«Организация психолого-педагогического сопровождения в ОО в условиях внедрения ФГОС»
Оценка 5
Педсоветы +1
doc
администрации +1
1 кл—4 кл
21.01.2018
С 01.09.2016 года вступили в силу федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) для детей с ограниченными возможностями здоровья и федеральные государственные образовательные стандарты для детей с интеллектуальными нарушениями. Задача формирования новой личности неосуществима традиционными подходами к образованию школьников. Поэтому введение новых образовательных стандартов - это веяние времени. С введением ФГОС стало возможным обучение детей в силу выраженности и тяжести проблем здоровья, находившихся до настоящего времени вне системы образования, фактически признаваемых «необучаемыми».
семинар ноябрь 2017.doc
слайд
Семинар
02.11.17 г.
«Организация психологопедагогического сопровождения в ОО в
условиях внедрения ФГОС»
«Время есть величайший из новаторов». Оно затрагивает все сферы
человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его
обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами
«войти» нельзя. Задача формирования новой личности неосуществима
традиционными подходами к образованию школьников. Поэтому введение
новых образовательных стандартов это веяние времени.
слайд
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19
декабря 2014 года № 1599 был утверждён Федеральный государственный
образовательный стандарт образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
С 01.09.2016 года вступили в силу федеральные государственные
образовательные стандарты (ФГОС) для детей с ограниченными
возможностями здоровья и федеральные государственные образовательные
стандарты для детей с интеллектуальными нарушениями.
Цель введения ФГОС:
введение в образовательное пространство всех детей с ОВЗ вне зависимости
от тяжести их проблем.
слайд
На основании приказа Министерства образования Российской Федерации №
902 от 21.05.2014 года «Распространение на всей территории Российской
Федерации современный моделей успешной социализации детей в условиях
экспериментального перехода на федеральные государственные
образовательные стандарты образования детей с ограниченными
возможностями здоровья» в нашем ОУ на условиях апробации в 1 классе в
20142015 учебном году введены ФГОС НОО для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В 20152016 учебном году и 20162017 учебном году были организованы
классы для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, тяжёлыми и
множественными нарушениями развития.
В 2017 2018 учебном году начальная школа работает в режиме 5дневной
рабочей недели. Вся начальная школа с 1 по 4 классы, а также 5 В класс
обучаются по АООП вариант 1 и вариант 2 для обучающихся с УО
(интеллектуальными нарушениями). К началу учебного года сформировано 8
классов по ФГОС (1, 2, 3А, 3Б, 4А,4Б, 4В,5В). Шесть классов по варианту 1,
два класса (4В и 5В) по варианту 2.
слайд
В нашем ОУ реализуются 1 и 2 варианты АООП.
• 1 вариант для детей с легкой умственной отсталостью, они получают
нецензовое образование и свидетельство об обучении, при неизбежном
значительном редуцировании «академического» компонента кардинально
расширяется область развития «жизненной компетенции».
• 2 вариант для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой
умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями
развития (ТМНР), интеллектуальное развитие которых не позволяет им
освоить АООП (вариант 1), либо они испытывают существенные трудности в
ее освоении.
Для данной категории обучающихся разрабатывается специальная
индивидуальная программа развития (СИПР), учитывающая индивидуальные
образовательные потребности обучающегося с умственной отсталостью.
Обучающиеся получают нецензовое образование и свидетельство об обучении.
С введением ФГОС стало возможным обучение детей в силу выраженности и
тяжести проблем здоровья, находившихся до настоящего времени вне
системы образования, фактически признаваемых «необучаемыми». С
открытием классов ТМНР появилась возможность обучения таких детей
в ОУ, включение их в детский коллектив, введение в более сложную
предметную и социальную среду. Расширение жизненного опыта и
повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Исключается изоляция от образовательной системы и замыкание в условиях
дома или учреждения социальной защиты.
Данный вариант направлен на овладение общепринятыми нравственными и
социокультурными ценностями, развитие необходимых для самореализации и
жизни в обществе практических представлений, умений и навыков,
позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и
независимости в повседневной жизни.
В соответствии с новыми утвержденными федеральными государственными
образовательными стандартами (ФГОС), которые учитывают образовательные
потребности и особенности детей с ограниченными возможностями здоровья
(ОВЗ), в системе коррекционного образования происходит переосмысление
содержания коррекционной работы. Введение ФГОС фактически меняет
образование обучающихся, ориентируя на их развитие, учет особенностей и
всестороннее раскрытие интеллектуального и личностного потенциала.
Психологопедагогическое сопровождение сегодня является не просто
суммой разнообразных методов коррекционноразвивающей работы с детьми,
а выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и
помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания.
Психологопедагогическое сопровождение становиться неотъемлемой
частью организации обучения и воспитания детей с ограниченными
возможностями здоровья.
слайд
Психологопедагогическое сопровождение – это организованная
деятельность, в процессе которой создаются социальнопсихологические и
педагогические условия для дальнейшего успешного обучения и
психологического развития каждого ребенка в школьной среде. Приставка
"со" в слове изначально предполагает реализацию в процессе сопровождения
объединения действий и усилий провожатого и сопровождаемого. Сопровождение реализуется непосредственно в совместной деятельности, что
принципиально его отличает от управления, которое может осуществляться
извне без оказания непосредственной помощи, личного участия и заботы.
Вместе с тем, сопровождать необходимо не столько ребёнка, сколько
процесс его развития.
Если сопровождение идентифицировать с понятием организация, то служба
сопровождения – это объединение специалистов разного профиля,
осуществляющих процесс сопровождения.
Сопровождение в образовании рассматривается, преимущественно, с трех
позиций: как процесс, как метод и как система профессиональной
деятельности специалистов.
Если раскрывать содержание понятия "сопровождение" с точки зрения
процесса, то сопровождение можно представить как совокупность
последовательных действий, позволяющих ребенку максимально
эффективно реализовать обучение и воспитание.
При подходе к сопровождению, как к методу, понимается способ
практического осуществления сопровождения, обеспечивающий создание
условий для принятия участниками образовательного пространства
оптимальных решений в ситуациях школьного взаимодействия.
С позиции системы профессиональной деятельности школьных консилиумов,
сопровождение является объединением специалистов разного профиля,
осуществляющих процесс сопровождения. Иначе говоря, сопровождение
выступает как комплекс, система, особая культура поддержки
естественного развития детей и помощи в решении задач, обучения,
воспитания и социализации.
Главным новшеством становится создание психологопедагогической
службы образовательной организации. В состав такой службы входят все
узкие специалисты образовательной организации. Отсюда и организационные
изменения работы психологомедикопедагогического консилиума – все узкие
специалисты ПМПк должны входить в состав службы.
Комплексный характер сопровождения заключается в том, что оно включает в
себя ряд взаимосвязанных и дополняющих друг друга видов деятельности
команды специалистов. слайд
Целью психологопедагогического сопровождения ребенка с ОВЗ является
обеспечение оптимальных условий для адаптации, обучения, воспитания и
развития ребенка исходя из его индивидуальных особенностей, реализация
которой предполагает достижение комплекса задач:
− помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обу
чения, социализации;
− развитие психологопедагогической компетентности (психологической
культуры) обучающихся, родителей, педагогов.
слайд
Эффективное психологопедагогическое сопровождение реализуется через
следующие направления деятельности:
диагностическое;
профилактическое;
консультативное;
коррекционноразвивающее;
поддерживающее;
просветительское;
образовательное.
Основными принципами психологопедагогического сопровождения
участников образовательного пространства являются:
приоритет интересов сопровождаемого;
непрерывность сопровождения;
целенаправленность
систематичность
гибкость
комплексный подход к сопровождению;
преемственность сопровождения на разных уровнях образования; принцип сетевого взаимодействия;
рекомендательный характер советов специалистов сопровождения.
Сопровождение в образовательном процессе обеспечивают классный
руководитель, учитель, учительлогопед, педагогпсихолог, учитель
дефектолог, тьютор, ассистент, социальный педагог и т.д.
С 1 сентября 2017 года в нашей ОО расширился штат узких специалистов:
педагогипсихологи человек
учителялогопеды человек
учителядефектологи человек
тьюторы3 человека
ассистенты1 человек
Педагогипсихологи, сопровождают детей, осваивающих вариант 1 АООП
для обучающихся с УО с 1 по 9 классы. В 89 классах основной упор делается
на профессиональную ориентацию, социализацию детей и их подготовку к
самостоятельной жизни.
Учителялогопеды и учителядефектологи, сопровождающие детей,
осваивающих вариант 1 АООП для обучающихся с УО, осуществляют
сопровождение детей (в том числе представление их на ПМПк) до
достижения ими возраста, в котором дефектологическая и логопедическая
помощь становится нецелесообразной, с 1 по 7 класс включительно.
Педагогипсихологи, учителядефектологи, учителялогопеды, а также
ассистенты, тьюторы закреплены за классами ТМНР, а также за детьми,
осваивающими вариант 2 АООП. На этих специалистов возлагается
разработка и реализация соответствующих коррекционноразвивающих
областей АООП, программы работы с семьёй, а также представление этих
детей на ПМПк.
При распределении нагрузки между специалистами, мы исходили из
варианта обучения сопровождаемых детей по АООП, соответствующих
этому варианту коррекционноразвивающих областей и основных задач
реализации их содержания, а также возраста сопровождаемых
обучающихся.
Команда специалистов: педагогпсихолог, учительлогопед, учитель
дефектолог будет работать вместе на классе с 1го года обучения и до
выпуска обучающихся из ОО. Так же специалисты сопровождают
обучающихся на дому, исходя из рекомендаций ПМПК и ИПРА. слайд
Принципы работы:
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение
работников организации, которые призваны оказывать каждому
обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных
образовательных потребностей
Принцип системности обеспечивает единство всех элементов
коррекционновоспитательной работы: цели и задач, направлений
осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации,
взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на
всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности
Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ
коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных
потребностей и возможностей психофизического развития.
Принцип единства психологопедагогических и медицинских
средств обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого
педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному
решению задач коррекционновоспитательной работы.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного
участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на
процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
Коррекционная работа проводится в системе взаимодействия
специалистов Именно комплексное взаимодействие обеспечивает
лучший эффект и результативность работы.
«Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли
самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на
разные жизненные ситуации». Не важен статус учреждения, которое посещает
ребенок с ОВЗ, специальное оно или общеобразовательное. Принципиально
другое, оно обязано обеспечить раскрытие способностей особого ученика.
«Организация психолого-педагогического сопровождения в ОО в условиях внедрения ФГОС»
«Организация психолого-педагогического сопровождения в ОО в условиях внедрения ФГОС»
«Организация психолого-педагогического сопровождения в ОО в условиях внедрения ФГОС»
«Организация психолого-педагогического сопровождения в ОО в условиях внедрения ФГОС»
«Организация психолого-педагогического сопровождения в ОО в условиях внедрения ФГОС»
«Организация психолого-педагогического сопровождения в ОО в условиях внедрения ФГОС»
«Организация психолого-педагогического сопровождения в ОО в условиях внедрения ФГОС»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.