Согласовано Руководитель МО учителей начальных классов и воспитателей в ГПД МБОУ «Мглинская СОШ №2» __________ Соловьёва Л.Н. Протокол № ___ от « » 2021 г.
|
Согласовано Заместитель директора школы по УВР МБОУ « Мглинская СОШ № 2» _____________ Кондрат Е.В.
«____»____________2021 г.
|
Утверждено Директор МБОУ «Мглинская СОШ №2» _____________ Жевна С.А.
Приказ № ___ от «____»_________ 2021 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по коррекционному курсу «Психомоторика и развитие деятельности»
для обучающегося на дому(вариант 6.2) в соответствии с ФГОС с ОВЗ
2 класс
учителя начальных классов
Молодьковой Анны Васильевны
соответствие занимаемой должности
2021-2022учебный год.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
протокол №______
от « » ____ 2021г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Психомоторика и развитие деятельности» разработана в соответствии с:
· Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
· Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26«Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; и соответствует учебному плану МБОУ «Мглинская СОШ №2» на 2021-2022учебный год.
Данная программа разработана на основе программы Митеевой Л., Удалова Л. «Развитие сенсомоторики детей с ограниченными возможностями здоровья», Безбородовой М.А. «Развитие психомоторных способностей младших школьников в учебной деятельности».
Цель программы – дать правильное представление, об окружающей действительности способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в общество, на основе создания оптимальных условий познания обучающимся каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков
Представленная цель конкретизируется в следующих задачах:
- развитие любознательности и наблюдательности, способности замечать новое, умения включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность;
- коррекция недостатков познавательной деятельности обучающихся путем развития у них правильного восприятия цвета, формы, величины, пространственного расположения предметов;
- совершенствование мелкой моторики обучающихся, исправление недостатков их общей моторики, развитие межанализаторного взаимодействие и зрительно-двигательную координации;
- формирование умения самостоятельно конструировать по моделям, использовать пространственные и метрические признаки предметов;
словесное обозначение пространственных отношений пространственно-временные ориентировки;
- развитию умения словестного обозначения пространственных отношений;
- работа над увеличением объема произвольной памяти обучающихся в зрительной, слуховой и осязательной модальностях;
- развитие умения выделять, осознавать и принимать цели действия;
- формировать умение планировать свою деятельность по времени и содержанию;
- развитие умения контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы;
- развитие умения обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи.
Место учебного предмета в учебном плане: коррекционно - развивающие занятия с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья проводятся 1 раз в неделю, 34 занятия в год
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
Обучающийся научится:
· Оценивать простые ситуации и однозначные поступки свои и окружающих людей с точки зрения общечеловеческих и российских гражданских ценностей.
· Подчинять свое поведение заданному образцу под влиянием оценки взрослого.
· Давать оценку собственной учебной деятельности, ориентируясь на образец «хорошего ученика».
· объяснять самому себе: что мне нравится в себе, а что – нет (личностные качества); что я делаю с удовольствием, а что – нет (мотивы); что получается хорошо, а что – нет (результаты);
· Определять чувства окружающих людей.
Метапредметные результаты:
Регулятивные
Обучающийся научится
· Определять цель учебной деятельности с помощью педагога и самостоятельно.
· Учиться:
· планировать деятельность на занятии, учитывая ориентиры действия, выделенные педагогом;
· высказывать свою версию выполнения учебных действий;
· работать по предложенному плану, использовать необходимые средства деятельности;
· контролировать свои действия, замечать допущенные ошибки (при направляющей помощи педагога);
· определять успешность выполнения своего задания в диалоге с педагогом.
Познавательные
Обучащийся научится:
· Понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг и в каких источниках ее можно найти.
· Находить необходимую информацию в предложенных педагогом источниках.
· Учиться:
· перерабатывать полученную информацию: устанавливать соотношения предметов (объектов) по их свойствам и качествам, делать выводы (при направляющей помощи педагога);
· использовать знаки и символы как условные заместители реальных объектов и предметов для решения задач (с помощью педагога).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
· Выделять и отображать в речи существенные ориентиры действия, передавать (сообщать) их партнеру.
· Учиться:
· понимать возможность различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;
· сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.
Предметные результаты
Обучающийся должен знать, понимать:
· основные цвета и оттенки цветов;
· набор эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар);
· параметры величины (размер, высота, длина, толщина);
· температурные ощущения (теплый, горячий, холодный);
· вкусовые качества (сладкое – горькое, сырое – вареное);
· барические ощущения (ощущение тяжести от разных предметов);
· понятия: близко, ближе – далеко, дальше;
· расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа;
· порядок месяцев в году;
· времена года, их последовательность, основные признаки.
Обучающиеся должны уметь использовать при выполнении заданий:
· точно выполнять целенаправленные действия по трехзвенной инструкции педагога, состоящей из 2 – 3 звеньев;
· согласовывать (координировать) движения руки и глаза, обеих рук, пальцев и кистей рук, разных частей тела;
· рисовать и обводить по трафарету, штриховать в разных направлениях;
· определять на ощупь и называть:
· объемные предметы с разными свойствами (мягкие, жесткие, гладкие, шершавые);
· формы плоскостных предметов по контуру;
· сравнивать и обозначать словом:
· два – три предмета по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина);
· три предмета по весу (тяжелый – средний – легкий);
· группировать предметы по одному – двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме);
· составлять:
· целое из частей на разрезном наглядном материале (три – четыре детали с разрезами по диагонали);
· сериационные ряды из трех – четырех предметов по заданному признаку;
· различать:
· цвета и оттенки, подбирать оттенки к основным цветам;
· основные части хорошо знакомых предметов;
· наложенные изображения предметов (3 – 4 изображения);
· температуру окружающих предметов и явлений (теплый, горячий, холодный) и обозначать словом температурные ощущения;
· вкусовые качества (сладкое – горькое, сырое – вареное) и обозначать словом вкусовые ощущение;
· речевые и неречевые звуки;
· мелодии по характеру (веселая, грустная);
· конструировать предметы из 3-4 геометрических фигур;
· находить различия у двух сходных сюжетных картинок;
· определять:
· отличительные и общие признаки двух предметов;
· различия между предметами по форме, величине, цвету и обозначать их словом;
· определять временные интервалы: части суток, дни недели, месяц; времена года (их последовательность, признаки);
· соотносить времена года с названиями месяцев;
· делать элементарные обобщения на основе сравнения и различения предметов и их изображений;
· сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания;
· ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении и обозначать словом направления движения;
· на плоскости листа бумаги (выделять все углы);
· на поверхности парты;
· словесно обозначать пространственные отношения между конкретными объектами;
· выделять части суток и определять порядок дней недели.
Содержание учебного предмета
№ |
Раздел |
Кол-во часов |
1 |
Развитие моторики и графомоторных навыков |
7ч |
2 |
Тактильно-двигательное восприятие |
2ч |
3
|
Кинестетическое и кинетическое развитие |
2ч |
4 |
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов |
7ч |
5 |
Развитие зрительного восприятия |
3ч |
6 |
Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, барических ощущений) |
3 ч |
7 |
Развитие слухового восприятия |
3 ч |
8 |
Восприятие пространства |
3 ч |
9 |
Восприятие времени |
4ч |
|
Итого |
34ч |
Календарно-тематическое планирование
2 класс (34ч)
Название раздела, количество часов |
Тема урока |
Коли-чество часов |
Дата |
Коррек-тировка |
Развитие моторики; графомотор-ных навыков- 7 ч. |
Развитие точности движений (метание в цель мяча, стрел, «Кольцеброс»). |
1 |
|
|
Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной инструкции педагога (2 шага вперед – поворот направо, т.д.). |
1 |
|
|
|
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. |
1 |
|
|
|
Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус). |
1 |
|
|
|
Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету. |
1 |
|
|
|
Графический диктант (по показу).
|
1 |
|
|
|
Вырезание ножницами из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм. |
1 |
|
|
|
Тактильно-двигательное восприятие – 2 ч. |
Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные, теплые). |
1 |
|
|
Определение на ощупь формы предметов. Дидактическая игра «Чудесный мешочек». |
1 |
|
|
|
Кинестети-ческое и кинети- ческое развитие – 2 ч. |
Движения и позы верхних и нижних конечностей (упражнения по инструкции педагога). Движения и позы головы (по инструкции педагога); вербализация собственных ощущений. |
1 |
|
|
Движения и позы всего тела. Дидактическая игра «Зеркало». Имитация движений и поз (повадки зверей, природных явлений). |
1 |
|
|
|
Восприятие формы, величины, цвета; конструиро-вание предметов – 7 ч.
|
Формирование эталонов объемных геометрических фигур (шар, куб). |
1 |
|
|
Группировка предметов по форме (объемные и плоскостные). |
1 |
|
|
|
Группировка предметов по форме и величине по инструкции педагога. Составление сериационных рядов по величине из 3-4 предметов по заданному признаку. |
1 |
|
|
|
Группировка предметов по форме и цвету по инструкции педагога. |
1 |
|
|
|
Различение цветов и оттенков. Дидактическая игра «Что бывает такого цвета». |
1 |
|
|
|
Выделение и различение частей знакомых предметов(стул – спинка, ножки, сиденье; шкаф – дверцы, стенки, т.д.). |
1 |
|
|
|
Составление целого из частей (3-4 детали) на разрезном наглядном материале. |
1 |
|
|
|
Развитие зрительного восприятия – 3 ч. |
Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось» (4-5 предметов). |
1 |
|
|
Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение двух картинок). |
1 |
|
|
|
Различение «наложенных» изображений предметов (2-3 изображения). |
1 |
|
|
|
Восприятие особых свойств предметов – 3 ч. |
Развитие осязания (температурные ощущения). Приборы измерения температуры (градусник). |
1 |
|
|
Развитие обоняния (контрастные ароматы: резкий – мягкий; пищевые запахи), обозначение словом ощущений. |
1 |
|
|
|
Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок, т.д.); словесное обозначение барических ощущений. |
|
|
|
|
Развитие слухового восприятия – 3 ч.
|
Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, ложки, гармошки, бубен). |
1 |
|
|
Характеристика звуков по громкости и длитель-ности (шумы, музыкальные и речевые звуки). |
1 |
|
|
|
Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). Прослушивание музыкальных произведений. |
1 |
|
|
|
Восприятие пространства- 3 ч. |
Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном поле листа. |
1 |
|
|
Расположение плоскостных и объемных предметов в горизонтальном поле листа; словесное обозначение пространственных отношений между предметами. |
1 |
|
|
|
Дидактическая игра «Определи положение предмета»; вербализация пространственных отношений с использованием предлогов. |
1 |
|
|
|
Восприятие времени – 4 ч. |
Времена года. Работа с графической моделью «Времена года». Порядок месяцев в году. |
1 |
|
|
Знакомство с часами (циферблат, стрелки).
|
1 |
|
|
|
Определение времени по часам. Игры с моделью часов. |
1 |
|
|
|
Итоговый контрольный урок |
1 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.