоровья работоспособного населения. Значительное и устойчивое
сокращение числа травм, случаев инвалидности и смерти в результате несчастных
случаев и актов насилия, отравлений и травм, основных неинфекционных
заболеваний (болезни системы кровообращения, болезни органов дыхания, болезни
органов пищеварения). Именно в этом возрасте разница в смертности российского
населения и населения развитых стран максимальна.
Сохранение здоровья в пожилом возрасте. Люди в возрасте старше 60 лет должны
иметь возможность полностью реализовать имеющийся у них потенциал в
отношении собственного здоровья и выполнять активную социальную роль в
обществе. Для пожилых людей особую значимость представляет увеличение сроков
жизни, свободной от инвалидности, в таком состоянии здоровья, которое позволяет
сохранять независимость, самоуважение и свое место в обществе.
Важным направлением в реализации Концепции является совершенствование
законодательства Российской Федерации. Законодательного обеспечения требует
финансовая политика, способствующая развитию программ укрепления здоровья и
профилактики заболеваний.
Законодательством должно также предусматриваться создание благоприятных
экономических условий для организаций, реализующих программы укрепления здоровья и
профилактики заболеваний среди работников, а также для инвесторов, направляющих
свои средства на улучшение социальных условий и состояния окружающей среды,
способствующих здоровому образу жизни.
Назрела необходимость принятия решений о проведении структурных и
организационных, преобразований в системе здравоохранения с целью проведения
предупредительных мероприятий, направленных на охрану здоровья населения и
профилактику заболеваний. В этой связи приоритетным направлением реализации
концепции является создание соответствующей службы в системе здравоохранении,
включая все необходимые её составляющие: структуру профильных организаций и
подразделений, табель оснащения, ресурсные обеспечения, подготовку кадров, порядок
финансирования, взаимодействия со страховыми компаниями, преемственность с другими
службами и организациями. Основным социальным механизмом, обеспечивающим успех
охраны здоровья является нормативноправовая база в области охраны здоровья.Созидательная суть законов, норм, прав регламентирующих, охрану здоровья работающих
граждан, основывается на принципах медицины труда и сводится к формированию у
работодателя отношения к здоровью работника как экономическому механизму
повышения результативности и качества труда, снижению затрат на лечение и штрафы за
нарушение стандартов охраны здоровья, которые должны предусматривать:
стандарты к профессиональному здоровью работника (в первую очередь, для
профессий с особо вредными условиями, для опасных профессий);
стандарты, нормативы к условиям труда, средствам труда, среде обитания,
регулирующие взаимоотношения наемного работника с работодателями;
закон, определяющий правовые взаимодействия работодателя для любого вида
собственности и работника в случае утраты здоровья, полученного увечья, болезни,
в том числе экологически обусловленной;
отбор лиц, работающих во вредных и опасных профессиях, нормативный уровень их
обеспечения техническими средствами защиты, жизнеобеспечения, спасения.
6. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
Реализация стратегии охраны здоровья здорового человека может быть достигнута
путем:
создания здоровой и безопасной экологической среды дома и на работе;
обеспечения более здорового образа жизни;
уменьшения ущерба, причиняемого употреблением алкоголя, табакокурением,
вызывающими зависимость средствами;
создания методологии формирования установки населения на здоровье как высшую
ценность;
разработки и внедрения системы самооценки уровня здоровья и самооздоровления
человека;
определение и использование психофизиологических,
интеллектуальных
возможностей человека выбранной профессии, требованиям которые предъявляют
условия и характер труда;
формирования сети Центров здоровья, кабинетов оздоровления в лечебно
профилактических, в том числе в Центрах, отделениях, кабинетах медицинской
профилактики и санаторнокурортных учреждениях, в учебных заведениях, на
предприятиях;
совершенствования информационной системы,
обеспечивающей население
современными знаниями в вопросах охраны репродуктивного здоровья,
сексуального и репродуктивного поведения, использования современных средств
контрацепции;
внедрения современной системы подготовки детей, подростков и молодежи к
семейной жизни, нравственного воспитания, консультирование по вопросам
профилактики заболеваний, передаваемых половым путем, формирование
сексуальной культуры в обществе в единой системе санитарногигиенического
воспитания населения;
создания условий для духовнонравственного воспитания, интеллектуального,
творческого и физического развития молодежи, реализации ее научнотехнического
и творческого потенциала;
формирования у молодежи активной жизненной позиции, реализация программсодействия социальной адаптации и повышения конкурентоспособности молодежи
на рынке труда, занятости и профориентации;
проведения добровольной массовой аппаратурной скринингдиагностики для
определения уровня здоровья, оценки функциональных резервов, выявления
скрытой патологии в учебных заведениях, на производстве, турбазах, пансионатах,
домах отдыха, санаториях, в местах массового отдыха населения;
разработки учебнообразовательных программ о здоровье для телевидения,
популярных кинофильмов, компактдисков, конкурсов здоровья и т.д.;
создания аудиовизуальных образов матриц аудио и видео клипов, постеров,
плакатов и другой рекламной и пропагандистской продукции, формирующей в
массовом сознании установки на идеал здорового человека, стандарт здоровья,
формирование культуры здоровья, выполнение оздоровительных программ,
здоровый образ жизни;
формирования всеми доступными средствами рекламы и пропаганды (телевидение,
радио, печатные средства массовой информации, носители наружной рекламы,
рекламная и пропагандистская полиграфическая продукция) мотивации на идеал
здорового человека;
разработки образовательного стандарта и подготовки медицинского персонала по
охране здоровья здоровых, а также разработка учебнометодических пособий для
общеобразовательных учебных заведений по укреплению здоровья, здоровому
образу жизни, профилактике социально значимых заболеваний, отказа от вредных
привычек;
разработки средств оперативного медицинского контроля за лицами,
занимающимися спортом, участвующими в физкультурнооздоровительных
программах на предприятиях, в коммерческих структурах, в сочетании с
информационным межведомственным обеспечением;
взаимодействия со структурами медицинского и социального страхования и
внедрения системы страхования здоровья ("рентыздоровья");
обеспечения качества и безопасности продуктов, улучшения структуры питания;
формирования потребности к природным здоровьесберегающим технологиям,
организации здорового досуга и оздоровительных клубов по интересам, развития
системы физической культуры и оздоровительного туризма;
формирования средств и методов развития духовного здоровья;
создания паспорта здоровья человека, включающего риск развития наиболее часто
встречающихся заболеваний, оценку функциональных резервов соматического,
биоэнергетического и психологического статуса, степень физического развития,
уровень мотивации человека на сохранение и укрепление здоровья, определение
обратимости выявленных изменений в состоянии здоровья;
проведения мониторинга здоровья для создание банка данных о динамике
индивидуального и популяционного здоровья,
получение оперативных,
долгосрочных данных о психическом и физическом состоянии нации, ее
интеллектуальном психофизиологическом потенциале и духовной ориентации;
разработки и обоснования корригирующих технологий омоложения и активного
долголетия;
разработки и внедрения методологии оценки экологической нагрузки на человека
дома и на работе, разработки технологий оптимизации экологической обстановки,
определения суммарной экологической нагрузки на рабочем месте, по дороге на
работу и с работы, в быту (вода, воздух, продукты питания);
внедрения развлекательнооздоровительных технологий в сфере детского,
молодежного, семейного отдыха, досуга, творческого развития.
Основным содержанием работы является индивидуальный подход к оценке и
коррекции здоровья человеку пока он здоров и в наибольшей мере способен к реализации
своего физического и интеллектуального потенциала.
Для реализации Концепции с учетом межотраслевого участия и ответственности за
охрану и укрепление здоровья здоровых должно обеспечиваться управление
преобразованиями и регулирование в интересах здорового населения необходимо:
обеспечение информационной поддержки по вопросам сохранения, формирования,
укрепления и восстановления здоровья;
привлечение партнеров по деятельности в интересах здоровья здоровых на всех
уровнях: человек, семья, школа, место работы, населенный пункт, регион,
государство;
принятие и проведение в жизнь политики и стратегии по охране и укреплению
здоровья здоровых.
Приоритетными направлениями в области научных исследований должны стать:
формирование стратегии охраны и укрепления здоровья населения, разработка
научных основ реализации индивидуального потенциала здоровья человека на
протяжении жизни как основы предупреждения заболеваний;
получение на основе фундаментальных исследований новых и углубление имеющихся
знаний о здоровом и больном организме человека, его жизнедеятельности и
индивидуальных механизмов адаптации к условиям окружающей физической и
социальной среды;
разработка новых методов экспресс диагностики и коррекции сниженных резервов
организма, восстановления утраченного здоровья, увеличения продолжительности
периода активной жизни человека.
разработка новых схем организации медицинской помощи и управления
здравоохранением.
Основной механизм реализации Концепции предполагает объединение усилий
государства и общества, а также координацию действий органов власти на федеральном,
региональном и муниципальном уровнях в целях разработки и реализации мероприятий, в
том числе федеральных, отраслевых и региональных целевых программ, направленных на
решение основных задач, сформулированных в Концепции.
О РОЛИ СЕСТРИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ
МЕДИЦИНЕ
Профилактическая деятельность медсестер как амбулаторнополиклинического, так
и стационарного звена может быть широкой, многообразной и самостоятельной и
заключаться не только в помощи врачу, медикопросветительской работе, но и вобучающей, консультативной. Трудно переоценить роль медицинской сестры в
формировании здорового образа жизни, обучении действиями по сохранению и
укреплению здоровья как больных, так и здоровых людей. Самостоятельность, активность
в этой oбласти будут способствовать повышению престижа профессии медсестры,
повысят уровень ее самоуважения и уважения к ней со стороны пациентов. Однако для
того, чтобы медсестры могли эффективно заниматься профилактической работой,
следует улучшить подготовку на всех этапах обучения.