Идеи Адлера о развитии личности как процессе преодоления исходного чувства неполноценности получили своеобразное продолжение в работах Э. Берна.
Люди появляются на свет беспомощными и полностью зависящими от своего окружения. Но ряд из них, назовем их Выигрывающие, успешно справляются с переходом от полной беспомощности к независимости.
Концепция развития Адлера и Берна.docx
Концепция развития Адлера и Берна.
Оба рассматривали процесс развития личности, как процесс преодоления чувства
неполноценности, который приводит к формированию стиля жизни.
Сначала Адлер рассматривал позитивный исход этого процесса. 1. Это стремление расти,
развиваться, в частности развивать способности и умения.
Условия развития: 1. Заинтересованность в благополучии других. 2. Социальные интересы.
3. Сотрудничество с другими.
Позитивный
Стремление к превосходству за счет принижения других
Комплекс неполноценности
А) Пассивность и неверие в себя. Б) Критичность к другим
В) Агрессивность, враждебность к другим. Г) Комплекс превосходства и власти.
Причины компл.неполноценности: Органическая неполноценность, избалованность,
частые болезни, отверженность, а также фиксация на неудачи.
Адлер ввел термин «Комплекс неполноценности» – он считал, что «комплекс
неполноценности» формируется изза недостатка сотрудничества с другими, что
приводит к чувству неадекватности, а это в свою очередь является корнем
невротических стилей жизни.
Эрик Берн утверждал, что в детстве (у ребенка естественно чувство присутствует)
зависимость, чувство неполноценности, но условия воспитания формирует
определенную психологическую позицию, отношение к себе и другим, которое влияет
на тип личности и судьбы. При этом 3 позиции отношений к себе и другим. Это
типичное название (состояние) 3 «лягушки» и 1 тип «принц».
Тип «лягушки» – Обвинение других, оправдание себя, манипулирование, скрытие своей
подлинной сути.
1 тип: «Я нехороший, другие хорошие» (пассивный неудачник). Кредо «Моя жизнь
немного стоит». Чаще всего эта позиция возникает, когда взрослые постоянно внушают,
что он плохой. Стремится улучшить себя с помощью какихто внешних предметов
( брендовая одежда, богатые машины). Либо он стремится улучшить себя в карьере, в
спорте.
2 тип: «Я нехороший и другие плохие». Полная безнадежность. Неудачник, страдающий
наркотиками, алкоголем. Природа: Отверженность ребенка; Может возникнуть этот
тип от противоречивых замечаний, от жестоких наказаний.
3 тип: «Я хороший – другие нехорошие». Кредо «Чужая жизнь ничего не стоит».
Исходы: 1. Все обижают – все плохие. 2. Нанесение другим вред. 3. Желание и стремление к власти. Чаще всего возникает в результате избалованности, либо частых
физических наказаний.
4 тип «Принц»: «Я хороший и другие хорошие». Кредо: «Жизнь прекрасна».
Выстраивается изза того, что взрослые говорят «Какой ты молодец», похвала за
реальные поступки. Качества: Принятие ребенка таким, какой он есть, усилие самого
человека, по своему развитию. Стремление быть самим собой. Принятие
ответственности за свою жизнь. Стремление сделать жизнь вокруг себя лучше.
Продуктивный подход неудачи: Заинтересованность в благополучии других и в
сотрудничестве. В детстве с 2х до 5 лет ребенок планирует свое будущее. Этот план он
вмещает в себя: что его радует, что огорчает, как он относится к себе, к другим. Где
будет жить, и с кем будет жить.
Этот план является сценарием жизни. Сценарий формируется над родительским
программированием. Может быть под влиянием самого ребенка в связи своих
переживаний. Под влиянием 4 типов. Под такой сценарий человек неосознанно
подбирает соответствующих людей ситуаций и обстоятельств.
"Концепция развития Адлера и Берна"
"Концепция развития Адлера и Берна"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.