Коррекционная работа в начальном общем образовании по преодолению дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания

  • docx
  • 18.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА В НАЧАЛЬНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ.docx

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА В НАЧАЛЬНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ

ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДИСГРАФИИ НА ОСНОВЕ НАРУШЕНИЯ
ФОНЕМНОГО РАСПОЗНАВАНИЯ

Н.П. Германова, МБОУ Павловская СОШ №3 г. Павловска
Павловского муниципального района Воронежской области

Существуют различные методические подходы к коррекции дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания.

1.   Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:

-    развитие языкового анализа и синтеза (умение определять коли­чество, последовательность и место слов в предложении): придумыва­ние предложений по сюжетным картинкам и определение в нем количе­ства слов; придумывание предложений с определенным количеством слов; распространение предложения; составление графических схем предложения; определение места слов в предложении; выделение пред­ложения из текста с определенным количеством слов и т.д.;

-   уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обо­гащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относя­щихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;

-    уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформле­ния речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложении различных синтаксических кон­струкций.

2.    Формирование связной речи:

-   развитие навыков построения связного высказывания; програм­мирование смысла и смысловой культуры высказывания;

-   установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного выска­зывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказа­тельство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной карти­ны).

3.   Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

-     устойчивости внимания;

-     наблюдательности (особенно к языковым явлениям);

-     способности к запоминанию;

-     способности к переключению;

-     навыков и приемов самоконтроля;

-     познавательной активности;

-     произвольности общения и поведения.

4.    Формирование полноценных учебных умений:

-   планирование предстоящей деятельности (принятие учебной за­дачи, активное осмысление материала; выделение главного, существен­ного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);

-   контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с об­разцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтро­ля);

-   работа в определенном темпе (умение быстро и качественно пи­сать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);

-     применение знаний в новых ситуациях;

-     анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

5.   Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

-    умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не пе­реключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);

-   умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вер­бальной форме;

-   умения свободно владеть вербальными средствами общения в це­пях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с за­данием

-   инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реаги­ровать на контроль и оценки учителя-логопеда.

6.   Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

-   ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, задани­ем;

-   ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным исполь­зованием усвоенной терминологии;

-   ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);

-     применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого

высказывания по ходу и итогам учебной работы;      •

-   употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;

-   обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъ­яснением;

-  пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;

-   развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;

-   формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;

-  проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);

-   соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);

составление устных связных высказываний с элемента ми творчества (фантазии). (О.В. Елецкая, Н.Ю.Горбачевская)

Коррекционно-логопедическая работа по преодолению дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания традиционно проводит­ся в 3 этапа:

1.    Подготовительный.

2.     Основной.

3.     Заключительный.

Основные задачи и направления работы подготовительного этапа.

1.    Развитие слухового и зрительного внимания.

2.     Развитие слуховых дифференцировок.

3.     Развитие фонематического восприятия.

4.   Уточнение артикуляционных звуков в слуховом и произноси­тельном плане. В случае необходимости проводится коррекция звукопроизношения.

Основные задачи и направления работы основного этапа.

1.    Развитие слухового и зрительного внимания.

2.     Развитие фонематического анализа и синтеза.

3.   Развитие слуховых дифференцировок (проводится дифферен­циация оппозиционных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста).

Основные задачи и направления работы заключительного этапа.

1.    Закрепление полученных знаний.

2.   Перенос полученных умений и знаний на другие виды деятель­ности. (Е.В. Мазанова)

Традиционно коррекционно-логопедическая работа проводится в три этапа: подготовительный, основной, заключительный. Основными направлениями коррекционной работы по преодолению дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания являются:

-     Развитие фонематического восприятия.

-     Развитие лексического запаса и грамматического строя речи.

-     Формирование связной речи.

-    Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению.

-     Формирование полноценных учебных умений.

-    Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению.

-    Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности.