Корень и корневая система
Оценка 4.6

Корень и корневая система

Оценка 4.6
Лекции
doc
биология
Взрослым
26.02.2018
Корень и корневая система
План практического занятия: 1. Макроскопическое строение корня. 2. Микроскопическое строение корня. 3. Специализация и метаморфоз корня. 4. Типы корневых систем. 5. Использование различных корневых систем растений человеком. Литература: Определять тип корневой системы растений. Узнавать зоны молодого корня. Представлять анатомическое строение первичного корня и последовательность процессов при переходе корня к вторичному строению. Перечислить этапы заложения боковых корней. Рассказать об основных типах метаморфозов корня с воспроизведением схем строения корнеплодов разного типа, корневых шишек, воздушных корней орхидных, корней-присосок растений- паразитов. Вопросы для повторения: 1. Что такое корневой волосок, и какое строение он имеет? 2. Какую роль играют корнеплоды в жизни двухлетних растений? 3. Какое значение имеет окучивание растений?4.
3.практ зан. Корень и корневая система. Типы корневых систем.doc
Раздел: Анатомия  и морфология растений  Практическое занятие  №3 Корень и корневая система.  Типы корневых систем   занятия:  практического План      1.  Макроскопическое строение корня.  Микроскопическое строение корня. 2.  Специализация и метаморфоз корня. 3.  Типы корневых систем. 4. 5.  Использование различных корневых систем растений человеком. Литература: Определять тип корневой системы растений. Узнавать зоны молодого корня. Представлять анатомическое строение первичного корня и последовательность процессов при переходе корня к вторичному строению. Перечислить этапы заложения боковых корней. Рассказать об основных типах метаморфозов корня с воспроизведением схем строения корнеплодов разного типа, корневых шишек, воздушных корней орхидных, корней-присосок растений- паразитов. Вопросы для повторения: 1. Что такое корневой волосок, и какое строение он имеет? 2. Какую роль играют корнеплоды в жизни двухлетних растений? 3. Какое значение имеет окучивание растений? 4. Отличительные признаки одно­ и двудольных растений Внутреннее строение Внешнее строение Корень Укрепляет растение в почве; всасывает из почвы воду с минеральными солями; синтезирует органические вещества; запасает питательные вещества; обеспечивает связь растения с  обитателями почвы (бактериями, грибами); осуществляет вегетативное размножение  растения Различают главные, боковые и  придаточные корни. Главный корень  развивается из зародышевого корешка  семени, боковые – от главного,  придаточные – от стеблей, листьев.  Совокупность корней растения – корневая  система. Известно два типа корневых  систем: стержневая (выделяется главный  корень), мочковатая (много придаточных и боковых корней). Видоизменения:  корнеплоды (морковь, репа); корнеклубни  (георгин, батат); ходульные корни  (панданус); воздушные корни (орхидеи);  корни­присоски (плющ, сциндапсус) Стебель, несущий листья и почки,  называют побегом. Развивается побег из  На кончике молодого корня выделяют зоны  (участки): чехлик (покровная ткань); зона  деления (активно делящиеся клетки  образовательной ткани); зона роста (клетки  растут за счет увеличения размеров  вакуолей); зона всасывания (покровная ткань  представлена корневыми волосками –  клетками, поглощающими воду и  минеральные соли); зона проведения и  ветвления (представлена сосудами и  ситовидными трубками, расположенными в  центре – осевом цилиндре; за счет камбия  этой зоны формируются боковые корни) Стебель древесных растений имеет кольцевое  расположение основных элементов коры  1 (состоит из эпидермиса, пробки и луба с  паренхимой; луб состоит из лубяных волокон  и ситовидных трубок); камбия (слой активно  делящихся клеток, за счет которых стебель  растет в толщину); древесины (состоит из  древесных волокон и сосудов); сердцевины  (состоит из клеток основной ткани,  выполняющих запасающую функцию). От  сердцевины к коре тянутся сердцевинные  лучи. В древесине видны годичные кольца –  чередование ранней и поздней древесины,  связанное с неравномерным делением камбия  по сезонам года ростовой почки зародыша семени. В  зависимости от положения в пространстве  стебли подразделяют на прямостоячие,  ползучие, лежачие, вьющиеся, лазающие.  По форме поперечного среза стебли могут  быть цилиндрические, трехгранные,  четырехгранные, сплюснутые, крылатые.  По консистенции: деревянистые и  травянистые. Побеги могут быть  удлиненные и укороченные. Любой побег  обеспечивает нарастание и ветвление.  Нарастание и ветвление побегов связано с  развертыванием почек (почка – зачаточный побег). Видоизменения: подземные  (корневище, луковица, клубень);  надземные (колючки, усики, филлокладии) Лист Синтез на свету из углекислого газа и воды органических веществ (фотосинтез); газообмен;  испарение воды с целью охлаждения (транспирация); запасание питательных веществ;  участие в вегетативном размножении (бегония, сенполия) Лист состоит из листовой пластинки,  черешка (черешковые листья ) и  основания. Если черешка нет – лист  сидячий. Порядок размещения листьев на  побеге – листорасположение (очередное,  мутовчатое, супротивное). Лист с одной  листовой пластинкой – простой, с  несколькими (листочками) – сложный. По  форме простые листья подразделяют на:  цельные, лопастные, разделенные,  рассеченные, овальные, округлые,  линейные, стреловидные. По характеру  края листовой пластинки листья бывают:  цельнокрайние, пильчатокрайние,  выемчатокрайние, городчатокрайние.  Сложные листья: тройчатые,  парноперистые, непарноперистые и  пальчатые. Листья различаются порядком  расположения жилок (жилкованием):  сетчатое с пальчатым (клен) и перистым  (дуб) расположением жилок, параллельное  (рожь) и дуговое (ландыш).  Видоизменения: колючки, усики, чешуйки,  ловчие листья, части цветка (лепестки,  чашелистики, тычинки, пестики) Стебель Выносит листья к свету; связывает надземную и подземную части растения; придает  растению механическую прочность, т.е. является опорой; проводит органические и  неорганические вещества; осуществляет фотосинтез (только зеленые травянистые стебли);  участвует в вегетативном размножении Сверху листовая пластинка покрыта кожицей  (эпидермис), выполняющей защитную  функцию; нижний эпидермис имеет устьица,  может нести защитные волоски (крапива) или  быть покрытым восковым налетом (фикус).  Между верхним и нижним эпидермисом  расположен мезофил – основная ткань,  состоящая из плотно прижатых клеток –  столбчатая ткань (фотосинтез) и рыхло  расположенных клеток – губчатая ткань с  воздухоносными полостями (газообмен).  Клетки мезофилла содержат хлоропласты. В  основной ткани расположены жилки –  проводящие пучки, состоящие из сосудов,  ситовидных трубок и механических волокон.  Камбия в жилках у большинства растений нет. Жилки выполняют проводящую и опорную  функции. При старении и отмирании листьев  происходит изменение их цвета (разрушается  хлорофилл, и становятся видимыми желтые и  оранжевые пигменты листа) и накопление в  тканях солей щавелевой кислоты 2 Термины и определения по теме             1. Задания для работы в аудитории Задания 1. Цель: Ход работы: 2. Задания для самоконтроля Задания 1. Определите понятия: Корень –  _________________________________________________________________________ 3 Корневая система –  _________________________________________________________________  Главный корень –  ___________________________________________________________________ Боковой корень –  ___________________________________________________________________ Придаточный корень –  ______________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Ризодерма –  _______________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Первичная кора –  ___________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Эндодерма –  _______________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Центральный цилиндр –  _____________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Перицикл –  ________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Вопросы для самоконтроля: Почему опытные садоводы вносят удобрения в бороздки, расположенные по краям приствольных кругов плодовых деревьев, а не распределяют их равномерно?  ОТВЕТ: По мере роста дерева корневая система разрастается, а корни впитывают корневыми волосками,  которые следуют за кончиком корня, и поэтому у взрослых деревьев они находятся по краям приствольных  кругов.  Садоводы при пикировке рассады капусты прищипывают верхушку главного корня, а при размножении  кустов смородины используют стеблевые черенки, на которых развиваются придаточные корни. Оба  этих цветковых растения относятся к классу двудольных. Объясните, какой тип корневой системы будет  у капусты, выросшей из этой рассады, а какой — у смородины, выросшей из стеблевого черенка.  ОТВЕТ: 1)Тип корневой системы исходно у капусты и смородины (двудольных растений) стержневой. 2)При  пикировке капусты, после прищипки главный корень перестает расти в длину (так как удаляются зоны деления  роста) и идет развитие боковых и придаточных корней. При укоренении стеблевых черенков смородины  4 развиваются придаточные корни. Таким образом корневая система в обоих случаях станет сходна с мочковатой (преимущественное развитие боковых и придаточных корней)  Почему вспашка почвы улучшает условия жизни культурных растений?  ОТВЕТ: Вспашка увеличивает количество кислорода в почве, рыхлая почва лучше впитывает влагу, при  вспашке уничтожаются сорняки.  С какой целью при пересадке рассады капусты прищипывают кончик корня?  ОТВЕТ: Для увеличения числа боковых корней, что приведет к увеличению площади питания растений  К каким последствиям может привести внесение в почву избытка минеральных удобрений?  Ответ: К загрязнению окружающей среды.  . В заболоченных районах тундры многие растения страдают от недостатка влаги. С чем это  связано?  ОТВЕТ: Холодная вода плохо всасывается корнями 3. Контрольные вопросы по теме: гистогены? первичном строении корня? 1. В чем сходство и различие мочковатой и стержневой корневых систем? 2. В какой зоне корня можно наблюдать первичное анатомическое строение? Вторичное анатомическое строение корня? 3. Как образуются и какие функции выполняют корневые волоски? 4. Как образуется и какие функции выполняет чехлик? 5. Какова зональность апекса корня? Какие ткани образуют 6. Какие комплексы (блоки) тканей можно выделить при 7. Какие функции выполняет перицикл корня? 8. Как и в каком порядке возникают боковые корни? 9. Каково происхождение главного, бокового и придаточных 10. По каким анатомическим признакам можно отличить корень 11. По каким анатомическим признакам можно отличить корень и 12. С деятельностью каких меристем связано формирование корней? первичного и вторичного строения? стебель первичного строения? вторичного строения корня? 5

Корень и корневая система

Корень и корневая система

Корень и корневая система

Корень и корневая система

Корень и корневая система

Корень и корневая система

Корень и корневая система

Корень и корневая система

Корень и корневая система

Корень и корневая система
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2018