КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПРИ НАРУШЕНИЯХ ПИСЬМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  • docx
  • 16.10.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала СТАТЬЯ 2.docx

Слаква Дарья Витальевна

 

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПРИ НАРУШЕНИЯХ ПИСЬМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

В статье рассматривается нарушение процесса письма у младших школьников с дизартрией. Раскрывается понятие «дисграфия», как специфическое расстройство письма, рассматриваются причины и механизмы нарушений письма, акцентируется внимание на важности своевременного преодоления письменных нарушений.

Ключевые слова: дизартрия, нарушение письма, младшие школьники, дисграфия.

 

Процесс письма сильно отличается от процесса устной речи как по своему возникновению, так и по психологическим операциям, которые входят в его состав. Поэтому процесс письма справедливо относится психологией к одной из наиболее сложных форм речевой деятельности [4].

Расстройство письма носит системный характер, на это указывают в своих работах Р. Е. Левина, А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева, Л.Ф. Спирова, Н. И.  Садовникова и др. Письмо – это сложный психический процесс, который включает в свою структуру вербальные и невербальные формы психической деятельности. Следовательно, расстройство письма носит системный характер. Оно нарушается не только как целостный психический процесс, но и как целостная система.

Содержание термина «дисграфия» (нарушение письма) в современной литературе трактуется по-разному. Рассмотрим несколько определений.

Под термином «дисграфия» Р.И. Лалаева подразумевает, что письмо нарушается частично. Это проявляется в устойчивых, повторяющихся ошибках при несформированности высших психических функций, которые участвуют в процессе письма [5].

«Дисграфия – стойкая неспособность овладеть навыками письма, руководствуясь его фонетическим принципом несмотря на отсутствие грубых нарушений зрения и слуха и достаточный уровень интеллектуального и речевого развития», – писал А. Н. Корнев [2].

На данный момент, нет точной информации в каком случае у ребенка можно диагностировать наличие дисграфии.

Основной симптомом дисграфии – наличие стойких ошибок в письменных работах школьника. Ошибки, которые допускает ребенок, не связаны со знанием или умением ребенка применять орфографические правила. Они имеют определенную закономерность.

Нередко к дисграфии приводит наличие у ребенка дизартрии, которая обычно не является самостоятельным нарушением, а входит в комплекс нарушений двигательной сферы. Она требует применения комплексного воздействия.

Логопедическая работа по преодолению дисграфии у младших школьников описана многими авторами: А. Н. Корневым [2], Р. И. Лалаевой [3], Л. Г. Парамоновой [8], И. Н. Садовниковой [9] и др. Все авторы считают, что главная роль развития устной речи в коррекции нарушений письма. Поэтому, коррекция дисграфии у учащихся начальной школы с дизартрией особое внимание уделяется совершенствованию устной речи.

Если смотреть на дисграфию как на одно из проявлений системного недоразвития речи и ряда неречевых функций, которые затрудняют процесс овладения письмом, то нужно заметить, что нарушение письма является не первичным нарушением, а появляется на основе дефектов устной речи, недостаточной сформированности психических процессов и произвольной моторики пальцев рук [4].

Чаще всего у детей с дизартрией наблюдается артикуляторно-акустическая и аграмматическая дисграфия.

Артикуляторно-акустическая дисграфия подразумевает под собой замены букв, которые соответствуют фонетически близким звукам, а также неправильное обозначение мягкости согласных на письме. Для преодоления этого вида дисграфии, следует начать работу над четкой слуховой дифференциацией звуков, которые ученик не различает на слух. Пока этот навык не будет достаточно сформирован, ребенок будет угадывать буквы, которые обозначают те или иные звуки [3].

Р. И. Лалаевой [3], И.Н. Садовниковой [9], Е.В. Мазановой [7] выделялись основные направления логопедической работы по преодолению артикуляторно-акустической дисграфии:

•        Развивать фонематический слух;

•        Формировать навыки фонематического анализа;

•        Вырабатывать кинестетические ориентировки;

•        Развивать моторную сферу;

•        Корректировать дефекты звукопроизношения [6].

Коррекционно-логопедическая работа разделена на три этапа.

I. Подготовительный (развивать у ребенка слуховое и зрительное внимание, слуховые дифференцировки, фонематическое восприятие; осуществлять коррекцию звукопроизношения; уточнять артикуляцию звуков в слуховом и произносительном плане);

II. Основной (развивать слуховое и зрительное внимание, фонематический анализ и синтез, слуховые дифференцировки);

III. Заключительный (закрепить полученные знания, перенести полученные умения на другие виды деятельности) [10].

Аграмматическая дисграфия обусловлена недостаточностью лексико-грамматических и синтаксических обобщений [1].

Р.И. Лалаевой были предложены направления, с учетом которых строится вся логопедическая работа:

1.      дифференциация форм слова, структуры предложения в речи;

2.      автоматизация грамматических форм в импрессивной и экспрессивной речи;

3.      закрепление правильных грамматических форм в письменной речи.

Логопедическая работа реализуется на трех этапах.

I этап (обучать связности высказывания, закреплять наиболее продуктивные словообразовательные модели, формировать наиболее продуктивные и простые по семантике формы);

II этап (использовать языковые средства межфразовой связи, работать над словообразованием менее продуктивных моделей, формировать наиболее сложные и менее продуктивные формы словоизменения);

III этап (использовать более сложные виды средств межфразовой связи, уточнить значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей, закрепить более сложные по семантике и внешнему оформлению менее продуктивные формы словоизменения) [6].

Таким образом, при логопедической работе по преодолению нарушений письма у младших школьников с дизартрией должны учитываться как характер речевого нарушения, так и его структура. Работу рекомендуется вести поэтапно, учитывая ведущее нарушение и соблюдая дидактические принципы: наглядности, индивидуального подхода к ребенку, сознательности, последовательности.

_______________________

1.     Коваленко О.М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы: Учебно-методическое пособие. – М.: Астрель, 2006. – 158 с.

2.     Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. – СПб.: МиМ, 1997. – 286 с.

3.     Лалаева Р.И., Бенедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция – Ростов н/Д: «Феникс». – СПб: «Союз», 2004. – 224 с.

4.     Лиходедова Л. Н. Задачи и содержание логопедического обследования при нарушениях письменной речи // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2010. – С. 207-209.

5.     Лурия А. Р. Очерки психофизиологии письма / Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. – М.: ИЦ "Академия", 2002. – С. 10-77.

6.     Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006. – 136 с.

7.     Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы: методическое пособие для учителей-логопедов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.

8.     Парамонова, Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб.: Издательство «Союз», 2004. – 240 с

9.     Садовникова, И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников: Книга для логопедов. – М. 1997. – 256с.

10.  Стадников В. Г. Устранение артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников на логопедических занятиях: Обобщение опыта. – Биробиджан: МБОУ «Начальная общеобразовательная школа № 14», 2013. – 67 с.