Проект "Мы помним ВАС!" (Начальная школа)
Оценка 4.7

Проект "Мы помним ВАС!" (Начальная школа)

Оценка 4.7
Мероприятия +2
doc
воспитательная работа +2
1 кл—4 кл
10.08.2019
Проект "Мы помним ВАС!" (Начальная школа)
Младший школьный возраст наиболее сензитивный период для воспитания патриотизма. Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию создают благоприятные предпосылки для успешного развития пат.риотических чувств. Ребёнок с момента рождения, имеющий норму слуха инстинктивно, естественно и незаметно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Опыт показывает, что ребёнок с нарушениями слуха лишён такой возможности, поэтому воспитание особенного ребёнка, его патриотических чувтсв осуществляется ежесекундно, на уроках и внеурочных мероприятиях, праздниках, в игре, в быту, на экскурсии, на прогулке, большую роль в этом направлении имеет проктная деятельность.
Проект Мы помним ВАС! .doc
Департамент общего образования Томской области Департамент общего образования Томской области Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа­ Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа­ интернат для обучающихся с нарушениями слуха» интернат для обучающихся с нарушениями слуха»  634041, г. Томск, ул. Дзержинского, 19, Ι   тел/факс: (83822) 43­29­33, 43­26­69, 43­36­88,  Ι  e­mail: sch15@mail2000.ru Ι Сайт: http   ://   si   15.  tomsk      .  ru   /   «УТВЕРЖДАЮ» Директор  ОГБОУ школы­интерната  ________________ А.В. Маланина ПРОЕКТ «МЫ ПОМНИМ ВАС!» Организация внеурочной деятельности по формированию духовно­ нравственных ценностей и гражданско­патриотической позиции у младших школьников с ОВЗ в рамках подготовки и празднования  70­летия Победы в Великой Отечественной войне База   реализации   проекта:  обучающиеся   2   «А»   класса   (7   человек),   педагогический коллектив   отделения   слабослышащих   детей   школы­интерната   (12   человек),   ученический коллектив в качестве приглашённых гостей (25 человек), родители, законные представители (18 человек). Автор и руководитель проекта: Р.И. Моисеева, учитель начальных классов  высшей квалификационной категории Соавтор: Т.А. Чечегова, воспитатель  высшей квалификационной категории Томск: 2014­2015 Содержание 1. Постановка проблемы с указанием причин……………………………. 2. Актуальность проекта……………………………………………………. 3. Степень разработанности проблемы……………………………………. 4. Объект проектной деятельности………………………………………… 5. Предмет проектной деятельности………………………………………. 6. Гипотеза…………………………………………………………………… 7. Цель проекта……………………………………………………………… 8. Задачи…………………………………………………………………….. 9. Методика «Зеркало инновационных преобразований в практике»…… 10. Тип проекта………………………………………………………………. 11. Новизна проекта…………………………………………………………. 12. Ресурсы проекта…………………………………………………………. 13. Продукт проекта…………………………………………………………. 14. Критерии оценки эффективности реализации проекта……………….. 15. Прогноз   возможных   негативных   последствий,   способы   коррекции, компенсации негативных последствий……………………………………. 16. Степень распространения опыта педагогов……………………………. 17. Опыт участия обучающихся в социокультурной жизни …………….. 18. Классификация проекта…………………………………………………. 19. Этапы проекта с указанием целей и задач……………………………… 20. Последовательный   перечень   этапов   с   их   кратким   содержанием   и 3 4 5 6 6 6 6 6 7 9 9 9 10 11 11 12 12 13 13 указанием времени, необходимого на их реализацию………………… 15 21. Конечный продукт проекта……………………………………………… 19 22. Ожидаемые результаты…………………………………………………. 19 23. Практическая значимость результата проекта…………………………. 20 24. Способы коррекции………………………………………………………. 20 25. Заключение………………………………………………………………. 20 26. Список используемой литературы……………………………………… 21 27. Литература для детей……………………………………………………. 22 28. Интернет­источники……………………………………………………… 22 23 29. Приложение 1……………………………………………………………. 30. Приложение 2……………………………………………………………. 24 25 31. Приложение 3……………………………………………………………. 26 32. Приложение 4…………………………………………………………….. 33. Приложение 5……………………………………………………………. 27 34. Приложение 6 Система разработанных и проведённых мероприятий  по реализации проекта «Мы помним Вас!»…………………………….  35. Интерпретация, отчётная презентация………………………………….. 28 31 [Р.И. Моисеева, Т.А. Чечегова] Страница 2 «История – это фонарь в будущее,  который светит нам из прошлого» В.О. Ключевский Постановка проблемы с указанием причин Государственная   программа   «Патриотическое   воспитание   граждан Российской Федерации на 2011­2015 годы» сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан; при этом   значительная   роль   отводится   воспитанию   нравственно­патриотических чувств у младших школьников.  Одна   из   важнейших   задач   Государственных   образовательных   стандартов   – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, знающий духовные и культурные традиции российского народа. Это в полной мере относится к подрастающему поколению, в том числе к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).  Ежедневные   наблюдения   за младшими   школьниками  в   процессе   обучения,  анкетирование с   целью   о   низком изучение   круга   их   интересов, беседы   с   родителями, выявления   положительных   идеалов   уровне сформированности патриотического сознания у обучающихся. свидетельствуют Нарушение   слуховой   функции   накладывает   определённый   отпечаток   на развитие личности неслышащего, сужает его круг общения, ограничивает диапазон социальных связей. Возникает своеобразие субъективных отношений человека с недостатками слуховой функции к окружающему миру, историческому наследию, исторической памяти и к самому себе.  В   результате   недостаточного   развития   речи,   меньшего   объёма   знаний, которыми   располагает   неслышащий   ребёнок   по   сравнению   со   слышащими сверстниками, а также вынужденной ограниченностью общения с окружающими, обнаруживается   более   замедленный   темп   становления   личности   школьника   со сниженным слухом или его отсутствием. Это проявляется в относительной узости познавательных   интересов,   в   недостаточной   осведомлённости   о   различных областях жизни общества, в том числе его исторических событиях.  Патриотические чувства закладываются  в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Ребёнок с момента рождения,   имеющий   норму   слуха   инстинктивно,   естественно   и   незаметно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Опыт показывает, что ребёнок с нарушениями слуха лишён такой возможности, воспитание   особенного   ребёнка   осуществляется ежесекундно, на уроках и внеурочных мероприятиях, праздниках, в  игре, в быту, на   экскурсии,   на   прогулке.  Начинать   делать   это   нужно   как   можно   раньше, формировать, активизировать и поддерживать интерес к истории нашей страны, ко Страница 3 [Р.И. Моисеева, Т.А. Чечегова]   поэтому всему   происходящему   в   мире.  Ведь   младший   школьный   возраст   наиболее сензитивный   период   для   воспитания   патриотизма.   Податливость,   известная внушаемость   детей,   их   доверчивость,   склонность   к   подражанию   создают благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы. Актуальность проекта Нравственно­патриотическое   воспитание   является   одним   из   важнейших элементов   общественного   сознания,   именно   в   этом   основа   жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений, именно это самая актуальная  задача  нашего времени. За последние  годы  в мире, в нашей стране произошли   и   происходят   колоссальные   изменения,   это   касается   не   только нравственных   ценностей,   а   также   отношения   к   историческим   событиям   нашей страны.   Не   секрет,   что   сегодня   духовные   ценности   перешли   на   второй   план, уступив   место   материальным,   во   всём   материальное   доминирует.   Достаточно много   негативной   информации,   особенно   в   СМИ,   которая   зачастую   подрывает веру   и   любовь   к   народу   и   родной   стране.  У  детей   искажены   представления   о патриотизме, доброте, великодушии. Тем не менее, это не должно стать причиной приостановки   патриотического   воспитания,   наоборот,   выступить   стимулом, призывом к активным действиям. В.В. Сухомлинский утверждал: «Детство –  это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества,   их   красоты   и   величия».  Воспитание   духовности,   нравственности, патриотичности – это шаг к «возрождению» России. ФГОС   не   нарушают   целостность   и   единство   педагогического   процесса, наоборот   эффективно   объединяют   обучение,   воспитание   и   развитие.   В   нашем арсенале есть современные инновационно­образовательные технологии, с помощью которых   обучающиеся   овладеют   практическими   умениями   исследовательской работы,   соберут   необходимую   информацию   о   историческом   прошлом   нашей страны,   научатся   анализировать   факты,   делать   выводы   и   заключения   –   это проектные технологии. Опыт показывает, если вовлечь ученика с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в проектную деятельность доступным и щадящим способом, то при решении тех или иных проблем или задач он начнёт думать, анализировать, сопоставлять, сравнивать.  Обретение   исторического   прошлого   –   одно   из   направлений   выхода   из кризисного   настоящего.  Не   случайно   В.О.   Ключевский   считал   формирование исторического сознания условием бытия русского народа: «Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как   и   для   чего   в   нём   живём,   как   и   к   чему   должны   стремиться»   [12].   Он подчёркивал,   что   если   мы   не   знаем   истории,  то   за   это   будем   наказаны.  Мы  – поколение, выросшее в мирную пору, нам не пришлось прятаться от бомбежек в убежищах, стоять в очереди за комочком хлеба, ждать почтальона с замиранием сердца от мысли: «Какую весточку получу я?». Какой ужас переживают жители Украины!   Мы   не   хотим,   чтобы   этот   ужас   переживали   взрослые   и   дети   любой Страница 4 [Р.И. Моисеева, Т.А. Чечегова] страны,   поэтому   сегодня   актуально   формирование   человека,   как   члена гражданского общества, сознающего личную ответственность за страну. Каждый человек обязан знать историческое прошлое своей страны, любить свою Родину, чтобы   понять   –   ни   одна   война,   не   стоит   тех   страданий,   которые   испытали   и испытывают   сейчас   простые   люди,   учёные,   врачи,   дети,   учителя.   Всё вышеозначенное объясняет актуальность выбранной темы. Степень разработанности проблемы Выявив   проблему   и   в   полной   мере   осознав   её   актуальность,   мы   изучили литературу, опыт коллег города Томска, Томской области, других регионов нашей страны, материалы Интернет­ресурсов.  Анализ научной литературы по исследуемой проблеме свидетельствует о её всестороннем изучении в прошлом и осмыслении её важнейших сторон в последние десятилетия. Достаточно полно определены понятия «патриот» и «патриотизм» (В.Г.   Белинский,   Н.А. Бердяев,   А.С. Калюжный и   др.);   описано   когнитивно­ эмоциональное   содержание   патриотического   сознания   (В.   Г. Белинский,   И.А.   Калюжный и Еремин, вопросы   формирования гражданственности (Е.В.   Зиновьев, А.И. Кочетов,     и   др.);   гражданского   сознания   в   контексте   патриотического воспитания (И.С. Артюхова, Л.И. Карцева и др.).     Бондаревская, изучаются   А.А.   А.С. др.);   Исключительное значение патриотического воспитания в развитии личности ребёнка   подчёркивал   великий   педагог  К.Д.   Ушинский,   который   отводил патриотическому   воспитанию   в   нравственном   развитии   ребёнка   ведущую   роль. Идея   народности   стала   определяющей   в   становлении   отечественной педагогической мысли [20]. Народность и патриотизм неизменно выступали как ценностные ориентиры в просвещении   и   воспитании   гражданина   России   (В.Г.   Белинский,   Н.А.   Бердяев, П.Ф. Лесгафт, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой). Патриотизм предполагает, в первую очередь,  любовь   к  родной  земле   и той  самобытной  культуре,  которую  создали народы,   проживающие   в   её   пределах   (Б.Т.   Лихачёв,   А.С.   Макаренко,   В.А. Сухомлинский) [7]. По мере выхода страны из кризиса и укрепления социальных институтов в обществе, особенно в молодёжной среде, отмечается повышенное внимание   к   патриотической   идеи   в   воспитании   для   новой,   возрождающейся России.   Это   повышает   значимость   патриотического   воспитания   подрастающего поколения в условиях современного образования (Е.В. Белоусова, А.Н. Вырщиков, Н.А. Сысоева и др.) [14]. Процесс   исторического   осмысления   Великой   Отечественной   войны   нашёл отражение   в историографических работах.   Преимущественное   освещение   в   них получили   вопросы   состояния  базы   источника   и   научной   разработки   истории Великой Отечественной войны [10]. В 90­е годы появились статьи Ю. Афанасьева, А.   Голубева,   А.   Шевырёва,   Е.   Зубковой,   А.   Куприянова   и   других   авторов,   в которых рассматриваются вопросы о том, какую картину прошлого, исторические образы формируют в сознании учащихся школьные учебники [22].  [Р.И. Моисеева, Т.А. Чечегова] Страница 5 Значительное   внимание   проблемам   сущности   исторического   познания военного периода, месту и роли истории в разных сферах жизни было уделено в исследованиях Б.Г. Могильницкого, С.С. Хромова, B.C. Шмакова [5].  Нами был изучен опыт работы коллег образовательных организаций:  МАОУ «Серпуховской школы №2» г. Серпухова Московской области;  МАОУ «Первомайской СОШ» г. Первомайска, Оренбургской области; МБОУ «Нахабинской гимназии №4» Красногорского муниципального района г. Москвы; МАОУ «Заозёрной школы №16» г. Томска; Изучили опыт коррекционных школ, работающих на базе экспериментальной площадки по проектной деятельности при ТОИПКРО г. Томска: МС(К)ОУ общеобразовательная школа №17 VIII вида г. Томска; МС(К)ОУ общеобразовательная школа­интернат № 22 VIII вида г. Томска; МС(К)ОУ общеобразовательная школа­интернат № 10 VIII вида г. Асино,  а также опыт работы коллег через Интернет­ресурсы. Стоит отметить, педагогические коллективы имеют достаточно богатый опыт проектной   работы   по     патриотическому   воспитанию   в   нравственном   развитии, который представлен в виде программ дополнительного образования, программ коррекционной   направленности,   презентаций,   мероприятий   различного   уровня. Изучение вышеозначенных работ, подвело нас к выводу о том, что патриотическое воспитание   детей   с   ОВЗ   весьма   важное   направление,   поскольку,   во­первых   – закладывает основы гражданского сознания в соответствии  с уровнем развития особенных детей, во­вторых – формирует уважение к людям старшего поколения, в­третьих – воспитывает преданность к истории своей семьи, Родине.  Объект   проектной   деятельности.  Школьная   система   формирования патриотического сознания у детей с ограниченными возможностями здоровья. Предмет   проектной   деятельности. Педагогические   условия   организации процесса   формирования   патриотического   сознания   у   детей   с   ОВЗ   в   школьной системе воспитания. В основу проектной деятельности  положена гипотеза  о том, что школьная система формирования патриотического сознания у детей с нарушениями слуха будет более эффективной, если:   при   формировании   патриотического   сознания   у   учащихся   учитывать интеллектуальный,   психофизиологический   уровень,   особенности   эмоциональной сферы, речевое развитие;  при   формировании   патриотического   сознания   младших   школьников активно   использовать   инновационные   технологии,   различные   формы,   методы   и средства обучения и воспитания. Цель   проекта:  создание   условий   для   формирования   патриотического сознания, развития чувств сопричастности к судьбе Отечества и развитие гордости за свою страну. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:  [Р.И. Моисеева, Т.А. Чечегова] Страница 6  изучить   состояние   научной   разработки   проблемы   в   исторической документации,  дать характеристику источников её изучения;  проанализировать   специфику   формирования   исторического   образа Великой Отечественной войны в 40­50­е годы;  выявить   структуру   и   содержание   процесса   формирования патриотического   сознания   у   младших   школьников   с   нарушениями   слуха, определить критерии и уровни его сформированности;  разработать модель школьной системы формирования патриотического сознания   у   детей   с   ОВЗ     и   экспериментально   проверить   эффективность   её функционирования на практике во внеурочное время;  создать материально­техническую и методическую базу в соответствии с темой педагогического опыта;  помочь   детям   с   ОВЗ   осмыслить,   понять   и   принять     информацию   о историческом прошлом страны в годы Великой Отечественной войны; 2015 год ознаменован великой датой для нашей страны и для всего мира – 70­ летием   Великой   Победы!   Для   всех   россиян  «от   мала   до   велика»  –  это   самый дорогой   и   сострадательный   праздник.   Конечно,   мы   тоже   не   могли   оставаться безучастными   к   такому   важному   и   грандиозному   событию,   а   потому   решили «окунуться» в историю родной страны через проект «Мы помним Вас!». Это дань признания, любви, безграничной благодарности и памяти обо всех её участниках: ветеранах, тружениках тыла, детях, дедов, прадедов и прапрадедов, всех тех, кто жил в то лихое время. День Победы – это самый главный российский праздник! 9 мая мы забываем обо всех разногласиях и вспоминаем, что мы единый народ. Этот праздник касается всех жителей страны, он объединяет поколения и заставляет каждого почувствовать себя частью чего­то важного. Нельзя быть патриотом своей Родины, если не чувствуешь личной связи с ней, если не знаешь, как любили, как берегли и защищали Родину наши деды и прадеды. Мы, педагоги, обязаны донести до детей, что образ воина остаётся одним из ключевых символов мужественности, особенно важно это для мальчиков в период взросления. Причём очень важно, чтобы герои были легко узнаваемыми, близкими, это можно сделать через призму истории своей семьи, ведь в каждой семье были свои герои. Одной из наиболее простых и эффективных технологий, позволяющих организовать деятельность в этом ключе, выстроить «дерево» целей и определить действия   по   его   реализации,   является  методика  «Зеркало   инновационных преобразований  в практике», как основа разработки педагогического проекта в условиях   введения   ФГОС,  авторами   которой   выступают:   Т.В.   Светенко,   И.В. Галковская, Е.Н. Яковлева.  Цель   проекта:  создать   условия   для   формирования   духовно­нравственных ценностей и гражданско­патриотической позиции. Задачи проекта:  расширять знания о Великой Отечественной войне; [Р.И. Моисеева, Т.А. Чечегова] Страница 7  осветить подвиг народа в годы ВОВ через призму истории своей семьи;  развивать   умение   составлять   рассказ   о   своей   семье,   выстраивать родословную, обогащать словарь;  познакомить   с   историческими   фактами   военных   лет,   вызывающих эмоциональные переживания, с произведениями художественной литературы и с музыкой военных лет, отражающих тяжёлый жизненный период русского народа;  открывать истории страницы военного времени «Дети во время ВОВ»;  формировать   уважительное   отношение   к   старшему   поколению: участникам войны, труженикам тыла, семейным реликвиям;  воспитывать   нравственно­патриотические   чувства   у   особенных   детей через   совместные   мероприятия   с   участием   родителей,   товарищей   по   школе, библиотекаря, педагога­психолога, социального педагога. [Р.И. Моисеева, Т.А. Чечегова] Страница 8 Организация встреч с  Акция благодарности и  Экскурсия к  Составление «Книги  ветеранами войны,  внимания: «Скажи  мемориалу «Родина мать  Памяти» с рассказами  тружениками тыла «Спасибо!» герою» вручает оружие сыну» детей о родных и  близких периода ВОВ      для школьного музея в  Межрегиональных,  Участие  Всероссийских,  Участие  в  школьных  конкурсах  в  рамках  70­летия  Проведение  дней  открытых  дверей,  внеклассных  100%  причастность  к  масштабному  общешкольному  Международных  конкурсах,  посвящённых  70­летию  Победы  в  ВОВ:  концертные  номера  к  9  МАЯ  –  танцы,  мероприятий,  бесед,  сюжетно­ролевых  игр,  работа  в  празднику,  посвящённому    9  мая,  а  также  участие  во  Победы в Великой Отечественной войне стихи о войне; стенгазеты, рисунки, конкурс чтецов библиотеке, знакомство с Интернет­источниками Всероссийском сетевом межшкольном проекте «Карта  Памяти» Формирование духовно­нравственных ценностей и гражданско­патриотической позиции  1. Проблема:  Слабая   духовно­нравственная   направленность,   не   развита   гражданско­ патриотическая позиция. 2. Причины: Не полная занятость  обучающихся во  внеурочное время Отсутствие концепции,  теоретических и  методических разработок Не сформированы  базовые национальные  ценности Ситуация «минус» _________________________________________________________ Ситуация «плюс» 3. Цель: Создание условий для формирования духовно­нравственных ценностей (ДНЦ) и гражданско­патриотической сознательности (ГПП). 4. Задачи: Организовать занятость  обучающихся во  внеурочное время Разработать проект по  формированию ДНЦ и  ГПП Прививать чувство  гордости за свою страну Формировать ценностное  отношение к  историческому прошлому Обеспечить воспитание  личности с  особенностями в  развитии, обладающей  базовыми  национальными  ценностями 5. Мероприятия нравственно­патриотической направленности: [Р.И. Моисеева, Т.А. Чечегова] Страница 9 Тип проекта  С   самого   начала   предметный   результат   деятельности   участников   проекта чётко обозначен, в обязательном порядке ориентирован на интересы обучающихся, педагогов,   родителей.   Данный   проект   имеет   структуру,   сценарии   всех   видов внеурочной   деятельности,   чёткие   выводы   и   участие   каждого   в   оформлении конечного продукта. Проект относится к практико­ориентированному типу.  Подтверждается   необходимость   и   целесообразность   патриотического воспитания в нравственном развитии через проектную деятельность во внеурочное время с младшими школьниками, имеющими  нарушения сенсорной сферы. Новизна проекта Ресурсы проекта. Материально­технические:  Проект   реализуется   на   базе   школы­интерната   для   обучающихся   с нарушениями   слуха.   Оснащён   в   соответствии   с   современными   требованиями: специально оборудованная комната – компьютерный класс, фотоаппарат, сканер, актовый зал, спортивный зал, рекреация 2­ого этажа, пришкольный участок;  Изготовление наглядного и речевого материала: речевых карточек, игр, пособий и т.п.;  Обновление   информационных   стендов,   книжек­ширм   для   работы   с родителями по теме «История Великой Отечественной войны».  Кадровые (участники):  Обучающиеся 2 «А» класса, возраст 8­10 лет;  Научный   консультант:   А.В.   Роготнева   –   старший   преподаватель ТОИПКРО кафедры инноваций в образовании;  Л.Д. Дузькряченко  – заместитель директора по НМР;  Т.П. Мурина – председатель МО, учитель начальных классов;  Р.И. Моисеева – учитель начальных классов высшей квалификационной категории, педагог­психолог;  Т.А. Плесовских – учитель начальных классов первой квалификационной категории, социальный педагог:  Н.А. Петрова – учитель физической культуры высшей квалификационной категории;  Т.А. Чечегова – воспитатель высшей квалификационной категории;  И.С. Карауш – врач­педиатр, психотерапевт, специалист НИИ  психического здоровья СО РАМН – внештатный сотрудник;  А.И. Черемных – библиотекарь;  Родители, законные представители воспитанников;  Представители учреждений социального партнёрства. Информационные:  фонд и каталоги библиотеки,  CD­Rom аудио и видео материалы;  художественная, методическая, научно­популярная литература; [Р.И. Моисеева, Т.А. Чечегова] Страница 10  телевидение;  информационные ресурсы РЦРО, ТОИПКРО, ГНМЦ, ИМЦ Департамента образования города Томска, ЦДО;  печатная продукция: журналы, газеты, брошюры, энциклопедии;  формирование банка данных по реализации проекта;  информационный стенд для родителей;  информирование   общественности   о   ходе   проведения   проектных организационных, мониторинговых мероприятий, проведённый в рамках проекта, посвящённому 70­летию Победы в ВОВ. Нормативно­правовые:   Конституция Российской Федерации;  Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266­1 «Об образовании»;  Федеральный закон от 31 мая 2002 г. №62­ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»;  Типовое   положение   о   специальном   (коррекционном)   образовательном учреждении  для  обучающихся, воспитанников  с  ограниченными   возможностями здоровья, утверждённым постановлением правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. №288;  Проект  закона Томской  области «Социальный кодекс  Томской  области Всероссийского общества глухих». Научно­методические:  Функционирование  творческой  группы  по  реализации  проекта  в  школе­ интернате;  ресурсы сети Интернет – материалы общероссийского проекта «Школа цифрового века», конференции, форумы, вебинары;   Оснащение   родителей,   законных   представителей   рекомендациями, методическими пособиями по использованию новых образовательных технологий в рамках проведения проекта;  Оценка результативности реализации проекта, его механизмов, критериев и показателей. Финансовые:  Бюджет   ОГБОУ   «Школы­интерната   для   обучающихся   с   нарушениями слуха»,   спонсорская   помощь   со   стороны   томского   отделения   ВОГ,   Армянской Диаспоры, ООО «Исток АУДИО», также за счёт благотворительных средств со стороны родителей, законных представителей, администрации школы­интерната.  Продукт проекта Комплексная   методическая   разработка   по   занятости   детей   во   внеурочное время   –   педагогический   проект:  «Мы   помним   Вас!»,  программа   воспитания школьника;   индивидуальные   программы   поддержки   детей   с   особыми образовательными   потребностями,   Портфолио   обучающихся,   «Книга   памяти»  с [Р.И. Моисеева, Т.А. Чечегова] Страница 11 рассказами детей и их родителей о прабабушках, прадедушках, прапрабабушках, прапрадедушках,   накопительная   папка   методических   материалов   классного руководителя   и   воспитателя,   продукты   предметно­практической   деятельности, наглядно­презентационный материал. Критерии оценки эффективности реализации проекта  100% занятость несовершеннолетних дополнительным образованием.  Сформированность   духовно­нравственных   и  гражданско­патриотических ценностей в соответствии с особенностями развития детей с нарушениями слуха.    Повышение   самооценки   посредством   результативного   участия   во внеурочной деятельности, в рамках празднования 70­летия Победы в ВОВ.  Развитие   когнитивных   способностей,   активизация   познавательной деятельности, расширение общего кругозора. Прогноз возможных негативных последствий, способы коррекции, компенсации негативных последствий Возможные негативные Пути преодоления негативных последствия последствий № п/ п 1. 2. Эмоциональные   и   физические перегрузки детей, малый интерес детей к данной теме Пассивность   и   созерцательность некоторых родителей, неактивное   их   участие   к   новой системе деятельности   3. Инертность   и   бездействие сотрудников   по   отношению   к изменению образа жизни ребёнка в   условиях   образовательной организации    Слабое   усвоение   детьми речевого материала, относящегося   к   периоду военного   времени   Великой Отечественной войны 4.   5. Отсутствие   возможности   у некоторых родителей заниматься с   детьми  (проживают   в отдалённых   участках   Томской области)     Индивидуальный   подход   к каждому (учёт ребёнку психофизиологических особенностей) Организация консультаций, родителей, представителей Мотивация   на   активность, выступление   на   методическом совете,   проведение   круглых столов, акция «Открытые двери»   лекций, бесед   для законных       Анализ   речевого   материала   на соответствие детскому пониманию,   при   необходимости адаптация   речевого   и   языкового материала, предъявление наглядного материала Привлечение к оказанию помощи со   стороны   педагога­психолога, социального педагога, библиотекаря, врача     [Р.И. Моисеева, Т.А. Чечегова] Страница 12 Национальное   самосознание,   чувство   нравственности,   духовности   и патриотизма   нельзя   привить   в   принудительном   порядке,   действуя индивидуально   «один   на   один».   Это   тонкое   коллективное   искусство преподавания   внеурочной   деятельности,   и   только   в   сотворчестве, содружестве, только на личном примере дети будут расти,   развиваться настоящими   патриотами   своей   страны.   Вышеизложенное   –   это доказательство   того,   что   проектная   деятельность  –  превосходное средство   нравственно­патриотического   воспитания  и   прекрасный инструмент развития личности ребёнка с нарушениями слуха.   Степень распространения опыта педагогов  в честь 70­летия Победы в Великой Отечественной войне  Очное   участие  (представление   опыта)  на  IX  региональном   Фестивале педагогических   идей   и   инновационных   разработок.   Доклад   на   тему «Формирование   универсальных   учебных   действий   у   детей   с   ограниченными возможностями здоровья через проектную деятельность». ОГБУ «РЦРО». Томск – 2013 г. (см. приложение 1, стр. 23)  Очное   участие  (представление   опята)  на  X  региональном   Фестивале педагогических   идей   и   инновационных   разработок.   Доклад   на   тему «Традиционные,   инновационно­образовательные   технологии   как   фактор совершенствования   детей   с   ограниченными   возможностями   сенсорной   сферы   в рамках ФГОС». ОГБУ «РЦРО». Томск – 2014 г. (см. приложение 1, стр. 23)  Очное   участие  (представление   опята)  на  X  региональном   Фестивале педагогических   идей   и   инновационных   разработок.   Доклад   на   тему   «ФГОС дошкольного образования: проблемы, перспективы». ОГБУ «РЦРО». Томск – 2013 г. (см. приложение 1, стр. 23)  Участие   в   Региональном   конкурсе   методических   разработок   уроков истории и внеклассных мероприятий, посвящённом памятной исторической дате – 70­летию Победы в Великой Отечественной войне. Диплом победителя Гран При ТОИПКРО, май 2015 г. (см. приложение 2, стр. 24)  Участие во Всероссийском конкурсе «Этот День Победы!..». Диплом за подготовку участников и за развитие нравственного и патриотического потенциала детей и молодёжи. Томск – 2015 г. (см. приложение 2, стр. 24)  Участие   в  III  Международной   научно­практической   конференции «Интернет­сервисы   в   образовании».   Свидетельство   17­18   июня   2015   г.  (см. приложение 2, стр. 24)  Подготовка   участников   во   Всероссийском   конкурсе   «Этот   День Победы!..»   по   развитию   нравственного   и   патриотического   потенциала   детей   и молодёжи. Благодарственное письмо ТОИПКРО. Томск 2015 г. (см. приложение 2, стр. 24) [Р.И. Моисеева, Т.А. Чечегова] Страница 13  Подготовка   участников   в   областном   конкурсе   «Я   и   мои   права»,   по развитию   патриотического   воспитания   детей   и   молодёжи.   Благодарственное письмо ТОДЮБ. Томск 2015 г. (см. приложение 2, стр. 24) Опыт участия обучающихся в социокультурной жизни  в честь 70­летия Победы в Великой Отечественной войне  Участие   во   Всероссийском   сетевом   межшкольном   проекте   «Карта памяти».  Почётная   грамота,   издательство  «Просвещение»   Москва.   2015  г.  (см. приложение 3, стр.25)  Участие в областном конкурсе творческих работ «Открой для себя музей» в   номинации   «70   лет   под   мирным   небом».   Сертификаты   Томский   областной краеведческий музей 2015 г. (см. приложение 4, стр.26)  Участие в Региональном конкурсе «Профессии в погонах»  Сертификаты ТОИПКРО 2015 г. (см. приложение 4, стр.26)  Участие во Всероссийском конкурсе «Этот День Победы!..», в номинации «Квест.   Что   я   знаю   о   войне».     Дипломы  I  степени   ТОИПКРО   2015   г.   (см. приложение 5, стр.27)  Участие в областном конкурсе «Я и мои права». Дипломы ТОДЮБ 2015 г. (см. приложение 5, стр.27) Классификация проекта:  по содержанию – надпредметный;  по методу – практико­ориентированный;  по характеру контактов – внутренний;  по продолжительности – в течение года (10 месяцев);  по количеству участников – коллективный. Этапы проекта с указанием целей и задач 1 этап ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ – погружение в проект (август­ сентябрь 2014) Цель: создание условий для формирования духовно­нравственных ценностей и гражданско­патриотической позиции через организацию занятости обучающихся во   внеурочное   время,   посредством   расширения   языковой   и   речевой направленности,   сбор   банка   диагностических   материалов   совместно администрацией,  врачом­педиатром, к.м.н., психиатром И.С. Карауш, методистом Л.Д.   Дузькряченко,   председателем   методического   совета   слабослышащего отделения Т.П. Муриной. Задачи: сформировать у участников проекта «Мы помним Вас!» психологическую и технологическую готовность к продуктивной совместной деятельности; [Р.И. Моисеева, Т.А. Чечегова] Страница 14 организовать анкетирование, тестирование, беседы, с целью выявления знаний о понятии выражения «Родословная», историческом прошлом своей семьи, страны; обеспечить научно­методические условия для ознакомления с периодом ВОВ;   произвести   отбор   и   апробацию   методического   материала   с   учётом психофизиологических особенностей и возможностей школьников с нарушениями слуха. 2 этап КООРДИНАЦИОННЫЙ – реализация направлений, способов, задач (октябрь­ноябрь­декабрь 2014) Цель: организация деятельности по внедрению мероприятий, посвящённых 70­ летию Победы для  обеспечения воспитания личности с особенностями в развитии, обладающей базовыми национальными ценностями, языкового и речевого подхода с использованием основных принципов развития. Задачи:  организовать   деятельность   участников,   посредством   определения задач для каждого вида деятельности; погрузить   участников   в   героическое   прошлое   русского   народа   –   военное время ВОВ; оптимизировать речевую деятельность; создать систему просвещения родителей по сотрудничеству с детьми в рамках проекта; использовать   инновационные   технологии   с   целью   воспитания   уважения   к ветеранам, формирования патриотических чувств, жизненных компетенций;  отслеживать систему регулирования и контроля за реализацией программы посредством проведения внеурочных мероприятий, динамики речевого развития. 3 этап ОБОБЩАЮЩИЙ – осуществление предметно­практической деятельности (январь­февраль­март­апрель 2015) Цель:  определение   динамики   успешности   внеучебной   деятельности   – дополнительного образования в условиях применения инновационных технологий с целью расширения знаний о историческом прошлом семьи, общества, страны. Задачи: расширять знания о исторических фактах в период ВОВ; закреплять   знания   с   помощью   информационных   технологий   в   рамках проектной деятельности; определять совокупность условий, способствующих усвоению   внеучебного материала по дополнительному образованию через беседы, виртуальные экскурсии, внеклассное чтение; решить проблемы слабой познавательной активности, через ознакомление   с жизнью и деятельностью детей, подростков во время ВОВ; воспитывать   бережное   отношение   к   семейным   фотографиям   и   наградам военной поры, уважительное отношение к старшему поколению. 4 этап РЕФЛЕКСИРУЮЩИЙ – завершение, обработка,  обсуждение полученных результатов и оформление результатов проекта (май 2015) Цель:  обобщение,   закрепление   достижений,   подведение   итогов   проектной деятельности. Выявление наиболее эффективных организационных, методических Страница 15 [Р.И. Моисеева, Т.А. Чечегова] форм   и  средств   работы     по   формированию   духовно­нравственных   ценностей  и гражданско­патриотической   позиции,   внедрению   аспектов   языковой   и   речевой направленности. Задачи: определить наиболее приемлемые формы работы по дополнительному образованию через обсуждение и анализ проделанной работы; дать характеристику деятельности всех участников проекта;  представить   результаты   предметно­практической   деятельности   через демонстрацию   детского   творческого   труда:   выставку   рисунков,   поделок, достижений и т.п.; оптимизировать   систему   всех   мероприятий   на   основе   диагностических данных; осветить   опыт   проектной   деятельности   посредством   презентационного материала на методическом объединении, оформить результаты в виде доклада на педагогическом совете школы. Последовательный перечень этапов с их кратким содержанием и указанием времени, необходимого на их реализацию 1 этап ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ – погружение в проект (август­сентябрь 2014) Цель:  создание   условий   для   формирования   духовно­нравственных   ценностей   и гражданско­патриотической   позиции   через   организацию   занятости   обучающихся   во внеурочное   время,   посредством   расширения   языковой   и   речевой   направленности,   сбор банка диагностического инструментария Задачи Мероприятия Сроки Ожидаемый  Ответственный  результат ) Утверждение  разработанных  мероприятий  Планы­ конспекты  мероприятий,  дали толчок к  пониманию  необходимости и  важности  проведения  проекта во  внеурочное  время Консультации,  рекомендации  направили  родителей в  нужное русло Изучение  информационных источников, с  Р.И. Моисеева  учитель  начальных  классов, Т.А. Чечегова  воспитатель, И.О.  Шахмайкина  учитель  информатики, И.С. Карауш –  врач­педиатр,  психотерапевт, Т.Ф. Запорожан  – школьный врач Т.П. Мурина  председатель  МО Страница 16 4 1 0 2   ь р б я т н е с ­ т с у г в а ( к Сформировать  у участников   проекта «Мы   Вас   помним!» психологическую   и технологическую готовность   продуктивной совместной деятельности. Организовать организовать анкетирование, тестирование, беседы, с целью выявления знаний   о   понятии выражения «Родословная», историческом  прошлом семьи, страны. Обеспечить методическим Составление  анкет, тестов,  бесед Подборка,  адаптирование,  разработка  дидактического  материала  Изучение  литературы  Разработка  уроков,  внеурочных  мероприятий в том числе  физкультурно­ оздоровительных,  работа по социализации и  коммуникации,  привлечение  родителей. [Р.И. Моисеева, Т.А. Чечегова] материалом участников проекта для ознакомления с периодом ВОВ. Произвести  отбор   и апробацию методического материала   с   учётом психофизиологических особенностей и возможностей школьников нарушениями слуха. с     Определение  направлений в  творческой,  предметно­ практической   деятельности  последующей  выборкой  необходимого  наглядно­ демонстрационно го, речевого  материала  эффективно  сказалось на  деятельности  всех участников  проекта 2 этап КООРДИНАЦИОННЫЙ – реализация направлений, способов, задач (октябрь­ ноябрь­декабрь 2014) Цель:  организация деятельности по внедрению мероприятий, посвящённых 70­летию Победы для   обеспечения воспитания личности с особенностями в развитии, обладающей базовыми   национальными   ценностями,   языкового   и   речевого   подхода   с   использованием основных принципов развития. Задачи Сроки Ожидаемый  Ответственный  Мероприятия результат Организовать деятельность участников, посредством определения   задач   для каждого   вида деятельности. Погрузить  участников в героическое прошлое русского   народа   – военное время ВОВ. Оптимизировать речевую деятельность. Создать  систему просвещения родителей по   сотрудничеству   с детьми   в   рамках проекта. Использовать инновационные [Р.И. Моисеева, Т.А. Чечегова] Активная работа с родителями  (беседы, советы,  консультации,  круглый стол,  «беседы по  душам»)  Уроки с  использованием  ИКТ Внеурочная  деятельность:  экскурсия, рисунки, беседы, игры,  анкетирование и  т.д. Знакомство с  жизнью людей в  военное время  4 1 0 2   ь р б а к е д ­ ь р б я о н ­ ь р б я т к о ( ) Разработанная  методическая  система  профилактическ их мероприятий Качественная  работа по снятию психо­ эмоционального  напряжения Создание  развлекающей и  обучающей  среды,  способствующей  формированию  ДНЦ и ГПС,  развитию  языковой и  речевой  Р.И. Моисеева  учитель  начальных  классов, Т.А. Чечегова  воспитатель, Т.А. Плесовских  социальный  педагог, Т.П. Мурина,  председатель  МО, И.С. Карауш –  врач­педиатр,  психотерапевт, Т.Ф. Запорожан  – школьный врач Страница 17 технологии   с   целью воспитания уважения к ветеранам, формирования патриотических чувств, жизненных компетенций.  Отслеживать  систему регулирования и контроля за реализацией программы посредством проведения внеурочных мероприятий     направленности в рамках 70­летия  Победы. Активизация  познавательных  процессов Формирование  жизненных  компетенций,  основ здорового  образа жизни (линия фронта,  тыл,  партизанское  движение,  занятость детей  в военное время, оккупация) в  рамках  особенностей  психофизическо го развития  детей. Знакомство с  символикой  Победы ВОВ,  орденами,  медалями.  3 этап ОБОБЩАЮЩИЙ – осуществление предметно­практической деятельности (январь­февраль­март­апрель 2015) Цель: определение динамики успешности внеучебной деятельности – дополнительного образования в условиях применения инновационных технологий с целью расширения знаний о историческом прошлом семьи, общества, страны в период Великой Отечественной войны Задачи Ответственный  Сроки Ожидаемый  Мероприятия результат ) Создание  Расширять  знания   о исторических фактах в период ВОВ. Закреплять  знания   с помощью информационных технологий   в   рамках проектной деятельности. Определять совокупность   условий, способствующих усвоению   внеучебного материала   по дополнительному через образованию   беседы,   виртуальные экскурсии, внеклассное [Р.И. Моисеева, Т.А. Чечегова] Знакомство с  героическим  прошлым  русских людей,  участников ВОВ через беседы,  чтение, видео,  аудиоматериалы Закрепление  символических  элементов ВОВ. Интегрированны е занятия по  физической  культуре,  спортивные и  развлекательные мероприятия по  5 1 0 2     ь л е р п а ­ т р а м ­ ь л а р в е ф ­ ь р а в н я ( благоприятной  атмосферы,  способствующей  развитию  доверительных  отношений  взрослых и детей  в процессе любой деятельности.  Сплочение семьи, определение  семейных  традиций. Выделение и  осознание того,  что уже усвоено  и что ещё  Р.И. Моисеева  учитель  начальных  классов, Т.А. Чечегова  воспитатель, И.С. Карауш –  врач­педиатр,  психотерапевт Страница 18 чтение. Решать  проблемы слабой   познавательной активности, через ознакомление  с жизнью и деятельностью детей, подростков   во   время ВОВ. Воспитывать бережное   отношение   к семейным и фотографиям наградам военной поры, уважительное отношение   к   старшему поколению.   речевому  развитию,  изобразительном у искусству,  трудовому  обучению,  музыкально­ ритмическому  направлению с  использование  инновационных  технологий,  Интернет­ технологий подлежит  усвоению. Создание  творческой,  рабочей  атмосферы,  детско­взрослого союза. Осознание  качества и  уровня усвоения исторических  материалов  4 этап РЕФЛЕКСИРУЮЩИЙ – завершение, обработка,  обсуждение полученных результатов и оформление результатов проекта (май 2015) Цель:  обобщение,   закрепление   достижений,   подведение   итогов   проектной деятельности. Выявление наиболее эффективных организационных, методических форм и средств   работы     по   формированию   духовно­нравственных   ценностей   и   гражданско­ патриотической позиции, внедрению аспектов языковой и речевой направленности. Задачи Сроки Ожидаемый  Ответственный  Мероприятия   Общешкольный  Определить  наиболее праздник,  приемлемые   формы посвящённый  работы по 70­лети Победы  дополнительному в ВОВ.  Встреча  образованию   через с ветераном  обсуждение   и   анализ ВОВ Ф. Т.  проделанной работы. Бондаренко.  Дать  характеристику Работа над  деятельности всех созданием  участников проекта.  презентаций по  Представить результатам  результаты   предметно­ всей проектной  практической деятельности. деятельности   через Анализ  демонстрацию детского внеурочной  творческого труда: [Р.И. Моисеева, Т.А. Чечегова]     результат ) Расширены 5 1 0 2     й а м (   знания о ВОВ. Закреплён   навык составления рассказа о истории   своей семьи   в   годы ВОВ. Усвоен   алгоритм создания проекта, постановка   цели, поиск   различных средств достижения цели, анализ Р.И. Моисеева  учитель  начальных  классов, Т.А. Чечегова  воспитатель Страница 19 опыт выставку   рисунков, поделок, достижений и т.п. Оптимизировать всех систему мероприятий на основе диагностических данных. Осветить  проектной деятельности посредством презентационного материала методическом объединении, оформить результаты   в   виде доклада на педагогическом   совете школы. на     деятельности. Анкетирование  всех участников. Отчётное  выступление на  методическом  объединении  слабослышащего отделения  школы. Выставка  рисунков,  поделок,  достижений и  т.п. полученных результатов. Отработаны навыки продуктивной деятельности при изготовлении открыток, составлении   и оформлении «Книги Памяти». Сформировано уважительное отношение   участникам войны, труженикам тыла, отношение семейным реликвиям.   бережное к к   Конечный продукт проекта Даже в самой лучшей школе невозможно научить абсолютно всему в процессе урочной деятельности, чтобы полученных знаний и опыта хватило на обучение в среднем и старшем звене. Поэтому колоссальное значение в воспитании и развитии ребёнка отводится внеурочной деятельности – дополнительному образованию. Как   активизировать   интерес   у   детей   с   нарушениями   слуха   к   учебным предметам?  Как  повысить   обучение   и   воспитание   детей   с   особенностями   в развитии во внеурочное время? Как в собственной педагогической  деятельности применять   инновационные   технологии?   Какими   могут   быть   формы   и   методы педагогического   руководства   самостоятельной   работой   школьников   с ограниченными возможностями здоровья? На   эти   вопросы   даёт   ответ   методическое   пособие,   созданное   на   основе обобщения работы авторов в процессе внеурочной деятельности – проект «Мы помним   Вас!».     В   данном   пособии   описаны   практические   способы   решения актуальных   задач   в   современных   условиях   обучения   и   нравственно­ патриотического воспитания детей с особыми образовательными потребностями; внесены сценарии внеурочных мероприятий (см. Портфолио): беседы, предметно­ [Р.И. Моисеева, Т.А. Чечегова] Страница 20 практическая   деятельность,   физкультурно­оздоровительные   занятия,   игровые мероприятия, тесты и др. Кроме   того,   создана   база   методических   рекомендаций,   которая   поможет направить   усилия   педагогов   общеобразовательных   школ   на   развитие   общего кругозора   детей,   способствовать   повышению   безусловно, эффективности процесса обучения и воспитания.   что   будет, Ожидаемые результаты    Для обучающихся:  обогащение   представлений   детей   о   Великой   Отечественной   Войне,   о подвиге советского народа, о героях войны;  возникновение у детей чувства гордости за стойкость, самоотверженность, героизм народа, победившего в ВОВ;  формирование у детей уважительного отношения к ветеранам, пожилым людям, желания оказывать им посильную помощь;  развитие   у   детей   с   особенностями   в   развитии   исследовательской   и творческой деятельности, умения представить продукт своей деятельности;   повышение уровня развития жизненной компетенции;  решение проблемы свободного времени школьников, их досуга;  реализация   главного   принципа   ориентации   на   идеал,   формирование гражданского самосознания, уважение к культурным ценностям, к памяти своих предков, к героическим страницам нашей отечественной истории.     Для педагогов:  сфомированность   навыков   владения   технологией   педагогического проектирования;  повышение   уровня   теоретических   знаний   в   области   специальной психологии и коррекционной педагогики;  умение вести психолого­педагогическое наблюдение за индивидуальным развитием детей в процессе их внеурочной жизнедеятельности;  умение оценить педагогическую эффективность применяемой технологии в процессе дополнительного образования.    Для родителей:   повышение   уровня   заинтересованности   результатами   обучения   и воспитания своих детей;  позитивные изменения детско­родительских отношений;   осознание родителями важности патриотического воспитания детей. Практическая значимость результата проекта Методическое пособие будет полезно педагогам общеобразовательных школ, где   обучаются   дети   с   ограниченными   возможностями     здоровья,   материалы [Р.И. Моисеева, Т.А. Чечегова] Страница 21 вызовут   интерес   у   педагогов   дополнительного   образования,   классных руководителей, студентов педагогических вузов, колледжей. Несомненно, для педагогов­дефектологов, педагогов­психологов, социальных педагогов,   логопедов     данные   материалы   будут   полезны   при   организации школьных, внешкольных, районных, городских мероприятий на основе содержания своих дисциплин. Способы коррекции  создание     оптимальных     условий       для   активизации   познавательного интереса к историческому прошлому страны в процессе внеурочной  деятельности;  вовлечение родителей в совместную творческую деятельность;  психолого­педагогическое   просвещение   родителей,   законных представителей;  повышение профессиональной компетентности педагогов.  Заключение Известно, что маленькие дети не догадываются о роли слухового анализатора в общении с окружающими. Лишь постепенно они осознают значение слуха для познания окружающей действительности, для общения. Из­за недоразвития речи и ограниченности   общения   с   окружающими   личный   опыт   слабослышащих значительно обеднён. Что знали дети с ОВЗ о событиях, изменивших судьбы человечества всего мира, перевернувших новейшую историю. Что для них был праздник Победы?  Пока   человек   помнит,   ушедших   от   нас,   жива   связь   поколений.   Поэтому проект  «Мы помним  Вас!»  в полной  мере отвечает   современным требованиям, закладывает основы понимания,  что любовь к Родине, патриотизм начинается со знания,  уважения и хранения памяти о своих родных, близких, истории семьи, семейной   родословной   и  в   первую   очередь   они   черпают   информацию   у   своих прадедов, прапрадедов. Родители, заинтересованные участники проекта ориентированы на развитие у своих детей потребности к познанию, общению с взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность.   Педагоги   выступали   активными   помощниками,   организовывали, корректировали и направляли совместную деятельность детей и родителей по теме проекта «Мы помним Вас!». Вследствие организованной внеурочной деятельности ребята были горды за свою семью, чувствовали себя частью своей Родины и страны. При использовании информационной   поддержки   семей   воспитанников   собраны   великолепные   и уникальные   документы   участников   Великой   Отечественной   войны,  фотографии прадедушек   и   прабабушек,   прапрадедушек   и   прапрабабушек   наших   детей, оформлен альбом «Пока память жива!» для школьного музея. Команда педагогов [Р.И. Моисеева, Т.А. Чечегова] Страница 22 и   родителей   готова   к   обмену   опытом   с   коллегами,   его   трансляции   в   другие общеобразовательные организации. Эта память с корнями уходит все глубже И шумит на ветвях, зеленея, листва. Её времени бег никогда не заглушит! Ведь душа молода, пока память жива! (З. Чебаторёва) Список используемой литературы 1. Александрова Е. Ю. и др. «Система патриотического воспитания в ДОУ»­ Волгоград, «Учитель», 2007г. 2. Валеева   Г.Х. Патриотическое   воспитание   младших   школьников   в   Диссертация образовательном   процессе   средствами   этнопедагогики. канд.пед.наук. Магнитогорск: 2006. – 180 с. 3. Вопросы   идеологической   работы.   Сборник   важнейших   решений КПСС. (1954­1961 гг.). М.: Госполигиздат, 1961. 4. Государственная   программа   «Патриотическое   воспитание   граждан Российской   Федерации   на   2011­2015   годы».   [Электронный   ресурс]   //   режим доступа:http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml. 5. Директивы   и   постановления   советского   правительства   о   народном образовании. М. – Л., 1947. Научная библиотека диссертаций и авторефератов. 6. Иванова И.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе // Журнал «Начальная школа», №2, 2004. 7. Ивашкина   Н.А. Патриотическое   воспитание   младших   школьников   на традициях народной педагогики. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. М. : 2008. – 24 с. 8. Из опыта использования проектного метода на уроках русского языка в начальной школе // Журнал «Начальная школа», №8, 2008. 9. Казаков   А.П.,   Шорыгина   Т.А.   «Детям   о   великой   победе!»   –   Москва, «Гном и Д», 2005 г. 10. Карасёв А.В.   Разработка   истории   Великой   Отечественной   войны   // Советская историческая наука от XX к XXII съезду партии. М. :1962 г. 11. Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина?» – М. : ТЦ «Сфера», 2004 г. 12. Лихачёв Б.Т. Педагогика: курс лекций. – М. : Юрайт, 2001. – 607 с. 13. Мулько   И.Ф.   Социально­нравственное   воспитание   детей   5­7   лет: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2006. ­96. – (Программа развития). 14. Новицкая   М.Ю.   Наследие.   Патриотическое   воспитание   в   школе.   М.   : «Линка­Пресс», 2003 г. 15. Новикова Е.Б. Совместная проектная деятельность детей и взрослых // Журнал «Начальная школа», №5, 2008 г. [Р.И. Моисеева, Т.А. Чечегова] Страница 23 16. Организация   проектной   деятельности   в   свете   требований   ФГОС Методическое пособие. А.В. Роготнева, С.М. Никульшин, Л.Н.Тарасова. – Томск, ТОИПКРО, – 2012 г. 17. Подрезова   Т.И.  «Планирование   и   конспекты   занятий   по   развитию   речи детей в ДКОУ». «Патриотическое воспитание» – М. : «Айрис­Пресс», 2007г. 18. Стратегический   план   развития   школы   в   условиях   изменений.   Рабочая тетрадь.   –   М.   :   НФПК,   ООО   «Миралл»,   2005.   –   8­.с.   –   С.   42­43;   журнал «Дефектология» № 3, 2009 г. 19. Ушинский   К.Д. Избранные   педагогические   сочинения:   В   2   т.   –   М.   : Педагогика, 1974. Т. 2. – 525 с. 20. Формирование   универсальных   учебных   действий/А.В.   Роготнева,     С.М. Никульшин, Л.Н. Тарасова. – Томск, 2012г. 21. Чердынцева   Е.В.   /   Духовно­нравственное   воспитание   младших школьников в проектной деятельности /­ Ж. «Начальная школа плюс До и После»­ №6­2011. 22. Шевырёв А.П. История в школе: образ Отечества в новых учебниках // Исторические исследования в России. Тенденции последних лет. М. : 1996 г. 1. Песня   Победы:   Стихотворения/Вступ.   Ст.   и   сост.   В.   Азарова;   Рис.   И Литература для детей оформл. В. Бродского. – Л.: изд­во «Детская литература». 1985. – 160 с. 2. Бондаренко   Ф.Т.   «Мы   сражались   за   Ваше   будущее».   –   Томск,   ЗАО «Издательство «Красное Знамя», 2014 г. – 82 с. 3. Христенко   И.М.  Настуся.  Повесть.  Пер.  с   укр.  В.  Максимова.  Рис.  И. Година. М.: изд­во «Детская литература». 1994. – 128 с. Интернет­источники 1. http://serpschool2.ru/viewpage.php?page_id=111 2. http://festival.1september.ru/articles/619860/ 3. http://www.detsad72.ru/consult.php?id=211 4. http://bibliopskov.ru/waraktion.htm 5. http://karjalanmu.ru/i­konchilos­mirnoe­detstvo/ Приложение 1 [Р.И. Моисеева, Т.А. Чечегова] Страница 24 Приложение 2 [Р.И. Моисеева, Т.А. Чечегова] Страница 25 Приложение 3 Приложение 4 [Р.И. Моисеева, Т.А. Чечегова] Страница 26

Проект "Мы помним ВАС!" (Начальная школа)

Проект "Мы помним ВАС!" (Начальная школа)

Проект "Мы помним ВАС!" (Начальная школа)

Проект "Мы помним ВАС!" (Начальная школа)

Проект "Мы помним ВАС!" (Начальная школа)

Проект "Мы помним ВАС!" (Начальная школа)

Проект "Мы помним ВАС!" (Начальная школа)

Проект "Мы помним ВАС!" (Начальная школа)

Проект "Мы помним ВАС!" (Начальная школа)

Проект "Мы помним ВАС!" (Начальная школа)

Проект "Мы помним ВАС!" (Начальная школа)

Проект "Мы помним ВАС!" (Начальная школа)

Проект "Мы помним ВАС!" (Начальная школа)

Проект "Мы помним ВАС!" (Начальная школа)

Проект "Мы помним ВАС!" (Начальная школа)

Проект "Мы помним ВАС!" (Начальная школа)

Проект "Мы помним ВАС!" (Начальная школа)

Проект "Мы помним ВАС!" (Начальная школа)

Проект "Мы помним ВАС!" (Начальная школа)

Проект "Мы помним ВАС!" (Начальная школа)

Проект "Мы помним ВАС!" (Начальная школа)

Проект "Мы помним ВАС!" (Начальная школа)

Проект "Мы помним ВАС!" (Начальная школа)

Проект "Мы помним ВАС!" (Начальная школа)

Проект "Мы помним ВАС!" (Начальная школа)

Проект "Мы помним ВАС!" (Начальная школа)

Проект "Мы помним ВАС!" (Начальная школа)

Проект "Мы помним ВАС!" (Начальная школа)

Проект "Мы помним ВАС!" (Начальная школа)

Проект "Мы помним ВАС!" (Начальная школа)

Проект "Мы помним ВАС!" (Начальная школа)

Проект "Мы помним ВАС!" (Начальная школа)

Проект "Мы помним ВАС!" (Начальная школа)

Проект "Мы помним ВАС!" (Начальная школа)

Проект "Мы помним ВАС!" (Начальная школа)

Проект "Мы помним ВАС!" (Начальная школа)

Проект "Мы помним ВАС!" (Начальная школа)

Проект "Мы помним ВАС!" (Начальная школа)

Проект "Мы помним ВАС!" (Начальная школа)

Проект "Мы помним ВАС!" (Начальная школа)

Проект "Мы помним ВАС!" (Начальная школа)

Проект "Мы помним ВАС!" (Начальная школа)

Проект "Мы помним ВАС!" (Начальная школа)

Проект "Мы помним ВАС!" (Начальная школа)

Проект "Мы помним ВАС!" (Начальная школа)

Проект "Мы помним ВАС!" (Начальная школа)

Проект "Мы помним ВАС!" (Начальная школа)

Проект "Мы помним ВАС!" (Начальная школа)

Проект "Мы помним ВАС!" (Начальная школа)

Проект "Мы помним ВАС!" (Начальная школа)

Проект "Мы помним ВАС!" (Начальная школа)

Проект "Мы помним ВАС!" (Начальная школа)

Проект "Мы помним ВАС!" (Начальная школа)

Проект "Мы помним ВАС!" (Начальная школа)

Проект "Мы помним ВАС!" (Начальная школа)

Проект "Мы помним ВАС!" (Начальная школа)

Проект "Мы помним ВАС!" (Начальная школа)

Проект "Мы помним ВАС!" (Начальная школа)

Проект "Мы помним ВАС!" (Начальная школа)

Проект "Мы помним ВАС!" (Начальная школа)

Проект "Мы помним ВАС!" (Начальная школа)

Проект "Мы помним ВАС!" (Начальная школа)

Проект "Мы помним ВАС!" (Начальная школа)

Проект "Мы помним ВАС!" (Начальная школа)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.08.2019