Согласовано Руководитель МО учителей начальных классов и воспитателей в ГПД МБОУ «Мглинская СОШ №2» __________ Соловьёва Л.Н. Протокол № ___ от « » 2019 г.
|
Согласовано Заместитель директора школы по УВР МБОУ « Мглинская СОШ № 2» _____________ Кондрат Е.В.
«____»____________2019 г.
|
Утверждено Директор МБОУ «Мглинская СОШ №2» _____________ Ширко А.Н.
Приказ № ___ от «____»_________ 2019 г.
|
Адаптированная рабочая программа
коррекционного курса
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
Для обучающегося с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) Вариант 1
1 класс
Молодьковой Анны Васильевны
соответствие занимаемой должности
2019-2020учебный год.
Рассмотрено на заседании педагогического совета школы
протокол №______
от « » ____ 2019г.
Пояснительная записка.
Адаптированная образовательная рабочая программа коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) и соответствует учебному плану МБОУ «Мглинская СОШ №2» на 2019-2020 учебный год.
Цель коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»: сформировать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков.
Задачи:
1. Формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств.
2. Коррекция недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве.
3.Формирование пространственно-временных ориентировок.
4. Развитие слухоголосовых координаций.
5. Формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов).
6.Совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности.
7.Обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии.
8.Исправление недостатков моторики (совершенствование координации движений, преодоления моторной неловкости, скованности движений, развития мелкой моторики руки и др.).
9.Совершенствование зрительно-двигательной координации.
10.Формирование точности и целенаправленности движений и действий.
11.Воспитание самостоятельности, ответственности за свои поступки, аккуратности, настойчивости, трудолюбия, терпения, умения доводить дело до конца.
12.Воспитание у обучающихся толерантности, патриотизма.
Программа рассчитана на 1 час в неделю, в 1 классе – 33 часа
(33 учебные недели).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающегося с умственной отсталостью в культуру, овладение им социо-культурным опытом.
-осознание себя как гражданина России;
-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
-овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
-способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
-умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому;
-умение чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
-формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
на конец обучения в 1классе:
Минимальный уровень:
|
Достаточный уровень:
|
· Узнавать, сравнивать и группировать геометрические фигуры, предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению; · Обобщать; · Определять последовательность событий; различать противоположно направленные действия и явления; · Составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам; · Практически выделять признаки и свойства объектов и явлений; · Различать части суток, знать дни недели; · Отвечать на вопросы учителя; · Различать речевые и неречевые звуки; · Ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги;
|
· Узнавать, сравнивать и группировать геометрические фигуры, предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
· Определять последовательность событий; различать противоположно направленные действия и явления; · Составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам; · Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя · Выявлять закономерности и проводить аналогии. · Различать части суток, знать дни недели. · Различать речевые и неречевые звуки; · Ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги; |
Содержание учебного предмета
№ п/п |
Наименование разделов |
Количество часов |
1 |
Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий. |
1 |
2 |
Развитие крупной и мелкой моторики рук, графомоторных навыков |
5 |
3 |
Тактильно – двигательное восприятие |
2 |
4 |
Кинестетическое и кинетическое развитие |
2 |
5 |
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов |
6 |
6 |
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти |
3 |
7 |
Восприятие особых свойств предметов |
3 |
8 |
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти |
3 |
9 |
Восприятие пространства |
5 |
10 |
Восприятие времени |
3 |
|
Итого |
33ч |
Календарно -тематическое планирование
1 класс (33ч)
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
1. |
Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий. |
1 |
|
|
Развитие крупной и мелкой моторики рук, графомоторных навыков |
5 |
|
2 |
Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (повороты, перестроения, бросание в цель). |
1 |
|
3 |
Развитие согласованности действий и движений разных частей тела (повороты с движениями рук, ходьба с изменением направления, т.д.). Равновесие («дорожка следов»). |
1 |
|
4 |
Развитие мелкой моторики пальцев и руки (пальчиковая гимнастика, владения письменными принадлежностями: карандашом, ручкой). Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка. |
1 |
|
5 |
Развитие координации движений руки и глаза (завязывание, нанизывание). |
1 |
|
6 |
Работа в технике «рваной аппликации». Сгибание бумаги. Вырезание прямых полос. |
1 |
|
|
Тактильно – двигательное восприятие |
2 |
|
7 |
Определение на ощупь величины предмета (большой – маленький – самый маленький) и плоскостных фигур. Дидактическая игра «Чудесный мешочек». |
1 |
|
8 |
Упражнения в раскатывании пластилина. Игра с крупной мозаикой. |
1 |
|
|
Кинестетическое и кинетическое развитие |
2 |
|
9 |
Формирование ощущений от различных поз тела; вербализация собственных ощущений. Дидактическая игра «Море волнуется». |
1 |
|
10 |
Движения и позы верхних и нижних конечностей (сенсорная тропа для ног, «акробаты», имитация ветра) головы по показу. Выразительность, имитация движений (оркестр, повадки зверей). |
1 |
|
|
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов |
6 |
|
11 |
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Выделение формы предмета; обозначение формы предмета словом. |
1 |
|
12 |
Группировка предметов и их изображений по форме. Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме». |
1 |
|
13 |
Работа с геометрическим конструктором по показу ( крупный, напольный «Лего»). Дидактическая игра, «Какой фигуры не стало». (3-4) предмета. |
1 |
|
14 |
Различие предметов по величине (большой - маленький). Сравнение 2-х предметов по высоте и длине, по ширине и толщине. |
1 |
|
15 |
Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу. Конструирование объемных предметов из составных частей, целого из частей на разрезном наглядном материале. (2-3 детали). |
1 |
|
16 |
Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, белый) Различение и обозначение. Дидактическая игра «Назови цвет предмета», «Угадай, какого цвета нет?» |
1 |
|
|
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти |
3 |
|
17 |
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога). |
1 |
|
18 |
Нахождение отличительных и общих признаков 2-х предметов. «Сравни предметы». «Какой детали не хватает» (у стола-ножки, у стула-спинки, у ведра-ручки). |
1 |
|
19 |
Дидактическая игра «Что изменилось» (2-3 предмета). Профилактика и коррекция зрения. |
1 |
|
|
Восприятие особых свойств предметов |
3 |
|
20 |
Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный - горячий); обозначение словом. |
1 |
|
21 |
Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый), развитие обоняния (приятный – неприятный запах). Дидактическая игра «Узнай по вкусу», «Определи по запаху». |
1 |
|
22 |
Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый – легкий). Сравнение предметов по тяжести. |
1 |
|
|
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти |
3 |
|
23 |
Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). Дидактическая игра «Узнай на слух» |
1 |
|
24 |
Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин). Прослушивание музыкальных произведений. |
1 |
|
25 |
Различение речевых и музыкальных звуков. Дидактическая игра «Кто и как голос подает» (имитация крика животных). |
1 |
|
|
Восприятие пространства |
5 |
|
26 |
Ориентировка на собственном теле (правая/левая/рука/нога). |
1 |
|
27 |
Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.). |
1 |
|
28 |
Ориентировка в помещении (классная комната): расположение предметов в помещении. Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте, т.д.). |
1 |
|
29 |
Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, правая/левая/ сторона): расположение предметов. Дидактическая игра «Расположи верно». |
1 |
|
30 |
Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур. |
1 |
|
|
Восприятие времени |
3 |
|
31 |
Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь). Смена времени суток. Упражнения на графической модели «Сутки». |
1 |
|
32 |
Понятие «сегодня», «завтра», «вчера». |
1 |
|
33 |
Неделя. Семь суток. Порядок дней недели. Дидактическая игра «Веселая неделя». |
1 |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.