КОРЕННОЙ ПЕРЕЛОМ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ. НОЯБРЬ 1942 г. - ЗИМА 1943 г.
Оценка 5

КОРЕННОЙ ПЕРЕЛОМ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ. НОЯБРЬ 1942 г. - ЗИМА 1943 г.

Оценка 5
doc
24.12.2022
КОРЕННОЙ ПЕРЕЛОМ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ.  НОЯБРЬ  1942 г. - ЗИМА 1943 г.
Урок 20.doc

Урок ___

КОРЕННОЙ ПЕРЕЛОМ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ.

НОЯБРЬ  1942 г. - ЗИМА 1943 г.

Общие цели: дать представление учащимся об основных военных действиях Великой Отечественной войны; определить роль СССР в антигитлеровской коалиции; познакомить с идео­логической направленностью, развитием культуры в годы Вели­кой Отечественной войны.

Вспомогательные цели: опираясь на текст § 25, объяснить понятие «коренной перелом в войне» и назвать его хронологи­ческие данные; рассказать о контрнаступлении советских войск под Сталинградом, о танковом сражении под Прохоровкой; оха­рактеризовать взаимоотношения союзников по антигитлеров­ской коалиции в 1943 г.

Дополнительные цели: сравнить соотношение сил СССР и Германии в Московской и Сталинградской битвах; обсудить сущность понятия «коренной перелом»; сравнить, опираясь на материал документов, взгляды К. К. Рокоссовского и Э. Ман-штейна на Сталинградскую битву; сравнить Сталинградскую и Курскую битвы; оценить роль Тегеранской конференции для хода борьбы с фашистской Германией и ее союзниками; проана­лизировать роль искусства в мобилизации советского народа к отпору фашистским захватчикам.

Основные понятия и термины: коренной перелом в войне, второй фронт, «Окна ТАСС».

Важнейшие даты и события:

19-20 ноября 1942 г. - контрнаступление Красной армии под Сталинградом. Коренной перелом в ходе Великой Отечествен­ной войны и Второй мировой войны.

31 января - 2 февраля 1943 г. - капитуляция немецких войск, окруженных под Сталинградом.

Июль 1943 г. - битва на Орловско-Курской дуге.

Ноябрь 1943 г. - освобождение Красной армией Киева. Встреча глав СССР, США и Великобритании в Тегеране.

Оборудование:  карта «Великая Отечественная война».

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

вариант проверки  домашнего  задания- Тест.

II вариант проверки домашнего задания

Беседа по вопросам № 1,6, 8, 9.

II. Изучение нового материала.

План

1. Разгром немецко-фашистских захватчиков под Сталингра­дом.

2.     Орловско-Курская дуга. Завершение коренного перелома в войне.

3.     Отношения с союзниками. Конференция в Тегеране.

4.     Идеология, культура и война.

В течение урока обучающиеся продолжают заполнение таблицы (см. домашнее задание уроков 24-25).

1. Разгром немецко-фашистских захватчиков под Ста­линградом.

Выступление обучающихся с заранее подготовлен­ным сообщением «Контрнаступление советских войск под Ста­линградом».

Вариативные задания обучающимся:

Вариант I: объяснить, какую роль сыграли в Сталин­градской битве г. Калач на Дону и г. Котельниково.

- Операция по контрнаступлению под Сталинградом полу­чила название «Уран». Объясните, почему только 19 ноября 1942 г. началось наступление Северо-Западного Сталинграда силами Юго-Западного и Донского фронтов?

Вариант II: обучающиеся знакомятся с документальным Мйтсриалом (см. учебник: § 25) и сравнивают взгляды К. К. Рокос­совского и Э. Манштейна на Сталинградскую битву.

Вариант III: сравнить соотношение сил СССР и Герма­нии в Московской и Сталинградской битвах.

Обучающиеся сравнивают данные таблиц «Соотношение сил СССР и Германии на Московском направлении осенью 1941 г.» и «Соотношение сил на Сталинградском направлении в ноябре 1942 г.».

Вариант IV: в своей книге «Сражение века» В. И. Чуй­ков задается вопросом, почему А. Гитлер, вопреки заданной так­тике и стратегии, стремился завоевать весь город (Сталинград), который уже был разрушен до основания.

2. Орловско-Курская дуга. Завершение коренного пере­лома в войне.

Рассказ учителя с опорой на карту.

Сражения на Курской дуге. Этапы сражения:

5 июля 1943 г. - 12 июля 1943 г. - оборонительный этап;

15 июля 1943 г. - 28 августа 1943 г. - наступление Красной армии.

Предоставляется слово обучающимся с подготовлен­ным сообщением «Танковое сражение под Прохоровкой».

Затем характеризуется второй этап Курской битвы:

•        контрнаступление Красной армии на Орел (15 июля -23 августа) и Харьков (3 - 23 августа) привело к освобождению этих городов, поражению вермахта;

•        освобождение левобережья Днепра.

Организуется беседа:

-    Внимательно рассмотрите карту' и определите, в чем пре­имущество Курской дуги для разворачивания наступления с обеих сторон.

-    Опираясь на карту, объясните, почему наступление под Курском получило развитие на южном направлении.

-    Порассуждайте, почему А. Гитлер назвал танковое сраже­ние под Прохоровкой «битвой железа»?

-    В первом этапе сражения участвовали партизанские отря­ды, развернувшие «рельсовую войну». Найдите на карте районы их диверсий под Курском. Подумайте, почему они проводились в таком порядке?

Задание: объясните, почему период с осени 1942 г. по осень 1943 г. - время коренного перелома в войне?

3. Отношения с союзниками. Конференция в Тегеране.

РАССКАЗАТЬ  об определяющей роли, которую сыграла в ходе Второй мировой войны Тегеран­ская  конференция (декабрь 1943 г.).

На конференции впервые все вместе встретились главы пра­вительств держав антигитлеровской коалиции: И. В. Сталин, Ф. Рузвельт, У. Черчилль.

Задание обучающимся: начать заполнение таблицы «Конференции антигитлеровской коалиции».

 

Рассматриваемые вопросы

Тегеранская конференция 28. 11. 1943- 01. 12. 1943

Ялтинская конференция 04.02. 1945- 11.02. 1945

Потсдамская конференция

17.07.   1945- 02.08.   1945

Открытие второ­го фронта

 

 

 

Послевоенное устройство мира

 

 

 

Судьба стран Восточной Европы

 

 

 

Польский вопрос

 

 

 

Репарации

 

 

 

Вопрос о Японии

 

 

 

Судьба Германии

 

 

 

Вопросы:

-     Какие решения были приняты на Тегеранской конферен­ции?

-     Соотнесите принятые на Тегеранской конференции реше­ния с военно-стратегической ситуацией того времени и интере­сами лидеров «Большой Тройки» антигитлеровской коалиции.

4. Идеология, культура и война.

Рекомендуется организовать выступления обучающих­ся с заранее подготовленными краткими сообщениями по теме изучаемого вопроса.

III. Закрепление изученного материала.

Проверяется заполнение таблицы «Основные события на со­ветско-германском фронте».

Домашнее задание: § 25. Знать новые понятия, даты, собы­тия. Письменно ответить на вопросы № 3, 4.

Подготовить сообщение по теме «Мои земляки -герои Великой Отечественной войны».

Основываясь на дополнительном справочном материале, подготовить таблицу «СССР в системе международных отноше­ний в 1941-1945 гг.»

 

Дата

События

Персоналии

Итоги, решения, значение

1941 г.

 

 

 

1942 г.

 

 

 

1943 г.

 

 

 

1944 г.

 

 

 

1945 г.

 

 

 

 


Урок ___ КОРЕННОЙ ПЕРЕЛОМ В

Урок ___ КОРЕННОЙ ПЕРЕЛОМ В

Обучающиеся сравнивают данные таблиц «Соотношение сил

Обучающиеся сравнивают данные таблиц «Соотношение сил

Вопрос о Японии

Вопрос о Японии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.