Концепция взаимодействия школы и представителей местного социума в целях самоорганизации местного социума на базе школы
Оценка 4.7

Концепция взаимодействия школы и представителей местного социума в целях самоорганизации местного социума на базе школы

Оценка 4.7
Документация
docx
администрации +1
Взрослым
21.01.2018
Концепция взаимодействия школы и представителей местного социума  в целях  самоорганизации местного социума на базе школы
Данная концепция разработана школой в рамках реализации плана работы региональной инновационной площадки "Школа-центр самоорганизации местного социума". МБОУ школа №18 работает в статусе РИП с октября 2016г, активно взаимодействуя с социальными партнерами и сообществом микрорайона в целях создания эффективных механизмов сотрудничества школы и местного социума. Результатом нашей деятельности становится превращение школы в гражданский, общественный и культурный центр микрорайона, в котором развивается самоуправление: создан и активно работает Совет микрорайона, координирующий культурно-досуговую, гражданско-патриотическую, хозяйственную деятельность в микрорайоне. Совет ветеранов, общественные и гос.организации взаимодействуют на благо развития микрорайона, а центром этой работы становится школа. Тесное сотрудничество с общественными организациями м-на позволяет развивать и образовательную деятельность школы.Считаем, что наш опыт может быть полезен коллегам.Современная школа становится общественно-активной, становится не только образовательным учреждением, но и гражданским, культурным, общественным ресурсным центром своего микрорайона, создает вокруг себя определенную среду для непрерывного гражданского образования всех участников образовательного процесса, активного вовлечения в этот процесс всего окружающего сообщества. В данной Концепции изложены основные принципы создания на базе школы центра взаимодействия соц.партнеров и сообщества микрорайона в целях создания эффективных механизмов сотрудничества школы и местного социума в микрорайоне.
Концепция.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  школа №18 имени Маршала А.М. Василевского городского округа Кинешма  (МБОУ школа №18 им. Маршала А.М. Василевского) 155815, область Ивановская, город Кинешма, улица имени Ю. Горохова, д.8 сайт школы: www.kineshmaschool18.iv­edu.ru телефон (факс) (49331) 2­04­67; [email protected] Концепция взаимодействия школы и представителей местного социума  в целях  самоорганизации местного социума на базе школы Целью   инновационной   деятельности   школы   в   статусе   РИП     является разработка  и  апробация  технологии  взаимодействия   школы  с  сообществом микрорайона   в   целях   организации   сотрудничества   через     создание       и апробацию  модели  и механизмов самоорганизации местного социума на базе школы. 1.  Обоснование необходимости  Школа, как и семья, не могут существовать  обособленно, отдельно от потребностей   жителей   окружающего   школу   социума.   И   потому педагогический коллектив   современной  школы стремится к  поиску  путей расширения  пространства  воспитания и  социализации  детей, их подготовки к  взрослой жизни. Традиции «воспитывать всем миром»  были, к сожалению, в   нашей   стране     утрачены.   Но   сегодня     именно   школа,   педагогический коллектив,   система   обучения   и   воспитания     призваны     нести   в   социум положительные   традиции,   формировать   потребность   в     образовании     и культуре, желание пойти навстречу друг другу и помочь школе, а значит себе и   своим   детям.     С   каким   багажом   знаний   и   сформированных   убеждений должен современный ребенок выходить из стен школы? Как через обучение  и воспитание  детей  объединить   местное сообщество,  построить социально­ педагогическую   среду,   благоприятствующую   развитию   личности   не   только ребенка, но и взрослого? Поиск ответов на эти насущные вопросы становится в настоящее время  актуальным  вектором развития школы. Современная школа становится общественно­активной, становится   не только   образовательным   учреждением,   но   и   гражданским,   культурным, общественным ресурсным центром своего микрорайона, создает вокруг себя определенную   среду   для   непрерывного   гражданского   образования   всех участников образовательного процесса, активного вовлечения в этот процесс всего окружающего сообщества. Важнейшей задачей  такой  школы  становится  воспитание гражданина, обладающего багажом общечеловеческих ценностей,  позитивного, активного в преобразовании собственной жизни, жизни общества  и государства.  Такая школа   открыта   для   сотрудничества   и   обмена     мнениями   и   идеями,   она инициирует   в   социуме   традиции   и   практику   гражданской   активности, становится своеобразным катализатором обновления сознания.  В   школе   №   18   имени   Маршала   А.М.Василевского     сложилась   своя система взаимодействия с окружающим социумом, система взаимодействия с социальными партнерами. Гражданско­патриотическое   воспитание   в   тесном   сотрудничестве   с социальными     партнерами     способствует   формированию    и   развитию   у учащихся и  окружающего сообщества активной и ответственной гражданской позиции,   овладению навыками гражданской активности и  самореализации в общественно­значимой деятельности. Общественный характер управления системой образования проявляется в   том,   что   наряду   с   органами   государственной   власти   создаются общественные   органы,   в   которые   входят   представители   ученического   и учительского   коллективов,   родителей   и   социальных   партнеров   школы, заинтересованной общественности. Их участие в управлении создает реальные предпосылки   для   создания   творческой   атмосферы   и   положительного психологического климата в коллективе образовательного учреждения.  Сегодня это особенно актуально, так как федеральные государственные образовательные   стандарты   представляют   собой   отражение   интересов государства, общества и личности.  Отличительной чертой развития образовательной среды МБОУ школы  №18 г. Кинешмы   является   активизация   реализации   принципа   государственно­ общественного управления образованием.   С февраля 2014 года школа №18 работала   над   апробацией   модели   реализации   общественной   экспертизы образовательной деятельности, являясь базовым учреждением стажировочной площадки   ИРОИО   в   рамках   реализации   Федеральной   целевой   программы развития образования на 2011­2015 гг. по направлению «достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».     Опыт работы школы в данном направлении   признан   полезным   для муниципальной и региональной системы образования, поэтому   необходимо продолжить работу в направлении сотрудничества с социумом в статусе РИП. Кроме   этого,   школа   в   течение   нескольких   лет   реализовывала Программу    развития  «Наша   новая   школа:   социально­адаптивная   модель», была   успешно достигнута основная цель: внедрение социально­адаптивной модели   обучения   и   воспитания   для   повышения   качества     образования   на основе здоровьеформирующей среды с учетом заказа социума. С 2016г  школа   приступила  к  реализации   новой  Программы  развития «Открытая   школа   нового   поколения»,   основной   целью   которой   является создание  современной модели открытой школы нового поколения. Таким  образом,  имеются  все  предпосылки  для  реализации  инновационного проекта. Тема     инновационного   проекта   РИП:   «Школа   –   центр   самоорганизации местного социума». Основная   идея   проекта:  взаимодействия школы и местного социума. Цель:  научно­методическое   сопровождение   и   практическая   реализация модели  эффективного   взаимодействия школы и местного социума. Приоритетным направлением развития  школы является превращение  школы в гражданский, общественный и культурный центр микрорайона. эффективных  Разработка  механизмов     между   Противоречия необходимостью реализации общеобразовательным   учреждением   функций   центра   социокультурного пространства   микрорайона   и   неразработанностью   теоретических   и методологических   основ   этого   процесса   актуализировали   проблему разработки данной темы.   институтов, взаимодействие ребенка, родителей и социума. Реализация данного проекта позволит: • достигнуть  нового качества образования, адекватного современным  Школа должна стать по­настоящему одним   из важнейших социальных   обеспечивающих   воспитательный   процесс   и   реальное запросам  личности, общества и государства;  практически осуществлять гражданское образование и воспитание не  только обучающихся, но и их родителей;  вовлекать родителей в образовательный процесс, в процесс принятия и  выполнения решений, в финансовое планирование и управление многими  делами школы;  учить родителей и жителей микрорайона партнерским отношениям,  кооперации своих сил и средств для решения важных местных проблем;  качественно изменит окружающее сообщество, сформирует вокруг себя  структуру гражданской самоорганизации, способную реально помогать  школе и практически поддерживать образование. Социальная миссия:  объединить  усилия семьи, школы, общества в  формировании местного сообщества микрорайона как института  гражданского общества, как школы жизни для будущего гражданина России. 2. Основные цели, задачи, направления деятельности Цель:  Разработка и апробация технологии взаимодействия школы с  сообществом микрорайона в целях организации сотрудничества. Задачи:  интеграция социально­образовательных ресурсов микрорайона для  реализации общественно­ориентированных социальных проектов;  гражданское образование всего населения микрорайона на базе школы;  развитие тесного сотрудничества с родительским и местным сообществом  через активизацию работы на основе принципов партнерства и  добровольчества;  демократизация учебно­воспитательного процесса на основе принципов  личностно­ориентированного образования и работы школьного  самоуправления;  содействие развитию индивидуальности учащихся посредством  формирования благоприятной среды для саморазвития и самовыражения  ребенка;  социализация учащихся, родителей, населения микрорайона.   Основные направления деятельности: •  Совершенствование форм работы по  гражданско­патриотическому  воспитанию молодежи  • Общественная экспертиза образовательной деятельности  • Расширение  взаимодействия  с социальными партнерами, родительской  общественностью • Создание Общественного совета микрорайона  • Социальное проектирование  3. Основные целевые группы 1.     непосредственные участники образовательного процесса; 2.     жители микрорайона «Автоагрегат»; 3.     социальные партнеры школы 4. Методологические  основы  В основу концепции положен системно­деятельностный подход и    гуманитарные технологии, основная из которых  ­  гуманитарная  технология  воспитания детей в пространстве места жительства,  представленная М.П.Гурьяновой (Педагогика, №1, 2017, стр.66­70): «…основная идея и смысл гуманитарных технологий заключается в  формировании концептуального видения целей, средств, задач и путей их  реализации в системе российского образования…», это своего рода  набор  технологий влияния на человека.  Главное отличие – в ориентации на развитие человеческой личности во всей  полноте свойств и качеств; кроме «знаниевого» компонента, включаются  разные способы совершенствования моральных, нравственных и  мировоззренческих качеств. Суть гуманитарной технологии воспитания детей в пространстве места  жительства заключается в формировании человеческого потенциала   территориального сообщества как гуманитарной основы современной системы воспитания.  Реализуется данная гуманитарная технология через ряд последовательных  «шагов»: 1 Признание места жительства как важного социального  пространства воспитания. 2 Осознание необходимости формирования территориального  сообщества 3 Выбор  педагогизированной  системообразующей структуры  территориального сообщества. 4 Развитие личностного потенциала субъектов территориального  сообщества. 5 Гуманизация жизни местного сообщества как фактор позитивной  социализации растущего человека. 6 Обеспечение педагогической поддержки каждого ребенка. 7 Активизация ресурсов социума с целью воспитания. 5.Механизм реализации модели социального партнерства будет  осуществляться через деятельность: Администрации школы: • организует работу социальных партнеров; • формирует пакет информационно­аналитических материалов; • подготавливает проект договорных документов; • отчитывается перед партнерами о выполнении обязательств. Управляющего совета школы:  обеспечивает ведение переговорных процессов в разных форматах;  обеспечивает взаимодействие с местным сообществом;  организует PR­компании Педагогического коллектива школы:  осуществляет взаимодействие с социальными партнерами;  организует взаимодействие с родителями и представителями местного  социума в различных формах;  создает условия для развития школьного самоуправления;  реализует принципы ОАШ Общественного Совета экспертов  обеспечивает общественную экспертизу образовательной деятельности  школы;   реализует взаимодействие с местным сообществом Муниципальных органов управления:  презентует школу в профессиональном сообществе и в социуме;  выступает гарантом соблюдения нормативно­правовых основ  взаимодействия. Школьного самоуправления:  организует общественно­полезные акции и проекты, в том числе  волонтерские акции;  обеспечивает участие в культурно­массовых мероприятиях;  участвует в PR­акциях. Родительской общественности:  осуществляет поддержку детских инициатив;  участвует в волонтерской работе в школе;  содействует в развитии инфраструктуры школы;  реализует направление общественной экспертизы деятельности школы. 6.  Механизм и календарный план реализации  инновационного проекта Планируется провести в 3 этапа (общий срок 3 года): Этапы реализации 2016­17уч.  год – подготовительный этап, включающий диагностическую,  прогностическую и организационную деятельность.  2017­18   уч.   год    ­  практический   этап,   включающий   реализацию,   анализ, обобщение результатов работы. 2018­19 уч. год – практико­прогностический этап, включающий реализацию, анализ, обобщение результатов работы, прогнозирование и конструирование дальнейших путей развития. 2016­17уч.  год – подготовительный этап: Задачи: 1.     Изучить состояние проблемы в педагогической и социологической  теории и практике общего образования:  изучить вопросы формирования, функционирования и развития  общественно активных школ;  познакомиться с опытом реализации общественно­ориентированных  проектов. 2.     Изучить социальный заказ целевых групп, на которые направлен  проект.  3.     Проанализировать состояние школьной инфраструктуры, ресурсного  (управленческого, кадрового, ученического потенциала), ее соответствие  проектным задачам. 4.     Провести тематическую подготовку (повышение квалификации)  педагогических работников, разъяснительную работа с учащимися и их  родителями по проблематике инновационной деятельности.     5.     Обеспечить информационную открытость предлагаемого социального  проекта. Планируемые результаты: 1 Создание   рабочего  варианта  модели   самоорганизации   местного социума на базе школы. 2 Описание механизмов эффективного взаимодействия школы и  местного социума. 3 Первичная  апробация модели самоорганизации местного социума на базе школы. Задачи: 2017­18 уч. год  ­ практический этап: 1.     Разработать и апробировать технологии взаимодействия школы с  сообществом микрорайона в целях организации сотрудничества. 2.     Скорректировать программу развития школы в соответствии с целями и задачами проекта.  3.     Разработать алгоритм  взаимодействия. 6.     Осуществить модернизацию школьной инфраструктуры  в  соответствии с задачами проекта.  7.     Обобщить промежуточные результаты формирующего этапа  реализации проекта.       8.    Обеспечить информационную открытость предлагаемого социального проекта Планируемые результаты: 1 Отработка  варианта  модели самоорганизации местного социума на базе школы. 2 Анализ апробации модели самоорганизации местного социума на базе школы. 3 Создание рабочего  варианта  методического пособия   по вопросам самоорганизации местного социума на базе школы. 2018­19 уч. год – практико­прогностический этап:   Задачи: 1.     Провести анализ социальной эффективности реализуемого проекта. 2.     Систематизировать, обобщить и выполнить статистическую обработку результатов. 3.     Обобщить опыт работы на школьном, муниципальном, региональном  уровне. 5.     Обеспечить информационную открытость, распространить  инновационную практику социального взаимодействия  в сетевых  профессиональных сообществах. Планируемые результаты: 1 Документальное оформление  алгоритма  деятельности образовательной организации по самоорганизации местного социума на базе школы.  2 Документальное   оформление   и   подготовка   к   изданию   продуктов инновационной  деятельности:  Концепция взаимодействия школы и представителей местного социума в целях  самоорганизации местного социума на базе школы.  Модель самоорганизации местного социума на базе школы.  Методические   рекомендации   для   руководителей   образовательных учреждений   и   представителей   органов   местного   самоуправления   по вопросам самоорганизации местного социума на базе школы .  Методическое   пособие   для   руководителей   образовательных учреждений   по   вопросам   самоорганизации   местного   социума   на  базе школы. 7. Описание позитивных изменений, которые произойдут в результате  реализации  концепции  Развитие партнерских отношений школы и окружающего сообщества и  создание устойчивой системы взаимодействия школы с государственными,  общественными и социальными институтами, в результате чего произойдут  следующие позитивные изменения в системе партнерских отношений  окружающего сообщества и участников образовательного процесса:  возможность для жителей микрорайона, местных организаций и  учреждений стать активными партнерами в разработке и реализации  социально­гражданских инициатив, в решении школьных проблем и  проблем микрорайона;  консолидация интересов  участников образовательных отношений;  решение  задач формирования гражданской позиции, трудового и  экологического воспитания посредством вовлечение в совместную  общественно значимую деятельность по благоустройству территории  микрорайона  и школы;  развитие  социальной активности, воспитание  готовности прийти на  помощь нуждающимся  через участие в волонтерском движении и  добровольческих мероприятиях;    привлечение обучающихся школы и жителей микрорайона к социальному  проектированию Основной результат:  достижение нового качества образования,  адекватного современным запросам личности, общества и государства. Реализация   данной концепции   будет способствовать не только   успешной социализации   личности   школьника       в   современных       условиях,   но   и повышению конкурентоспособности самого образовательного учреждения. 8. Показатели эффективности деятельности Оценку результатов эффективности   предполагается провести по следующим показателям:  коллегиальность планирования, развитие проектной культуры;  инициирование и формулирование гражданского заказа;     увеличение количества партнеров как участников совместной социально­ образовательной деятельности;  успешный опыт выстраивания партнерских отношений с различными  организациями;  увеличение контингента учащихся школы; интеграция  школьного и  дополнительного образования детей;  повышение уровня сформированности  креативного потенциала личности  ребенка;  открытость и прозрачность деятельности для местного сообщества, кредит доверия к школе;  повышение информационно­правовой культуры жителей микрорайона;  повышение уровня гражданской активности местного сообщества в  реализации социально­значимых проблем школы и социума;  увеличение количества жителей микрорайона, участвующих в городских  общественно значимых проектах, направленных на повышение качества  жизни горожан 9. Методы оценки успешности/эффективности  развитие социального партнерства и консолидация ресурсов для  совместного решения проблем школы и сообщества;  активизация жителей сообщества разного возраста для решения социально­ значимых проблем;   демократизация всех аспектов школьной жизни на основе развития  системы школьного самоуправления;  социальные опросы целевых групп проекта;  анкетирование участников проекта;  определение уровня социализации и гражданского воспитания учащихся  школы;  начальная диагностика (при постановке конкретных задач в начальной  стадии);  промежуточно­блочная диагностика (слежение за ходом реализации  на  разных этапах);  непрерывная диагностика (непрерывное изучение результатов работы по  ходу реализации);  итоговая диагностика (выявление степени соответствия полученных  результатов, ожидаемым). 10.Оценка рисков Риски и способы их минимизации Риски Неполное осознание роли и места  участниками взаимоотношений   в  организации сотрудничества Способы их минимизации Повышение степени открытости  образовательного учреждения,  освещение деятельности школы в СМИ,  на сайте школы, сетевых  образовательных сообществах, в форме  публичного доклада; PR­акции. Реальные финансовые затруднения  образовательного учреждения,  социальных партнеров. Участие в инновационных проектах и  конкурсах, привлечение внебюджетных  средств. Выжидательная позиция со  стороны участников проекта,  желание видеть примеры успешных результатов Создание условий для формирования  позитивного отношения и готовности  каждого к демократическим  преобразованиям. Улучшение имиджа школы в глазах  общественности. Нехватка времени для общения  партнеров  Использование эффективных приемов  тайм­менеджмента   11. Дальнейшие выходы  Формирование благоприятного партнерского имиджа, культуры  современных деловых отношений с представителями местного сообщества.  Участие в инновационных проектах и конкурсах, привлечение  внебюджетных средств.  Развитие инфраструктуры образовательного учреждения.

Концепция взаимодействия школы и представителей местного социума в целях самоорганизации местного социума на базе школы

Концепция взаимодействия школы и представителей местного социума  в целях  самоорганизации местного социума на базе школы

Концепция взаимодействия школы и представителей местного социума в целях самоорганизации местного социума на базе школы

Концепция взаимодействия школы и представителей местного социума  в целях  самоорганизации местного социума на базе школы

Концепция взаимодействия школы и представителей местного социума в целях самоорганизации местного социума на базе школы

Концепция взаимодействия школы и представителей местного социума  в целях  самоорганизации местного социума на базе школы

Концепция взаимодействия школы и представителей местного социума в целях самоорганизации местного социума на базе школы

Концепция взаимодействия школы и представителей местного социума  в целях  самоорганизации местного социума на базе школы

Концепция взаимодействия школы и представителей местного социума в целях самоорганизации местного социума на базе школы

Концепция взаимодействия школы и представителей местного социума  в целях  самоорганизации местного социума на базе школы

Концепция взаимодействия школы и представителей местного социума в целях самоорганизации местного социума на базе школы

Концепция взаимодействия школы и представителей местного социума  в целях  самоорганизации местного социума на базе школы

Концепция взаимодействия школы и представителей местного социума в целях самоорганизации местного социума на базе школы

Концепция взаимодействия школы и представителей местного социума  в целях  самоорганизации местного социума на базе школы

Концепция взаимодействия школы и представителей местного социума в целях самоорганизации местного социума на базе школы

Концепция взаимодействия школы и представителей местного социума  в целях  самоорганизации местного социума на базе школы

Концепция взаимодействия школы и представителей местного социума в целях самоорганизации местного социума на базе школы

Концепция взаимодействия школы и представителей местного социума  в целях  самоорганизации местного социума на базе школы

Концепция взаимодействия школы и представителей местного социума в целях самоорганизации местного социума на базе школы

Концепция взаимодействия школы и представителей местного социума  в целях  самоорганизации местного социума на базе школы

Концепция взаимодействия школы и представителей местного социума в целях самоорганизации местного социума на базе школы

Концепция взаимодействия школы и представителей местного социума  в целях  самоорганизации местного социума на базе школы

Концепция взаимодействия школы и представителей местного социума в целях самоорганизации местного социума на базе школы

Концепция взаимодействия школы и представителей местного социума  в целях  самоорганизации местного социума на базе школы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018