Коррекционно-логопедическая компетентность родителей - часть комплексной программы коррекционного воздействия по преодолению речевых нарушений школьников с ЗПР

  • ppt
  • 27.01.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Кор-логоп комп род.ppt

ТОГАОУ «Котовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Коррекционно-логопедическая компетентность родителей – часть комплексной программы коррекционного воздействия по преодолению речевых нарушений школьников с ЗПР
Автор:
Малахова Галина Алексеевна,
учитель-логопед
2019 год
г. Котовск

«Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей» В.А. Сухомлинский

Актуальность
Ст. 44, ФЗ № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в РФ» отмечает преимущественное право и обязанность родителей на обучение и воспитание детей
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования детей с ОВЗ выделяет развитие языка и речевой практики как основополагающий компонент жизненной компетенции обучающихся
92 % обучающихся школы-интерната с комплексными речевыми нарушениями, что требует дополнительной коррекционной работы
Отсутствие специальной помощи семье, воспитывающей ребенка с психоречевыми нарушениями

Теоретические положения

Повышенная необходимость детей с ОВЗ в опоре на взрослых (Н.Н. Малофеев, Н.М. Назарова)
Принцип непрерывности и единства общественного и семейного воспитания (В.А. Сухомлинский)
Создание благоприятной атмосферы общения ребенка в семье (Л.С. Выготский)
Определение принципиальных подходов к организации и содержанию консультирования семей, имеющих детей с нарушениями умственного и речевого развития в условиях образовательной организации для детей с ОВЗ (Н.Л. Белопольская, В.В. Ткачева)
Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи (Бачина О.В., Самородова Л.Н.)


Цель: Формирование коррекционно-логопедической компетентности родителей

Задачи:
Определить уровень родительской мотивации в сотрудничестве с образовательной организацией для детей с ОВЗ в начале проекта и повысить его в результате реализации проекта
Разработать структуру коррекционно-логопедической компетентности родителей
Просветить родителей по вопросам особенностей психоречевого развития ребенка с ЗПР
Сформировать у родителей практические навыки оказания коррекционно-логопедической помощи ребенку
Оптимизировать коррекционное воздействие путем активного включения родителей в логопедический процесс
Повысить качество коррекционно-логопедической помощи детям с ЗПР

Новизна проекта



Организация родительского всеобуча с




Разработка структуры коррекционно—логопедического сотрудничества с законными представителями детей с ОВЗ

Организация родительского всеобуча с применением дистанционных (электронная почта, Skype, Дневник.ру) форм общения и обучения

Участники проекта











Малахова Г.А.: руководитель проекта

Рабочая группа: заместитель директора по коррекционной работе, педагог-психолог, психоневролог, воспитатель, учитель, инструктор ЛФК, специалисты ЦПМПК

Благополучатели: родители и их дети

Сроки реализации

II этап основной

III заключительный

01.09.2017-
31.10.2017

01.11.2017-
30.04.2018

01.05.2018-
31.05.2018

I этап подготовительный

Ожидаемые результаты

Изменение характера взаимоотношений в семье с точки зрения влияния на речевое развитие ребенка
Расширение круга дефектологических знаний и представлений, повышение педагогической грамотности родителей
Повышение мотивации родителей участвовать в логопедической коррекции психоречевых нарушений
Повышение качества коррекционно-логопедической работы с детьми

Подготовительный этап

Изучение теоретического и практического материалов по теме проекта
Создание рабочей группы
Разработка плана мероприятий
Подготовка научно-методической базы: разработка программ семинаров, тренингов, дистанционного всеобуча
Подготовка диагностического инструментария
Разработка структуры коррекционно- логопедической компетентности родителей
Разработка критериев эффективности

1

2

3

4

5

6

7

Подготовительный этап Критерии эффективности проекта

Точное понимание родителями (законными представителями) целей коррекционно-логопедической работы по устранению нарушений основных средств языка
Наличие у родителей внутреннего мотива взаимодействия со специалистами коррекционно-логопедического процесса
Наличие у родителей определенного минимума теоретических и практических умений для оказания помощи своему ребенку
Наличие у родителей продуктивности и эффективности работы родителей в домашних условиях

Подготовительный этап Структура коррекционно-логопедической компетентности родителей

Компоненты

Характеристика

Мотивационно-целевой

Наличие у родителей представления о целях и задачах логопедической работы, наличие внутренних мотивов для участия в коррекционном процессе

Когнитивный

Наличие у родителей теоретических знаний о нарушениях речи, наличие представлений о способах и методах организации занятий с ребенком в домашних условиях

Деятельностный

Сформированность умений у родителей организовывать занятия с ребенком в домашних условиях для достижения максимальных результатов

Оценочный

Наличие способности родителей самостоятельно оценивать качество собственных усилий и эффективность занятий с ребенком дома

Основной этап Формы работы с родителями Традиционные

Основной этап Формы работы с родителями Нетрадиционные

Тренинг

Выставки пособий

Организация досуга

Семейные посиделки

Проектная деятельность

Основной этап Формы работы с родителями Дистанционные

Основной этап Реализация мероприятий по плану

Ознакомление родителей с логопедической диагностикой

Обучение практическим навыкам коррекционно-логопедической работы

Семинар-практикум

Работа школьного консилиума

Основной этап Реализация мероприятий по плану

Педсовет-практикум

Открытое индивидуальное занятие, демонстрация приемов работы

Круглый стол

Обучающий вебинар

Заключительный этап:

Заключительный этап

Итоговое родительское
собрание в форме
игры- соревнования
«Логопедическая спартакиада»

Заключительный этап

Результаты исследования родительской мотивации

Вывод
На конец реализации проекта наблюдается положительная динамика уровня родительской мотивации

Заключительный этап

Уровень коррекционно-логопедической компетентности родителей

Вывод
На конец реализации проекта уровень коррекционно-логопедической компетентности родителей повысился

Заключительный этап

Результаты коррекционно-логопедической работы с детьми

Срок реализации

Нарушения чтения и письма, обусловленные несформированностью основных средств языка

2 класс

3 класс

С участием
родителей

Без участия
родителей

С участием
родителей

Без участия
родителей

Начало учебного года

4

2

3

Конец учебного года

-

-

2

Вывод
На конец реализации проекта в группах , где в коррекционно-логопедической работе принимали участие родители, выпущено учеников-логопатов 100%, без участия родителей 20%

Заключительный этап Сформированность практических навыков у родителей

Вывод: на конец проекта родители детей с ЗПР приобрели практические навыки коррекционной логопедической работы с логопатами в домашних условиях

Выводы

Распространение опыта

Востребованность проекта




Может быть реализован без дополнительных затрат в любой образовательной организации, где оказывается логопедическая помощь детям

Региональная стажировочная площадка по реализации ФГОС НОО обучающихся с ЗПР

Региональный ресурсный центр психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и их родителей
(дошкольное и школьное отделения)