ТОГАОУ «Котовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Коррекционно-логопедическая компетентность родителей – часть комплексной программы коррекционного воздействия по преодолению речевых нарушений школьников с ЗПР
Автор:
Малахова Галина Алексеевна,
учитель-логопед
«Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей»В.А. Сухомлинский
Актуальность
Теоретические положения
Повышенная необходимость детей с ОВЗ в опоре на взрослых (Н.Н. Малофеев, Н.М. Назарова)
Принцип непрерывности и единства общественного и семейного воспитания (В.А. Сухомлинский)
Создание благоприятной атмосферы общения ребенка в семье (Л.С. Выготский)
Определение принципиальных подходов к организации и содержанию консультирования семей, имеющих детей с нарушениями умственного и речевого развития в условиях образовательной организации для детей с ОВЗ (Н.Л. Белопольская, В.В. Ткачева)
Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи (Бачина О.В., Самородова Л.Н.)
Цель: Формирование коррекционно-логопедической компетентности родителей
Задачи:
Новизна проекта
Организация родительского всеобуча с
Разработка структуры коррекционно—логопедического сотрудничества с законными представителями детей с ОВЗ
Организация родительского всеобуча с применением дистанционных (электронная почта, Skype, Дневник.ру) форм общения и обучения
Участники проекта
Малахова Г.А.: руководитель проекта
Рабочая группа: заместитель директора по коррекционной работе, педагог-психолог, психоневролог, воспитатель, учитель, инструктор ЛФК, специалисты ЦПМПК
Благополучатели: родители и их дети
Сроки реализации
II этап основной
III заключительный
01.09.2017-
31.10.2017
01.11.2017-
30.04.2018
01.05.2018-
31.05.2018
I этап подготовительный
Ожидаемые результаты
Изменение характера взаимоотношений в семье с точки зрения влияния на речевое развитие ребенка
Расширение круга дефектологических знаний и представлений, повышение педагогической грамотности родителей
Повышение мотивации родителей участвовать в логопедической коррекции психоречевых нарушений
Повышение качества коррекционно-логопедической работы с детьми
Подготовительный этап
Изучение теоретического и практического материалов по теме проекта
Создание рабочей группы
Разработка плана мероприятий
Подготовка научно-методической базы: разработка программ семинаров, тренингов, дистанционного всеобуча
Подготовка диагностического инструментария
Разработка структуры коррекционно- логопедической компетентности родителей
Разработка критериев эффективности
1
2
3
4
5
6
7
Подготовительный этапКритерии эффективности проекта
Точное понимание родителями (законными представителями) целей коррекционно-логопедической работы по устранению нарушений основных средств языка
Наличие у родителей внутреннего мотива взаимодействия со специалистами коррекционно-логопедического процесса
Наличие у родителей определенного минимума теоретических и практических умений для оказания помощи своему ребенку
Наличие у родителей продуктивности и эффективности работы родителей в домашних условиях
Подготовительный этапСтруктура коррекционно-логопедической компетентности родителей
Компоненты | Характеристика |
Мотивационно-целевой | Наличие у родителей представления о целях и задачах логопедической работы, наличие внутренних мотивов для участия в коррекционном процессе |
Когнитивный | Наличие у родителей теоретических знаний о нарушениях речи, наличие представлений о способах и методах организации занятий с ребенком в домашних условиях |
Деятельностный | Сформированность умений у родителей организовывать занятия с ребенком в домашних условиях для достижения максимальных результатов |
Оценочный | Наличие способности родителей самостоятельно оценивать качество собственных усилий и эффективность занятий с ребенком дома |
Основной этапФормы работы с родителями Нетрадиционные
Тренинг
Выставки пособий
Организация досуга
Семейные посиделки
Проектная деятельность
Основной этапРеализация мероприятий по плану
Ознакомление родителей с логопедической диагностикой
Обучение практическим навыкам коррекционно-логопедической работы
Семинар-практикум
Работа школьного консилиума
Основной этапРеализация мероприятий по плану
Педсовет-практикум
Открытое индивидуальное занятие, демонстрация приемов работы
Круглый стол
Обучающий вебинар
Заключительный этап
Итоговое родительское
собрание в форме
игры- соревнования
«Логопедическая спартакиада»
Заключительный этап
Результаты исследования родительской мотивации
Вывод
На конец реализации проекта наблюдается положительная динамика уровня родительской мотивации
Заключительный этап
Уровень коррекционно-логопедической компетентности родителей
Вывод
На конец реализации проекта уровень коррекционно-логопедической компетентности родителей повысился
Заключительный этап
Результаты коррекционно-логопедической работы с детьми
Срок реализации | Нарушения чтения и письма, обусловленные несформированностью основных средств языка | |||
2 класс | 3 класс | |||
С участием | Без участия | С участием | Без участия | |
Начало учебного года | 4 | 2 | 3 | |
Конец учебного года | - | - | 2 |
Вывод
На конец реализации проекта в группах , где в коррекционно-логопедической работе принимали участие родители, выпущено учеников-логопатов 100%, без участия родителей 20%
Заключительный этапСформированность практических навыков у родителей
Вывод: на конец проекта родители детей с ЗПР приобрели практические навыки коррекционной логопедической работы с логопатами в домашних условиях
Востребованность проекта
Может быть реализован без дополнительных затрат в любой образовательной организации, где оказывается логопедическая помощь детям
Региональная стажировочная площадка по реализации ФГОС НОО обучающихся с ЗПР
Региональный ресурсный центр психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и их родителей
(дошкольное и школьное отделения)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.