Коррекционная работа по развитию устной речи во внеурочное время
Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. С самого начала речь возникает как социальное явление, как средство общения. Позднее речь становится средством познания окружающего мира. Развиваясь и обучаясь, ребенок начинает пользоваться все более сложными языковыми единицами. Эти средства языка он впоследствии использует для передачи своих все усложняющихся знаний, для общения с окружающими людьми в процессе деятельности.
Мы развиваем у детей уникальный дар – дар слова, речи. Чем раньше откроем уста детей, тем скорее добьемся желаемых результатов. Наша система обучения и воспитания предполагает организацию активной речевой деятельности младших школьников.Каковы же условия успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей?
Первое условие – это потребность общения, т.е. должны быть предусмотрены такие ситуации, которые ставят школьника перед необходимостью речевых высказываний.
Второе условие – создать речевую среду. Речевая среда – это речь родителей, родных и друзей, фольклорная литература, радио и телевидение, кино и театр, а в школе – речь педагогов и работников школы, звучащая на уроках, на переменах, на прогулках, на самоподготовках, язык учебников и учебных пособий.
Третье условие – овладение речью. Богатство, точность, содержательность речи зависят от обогащения сознания ребенка: запас материала по теме, умение выделять главное, существенное.
Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. В развитии речи выделяют три линии: работа над словом, работа над словосочетанием и предложением и работа над связной речью. Все эти три линии развиваются параллельно: словарная работа дает материал для предложений, для связной речи; при подготовке к рассказу, сочинению производится работа над словом и предложением. Если говорить о начале культуры всего человечества или начале вхождения в жизнь ребенка, в начале было не слово, а игра. Игра для детей – это явление радостное и желанное, ни у кого не вызывает сомнения, что игры учат правильно и красиво разговаривать.
Очень нравятся детям следующие игры: «Кто внимательный?», «Кто больше?», «Переставьте буквы», «Превращение слов», «Волшебная цепочка», «Слово потерялось», «Из одного слова – несколько», «Буква потерялась», «Грамматическая арифметика», «Любопытный», «Сочиним сказку», «Звук заблудился», «Слоговой аукцион», «Пол словечко за вами», «Слоговое лото», «Лишнее слово», «Что – то не так?», «У кого такой детеныш?», «Кому что?», «Эрудит», «Путаница» и т.д.
«Игра в неделю». В игре принимают участие семеро детей. Каждый из них получает «имя» одного из дней недели. Воспитатель предлагает детям встать друг за другом так, как идут дни недели, затем задает такие вопросы, например: «Вторник, скажи, кто идет за тобой? А кто перед тобой? Среда, кто приходит раньше тебя? А кто позже тебя? Аналогичным образом проводится игра в части суток, во времена года, в месяцы.
Так как дети младшего школьного возраста чрезмерно подвижны, не могут высидеть спокойно и десяти минут, надо давать выход их энергии в физкультминутках. Они бывают шести видов: гигиенические, оздоровительные (руки и ноги в движении), гимнастика для глаз (следить за кружочком, рукой и т.д.), танцевальные (произвольные) под музыку, ритмические (под счет), физкультурно – спортивные, двигательно – речевые (инсценировки стихов), подражательные («подкидываем мяч и играем в волейбол», «попыхтим как паровоз»).
Х о м к а .
Хомка – хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щечки моет, шейку трет.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.
(Дети имитируют все движения хомячка).
Игра требует от детей сообразительности, внимания, учит выдержке, настойчивости, развивает у них воображение, умение быстро находить правильное решение и – что очень важно – воспитывает чувство коллективизма.
Работа по формированию связной речи и ее коррекция идет ежедневно, ежечасно, ежеминутно, на протяжении всего времени обучения ребенка в нашей школе. Задачи - помочь детям осмыслить их речевую практику, владеть умением общаться, используя в работе скороговорки, помогающие детям понять, как важно правильно произносить каждый звук в слове: ошибешься – получится другое слово, будет непонятно, о чем говорится. Дети заучивают скороговорки, проговаривая их сначала медленно и громко, потом тише и быстрее, почти шепотом. Используя скороговорки, считалки, веселые стихи, у детей закрепляется правильное произношение звуков, отрабатывается дикция, что способствует развитию голосового аппарата, темпа речи.
Удав, умяв ужа на ужин, Щебетал щегол и щелкал,
Уполз в кусты по теплым лужам. Раздувал как шарик щеки.
Из пруда глядела щука,
Удивлялась: что за шутка.
Пословицы и поговорки – сокровищница русской народной речи и народной мудрости. Они кратки, выразительны, легко запоминаются. Например, «Кто говорит, тот сеет, кто слушает, тот собирает», «В чужой беде всяк ума купит», «С добрым словом и добрая корка сдобой пахнет» и т.д. Загадки – это удивительная игра, соревнования на смекалку. Они учат воспринимать жизнь, наблюдать за окружающим миром, тренируют память и внимание, развивают любознательность, помогают совершенствовать речь.
Зубов много, а ничего не ест. (Расческа.)
Сестрички летают, мед собирают. (Пчелы.)
Не царь, а в короне,
Не всадник, а со шпорами. (Петух.)
Можно научить детей самим придумывать загадки. Вот, что получилось у моих детей:
Прыгает с дерева на дерево, В этом доме сто друзей –
Но не белка, Есть корова и свинья,
В Африке живет, бананы жует. Куры, гуси, индюки…
(Обезьянка.) И какой же дом? Скажи.
(Хлев, сарай.)
Детей надо с ранних лет вводить в удивительный мир слов, знакомить их с «крылатыми словами, выражениями» и объяснять происхождение слов, давать толкование фраз, отдельных слов. Все это развивает у детей любознательность, интерес и любовь к языку. Например, «Хлопать ушами» - слушать что- либо, не понимая, не воспринимая то, о чем говорится. Не принимать никаких мер, ротозейничать. «Проглотить язык» - замолчать, перестать говорить, болтать. «Длинный язык» - означает болтливость, неумение сдерживаться в разговоре.
Организуя игру, можно поставить следующие вопросы: с чего дети начинают играть в различные игры, например, в прятки? Почему нужно организовать игру, а только после этого, играть? (Чтобы лучше, дружнее играть.) Итак, чтобы получилась игра, нужно ее организовать, договориться, что и как делать, как играть. После этого можно распределить роли и разыграть сказку «Колобок», «Репку» и т.д., в итоге уместно поставить вопрос: «Что было бы, если бы не было речи?».(Люди не договорились бы, как работать вместе. Работа не могла бы быть выполнена.)
Культура речевого поведения – это проявление общей культуры человека. Дети познают о связи языка и действительности, языка и мышления, о значении культуры речевого поведения в жизни. Специальные задания воспитывают внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку, то есть с воспитанием вежливости. Эту линию программы ведет добрый и вежливый крокодил Гена.
- Какие слова приветствия и прощания говоришь ты родителям, учителю, знакомым, взрослым?
- Какие слова можешь употребить, когда встречаешь своего товарища или прощаешься с ним?
Цель таких упражнений – обогатить речь ребенка такими словами, оборотами, которые необходимы в повседневном общении между людьми.
Чтобы разбудить творческое воображение, нужны путешествия в страну Сочиняйку. Эту линию ведет любимый детьми Вини – Пух, который сам сочиняет пыхтелки, ворчалки, шумелки т.д.
Попробуй сочинить считалку:
Топ – топ – топ, бежал малыш.
Топ – топ – топ,…(увидел мышь).
Топ – топ – топ,…(упал малыш).
Топ – топ – топ,…(сбежала мышь).
Прочитав и обсудив рассказ или стихотворение, предлагаю детям сочинить четверостишие. Даю слова – рифмы: ловлю, люблю, пескарь, жарь. Вот так звучит стих, сочиненный детьми:
На рыбалку ходить я люблю,
Рыбу всякую ловлю.
Вот попался мне пескарь,
Достань сковородку и жарь.
Вот вам игра «Рифма». Она развивает у детей фантазию, воображение, способность сочинять. Или при чтении сказки С. Аксакова «Аленький цветочек», детям предложила представить себя этим волшебным цветком и рассказать «о себе». Монологи заслушиваются и каждый следующий «аленький цветочек» старается богаче и ярче описать свою красоту (развитие воображения) и направить ее на служение людям («Пусть каждый, увидев мои алые лепестки, станет добрым, жалостливым, любящим, смелым и т.д.»).
« Литературные игры». После чтения стихотворения А. Барто «Не одна»:
Мы не ели, мы не или,
Бабу снежную лепили….
Предлагаю: представь – ты снежная баба. Зимой ты стоишь «свежая», «подмороженная». Светит солнце, и ты начинаешь таять, в конце – концов, в разгар весны, ты изуродованная, мятая лучами солнца, превращаешься в лужу. Покажи все это в стиле пантомимы, как все это будет происходить. Ставится вопрос: «Хочешь быть снежной бабой? Почему?». Вот игры – экспромты на заданную тему.
Чтение рассказа о природе, стихотворение плюс цветная иллюстрация, плюс музыка (классическая, П.И.Чайковского «Времена года» и т.д.), или аудиозапись с голосами птиц леса, вот и взаимообогащаемые виды искусства, глубоко влияющие на чувства и эмоции детей.
«Игры – фантазии». Предлагаю детям темы: «Что было бы, если бы ручка подсказывала?», «Что было бы, если бы микрокалькулятор солгал?», «Что было бы, если бы всегда побеждало зло?» и т.д. Дети составляют устные сочинения – миниатюры.
«Секреты волшебницы Речи». В этом разделе необходимо обратить внимание детей на воздействие художественной речи, в частности стихов на чувства, мысли, воображение людей. Волшебница Речь – это та речь, с которой ты встречаешься в стихах, сказках, рассказах, у нее припасено немало секретов и чудес. Как волшебнице удается словами повлиять на чувства и настроение людей?
Петушки.
Петушки распетушились,
Но подраться не решились,
Если очень петушиться,
Можно перышек лишиться.
Если перышек лишиться,
Нечем будет петушиться.
В.Берестов.
- Представь ссору петушков. Опиши словами, какие у них перья, как стоят петушки, как смотрят друг на друга, злые они или смешные?
В стихотворении много слов со звуком ш для того, чтобы мы могли, как - бы услышать шорох перьев драчунов. Этот секрет волшебницы Речи помогает нам представить ссору петушков и т.д.
Выше описаны лишь несколько упражнений из разделов темы «Развитие речи и ее коррекция во внеурочное время в условиях коррекционной школы- интерната для обучающихся с ТНР». А таких разделов много: «Какая бывает речь?», «Сначала думаем, потом говорим», «Какую речь хочется слышать?», «Узнай по голосу», «Знакомые незнакомцы», «Пишут письма разные», «Сто тысяч почему» и т.д.
Все вместе мы читаем книги, заучиваем стихи, сами придумываем и рассказываем сказки. Потом горячо спорим, стараясь правильно понять и оценить поступок какого- нибудь героя, усвоить главную мысль прочитанного, тот самый «намек», в котором преподносит нам очередной «урок» доброй сказочной мудрости. Всеми этими спорами нужно руководить незаметно, весело и очень неназойливо. Таким образом, нужно вести детей от сказок к самой жизни, учить думать и внимательно вглядываться в окружающую жизнь.
«Богатая – бедная речь». Необходимо уже в начальной школе познакомить детей с этим понятием, чтобы более последовательно и продуктивно проводить практическую работу по обогащению речи школьников. Чем больше слов знает, употребляет, понимает человек, тем богаче его речь, тем свободнее и полнее выражает он свои мысли, чувства, настроения и желания.
С помощью игрового и занимательного материала обучение детей станет более радостным, интересным и увлекательным, значит и школа для детей станет школой радости.
Радость познания дается человеку только тогда, когда он познает несравненно больше, чем требуется знать, и задача педагога заключается в том, чтобы вести каждого, даже самого слабого, равнодушного к знаниям, в мир, богатый интеллектуальной жизнью. Ведь труд мысли невозможен, если нет творчества.
Какие цели я ставила перед собой? Основное – снизить психологическую нагрузку ребенка в процессе обучения и воспитания. Ведь именно эти нагрузки и перегрузки страшны, а не объем вводимой информации. Но, пожалуй, самое радостное – видеть моих ребят всегда веселыми и любознательными, творчески раскованными.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.