КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ
Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей. Единственный путь осуществления логопедизации – это тесное взаимодействие логопеда и воспитателя (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы).
Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы.
1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
2. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
3. Целенаправленная активизация отработанной лексики.
4. Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
5. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на речевом материале.
6. Формирование связной речи.
Основные направления коррекционной работы воспитателя.
1. Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной) выполняется в течение дня 3-5 раз.
2. Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день.
3. Коррегирующая минигимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы выполняется ежедневно после сна.
4. Вечерняя индивидуальная работа воспитателя по заданию логопеда. Работа проводится воспитателем по индивидуальным тетрадям детей.
5. Фронтальные занятия по программе ДОУ (и в соответствии с календарным планом логопедической работы).
Отличительной особенностью фронтальных занятий воспитателя является то, что кроме образовательных и воспитательных задач перед ним стоят еще и коррекционные задачи, непосредственно связанные с темой каждого занятия.
Коррекционная работа вне занятий: во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях. Особая значимость этой работы в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей. Примерный план коррекционной работы воспитателя. Тема: Детский сад и школа. Экскурсия в школу – наблюдение праздника «Первый звонок». Экскурсия по детскому саду – наблюдение за работой сотрудников. Словарная работа: детский сад, игрушки, школа, учебный год, знания, портфель, пенал, ручка, букварь, учитель, ученики, уроки, перемена, школьные принадлежности. Художественная литература: С.Маршак «Первый день календаря», З.Александрова «В школу», Л.Толстой «Филиппок», А.Барто «В школу», Л.Воронкова «Подружки идут в школу», В.Берестов «Читалочка». Дидактические игры: «Кто быстрее соберется в школу?», «Четвертый лишний», «Что изменилось?», «Что прибавилось?», «Чего не стало?», «Запомни, положи», «найди два одинаковых предмета». Изобразительная деятельность: Аппликация: «Детский сад», «Школа» (из геометрических форм). Конструирование: «Детский сад», «Школа». Рисование: «Прощай, лето», «Летние узоры». Тема «Овощи и фрукты». Экскурсия в овощной магазин. Словарная работа: названия овощей и фруктов, сад, огород, грядка, урожай, деревья, ствол, семена, плоды, выращивать, копать, собирать, сажать, цвести, зреть, выкапывать, спелые, зрелые, вкусные, ароматные. Лексико-грамматические упражнения: «Подбери признаки»: яблоко – румяное, спелое, наливное, сладкое, душистое… «Подбери действие»: яблоко – растет, зреет, наливается, падает, лежит, пахнет… «Образуй признаки» (от предметов): яблоко – яблочный, капуста – капустный. «Образуй признаки» (от действий): цвести – цветущий, спеть – спелый, вырастить – выращенный. Художественная литература: Л.Толстой «Косточка», Я.Тайц «Ягоды», Н.Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники», Ю.Тувим «Овощи», Б.Жидков «Баштан», «Сад». Дидактические игры: «Кто быстрее соберет овощи (фрукты) в корзину», «Четвертый лишний», «В саду или огороде», «Определи на вкус», «Отгадай по описанию», «Что где растет?», «Чудесный мешочек», «Овощной магазин». Изобразительная деятельность: Лепка: «Фрукты на блюде». Аппликация: «Корзина с овощами», «Ваза с фруктами». Рисование с натуры: «Спелое яблоко», «Арбуз». Тема «Хлеб» Экскурсия в хлебный магазин. Знакомство с картиной И.И.Шишкина «Рожь», Т.Яблонской «Хлеб». Рассматривание серии сюжетных картин «Урожай». Словарная работа: зерно, пшеница, рожь, поле, колосья, комбайн, мельница, элеватор, хлебозавод, мука, пекарь, выращивать, пахать, сеять, жать, молотить, печь, свежий, мягкий, душистый, ароматный, пшеничный, ржаной, вкусный. Лексико-грамматические упражнения: «Подбери признаки»: булка – свежая, мягкая, сладкая…. «Назови ласково»: булка – булочка, хлеб – хлебушек… «Подбери родственные слова»: хлеб – хлебный, хлебница, нахлебник… «Образуй предметы»: сеять – сеялка, косить – косилка…. Художественная литература: М.Пришвин «Лисичкин хлеб», М.Глинская «Хлеб», Л.Кон «Пшеница», «Рожь», р.н.с. «Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди». Пословицы и поговорки о хлебе. Дидактические игры: «Отгадай на вкус», «Чудесный мешочек», «Что изменилось?»,»Накроем стол к чаю», «Найди лишний предмет» Изобразительная деятельность: Рисование «Хлебное поле», «Колосок». Лепка «Бублики, пирожки, булочки», «Испекли мы каравай». Аппликация «Колосок». Тема «Дом, семья». Рассматривание серии сюжетных картин «Семья». Знакомство с картиной В.М.Васнецова «Аленушка» Словарная работа: семья, родители, родственники, дети, дом, квартира, жить, заботиться, растить, отдыхать, помогать, любить, уважать, родные, любимые, заботливые, старшие, младшие, молодые, старые. Лексико-грамматические упражнения: «Подбери признак»: мама – заботливая, ласковая, трудолюбивая, строгая; папа - ….., бабушка - …… «Подбери действия»: мама – работает, заботится, помогает, читает, гладит, убирает; папа - …; бабушка - …. «Назови ласково»: мама – мамочка, мамуля, матушка; папа – папочка…; бабушка – бабуля…. «Образуй признаки»: жить – живущий, любить – любящий… Художественная литература: В.Осеева «Просто старушка», П.Воронько «Мальчик Помогай», А.Барто «Вовка – добрая душа», р.н.с. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди». Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Обставим квартиру», «Чей, чья, чье?» Изобразительная деятельность: Рисование «Хохломская роспись». Лепка «Я и моя семья». Аппликация «Украсим косынку для Аленушки». Конструирование «Мебель для кукол». Тема «Игрушки». Рассматривание игрушек, картинок. Беседа о бережном отношении к игрушкам. Словарная работа: названия игрушек, играть, заводить, подбрасывать, отбивать, ловить, строить, возить, интересный, забавный, заводная, железная, плюшевый, любимая, красивая. Лексико-грамматические упражнения: «Подбери признаки»: мяч – большой, красивый, резиновый, футбольный; кукла - ….; пирамидка - … «Подбери действие»: мяч – летит, прыгает, падает; машина - …и т.д. «Назови ласково»: мяч – мячик; кукла - …; машина - …и т.д. Художественная литература: А.Барто «Игрушки», Е.Серова «Нехорошие истории», С.Маршак «Мяч», В.Катаев «Цветик-семицветик», К.Ушинский «Сила не право». Дидактические игры: «Запомни, положи», «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Отгадай по описанию», «Что из чего», «Узнай на ощупь», «Чей, чья, чье?» Изобразительная деятельность: Рисование «Моя любимая игрушка», «Украсим платье для куклы», «Дымковская игрушка» Лепка «Девочка играет в мяч» Аппликация «Игрушки из геометрических фигур» Тема «Осень» Экскурсии по осеннему городу, в сквер, с родителями в лес. Рассматривание осенних цветов, грибов. Словарная работа: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, время года, месяц, листопад, туман, заморозки, слякоть, погода, падают, осыпаются, летят, шуршат, хмурится, желтеют, сохнут, вянут, ранняя, поздняя, золотая, грустная, унылая, хмурая, ненастная, сырая, дивная. Лексико-грамматические упражнения: «Подбери признаки»: осень – ранняя, золотая, поздняя, грустная…; листва – красивая, желтая…и.д. «Подбери действие»: листья – летят, кружатся, опадают…; осень – приходит, наступает…и т.д. «Подбери родственные слова»: птица – птичка, птичий, птичница; лес – лесной, лесник…и т.д «Образуй признаки»: птица – птичий; лес - …; осень - … и т.д. «Подбери предметы к признакам»: осенний – лес, день, вечер, ветер; осенняя – погода, листва, одежда…; осеннее – небо…; осенние – каникулы… Художественная литература: В.Катаев «Грибы», Я.Тайц «По грибы», А.К.Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад…», А.С.Пушкин «Унылая пора! Очей очарование…», А.Н.Плещеев «Осень наступила, высохли цветы…», Л.Толстой «Дуб и орешник», Г.Скребицкий «Осень». Дидактические игры: «Соберем грибы в корзину», «Четвертый лишний», «Съедобный – несъедобный», «Запомни, положи», «Чудесный мешочек», «С какого дерева листок?», «Отгадай дерево». Изобразительная деятельность: Рисование «Осенний лист», «Ветка рябины», «Букет осенних цветов». Лепка «Грибная полянка», «Рябиновые бусы». Аппликация «Букет осенних листьев», «Грибы в лукошке», «Осенний лес». Тема «Дикие животные». Рассматривание животных на предметных картинках, иллюстрациях в книгах о животных. Словарная работа: звери, лес, медведь, волк, лиса, заяц, кабан, белка, лось, еж, берлога, дупло, нора, логово, копыта, шерсть, лапы, мех, шкура, добывать, прыгать, охотиться, рычать, охранять, пищать, подкрадываться, лохматый, косматый, хитрый, колючий, быстрый, косолапый, осторожный, хищный. Лексико-грамматические упражнения: «Подбери признаки»: медведь – косолапый, огромный, неуклюжий, сильный; заяц - …; белка - …. и т.д. «Подбери действия»: медведь – ходит, переваливается, ревет, сосет лапу, спит в берлоге; заяц - … и т.д. «Образуй признаки»: медведь – медвежий, медвежья, медвежьи; заяц – заячьи, заячий и тд. «Назови детенышей»: медведь- медвежонок, медвежата; зайц – зайчонок, зайчата и т.д. «Назови ласково»: медведь – медведушка; заяц – заюшка и т.д. «Подбери предметы к признакам»: медвежий – хвост, глаз, нос; медвежья – берлога, лапа, шкура и т.д. Художественная литература: М.Пришвин «Еж», Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца», И.Соколов-Микитов «Листопадничек», р.н.с. «Маша и медведь», «Лиса и заяц», загадки о животных. Дидактические игры: «Отгадай по описанию», «У кого кто?», «Кто в лесу живет?», «Четвертый лишний», «Чей дом?». Изобразительная деятельность: Рисование «Лиса –рыжая краса», «Мое любимое животное». Лепка «Про храброго зайца», «Три медведя». Аппликация «Дикие животные». Тема «Домашние животные». Рассматривание животных на предметных картинках и иллюстрациях в книгах. Словарная работа: названия животных и их детенышей, стадо, пастух, конюшня, сено, трава, овес, пастбище, конюх, свинарка, доярка, корм, рога, грива, вымя, молоко, мясо, пасутся, щиплют, жуют, ржут, мычит, хрюкает, блеет, мяукает, перевозит, сторожит, кусается, бодает, сторожевая, охотничья, пожарная, злая, рогатая, лохматая, бодливая, породистая, домашняя. Лексико-грамматические упражнения: «Подбери признаки»: собака – сторожевая, охотничья, умная, игривая; кошка – ласковая, добрая и т.д. «Подбери действие»: собака – лает, кусает, охотится, охраняет; кошка – мурлычет, ловит мышей и т.д. «Подбери родственные слова»: собака – собачий, собачонка, собачий, собаченька; кошка –кошачья, кошечка и т.д. «Образуй признаки»: собака – собачий, собачья, собачьи и т.д. «Подбери предметы к признакам»: собачий – хвост, нос, лай; собачья – конура, шерсть и т.д. «Назови детенышей»: собака – щенок, щенки, щенята; кошка – котенок, котята и т.д. Дидактические игры: «Отгадай по описанию», «Четвертый лишний», «Найди пару», «Чей, чья, чье?», «Мама и детки», «Собери картинку», «Найди и назови» Художественная литература: Л.Толстой «Котенок», «Лев и собачка», «Пожарные собаки», Г.Гарин-Михайловский «Тема и Жучка», С.Михалков «Три поросенка». Изобразительная деятельность: Рисование «Мое домашнее животное», «На лугу пасутся ко…» Лепка «Кошка», «Три поросенка». Аппликация «Домашние животные»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.