План практического занятия:
1. Макроскопическое строение корня.
2. Микроскопическое строение корня.
3. Специализация и метаморфоз корня.
4. Типы корневых систем.
5. Использование различных корневых систем растений человеком.
Литература:
Определять тип корневой системы растений. Узнавать зоны молодого корня. Представлять анатомическое строение первичного корня и последовательность процессов при переходе корня к вторичному строению. Перечислить этапы заложения боковых корней. Рассказать об основных типах метаморфозов корня с воспроизведением схем строения корнеплодов разного типа, корневых шишек, воздушных корней орхидных, корней-присосок растений- паразитов.
Вопросы для повторения:
1. Что такое корневой волосок, и какое строение он имеет?
2. Какую роль играют корнеплоды в жизни двухлетних растений?
3. Какое значение имеет окучивание растений?4.
3.практ зан. Корень и корневая система. Типы корневых систем.doc
Раздел: Анатомия и морфология растений
Практическое занятие №3
Корень и корневая система.
Типы корневых систем
занятия:
практического
План
1.
Макроскопическое строение корня.
Микроскопическое строение корня.
2.
Специализация и метаморфоз корня.
3.
Типы корневых систем.
4.
5.
Использование различных корневых систем растений человеком.
Литература:
Определять тип корневой системы растений. Узнавать зоны молодого корня.
Представлять анатомическое строение первичного корня и
последовательность процессов при переходе корня к вторичному строению.
Перечислить этапы заложения боковых корней. Рассказать об основных типах
метаморфозов корня с воспроизведением схем строения корнеплодов разного
типа, корневых шишек, воздушных корней орхидных, корней-присосок
растений- паразитов.
Вопросы для повторения:
1. Что такое корневой волосок, и какое строение он имеет?
2. Какую роль играют корнеплоды в жизни двухлетних растений?
3. Какое значение имеет окучивание растений?
4.
Отличительные признаки одно и двудольных растений
Внутреннее строение
Внешнее строение
Корень
Укрепляет растение в почве; всасывает из почвы воду с минеральными солями; синтезирует
органические вещества; запасает питательные вещества; обеспечивает связь растения с
обитателями почвы (бактериями, грибами); осуществляет вегетативное размножение
растения
Различают главные, боковые и
придаточные корни. Главный корень
развивается из зародышевого корешка
семени, боковые – от главного,
придаточные – от стеблей, листьев.
Совокупность корней растения – корневая
система. Известно два типа корневых
систем: стержневая (выделяется главный
корень), мочковатая (много придаточных и
боковых корней). Видоизменения:
корнеплоды (морковь, репа); корнеклубни
(георгин, батат); ходульные корни
(панданус); воздушные корни (орхидеи);
корниприсоски (плющ, сциндапсус)
Стебель, несущий листья и почки,
называют побегом. Развивается побег из
На кончике молодого корня выделяют зоны
(участки): чехлик (покровная ткань); зона
деления (активно делящиеся клетки
образовательной ткани); зона роста (клетки
растут за счет увеличения размеров
вакуолей); зона всасывания (покровная ткань
представлена корневыми волосками –
клетками, поглощающими воду и
минеральные соли); зона проведения и
ветвления (представлена сосудами и
ситовидными трубками, расположенными в
центре – осевом цилиндре; за счет камбия
этой зоны формируются боковые корни)
Стебель древесных растений имеет кольцевое
расположение основных элементов коры
1 (состоит из эпидермиса, пробки и луба с
паренхимой; луб состоит из лубяных волокон
и ситовидных трубок); камбия (слой активно
делящихся клеток, за счет которых стебель
растет в толщину); древесины (состоит из
древесных волокон и сосудов); сердцевины
(состоит из клеток основной ткани,
выполняющих запасающую функцию). От
сердцевины к коре тянутся сердцевинные
лучи. В древесине видны годичные кольца –
чередование ранней и поздней древесины,
связанное с неравномерным делением камбия
по сезонам года
ростовой почки зародыша семени. В
зависимости от положения в пространстве
стебли подразделяют на прямостоячие,
ползучие, лежачие, вьющиеся, лазающие.
По форме поперечного среза стебли могут
быть цилиндрические, трехгранные,
четырехгранные, сплюснутые, крылатые.
По консистенции: деревянистые и
травянистые. Побеги могут быть
удлиненные и укороченные. Любой побег
обеспечивает нарастание и ветвление.
Нарастание и ветвление побегов связано с
развертыванием почек (почка – зачаточный
побег). Видоизменения: подземные
(корневище, луковица, клубень);
надземные (колючки, усики, филлокладии)
Лист
Синтез на свету из углекислого газа и воды органических веществ (фотосинтез); газообмен;
испарение воды с целью охлаждения (транспирация); запасание питательных веществ;
участие в вегетативном размножении (бегония, сенполия)
Лист состоит из листовой пластинки,
черешка (черешковые листья ) и
основания. Если черешка нет – лист
сидячий. Порядок размещения листьев на
побеге – листорасположение (очередное,
мутовчатое, супротивное). Лист с одной
листовой пластинкой – простой, с
несколькими (листочками) – сложный. По
форме простые листья подразделяют на:
цельные, лопастные, разделенные,
рассеченные, овальные, округлые,
линейные, стреловидные. По характеру
края листовой пластинки листья бывают:
цельнокрайние, пильчатокрайние,
выемчатокрайние, городчатокрайние.
Сложные листья: тройчатые,
парноперистые, непарноперистые и
пальчатые. Листья различаются порядком
расположения жилок (жилкованием):
сетчатое с пальчатым (клен) и перистым
(дуб) расположением жилок, параллельное
(рожь) и дуговое (ландыш).
Видоизменения: колючки, усики, чешуйки,
ловчие листья, части цветка (лепестки,
чашелистики, тычинки, пестики)
Стебель
Выносит листья к свету; связывает надземную и подземную части растения; придает
растению механическую прочность, т.е. является опорой; проводит органические и
неорганические вещества; осуществляет фотосинтез (только зеленые травянистые стебли);
участвует в вегетативном размножении
Сверху листовая пластинка покрыта кожицей
(эпидермис), выполняющей защитную
функцию; нижний эпидермис имеет устьица,
может нести защитные волоски (крапива) или
быть покрытым восковым налетом (фикус).
Между верхним и нижним эпидермисом
расположен мезофил – основная ткань,
состоящая из плотно прижатых клеток –
столбчатая ткань (фотосинтез) и рыхло
расположенных клеток – губчатая ткань с
воздухоносными полостями (газообмен).
Клетки мезофилла содержат хлоропласты. В
основной ткани расположены жилки –
проводящие пучки, состоящие из сосудов,
ситовидных трубок и механических волокон.
Камбия в жилках у большинства растений нет.
Жилки выполняют проводящую и опорную
функции. При старении и отмирании листьев
происходит изменение их цвета (разрушается
хлорофилл, и становятся видимыми желтые и
оранжевые пигменты листа) и накопление в
тканях солей щавелевой кислоты
2 Термины и определения по теме
1. Задания для работы в аудитории
Задания 1.
Цель:
Ход работы:
2. Задания для самоконтроля
Задания 1.
Определите понятия:
Корень –
_________________________________________________________________________
3 Корневая система –
_________________________________________________________________
Главный корень –
___________________________________________________________________
Боковой корень –
___________________________________________________________________
Придаточный корень –
______________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Ризодерма –
_______________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Первичная кора –
___________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Эндодерма –
_______________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Центральный цилиндр –
_____________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Перицикл –
________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Вопросы для самоконтроля:
Почему опытные садоводы вносят удобрения в бороздки, расположенные по краям приствольных кругов
плодовых деревьев, а не распределяют их равномерно?
ОТВЕТ: По мере роста дерева корневая система разрастается, а корни впитывают корневыми волосками,
которые следуют за кончиком корня, и поэтому у взрослых деревьев они находятся по краям приствольных
кругов.
Садоводы при пикировке рассады капусты прищипывают верхушку главного корня, а при размножении
кустов смородины используют стеблевые черенки, на которых развиваются придаточные корни. Оба
этих цветковых растения относятся к классу двудольных. Объясните, какой тип корневой системы будет
у капусты, выросшей из этой рассады, а какой — у смородины, выросшей из стеблевого черенка.
ОТВЕТ: 1)Тип корневой системы исходно у капусты и смородины (двудольных растений) стержневой. 2)При
пикировке капусты, после прищипки главный корень перестает расти в длину (так как удаляются зоны деления
роста) и идет развитие боковых и придаточных корней. При укоренении стеблевых черенков смородины
4 развиваются придаточные корни. Таким образом корневая система в обоих случаях станет сходна с мочковатой
(преимущественное развитие боковых и придаточных корней)
Почему вспашка почвы улучшает условия жизни культурных растений?
ОТВЕТ: Вспашка увеличивает количество кислорода в почве, рыхлая почва лучше впитывает влагу, при
вспашке уничтожаются сорняки.
С какой целью при пересадке рассады капусты прищипывают кончик корня?
ОТВЕТ: Для увеличения числа боковых корней, что приведет к увеличению площади питания растений
К каким последствиям может привести внесение в почву избытка минеральных удобрений?
Ответ: К загрязнению окружающей среды.
. В заболоченных районах тундры многие растения страдают от недостатка влаги. С чем это
связано?
ОТВЕТ: Холодная вода плохо всасывается корнями
3. Контрольные вопросы по теме:
гистогены?
первичном строении корня?
1. В чем сходство и различие мочковатой и стержневой
корневых систем?
2. В какой зоне корня можно наблюдать первичное
анатомическое строение? Вторичное анатомическое строение
корня?
3. Как образуются и какие функции выполняют корневые
волоски?
4. Как образуется и какие функции выполняет чехлик?
5. Какова зональность апекса корня? Какие ткани образуют
6. Какие комплексы (блоки) тканей можно выделить при
7. Какие функции выполняет перицикл корня?
8. Как и в каком порядке возникают боковые корни?
9. Каково происхождение главного, бокового и придаточных
10. По каким анатомическим признакам можно отличить корень
11. По каким анатомическим признакам можно отличить корень и
12. С деятельностью каких меристем связано формирование
корней?
первичного и вторичного строения?
стебель первичного строения?
вторичного строения корня?
5
Корень и корневая система
Корень и корневая система
Корень и корневая система
Корень и корневая система
Корень и корневая система
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.