Коррекционная работа по развитию пространственных представлений у детей с амблиопией и косоглазием

  • pdf
  • 16.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Коррекционная работа по развитию пространственных представлений.pdf

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

г. Хабаровска «Детский сад компенсирующего вида № 156»

«Коррекционная работа по развитию пространственных представлений у детей с амблиопией и косоглазием»

Булавченко А.А. (воспитатель)

Гроза Л.Н. (воспитатель)

Напалкова Е.Н. (учитель-дефектолог)

Пространство характеризуется протяженностью и структурностью материальных объектов (образований) в их соотношении с другими материальными образованиями.

Представление это психический процесс отражения предметов или явлений, не воспринимающиеся в данный момент, но воссоздающиеся на основе предыдущего опыта.

Представления это образы, отраженные в памяти в результате прошлого восприятия предметного мира и возникающие в головном мозгу при отсутствии их непосредственного воздействия на органы чувств.

Пространственные представления – это деятельность, которая включает в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, относительно окружающих предметов.

Представлять пространство это значит помнить, находящиеся в нем предметы, какое расстояние между ними, каковы особенности конфигурации самого пространства.

Пространственные представления:

-           играют важную роль в развитии познавательной деятельности ребенка дошкольного возраста, в совершенствовании его сенсорных,

интеллектуальных, творческих способностей;

-           повышают качество и результат его деятельности (продуктивнотворческой, познавательной, трудовой);

-           лежат в основе становления самостоятельного передвижения ребенка в пространстве, что является основой социальной самостоятельности;

Нарушения в развитии пространственных представлений у детей вызывают большие затруднения, при овладении такими навыками как, чтение, письмо и счет.

К 7 годам у ребенка должны быть сформированы три формы пространственных представлений:

1.      Пространственные признаки предметов (форма, величина).

2.    Пространственные отношения между предметами.

3.    Направления в пространстве.

Дети дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием отстают от нормально видящих сверстников в процессе формирования у них пространственных представлений.

Для детей данной категории характерна малая двигательная активность,       ограниченные        возможности       практической микро- и макроориентировки, отмечаются       затруднения    в     словесных обозначениях пространственных отношений, в выделении объемных предметов, определении расстояния и удаленности.

Недостаточность пространственных представлений у детей со зрительными       патологиями   проявляется    в       нарушении       схемы  тела: формировании представлений о ведущей руке, о частях лица и тела происходит       значительно    позже, чем        у       здоровых   сверстников, выявляются затруднения при дифференциации правой и левой стороны тела.

Многие      пространственные       понятия      (спереди,   сзади,   вверху, внизу) усваиваются только в ходе специального обучения.

Отражение пространства и пространственных отношений носит диффузный, нерасчлененный характер.

В результате нарушения глазодвигательных функций снижен зрительный    контроль,  отсюда ошибки       выделения       детьми формы, величины, пространственного расположения предметов.

Для формирования пространственных представлений у детей со зрительным нарушением необходимо:

1. Научить ребенка ориентироваться в окружающем пространстве при активном его восприятии, запоминании и последующем воспроизведении.

2.                       Научить детей обследовать, анализировать, соотносить и классифицировать формы и величины предметов как их основных признаков.

3.                       Развивать глазомерные возможности ребенка.

Коррекционная работа по формированию пространственных представлений осуществляется по следующим направлениям:

1.                      Развитие и совершенствование сенсорно - перцептивной сферы (готовность сохранных анализаторов воспринимать признаки и свойства предметов окружающего мира).

2.                     Развитие высших форм познавательной деятельности, таких как: мышление, память, внимание и так далее.

3.                     Развитие общих представлений (накопление необходимого запаса предметных и пространственных представлений, овладение способами восприятия).

4.                     Расширение словарного запаса и развитие речи.

5.                     Повышение физической активности: развитие движений (формирование правильной позы, походки при ориентировке и обследовании).

6.                     Развитие навыков мобильности (преодоление страха пространства, формирование интереса к данному виду деятельности).

7.                      Воспитание и самовоспитание личности дошкольников с нарушениями зрения.

Содержание коррекционной работы по развитию пространственных представлений  у детей с нарушениями зрения:

1.                Развитие готовности сохранных анализаторов к восприятию признаков и свойств окружающего мира.  

2.               Развитие ориентировки на своем теле, телах людей - это формирование у детей схемы тела;  определение положений вверху-внизу, впереди-сзади; формирование представлений о правой, левой стороне тела;  знакомство со схемой тела человека, стоящего напротив.

3.               Освоение внешнего пространства предполагает расширение диапазона движений в разных зонах пространства; определение направлений в пространстве относительно собственного тела, удаленности предметов; определение положения предметов относительно друг друга, себя относительно других предметов.

4.              Формирование представлений о предметах, наполняющих пространство  - их форма, величина, расположение.

5.               Освоение пространственных схем и диктантов:  ориентировка на листе бумаги; выполнение двигательных диктантов, ориентировка в пространстве с помощью схемы, плана;  выполнение графических диктантов.

6.              Конструирование и копирование. Сюда относятся конструирование из разного вида материалов; конструирование на плоскости; складывание разрезных картинок; копирование фигур и изображений разного уровня сложности.

7.               Развитие общей моторики. Формирование правильной по¬зы и жеста при обследовании предметов и ориентировке.

8.              Формирование квазипространственных представлений – включает в себя работу над предлогами, обозначающими пространственные отношения предметов, а также ориентацию в линейной последовательности ряда (предметного, числового).

Проводить системную коррекционно-развивающую работу по формированию пространственных представлений необходимо систематически и постоянно.

Наиболее успешно освоение детьми ориентировки в окружающем пространстве осуществляется в играх и упражнениях:

-                  на ориентировку на своем теле, телах близких людей

-                  на ориентировку в пространстве с использованием сохранных анализаторов

-                  на ориентировку в пространстве с применением схем

-                  на ориентировку в пространстве в процессе передвижения

-                  на микроориентировку

-                  на ориентировку в замкнутом и свободном пространствах

-                  на формирование представлений о предметах, наполняющих пространство

Источники:

1.    Дружинина Л. А. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации. – Челябинск : АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008.

2.  Нагаева Т.И. Нарушения зрения у дошкольников: развитие пространственной ориентировки / Т.И. Нагаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

3.  Плаксина Л. И. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушениями зрения).

Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. – М.:

«Экзамен», 2003.

4.  Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения /Под ред. Л.И. Плаксиной – М., 1995

5.   Урванцева А. В. Формирование пространственных представлений у старших дошкольников с нарушением зрения http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/9106/2/urvanceva.pdf