КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С УЧЕНИКАМИ С НАРУШЕНИЯМИ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Оценка 4.7

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С УЧЕНИКАМИ С НАРУШЕНИЯМИ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
английский язык
Детсад
26.12.2021
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С УЧЕНИКАМИ С НАРУШЕНИЯМИ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
С началом обучения в средней школе, когда ребенок переходит из начальной школы в 5й класс, у некоторых детей могут обнаружиться затруднения в чтении и письме, и перед учителем-предметником стоит трудный серьезный вопрос: как в таком классе вести уроки, дать детям достойное образование, не обидев тех, детей, которым нужна адресная помощь и тем ребятам, которые хотят больше и сложнее!!!! Если эти сложности носят устойчивый характер, это может быть обусловлено такими нарушениями как дислексия и дисграфия. Чтобы понимать, как эффективно обучать иностранному языку ребёнка с особенностями восприятия информации, важно разобраться в самом явлении, причинах возникновения, решив которые, можно уже говорить о качестве образования.
СТАТЬЯ ЛОИРО ОВЗ + АНГЛИЙСКИЙ.docx

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С УЧЕНИКАМИ С НАРУШЕНИЯМИ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Михайлова Елена Владимировна

учитель английского языка

МОБУ «СОШ «Муринский ЦО №2»

г. Мурино

 

С началом обучения в средней школе, когда ребенок переходит из начальной школы в 5й класс, у некоторых детей могут обнаружиться затруднения в чтении и письме, и перед учителем-предметником стоит трудный серьезный вопрос: как в таком классе вести уроки, дать детям достойное образование, не обидев тех, детей, которым нужна адресная помощь и тем ребятам, которые хотят больше и сложнее!!!! Если эти сложности носят устойчивый характер, это может быть обусловлено такими нарушениями как дислексия и дисграфия. Чтобы понимать, как эффективно обучать иностранному языку ребёнка с особенностями восприятия информации, важно разобраться в самом явлении, причинах возникновения, решив которые, можно уже говорить о качестве образования.

Первоначально, в конце XIX в., патологию письма и чтения рассматривали как одно из проявлений отсталости (Т. Хеллер, И. Вольф). Однако, постепенно трактовка данных нарушений менялась. И уже век спустя была выдвинута и научно обоснована совсем иная причина дисграфии и дислексии – фонематическое недоразвитие. Эта точка зрения развивалась в последующих работах Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, А.К. Марковой, Г.И.Жаренковой и прочно утвердилась в советкой логопедии. Но именно аудирование является одной из основополагающего обучения иностранному языку.

Дислексия и дисграфия могут возникать у детей с нормальным интеллектуальным развитием, сохранной устной речью, полноценным зрением и слухом. Недостаточная сформированность некоторых психических функций (в периоды дошкольного детства) почти ничем себя не проявляет в повседневной жизни, но создаёт серьёзные препятствия при овладении чтением и письмом.

Проявления дислексии и дисграфии в родном (русском) языке:

1.   Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б – д, Е – З, а – о, д – у.

2.   Отсутствие звуков при произнесении слов или замена одних звуков другими: сапка (шапка). Нарушения в устной речи отражаются и на письменную речь – ребёнок пишет то же, что и говорит.

3.   Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству: пр. смешиваются парные звонкие, свистящие и шипящие, звуки ц-ч-щ; гласные о-у, ё-ю;  согласные р-л, й-ль. Например: тубло (дупло), лёбит (любит). При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку.

4.   Пропуск букв и слогов на письме, недописание слов.

5.   «Застревание» - За зомом росла мамина. (За домом росла малина.); «предвосхищение» - Дод небом лолубым. (Под небом голубым.)

6.   Неумение передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), въезёт (везёт).

7.   Слитное написание предлогов, раздельное – приставок.

8.   Чтение по слогам (семантическая дислексия).

9.   Нарушения грамматического строя речи, морфологических, и синтаксических обобщений («из-под листьях», «у товарищах», «влетел» — «влетал»…).

Существует ещё одно необычное проявление дислексии – это прыгающие буквы. Имитацию текста, который видит ребёнок с такой особенностью представлена здесь https://dyslexiarf.com/kak-vidyat-lyudi-s-disleksiej/ . Глядя на этот текст, легко понять, с какими сложностями может сталкиваться ребёнок, о которых мы даже не подозреваем. Учитель-дефектолог Татьяна Гогуадзе изучает подробно эту особенность, она объясняет данное явление рассогласованностью в работе полушарий мозга и описывает свой успешный опыт работы с дислексиками в книге «Дислексия мозга: за гранью известного».

Прежде всего надо понимать, что ребёнок с дислексией и дисграфией неизбежно столкнётся с определёнными трудностями в чтении и письме не только в родном языке, но и в изучаемом иностранном. И, конечно, этот вопрос требует тесного сотрудничества родителей с врачом и логопедом. Но недавно я сама озадачилась: «Чем лично я как учитель английского языка могу помочь в обучении своему предмету детям с особенностями в восприятии информации?..»

Орфографическая система английского языка использует 26 букв, 146 графем (буквосочетаний), которые передают 46 фонем. Из 26 пар английских букв (заглавных и строчных) только три можно считать похожими на соответствующие буквы русского алфавита по значению и форме. Это буквы-K, M, T. Буквы A, B, C, E, H, O, P, Y, X, имеют место и в том и в другом языке, но читаются по-разному, следовательно, являются самыми трудными. Остальные буквы совершенно новые.

Дети испытывают трудность при чтении и письме гласных, сочетаний гласных и некоторых согласных, читающихся по-разному: Например, breakfastmeat; whywho; this-think, her-farmer, corndoctor; like-live; window-cow.

Учащихся следует научить читать  и писать слова, которые пишутся по-разному, а читаются одинаково: sun-son, two-too, write-right, sea-see и др.

В то же время многие слова в английском языке читаются не по правилам, что в целом обрекает учащихся на заучивание чрезмерно большого количества правил чтения и исключений из них, а также на многократное повторение учебного материала. К тому же само восприятие и озвучивание графических знаков является результатом выбора и сличения их с теми эталонами, которые уже имеются в долговременной памяти ученика. Сам факт выбора, предусматривающий припоминание нужного правила и (или) звукобуквенного соответствия, требует определенного, порой значительного времени, что, в конечном счете, замедляет темп чтения, вернее, не позволяет ученику быстро и точно устанавливать звуко-буквенные соответствия и тем самым овладевать техникой чтения в достаточно высоком темпе.

Некоторые приёмы снятия трудностей при чтении текстов в английском языке :

ü для успешного овладения техникой чтения следует проводить фонетическую зарядку на каждом уроке (проводить упражнения на звуко-буквенные соответствия, разучивать небольшие рифмовки, стишки для тренировки сложных звуков)

ü проводить тренировочные упражнения с новыми словами на основе изученного материала (прочитай новое слово по аналогии с уже знакомым, прочитай слова с тем или иным звуком, соедини рифмующиеся слова, соедини слова с соответствующим звуком или полностью транскрипцией).

ü перед прочтением того или иного текста следует предварительно отработать представленную в нем лексику (в виде тренировочных упражнений, устного диалога).

ü обучать навыку чтения про себя, построенного на процессах внутренней речи, протекающей со скрытой артикуляцией.

ü необходимо формировать у детей механизмы прогнозирования, догадки, идентификации, учить анализировать, находить языковые опоры в тексте, пользоваться при необходимости словарём.

ü обучать технике чтения надо на хорошо усвоенном лексическом и грамматическом материале.

ü тексты должны быть подобраны на основе программы соответствующей определённому периоду обучения.

ü подбирать тексты в соответствии с возрастными особенностями, речевым и жизненным опытом учащихся, их интересами;

ü  объем текстов не должен превышать допустимый

ü тексты должны отличаться занимательностью и привлекательностью сюжета, быть доступными с точки зрения языковых трудностей, отличаться актуальностью с позиций общечеловеческих ценностей, содержать проблему;

Тематика и проблематика текстов формируют необходимые языковые и речевые умения и навыки.

В процессе формирования навыков чтения необходимо преодолеть массу трудностей, основной из которых является обучение технике чтения. Под техникой чтения мы понимаем не только умение быстро и правильно читать, но и умение извлекать информацию из текста. Обучение технике чтения на иностранном языке должно осуществляться на хорошо известном лексическом материале, уже усвоенном в устной речи. Таким образом, обучение чтению на начальном этапе должно стать базой для дальнейшего изучения предмета и опорой в обучении чтению на последующих этапах.

Самой распространённой ошибкой при письме у школьников всех возрастов является   подмена букв b и d в словах, написав слово с этой буквой в другую сторону, дети даже не читают и не понимают, что написали слово неправильно, они этого не видят.

  А Слово bed и образованные от него слова - вообще катастрофа.

Трудными для написания являются слова, когда очевидно произносятся и пишутся по-разному hall, ball. Букву S пишу не в ту сторону (аналогия с русской буквой г прописной).

 Так в своей практике при изучении новых слов я использую свой незамысловатый художественный талант и это срабатывает! Очень важно рисовать при детях, на уроке, при первом восприятии слова, а не показывать готовую картинку:

 Так bed превращается в кровать с подушкой кошкой и свернутым одеялом,

 В слове hall, буква А которую заменяют на О, согласно произношению, изменяется на девочку с косичкой и так далее.

      

Наша основная задача в данной ситуации – выбрать оптимальные способы работы с информацией для ребёнка-дислектика, а именно:

ü увеличить время выполнения задания;

ü увеличить шрифт и интервалы в тексте;

ü печатать задания не на белом фоне, а, например, нежно-голубом;

ü не предлагать к выполнению кроссворды и анаграммы;

ü дифференцировать задания (пр. дробить порции слов к диктанту);

ü писать инструкции на доске;

ü дублировать инструкции на русском языке на бумажном носителе;

ü дробить задание на маленькие «шажки»;

ü использовать визуальную опору (картинки, схемы, таблицы и т.д.);

ü обсуждать стратегии выполнения заданий;

ü подключать двигательную активность, моторику;

ü предлагать повторяющиеся по формату виды упражнений;

ü предлагать word-shape activities;

ü для обучения чтению хорошо использовать метод blending-reading;

ü лучше читать и писать меньше, но с тщательным проговариванием текста, читать – медленно с подчёркнутой артикуляцией, а после исправления ошибок несколько раз отрабатывать сходные слова и выражения.

       В истории человечества много ярких примеров того, как можно добиться успеха несмотря ни на что. Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн, Ганс Христиан Андерсен, Уолт Дисней, Том Круз, Киану Ривз, Кира Найтли, Фёдор Бандарчук, Агата Кристи, Владимир Маяковский, Пётр I и многие др. – все они прошли через насмешки одноклассников, осуждения учителей, отчаяние родителей, через тяжёлые кропотливые занятия… и всё-таки пробились – через тернии к звёздам!

    "Уверяю вас, ни один ребенок с дислексией не страдает от дислексии. Дислексики в России страдают от безграмотности взрослых", - Татьяна Гогуадзе, автор кн. «Дислексия мозга: за гранью известного».

 

 

 

 

Литература:

1.     Воронина Т.П. Дислексия, или Почему ребенок плохо читает? / Т.П. Воронина. — Изд. 3-е. — Ростов н/Д : Феникс, 2015. — 95 с.

2.     Гогуадзе Т.В. Дислексия мозга: за гранью известного – 2016.

3.     Лалаева Р.И., Парамонова Л.Г., Шаховская С.Н. Логопедия в таблицах и схемах: Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов по курсу «Логопедия». – М., 2009. – 216 с.

4.     Филичева Т.Б.,  Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии – 318 с.

5.     https://www.rebenok.com/info/library/reading/53386/

6.     https://www.sites.google.com/site/logopedlicea/recevye-narusenia/disgrafia-i-disleksia

7.                  https://video.1sept.ru/video/833

 

 

КАРТОЧКА АВТОРА:

ФИО автора (авторов):              Михайлова Елена Владимировна

Место работы, должность:      МОБУ «СОШ «Муринский ЦО №2»

E-mail автора (авторов):              lena22107@yandex.ru

Телефон автора (авторов):         8921-402-76-43


 

Скачано с www.znanio.ru

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С УЧЕНИКАМИ

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С УЧЕНИКАМИ

Проявления дислексии и дисграфии в родном (русском) языке: 1

Проявления дислексии и дисграфии в родном (русском) языке: 1

Прежде всего надо понимать, что ребёнок с дислексией и дисграфией неизбежно столкнётся с определёнными трудностями в чтении и письме не только в родном языке, но…

Прежде всего надо понимать, что ребёнок с дислексией и дисграфией неизбежно столкнётся с определёнными трудностями в чтении и письме не только в родном языке, но…

Некоторые приёмы снятия трудностей при чтении текстов в английском языке : ü для успешного овладения техникой чтения следует проводить фонетическую зарядку на каждом уроке (проводить…

Некоторые приёмы снятия трудностей при чтении текстов в английском языке : ü для успешного овладения техникой чтения следует проводить фонетическую зарядку на каждом уроке (проводить…

В процессе формирования навыков чтения необходимо преодолеть массу трудностей, основной из которых является обучение технике чтения

В процессе формирования навыков чтения необходимо преодолеть массу трудностей, основной из которых является обучение технике чтения

В истории человечества много ярких примеров того, как можно добиться успеха несмотря ни на что

В истории человечества много ярких примеров того, как можно добиться успеха несмотря ни на что

Литература: 1. Воронина

Литература: 1. Воронина
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.12.2021