Урок ___
КОРЕННОЙ ПЕРЕЛОМ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ.
НОЯБРЬ 1942 г. - ЗИМА 1943 г.
Общие цели: дать представление учащимся об основных военных действиях Великой Отечественной войны; определить роль СССР в антигитлеровской коалиции; познакомить с идеологической направленностью, развитием культуры в годы Великой Отечественной войны.
Вспомогательные цели: опираясь на текст § 25, объяснить понятие «коренной перелом в войне» и назвать его хронологические данные; рассказать о контрнаступлении советских войск под Сталинградом, о танковом сражении под Прохоровкой; охарактеризовать взаимоотношения союзников по антигитлеровской коалиции в 1943 г.
Дополнительные цели: сравнить соотношение сил СССР и Германии в Московской и Сталинградской битвах; обсудить сущность понятия «коренной перелом»; сравнить, опираясь на материал документов, взгляды К. К. Рокоссовского и Э. Ман-штейна на Сталинградскую битву; сравнить Сталинградскую и Курскую битвы; оценить роль Тегеранской конференции для хода борьбы с фашистской Германией и ее союзниками; проанализировать роль искусства в мобилизации советского народа к отпору фашистским захватчикам.
Основные понятия и термины: коренной перелом в войне, второй фронт, «Окна ТАСС».
Важнейшие даты и события:
19-20 ноября 1942 г. - контрнаступление Красной армии под Сталинградом. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны.
31 января - 2 февраля 1943 г. - капитуляция немецких войск, окруженных под Сталинградом.
Июль 1943 г. - битва на Орловско-Курской дуге.
Ноябрь 1943 г. - освобождение Красной армией Киева. Встреча глав СССР, США и Великобритании в Тегеране.
Оборудование: карта «Великая Отечественная война».
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
1 вариант проверки домашнего задания- Тест.
II вариант проверки домашнего задания
Беседа по вопросам № 1,6, 8, 9.
II. Изучение нового материала.
План
1. Разгром немецко-фашистских захватчиков под Сталинградом.
2. Орловско-Курская дуга. Завершение коренного перелома в войне.
3. Отношения с союзниками. Конференция в Тегеране.
4. Идеология, культура и война.
В течение урока обучающиеся продолжают заполнение таблицы (см. домашнее задание уроков 24-25).
1. Разгром немецко-фашистских захватчиков под Сталинградом.
Выступление обучающихся с заранее подготовленным сообщением «Контрнаступление советских войск под Сталинградом».
Вариативные задания обучающимся:
Вариант I: объяснить, какую роль сыграли в Сталинградской битве г. Калач на Дону и г. Котельниково.
- Операция по контрнаступлению под Сталинградом получила название «Уран». Объясните, почему только 19 ноября 1942 г. началось наступление Северо-Западного Сталинграда силами Юго-Западного и Донского фронтов?
Вариант II: обучающиеся знакомятся с документальным Мйтсриалом (см. учебник: § 25) и сравнивают взгляды К. К. Рокоссовского и Э. Манштейна на Сталинградскую битву.
Вариант III: сравнить соотношение сил СССР и Германии в Московской и Сталинградской битвах.
Обучающиеся сравнивают данные таблиц «Соотношение сил СССР и Германии на Московском направлении осенью 1941 г.» и «Соотношение сил на Сталинградском направлении в ноябре 1942 г.».
Вариант IV: в своей книге «Сражение века» В. И. Чуйков задается вопросом, почему А. Гитлер, вопреки заданной тактике и стратегии, стремился завоевать весь город (Сталинград), который уже был разрушен до основания.
2. Орловско-Курская дуга. Завершение коренного перелома в войне.
Рассказ учителя с опорой на карту.
Сражения на Курской дуге. Этапы сражения:
5 июля 1943 г. - 12 июля 1943 г. - оборонительный этап;
15 июля 1943 г. - 28 августа 1943 г. - наступление Красной армии.
Предоставляется слово обучающимся с подготовленным сообщением «Танковое сражение под Прохоровкой».
Затем характеризуется второй этап Курской битвы:
• контрнаступление Красной армии на Орел (15 июля -23 августа) и Харьков (3 - 23 августа) привело к освобождению этих городов, поражению вермахта;
• освобождение левобережья Днепра.
Организуется беседа:
- Внимательно рассмотрите карту' и определите, в чем преимущество Курской дуги для разворачивания наступления с обеих сторон.
- Опираясь на карту, объясните, почему наступление под Курском получило развитие на южном направлении.
- Порассуждайте, почему А. Гитлер назвал танковое сражение под Прохоровкой «битвой железа»?
- В первом этапе сражения участвовали партизанские отряды, развернувшие «рельсовую войну». Найдите на карте районы их диверсий под Курском. Подумайте, почему они проводились в таком порядке?
Задание: объясните, почему период с осени 1942 г. по осень 1943 г. - время коренного перелома в войне?
3. Отношения с союзниками. Конференция в Тегеране.
РАССКАЗАТЬ об определяющей роли, которую сыграла в ходе Второй мировой войны Тегеранская конференция (декабрь 1943 г.).
На конференции впервые все вместе встретились главы правительств держав антигитлеровской коалиции: И. В. Сталин, Ф. Рузвельт, У. Черчилль.
Задание обучающимся: начать заполнение таблицы «Конференции антигитлеровской коалиции».
Рассматриваемые вопросы |
Тегеранская конференция 28. 11. 1943- 01. 12. 1943 |
Ялтинская конференция 04.02. 1945- 11.02. 1945 |
Потсдамская конференция 17.07. 1945- 02.08. 1945 |
Открытие второго фронта |
|
|
|
Послевоенное устройство мира |
|
|
|
Судьба стран Восточной Европы |
|
|
|
Польский вопрос |
|
|
|
Репарации |
|
|
|
Вопрос о Японии |
|
|
|
Судьба Германии |
|
|
|
Вопросы:
- Какие решения были приняты на Тегеранской конференции?
- Соотнесите принятые на Тегеранской конференции решения с военно-стратегической ситуацией того времени и интересами лидеров «Большой Тройки» антигитлеровской коалиции.
4. Идеология, культура и война.
Рекомендуется организовать выступления обучающихся с заранее подготовленными краткими сообщениями по теме изучаемого вопроса.
III. Закрепление изученного материала.
Проверяется заполнение таблицы «Основные события на советско-германском фронте».
Домашнее задание: § 25. Знать новые понятия, даты, события. Письменно ответить на вопросы № 3, 4.
Подготовить сообщение по теме «Мои земляки -герои Великой Отечественной войны».
Основываясь на дополнительном справочном материале, подготовить таблицу «СССР в системе международных отношений в 1941-1945 гг.»
Дата |
События |
Персоналии |
Итоги, решения, значение |
1941 г. |
|
|
|
1942 г. |
|
|
|
1943 г. |
|
|
|
1944 г. |
|
|
|
1945 г. |
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.