Пословицы и поговорки о семье и семейном воспитании
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Где в семье лад, там ребят хорошо растят.
Птица рада весне, а дитя матери.
Детей учить — не лясы точить.
Умел дитя родить, умей и научить.
С ребятами горе, а без них — вдвое.
От осины не растут апельсины.
При солнышке тепло, при матери добро.
Мед сладок, а ребенок еще слаще.
Мать кормит детей, как земля — людей.
Везде хорошо, но дома лучше.
Моя семья – мое богатство!
В поле ни отца, ни матери – заступиться некому.
Добрая семья прибавит разума-ума.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Семья без детей что цветок без запаха.
Дерево держится корнями, а человек семьей.
Добро по миру не рекой течёт, а семьёй живёт.
Темы родительских собраний
1 младшая группа
Ø «Наши верные друзья — полезные привычки»
Ø «Учите детей говорить правильно»
Ø «Детские страхи»
Ø «Дом, в котором мы живем»
2 младшая группа
Ø «Кризис 3 лет»
Ø «Воспитание самообслуживания»
Ø «Развлечения в кругу семьи»
Ø «Поощрения и наказания ребёнка в семье»
Ø «Растим детей здоровыми»
Средняя группа
Ø «Роль детского сада в воспитании ребёнка»
Ø «Я хочу быть здоровым»
Ø «Игры нашего детства»
Ø «Правильное общение ребёнка в семье»
Старшая группа
Ø «Как воспитать у ребёнка любовь к книгам»
Ø «Воспитание ценностного отношения к окружающим»
Ø «Сюжетно-ролевая игра и её роль в воспитании ребёнка»
Ø «О наших успехах и достижениях»
Подготовительная группа
Ø «Роль труда в жизни ребёнка»
Ø «Как предотвратить грубость детей»
Ø «Подготовка детей к школе»
Ø «Важна ли игра при подготовке детей к школе»
Актуальные темы индивидуальных тематических консультаций с родителями
1 младшая группа:
Ø «Адаптация детей раннего возраста»
Ø «Речь детей раннего возраста»
Ø «Играйте вместе с детьми»
Ø «Как помочь ребенку заговорить?»
Ø «Капризы и упрямство»
2 младшая группа:
Ø «Что должен уметь ребенок 3х лет»
Ø «Режим дня в жизни ребенка»
Ø «Кризис трех лет»
Ø «Возраст почемучек»
Ø «Необходимость развития мелкой моторики»
Средняя группа:
Ø «Почему ребенку нужна игра»
Ø «Формирование гигиенических навыков»
Ø «Развитие речи детей в семье»
Старшая группа:
Ø «Польза чтения книг»
Ø «Вежливость-это важно»
Ø «Здоровые родители — здоровые дети!»
Ø «Воспитание ценностного отношения к окружающим»
Подготовительная группа:
Ø «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах»
Ø «Роль семьи в воспитании ребенка»
Ø «Нам пора в школу»
Ø «Подвижная игра как средство всестороннего развития личности ребенка»
Памятка для родителей
Права, обязанности и ответственность родителей.
Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию ребенка:
1. Родители обязаны заботиться о здоровье своего ребенка.
2. Родители имеют право и обязаны воспитывать своего ребенка.
3. Родители имеют преимущественное право на воспитание своего ребенка перед всеми другими лицами.
4. Родители, воспитывающие ребенка, несут ответственность за обеспечение необходимых условий жизни для его физического, психического, нравственного и духовного развития.
5. Родители обязаны обеспечить получение ребенком обязательного среднего образования.
6. Родители с учетом мнения ребенка имеют право выбора организации образования и формы обучения ребенка до получения им общего среднего образования.
7. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования ребенка, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов ребенка и с учетом его мнения.
8. Обеспечивают соблюдение этих прав в первую очередь родители.
Обязанности родителей.
1. Обеспечивать и защищать права и интересы своих детей, не причиняя вред их физическому и психологическому здоровью, нравственному развитию, воспитывать детей, исключая пренебрежительное, грубое, жестокое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление, эксплуатацию.
2. Обеспечивать детям до 18 лет получение основного общего образования в общеобразовательной школе или другом образовательном учреждении.
3. Следить за внешним видом, поведением своих детей.
4. Обеспечивать ребенка всем необходимым для посещения школы (канцелярские принадлежности, спортивная форма, дополнительные учебные пособия).
5. Контролировать посещаемость уроков, выполнение домашних заданий и результаты учебного процесса.
6. Выполнять Устав образовательного учреждения.
7. Обеспечивать базу в меру своих способностей и финансовых возможностей для всестороннего развития ребенка (на посещение театров, музеев, выставок и т.д.).
Правила поощрения и наказания ребёнка в семье
Поощрение и наказание – это две стороны одной медали, имя которой «воспитание». И чтобы эта медаль оказалась золотой, необходимо знать основные правила поощрения и наказания.
Чтобы наказание пошло ребенку на пользу, нужно руководствоваться некоторыми правилами.
1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому.
2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. Никакой “профилактики”, никаких наказаний на всякий случай.
3. За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно наказание, за все проступки сразу.
4. Недопустимо запоздалое наказание. Иные «воспитатели» ругают и наказывают детей за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения. Они забывают, что даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев – достаточное наказание.
5. Ребенок не должен панически бояться расправы. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если отношения с ребенком нормальны, то их огорчение для него – наказание.
6. Не унижайте ребенка. Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание не принесет ему пользы.
7. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках – больше ни слова. Не вспоминайте больше о проступке, ибо за него уже расплатился.
8. Нельзя наказывать едой; сильно бить; обзывать бранными словами; ставить надолго в угол; наказывать в публичном месте; повторять свои требования множество раз, «усиливая» их весомость криком. Помните, что ваша несдержанность в наказании вселяет ненависть к тому, из-за чего наказывают; делает ребенка забитым и ничтожным; освобождает от угрызения совести; впоследствии такие дети делаются нечувствительными; наказание создает морального циника.
Поощрение
Поощрение — это своего рода искусство воспитания. Оно может быть как «полезным», так и «вредным». Овладеть этим искусством родителям поможет ряд несложных правил. Усвоив их, вы сможете избежать многих ошибок.
1. Преувеличенная похвала
2. Похвала должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его личность
3. Не хвалите ребенка за естественные вещи
4. Не выражайте свое одобрение в финансовом эквиваленте
5. В семьях, где несколько детей, родители должны следить, чтобы поощрение одного ребенка не вызывало у остального чувства зависти или обиды
6. Однозначно исключите метод поощрения – конфеткой и шоколадкой
7. Поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее
8. Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания.
Основные международные документы, касающиеся прав детей:
Декларация прав ребенка (1959).
Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)
В нашей стране, кроме этих документов, принят ряд законодательных актов:
Семейный кодекс РФ (1996).
Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
Закон «Об образовании».
Конвенция о правах ребенка утверждает ряд социально-правовых принципов, основными из которых являются:
— признание ребенка самостоятельной, полноценной и полноправной личностью, обладающей всеми правами и свободами;
— приоритет интересов ребенка перед потребностями государства, отечества, семьи, религии.
Ребенок обладает личными правами:
— Неотъемлемое право на жизнь, выживание и здоровое развитие.
— На регистрацию с момента рождения, на имя, приобретение гражданства, знание родителей и на их заботу.
— На сохранение своей индивидуальности.
— На поддержание связей с родителями в случае разлучения с ними.
— На свободное выражение своих взглядов по всем вопросам, затрагивающим ребенка (если он способен их сформулировать).
— На личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции, на защиту от незаконного посягательства на его честь.
— На защиту от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальные злоупотребления со стороны родителей, законных опекунов, от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ, сексуальной эксплуатации, от пыток и жестокости, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения.
— На недопущение лишения свободы незаконным или произвольным образом. Ни смертная казнь, ни пожизненное заключение, не предусматривающее возможности освобождения, не назначаются за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет.
Ребенку гарантируются социальные права:
— На особую защиту и помощь, предоставляемую государством в случае, если ребенок временно или постоянно лишен своего семейного окружения или в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении.
— На пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезни и восстановления здоровья.
— На полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества в случае, если ребенок неполноценный в умственном или физическом отношении.
— На пользование благами социального обеспечения, включая социальное страхование.
— На уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Должностные обязанности помощника воспитателя
Сотрудник на своем рабочем месте выполняет такие функции:
1.Осуществляет влажную уборку группы, раздевалки, спальни и других помещений дважды в день.
2. Проветривает группу и спальню в соответствии с установленным графиком, соблюдает режим дезинфекции помещений при карантине.
3. Помогает воспитателю переодевать детей на тихий час, прогулку, физкультуру и праздничные мероприятия.
4. Под руководством воспитателя проводит работу по привитию детям культурно-гигиенических навыков, по воспитанию детей, уборке игровой зоны, кровати.
5. Вместе с воспитателями готовит материал для занятий с детьми, делает после них уборку, помогает отводить детей на кружки, занятия и другие мероприятия.
6. Контролирует чистоту детского постельного белья, полотенец, в соответствии с графиком осуществляет их замену.
7. Следит за сохранностью объектов имущества группы и детского сада.
8. Своевременно делает заявки, если выявлены неисправности мебели или сантехнического оборудования.
9. Используя спецодежду, получает питание для детей, приносит его только в закрытой посуде.
11.Не оставляет пищу, бытовую химию в доступных ребенку местах.
12.Проводит мытье окон в группе и спальне дважды в год.
13. Проводит санобработку ковров согласно графику.
14.При отсутствии кухонного работника может привлекаться к помощи на кухне.
15. При отсутствии воспитателя может привлекаться к выполнению его обязанностей.
16. Находится с детьми в тихий час во время отсутствия воспитателя (при производственной необходимости, при проведении совещаний).
17. Занимается уборкой детских постелей.
18. Принимает участие в благоустройстве и озеленении участка для прогулок.
19. В летний период осуществляет уборку веранды, песочницы, участка.
20. Помогает в подготовке утренников и различных мероприятий.
21.Следит за внешним видом детей и своим собственным.
Требования к уголку
Ø Содержание уголка должно быть кратким и ясным;
Ø Разместить напротив входной двери;
Ø Соответствие возрастной группе;
Ø Наличие информации для всех участников процесса;
Ø Целостность композиции;
Ø Доступность и наличие условий;
Ø Сменяемость материала;
Ø Обязательно присутствие плакатов;
Ø Необходимо разместить информацию об образовательной организации.
МДК 04.01
Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями и лицами их заменяющими и сотрудниками дошкольной образовательной организации
Выполнила студентка 4 курса
Группы 4 СД
Гашникова Валерия
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.