Коррекционная работа с дошкольниками, страдающими ОНР, представляет сложную проблему для специалистов, так как данная группа детей характеризуется различной природой дефекта и неоднородностью клинических проявлений. ОНР у детей характеризуется нарушением всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи, поздним началом речевого развития, низкой речевой активностью. Кроме того, в структуре дефекта выявляются нарушения неречевых психических функций (задержка и специфичность формирования познавательной деятельности, отставание в развитии сенсорных и двигательных функций, невербального и вербального мышления, эмоциональной сферы личности) .
Координированный план работы специалистов ДОУ в системе единого тематического планирования
Месяцы
Тема
Инструктор физической
Учительлогопед
Педагогпсихолог Музыкальны
Сентябрь Овощи
куль
туры
Совершенствовать
двигательные умения и
навыки детей.
ОРУ «Огород».
Игры: «Садовник», «Отнеси
овощи в корзину».
Эстафета «Уборка урожая».
Праздник «Юный
пожарный»
Согласование
существительных с
местоимениями мой,
моя, мои. Употребление
существительных в
единственном и
множественном числе.
Составление описательного
рассказа по
мнемотаблице. Игры:
«Четвертый лишний»,
«Чудесный мешочек»,
«Один много»
Умение
классифицировать,
обобщать,
сравнивать
предметы
(диагностика)
й
руководител
ь
Развитие общей
моторики.
Хоровод «Осень в
гости просим».
Развитие речевого
дыхания: распевка
«Горошина»
Руководитель
изобразительной
деятельности
развитие
целенаправленного
аналитикосинтетического
восприятия при
рассматривании овощей.
Дидактическая игра
«Угадай, что это?»
Октябрь Фрукты.
Осень.
Деревья.
Одежда.
ОРУ с флажками.
Физкультминутка
«Листопад».
Пальчиковая гимнастика
«Желтые листья».
Игры: «Ловушка с мячом»,
«Угадай на ощупь»
Согласование
существительных с
глаголом и
прилагательным.
Составление рассказа по
сюжетной картинке.
Игры: «Кто? Что?», «Что
изменилось?», «В ателье»
Развитие мышления,
внимания и памяти
детей: игры
«Четвертый
лишний», «Со
ставь картинку из
частей», «Что в
мешочке?»,
«Подбери и назови»
Совершенствование
диафрагмально
речевого дыхания,
координация речи и
движения:
инсценировка песни
«Падают
листья»
Развивать цветовое
восприятие
способность различать
оттенки цветов,
представление о том, что
одинаковые фрукты,
деревья, одежда могут быть
разного цвета.Ноябрь
Обувь.
Игрушки.
Посуда.
Семья.
ОРУ с мячом.
Перетягивание каната.
Игры: «Кто скорее возьмет
игрушку», «Кто ушел»,
М.п.игра «Оденься по
погоде»;
словесная игра «Кто больше
назовет предметов посуды»
Усвоение глаголов единст
венного и множественного
числа.
Подбор признаков к
предмету. Составление
описательных рассказов.
Игры: «Кто быстрее назо
вет?», «Четвертый
лишний», «Сделано из...»
Декабрь Человек.
Зима.
Птицы.
Новый год.
ОРУ «Мы веселые птички».
Игры: «Два мороза»,
«Догони свою пару»,
«Птицелов»,«Что
изменилось?». Точечный
массаж и дыхательная
гимнастика.
Согласование слов в
предложении в роде, числе,
падеже.
Образование слов с
уменьшительно
ласкательными
суффиксами. Составление
рассказа по
мнемотаблицам.
Игры «Посмотри и
назови»,
«Чей? Чья? Чьи?»,
«Исправь ошибку».
Рисуночные тесты
«Моя семья».
Развитие
логического
мышления,
внимания:
игры «Где
игрушка»,
«Угадай, что на
картинке?», «Найди
свой домик»,
«Назови любимую
игрушку».
Упражнение на
развитие слуховой
памяти и
слухового
внимания:
«Кто позвал?»,
«Глухойтелефон»
Релаксационные
упражнения на
снятие
напряжения:
«Солнечный
зайчик»,
«Воздушный
шарик».
Развитие темпа,
ритма
речи. Пальчиковая
гимнастика «Моя
семья». Этюд на
выразительность
мимики и жеста:
«Мы варили суп»
Совершенствовать умения
на основе полученных
знаний и навыков лепить
предметы быта
(посуда, игрушки).
Продолжать развивать
композиционные умения
(составлять композиции на
тему «Моя семья»)
Развитие певческого
дыхания: «Вот елочка
наша», «К нам пришел
Новый год»
Познакомить одним из
жанров живописи –
портретом. Учить в лепке и
рисунке изображать
человека в разной одежде.
Выставка детских работ:
«Зимушка – зима».Январь
Домашние
и дикие
животные.
Домашние
птицы.
ОРУ «Животные». Игры
«Козочка», «Гуси
лебеди», «Назови
зверя», «Зоопарк», м.п.
игры «Чьи дети?»,
«Найди и промолчи».
Упражнения на
восстановление дыхания.
Словообразование с
помощью суффиксов
онок, енок. Согласование
существительных с
глаголом в числе и роде.
Составление сложных
предложений с союзами
«а», «потому что». Игры
«У кого кто?», «Кто чем
питается?», «Танграм»,
«Доскажи словечко».
Развитие образной
памяти, устойчивого
внимания, речи: игры
«Кто
наблюдательнее?»,
«Большой
маленький». Игра
имитация «Лесная
зверобика».
Развитие чувства
ритма, ритмопластика
«Волшебная страна».
Распевка «Заяц
белый», «Петушок»,
Сформировать у детей
представление о
народных игрушках как
части культуры
русского народа,
связанной с
окружающим миром,
природой, традициями в
изготовлении игрушек.
Выставка детских
работ: «Дымковские
животные».
Февраль Животные
жарких
стран и
севера.
Рыбы.
Наша
Армия.
ОРУ «Эти забавные
животные».
Игры «Совушка»,
«Караси и щуки», «У
солдат порядок
строгий», м.п. игра
«Внимательный
разведчик». Эстафета
«Рыбалка». Точечный
массаж и дыхательная
гимнастика.
Согласование
существительных с
прилагательными и
глаголами в роде и числе.
Беседы по картинкам.
Составление рассказа по
серии сюжетных
картинок. Игры «Что
напутал художник?»,
«Одинмного», ребусы.
Упражнение на
развитие образности
речи: «Лиса».
Развитие координации
движений и
согласование с
текстом: музыкально
ритмическое
упражнение
«Москва», песня «Три
танкиста».
Закреплять знания о
тёплых тонах и их
оттенках. Познакомить с
изображением
различных животных
жарких стран.
Рассматривание
альбомов с
изображением животных
жарких стран.
Развитие
пространственной
ориентировки,
координации
движений,
графических навыков:
игры «Шнурочки»,
«Шнуровальный
планшет»,
«Собирайка»,
«Ниточка для
шариков», «Сделай,
как я», «Нарисуй, как
у меня».Март Мамин
праздник.
Профессии.
Весна.
Части
суток.
ОРУ «Прилетели
птицы». Игры «Кем мы
будем, мы не скажем, а
вот действия покажем»,
м.п. игра «Ласковые
слова»,
Физкультминутка
«Речка». Упражнения
на восстановление
дыхания.
Апрель Мой город.
Космос.
Дом,
квартира,
мебель.
Транспорт.
ОРУ «Космические
мотивы». Игры
«Ловишки смячом»,
«Земляне и
инопланетяне»,
«Вышибалы», м.п. игра
«Кто ушел».
Эстафета «Кто скорее».
Упражнения на
восстановление
дыхания.
Словообразование с
помощью уменьшительно
ласкательных суффиксов.
Обогащение словаря
синонимами, антонимами.
Беседы по фотографиям из
семейного альбома.
Развитие диалогической
речи через драматизацию.
Работа с
деформированным
текстом.
Игры «Назови ласково»,
«Скажи дальше», «Кому
что нужно», «Скажи
иначе»,
«Исправь ошибку».
Совершенствование
грамматического строя
речи через построение
различных видов
предложений.
Употребление простых и
сложных предлогов.
Беседы о родном городе.
Решение ребусов,
кроссвордов по теме.
Игры «Кто больше
назовет», «Скажи по
другому», «Что лишнее»,
«Кто чем управляет».
Психологические
этюды на снижение
тревожности,
страхов:
психогимнастика
«Ручеек радости»,
игры «Когда это
бывает?», «Воспитай
свой страх», «Мое
настроение».
Чистое
интонирование с
музыкальным
сопровождением:
песни «На часах поет
кукушка», «Бабушка
моя». Выразительно
и ритмично
двигаться в танце
«Акулина».
Знакомство с
творчеством
художников –
портретистов.
Рассматривание
репродукций
художника.
Создание альбома с
иллюстрациями на тему
«Космос». Развивать
фантазию, воображение
и творчество.
Развитие внимания,
памяти, мышления,
воображения детей:
игры
«Вспоминайки»,
«Ищем клад»,
«Фотография».
Слушание «Наш
край», определять
форму музыкального
произведения,
активно
высказываться о
характере
музыкального
произведения.
Распевка «Птички и
птенчики».Май
Растительный
и животный
мир весной.
День Победы.
Хлеб всему
голова.
Школа.
ОРУ «Цветы».
Игры «Меткий стрелок»,
«Чехарда».
Игры для координации
нарушения осанки и
плоскостопия «Цапля на
болоте», «Всадники».
Эстафета «Классики»,
«Веселые соревнования».
Употребление простых и
сложных предлогов.
Согласование
существительных с
числительными.
Составление рассказа по
теме.
Заучивание стихов по теме.
Беседы по сюжетным
картинам.
Развитие слуховой
памяти, кругозора,
сообразительности:
игры «Цветик
семицветик»,
4 лишний», «Составь
картинку из частей».
Работа над пластикой в
движении, двигаться
ритмично, в
соответствии с
музыкой: «Куда
уходит детство?».
Владеть навыками
музицирования: песни
«Коробейники, «День
Победы».
Учить видеть красоту
весенней природы во
время восхода или
заката.
Совершенствовать
технику рисования
красками.
Рассматривание
репродукций с
изображением
весенних пейзажей.