Коррекционная работа по предупреждению и исправлению нарушения письма у детей с отклонением в развитии
Оценка 4.7
Педсоветы
doc
дефектология
1 кл—4 кл
02.02.2017
Коррекционная работа по предупреждению и исправлению нарушения письма у детей с отклонением в развитии
Нарушение речи у детей с интеллектуальными отклонениями являются широко распространенными, характеризуются сложностью патогенеза и симптоматики. Картина речевого развития зависит от степени локального повреждения мозговых структур, аномалии в строении артикуляционного аппарата, снижении слуха.
У умственно отсталых детей оказываются несформированными в большей или меньшей степени все этапы речевой деятельности, что приводит к ограниченности речевых контактов и отрицательно сказывается на процессе овладения речью.
Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи у детей с умственной отсталостью способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации.
Нарушение чтения и письма у умственно отсталых школьников является одним из самых распространенных.Нарушение речи у детей с интеллектуальными отклонениями являются широко распространенными, характеризуются сложностью патогенеза и симптоматики. Картина речевого развития зависит от степени локального повреждения мозговых структур, аномалии в строении артикуляционного аппарата, снижении слуха.
У умственно отсталых детей оказываются несформированными в большей или меньшей степени все этапы речевой деятельности, что приводит к ограниченности речевых контактов и отрицательно сказывается на процессе овладения речью.
Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи у детей с умственной отсталостью способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации.
Нарушение чтения и письма у умственно отсталых школьников является одним из самых распространенных.
Проновой Л.А._0.doc
Коррекционная работа по предупреждению и исправлению нарушения
письма у детей с отклонением в развитии
Нарушение речи у детей с интеллектуальными отклонениями являются широко
распространенными, характеризуются сложностью патогенеза и симптоматики. Картина
речевого развития зависит от степени локального повреждения мозговых структур, аномалии в
строении артикуляционного аппарата, снижении слуха.
У умственно отсталых детей оказываются несформированными в большей или меньшей
степени все этапы речевой деятельности, что приводит к ограниченности речевых контактов и
отрицательно сказывается на процессе овладения речью.
Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи у детей с умственной
отсталостью способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной
программы, социальной адаптации.
Нарушение чтения и письма у умственно отсталых школьников является одним из самых
распространенных.
Я работаю в специальном ( коррекционном) классе 8 вида. У детей не сформированы
этапы процесса чтения и письма, многие учащиеся не усвоили буквы, а если запомнили буквы, то
не соотносили их со звуком и не сливают в слоги, путают по графическому сходству или не
соотносят печатную с письменной. Чтение у этих детей побуквенное, прочитанное не понимают
и пересказать не могут.
На основании методических рекомендаций известных авторов Р.И. Лалаевой, Л.Н.
Ефименковой работу по коррекции выполняю в следующей последовательности.
Для развития языкового анализа и синтеза при устранении фонематической дислексии и
дисграфии я использую следующие виды занятий:
1. Определить границы предложения в тексте.
2. Придумать предложение с определенным количеством слов.
3. Распространить предложение, увеличив в нем количество слов.
4. Придумать предложение по сюжетной картинке.
5. Составить предложение из слов, данных в разбивку (деформированный текст)
6. Определить количество слов в предложении
7. Поднять цифру, соответствующую количеству слов в предложении.
Большое внимание уделяю развитию слогового анализа и синтеза, так как опыт работы с
умственно отсталыми детьми показал, что умение делить слово на слоги, выделять слоги из слов,
а затем выделить звук из слога помогают в дальнейшем предупредить такие ошибки на письме,
как пропуск гласных, замена гласных или их добавление.
При формировании слогового анализа я предлагаю учащимся такие виды заданий:
1. Отхлопать, отстучать слова по слогам.
2. Послоговое произнесение слова сопровождать движением руки слева направо.
3. Тыльной стороной ладони ощущать движение нижней челюсти.
При развитии слогового анализа и синтеза я выполняю такие задания:
1. Назвать (выделить) гласный звук в слоге.
2. Поднять букву, обозначающую соответствующий звук.
3. Записать только гласные звуки из слогов.
4. Придумать слог с соответствующей гласной.
5. Назвать гласные звуки в слове.
6. Составить слово из разрезной азбуки.
7. Составить слово из слогов, данных в беспорядке. (нарово, ворона)
8. Определить количество слогов в словах, поднять соответствующую цифру.
9. Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове 10. Вычерчивание слоговых схем слов ( )
При развитии фонематического анализа и синтеза слов проводятся однотипные
упражнения, но касающиеся уже не слогового, а звукового анализа. (слайд №4)
1. Определи количество звуков и их последовательность.
2. Придумай слово с определенным количеством звуков.
3. Узнавание слова в виде последовательно произнесенных звуков (машина)
4. Образование слогов и слов с помощью «наращивания» звуков: (Рабрабрат, Равра
врач, волволк, левхлев)
5. Образование новых слов путем замены в слове одного звука другим (домком, коза
роза, столстул)
6. Преобразование одного слова в другое (мишкамышкамашкамушкамошкакошка
кашкапашкапышкапушкадушка).
7. Отобрать картинки с определенным количеством звуков.
8. Расставить картинки под цифрами 3.4.5 в зависимости от количества звуков в слове.
Одновременно провожу работу по развитию зрительного анализа изображений букв:
(слайд №5)
1. Найди букву в ряду сходных.
2. Сложить из палочек букву.
3. Узнай и допиши недостающий элемент буквы.
4. Узнай буквы, наложенные друг на друга.
5. Письмо букв в воздухе.
6. Узнавание букв поразному расположенных в пространстве.
7. Узнавание букв написанных разных шрифтом.
8. Реконструкция буквы (переделка одной буквы в другую) ЫЬЪБВЗ, ТГПНИ.
9. Соотнесение буквы с предметом (жжук, ггусь, пперекладина)
Процесс коррекции нарушения письменной речи в специальной коррекционной школе
длительный, трудоемкий, требующий значительных сил, знаний, умений не только одного
учителя, но специалистов службы сопровождения. Поэтому совместная работа четко
определена. Налажена взаимопосещаемость занятий, осуществляется преемственность. Учитель
и воспитатель проводят логопедические минутки по закреплению речевых навыков:в учебной
работе, при подготовке домашних заданий, при проведении воспитательных мероприятий.
Осуществление дифференцированного подхода, учет индивидуальных особенностей и
возможностей каждого учащегося, подбор речевых игр, игрушек, иллюстраций создает
благоприятные условия для коррекции нарушений речи детей.
Коррекционная работа по предупреждению и исправлению нарушения письма у детей с отклонением в развитии
Коррекционная работа по предупреждению и исправлению нарушения письма у детей с отклонением в развитии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.