муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
г. Хабаровска «Детский сад компенсирующего вида № 156»
«Коррекционная работа по развитию пространственных представлений у детей с амблиопией и косоглазием»
Булавченко А.А. (воспитатель)
Гроза Л.Н. (воспитатель)
Напалкова Е.Н. (учитель-дефектолог)
Пространство характеризуется протяженностью и структурностью материальных объектов (образований) в их соотношении с другими материальными образованиями.
Представление – это психический процесс отражения предметов или явлений, не
воспринимающиеся в данный момент, но воссоздающиеся на основе предыдущего
опыта.
Представления – это образы, отраженные в памяти в результате прошлого восприятия предметного мира и возникающие в головном мозгу при отсутствии их непосредственного воздействия на органы чувств.
Пространственные представления – это деятельность, которая включает в себя определение формы,
величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и
собственного тела, относительно окружающих предметов.
Представлять пространство это значит помнить, находящиеся в нем предметы, какое расстояние между ними, каковы особенности конфигурации самого пространства.
Пространственные представления:
- играют важную роль в развитии познавательной деятельности ребенка дошкольного возраста, в совершенствовании его сенсорных,
интеллектуальных, творческих способностей;
- повышают качество и результат его деятельности (продуктивнотворческой, познавательной, трудовой);
- лежат в основе становления самостоятельного передвижения ребенка в пространстве, что является основой социальной самостоятельности;
Нарушения в развитии пространственных представлений у детей
вызывают большие затруднения, при овладении такими навыками как, чтение, письмо
и счет.
К 7 годам у ребенка должны быть сформированы три формы пространственных представлений:
1. Пространственные признаки предметов (форма, величина).
2. Пространственные отношения между предметами.
3. Направления в пространстве.
Дети дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием отстают от нормально видящих сверстников в процессе формирования у них пространственных представлений.
Для детей данной категории характерна малая двигательная активность, ограниченные возможности практической микро- и макроориентировки, отмечаются затруднения в словесных обозначениях пространственных отношений, в выделении объемных предметов, определении расстояния и удаленности.
Недостаточность пространственных представлений у детей со
зрительными патологиями проявляется в нарушении схемы тела:
формировании представлений о ведущей руке, о частях лица и тела происходит значительно позже, чем у здоровых сверстников,
выявляются затруднения при дифференциации правой и левой стороны тела.
Многие пространственные понятия (спереди, сзади, вверху, внизу) усваиваются только в ходе специального обучения.
Отражение пространства и пространственных отношений носит диффузный, нерасчлененный характер.
В результате нарушения глазодвигательных функций снижен зрительный контроль, отсюда ошибки выделения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов.
Для формирования пространственных представлений у детей со зрительным нарушением необходимо:
1. Научить ребенка ориентироваться в окружающем пространстве при активном его восприятии, запоминании и последующем воспроизведении.
2. Научить детей обследовать, анализировать, соотносить и классифицировать формы и величины предметов как их основных признаков.
3. Развивать глазомерные возможности ребенка.
Коррекционная работа по формированию пространственных представлений осуществляется по следующим направлениям:
1. Развитие и совершенствование сенсорно - перцептивной сферы (готовность сохранных анализаторов воспринимать признаки и свойства предметов окружающего мира).
2. Развитие высших форм познавательной деятельности, таких как: мышление, память, внимание и так далее.
3.
Развитие общих представлений
(накопление необходимого запаса предметных и пространственных представлений,
овладение способами восприятия).
4. Расширение словарного запаса и развитие речи.
5. Повышение физической активности: развитие движений (формирование правильной позы, походки при ориентировке и обследовании).
6. Развитие навыков мобильности (преодоление страха пространства, формирование интереса к данному виду деятельности).
7. Воспитание и самовоспитание личности дошкольников с нарушениями зрения.
Содержание коррекционной работы по развитию пространственных представлений у детей с нарушениями зрения:
1. Развитие готовности сохранных анализаторов к восприятию признаков и свойств окружающего мира.
2. Развитие ориентировки на своем теле, телах людей - это формирование у детей схемы тела; определение положений вверху-внизу, впереди-сзади; формирование представлений о правой, левой стороне тела; знакомство со схемой тела человека, стоящего напротив.
3.
Освоение внешнего пространства
предполагает расширение диапазона движений в разных зонах пространства;
определение направлений в пространстве относительно собственного тела,
удаленности предметов; определение положения предметов относительно друг друга,
себя относительно других предметов.
4. Формирование представлений о предметах, наполняющих пространство - их форма, величина, расположение.
5. Освоение пространственных схем и диктантов: ориентировка на листе бумаги; выполнение двигательных диктантов, ориентировка в пространстве с помощью схемы, плана; выполнение графических диктантов.
6. Конструирование и копирование. Сюда относятся конструирование из разного вида материалов; конструирование на плоскости; складывание разрезных картинок; копирование фигур и изображений разного уровня сложности.
7. Развитие общей моторики. Формирование правильной по¬зы и жеста при обследовании предметов и ориентировке.
8. Формирование квазипространственных представлений – включает в себя работу над предлогами, обозначающими пространственные отношения предметов, а также ориентацию в линейной последовательности ряда (предметного, числового).
Проводить системную коррекционно-развивающую работу по формированию пространственных представлений необходимо систематически и постоянно.
Наиболее успешно освоение детьми ориентировки в окружающем пространстве осуществляется в играх и упражнениях:
- на ориентировку на своем теле, телах близких людей
- на ориентировку в пространстве с использованием сохранных анализаторов
-
на ориентировку в пространстве с
применением схем
- на ориентировку в пространстве в процессе передвижения
- на микроориентировку
- на ориентировку в замкнутом и свободном пространствах
- на формирование представлений о предметах, наполняющих пространство
Источники:
1. Дружинина Л. А. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации. – Челябинск : АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008.
2. Нагаева Т.И. Нарушения зрения у дошкольников: развитие пространственной ориентировки / Т.И. Нагаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
3. Плаксина Л. И. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушениями зрения).
Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. – М.:
«Экзамен», 2003.
4. Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения /Под ред. Л.И. Плаксиной – М., 1995
5. Урванцева А. В. Формирование пространственных представлений у старших дошкольников с нарушением зрения http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/9106/2/urvanceva.pdf
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.