Российская Федерация Краснодарский край Апшеронский район
город Хадыженск
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 г. Хадыженска
имени Героя Советского Союза Ю.А.Гагарина
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №__
от _________________2018 года
Председатель педсовета
_____________
По ______чтению и развитию речи___________________________________
(указать предмет, курс, модуль)
Уровень образования (класс) основное общее, 9 класс___________________
начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)
Количество часов ___34__________________________________________
Учитель Дьяченко Марина Гаврииловна_____________________________
Программа разработана на основе
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5 - 9 классы», под редакцией Воронковой В.В. Издательство «Просвещение» Москва, 2013 год, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации
Пояснительная записка
Рабочая программа по чтению и развитию речи для учащихся 9 класса, обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида составлена на основе:
·Учебного плана МБОУ СОШ №7
·Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5 - 9 классы»,( под редакцией Воронковой В.В. издательство «Просвещение» Москва, 2013 год, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание)
Рабочая программа «Чтение и развитие речи разработана в целях воспитания и обучения с учетом межпредметных связей и личностных результатов обучающихся, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников.
Цель – формирование прочных навыков чтения доступного их пониманию текста вслух и «про себя», осмысленно воспринимать прочитанное.
Задачи:
1.Воспитание интереса и любви к чтению
2.Формирование способности грамотного, беглого, осознанного чтения по доступным пониманию детей произведениями детской литературы..
3.Коррекции речи и мышления учащихся с интеллектуальными нарушениями.
4. Овладеть речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, говорение, слушание);
5. Формировать речевые умения, обеспечивающие восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной форме;
6.Обогащать словарный запас;
7. Эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие личности.
Общая характеристика учебного предмета
Данная рабочая программа составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5 - 9 классы», под редакцией Воронковой В.В. издательство «Просвещение» Москва, 2013 год, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. В программе даётся примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объёму внеклассного чтения.
Изучение курса «Чтение и развитие речи» обеспечивает функции:
- коррекционного обучения;
- коррекционно - развивающего обучения;
- коррекционно - воспитательного обучения;
- воспитание положительных качеств личности;
- адаптации в обществе
Программа построена с соблюдением следующих принципов:
- коррекционная направленность обучения:
- индивидуализация и дифференциация обучения;
- оптимистическая перспектива обучения и воспитания;
- комплексное обучение на основе передовых психолого – медико - педагогических технологий
Коррекционная работа выражается в формировании умения ориентироваться в задании, планировании контроле работы. В процессе обучения осуществляется устранение недостатков в познавательной деятельности: воображения, наблюдательности, речи, памяти, недостатков физического развития: коррекция эмоционально-волевой сферы. Занятия по программе выявляют актуальные и потенциальные способности учащихся грамотного, беглого осознанного чтения, воспитывают привычки и умения, необходимые для усвоения учебного материала по данному курсу, готовят к успешной адаптации в жизни.
Программа по чтению и развитию речи в 9 классе направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
При изучении программы у учащихся совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения, соблюдаются при чтении нормы русской орфоэпии, выделение главной мысли произведения; составление характеристик героев; работа над планом; пересказ содержания прочитанного. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.
Беглость чтения, т.е. плавное в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. Одновременно с овладением чтением вслух дети учатся «читать про себя».
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. Особое внимание уделяется работе с иллюстрированным материалом, как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков чтения. Большое внимание уделяется развитию связной устной речи.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно Федеральному базисному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации и Учебному плану МБОУ СОШ №7 на изучение чтения и развития речи отводится 1 час в неделю (34 часа).
Планируемые результаты
В результате уроков чтения и развития речи учащиеся 9 класса должны уметь:
Читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»; выделять главную мысль произведения; давать характеристику главным героям, оценивать их поступки, обосновывая своё отношение к ним;
пересказывать содержание произведения, рассказывать по предложенной теме в связи спрочитанным.
учащиеся должны знать:
Наизусть 10 стихотворений, 2 прозаических отрывка.
Содержание учебного предмета
В программу включены следующие разделы:
Содержание
Устное народное творчество
Русские народные песни. Былины. Сказки.
Произведения русской литературы XIX века
ПроизведенияВ.А.Жуковского,И.А.Крылова, А.С.Пушкина,М.Ю.Лермонтова,Н.В.Гоголя,Н.А.Некрасова,А.А.Фета, А.П.Чехова.
Произведения русской литературы XX века
Произведения Максима Горького, В.В.Маяковского, М.И.Цветаевой,К.Г.Паустовского,С.А.Есенина,М.А.Шолохова,Е.И.Носова,Н.М.Рубцова,ЮИ.Коваля.
Информационно – методический материал для чтения и развития речи
Программа:
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида:5-9 кл.:В 2 сб. /Под ред. В.В.Воронковой
Литература для обучающихся:
Чтение. 9 класс. Учеб. для спец.(коррекц.) образоват.учреждений VIIIвида/ А.К.Аксёнова, М.И.Шишкова.- 6 -е изд.-М.: Просвещение, 2014.-270с.:ил.
Тематическое планирование чтения и развития речи
№ п/п |
Тема |
Всего: 34 часа |
1 |
Введение. Роль литературы в жизни человека |
1 |
2 |
А.С. Пушкин. Рассказ о поэте.
|
1 |
3 |
«Станционный смотритель». Чтение и обсуждение.
|
1 |
4 |
«Барышня-крестьянка». Чтение и обсуждение
|
1 |
5 |
М.Ю.Лермонтов. Рассказ о поэте |
1 |
6 |
Лирические стихотворения М.Лермонтова |
1 |
7 |
Н.В.Гоголь. Рассказ о писателе. |
2 |
8 |
«Тарас Бульба». Чтение и обсуждение. |
1 |
9 |
Работа над характеристикой образа Тараса Бульбы |
1 |
10 |
Работа над характеристикой образа Остапа |
1 |
11 |
Работа над характеристикой образа Андрия |
1 |
12 |
И.С.Тургенев. Рассказ о писателе |
1 |
13 |
«Записки охотника»: «Бирюк» |
1 |
14 |
А.П.Чехов. Рассказ о писателе |
1 |
15 |
Рассказы. «Толстый и тонкий» |
1 |
16 |
Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте |
1 |
17 |
М.Горький. Рассказ о писателе. |
1 |
18 |
«Песня о Соколе». Тема смысла жизни |
1 |
19 |
С.Есенин. Рассказ о поэте |
1 |
20 |
Лирические стихотворения Есенина |
1 |
21 |
М.Цветаева. Рассказ о поэтессе. |
1 |
22 |
Лирические стихотворения Цветаевой |
1 |
23 |
А.Ахматова. Рассказ о поэтессе |
1 |
24 |
Лирические стихотворения Ахматовой |
1 |
25 |
А.Блок. Рассказ о поэте. |
1 |
26 |
Лирические стихотворения А.Блока |
1 |
27 |
Стихотворения о Великой Отечественной войне |
1 |
28 |
Рассказы о Великой Отечественной войне |
1 |
29 |
М.Шолохов. Рассказ о писателе. «Судьба человека» |
1 |
30 |
В.Шукшин. Рассказ о писателе. Рассказы |
1 |
31 |
В.Распутин. Рассказ о писателе. «Уроки французского» |
2 |
32 |
Подготовка к контрольной работе. Проверка техники чтения |
1 |
33 |
Итоговая контрольная работа (тестовые задания) |
1 |
34 |
Анализ работы
|
1 |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного процесса
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5 - 9 классы»,( под редакцией Воронковой В.В. издательство «Просвещение» Москва, 2013 год, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание)
Методическая литература для учителя, использующаяся на уроках 9 класса.
1. Коррекция звукопроизношения у детей. Речевой материал для школьников.
2. Поурочные разработки по чтению Байкова М.И., Гостимская Е.С.
Дополнительные средства обучения для учащихся
1. Наглядные пособия.
Дополнительные средства обучения для учащихся
Чтение 9 класс: учеб. для спец.(коррекц.) образоват.учреждений VIIIвида А.К.Аксёнова, М.И.Шишкова.-М.: Просвещение, 2014.- 270с.:ил.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.