Мастер-класс "Межпредметный образовательный модуль как способ организации учебной деятельности в начальной школе"
Оценка 4.9

Мастер-класс "Межпредметный образовательный модуль как способ организации учебной деятельности в начальной школе"

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
администрации +1
Взрослым
21.01.2018
Мастер-класс "Межпредметный образовательный модуль как способ организации учебной деятельности в начальной школе"
В данном материале предложен мастер-класс для проведения в начальной школе межпредметного образовательного модуля как способ организации учебной деятельности в начальной школе. Данный мастер-класс будет полезен молодым педагогам и учителям начальной школы. В приложении представлена рабочая программа модуля «Мы - дети России» для 2 класса
Мастер-класс «Межпредметный образовательный модуль в начальной школе».docx

Мастер-класс «Межпредметный образовательный модуль как способ организации учебной деятельности в начальной школе»

Одним из нововведений  в нашей школе стал образовательный модуль, построенный как межпредметная интеграция русского языка, литературы, математики, окружающего мира, технологии и изобразительного искусства. Межпредметный образовательный модуль  - это  организованная  деятельность младших   школьников по решению учебной задачи.

Обычно школьный день ученика проходит следующим образом: уроки, чередующиеся с переменами, и затем домашняя работа. Информация поступает по отдельным каналам, именуемым учебными предметами. Организованная деятельность, в которой нужно осмыслить, объединить и применить все то, что уже пройдено, отсутствует.

На наш взгляд, в школьную жизнь должны быть включены такие события, которые позволят детям собрать воедино свои познания и достижения в разных предметных линиях, ощутить новые возможности, применить опыт полученных знаний. На помощь пришел Межпредметный образовательный модуль Сущность образовательного модуля, прежде всего, заключается в том, что ученик сам изучает дисциплину.

Функция учителей заключается в том, чтобы организовать деятельность учащихся, обеспечить условия для формирования предметных и метапредметных результатов в процессе познавательной деятельности: подготовить дидактический материал для работы (карточки индивидуальные и для групповой работы, схемы, алгоритмы и т.д.), организовать различные формы сотрудничества, сопровождать школьников в планировании деятельности и обсуждении результатов работы, предоставить возможность для самоконтроля и самооценки.

Каждое занятие может допускать неокончательное решение главной задачи, что будет побуждать школьников к поиску возможностей других решений, к развитию ситуации на новом уровне, а, следовательно, к самостоятельной познавательной деятельности.

Такая форма работы способствует формированию всего спектра УУД: личностных и метапредметных (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

А какие же задачи может решить модуль?

Задачи модуля:

·         Повышение мотивации – это необычно, значит интересно.

·         Организация целенаправленной работы с мыслительными операциями.

·         Показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.

Все предметы объединены общей целью, но каждый предмет решает свои частные задачи

Образовательный модуль состоит из проектных задач. Способы подачи учебного материала при решении проектной задачи модуля осуществляется через:

·         интеграцию учебных предметов на одном уроке,

·         объединение предметов по темам, способам, понятиям в ходе решения ряда общих задач.

Модули бывают Стартовый  Тематический   Итоговый

Для проведения модуля необходим учет этапов системно-деятельностного подхода, поскольку он создает основу для получения качественно новых образовательных результатов.

Постановка учебной задачи проходит на первом занятии, на этапе мотивации и целеполагания деятельности, где ученики должны самостоятельно сформулировать цели-результаты уроков

Следующий этап первого занятия: открытие детьми нового знания.  ведется обсуждение в группах, заполнение сравнительной таблицы, представления заданной информации в виде схемы или алгоритма, что важно для дальнейшей учебно-познавательной деятельности.

Первичное закрепление осуществляется через комментирование каждой ситуации, в результате чего на последнем занятии ребятам нужно всеми группами представить результат

Самостоятельная работа должна прослеживаться на всех занятиях 

 Этап самоконтроля и самооценки заключается в том, что каждый ученик проговаривает алгоритм действий «про себя», поскольку за что-то несет ответственность. Этим самым и создается ситуация успеха, у учеников возникает желание представить результат своей работы на завершающем занятии, закрепив удачную подготовку.

Завершающая точка занятия – рефлексия: обсуждение проделанной работы, комментирование достигнутых целей-результатов фронтально, индивидуально и при помощи работы в группах.     

Фазы модуля:

o    Запуск модуля (событие) – постановка проектной задачи, мотивация на ее решение.

o    Деятельность по решению проектной задачи.

В ходе решения системы проектных задач у  школьников формируются следующие способности:

·         рефлексирование (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);

·         целеполагание (ставить и удерживать цели);

·         планирование (составлять план своей деятельности);

·         моделирование (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя всё      существенное и главное);

·         коммуникация (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других)\

·         защита проектов, презентация книги, праздник, соревнование, т.д).

Рефлексия.

Каждый ученик может оценить результат своей работы и работы группы, а также отобразив его в листе достижений, который заполнялся в течение всего дня. Кроме того, результатом станет еще и то, что приобретенные знания, умения и навыки ученик сможет применить на разных учебных предметах, а также за пределами школы.

Практическая работа: Образовательный модуль-это одна из форм представления учебного материала. Каждая форма имеет свои преимущества и недостатки.

Пожалуйста, отметьте, какие преимущества и  недостатки  образовательного модуля вы видите.

Предложите тему для образовательного модуля. Какие предметы будут в него включены

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Преимущества и  недостатки  образовательного модуля:

 

Высокая  эффективность

 

Формирования  компетенций исходя из личностных качеств

 

Высокий  уровень самостоятельной работы

 

Требуется  длительное время для разработки программы модуля и дидактических материалов

 

Дифференцированный  подход к обучению

 

Оценка  знаний соответственно выполненной работе

 

Требуется  адаптация к новой системе

 

Существует  вероятность неправильной компоновки учебного материала в модулях

 

 

 ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Стартовый образовательный модуль «Мы - дети России»   2 класс

      Рабочая программа модуля составлена на основе: Федерального государственного образовательного  стандарта Начального Общего Образования, Основной образовательной программе начального общего образования, рабочих программ по предметам, 

          Модуль задуман во 2-х классах, как приглашение ребенка войти в школьную жизнь, поделиться впечатлениями о лете с одноклассниками, учителями, легко адаптироваться к учебному процессу.

Цель модуля: координация учебных предметов начальной школы, а также социализация младших школьников.

Задачи:

      Повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока

      Рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях.

      Организация целенаправленной работы с мыслительными операциями, практической работы учеников с информацией

      Показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.

Стартовый образовательный  модуль рассчитан на 14 учебных часов. Конкретное соотношение часов по разным учебным предметам модуля свое. Реализация  состоит в том, что учитель использует модуль как целое, не разделяя его на отдельные учебные предметы. Детям объявляется, что в эти часы проводятся занятия по данному учебному модулю (особое название в расписании). Занятия по модулю проводятся ежедневно. Минимальное количество часов в день – 2 урока, максимальное – 5 уроков. Таким образом, модуль может быть реализован за 3-5 учебных дней. При этом часы, затраченные на работу по модулю, учитель забирает в указанной пропорции из каждого учебного предмета. Модуль - как отдельное целое, включен в учебный план

 

Модуль

Учебные предметы

Количество часов

Всего годовых часов

2 а

2 б

2 в

Стартовый образовательный модуль «Мы - дети России»

Русский язык

Литературное  чтение

Математика

Окружающий мир

Информатика

Технология

Физическая культура

Музыка

ИЗО

Английский язык 

3

2

1

2

1

1

1

1

1

1

3

2

1

2

1

1

1

1

1

1

3

2

1

2

1

1

1

1

1

1

9

6

3

6

3

3

3

3

3

3

Итого

14

14

14

42

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Мастер-класс « Межпредметный образовательный модуль как способ организации учебной деятельности в начальной школе»

Мастер-класс « Межпредметный образовательный модуль как способ организации учебной деятельности в начальной школе»

Первичное закрепление осуществляется через комментирование каждой ситуации, в результате чего на последнем занятии ребятам нужно всеми группами представить результат

Первичное закрепление осуществляется через комментирование каждой ситуации, в результате чего на последнем занятии ребятам нужно всеми группами представить результат

Рабочая программа модуля составлена на основе:

Рабочая программа модуля составлена на основе:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018